для лучшего понимания духовного смысла
всех этих номерков, паспортов, ... и т.п.,
включая надвигающиеся CDBC ( цифровые валюты ):
священноисповедник Василий (Преображенский), епископ Кинешемский
«Беседы на Евангелие от Марка»
Глава XII, ст. 13–17 :
Учитель! – сказали они с льстивою серьезностью,
– мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо,
ибо несмотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь.
... позволительно ли давать по́дать кесарю или нет?
давать ли нам, или не давать?
...Такова была ловушка, в которую фарисеи надеялись завлечь Спасителя,
предлагая ему коварный и опасный вопрос.
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня?
Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.
Фарисеи едва ли носили с собой ненавистную римскую монету
с ее языческими символами. Но недалеко было сходить во двор язычников,
примыкавший к наружной стене храма, и взять там от менял эту ходячую
римскую монету. Пока народ стоял вокруг в удивлении и ожидании, они
принесли и подали Ему динарий. На одной стороне монеты были вычеканены
гордые и красивые черты императора Тиверия со злобным презрением на устах;
на оборотной стороне виднелась надпись: Pontifex maximus.
Чье это изображение и надпись?
Они сказали ему: кесаревы.
Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Просто, ясно, понятно решил Спаситель хитроумный вопрос.
Это был поистине Божественный ответ.
В его необычайно простой форме заключалась в то же время глубокая мудрость
и содержание. Дан был основной христианский принцип, уясняющий целую большую
область чрезвычайно сложных, запутанных отношений гражданской жизни.
Ответ этот не только не заключал в себе ничего незакономерного, что давало бы
возможность основать на нем хоть какое-нибудь обвинение перед судом римской власти,
не только не ронял авторитета Спасителя в глазах иудейской толпы, но можно думать,
что Он удовлетворил всех окружающих, несмотря на разницу их убеждений и взглядов.
Иродиане могли оставаться спокойными, понимая этот ответ в смысле простого указания
на необходимость исполнять гражданские повинности, декретированные римской властью,
что вполне соответствовало их взглядам.
Люди толпы, не стремящиеся проникнуть в глубину внутреннего смысла
и довольствующиеся простым, поверхностным пониманием, могли видеть здесь
простое признание существующей практики сборов. Действительно, римские подати
платились римской монетой, динарием, – кесарево отдавалось кесарю;
уплата же сборов на храм, на жертвоприношения и другие потребности
религиозного культа производились обязательно древней иудейской монетой,
священным сиклем, – Божие отдавалось Богу.
Могли быть недовольны фарисеи тем, что их ловушка не удалась
и Спаситель не был пойман в их хитросплетенные сети, но по существу дела
они ничего не могли возразить против самого содержания ответа и не могли даже
возмущаться им, так как в нем заключалось простое указание, что предложенный
вопрос на практике уже решен ими самими.
В самом слове, употребленном Господом, был дан урок.
Они спрашивали: позволительно ли давать ( σούναι )?
Он исправляет их и говорит: «возвращайте, отдавайте назад» ( άποσύναι ).
Подать не была добровольным даром, но законной обязанностью;
не жертвой, но политической необходимостью, связанной с римским подданством.
Таким образом, Своим ответом, внутренний смысл которого, несомненно,
был понят фарисеями, Господь говорил им следующее:
«Лицемеры, зачем вы спрашиваете Меня?
Ведь эта монета римской чеканки и вышла с императорского монетного двора.
И вы принимаете ее? Вы пользуетесь ею как ходячей монетой при своих расчетах?
Но вы прекрасно знаете, что принимать монету царя – значит признавать его господство.
Следовательно, принимая динарий в качестве ходячей монеты,
вы тем самым открыто признаете, что кесарь – ваш повелитель и что вы – его подданные.
Но раз вы признаете себя подданными кесаря, то, ясное дело, вы должны исполнять
и все обязанности, вытекающие из этого подданства, в том числе и уплату податей.
Таким образом, приняв римский динарий, вы уже сами решили вопрос о податях
и согласились, что должны платить их.
Для чего же вы еще спрашиваете Меня?»
Возразить было нечего.
Фарисеи молчали, а слушатели дивились Ему, дивились глубине Его мудрости,
с какою Он разрешил лукавый и лицемерный вопрос.
Но Господь не ограничился этим. Он не хотел отпустить их, дав им только
такое наставление по поводу лишь этого случайного и сравнительно неважного
вопроса о податях. К словам – отдавайте кесарево кесарю – Он прибавил
еще более глубокие и многозначительные слова: а Божие Богу...
Ведь эта монета римской чеканки и вышла с императорского монетного двора.
И вы принимаете ее? Вы пользуетесь ею как ходячей монетой при своих расчетах?
Но вы прекрасно знаете, что принимать монету царя – значит признавать его господство.
Следовательно, принимая динарий в качестве ходячей монеты,
вы тем самым открыто признаете, что кесарь – ваш повелитель и что вы – его подданные.
Но раз вы признаете себя подданными кесаря, то, ясное дело, вы должны исполнять
и все обязанности, вытекающие из этого подданства, в том числе и уплату податей.
Таким образом, приняв римский динарий, вы уже сами решили вопрос о податях
и согласились, что должны платить их.
а принимая удостверения личности с числом зверя 666... это что же поучается? кого такие принимащие люди признают своим повелителем?