Глава 41. Значение слова «мир»
Слово мир имеет два значения в Священном Писании.
Словом мир обозначается все человечество в следующих,
и им подобных, выражениях Писания: «Тако возлюби Бог мир,
яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь,
не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего
в мир, да судит мирови, но да спасется им мир» (Ин. 3:16–17).
«Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:30). Словом мир
обозначаются те человеки, которые проводят греховное,
противное воле Божией жительство, живут для времени,
а не для вечности. Так надо понимать слово мир в следующих,
и им подобных, выражениях: «Аще мир вас ненавидит, ведите,
яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были:
мир убо свое любил бы. Якоже от мира несте, но Аз избрах вы
от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15:18–19).
«Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир,
несть любве Отчи в нем: яко все, еже в мире, похоть плотская
и похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира
сего есть. И мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию
пребывает во веки» (1Ин. 2:15–17). «Прелюбодеи и прелюбодейцы!
не весте ли яко любы мира сего вражда Богу есть?
иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4).
Блаженный феофилакт Болгарский определяет мир так:
«Обычно Писание называет миром житие грешных и пребывающих
в нем людей плотского мудрования, почему и Христос сказал
ученикам Своим: «вы несте от мира». Они составляли часть
живущих в мире человеков, но, не пребывая в грехе, не были
от мира». Большинство человеков проводило и проводит
жизнь греховную, мерзостную пред Богом, враждебную Богу;
по этой причине и потому, что большинство врагов Божиих
несоразмерно велико в сравнении с числом верных служителей Бога,
большинство называется в Писании миром, относящееся к большинству
приписывается всему человечеству. Так надо понимать слова
евангелистов: «Бе Свет Истинный, иже просвещает всякого человека,
грядущаго в мир. В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна.
Во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1:9–11).
«Сеи же есть суд, яко Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы
паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла» (Ин. 3:19).
«Блажени будете егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы,
и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына человеческаго ради.
Горе, егда добре рекут вам вси человецы: по сим бо творяху
лжепророком отцы их» (Лк. 6:22, 26). Не познало Спасителя
большинство человеков, ненавидит и преследует злословиями
и гонениями истинных слуг Божиих большинство человеков,
и так велико это большинство, что слово Божие признало
правильным приписать отвержение Богочеловека
и гонение служителей Его всему человечеству.
Что очень мало человеков, живущих богоугодно, и очень много
угождающих греховным и плотским похотениям, засвидетельствовал
Господь: «Пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу,
и мнози суть входящии им. Что узкая врата, и тесный путь, вводяй в живот,
и мало их есть, иже обретают его» (Мф. 7:13–14; слич. Лк. 13:23–24).
«Оправдися Премудрость Божия от весьма немногих чад своих» (Мф. 11:19);
немногие избранники познали ее, немногие отдали ей должную справедливость.
Истинные служители истинного Бога! Изучите и узнайте установленное для вас Промыслом Божиим положение на время вашего земного странствования. Не попустите падшим духам обольстить и обмануть вас, когда они будут в приманчивой ложной картине представлять вам земное благосостояние и внушать желание его, стремление к нему, чтоб, таким образом, украсть и похитить у вас вечное сокровище ваше. Не ожидайте и не ищите похвал и одобрения от общества человеческого! Не ищите известности и славы! Не ожидайте и не ищите жительства бесскорбного, пространного, вполне удобного! Это не ваш удел. Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. Довольствуйтесь тем, что немногие истинные служители Божии, с которыми по временам вы будете встречаться на пути жизненном, полюбят вас, с любовью и участием одобрят ваше поведение, прославят за вас Бога. Такие встречи не были часты и в цветущие времена христианства; в последнее время они сделались крайне редки. «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему» (Пс. 11:1–3).
Преподобный авва Дорофей превосходно объясняет слова святого апостола Павла: «мне мир распятся, и аз миру» (Гал. 6:14). Монашествующим существенно нужно знать это объяснение. Вот оно: «Апостол говорит: «мне мир распятся, и аз миру». Какое между этим различие? Как мир распинается человеку и человек миру? Когда человек отрекается от мира и делается иноком, оставляет родителей, имения, приобретения, торговлю, даяние другим и приятие от них, тогда распинается ему мир, ибо он оставил его. Это и значат слова апостола: «мне мир распятся». Потом он прибавляет: «и аз миру». Как же человек распинается миру? Когда, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против самого вожделения вещей, против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру и сподобляется сказать с апостолом: «мне мир распятся, и аз миру». Отцы наши, как мы сказали, распяв себе мир, предались подвигам и себя распяли миру. А мы думаем, что распяли себе мир, потому что оставили его и пришли в монастырь, себя же не хотим распять миру, ибо любим еще наслаждения его, имеем еще пристрастия его, сочувствуем славе его; имеем пристрастие к снедям, к одеждам: если у нас есть какие-нибудь хорошие рабочие орудия, то мы пристрастны и к ним, и позволяем какому-нибудь ничтожному орудию производить в нас мирское пристрастие, как сказал авва Зосима. Мы думаем, что, вышедши из мира и придя в монастырь, оставили все мирское; но и здесь, ради ничтожных вещей, исполняем пристрастия мирские. Это происходит с нами от многого неразумия нашего, что оставив великие и многоценные вещи, мы посредством каких-нибудь ничтожных удовлетворяем страстям нашим. Каждый из нас оставил, что имел: имевший великое, оставил великое, и имевший что-нибудь, и тот оставил, что имел, каждый по силе своей. И мы, приходя в монастырь, как я сказал, маловажными и ничтожными вещами питаем пристрастие наше. Однако мы не должны так делать, но как мы отреклись от мира и вещей его, так должны отречься и от самого пристрастия к вещам»686. После этого объяснения очень понятна причина, на основании которой святой Исаак Сирский, писавший свои наставления инокам самого возвышенного жительства, то есть безмолвникам, затворникам и отшельникам, определяет мир так: «мир есть общее имя для всех страстей. Если человек не узнает прежде, что есть мир, то он не достигнет узнать и то, сколькими членами он удалился от мира и сколькими привязан к нему. Находится много таких, которые двумя или тремя членами отрешившись от мира, и в них отказавшись от общения с ним, возомнили о себе, что они чужды мира жительством своим. Это случилось с ними оттого, что они не уразумели и не усмотрели премудро, что они умерли для мира только двумя членами, а прочие члены их живут внутри плотского мудрования, принадлежащего миру. Впрочем, они не возмогли даже ощутить страстей своих: не ощутив их, не могли позаботиться о исцелении себя от них. По исследованию (духовного) разума, для составления общего имени, объемлющего отдельные страсти, употребляется слово мир. Когда хотим наименовать страсти общим именем, именуем их миром: когда же намереваемся распределить их по частным названиям их, тогда именуем их страстями. Каждая часть есть частное действие по началам мира (Кол. 2:8). Где престают действовать страсти, там остаются без действия начала мира. Страсти суть следующее: вожделение богатства, стремление к собранию разных вещей; телесное наслаждение, от которого блудная страсть; вожделение чести, от которого происходит зависть; желание начальствовать; кичение благолепием власти, украшение себя пышными одеждами и суетными утварями; человеческая слава, служащая причиною памятозлобия; страх телесный. Где эти страсти престают действовать, там мир умер. И насколько некоторые из этих частей оставлены, настолько подвижник пребывает вне мира, который настолько уничтожается, будучи лишен составных частей своих. Некто сказал о святых, что они, живя, были мертвы, ибо живя во плоти, жили не для плоти. И ты всмотрись в себя, для каких из вышесказанных страстей ты жив? Тогда познаешь, насколько ты жив для мира, и насколько умер для него. Когда уразумеешь, что значит мир, тогда уразумеешь из вышеприведенных частных указаний, в чем ты связался с миром и в чем отрешился от него. Короче сказать: мир есть плотское жительство и плотское мудрование687. Мир есть блудница, привлекающая к любви своей тех, которые устремляют взоры к ней с вожделением ее красоты. Тот, кто хотя отчасти увлечен любовью к миру и опутан им, не может избавиться из рук его, доколе мир не лишит его жизни (вечной). Когда мир вполне обнажит человека и вынесет его из дому его в день его смерти: тогда познает человек, что мир – льстец и обманщик. Подвизающийся выйти из тьмы мира, доколе находится еще среди него, не может видеть оплетений его. Мир держит в оковах не только учеников, чад и пленников своих, но вот! Он и нестяжателей, и подвижников, и возвысившихся превыше его начал уловляет на дела свои различными образами, попирает их и повергает под свои ноги»688.
Основываясь на этих понятиях о мире, преподаваемых нам Священным Писанием и святыми отцами, мы повергаем пред возлюбленными братиями нашими, иноками, совет и убедительнейшее моление: убоимся служения миру! Этому служению могут подпасть даже подвижники, не внимающие себе строго: это служение может совершаться при посредстве ничтожных пристрастий к ничтожным предметам. Примем все меры, все предосторожности к предохранению себя от миролюбия! Не сочтем маловредным никакого, по-видимому ничего не значащего пристрастия! Не сочтем маловажным никакого самомалейшего уклонения от евангельских заповедей. Не предадим забвению грозного изречения, которым возгремел святой апостол Иаков: «прелюбодеи и прелюбодейцы! не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» (Иак. 4:4).
…
и т.д.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … estvu/2_42