прям в точку по поводу "Дня согласия и примирения" ( со злом и беззаконием? ):
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ И МНИМАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ И ВСЕПРОЩЕНИЕ.
архиепископ Аверкий (Таушев)
( из книги "Современность в свете Слова Божия. Слова и речи" )
https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taus … rechi/2_58
«Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся».
(Иоан. 20, 22–23).
«Никтоже да плачет прегрешении, прощение бо от гроба возсия»... слышим мы в священную
и всепразднственную спасительную нощь Воскресения Христова столь радостные для нас слова
великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста.
И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества,
совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именнопрощение, или отпущение грехов.
Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе,
Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи,
отпустятся им, и имже держите, держатся» (Иоан. 20, 19–23).
А далее, из книги Деяний Апостольских мы видим, что св. Апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых,
после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения «во оставление грехов».
" Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимите дар Святаго Духа»,
– так взывал св. Апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы (Деян. 2, 38).
" Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших», взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него
и св. Апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения (Деян. 3, 19).
«Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися», говорил св. Апостол Павел афинянам
в своей знаменитой проповеди перед ареопагом: «зане уставил есть день (ибо Он назначил день),
в оньже хощет судити вселенней в правде (в который будет праведно судить вселенную)» (Деян. 17, 30–31).
Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно,
а условно – именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть
«отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи – очевидно тем,
кто не кается по-настоящему: «... и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся"
– следовательно, не простятся.
Как это понятно, как это логично, и как совершенно вразрез идет с этим ясным и определенным,
чистым евангельским учением столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христианской любви
и безусловного всепрощения, слишком уж всеобъемлющего – простирающегося якобы даже на врагов Христовой веры,
вплоть до активно-борющихся со св. Церковью и самою верою в Бога вообще несомненных слуг грядущего Антихриста!
Такие лже-проповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких «позиций»
очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: «Не судите, да не судими будете» (Матф. 7, 1)
– особо-излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самимсудить и жесточайшим образом
осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое искажение
евангельского учения – подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.
Дабы правильно понимать это изречение Господа, надо помнить, что ведь Тот же Самый Господь наш Иисус Христос,
сказавший: «не судите, да не судими будете», тут же, непосредственно вслед за этим, учил: «Не дадите святая псом,
ни пометайте бисер ваших пред свиниями, да не поперут их ногами своими и вращшеся расторгнут вы» (Матф. 7, 6).
Кто же это такие эти "псы" и эти "свинии"?
Под этими «псами» и «свиниями» Господь разумел нравственно-развращенных людей, неспособных
к принятию евангельской Истины, которым все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цены его
они не могут понять. Это – люди морально-падшие, нечестивые и злые, которые часто только глумятся
над евангельской Истиной, попирают ее и могут обратиться яростно и на самих проповедников ее, причинив им
разные беды и даже смерть (см. толкования св. Иоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.).
Не ясно ли из этого, что словами: «Не судите, да не судими будете» Господь вовсе не воспрещает давать
нравственную оценку людям – проводить различие между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещает,
а как мы увидим далее, даже предписывает это делать.
Так, Господь прямо повелевает обличать согрешившего брата.
«Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем:
аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего»... (Матф. 18, 15).
Мало того! к такому благоразумному и христианскому суду над согрешившим братом не только разрешается,
а даже предписывается привлекать и других братий: «...Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два,
да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол» (Матф. 18, 16).
Но и это еще не все! Если брат продолжает упорствовать в творимом им зле, то надо «поведать» о том Церкви,
то есть церковной власти, получившей от Самого Господа благодатное право " вязать и решить":
«... Аще же не послушает их, повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Матф. 18, 17).
Эти последние слова – самые страшные и совершенно-неприемлемые для извращенной мнимо-христианской идеологии
современных пропагандистов либерального модного нео-христианства, ибо они идут совсем вразрез с их основными установками.
Но нравятся ли они или не нравятся кому-нибудь, их из Евангелия никак не выбросишь:
ведь это – слова Самого Господа нашего Иисуса Христа.
Как же можно с ними не считаться?
Но современные нео-христиане, в составе которых теперь числятся и ученые богословы
и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться,
а самочинно фабрикуют себе свое собственное «евангелие», как это в свое время сделал и их идейный
предшественник мрачной памяти Лев Толстой.
Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвердых в истинно-христианской вере «христиан»
это – большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути.
«Не судите, да не судими будете!»
Как это кажется привлекательным в нео-христианском кривотолковании:
«Я не буду мешать тебе грешить, а ты за это мне не мешай грешить!»
Вот ведь в каком ужасающем, извращенном, преступном преломлении предстает перед нами этот священный текст в наше время!
А на самом деле, мы должны знать и помнить, что осуждение осуждению рознь: что есть разные виды осуждения.
Одно осуждение – греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием.
И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем
всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла.
Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована
Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им:
«Порождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущаго гнева?» (Матф. 3, 7).
Что это? Греховное осуждение?
Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря:
«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Матф. 11, 29), тем не менее не раз употреблял
в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению,
то же самое выражение: «порождения ехиднова!» и нередко обращался к окружавшим Его людям,
особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» (Матф. 12, 39),
«о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?» (Матф. 17, 17).
Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» (Матф. 15, 7; 16, 3; 16, 6–12; вся 23-я глава),
царя Ирода называл однажды "лисицей" (Лук. 13, 32); "поносил", как выражается само Евангелие,
целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они «не покаялись» (Матф. 11, 20–24).
Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии
за Своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лук. 23, 34), не только употреблял
резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия:
так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его,
незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам
об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели,
под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход
от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок,
выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков разсыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом
продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Иоан. 2, 14–17). А после Своего торжественного входа
во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих,
опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется,
а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф. 21, 12–13; Марк. 11, 15–17; Лук. 19, 45–46).
Что же это такое?
И как далеко это от той мнимо-христианской «любви» и всеобъемлющего «всепрощения»,
которые проповедуют современные либералы – «нео-христиане»! И не найдут ли они, более «любвеобильные»,
чем Сам Господь, такие слова и действия Безгрешного Господа греховными и недопустимыми,
противоречащими Его учению: не заклеймят ли они их столь излюбленными ими выражениями «мракобесия»,
«черносотенства», «мрачной средневековщины», «ретроградства», «инквизиции» и т. под.?
Но можем ли мы думать, чтобы Господь наш, Воплотившийся Единородный Сын Божий, пришедший на землю
ради спасения нас, людей, ради научения нас Божественной Истине и жизни, согласной с нею,противоречил,
в чем бы то ни было, Сам Себе – поступал вопреки Своему собственному учению?
Об этом, конечно, не может быть и речи: думать так было бы величайшим кощунством!
Но вот Он так поступал!
Следуя примеру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись в нужных случаях"осуждать" людей,
упорно противившихся той Евангельской Истине, которую они проповедывали, и прибегать иногда к самым решительным
мерам воздействия для обуздания и пресечения зла.
Так, св. Апостол Петр сурово осудил за допущенный ими обман Ананию и Сапфиру, которые были наказаны
мгновенною смертью только за то, что «утаили из цены земли», проданной ими, некую часть, вместо того,
чтобы полностью принести все в жертву Церкви (Деян. 5, 1–11).
Св. первомученик Архидиакон Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев,
назвав их «жестоковыйными» и «людьми с необрезанным сердцем и ушами»,и обвинив их в том, что они
«всегда противятся Духу Святому,» что они «убивали пророков» и, наконец, «сделались предателями и убийцами»
Самого Господа Иисуса Христа, о пришествии Которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7, 51–52).
Св. Апостол Петр осудил Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказав ему:
«сребро твое да будет с тобою в погибель... вижу тебя исполненнаго горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8, 18–23).
Св. Апостол Павел, во время своего первого миссионерского путешествия, сурово осудил волхва-лжепророка Вариисуса,
или Елиму, пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Сергия Павла, сказав ему: «О, исполненный всякаго коварства
и всякаго злодейства, сын диавола, враг всякой правды!» и наказал его слепотою (Деян. 13, 6–12).
Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у Апостолов?
Тот же св. Апостол Павел, когда новообращенные им к вере во Христа Коринфяне донесли ему, что в их среде завелся
отвратительный гнусный грех кровосмешения – что «некто, вместо жены, имеет жену отца своего», не сказал им на это:
«Не судите, да не судими будете!» или: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь?»
Нет! ничего подобного!
Св. Апостол тотчас же осудил этого грешника, и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший приговор
и наказание: «Предать его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 5, 1–5).
Мало того! Св. Апостол Павел предписал затем Коринфянам вообще «не сообщаться с блудниками» и не только с блудниками,
но и с «лихоимцами», или «хищниками», или «идолослужителями» и со всеми теми, «кто называясь «братом» (то есть, «христианином»)
«остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже
и не есть вместе... извергните развращеннаго из среды вас» (1 Коринф. 5, 9–13).
Приведенных нами выше мест Священного Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть, как надо правильно
понимать слова Господа: «Не судите, да не судими будете!», то есть убедиться в том, что эти слова отнюдь не исключают
всякого рода осуждения ближнего – что есть «осуждение» не только позволительное, но даже необходимое,
предписываемое самим Законом Божиим и совестью, так как истинный христианин не может относиться к явному злу
и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним, под лукавым предлогом «неосуждения», «христианской любви»
и «всепрощения».
Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение «о непротивлении злу»
(кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россию и ввергнувшее ее в страшные кровавые ужасы большевизма!):
всякий истинный христианин – непримирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал.
Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его Святых Апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви
и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных тяжких лишений и даже самой жизни.
Так боролись со злом темного язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшие за Имя Христово,
но и весьма решительно осуждавшие, иногда в весьма резких словах и выражениях и даже действиях заблуждения и нечестие идолопоклонников.
Решительно и безкомпромиссно боролись с лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не считая еретиков «инакомыслящими»
(как это стало модно в наше время выражаться!), к которым надо проявлять «терпимость», к которым надо «подходить с пониманием»,
а разсматривая их, как «лютых волков, не щадящих стада», по выражению Слова Божия (Деян. 20, 29), и сурово осуждая их на Вселенских
и Поместных Соборах, всячески предостерегая от общения с ними правоверующих, и предавая их анафеме.
Что это? Греховное осуждение или отсутствие любви?
Нет! Это не более, как вполне законное применение в жизни слов св. Апостола: «Какое может быть общение у света со тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие вернаго с неверным?» (2 Коринф. 6, 14–15).
И Преподобные Отцы наши и Матери – христианские подвижники и подвижницы – «осуждали» этот мiр, во зле лежащий,
самим фактом своего ухода из него. Они следовали призыву Слова Божия: «Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте не прикасайтеся,
и Аз прииму вы, глаголет Господь, и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери» (2 Коринф. 6, 17–18).
А теперь, в переживаемое нами страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане,
верные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всею решительностью безбожников и кощунников,
лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мiре веру Христову, и разрушить Святую Церковь – осквернивших Отечество наше
и надругавшихся над нашими Святынями.
Не можем мы не осуждать и всех тех, кто сотрудничает с ними, кто поддерживает их и содействует укреплению их власти,
помогая им, тем самым, в их адских замыслах.
Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста...
Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием,
как пытаются убедить нас в этом современные умники – нео-христиане,
исполненные какой-то необыкновенной «сверхлюбви» и всеохватывающего «всепрощения»?
Пусть не лгут они на Господа и на Его Святое Евангелие!
Пусть не приписывают себе, в своей фарисейской гордыне и самообольщении, любви большей,
чем имела ее Сама Воплощенная Любовь – Господь и Спаситель наш!
А как надо правильно понимать изречение Господа: «Не судите, да не судими будете!»
это прекрасно объясняет великий Отец Церкви св. Иоанн Златоуст:
«Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать,
но тем только, которые, сами будучи исполнены безчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки.
Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных
и ничтожных поступках, сами безсовестно творили великие грехи» (см. том 7, стр. 260).
Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе,
а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам так же грешит, или даже еще больше,
не думая о своем собственном исправлении.
Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не безпристрастное осуждение его недоброго поведения,
а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений
– из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.
Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве,
а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, безстрастная оценка его поступков и поведения,
каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали,
в конце концов,относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мiре.
Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже-пастырями,
кои, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения», сознательно или безсознательно,
учат своих пасомых толстовскому «непротивлению злу».
Какое это страшное, безпросветное лукавство!
Какое это подлинное фарисейское лицемерие!
«Совсем никого и ни за что не осуждать» – такого настроения в современном христианском обществе только и хотят
добиться слуги грядущего Антихриста, для того, чтобы им легко и просторно было действовать, подготовляя в мiре обстановку,
благоприятную для скорейшего воцарения их «Властелина».
Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину
еще может быть не ясно, что безусловное «всепрощение» нужно лишь врагу Христову – Антихристу,
дабы люди окончательно потеряли чувство различения добра и зла, помирились бы со злом,
охотно приняли его, а затем – и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?
Это – не больше, как лицемерно-фарисейское лукавство врага, жаждущего нашей погибели!
Ведь если бы христианское всепрощение, дарованное нам Воскресшим Христом-Спасителем, простиралось,
так сказать, автоматически и на тех, которые не желают каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давал бы Господь
Своим Апостолам, а в лице их и всем их преемникам, пастырям Церкви, наряду с властью «разрешать грехи» власть
" вязать« их и не сказал бы, явившись им по Воскресении: «Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся»,
то есть: не отпустятся (Иоан. 20, 23).
Какая, в самом деле, безпредельная и безразсудная дерзость – считать себя любвеобильнее Самого Бога
и «исправлять» Евангелие Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангелие»!
Будем же всячески беречь себя, братие, от этой лукавой закваски современного фарисейства!
Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе,
не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает
– не по гордости и по самолюбию, а единственно – по любви к истине. Наша главная задача в это лукавое время
лживого безстыдства – сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения
–воскресшему тридневно из гроба Xристу-Жизнодавцу, Победителю ада и смерти.
Акт Св.-Троицкой Духовной Семинарии 7–20 июня 1965 года в неделю 1-ю по Пятидесятнице – Всех Святых.