В конце 1950-х годов над Киево-Печерской Лаврой стали сгущаться тучи.
В стране началась хрущевская антирелигиозная кампания, которая
стала наиболее тяжелым временем для верующих в послевоенный период.
Пик гонений на Церковь пришелся на 1958–1964 годы*. Дошло даже до того,
что в 1961 году сам Хрущев заявил: «Обещаю, что вскоре мы покажем
последнего попа по телевизору!». Были закрыты многие монастыри,
и в 1960 году поползли слухи о предстоящем закрытии Киево-Печерской Лавры.
То и дело приезжали комиссии разного уровня, составляли протоколы
об аварийном состоянии обители. Мнение монахов и наместника в счет не брали.
Участились разного рода провокации. Экскурсии с гидом-атеистом на глазах
у братии имели своей целью высмеивание «поддельных» мощей и мироточивых глав.
Все чаще стали приезжать журналисты для написания фельетонов и пасквилей.
* С 1958 года в Советском Союзе начался ожесточенный «штурм небес»,
как назвали впоследствии этот период, закончившийся в 1964 году отстранением Н. С. Хрущева.
За это время была закрыта половина всех храмов Русской Православной Церкви,
из шестидесяти монастырей осталось лишь шестнадцать. Митрополит Николай (Ярушевич)
заявил во всеуслышание в 1958 году о «фактах физического уничтожения Православной Церкви.
Патриарх считает, что в настоящее время ведется линия на уничтожение Церкви и религии вообще,
и более глубоко и широко, чем это было в 20-х годах». Власти не простили Владыке его активности
в защите Церкви: 12 декабря 1960 года сотрудники госбезопасности убили главного обличителя
власти, стремящейся уничтожить Церковь.
Священникам запретили служить требы в домах верующих. От приходов требовали
предоставлять списки верующих, у православных родителей отнимали детей
под предлогом «фанатичного религиозного воспитания» и помещали их в интернаты.
Матерей вызывали в милицию и требовали прекратить посещение храмов под угрозой
лишения родительских прав. У приходов и епархий были отняты хозяйственные постройки,
жилые дома, причем священников нередко выселяли прямо на улицу. Совершено было
массовое изъятие автомобилей у приходов и храмов, отключались телефоны,
храмы отключали от водо – и теплосети, запрещали их ремонт.
Тогда же ввели жесткий контроль треб – крещений, венчаний, отпеваний.
Все они заносились в особую книгу с указанием фамилий, паспортных данных,
адресов участников. Пытались даже ввести регистрацию записок на проскомидию.
Тем самым власть хотела уничтожать приходы руками самой Церкви, которая
этими регистрациями еще и компрометировала себя. В храмах постоянно работали
сексоты, записывающие тех, кто посещал службы. В результате многие верующие
вынуждены были прекратить посещения богослужений в храмах.
Верующих увольняли с работы, студентов отчисляли из ВУЗов, лишали прописки,
выгоняли из общежитий и квартир, избивали. В 1962 году выходной
с Пасхального воскресенья 29 апреля перенесли на понедельник.
На Пасху хулиганы из числа мобилизованных комсомольцев врывались в храмы,
били стекла, стреляли в окна из ружей. Тысячи верующих были осуждены
и отправлены в лагеря, ссылки, на поселения. Особенно часто применялось
в те годы заключение православных в психиатрические больницы
для принудительного лечения.
В 1961 году вся Русская Церковь оплакивала потерю Киево-Печерской Лавры
– колыбели христианства на Руси. Ее закрыли с помощью милиции под предлогом
ремонта и реставрации. Был момент, когда Святейший Патриарх Алексий I заявил,
что он лучше уйдет в отставку, чтобы не быть бессильным свидетелем ликвидации Церкви.
Много раз Патриарх добивался встречи с Н. С. Хрущевым, но тот неизменно отказывал…
В марте 1961 года умолкли лаврские колокола, прекратились молитвы в церквах,
погасли свечи и лампады, закрылись двери келий, опустели коридоры.
Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями…
http://alexandrtrofimov.ru/?p=6916&page=3
Главным событием всего периода гонений 1950–60-х годов
стала битва за Почаевскую Лавру.
Патриарх не дал согласия на закрытие обители,
но и не мог остановить злодеяние.
Руками самой Церкви монастырь уничтожить не удалось,
тогда власти решили разогнать Лавру с помощью силы.
Монахов запугивали, вызывали в милицию и КГБ, лишали прописки,
после чего отдавали под суд за нарушение паспортного режима,
отнимали паспорта, насильно призывали в армию, избивали,
отправляли в психиатрические больницы. Сотрудники МВД и КГБ
принудительно вывозили монахов за пределы области, избивали
и угрожали новыми насилиями и заключением в тюрьму, если они
вернутся в Почаев, но иноки обязательно возвращались.
Все здания монастыря, кроме храмов и келий, были отняты,
в Лавре ликвидировали производство свечей, уволили всех
наемных рабочих, запрещали зимой продавать Лавре топливо
и строго следили за этим, так что иноки жили в неотапливаемых
кельях, но никто из них сам не уходил из обители. Запрещено было
проводить любые ремонтно-реставрационные работы.
Монастырь обложили грабительскими налогами.
Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать гигантскую сумму
в 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли. Однако Лавра держалась
благодаря щедрым пожертвованиям паломников и верующих, присылавших
денежные переводы и посылки. Государство нашло способ перекрыть и этот
источник средств. 28 ноября 1959 года ЦК КПСС принял печально известное
постановление «О мерах прекращения паломничества к так называемым
“святым местам”». Оно запрещало все организованные паломничества,
требовало прекратить доступ верующих к семистам учтенным властями
святым местам. Были отняты все монастырские гостиницы, запрещалось
ночевать в монастырских церквах. Гостиницу для паломников переоборудовали
в психиатрическую лечебницу. Для выполнения постановления подготовили
секретную инструкцию, разрешавшую применять любые методы для устрашения
и недопущения верующих к святыням. В доме нынешней семинарии, что стоит
у подъема к Святым Вратам, власть быстро устроила «музей атеизма»,
так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Для музея власти изъяли
много ценных вещей и книг из сокровищ Лавры.
Постановление развязало руки местным властям: началась жестокая война
против паломников и верующих жителей Почаева. С богомольцами справиться
было легче – у них не было жилья. В монастыре строжайше запрещалось
оставаться на ночь. Паломники ночевали на земле у лаврских стен, или в полях
и лесах, окружавших монастырь. На них совершала набеги милиция, их травили
собаками, арестовывали, вывозили из города, осуждали по статье за нарушение
паспортного режима, приговаривали к заключению в тюрьмах, помещали
в психбольницы. Особая охота шла на женщин: их насиловали группы милиционеров.
С жителями Почаева также велась беспощадная борьба. Каждый верующий
находился на специальном учете, за их домами была установлена слежка.
Тех, кто осмеливался принимать паломников, наказывали штрафами,
но это поначалу. Вслед за этим их увольняли с работы.
У них конфисковывали дома, лишали прописки и выгоняли из Почаева.
К изумлению властей результат от всех этих «мероприятий» оказался обратным:
«резко увеличился поток верующих»,– как сообщали гонители в секретном донесении
вышестоящим органам. Если в 1961 году на празднике преподобного Иова Почаевского
было две тысячи паломников, то через год – более пяти тысяч.
Тогда была сделана попытка закрыть Лавру силой.
Летом 1963 года власти пытались ночью ликвидировать Почаевскую Лавру.
У входа стояли грузовики для вывоза всей братии, а ворвавшаяся в монастырь
милиция выламывала двери, вытаскивала монахов из келий, тащила их к машинам.
Иноки кричали через окна:
– Православные, спасайте Лавру!
Верующие жители Почаева собрались у святых ворот, где на них обрушились
потоки грязной воды из пожарных машин. Тогда православные взяли
тяжелую скамейку и как тараном пробили ею ворота. Здесь их ожидала милиция.
Началось избиение, но люди ложились под колеса автомобилей, их оттаскивали,
но они снова бросались под колеса. Так Лавру удалось отстоять.
Монахов не смогли тайком вывезти из монастыря.
19 июля 1963 года милиционеры устроили массовое избиение паломников,
отобрали у них паспорта. Монахов продолжали арестовывать и отправлять в тюрьмы,
некоторые расплатились жизнью. «Вернулась история гонения на христианство первых веков»,
– это строки одного из обращений к Н. С. Хрущеву и генеральному прокурору Р. А. Руденко.
Ответ Лаврских монахов на гонения лучше всего передают слова из письма Патриарху
иеромонаха Аркадия (Копылова) от 26 июля 1963 года: «Пусть что хотят, то и делают,
я с Лавры не пойду и под видом расстрела».