И воскликнул он сильно, громким голосом говоря:
пал, пал Вавилон, великая блудница,
сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу,
пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице;
ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы,…
( Откр: 18: 2 )
Вавилон — древнее царство, которое находилось между реками Тигр и Эфрат,
и город-столица этого царства. Сейчас на этой территории находится Ирак.
К царству также применительно название Вавилония.Слово «Вавилон» происходит от корня «бавель», или «билбэль» («балаль»)
— смешение, путаница, и связано с известной историей о Вавилонской башне,
которая рассказана в Торе: при ее возведении смешались языки строителей,
и в дальнейшем место, где строили башню, стали называть «Бавель»
— то есть, на русском, «Вавилон».Слово «Вавилон» впервые упоминается в Торе в связи с Вавилонской башней,
которая была построена первым императором Земли Нимродом в долине Шинар.
Как говорилось выше, имя свое она получила уже после прекращения строительства,
так как Вс-вышний перемешал («балаль») языки людей, в результате чего они уже
не могли продолжать работать вместе. Люди разошлись в разные стороны,
а башня обвалилась. На территории современного Ирака, южнее Багдада,
археологами были найдены глиняные кирпичи, обожженные огнем страшной силы,
объяснить которую с точки зрения законов природы невозможно. По-видимому,
в этом месте и находилась Вавилонская башня.…
Гермоген Тобольский священномученик
Толкование на группу стихов: Откр: 18: 2-2
Суд начнется с антихристианского общества Вавилона
прежде других народов и царств.
Он разрушается еще до Господства антихриста,
а после антихриста разрушится всемирный Вавилон,
потому что антихристианское общество напоит
своим нечестием все народы, начиная с одного
какого-то государства великого последнего времени.
Суд Божий и на них на всех придет в одинаковой мере,
потому что антихристианское общество, тайно называющееся Вавилоном,
означает не одно Государство, а много смешанных народов и царств
с одинаковой политикой и законом.
Будет 10 царей Гога и Магога по духу антихриста.
Кесарий Арльский святитель:
Цари, преследующие Иерусалим, о которых сказал Иоанн,
- это дурные люди, преследующие Церковь Божию.
Всякий раз, когда вы слышите имя Вавилон, возлюбленные братья,
не считайте этот город созданным из камней, потому что под Вавилоном
понимается смешение, как часто говорилось. Но поймите, что именем его
обозначаются люди гордые, воры, стремящиеся к наслаждениям и нечестивые,
упорствующие в своих злодеяниях. Как и наоборот: всякий раз, как слышите
имя Иерусалим, который называется образом мира, понимайте под ним святых,
принадлежащих Богу.
Источник
Изложение Откровения.
Пантелеимон Оптинский иеромонах
Толкование на группу стихов: Откр: 18: 2-2
Такова будет участь великого города, будет ли то Рим
или другой какой политический центр, обратившийся в мировую столицу
всемирного крамольного еврейского союза денежных исполинов
и в рассадник всемирной анархии.
Даниил Сысоев священник
Толкование на группу стихов: Откр: 18: 2-2
Перед концом антицеркви спускается с неба Ангел Божий,
чтобы возвестить людям волю Бога — радостную весть
об истреблении великого зла из этого мира.
Злодей убит, он отошел к отцу своему.
И об этом — радость Ангела, повторяющего, что предсказания сбываются.
Ведь еще пророк Исаия от имени Бога говорил: «И Вавилон, краса царств,
гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,
не заселится никогда, и в роды родов не бу дет жителей в нем;
не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там.
Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами;
и страусы поселятся, и косматыіе будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их,
и гиены — в увеселительных домах» (Ис. 13:19-22).
Это предсказание о древнем Вавилоне исполнилось буквально.
И попытка Саддама Хусейна пойти против этого пророчества закончилась
его казнью недалеко от развалин Вавилона, который он пытался восстановить
наперекор воле Божией. Как и предсказывал Исаия, так и случилось.
И в другом месте этот пророк говорит: «Изакричал, как лев: господин мой!
на страже стоял я весь день, и на месте моем оставался целые ночи:
и вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон,
и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21:8).
Это гимн радости о гибели Вавилона, он проходит сквозь все пророчества.
Все пророки мечтали, молились о приближении этого дня — о приближении дня мести Бога
великому и страшному Вавилону, чудовищно переполненному кровью святых.
Поэтому и говорит пророк, что город этот стал жилищем бесов и пристанищем
всякому нечистому духу. Развалины Вавилона никогда не будут заселены.
«Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр. 18:2).
В чем причина развращения людей?
В том, что Вавилон отравил своей заразой человечество,
и в наказание за это он разрушается — Вавилон как город
никогда не будет восстановлен.
Пророчество о падении Вавилона стоит в связи
с пророчеством о падении Ассирии,
в соответствие предметам их – Ассирии и Вавилону.
Оба всемирных государства соединены между собой
исторически: одно из другого развилось. Они соединены
духом власти, как члены виденной Навуходоносором статуи (Дан. 2);
они в одинаковом отношении стояли к иудее; после того
как обглодал Иудею царь Ассирийский,
Навуходоносор сокрушил ея кости (Иер. 50:18).
Тесную связь рассматриваемых двух пророчеств признавали
ветхозаветные писатели. Несомненно, писателю 50 и 51 гл. книги
пророка Иеремии было известно пророчество Исайи о Вавилоне (Ис. 13–14:23).
Но Иеремии, несомненно, оно было известно в связи с пророчеством
об Ассирии (Ис. 14:24–27). Пророк Иеремия, притом, видел здесь связь
не механическую, по положению, а внутреннюю – историческую.
Он говорит, что Ассирия и Вавилон одинаково причиняли страдания Иудее,
за это и Господь посетит Вавилон, как посетил Ассирию. (Иер. 50:17–18; Ис. 14:23–24).
В Ис. 14:27 Исайя упоминает о руке Господней, простертой на «все народы».
Под ними можно разуметь только народы с такой же мировой властью,
какой обладала Ассирия (а не Филистимляне). Таким народом могли быть
Халдеи, о которых ранее говорил Исайя.
Если несомненна связь подлинного пророчества Исайи об Ассирии (Ис. 14:24–27)
с пророчеством о Вавилоне (Ис. 13–14:23), то несомненна и подлинность
пророчества Исайи о Вавилоне.
Далее: в пророчестве о падении Вавилона, заключающемся в Ис. 13–14:23
находится множество мыслей и выражений, вполне тождественных с мыслями
и выражениями, встречающимися в неоспоримо подлинных речах Исайи.
Так:
а) Для разрушения Вавилона Господь, говорит пророк, соберет
многочисленное войско из царств и народов, от движения коего
произойдет необыкновенный шум (Ис. 13:3–4).
Такое же многочисленное воинство из разных народов Господь намерен,
по слову пророка, собрать на Иудею, и шум его подобен шуму моря (Ис. 17:12–13).
б) Это войско будет состоять из дальних народов, живущих на «краю» вселенной,
и потому приглашено будет особенным «знамением» (Ис. 13:2, 5). Из таких же народов
и таким же образом будут созваны враги Иудеев, как предсказывал Исайя (Ис. 5:26).
в) Вражеское нашествие поразит Вавилонян ужасом, руки у них опустятся, сердце растает,
и изумленные они уподобятся жене-родильнице (Ис.13:7–8). Грядущие бедствия также
точно отразятся на Египтянах (Ис. 19:16) и Иудеях (Ис. 29:9).
г) Вражеское нашествие будет сопровождаться особыми знамениями на небесах
и на земле: помрачением небесных светил и землетрясением (Ис. 13:10, 13).
Такими же точно знамениями будут сопровождаемы бедствия Иудеев (Ис. 5:25, 30, 29:6).
д) Вавилон, краса царств, погибнет подобно Содому и Гоморе (Ис.13:9, 19).
Такую же участь пророк предрекает Иудеям и славному Тиру (Ис. 1:9–10, 3:9, 23:8).
е) После падения Вавилона, помилованные Господом Иудеи соберутся,
возвратятся в Палестину, к ним присоединятся иноземцы и сделаются рабами
и рабынями их (Ис. 14:1–2). Эти мысли нередко и в других своих речах
выражал Исайя (Ис. 11:11, 14, 19:22–25).
ж) По своей силе и грозе для порабощенных народов,
Вавилон называется «жезлом и скипетром владык» (Ис. 14:5–6).
Так называется и Ассирия (Ис. 9:3, 10:15, 10:24, 10:26, 14:25, 14:29).
з) Радости Иудеев будет сочувствовать и неодушевленная природа;
кедры и кипарисы Ливанские (Ис. 14:8). Так и в другом месте пророк Исайя,
говорит, что они разделяют страдания Израиля (Ис. 2:13)…
и) Даже и подземный мир (обитатели шеола) примет участие в торжестве Иудеев.
Ваиилонский царь со своей славой и блеском сойдет в шеол и уподобится
бессильным рефаимам (Ис. 14:9–11). Это же наказание Исайя предрекал Иудеям
и Ассирийцам (Ис. 5:14, 10:16, 18).
й) Попиравший народы, потрясавший царства, колебавший и опустошавший землю,
желавший уподобиться Вышнему, Вавилонский царь будет разбит и повержен (Ис. 14:12–17).
Также точно изображаются замыслы и участь Ассирии, Филистимской земли и Тира (Ис. 10:13–14, 14:31, 23:11).
к) Душевным мучениям Вавилонского царя в шеоле будет соответствовать
презренное состояние его трупа, лишенного могилы (Ис. 14:18–19).
Такая же участь предречена Исайей Иудеям, Эфиопам и Севне (Ис. 5:25, 18:4–6, 22:16).