БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ПРОРОЧЕСТВА О СОБЫТИЯХ, ПРЕДВАРЯЮЩИХ ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА16
НАДПИСЬ НА ГРОБНИЦЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО
Приводимое ниже пророчество представляет собой текст, некогда начертанный на гробнице императора Константина Великого. Эта надпись появилась, должно быть, при его сыне Констанции II Перенеся останки отца из Никомидии в Константинополь, он положил их в храме Святых апостолов, который сам же выстроил. Текст был впервые опубликован в XVII веке в книге Дорофея Монемвасийского «Свод разных исторических сочинений» (Константинополь, 1684), а затем переиздан в «Греческой патрологии» Миня.
То, что надпись до сих пор малоизвестна и практически неизучена, связано с ее загадочным характером. В дни предпоследнего императора Иоанна VIII Палеолога первым и едва ли не единственным комментатором этого текста выступил Григорий Схоларий, будущий патриарх Константинопольский. Мы приводим его дословно по вышеназванным изданиям (сама надгробная плита, как и храм, где она помещалась, давно разрушены) и прилагаем собственный комментарий. По своему языку надпись весьма отлична от греческих текстов середины IV века Р. X., но это, по нашему мнению, объясняется тем, что первый публикатор, Дорофей Монем-васийский, живший тринадцать столетий спустя, позаботился сделать ее понятной своим современникам.
«В первом году индикта держава Исмаила, который именуется Магомет, победит род Палеологов, овладеет Семихолмием, будет господствовать в нем, множество народа погубит и опустошит острова до Понта Эвксинского. В восьмом году индикта разорит живущих по берегам Истра, Пелопоннес подвергнет запустению, в девятом — в северных землях станет воевать, в десятом — далматинцев победит, на время вспять обратится, [но затем]17 против далматинцев [вновь] великую брань воздвигнет, но те частичное поражение ему нанесут. И многочисленные, как листва, [бойцы] западным [народам] последуют, войну на суше и море начнут и Исмаила победят. Потомство же его будет править краткое время. Светловолосый род с помощниками его вконец Исмаила победят и Семихолмие с особыми преимуществами [в нем] получат. Тогда начнется жестокая междоусобная брань, [длящаяся] до пятого часа. И прозвучит троекратный глас; «Остановитесь, остановитесь со страхом! И, поспешив на десную страну, обретете там мужа, воистину дивного и крепкого. Сей будет вашим властителем, ибо он любезен Мне, и вы, приняв его, исполните волю Мою».
Полагаем, что уяснение этого пророчества не требует чрезмерного напряжения мысли, ведь оно во многом уже исполнилось. Несмотря на то что Констанция II, при котором надпись была выбита, и Иоанна VIII Палеолога, при котором ее откомментировали, разделяют одиннадцать столетий, текст трудно заподозрить в позднейших вставках или изъятиях. Между тем многие из предсказанных событий: захват Константинополя мусульманами, распространение их господства на запад, последующее поражение и постепенный упадок — стали фактами истории.
За победой «Магомета» над «родом Палеологов» и захватом «Семихолмия» стоит, без сомнения, взятие византийской столицы турками, за частичным поражением «Исмаила» от «далматинцев» — разгром турок под Веной (после которого началось их изгнание из Европы), а за последующей «войной на суше и море» — освободительная борьба порабощенных народов, балканские войны начала XX столетия и сокращение территории Турции до нынешних ее границ. Сбылось, как мы думаем, и следующее предсказание — о недолгом правлении Исмаилова «потомства», подразумевающее скорее всего кратковременное усиление Турции в 1920-е годы при Кемаль-паше.
Исполнение пророчества в этой важнейшей части — залог истинности его во всем остальном. Уповая на это, рассмотрим доселе не сбывшиеся предсказания, ибо мы, греки, находимся едва ли не в самом эпицентре событий, затронутых ими и прямо относящихся к судьбам нашего народа и Отчизны.
«Не приключается граду зла, какого не попускает Бог»18. Отступление от Бога и прочие грехи людей бывают причиной находящих на них искушений, как бы «вынуждая» Божий Промысл попускать их. Среди множества вразумляющих скорбей есть и духовные язвы — ереси, расколы и соблазны лжеучений. Одним из таких «бичей Божиих» был ислам, причинивший много бед нашей Церкви и всему греческому миру. Но подобно остальным бедам, попускаемым «до времени» (Лк. 4:13) с единственной целью — вразумлять и назидать, исламская гроза оказалась преходящей, хотя и крайне продолжительной. О том, что испытания, понесенные нашим народом, были знаком посещения Божия, косвенно свидетельствует и слово Писания: «Аще оставят... закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут; аще оправдания Моя осквернят, и заповедий Моих не сохранят; посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их, милость же Мою не разорю от них» (Пс. 88:31—34). Исламская гроза, некогда в лице турок терзавшая христианский мир, захлебывается и угасает, ибо и на них, турках, исполнились «времена и сроки» (Деян. 1:7) и та высшая правда, что лишила их прежнего исторического значения. Аврааму, желавшему знать, скоро ли потомство его водворится в земле обетованной, Бог открыл, что это произойдет через четыреста лет, ибо еще не исполнилась мера беззакония аморреев и прочих язычников, населявших тогда Палестину (см.: Быт. 15:8—16).
Далее, как мы помним, текст гласит: Светловолосый же род с помощниками его вконец Исмаила победят и Семихолмие с особыми преимуществами [в нем] получат. Тогда начнется жестокая междоусобная брань. Захват Константинополя пришельцами произойдет легко, но, заняв город, победители столкнутся с противодействием стран враждебного лагеря, которые потребуют от них поступиться частью своих привилегий. А так как возникшая отсюда война будет носить уже не христиано-мусульманский, а межхристианский характер, то и говорится о «междоусобной брани».
И прозвучит троекратный глас: «Остановитесь, остановитесь со страхом...!».Сверхъестественное вмешательство, обуздывающее смертельную ненависть противников, есть знак милости Божией среди неисчислимых бед войны. Когда опьяненные безрассудной жаждой крови опамятуются, их покаянный вопль подвигнет человеколюбивого и милосердного Бога спасти уповающих на Него от братоубийственной бойни — прямого порождения иллюзорной нашей «цивилизации».
И поспешив на десную страну, обретете там мужа, воистину дивного и крепкого. Сей будет вашим властителем, ибо он любезен Мне, и вы, приняв его, исполните волю Мою.
Вслед за чудесным прекращением братоубийства, Господь указывает, где обрести истинного избранника и вождя, который с Его помощью внесет в жизнь мир и всеобщий лад.