togiya написал(а):Как минимум — в безвестности происхождения этого текста.
( хотя и содержание тоже настораживает )
Очень рад, что Вы начали обсуждение по существу. Возражу Вам.
Важность данного текста заключается в привлечении внимания современных нам христиан к святоотеческому учению ОБ ОБРАЗАХ МОЛИТВЫ.
К сожалению, сегодня вместе со справедливо осуждёнными дыхательными методиками ИМ (зачастую искажёнными) ошельмованным оказалось и учение святых отец об образах молитвы. А это в корне неверно! Это учение святых отцов нужно очищать от наслоившихся ложных стереотипов и клеветы, поскольку оно имеет крайне важное практическое значение.
Что касается происхождения текста. Сам этот текст не важен; он – лишь повод для обсуждения крайне актуальной проблемы в свете учения святых отец.
В той книге, на которую Вы сослались, очень много хорошего и ценного сказано об ИМ, но почти ничего - ОБ ОБРАЗЕ ЕЕ СОВЕРШЕНИЯ. Конечно же, учение об ИМ не ограничивается лишь одним учением об образе совершения молитвы. И я никогда не утверждал этого. Просто я пытаюсь обсудить одну очень узкую проблему.
Повторюсь: образ совершения ИМ (И НЕ ТОЛКО ЕЁ! НО ЛЮБОЙ МОЛИТВЫ!), имеет крайне важное практическое значение. Поскольку молитва, совершаемая неправильно, не приносит плодов или приносит не те плоды, которые ожидает делатель.
Преподобный Серафим Саровский: «ОБРАЗ МОЛИТВЫ весьма хорошо расположил св. Симеон Новый Богослов» (Духовные наставления мирянам и инокам, «О молитве»)
Святитель Феофан Затворник: «Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за все то не браться. ОДИН ПРИЕМ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЕН: «ВНИМАНИЕМ СТОЯТЬ В СЕРДЦЕ». Другое все стороннее и к делу не ведущее прибавление» (Духовные наставления, «Молитва Иисусова»).
«Для того чтобы ум держался на одном при употреблении краткой молитвы, надобно СВЕСТИ ЕГО ВНИМАНИЕМ В СЕРДЦЕ, ибо, оставаясь в голове, где происходит толкотня мыслей, он не успевает сосредоточиться на одном... Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела... (там же).
Святитель Григорий Палама: «…необходимо для тех, кои положили внимать себе в безмолвии возвращать и заключать ум в теле, наипаче же в том, которое есть внутреннейшее в теле тело, которое мы называем сердцем» (Добротолюбие, том 5 «О священно-безмолвствующих»).
Правильный образ молитвы может быть дан человеку Богом по благодати. Но это не означает, что мы сами не должны искать правильный образ молитвы.
Преподобный Никифор уединённик: «Это величайшее из великих делание делается достоянием многих или всех наипаче чрез НАУЧЕНИЕ. Редкие ненаученно получают его от Бога, по своему нуждническому труду и по теплоте веры; но что редко бывает, то не закон» (Добротолюбие, том 5)
Также у него находим вспомогательную методику обретения правильного образа молитвы, не связанную с дыханием: «…сделай так, как я еще тебе скажу, и с Божией помощию найдешь искомое. Ведомо тебе, что словесство (говорение) всякаго человека находится в персях его. Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое. Итак этому словесству, изгнав из него всякий помысл (ибо сможешь, если захочешь), дай сию молитовку: Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – и понудь его вместо всякаго другаго помышления это одно всегда вопиять там внутри. Если будешь такое делание держать неопустительно со всем вниманием, то откроется тебе чрез сие по времени и сердечный вход, о коем я написал уже тебе, без всякаго сомнения, как это сами мы опытом познали (там же).
Эта методика вполне сходна с методикой, изложенной в обсуждаемом тексте. Различия лишь в нюансах.
Данная дискуссия представляется мне важной и интересной. Может быть, вынести её в отдельную тему?