Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Учение Православной Церкви об аде и вечных муках


Учение Православной Церкви об аде и вечных муках

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Господь сказал о муке вечной.
Вот из трудов Николая Сербского, понятно, разьяснено.

http://www.pravoslavie.ru/44939.html

+1

2

вечны ли муки в аду?

в Евангелии на этот вопрос есть чёткий и ясный ответ.
Вот он ( Евангелие от Матфея, глава 25, 106 зачало (  о Страшном Суде ):

https://azbyka.ru/biblia/?Mt.25

[Зач. 106.]

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы Своей,  и соберутся пред Ним все народы;
и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня;
был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня;
был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником,
или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам:
так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Святые отцы это подтверждают и проясняют.

На Пятом Вселенском Соборе учение Оригена было предано анафеме:

«Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей — временное
и что после некоторого времени оно будет иметь конец,
или что будет восстановление («апокатастасис») демонов и нечестивых людей, — анафема»


(9-й анафематизм).

вот некоторые подробности в отношении Оригена и того какие элементы его учения были отвергнуты:

В деяниях VI Вселенского собора содержится письмо свт. Софрония Иерусалимского к патриарху Сергию с исповеданием веры. В этом письме святитель пишет: «Принимаю еще и другой, после этих состоявшийся, Пятый святой и Вселенский Собор… и все определения его… Он уничтожает и исторгает в погибель прежде всего безумного Оригена и все его напыщенные бредни, а также и вымыслы, полные нечестием всякого рода; вместе с ним и учение Евагрия и Дидима и все языческие и чудовищные и совершенно баснословные пустословия»[27]. Чуть ранее свт. Софроний излагает, в чем именно состояли эти «бредни и вымыслы». При этом он прямо говорит, что основывается на том, что содержится в соборных «анафемах, направленных против еретиков, и в их определениях»[28]. Свт. Софроний довольно подробно излагает перечень заблуждений Оригена и его последователей. Причем, что интересно, у него содержится тот пункт с осуждением оригенистов-«исохристов», который цитирует Евагрий Схоластик как пятый пункт постановления Собора — учение о том, что при воскресении праведные христиане станут равны Христу.
Вот что пишет святой Софроний Иерусалимский (†638): «Не будем предполагать, что души существовали прежде тел, и не будем думать, будто они до появления этого видимого мира жили… жизнью бестелесной и бесплотной и вечной на небе… как желал этого заблуждавшийся Ориген и сообщники и единомышленники его, Дидим и Евагрий… Они не только это проповедуют ошибочно, увлекаясь языческими учениями и оскверняя высокое происхождение христианское, но даже безумно отвергают воскресение этих тел, которыми мы ныне облечены… и многое другое говорят противно апостольскому и отеческому преданию: отвергают насаждение рая, не хотят [допустить], что Адам был создан во плоти, порицают образование из него Евы, отрицают голос змия, не допускают, чтобы таким образом Богом установлено было стройное распределение небесных тел, а фантазируют, будто оно произошло вследствие первоначального осуждения и превращения [согрешивших умов]. Они безбожно и вместе баснословно бредят, будто бы в единичности умов произошло неразумное… хотят, чтобы был конец наказанию, допускают совершенное повреждение всего чувственного, говорят о восстановлении всех разумных существ: ангелов, людей, демонов, и опять сливают разные свойства их в мифическую единичность. [Говорят], что [по воскресении] Христос ничем не отличается от нас… и тысячи [нелепостей] извлекают эти несчастные из дьявольского и нечестивого сокровища своего сердца… и умерщвляют души людей, ради которых Христос благоволил умереть… Мы же… будучи свободны от всех бессвязных пустословий их, и идя по стопам отцов своих, говорим и об окончании настоящего мира, и веруем, что после этой жизни будет вечно продолжаться та другая жизнь, а также принимаем и нескончаемое наказание»[29].
А вот как свт. Фотий Константинопольский (†886) в послании «О семи Соборах» к князю Михаилу Болгарскому пересказывает решение V Вселенского Собора: «Святой и Вселенский Пятый Собор... также осудил и анафематствовал Оригена, Дидима, и Евагрия, древних мужей, больных неверием, пытавшихся привнести в Церковь Божию эллинскую мифологию. Они ложно учили о том, что души были прежде тел, и что одна душа во многие тела переодевается, — учение скверное и презренное, и поистине одних лишь их душ достойное. И проповедовали конец бесконечной муки, что есть призвание ко всякому греху и к погибели, и мечтали, что лукавым бесам снова даровано будет их первое достоинство, и восхождение в вышнюю славу, из которой они пали. Еще же говорили, что тела не воскреснут с душами, а как можно назвать воскресением восстание одних душ без тел, не знаю… И не убоялись, окаянные, что это не оправдание, а клевета на Праведного Судию, ибо хульно свидетельствуют, что тела, вместе с душами потрудившиеся в добродетели, будут лишены награды, а [тела], совместно [с душами] прегрешившие и провинившиеся, останутся ненаказаными… сих божественное собрание архиереев отсекло и отвергло… и таковы деяния Вселенского Пятого Собора о них»[30].
Наконец, изложение соборного решения имеется и в Номоканоне или Кормчей: «Пятый святой Вселенский Собор был в Константине граде, в лето 6047-е… Этот Святой Собор… анафематствовал и отверг злоумного Оригена и все его нечестивые писания. Также Евагрия и Дидима, живших в древности, и изложенные ими главы… как учеников и единомышленников Оригена, и увлекшихся эллинскими учениями: ибо они безумно говорили, что тела, которыми мы ныне обладаем, не воскреснут. И к тому же, заблуждаясь, говорили, что души предшествуют телам и прежде тел возникли. Учили о переселении душ из тела в тело, заимствовав это от эллинских сказаний. Говорили, что будет конец мучению, и что бесы снова в первоначальный свой чин возвратятся, и что Христос подобен нам будет, и ничем от нас не отличен. Клеветали на рай, говоря, что не создан Богом и не было его. И еще говорили, что не во плоти был создан Адам. И множество иных хулений писали, в которых были обличены, и многих из Церкви погубили»[31].
https://pravoslavie.ru/63080.html

Вопрос 606. Брат вопросил святого старца авву прп. Варсанофия:
не знаю, Отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима
и гностическими сочинениями Евагрия и учеников его.
Они говорят, что ду́ши человеческие были созданы не вместе с телами,
но прежде них были простыми [γυμνοί, нагие] умами, то есть бестелесными;
подобно сему, и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши
в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранив себя,
сделались Ангелами [В «Христианском чтении» после сих слов сказано еще:
«а демоны по причине многих нечестий сделались демонами», но в греческой книге,
напечатанной в Венеции в 1816 г., сих слов не находится]. Пишут они и другое
подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец и люди,
и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, то есть будут
простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением.

Душа моя впала в двоедушие и сетует, сомневаясь, истинно ли сие, или нет;
и потому прошу тебя, владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее
и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится.
И сам Ориген в толковании своем на Послание к Титу утверждает, что
ни апостольское, ни церковное предание не говорит, чтобы душа существовала
прежде создания тéла, потому Ориген признаёт еретиком того, кто говорит это.
Но и Евагрий в главах своих, называемых гностическими, свидетельствует, что
того никто не возвестил нам, не открыл и Сам Дух. Во второй сотне, в 64-й,
из так называемых гностических глав, он пишет: «О первом никто не говорит,
а о втором сказал Глаголавший в Хориве». И опять в 69-й главе той же сотни
он говорит так: «Дух Святой не открыл нам ни о первом разделении умных существ,
ни о первобытном существовании тел». О том же, что не будет ни восстановления,
ни конца му́ке, Сам Господь объявил нам в Евангелии, сказав: «и пойдут сии в му́ку вечную» (Мф. 25, 46),
и еще: «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9, 43). Откуда же взяли они это,
владыко, когда ни апостолы нам сего не передали, ни Дух Святой не открыл
(как сами они свидетельствуют) и в Евангелии сказано противное?
По благоутробию твоему, отец мой, окажи милость моей немощи, и скажи мне: каково оное учение?

Ответ.

Брат! Увы и го́ре роду нашему: что мы оставили и что исследуем, о чём стараемся и обо что претыкаемся?
Оставили мы правые пути и хотим идти по «путям тьмы», чтобы и на нас исполнилось слово Писания:
го́ре тем, «которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы» (Притч. 2, 13).

Поистине, брат, я оставил плач о само́м себе и плачу о тебе: во что ты впал?
Перестал я плакать о грехах моих и оплакиваю тебя, как сына моего.
Небеса ужасаются, о чём любопытствуют люди!
Земля сотрясается, как они хотят исследовать непостижимое!

Это догматы языческие. Это пустословие людей, которые думают о себе, что они нечто значат.
Это словá людей праздных.
Это порождения прелести, ибо сказано: «называя себя мудрыми, обезумели» (Рим. 1, 22).
И если хочешь уразуметь, внимай: «По плодам их узнáете их» (Мф. 7, 16). Каковые же плоды их?
Надмение, уничижение, расслабление, леность, претыкание, отчуждение от закона, или,
лучше сказать, от Законоположника Бога. Они – жилище демонов и князя их диавола.
Сии мнения не к свету ведут тех, которые им веруют, но во тьму.
Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому.
Они не извлекают из тины, но погружают в нее.
Это суть плевелы оные, которые враг посеял на поле Домовладыки.
Это терние, выросшее на земле, проклятой Владыкою Богом.
Они – совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога.
Бегай их, брат, чтобы учение их не утвердилось в твоем сердце.

Они иссушают слезы, ослепляют сердце и всесовершенно погубляют людей, внимающих им.
Не останавливайся на них и не размышляй о них: они исполнены горечи и приносят плоды смерти.
Касательно же вéдения о будущем – не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (см. Гал. 6, 7).
По исходе отсюда никому нельзя уже преуспеть. Нетрудно Богу вместе с человеком создать и душу его.
В рассуждении же небесных чинов Божественное Писание заграждает уста всякому человеку, говоря:
«Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились; поставил их на веки и веки» (Пс. 148, 5–6).
А что Бог поставил, переменяется ли то?
У Него, по Писанию, «нет изменения» (Иак. 1, 17).
Где нашел ты, чтобы старание какого-либо Ангела привело его в успеяние?
Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы.

Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это учение, ибо свидетельствую тебе пред Богом,
что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам.

Приобрети себе смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что
и подобное сему, что находишь в словах и в жизни Отцов. Сотвори же «достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8)
и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины,
во славу Святой Троицы, ныне и присно, и вовеки, аминь.

и далее, в последующих ответах эти великие святые предельно ясно разъясняют
откуда взялось такое нелепое толкование понятия "апокатарсис" и прочие возможные
недоумения.

вот, почитайте на досуге от 606 до 611 ответы:
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioann/otvety/606
https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_I … -ioanna/66

Это величайшие из святых отцов и заслуживают великого доверия и почтения.

+3

3

Бог создал души вечными и как и любое другое дарование Божие
это безсмертие души неотъемлемо и непременяемо.

вот как об этом говорит Священное Писание:
(1 Кор. 3:9--17)

[Зач. 128.]

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание,
а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней,
дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет,
потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог:
ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

и вот как толкуют эти слова святые отцы:

Блж. Феофилакт Болгарский :

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон

Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду;
если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня
(это значит выражение сгорит), но обнаружится, что оно худо.
Если бы кто перешел реку огненную в золотом вооружении, то вышел бы на берег
в более светлом виде; но если бы через ту же реку пошел другой с сеном,
то не только не получил бы никакой прибыли, но погубил бы и себя.
Так будет и с делами.
Следовательно, вера без добрых дел не приносит пользы.
Ибо вот здесь основанием служит Христос; но дела, совершаемые
не по закону Христову, осуждаются на сожжение.

Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня
Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество,
но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне.

И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел,
говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения
его употребляется довольно много времени. Итак, грешник несет потерю от того,
что трудился над такими делами, от которых погибает, и все свои усилия
употребил на то, что не имеет бытия и не существует
(ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому,
как если бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела.
Между тем сам, то есть грешник, спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
http://bible.optina.ru/new:1kor:03:14

и остальные святые отцы согласно с этим толкуют,
что душа не сгорает, не погибает,  не истребляется огнём,
но пребывает в вечных мучениях.

0

4

Священник Георгий Максимов на сайте "Азбука" хорошо разъясняет эту тему,
обличая богословов-"оптимистов" XX-го столетия в своей статье:
Вечны ли адские муки

Хочется отдельно привести последний абзац её, выразивший позицию
Православной Церкви по данному вопросу на архиерейском соборе 1935 г.:

«Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся.
Значит, рядом с “градом Божиим” и “вне” его (Откр.22:15) навеки останется область отвержения,
“смерть вторая” (Откр.21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех,
кто будет со Христом. “Бог будет все” лишь в “сынах Царствия”, все во всех, чья воля сознательно
отождествилась с волей Божией».

Так что как бы кому из нынешних "оптимистов" и "гуманистов" от богословия
ни желалось более научно, продвинуто и по-современному перетолковать
учение Православной Церкви о вечности адских мук, реальность нашей
вечной жизни вполне однозначно и определенно выражена в Священном Писании
и у святых отцов.

vik.mi.67 написал(а):

Этого же многие не знают. Мы же не в чате, нас и те, кто не пишет читает,  гости тоже.
Это я не лично тебе пишу, а делаю акценты. Тема то серьезнее некуда.

Тема очень серьёзная и актуальная.
Я и сам сталкивался с носителями (что еще печальнее носящих священный сан) этих осужденных
еретических мнений, "плывущих по течению" и себя, видимо, таким образом успокаивающих и оправдывающих.

PS С отцом Георгием Максимовым согласен по многим вопросам.
Но с его позицией относительно строящегося всемирного электронного цифрового концлагеря не согласен.
В этом он, я считаю, заблуждается.

0

5

Монархистъ написал(а):

Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся.

Лучше сказать не хочет.  Ибо гордость совершенно помрачила его ум.

Предание Церкви хранит очень поучительные примеры об этом
в житиях преп. Антония Великого, преп. Силуана Афонского и старца Паисия Святогорца.

Ниже приводится упомянутая редакция этой повести (в современной орфографии),
вошедшая в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского.

Однажды два беса сговаривались между собою, как бы ввести в искушение великого подвижника.
Один из них сказал другому: "Братец Зерефер, как ты думаешь: если бы кто-нибудь из нас
вздумал покаяться, то примет ли от него Бог покаяние, или нет?"  Зерефер ответил:
"Кто же может знать о том, кроме старца Антония, который нас не боится!
Хочешь ли, я пойду к нему и спрошу его об этом?" – "Иди, иди, – сказал ему другой бес,
– только смотри, будь осторожен: старец прозорлив, он поймет, что ты искушаешь его,
и не захочет спросить о сем Бога; впрочем, иди, может быть, тебе и удастся получить желаемый ответ".

Бес Зерефер принял на себя человеческий образ, пришел к старцу и начал пред ним
горько плакать и рыдать. Богу угодно было утаить от св. старца притворство бесовское,
и преподобный принял пришельца за простого человека и с участием спросил его:
"О чем ты так плачешь, что и мне сердце сокрушаешь своими горькими слезами?"
Бес отвечал: "Отец святой! Я не человек, а просто – бес, по множеству беззаконий моих!" Ста
ец, думая, что пришелец по смирению называет себя бесом, сказал ему: "Чего ты от меня хочешь, брат мой?"
– "Об одном умоляю тебя, отче святой, – говорил бес, – помолись Богу, чтобы Он открыл тебе:
примет ли Он покаяние от диавола, или отвергнет его?

Если примет от него, то примет и от меня: ибо и я повинен в тех же грехах, в каких он".
Старец сказал ему: "Приди завтра, я скажу тебе, что Господь мне откроет".
Наступила ночь; старец воздел преподобные руки свои на небо и стал умолять
Человеколюбца Бога, дабы открыл ему: примет ли Он покаяние диавола?

И вот предстал ему ангел Господень и сказал: "Так говорит Господь Бог наш: почто умоляешь ты за беса державу Мою?
Он только искушает тебя..." Старец сказал ангелу: "Почему же Господь Бог не открыл мне сей хитрости бесовской?"
Ангел отвечал: "Не смущайся сим; тут было особенное намерение Божие, чтобы не предавались отчаянию грешники,
много беззаконий соделавшие, а приносили покаяние пред Богом и знали, что Бог никого не отвергает к Нему притекающего,
если бы даже и сам сатана пришел к Нему с истинным раскаянием: притом Бог не открыл тебе бесовского лукавства
еще и для того, чтобы обнаружилось демоновское ожесточение и отчаяние.

Итак, когда придет к тебе искуситель за ответом, то не отвергай его, а скажи:
"Видишь, как милосерд Господь: Он не отвращает никого, кто приходит к Нему в покаянии,
хотя бы и сам сатана пришел! Он и тебя обещает принять, если только исполнишь ты повеленное от Него."
А когда он спросит тебя: что ему повелено от Бога? Скажи ему: так говорит Господь Бог:
знаю Я, кто ты и откуда пришел с искушением, ты – злоба древняя и не можешь быть новою добродетелию,
ты изначала начальник зла, и ныне добра делать не начнешь; ты ожесточился в гордости,
и как ты можешь смириться в покаянии и получить помилование? Но, чтобы ты не оправдался в день судный,
чтобы не говорил: я хотел покаяться, но Бог не принял меня, вот благий и милосердый Господь определяет тебе,
если только сам захочешь, такое покаяние. Он говорит: стой три года на одном месте, обратись лицом к востоку,
и день и ночь взывая к Богу: "Боже, помилуй меня – злобу древнюю!" и повторяй сие сто раз;
потом говори: "Боже, помилуй меня – прелесть помраченную!" и это также сто раз;
и еще: "Боже, помилуй меня – мерзость запустения!" опять стократно.
Так взывай к Господу непрестанно, ибо ты не имеешь состава телесного,
и потому не можешь утрудиться или изнемочь. Вот, когда сие исполнишь со смиренномудрием,
тогда будешь возвращен в твой прежний чин и сопричтен к ангелам Божиим.
И если бес обещается сие исполнить, то прими его в покаяние, но я знаю,
что злоба древняя не может быть новою добродетелию".
Так изрек ангел и восшел на небо.

На другой день пришел и диавол и еще издалека начал рыдать голосом человеческим.
Он поклонился старцу, и старец, не обличая его коварства, сказал ему так, как повелел ангел,
– и что же? Зерефер, в ответ на его речи, громко захохотал и сказал: "Злой чернец!
Если бы я захотел назвать себя злобою древнею, мерзостию запустения и прелестью помраченною,
то уже давно бы это сделал и уже был бы спасен: ужели ты думаешь, что я теперь назову себя древнею злобою?
И кто это тебе сказал? Да я и поныне у всех в большом почете, и все со страхом повинуются мне, а ты вообразил,
что я назову себя мерзостью запустения или прелестью помраченною? Нет, чернец, никогда!
Я еще царствую над грешниками, и они любят меня, я живу в их сердцах, и они ходят по воле моей;
да чтобы я стал рабом непотребным ради покаяния?.. Нет, злой старик, никогда и ни за что!
Никогда я не променяю своего почетного положения на такое бесчестие!"
Сказал это диавол и – с воплем исчез.

А старец стал на молитву и, благодаря Милосердие Божие, говорил:
"Истинно слово Твое, Господи, что злоба древняя не может быть новою добродетелию,
и начальник всякого зла не будет делать добра!".

из Жития преподобного Антония Великого

Троицкие листки, № 69.
У Бога милости много, но подается она только смиренным
http://www.stsl.ru/news/all/troitskie-l … -smirennym

https://blagolyub.livejournal.com/6589.html
https://diletant.media/articles/38893231/
http://www.orthodox-jerusalem.ru/load/1-1-0-165
http://www.odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=mAUctuoHCck=&tabid=11207

Из книги Л. А. Тихомирова (1852-1923) "Религиозно-Философские основы истории"
есть прямая ссылка на Четьи-Минеи:

[Однажды, говорит сказание, два диавола разговорились между собою о том,
возможно ли для них примирение с Богом, если бы они раскаялись. Один из них,
по имени Зерефор, решился пойти спросить об этом Антония. Он пришел к нему
в виде человека и с плачем о грехах своих просил помолиться и узнать, возможно ли
для него спасение. "Я, - сказал он, - мне кажется, по грехам своим не человек, а бес.
Если Бог прощает бесов, то может и меня простить, а если бесов не прощают, то и мне нет спасения."
Антоний помолился и получил от ангела ответ, что Зерефор - не человек, а действительно бес
и никак не захочет раскаяться, но если бы он раскаялся, то получил бы прощение.
Для этого пусть Зерефор три года молится, говоря: "Боже, помилуй меня, древнюю злобу,
Боже, спаси меня, помраченную ложь (прелесть), Боже, помилуй меня, мерзость запустения."
Если Зерефор исполнит это покаяние, то будет прощен и восстановлен в своем ангельском чине.
Но когда Антоний передал ему эти условия, Зерефор громко захохотал и сказал:
"Монах, да если бы я захотел назвать себя древней злобой, и мерзостью запустения,
и помраченной прелестью, то сделал бы это с самого начала. Теперь ли я назову себя древним злом?
Не будет этого. Я и теперь дивен в славе своей, и все со страхом повинуются мне.
Так стану ли я называть сам себя мерзостью запустения или помраченной прелестью?
Ни в каком случае, монах, я еще обладаю грешниками, и меня любят, я живу в сердце их,
и они все делают по моей воле. И я из-за покаяния сделаю ли себя рабом ничтожным?
Нет, злой старик, нет, не будет того, чтобы я, покинув все свои почести, поставил сам
себя в такое бесчестие."
И, сказав это, диавол с громким криком исчез

(Минеи Четьи, на 17 января).

Эта же повесть есть и в Посмертных вещаниях преп. Нила Мироточивого.

Глава 7.

Подвижник, хотя и впадает в грех, не должен отчаиваться.
Бог приемлет покаяние от всякого, и почему невозможно покаяние для злых духов

Когда подвижник (или иной человек) усмотрит свое падение, поймет, где он был,
т. е. на какой духовной высоте и в какой близости к Богу, и куда ниспал, то отчаивается
подобно мухе, летавшей по воздуху, избежавшей всех внизу разостланных тенет,
но попавшейся в разостланные поверху и впавшей в отчаяние.

Так и проныры, как пауки, ткут свои тенета не только по низу, но и на высочайших пределах
бранного пути, чтобы, как муху, миновавшую нижние сети, уловить подвижника, захватить
в верхних плетениях и там опутать его мысленной своей паутиной.

Когда же подвижник запутается в паутине, как муха или как рыба, пойманная в сеть,
то отчаивается и говорит: «Нет у меня теперь тела (т. е. сил телесных), чтобы летать,
нет у меня крыльев, чтобы удержаться на воздухе, нет у меня больше непорочного тела,
которое было порабощено душе; нет у лица моего очей (т. е. прежнего дерзновения в молитве),
дабы возвести их на небо, чтобы умолять за мою несчастную душу; теперь мне не спастись,
ибо поработился я греху; поэтому не стану дольше и стараться достигнуть спасения,
ибо это для меня невозможно...»

О, человече, почему ты решил, что невозможно тебе достичь спасения?
Почему ты думаешь, что не следует тебе больше подвизаться, а не решаешь наоборот,
что тебе тем паче следует подвизаться о спасении?  Воспряни, не бойся, ибо Бог претерпел крест
ради спасения твоего!   Как же после сего ты утверждаешь, что для тебя больше нет спасения?
Зачем страшишься бессильных? К чему считаешь их сильными? Крест Господень сокрушит всю силу
их ухищрений, все хвастовство, которым они, бессильные, кичились быть сильными!

( Затем, в ответ на часто рождающуюся мысль: возможно ли покаяние для злых духов,
святой приводит известный пример из жития св. Антония Великого, как явился ему бес
и вопросил, возможно ли для беса покаяние, и как бесу помешало воспользоваться сею
возможностию кичение своею греховною властью над людьми.
Подобное кичение проявил диавол, когда приступил к Господу на сорокадневной горе
и показал ему «царства мира», т. е. свое греховное владычество)
(Мф.4, 8).

Попытались было однажды бессильные хитро, кичением и хулою поругаться над одним
преподобным отцем*.     Чтобы прехитро ввергнуть преподобного в кичение и хулу,
сказал подвижнику явившийся ему бес:  «Каким образом, отче, возможно мне спастись?»

Это вопрошение беса о возможности для него покаяния есть коварный умысел  ввести
преподобного в кичение или хулу, ибо, если бы он поддался на сие коварство и принял бы
к сердцу столь неслыханное дело, как спасение беса, то неизбежно впал бы в тщеславное
самомнение и кичение сим небывалым делом,  а, с другой стороны, если бы отверг,
как невозможное, то похулил бы Творца, Который оказался побежденным тварию Своею
в милосердии.

Понял преподобный, которому открыла сие благодать Всесвятаго Духа, что это один
из обольстителей, проныр-веельзевулов.
    Преподобный отвечал ему:
«Иди на высокую гору, обнажись, стань совсем наг и изливай мольбы к Богу, Царю Небесному,
чтобы Он отпустил тебе твое лукавое мудрование»  (досл.: псилафистическое лукавство).
Отвечал проныра преподобному: «Какую же молитву творить мне  на высокой горе и как мне обнажиться?
Я и без того одежды не ношу? Как же ты говоришь, чтобы мне обнажиться?»

Святой же отвечал ему: «На высокой горе сотворись наг, обнажив себя от ухищрений своих
и лукавого мудрования, да не имеешь никакого коварства в сердце твоем. Так стой совершенно нагим
на высокой горе 40 дней и 40 ночей  (в житии сказано три года, может быть, здесь Феофан ошибся),
не имея никакого покрывала на главе своей,  т. е. никакой хитрости в мыслях, воздевай руки свои горе
и повторяй беспрестанно в течение сорока дней:
«Помилуй мя, Боже, помилуй мя, меня - мерзость запустения во царствии Твоем!..
Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тя уповах, не отрини душу мою!..»

Не успел преподобный закончить своей речи, как демон, весьма разгневавшись, воскликнул:
«Замолчи, гнилой старик!  Ничтожному ли царю поклониться мне? Кто другой имеет такое царство, какое мы имеем?
В руках наших находится третья часть Его царства, и что осталось у Него, чтобы нам кланяться Ему, как Царю?..»
Ясно тогда стало преподобному, что это есть дух хулы; вспомнил тогда преподобный, что и Христа бес также
пытался в пустыне обольстить и кичился перед Ним грехами человеческими...

Вспомнив все это, преподобный сотворил молитву к Богу, проклял демона, и тот как дым исчез от него.
Воздал преподобный славу Богу за избавление свое от духа хулы, который лукавством своим намеревался
ввести подвижника в хулу или в гордость и чрез то ввергнуть в бездну адскую, как свергнул множество монахов...

Но Бог не имеет ненависти к этим погибшим монахам, которые еще могли и по падении иметь надежду на спасение.
Ненавистны Богу лишь сии четыре: говорим - хула, блудная нечистота, неверие закону и ложь, именуемая
идолослужением; всякий, говорящий ложь, именуется идолослужителем у Бога. Итак, бесы безвозвратно погибают
не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но еще и гордятся
своими богомерзкими делами...


*)   Т. е. Антонием Великим.

Источник:
Преподобный Нил Мироточивый.
Избранное. Посмертные вещания.
- М.: Из-во Летопись. 2013, с. 88-95

+3

6

Монархистъ написал(а):

Ибо и гордость совершенно помрачила его ум, и зло всецело и необратимо исказило его сущность.

ДА, очень полезно, по-крайней мере тем, кто способен это вынести
познать то, насколько бесы злобны и жестоки.    Это очень отрезвляет
и даёт ревность к духовной жизни, к трезвению и к решительному
отвержению всех внушаемых ими помыслов.

Также это истрезвляет и от глупых мыслей о том, что якобы "возможны какие-то изменения
для закосневших в грехах  или даже прекращение адских мук, как мечтают некоторые".
После того, как увидишь и почувствуешь на себе эту злобу, уже не будешь так думать.
Эта злоба сама по себе --- уже адская мука.

Вероятно из-за этого Бог и попускал многим из святых видеть  бесов
в  их гнусном непригляном, мягко говоря, виде.  И терпеть от них
весьма жестокие искушения...

Глава вторая. О хульных помыслах

Все эти богохульства и грехи не наши – они происходят от диавола.
Поэтому нам нет нужды расстраиваться еще и из-за грехов диавола.
Когда я был новоначальным монахом, диавол какое-то время приносил
мне хульные помыслы – даже в церкви. Я очень расстраивался.
Диавол внушал мне скверные помыслы о Святых, [в качестве исходного материала]
используя те сквернословия и похабщину, которые я слышал от других, будучи в армии.
«Эти помыслы от диавола, – вразумлял меня мой духовник.
– Раз человек расстраивается из-за скверных помыслов о святыне, которые у него
появляются, это уже доказывает, что они не его собственные, а приходят извне».
Но я продолжал расстраиваться...

Когда приходили хульные помыслы, я уходил молиться в придел Честного Иоанна Предтечи,
прикладывался к его иконе, и она благоухала. Когда скверные помыслы приходили снова,
я опять спешил в Предтеченский придел, и от иконы вновь исходило благоухание.
Во время одной Божественной литургии я был в приделе и молился. Когда певчие запели
«Святы́й Бо́же» Нилевса, я со своего места стал тихонько подпевать. Вдруг я увидел, как
через дверь, ведущую в притвор главного храма, в придел вваливается огромный страшный
зверь с головой пса. Из его пасти и глаз извергалось пламя. Чудовище повернулось ко мне и,
раздраженное тем, что я пою «Святый Боже», дважды злобно погрозило мне лапой.

Я бросил взгляд на монахов, молившихся рядом со мной: может быть, они тоже видели [зверя]?
Нет, никто ничего не заметил. Потом я рассказал о случившемся духовнику. «Ну, видел, кто это был?
– сказал мне духовник. – Это он самый и есть. Теперь успокоился?».

преподобный Паисий Святогорец   )
Слова. Том III. Духовная борьба        )
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjat … ova-tom3/1

Подобные случаи описаны и в житии и писаниях преп. Иосифа Исихаста... и многих других житиях.

Страхования в молитве

В Казани, когда я был еще на военной службе, тепереш­ний митрополит Санкт-Петербургский Антоний
прислал мне только что вышедшую в печать книгу: «Откровенные рассказы странника».
Я прочитал ее и говорю себе: «Да... вот еще какой есть путь спасения, самый краткий и надежный
— молитва Иисусова. Надо принять это к сведению». Достал я себе четки и начал молитву Иисусову.

Вскоре начались разные звуки, шелесты, шатания, удары в стену, окно и тому подобные явления.
Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно и одному ночевать, я стал звать
к себе денщика. Но эти страхования не прекратились, и я через четыре месяца не выдержал
и бросил занятия молитвой Иисусовой. Потом спрашивал о. Амвросия об этом, он мне сказал,
что не должно было бросать.
Вот вкратце условие моего поступления в скит: в миру не дал мне враг
заняться молитвой Иисусовой, вот и думал я, займусь ею в монастыре. А здесь поднял на меня
всю братию, хоть уходи из скита. Вот как ненавистна ему молитва.
А теперь не вижу.
Весь разобран там (батюшка показал рукой на женскую полови­ну). Конечно, по времени лепечу молитву.
Уж не знаю, снимет меня Господь с сего поста или уже здесь придется умереть...
Все, весь ход записан у меня в дневнике.

А мне тогда уже бывали видения. Один раз видел я, несутся облака в виде турка, сидящего по-турецки,
т. е. ноги под себя. Потом видел о. Адриана в церкви. Вижу, стоит у стены о. Адриан и смотрит на меня,
а вид его был ужасен: весь черный, взгляд злобный. Я говорю: «Господи, Господи, помилуй!..»
Потом смотрю: о. Адриан идет из алтаря или в алтарь, а «тот» исчез. Какая была у врага цель
представиться мне в виде о. Адриана, я не знаю. Может быть, хотел, чтобы я вознена­видел его...
Потом я видел о. Моисея, как он вошел в чулан через запертую дверь. Чтобы увериться окончательно,
я посмотрел — он у себя в келье. Я пошел к о. Венедикту и говорю: «Имею вам нечто сказать».
— «Скажите». Я рассказал все.
Отец Венедикт сказал, что это — действие молитвы Иисусовой...

( преп. Варсонофий старец Оптинский )
https://www.optina.ru/lection/39/
https://www.optina.ru/lec_vars/2/

+3

7

Вот говорили о аде в другой ветке, теперь пазл ещё дополнился.
Душа осталась, а тела ей нет.

+1

8

vik.mi.67 написал(а):

Вот говорили о аде в другой ветке, теперь пазл ещё дополнился. Душа осталась, а тела ей нет.

А если тела нет, то как душа в аду чувствует тот же смрад? И все эти черви, подвешивание за язык и пр. - это иносказательно тогда?

Или всё-таки какое-то тело будет?

По воскрешении во время Страшного Суда души получать совершенные тела, это известно.

0

9

yozhik написал(а):

все эти черви, подвешивание за язык и пр. - это иносказательно тогда?

Где то иносказательно, где то нет.
В апокрифах так написано, у святой Феодоры тоже не до смеха.
На иконах тоже ведь не сказки распространяются?
Господь наш взошёл на Небо в теле Своем, потому что был безгрешен.
А наши тела изменятся. В книги пророка Ездры подробнее описано,
как подыматься тела из могил и  воссоединятся с душой,
и так будут стоять перед престолом Господа.

Вот нашла небольшое описание в 3-ей книге пророка Ездры, глава 7

Вот, придет время, когда придут знамения, которые
Я предсказал тебе, и явится невеста, и являясь покажется — скрываемая ныне землею.

27 И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои.
28 Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.
29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание.
30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.
31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный.
32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души.
33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение.
34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится.
35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда.
(36) И откроется озеро мучения, а против — него место покоя; видна будет печь геенны, а против нея — рай сладости.
(37) И скажет тогда Всевышний пробудившимся народам: "посмотрите и поймите, Кого вы овергли, Кому вы не служили и Чьи заповеди вы презрели.
(38) Взгляните прямо перед собою и напротив: там сладость и покой, а тут огонь и мучения." Вот что скажешь Ты им в день суда.
(39) Этот день таков, что не имеет ни солнца, ни луны, ни звезд,
(40) ни облака, ни грома, ни молнии, ни ветра, ни дождя, ни тумана, ни мрака, ни вечера, ни утра,
(41) ни лета, ни весны, ни жары, ни зимы, ни мороза, ни холода, ни града, ни дождя, ни росы,
(42) ни полдня, ни ночи, ни предрассветных сумерок, ни блеска, ни ясности, ни света, кроме одного лишь сияния светлости Всевышнего, вследствие чего все могут видеть то, что пред ними.
(43) Его длительность будет такая же, как седьмины лет.
(44) Таков суд Мой и его порядок. Одному тебе Я открыл это.

0

10

yozhik написал(а):

А если тела нет, то как душа в аду чувствует тот же смрад?
И все эти черви, подвешивание за язык и пр. - это иносказательно тогда?
            Или всё-таки какое-то тело будет?

черви реальные, огонь тоже

душа и без тела способна страдать, чувствовать, видеть, обонять и т.д.
( это для души не так как для тела происходит, но всё это у неё есть )
душа --- это не голый ум, у души есть чувствительные способности
( об этом учат святые отцы )

вот тут есть некоторые подробности про адский огонь и червей:


слова святого преп.Антония Великого:

19. Гордость сердца ненавистна Богу, ангелам и святым Его.
Имеющий в себе гордость – причастник диаволу.
По причине гордости преклонились небеса и поколебались основания земли,
возмутились бездны, пришли в смятение ангелы, и претворились в демонов
по причине гордости сердца.

Прогневан гордостию Всемогущий: повелел Он бездне низвергнуть из себя огнь,
и огненному морю воскипеть огненным волнением.

По причине гордости Он учредил ад и муки.
По причине гордости учреждены темницы и биение, которыми терзается диавол
за гордость сердца своего.

По причине гордости устроена преисподняя, сотворен червь неумирающий и неусыпающий.

из Отечника свят.Игнатия
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … e12_return


из ЗАПИСОК Н. А. МОТОВИЛОВА:

Четвертое мучение. Червь неусыпающий

испытал на себе еще и вечное третие мучение – это мука червя неусыпающего,
но это уже продолжалось только полторы сутки, а и за всем тем это такая страшная мука
и во столько крат страшнейшая прежних двух мук вечных же, но показавшихся мне легчайшими
противу этой последней и до того ужасной, что при всей очевидной и ясно сознаваемой помощи Божией,
подававшейся мне, каким образом я оную вытерпел и до сих пор понять не могу.

Эта мука страшнее всех мук на свете, и если она и в полторы сутки или, вероятно, не более пятидесяти часов
продлившаяся показалась мне так страшною, то какова же она будет в не светимой тьме кромешной
в отсутствии всякой помощи Божией и в безотрадной уверенности, что она вечная, ничем не утолимая?!!!

Представьте себе, что в вас кишат, как мошки, ползают, гомозятся, грызут вас во всех частях тела вашего
и готовы сейчас же из всех отверстий тела вашего выползти наружу миллионы червей, чтобы покрыть
всю поверхность плоти вашей столь же разнообразными, но более лютейшими муками, ибо видимы для глаз
и осязаемы руками, без всякой возможности хоть на мгновенье от них избавиться. Вообразите, что всё,
к чему бы вы ни прикоснулись, все в одно мгновенье, несмотря на то что до этого времени ничем не было вредимо,
а тут закишит видимым образом осязаемыми, но вами лишь одними видимыми и осязаемыми, червями,
так что вам ни пить, ни есть ничего невозможно, в противном случае принуждены будете и пить, и есть лишь
одних этих вечных и ничем уничтожиться не могущих червей. И вы получите только слабое и отчасти познаваемое
понятие о том, что это такое – мука вечного неусыпающего червя и что я претерпел в эти должайшими
многих столетий показавшиеся мне полторы сутки или пятьдесят часов времени, и едва ли более.
Потому что и тут я едва не умер с голоду; потому что мне вовсе ничего нельзя было ни пить, ни есть от ужаса,
и омерзения, и неизъяснимой тошноты, неудовлетворявшейся рвотою, ибо сколько сама по себе рвота
ни тяжка для человека, а в этом бедствии и она могла бы почесться желательнейшею и сладчайшею отрадою.
«Таково-то будет в вечности страшное мучение этого червя неусыпаемого», – сказал мне прежний священно-тайный,
всегда отраду приносивший мне голос благодетельного невидимого существа, присущего тогда мне
и все страдания мои подробно мне объяснявшего.


есть из современного ещё:
"Пять встреч с тайнами загробного мира"
( Сергей Михайлов )
желающие ознакомиться могут поискать по названию,
там была аудиозапись и текст.

старая его страничка ( в архиве ): https://web.archive.org/web/20140517232 … u/?p=16007


ну и Александр Калинин с историей его несостоявшейся смерти и обретения веры:
https://www.youtube.com/watch?v=J1B_Ur8x-0s

про червей у него вроде нет, но о реальности страданий души отделившейся от тела есть
и весьма убедительно.

+2

11

Пять встреч с тайнами загробного мира
( Сергей Михайлов )

небольшой фрагмент из цикла рассказов ( про червя ):

Открыв глаза (спал я лежа на спине) я увидел прямо над собой необыкновенного вида существо.
Оно было так близко от меня, что при желании я мог бы взять его в свои руки. Но уверяю,
подобное существо взять в руки не осмелился бы никто из смертных.
Я не исключаю что его не испугался бы кто-либо из святых. Но я не был тогда святым
(да и сейчас грешен) — поэтому — сильно испугался. От этого существа исходил не просто страх,
от него исходила такая неимоверная сила ужаса, что она, эта сила ужаса, превосходила все мои
человеческие представления о страхе вообще. Существо это светилось в темноте.
Оно переливалось красными, синими и зелеными цветами. Конечно, это существо было
по-своему красивым, но и оно же было — неимоверно мерзким на вид. Это существо напоминало
мне чешуйчатого, несколько толще человеческой руки и длиной в несколько метров земляного червя.

Только этот червь был полупрозрачный. От этого червя исходили бесчисленные тонкие, натянутые
особой силой нити, или, возможно, это была особая паутина или лучи цветного света – сложно описать
что это было точно. Эти нити-лучи вошли внутрь моего тела и вслед за этими нитями, уцепившись за них,
внутрь меня вошел весь этот червь — целиком. В это время я начал испытывать в своем теле адские мучения.
Жестоко мучиться вместе с моим телом начала и моя душа. Душа моя в тот момент, стала мучиться
значительно сильнее и безотраднее, чем мучилось мое тело.

Первое, что я понял, это то, что я оказался в безраздельной власти этого неизвестно откуда явившегося червя.
Червь был один, но он своими нитями-лучами охватывал и мучил все мое тело с головы до ног. Он мучил
пальцы моих ног даже в том случае, когда не касался их своим ртом, потому что нити-лучи, исходившие
от него, охватывали своим томлением и силой всего меня в целом. Он ползал внутри меня, грыз меня
и делал такие невероятно противные, всасывающие внутрь себя движения, которые вызывали в моем теле
такое тягостное внутреннее муторное томление, что описать силу и характер этого томления невозможно.
Не испытывал на земле я никогда таких страданий, которые хотя бы приблизительно могли бы своим
характером напоминать мне те страдания, которые причинял мне этот червь. Единственной моей мыслью
в то время было… Что бы вы думали?! Желание избавиться от этого червя?!! Нет. Но мне было так плохо,
что от ужаса во мне застыли все мои мысли. Величина страданий была столь высока, что я впал болевой
шок и в ступор.

В эти минуты я познал что такое — богооставленность и одиночество которое испытывает душа
находящаяся в аду. Сил у меня не находилось даже на то, чтобы просить Бога о помощи или хотя бы
чтобы я смог вспомнить Его имя. Неведомо как — я оказался посреди пылающего огнем океана страданий.
Все вокруг меня и внутри меня наполнилось невыразимого по силе мучения. Червь методично и размеренно
делал свое мрачное дело. Он вытягивал из меня все те внутренние силы, какие тогда во мне были.
Он наносил моей душе и телу такое нудное и сильное томление, что сравнить это томление не с чем.
Если бы мне тогда, предложили на выбор, или прыгнуть в котел с кипящей водой или в костер – или же
остаться во власти того самого червя, который грыз меня в ту ночь, я бы не думал долго. Кипяток, огонь,
пытки – все, что угодно; но лишь бы избавиться мне от власти этого не знающего ни малейшего чувства
жалости существа, с которым я в ту ночь встретился. Даже сейчас, спустя семнадцать лет после того,
как произошел со мной этот случай, мне становится плохо, при воспоминании о том, как это было.
Наконец, червь выполз из меня и медленно-медленно стал уползать, удаляясь в темноту ночи.
Ночь же тогда была на удивление темной.

Как только ко мне вернулась способность владеть мыслями, первое,
что во мне родилось, это была молитва к Богу.
— Господи, за что?!!
— Не «за что?», а «для чего?» — услышал я ровный голос, ясно прозвучавший внутри моего сознания.
— Не сомневайся в том, что адский неусыпающий червь на самом деле существует.
Это не образ и не аллегория. Это реальное живое существо, которых в аду много.
Старайся жить в будущем так, чтобы он не ел тебя после твоей смерти за грехи твои.

Все. На этом все прекратилось.
Более я ничего не слышал и не видел ни внутри себя, ни вокруг вплоть до самого утра.

https://edinstvaru.com/2018/01/18/пять- … ного-мира/
Ссылка
https:// edinstvaru.com/2018/01/18/пять-встреч-с-тайнами-загробного-мира/


на форуме есть отдельная тема про Сергея Михайлова: (  Сергей Михайлов  )

+1

12

очень многие вопросы догматического учения о загробной участи души,
о Страшном суде и вечных муках  изложены в книге :

преподобный Иоанн Дамаскин
Точное изложение православной веры
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damask … vnoj-very/

и в 4-ом томе собрания сочинений преп. Иустина Поповича:


преподобный Иустин (Попович), Челийский

Собрание творений. Том 4
Догматика Православной Церкви


Часть шестая. Богочеловек как Судия. Эсхатология
Загробная жизнь
Смерть тела и бессмертие души
Частный суд
Состояние душ в загробном мире

Второе Христово Пришествие и Царство Будущего века
Конец мира и истории
Время и признаки Второго Христова Пришествия
Антихрист и его деятельность
Второе пришествие Господа Иисуса Христа
Воскресение мертвых
Преображение природы
Всеобщий и последний Суд
Вечная жизнь

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … nij-tom4/2

Источник:
Собрания творений преподобного Иустина (Поповича) Т. 4
Под общ. ред. проф. Моск. Духовн. Акад., д-ра церк. истор. А. И. Сидорова,
пер. С. П. Фонова — М.: «Паломник», 2007.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Учение Православной Церкви об аде и вечных муках