«Отец Антоний, да где ж она сейчас, пустыня?!» – не выдерживаю я.
«А ты, благоснейший мой отче святый, умом-то не косный, да храмовая штукатурка по боле времени отнимает у тебя, чем должно, так полагаю,
иначе не задал бы этого вопроса. Ну, да прости, старого! Ударяетесь вы во внешнее, а внутреннее мало печалит.
Один храм нерукотворный в душе человеческой стоит десяти храмов каменных!
Увы, католичество так занесено было при окаянном Петре, а при присоединении униатов еще более, что все меряем внешним, по нему и кресты, и митры.
Ты священномученика архиепископа Илариона Троицкого сочинения возьми, мудр святитель был. У меня сохранились и вырезки, и выписки с его выступлениями.
Что есть главное в пустыне – однообразие, не на чем глаз не задерживается, все одно.
Строит дьявол миражи, будь-то зелень, вода, золото, на конец, но стоит обратиться ко Христу, как пишут святые пустынники, сотворить молитву, перекреститься – все отойдет.
Вот так и сегодня нужно стремиться к такому состоянию души, чтобы взгляд ни к чему не прилеплялся.
Чтоб для тебя окружающее было пустыней, а увидел что, соблазняющее – помолись, перекрестись, исповедуйся.
Осуждай себя, что увидел в пустыне соблазн, значит, хотел увидеть, точнее, был к этому расположен.
Что, удивлен? Вот такой пример приведу тебе, идет грибник по лесу, сколько поганок вокруг, но взгляд его не задерживается на них, нет.
Но стоит только подойти к одному хорошему – сразу увидит, издалека разглядит. Это хороший грибник и корзинка у него будет полна.
А худой – одни поганки только и видит, где ему даже огромный боровик углядеть! И в корзинке смотреть не на что.
Видел хороший грибник поганки, – видел, да внимания не обращал, взгляд не останавливал.
Вот и будет рассказывать, и вспоминать хорошее, душа – растеплится.
Так и с грехом, видит человек вокруг себя один грех и грешащих, обращает на это свое внимание.
Так или иначе, но он пропускает увиденное через свой разум, и становится соучастником греха.
А не обрати внимания на все это беззаконие, испепеляй свои недостатки, с ними веди брань и на них негодуй – и осквернения нет. Вот тебе и пустыня.
А то ведь первый раз заметил, – вознегодовал, второй – уже как бы и интерес появился, чем там люди заняты.
А на третий, так и попробовать захотелось! Так оно и есть, потому и говорится о бегстве в пустыню.
Но с другой стороны нужно и буквально сие понимать, потому, как полного и абсолютного контроля добиться антихристу не удастся у нас,
да и на Западе видел я укрытых от его рогатых слуг – Господь не попустит.
Конечно, кто хочет спасения, и ради этого покинет комфорт и удобство города, отправившись в пустынную местность, в большей безопасности пребудет.
Но ведь люди будут себя успокаивать возможностью спасения везде до Второго Пришествия.
Вот будут вскоре номера присваивать всем, чтоб для антихриста счет довести, потом карточки-паспорта особые вводить,
тут серьезней, каждого человека положение определить можно будет. Можно обойтись без всего этого?
Можно, да только торговать нельзя и купли деять, да приобретать жилье и прочее.
И пойдут за номерами и этими паспортами даже те, кто себя в православных числят, в очереди за ними стоять будут.
А что, Святые Писание и Предание о чем-то другом говорят?!
Вот она, пустыня твоя, уповали люди на Бога, так от ангелов пищу принимали, или довольствовались столь малым,
что сейчас за сказку это считают многие – вопреки же разуму!
Ох уж этот разум! Один ножом хлеб режет, а другой – человека жизни лишит. А разум, разум это хитрая штука, нет такой подлости и гадости,
которую разум не смог бы оправдать, не найти причины, по которой нельзя было бы все оное сотворить.
Вот и будет оправдывать и личные номера, и паспорта и... 666!
Ведь не на бездыханные тела номера ставить будут, и не будут вводить людей в состояние бесчувствия, нет, вовсе нет.
Все все будут понимать, но разум найдет этому оправдание, обязательно найдет, а человек, уже внутренне подготовленный к предательству,
будет успокаивать себя аргументами разума. Горько мне, старику столетнему это говорить, но подготовка будет такая и равно подготовленность,
что о высоких материях, поверьте, и речи не будет.
Какое там, возлюби Господа твоего!
Себя самое предадут, жену и детей, плоть свою.
Апостол Любви обличал того, кто уверял в своей любви к Богу, а ближнего ненавидел, говоря:
«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?». (1 Иоан. 4, 20.)
Причем, под ближним подразумевается не столько кровный родственник, сколько окружающие нас люди.
Но предатель последнего времени, это предатель и семени своего, готовый все сожрать и уничтожить ради мгновения земной жизни,
не хотящий прийти в разум и понять, что предает он, прежде всего – себя самого, предает не в руки земных деспотов, но на вечные мучения в преисподнюю.
Предает, – передает. Вот он, рожденный и крещеный, пока находится в руках Божиих.
Но у него свободная воля и понимание, где добро, а где зло, и он сознательно передает себя из сыновства Любви в рабство злу!
А как там страшно!
Ты вдумайся, дорогой мой отец святой. Матерь Божья боялась перехода, только перехода (!) из земной жизни к жизни вечной из-за возможной
(для нее возможной, для нас – обязательной!) встречи со слугами тьмы!
Боже, а люди отвергаются Тебя, передавая себя на вечно своему и Твоему врагу!!!».
Старец откинулся на подушку и замолчал. Из под закрытых век текли слезы большими каплями – одна, две, три...
Губы неслышно шевелились в словах молитвы.
«Ты думаешь, – продолжил через несколько минут он, – так просто вознесенный до райских кущ Саровский чудотворец готов был сам пойти во ад,
лишь бы другие спаслись?! Нет, это высшая ступень любви, как совокупности совершенств, это, если хочешь, Боговидение и Богопознание.
Бог Сына Своего отдал в Жертву за наши грехи, за грехи всего человечества. Апостол Павел себя предлагает в жертву за род иудейский,
преподобный Серафим – себя за христиан из язычников. Они и тысячи прошедшие путем стяжания совершенств, путем Богоуподабливаемости,
готовы были к жертвенности ради заблудших овец. Они-то не просто читали, но познали то, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». (Иоан.3, 16)