из книги:
преподобный Иосиф Исихаст (Коттис)
Изложение монашеского опыта
( Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. )
33. «Не могу вам описать, насколько благоугодны нашей Пресвятой целомудрие и чистота»
Мы, дитя мое, все то, о чем ты говоришь, видели, прошли и единожды,
и дважды, и много раз. Написали и книгу об этих изменениях, чтобы
если кому‑то случится им подвергнуться, он не отчаивался.
Но не оставался праздным, как делаешь сейчас ты. Требуется усилие,
требуется подвиг, требуется крайнее смирение и совершенное послушание.
Итак, не стой, а взывай: «Христе мой! Моя Пресвятая!»
Не расслабляйся и не принимай помыслов. Призывай постоянно Христа.
Прежде чем искуситель успеет образовать помысл в твоем уме,
ты разрушай его молитвой. Не оставляй его.
А если ты будешь оставлять нечистоту, которую бросает тебе в душу враг,
в короткое время он тебя в ней закопает. Потом – какой подвиг, чтобы очиститься!
Поэтому понуждай себя. Требуется труд и боль, а не шутки!
У тебя сердце обольется кровью. Ты выпьешь горечь, яд,
и тогда получишь свободу, чтобы вкусить сладость.
Не считай подвиг малым. Как сумасшедшая, ты должна взывать:
«Иисусе мой, спаси меня! Пресвятая Богородица, помоги мне!»
Пусть твой язык работает, как машина: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!
Господи Иисусе Христе, помилуй мя! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»
И когда будешь уставать, будет приходить к тебе утешение, которого ты
не вкушала никогда. Если же будешь бездельничать, как сейчас, и нерадеть,
то вовек не исцелишься.
Человек, сидя в своем доме, не может ехать в Константинополь.
Монах, пребывая в нерадении и не молясь, не может стать достойным Горнего Иерусалима.
Итак, восстань! Положи свой обол, чтобы и благодать Божия положила тысячи талантов.
Покажи свое благое произволение. Отврати от врага свое лицо.
Зачем ты позволяешь своей душе прелюбодействовать с бесом?
Где смирение, когда ты видишь и говоришь,
что все у тебя виноваты и только ты хорошая?
Смирение заключается в том, чтобы, когда согрешает другой,
прежде чем он успеет попросить прощения, класть поклон, говоря:
«Прости, брат мой, благослови!»
Пусть это не кажется тебе трудным и тяжелым.
Это ничто перед тем, что сделал для нас Владыка Христос.
Он пред ангелами склонился, и положил поклон от неба до земли,
и «приклони небеса и сниде» (Пс. 17, 10). Бог к людям!
А ты всех ставишь на голову, чтобы не сказать одно «Прости»!
Так где же смирение?
Когда смиришься, все тебе будут казаться святыми.
Когда много о себе мнишь, все тебе не такие и плохие.
Что грязнее, чем гордость, и что зловоннее, чем нечистые бесы?
И однако ты их терпишь, они тебя оскверняют.
Ты легко им позволяешь входить и разрушать ограду,
но посмотрим после, как они будут выходить!
Ты легко принимаешь постыдные и нечистые помыслы,
но посмотрим после, как ты очистишься!
Ничто другое Бог так не ненавидит, как беззаконную сладострастную телесную нечистоту.
И тот человек, который прелюбодействует с нечистыми помыслами, весь воняет, как дохлая собака.
Тогда как жизнь и молитва того, кто подвизается и хранит свое тело чистым
и свой ум не оскверненным нечистыми помыслами, как благоуханный фимиам,
восходит к небесам.
То, что сейчас вам говорю, я видел воочию.
Не существует другой жертвы, более благоуханной пред Богом,
как чистота тела, которая приобретается кровью и страшным подвигом.
Многое я могу сказать об этой блаженной чистоте, которую вкусил и плод которой съел.
Но сейчас ни ты, ни твои сестры не можете понести этого.
Сейчас только одно вам скажу: что и одежда их, когда они ее меняют,
как освежающая мирохранительница, распространяет благоухание
и наполняет им весь тот дом. И это – извещение Божие о блаженной чистоте,
святейшем девстве.
Поэтому понудьте себя, очищая душу и тело.
Ни в коем случае не принимайте нечистых помыслов.
И увидите то, о чем я вам говорю. И, без сомнения, поверите моим словам.
И то, что я вам писал до сегодняшнего дня, испытайте, и тогда убедитесь на деле,
что я говорю истину из опыта.
Там, где послушание, смирение и подвиг, бесы никогда не могут пленить человека.
Ожесточение, преслушание и гордость рождают уныние и нерадение,
и тогда приходят все бесы и превращают душу человека в навозную яму и конюшню.
И не успокаиваются до тех пор, пока не сделают его виноватым в новых и старых грехах
и совершенно плененным.
Итак, понуждай себя, чадо мое, как и все сестры.
Ибо, если вознерадите, придется вам хлебнуть горя.
Однако, если будете понуждать себя, спасетесь навеки.
Станете кадилом благовонным и миром многоценным.
Станете воистину жертвой словесной, благоугодной Господу.
Не могу вам описать, насколько благоугодны нашей Пресвятой целомудрие и чистота.
Поскольку Она Единая Чистая Дева, то и всех таких нас желает и любит.
И как только мы Ее призовем, сразу спешит на помощь.
Не успеваешь сказать: «Пресвятая Богородица, помоги мне!»
– и сразу как будто молния озаряет ум и наполняет светом сердце.
И влечет ум к молитве и сердце – к любви.
И часто проходит целая ночь в рыданиях и громких гласах,
воспевающих Ее и преимущественно – Носимого Ею.
Итак, понуждайте себя, молчите, молитесь, слушайтесь, смиряйтесь,
чтобы обрести всякое благо. У вас есть благословенная старица, Христово благоухание.
Не огорчайте ее. Не прекословьте ей. Пребывайте в молчании и молитве
и дайте ей возможность безмолвствовать. Ибо когда она умрет и вы ее потеряете
и останетесь, «яко нощный вран на нырищи» (Пс. 101, 7), тогда будет видно ее достоинство,
но для вас тогда будет поздно.
И снова, в конце, прошу, дитятко мое: понуждай себя и не теряй времени.
Не утомляй меня, заставляя все время писать. Но восстань и попирай своих врагов.
Стань землей, чтобы тебя топтали, и оказывай послушание ради жизни твоей души.