Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Преподобноисповедник и чудотворец Гавриил (Ургебадзе)


Преподобноисповедник и чудотворец Гавриил (Ургебадзе)

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Грузинский старец Гавриил: антихрист стоит у двери и не то что стучится - ломится
Старец учил: «В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введёт туда, а любовь покажет Бога». Всех, кто приходил к нему за благословением, он с плачем умолял: «Делайте добро, чтобы ваша доброта спасла вас. Земля наполовину стала адом...

Из книги «Диадема старца. Воспоминания о грузинском подвижнике отце Гаврииле»

Старец учил: «В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введёт туда, а любовь покажет Бога».

Всех, кто приходил к нему за благословением, он с плачем умолял: «Делайте добро, чтобы ваша доброта спасла вас. Земля наполовину стала адом, антихрист стоит у двери и уже не то что стучится — ломится. Вы увидите антихриста, он постарается воцариться на всей планете. Гонения будут везде. В Грузии гонений будет меньше: ведь она — удел Божией Матери.

Только не будьте порознь, держитесь вместе, человек по десять-пятнадцать. Помогайте друг другу. Не бойтесь: в трудные минуты я буду с вами и помогу, хоть вы и не увидите меня. Раньше хоть и говорили о приходе антихриста, но тогда не было таких знамений. Были войны, но не было небесных чудес и всеобщего отчуждения. В последние времена не смотрите в небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить — ошибётесь и погибнете. Антихрист уже родился.

Печать его будут явно ставить на руку и на лоб. Продукты же не могут причинить вам вреда. Хоть на них и ставят число антихриста — это ещё не есть печать. Надо произнести молитву "Отче наш", перекрестить, окропить святой водой — и так освятится ваша пища».

Старец нам рассказал: «В молодости сидел я в своей келье и разными способами хотел вычислить приход антихриста. Умолял Бога сообщить о нём. Вдруг надо мной появился Ангел Господень, попросил бумагу и на ней написал: «Борьбу пророка Еноха и Илии с антихристом покажут по телевизору. Когда настанет время ухода Иверской иконы Божией Матери с Горы Афон, зазвонит колокол, храмы видимо поклонятся в знак прощания. Милость Божия, что всё будет показано по телевизору и это увидит весь мир.

У диавола есть 666 капканов. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и будет самой большой уловкой диавола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны».

Старца спросили, можно ли красть еду, когда не сможешь её купить. Он ответил: «Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит — антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена сотворит для Своего народа такие чудеса, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. Истинно верующий человек землю перекрестит, и она даст ему хлеб. Если девушку изнасилуют без её воли, остаётся она перед Богом девственницей. Так же будет и с печатью антихриста — если её поставят вопреки воле человека, она на него не подействует.

В Евангелии написано, что гонения будут везде, и горе тому, кто изменяет Евангелие. Придёт время, когда необходимо будет уйти в горы, только не по одному, группами уходите в горы и леса. Для верующих христиан самым большим горем будет то, что они сами уйдут в лес, а близкие люди примут печать антихриста.

В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать о евангельских заповедях. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина».

Стр. 109-111

О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

• Запомни: Христос — Один, второго не будет.

• Раньше хоть и говорили о приходе антихриста, но тогда не было таких знамений. Были войны, но не было небесных чудес и всеобщей разобщенности.

• В Грузии меняются нравы. Тех, кто увлечётся мирскими соблазнами, узнаете так: они будут ходить раздетыми. Христиане будут одеты прилично. По канонам Святой Церкви, женщина не должна носить брюк. По одежде человека видно и его духовное состояние.

• Продукты, на которых ставят число антихриста, не могут причинить вам вреда. Это ещё не есть печать. Надо произнести молитву «Отче наш≫, перекрестить, окропить  святой водой — и так освятится всякая пища.

• Не ешьте хлеб человека, который принял печать антихриста.

• В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.

• Истинная вера находит место в сердце, а не в разуме. За антихристом пойдёт тот, у кого вера будет в разуме, а у кого вера будет в сердце, тот его распознает.

• Место, где будут ставить печать антихриста, — не ладонь, а указательный палец. Вводить её будут с помощью компьютера под кожу, и её не будет видно. Сначала — по желанию. А когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет, — объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес по десять-пятнадцать человек вместе. По одному или по двое не спасётесь. Что бы ни случилось, не теряйте надежду на Бога. Господь вразумит, как поступить. Кто будет крепок в вере — не почувствует ни голода, ни жажды, и стихийные бедствия не коснутся его.

• У диавола есть 666 сетей. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и станет самой большой уловкой диавола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны.

• Если украдёшь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит — антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для своего народа, что одного листика с дерева хватит на целый месяц. Истинно верующий человек землю перекрестит, и она даст ему хлеб.

• Если девушку изнасилуют, остаётся она перед Богом девственницей. Так же будет и с печатью антихриста: если её поставят вопреки воле человека, она на него не подействует.

• В последние времена не смотрите на небо: можете прельститься чудесами, которые там будут происходить, — ошибётесь и погибнете.

Стр. 148-150

+2

2

Отец Гавриил о крестном знамении говорил следующее:

— Крестное знамение обязательно правильно должно быть совершено,
ибо при неправильном крещении черти не бегут, а смеются,
Богоматерь же сердится. При крестном знамении правую
руку сначала ко лбу надо приложить, потом над пупком, затем
на правое плечо и потом на левое плечо.
Когда вместо пупка на сердце кладете руку — перевернутый крест получается.
И в воздухе нельзя изображать, рука обязательно должна приложиться
до конца. При крестном знамении обязательно должна быть прочитана молитва,
хотя бы про себя, а то и актеры крестятся.

https://vk.com/doc5348702_447587530?has … fg8y6HhXo8

стр.279

+1

3

Толкование на 50-й псалом
и притчи о 10 девах

( Беседа архимандрита Кириона со святым преп.  Гавриилом )
(Монастырь Самтавро, Г. Мцхета, Грузия, 1995 г.)

Отрывок из книги:
ЮРОДИВЫЙ ГАВРИИЛ (УРГЕБАДЗЕ) ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИК 
Издательство Сретенского монастыря,
Москва, 2017 г.


      Здесь я хочу привести одно мое воспоминание, которое
со всей очевидностью выявляет меру его любви и его
высокую духовную сущность: «С утра, как только проснулся,
я вспомнил про отца Гавриила и решил пойти повидать его.
Войдя в монастырь Самтавро, я поцеловал совне маленький храм
святой равноапостольной Нины, большой храм монастыря
и направился к келье отца Гавриила. Обе двери кельи были открыты,
у внутренней двери на низком стульчике сидела матушка Параскева.
Она улыбнулась мне. Только я собрался произнести молитву, чтобы
получить разрешение войти, она опередила меня и сообщила
отцу Гавриилу о моем приходе; тут же сказала мне,
остановившемуся у наружной двери:

— Заходи, чего смотришь?

Я подошел к отцу Гавриилу, встал на колени и попросил благословение.
Он благословил меня со своей обычной, идущей из глубины серьезностью
и указал на низкий стул, стоящий у его изголовья. Примерно через десять минут
отец Гавриил обратился к матушке Параскеве:

— Иди отдохни, и если мне что-нибудь понадобится, позову.
Матушка Параскева не заставила себя долго ждать и, посидев несколько минут,
с разрешения отца Гавриила ушла в свою келью. После ухода матушки Параскевы
отец Гавриил немного помолчал и сказал:

— Хочешь, сегодня, ближний мой, поговорим на духовную тему?

Я с улыбкой согласился, но при этом немного растерялся, так как считал,
что не достоин беседовать с отцом Гавриилом на духовные темы.
После короткого молчания он со свойственным ему ласковым выражением
и словами спросил:

— А ну-ка, ближний мой, скажи мне, если можно, какой псалом
ты любишь больше всех?

Этот вопрос озадачил меня, я не знал, что ответить, потому что
какого-нибудь особо любимого псалма у меня не было.
Но так как я должен был дать ответ, назвал самый известный
50-й псалом, который я произносил чаще других, и,
в некоторой степени, он нравился мне больше остальных.

— О, так вы любите «Помилуй мя...» Этот псалом действительно
выделяется среди других псалмов. Так коли вы любите его, то,
конечно, знаете и его содержание, и, если можно, скажите мне,
что, по вашему мнению, означает безвестная и тайная
премудрости Твоея явил ми ecu (Пс. 50,8).

С самого начала я понял, что мне не ответить на этот вопрос,
но из-за сказанного отцом Гавриилом «так коли вы любите его,
то, конечно, знаете и его содержание» постыдился прямо сказать,
что не знаю, и решил найти хоть какой-то ответ. Я понял,
что мучаюсь напрасно, притом шло время и было неудобно
так тянуть с ответом. Я собрался с силами и сказал:

— Я не знаю, отче.

Он как будто ничего не заметил, напротив, улыбнулся мне своей любящей улыбкой,
чем дал мне возможность свободно вздохнуть. Так как это был знак для меня,
что он все правильно воспринял и понял, что это случилось со мной от немощи,
а не от желания обмануть.

— Хорошо, ближний мой, если вы не можете сказать, тогда я отвечу,
что означает: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecu.

Давайте сперва начнем с «безвестного», которое
своей силой являет чудо премудрости Божьей.

«Безвестное» означает невидимый, духовный мир, который Благий и Всесильный Бог
Промыслом своей непостижимой премудрости сотворил и создал еще до сотворения
видимого мира и человека. Оба эти мира в своем единстве есть полнота Божьего творения,
а человек есть совершенное олицетворение этой полноты, в которой Бог своей
непостижимой премудростью в одном лице, обобщенно — образе человеческом,
связал и объединил обе природы: духовную — высшую
и физическую — низшую по сравнению с духовной.

До грехопадения Адам беспрепятственно видел оба мира — физический
и вместе с ним духовный, из которых премудрость и величие Божие явственнее
и сильнее всего лицезрелись при видении небесных обиталищ Господа.
Адам видел их до грехопадения, а после грехопадения это видение было
сокрыто от него и от всего человечества и стало «безвестным».
Оно было даровано нам для лицезрения, но было отнято.
Грех, непослушание, уход от Слова Божьего лишили нас способности видеть Его;
а тем, которые вновь удостаивались явления «безвестного», это давалось
милостью Божьей за их особенную святость и добродетельную жизнь.

Значит, ближний мой, как видишь, необходима святость, чтобы человек вновь
удостоился лицезрения «безвестного», отнятого и изъятого у нас
— величественной части дивной премудрости Божьей, подлежащей восприятию
и ощущению посредством видения.

Если тут не было ничего непонятного, ближний мой, то думаю,
для «безвестного» этого достаточно.

— Нет, все понятно, отче, — ответил я.

— Тогда скажем несколько слов о более интересном, «тайном».
«Тайное» есть лоно тайных знаний премудрости Божией, куда люди допускаются
по исключительному благоволению и Промыслу Божиему. Те, кто неопустительно,
постепенно, от силы в силу, содействием и споспешествованием Святого Духа созерцанием,
познанием и откровением приобщаются к высшим тайнам Божиим и поучением
втайне умудряются в познаниях о Боге, ангелах и человеке. Одно дело — увидеть и услышать,
а другое — вникнуть в тайну увиденного и услышанного. «Тайное» не лицезреется,
ближний мой, как это было сказано о «безвестном», но здесь наличествует только
созерцание очами разума, которым Дух Святой придает силу устремления.

Для того чтобы человеку открылись врата по знания «тайного», помимо святости,
необходимо, чтобы человек имел заслуги перед Богом. А заслуги человек приобретает
смиренным и полюбовным претерпеванием множества маленьких и больших невзгод
и испытаний, гонений, несправедливостей, насмешек, осуждений, трудов, пота
и служения во имя Бога и Его святого Евангелия.

Святой жизнью перед Богом, как мы уже говорили, людям дается видение «безвестного»,
а с присовокуплением к святости заслуг открывается также и «тайное». Ибо человек
своим подвижничеством сперва сподобляется грани святости, восхождением
на высокие степени которой ему дается видение «безвестного», а затем, если он вновь
пребудет в усердном служении, то обретает благодать в очах милостивого
и человеколюбивого Бога и получает от Него в дар уже познание «тайного».

Когда человек бывает допущен в лоно познания «тайного» и даются ему откровения
по мере его, тогда он изо всех сил предается созерцанию, почти ничего не помня,
даже самые естественные потребности, настолько сладостно для него это состояние.
Он погружается в созерцание воспринимаемого разумными очами откровения
и тщательно отцеживает его для познания. В подобном напряжении человек
не испытывает ни усталости, ни пресыщения, но бывает облечен в великое терпение,
так как душа его пребывает в великом умиротворении и всячески ожидает
явления «тайного». Пребывание в созерцании для него — услаждение,
откровение же и постижение увиденного — неизъяснимая радость и блаженство.
Все это, ближний мой, исполняется на человеке высочайшей добродетели, той,
которую преподобный Иоанн Синайский именует верой, надеждой и любовью.
Недаром сказал я: «высочайшей добродетели», ибо это и вправду
последняя ступень лестницы добродетелей.

И все-таки, хоть человек и испытывает высочайшее блаженство, он все же
не довольствуется этим и не унимается. Он еще сильнее устремляется к Богу,
к еще более глубокому единению и неразлучному пребыванию с Ним.
За этим уже следует обóжение, восприять которое невозможно ни каким бы то
ни было усилием воли, ни напряженным подвигом, — безумие паче всякого смысла!
Это — единственно Божий дар, непостижимая, невыразимая словом милость Творца
к своему созданию, которую ему должен даровать Бог и животворящим действием
Своего Божественного Духа удостоить его этого дара, который со стороны человека
тоже требует своеобразной готовности — подвизания.

Здесь человек всем существом своим прилежит смирению, беспощадно смиряет себя
и спускается на самое дно ощущения собственной немощности. Непрестанно вопиет,
плачет и молит Бога, чтобы Он удостоил его неразлучным пребыванием с Ним, его Творцом.
Велико в это время пламя любви в человеке, являющееся всего лишь отдельным языком
Божественного, вечного огня, именуемого любовью. Он жаждет всецело воссоединиться
со всем пламенем, а не быть отдельным языком его.

Всецелое соединение с этим огнем — это обóжение, для достижения которого ему,
кроме личного стремления и молений, необходима еще и внутренняя жестокость
по отношению к себе, отсечение всего личного и забвение всего собственного,
что без большого смирения и самоуничижения никак не достигается.
Надо любить всех, видеть в каждом брата и ближнего, помня, что Господь наш
Иисус Христос пострадал за всех и каждого. Любовь ко всем — значит служение всем,
но с мудростью! Ее, эту мудрость, и дарует Господь Бог всякому, на кого призрит
и облечет его Своей всесовершенной любовью.

До воссоединения человек тщится и всем существом своим стремится
к неразлучному сопребыванию с Богом, а после воссоединения пребывает в любви,
где великая безмятежность, мир и упокоение. Там — подвиг и труд, так как недостает
полноты и цельности; Тут же — великая безмятежность, мир и упокоение, ибо
уже полнота и пребывание в этой полноте. Все прекрасно и божественно
у Иоанна Синайского, который столь впечатляюще описывает ступени духовного
усовершенствования человека, но только не хватает одного и окончательного состояния,
которое есть дар Божий, венец и совершенство всего — именуемый любовью и обожением.
Тут единственно любовь, любовь — и больше ничего. Человек целиком и неразлучно
пребывает с Богом, что и есть полное единство. Ум человека останавливается,
мысли полностью исчезают из головы, он ни о чем уже не думает, единственно
созерцает Бога и делает, и говорит лишь то, что видит и слышит от Бога.
Обóженный обладает премудростью от начала и до скончания веков.

Однако кто был среди святых обóженным — это не нашего ума дела
(это он сказал, конечно, обо мне). Одного точно знаем — Иоанн Богослов».

Я пришел в изумление от услышанного, так как это представлялось мне чудом из чудес.
Я бы подумал, что наверно ослышался, если бы не четко услышанные из уст
отца Гавриила дивные речи. В смятении я думал про себя: как это может быть
— ум останавливается, мысли исчезают, — ведь это невозможно.
Не выдержав неопределенности, я после маленькой паузы спросил:

— Простите, отче, что значит — ум останавливается, мысли исчезают,
ни о чем не думает, неужели такое возможно?

— Да. Поверь мне, ближний мой, невозможное человекам возможно Богу.
Это непоколебимое действо Духа Святого, дабы обожить человека,
возвести его в состояние Божественной любви — венца всех добродетелей.
Иначе какое же это единство и с Богом пребывание, когда ум действует,
мысли более или менее рождаются в нем, а разум занят размышлением над ними?
Полное единение с Богом невозможно без бездействия ума, полного,
а не частичного отсутствия мыслей. В противном случае это будет
не состояние обóжения, а всего лишь пребывание на той высокой степени
духовного развития, которую преподобный Иоанн Лествичник
именует верой, надеждой и любовью.

При этих словах произошло некое чудесное событие этого дня, которое я тогда,
будучи в гостях у отца Гавриила, не воспринял должным образом. Будто бы
ничего сверхъестественного, так выслушал я последующие слова,
являющие нечто дивное.

«Единственно любовь, невозможно всячески без этого.
Сознание должно остановиться, и никакие мысли не должны пребывать в нем.
Вот подобно мне, — и, поднеся кисть правой руки к голове, два-три раза постучал
пальцами по ней медленным движением. — Самому этого не добиться, ближний мой,
только Дух Святой может сотворить в человеке подобное, удостоить его такого чуда.
Хотя какая мне честь в подобной благодати, ведь я же всего лишь по старости так,
что и мысли в голову не приходят и ум бездействует.

Обóженный, ближний мой, уже не для себя живет в мире сем грешном,
но единственно для пользы других. С великим смирением скрывает себя от людей,
дабы не попалить их. Ибо если начнет жить неприкровенно, в полную силу,
не выдержат люди истинного образа его жизни и поглотит их зависть.
Но даже если не зависть, все равно не вместить им подобное, настолько превышает
это состояние силу их разумения. Относительно же того, что любовь есть венец совершенства,
единственно любовь и обóжение, и об этом не говорится даже у высокочтимого
Иоанна Синайского в описанной им «Лествице» добродетелей, да и у позднейших
не сказано, то в этом Промысл Божий, для меня приберег Бог это слово.
Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом притчи о десяти девах.
Пяти юродивым девам в этой притче не хватает именно любви. В этом главный смысл
и причина, из-за которой они лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны
и угодны каждое в свое время, это же последнее толкование Господь
соблаговолил приберечь для наших последних времен как самое великое,
необходимое и нужное сегодня как никогда. И даровал эту честь мне грешному,
тому, кто всю свою жизнь провел в подвиге любви к Богу и ближнему
и никогда не щадил себя в этом деле. И что же в этом такого?
Ближний мой, что снискал я благодать у милосердия Божия принять дарование
этого слова, дабы объявить его моим ближним, объявить, что именно любви
требует от нас Бог ныне, и что всеми силами должны мы подвизаться к стяжанию
этой добродетели — любви к Богу и ближнему!» Отец Гавриил все это поучал
с великим смирением, что и бросалось в глаза прежде всего. Однако удивительным было то,
насколько владычным и сильным было в то же время его слово и суть его повествования.
«Вначале, когда Иоанн Златоуст истолковал эту притчу в плане неимения у юродивых дев
добрых дел, то это было от Бога, так было нужно в то время, ибо Господь тогда требовал
от людей добрых дел — подобный подвиг был ему в те времена угоден.

Позже прп. Серафим Саровский вновь, уже по новому объяснил эту притчу,
придав ей новое осмысление, где причиной погибели юродивых дев он называл
недостаток у них благодати Духа Святого. Этим Бог призывал человека к снисканию
и стяжанию благодати Божией или иначе Духа Святого, именно в эту сторону
благословлял Господь направить все свое подвижничество верующим в Него,
то есть основанием и главным смыслом всякого подвига утверждалось
стяжание Духа Святого, благодати Божией. Этого требовал в то время от человека
его Создатель — Бог, и этого и взыскал бы с него по исшествии из мира сего.
Сейчас же, в последнее время, когда из-за умножения беззакония иссякла
любовь многих (см. Мф. 24, 12), человеку как никогда необходимо иметь любовь
и надо ему быть мудрым, дабы не отступиться и не отпасть от нее. Ибо сегодня
враг рода человеческого изо всех сил тщится вырвать из сердец человеческих любовь
и постепенным ее умалением охладить их, а затем и вовсе отлучить от ее живоносного
действия. Бог ныне взыскует от нас любви! Поэтому все наше старание должно быть
направлено именно к ее стяжанию в сердцах наших, что возможно лишь через доброделание.
Ибо любовь без дел мертва, она — лишь сказанное на воздух пустое слово, которое
осудит человека на Страшном Суде, так как только возглашал «любовь» да «любовь»,
а сам вдалеке отстоял от тех дел, которые должен иметь человек любящий перед лицом
Господа и ближнего своего. Или если даже имел ее, то не в полную меру своих сил
и не прилежал всему, что было возможно, то есть мог и не делал. Любовь жива,
ближний мой, и без добрых дел она умирает. Добрые дела — это благое действо,
которое есть жизненная сила любви. В этом истинная любовь и та единственная сила,
с помощью которой человек сможет устоять перед соблазнами, тяготой и ужасом
последних времен, которые посеет в мире Антихрист и его временное правление».

Тут отец Гавриил окончил свое слово.
Мы недолго посидели молча в раздумье, как вдруг снова раздался голос
очередного посетителя: «Молитвами святых отец наших...»

Отец Гавриил словом «Аминь!» подтвердил свое согласие
на молитвенную просьбу посетителя войти в его келью,
меня же с улыбающимся взором благословил:
«Ну вот, ближний мой, с миром изыдем».

Подойдя к нему, я взял благословение и отправился восвояси.
Придя домой, некоторое время посидел молча под впечатлением беседы.
Затем мне захотелось перечитать Евангелие, вернее, пересмотреть то ее издание,
которое было осуществлено Стокгольмским Институтом перевода Библии.
Эта книга давно была куплена мной, однако лежала нетронутой, так как
я слышал о многих ошибках в ней и неточном ее переводе, и поэтому
у меня не появлялось желание перелистать или почитать ее.

Я встал, достал из стола Евангелие, осмотрел книгу внешне, затем раскрыл,
желая проверить ее перевод, насколько легко он читается и нет ли в нем ошибок.
Книга раскрылась на самом начале Евангелия от Иоанна, на первой главе:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1,1).
Затем я перечитал еще несколько стихов и понял, что мнение относительно
языковой неточности и неверности текста 1 было ошибочным.

(1 За то короткое время, которое на тот раз уделил стокгольмскому изданию Евангелия,
мне удалось обратить внимание только на языковую сторону перевода. В дальнейшем же,
когда я прочитал книгу целиком, то обнаружил в ней много ошибок и недостатков,
особенно относительно смысловой передачи текста.)

Хотя, конечно, по сравнению с древнегрузинским языком и переводом, новогрузинский текст
во многом уступал. После того у меня появилось желание пересмотреть и послания апостолов.
Я начал листать страницы и, почему-то обойдя вниманием послания, остановился взором
на Откровении святого Иоанна Богослова. Меня заинтересовало само начало:
Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим,
чему надлежит быть вскоре (Откр. 1,1). Прочитав это и еще несколько углубившись
в повествование, я вдруг вспомнил слова отца Гавриила:
«Обóженный обладает мудростью от начала и до скончания веков.
Но кто был в числе обóженных — это не наше дело.
Одного же из них знаем — Иоанн Богослов».

Подобное неожиданное доказательство истинности слов отца Гавриила,
оставшиеся неким малым чудом в моей памяти, еще более обрадовало и уверило меня
в том, что учение старца об обóжении человека было сущей истиной. И хотя я изначально
верил в это, однако, удивительный для меня факт, который в тот же день, спустя
несколько часов после нашей беседы, евангельским свидетельством подтвердил
правильность слов отца Гавриила, я воспринял как указание Божие,
поставившее печать истинности на все повествование старца.

Благодарю Бога за то, что дал мне хотя бы отчасти познать
и уразуметь величие отца Гавриила то, что он был обóженным старцем,
а также то, что есть само обóжение, что это за состояние и какими путями
оно достигается; то, что любовь, и только любовь суть обóжение, которое
есть «венец всего» и если только соизволит Бог, то дарует это состояние
достигшим вершины добродетелей «веры, надежды и любви»,
промыслом Своей непостижимой Премудрости.

Добавим к этому и объяснение притчи о десяти девах,
где пять юродивых дев были отвергнуты за неимение любви,
и то, что это толкование было дано и открыто старцу Гавриилу Богом.

* * *

https://www.monkgabriel.ge/rus/obojenie.htm

0

4

ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ СВЯТОЙ БРАТ

Джульетта Варьян

2 ноября 1995 года отошел ко Господу преподобный Гавриил (Ургебадзе). Джульетта Михайловна Варьян – младшая сестра старца – поделилась воспоминаниями об их детстве, семье, непростой жизни и о том, как ее брат Васико стал святым Гавриилом.

– Джульетта Михайловна, каково было жить с таким неординарным братом? Каким будущий святой был в детстве?

– Вы знаете, он отличался от всех детей. У меня было два брата, один был Михаил, которого мы звали Мишико, – он был чрезвычайно умным, хорошо знал математику и историю, много читал, ходил в школу и все познавал на отлично. Он был почти одного возраста с Васико (то есть Годердзи, будущий старец Гавриил – его называли дома Васико в честь отца). У них была разница всего в полтора года, но я все время говорила Васико: «Ты точно ходил в школу? Ты ведь и писать нормально не научился». Но оказывается, что он познавал другое. Мы с моими сестрой и братом считали себя умными, а Васико – не умным, но на самом деле он знал гораздо, несравненно больше, чем мы все втроем вместе взятые. Я ему говорила: «Слушай, ты писать в школе не научился, откуда у тебя такие познания мира? Откуда это у тебя?» Я все время этому очень поражалась. Вот таким был наш Васико.

А если говорить о том, каким он был, и если судить о времени его малых лет и занятий в школе, то он был необыкновенным и стремился только к Богу, наверное, прямо со дня своего рождения. Можно сказать, у него не было детства – у него не было игрушек, он их не знал и не хотел. У него были кресты и маленькие звоночки как колокола, он все время в них звонил. Он, бывало, на палку надевал какую-нибудь тряпочку и с этим ходил. И мы сначала не понимали, что он делает. Оказывается, это для него был крестный ход с хоругвями. Рядом с нами была прекрасная церковь святой мученицы Варвары, и он видел, как там служат, и воспроизводил это. По-детски, наверное, сам не осознавая до конца, что делает. Это его душа таким образом шла к Богу. Такой он был необычный, очень необычный. Когда он чуточку повзрослел, мы не могли понять, что с ним происходит. Он с нами не садился кушать, он всегда говорил: «Я потом покушаю». Он все время постился, а мы не догадывались, почему он не с нами ел. А вот потом мы поняли, что он ел отдельно, чтобы покушать постно.

Он был необыкновенным и стремился только к Богу, наверное, прямо со дня своего рождения
Он был очень добрым. Вот знаете, как мы сейчас говорим: «Я тебя люблю», «Я тебя обожаю», целуемся, говорим друг другу что-то доброе и хорошее – но это такие поверхностные чувства наши, такие земные... И любовь наша земная, и все – земное, и слова наши – земные, и они не соответствуют нашей любви. Я по себе знаю – мне даже трудно сказать: «Я тебя люблю», потому что я знаю, что этой любви во мне нет. А он, не говоря этих слов, всех любил и всех принимал. Сколько людей к нему приходило! Верующие люди в нем видели успокоение, они видели большую веру в нем, они понимали его до конца и все время к нам приходили. Настолько часто приходили – и днем, и ночью были у нас, – что мама стояла у калитки и, когда кто-то стучался, она говорила: «Что вы хотите от моего сына? Он устал, у него уже есть посетители». А я говорила ей: «Мама, не мешай, чтобы люди приходили». Она его очень жалела, потому что вот этот поток людей верующих, – ведь оставались же в советское время люди истинно верующие – они все время его посещали, но моя мама не осознавала, что происходит и почему они так делают. И мы не осознавали.

– Скажите, сколько лет было Годердзи, когда люди стали к нему приходить?

– Трудно сказать, но когда он пришел после армии, к нему уже стали приходить посетители, приблизительно после 20 лет. Монахом он стал попозже, в 27 лет, но и до этого к нему приходили. А уже после того, как он принял монашество и священство, стали, конечно, еще больше приходить… Он многих окормлял. Много наших нынешних священников, которые, можно сказать, тогда были еще детьми, приходили к нему – и после общения с ним становились на путь священства, в том числе и будущие митрополиты.

Мама пережила Васико на 4 года, ей было 87 лет, когда он отошел к Господу. И получилось так, что все говорили маме: «Матушка Варвара, он очень хотел, чтобы и Вы были монахиней». И в один прекрасный день она сказала: «Хорошо, я согласна с вами». Я просила, чтобы маму отпустили после пострига домой, но мне ответили, что она уже монахиня и должна быть в монастыре. Она была вообще физически сильная женщина, но уход ее любимого сына Васико она очень трудно пережила и в последние годы была как ребенок. Я была все время рядом с ней и старалась ей помочь во всем.

Фото 2 - 2024-11-02T001058.176.jpg
Брат отца Гавриила Мишико с мамой Варварой (позже монахиня Анна)
Постриг у нее был 6 марта 1995 года, а на следующий день она была уже вся переломана. Она шла на могилку к своему любимому сыну, которая была на возвышенности, упала и скатилась с нее, сломав руку и ногу. И 4 года она этими страданиями своими послужила Господу в монашестве. Но она часто причащалась, почти каждый день, так что свою старость она достойно провела и, видимо, угодила Богу, потому что никогда не жаловалась и всегда была благодарна Господу и тому концу, к которому она пришла.

– Скажите, а когда стало понятно, что старец Гавриил имеет особую благодать и что он богоизбранный человек, то его общение с Вами как-то изменилось?

– Еще до того, как он принял монашество, я понимала, что он светлый, особый человек, и таким он и остался и после пострига. Я была младше его на семь лет, и моим главным занятием была учеба, как и у многих мирских людей. Я тогда ходила в разные церкви, но не на службы, поэтому до конца понять брата не могла. Но я чувствовала, что в нем присутствует какая-то гениальность, какая-то очень большая сила, и я преклонялась перед ним. Уже после того, как я начала ходить в храм, я каждое воскресенье приходила домой и в первую очередь, конечно, здоровалась с мамой и сестрой, а потом Гавриил открывал мне дверь из своей кельи и говорил: «Джулия, иди ко мне» – и мы с ним подолгу общались. Это был насыщенный Духом человек. В его келье сидеть было невозможно, он все говорил: «Садись, Джулия, садись», но я не могла, потому что в его келье чувствовался сильный, необычайный Дух. Это поражало, и это чувствовали и церковные, и нецерковные люди, потому что это была большая святость.

Но он жил своей жизнью, как монах, истинный монах. Та келия с иконами, которая всем известна, – он в ней не спал. У него была другая маленькая келья с тахтой – он спал на досках, покрытых тоненьким покрывалом. У него не было газа, только керосинка, на которой он готовил пищу и которой он обогревался, так что условия у него были плохие, но он жил так и радовался этому.

Это был насыщенный Духом человек
Если было какое-то торжество в семье, особенно мамин день рождения и ее именины 17 декабря, то мы сидели за столом и поздравляли маму, а он только заходил поздравить маму – и уходил. Мы мечтали, чтобы он побыл с нами, но он никогда не сидел за столом и говорил: «Я монах, и я не могу сидеть с вами».  У него была очень строгая монашеская жизнь.

– А Ваша мама сразу приняла выбор отца Гавриила?

– Он точно знал, кем ему быть в этой жизни, он просто не мог быть другим человеком, так что мама тут не могла на это повлиять. Все вокруг говорили: «Варвара, какая вы счастливая женщина!», а она говорила: «Как же вы не понимаете, я же мать, как я могу быть счастлива, когда мой сын днем и ночью молится?» Мы смотрели на это по-житейски, и нам было его очень жалко, хотя со временем мы поняли, что он молодец, что выбрал такую жизнь и этот тернистый путь для себя. Господь нам всем предложил другой путь в жизни, а именно он был Божиим избранником.

– А у Вас был кто-то из родственников, кто был близок к Церкви, или старец Гавриил первый из вас всех?

– Я его сводная сестра, потому что, когда маме было 20 лет, ее мужа убили, и осталось трое детей: Эмма пяти лет, Мишико – трех и Васико (Годердзи, будущий отец Гавриил), которому было полтора года. Это было голодное время – 1931 год. Бабушка все распродала, чтобы поддержать семью, но и этого было недостаточно. Маме предлагали отдать детей в приют, но она сказала, что не сделает этого. И вот ей предложили выйти замуж за человека, который потом стал моим отцом, и отцом для моих сводных братьев и сестры, потому что они его очень полюбили. Он был с нами 13 лет и взял на себя всю семью в такое тяжелое время.

Фото 3 (100).jpg
Я думаю, Господь выбрал моего братика, потому что его родной отец был коммунистом и участвовал в разрушении одной из церквей. Он сбросил иконы в колодец, а Гавриил с малых лет старался их достать. Я не могла осознать, что он делает, потому что была еще маленькая, только мама могла бы рассказать об этом подробно. Я думаю, что Господь решил исправить ошибку отца через сына. Я так это вижу в духовном плане. Отец нагрешил, а Гавриил не отказался расплачиваться и взял эту тяжелую жизнь на себя. Но, может быть, и святые были в роду Ургебадзе, этого никто не знает.

– А Ваши старшие брат и сестра чем занимались в жизни?

– Эмма была очень хорошей хозяйкой, а Миша был очень добрый, но мне трудно про него рассказывать, потому что он пошел по другому пути. Если Гавриил все старался получить молитвой, то Миша пытался все исправить своими силами. Он мог остановить богатого человека и заставить его поменяться одеждой с бедным. Когда мне было лет 11, а ему около 20, то я присутствовала на процессе, когда его обвиняли по этому делу. Это ведь и правда было насилие. Васико действовал через Бога, а Миша через себя. Он всю жизнь провел в тюрьме, заболел там туберкулезом и в итоге в 37 лет скончался. Он был очень любящий, в нем лилась любовь к людям, но он неправильно жил.

Но видите, они такие разные. И когда Мишико умирал, мы с мамой были с ним, а Васико даже не поднялся к нам. Я думала: «Как же так, Васико, мы с мамой тут одни»,  но ни я, ни мама ничего не говорили ему, потому что мы знали, что он делает свое дело. И вот в 7 часов утра 27 марта 1964 года Мишико отошел ко Господу. И как только он скончался, Гавриил тут же поднялся к нам. Видимо, он всю ночь был в молитве за брата, потому что в ту же минуту он поднялся. Вот такая была трагедия.

– Отец Гавриил говорил Вам что-нибудь о Вашей жизни? Может, предостерегал или давал советы?

– Знаете, он никогда не говорил человеку, что его ждет, но всегда молился за этого человека и давал советы. Он мне много добрых слов говорил, но что со мной будет, он не рассказывал. Я его чувствую постоянно и чувствую его молитвы. Вот скоро мне 88 лет, и он все время меня оберегает. В моей комнате много-много икон, в том числе тех, которые он мне дарил. В этой моей келии только стоит мне о чем-то подумать, что мне что-то нужно, и тут же эта вещь появляется, или кто-то приходит, стучит в дверь и приносит мне именно то, что мне нужно. Вот такое внимание постоянное, каждый день. Он меня не оставляет – я это чувствую явно.

Я его чувствую постоянно и чувствую его молитвы
Даже недавно произошел случай. У меня была бутылочка с маслом от лампады с могилки отца Гавриила. Этого масла уже было совсем на донышке. Ко мне пришли три женщины, и я говорю одной из них: «Мария, там мало масла, и я плохо вижу. Пожалуйста, постарайся, чтобы мы им помазались после молитвы». Мы на коленях вместе прочитали акафист Гавриилу, а когда Мария открыла эту бутылочку, то она была переполнена этим маслом! И это масло оказалось целебное, я даю понемногу тем, кто особо болеет.

– У вас есть дети, внуки и правнуки, они тоже почитают старца Гавриила?

– Они его почитают, я молюсь за них. И Гавриил за них молится.

Беседовала Анна Голик

Джульетта Варьян
1 ноября 2024

https://monastery.ru/zhurnal/svyatye/pr … atoy-brat/

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Преподобноисповедник и чудотворец Гавриил (Ургебадзе)