Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной


Живое слово мудрости духовной

Сообщений 781 страница 810 из 850

781

Vlad написал(а):

…зачем мы гоним тьму?

преп.Порфирий Кавсокаливит:

ЗАЖЖЕМ СВЕТ, И ТЬМА УЙДЕТ САМА.

В одной из своих бесед Старец сказал нам :

" Зачем мы гоним тьму?
Давайте зажжем свет, и тьма уйдет сама".

Эти его слова нашли в нас живой отклик.

Когда Старец говорил :" Давайте позволим Христу вселиться в нашу душу ,
и демоны сами оставят ее ", - для него это вселение не было лишь
потенциальной возможностью, он действительно переживал его.

( из книги «ЦВЕТОСЛОВ СОВЕТОВ» )
https://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kav … sovetov/16

+1

782

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t21511.jpg

Жизненный крест не есть удел одних христиан.
Каждый имеет свой крест - как христианин, так и не христианин,
как верующий, так и язычник.

Разница та, что одному крест служит средством
к получению Царства Небесного,
а другому он не приносит пользы.

Для одного крест время от времени становится легче и радостнее,
а для другого - тяжелее и горестнее.

Но отчего же так?

Оттого, что один несет свой крест с верою и преданностью Богу,
а другой с ропотом и озлоблением.

Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов).

+1

783

Vlad написал(а):

Жизненный крест не есть удел одних христиан.
Каждый имеет свой крест - как христианин, так и не христианин,
как верующий, так и язычник.


«Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся крест Твой:
овому убо низводиму во ад тяготою хуления,
другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия.
Христе Боже, слава Тебе!»

Перевод: «Посреди двух разбойников Крест Твой оказался весами правосудия:
когда один был увлекаем во ад тяжестью хулы,
другой же получал облегчение от согрешений к познанию Богословия.
Христе Боже, слава Тебе!»

В центре богословия – Крест Христов…

…  мудрый Петр II Негош, Тайновидец Ловченский, говорит:

«Крест носить нам суждено» и добавляет:
«Воскресения не бывает без смерти».
Единение с Богом как жизнь вечная бывает
[только] через Крест Христов и Распятие.

Человеку остаётся выбирать между верой в «попрание смерти смертью»
и верой в смерть как в единственную конечную реальность мира и человека.

Церковь Христова уже 2000 лет свидетельствует об этой первой вере.
Борьба против сей веры и утверждения вечного людского достоинства
продолжается на протяжении веков. Распинатели Христа и неблагоразумный разбойник
издеваются над Ним с тех пор и по сей день. Отвергают Его как тогда, так и сегодня те,
которые стяжают земные блага, земную смертную власть и почёт, а не в Бога богатеют.
Сам же Христос сказал апостолу Петру, когда тот отвращал Его от Распятия,
думая, что Он будет земным царём: «отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!
потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое» (Мф. 16:23).
Грех как отчуждение от Бога в состоянии сатанинского искушения,
как отречение от несения Креста Христова ведёт к обожествлению смерти.
И это [тоже] распятие, но – неблагоразумного разбойника.
В лице этих двух разбойников развивается людская судьба:
разбойник, хулящий Праведника, Распятого «за жизнь мира»,
и покаявшийся разбойник, который просит [Господа] помянуть его в Своём Царстве.
Это – мы, люди, это – человечество.
И [отдельный] человек, и [всё] человечество и вчера, и сегодня, и завтра.

Архиепископ Цетинский, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович),
экзарх Священного Трона Печского.


Всего три креста.

Дорогие мои братья, и сейчас существуют три креста, которые носят люди.
Крест праведника, крест кающегося грешника и крест нераскаянного грешника.
Какой из них легче?

Крест символизирует страдание.
Страдание праведника, страдание кающегося грешника
и страдание нераскаянного грешника. Какое из них легче?

Легче тот крест, который несешь с верой и надеждой.
Легче то страдание, которое держится на крыльях веры и надежды.

Двое знают, за что страдали, а третий не знает.
Праведник знает, что страдает по воле Божией ради блага других людей
и ради собственного совершенства (так же как металл бросают в огонь,
чтобы сделать из него закаленную сталь). Кающийся грешник знает,
что страдает за свои грехи, страдает ради своего очищения (так же
как полотно мнут и бьют, чтобы сделать его белым), страдает на этом свете,
чтобы не страдать на том. А нераскаянный грешник не знает, за что страдает.
Он обвиняет всех и вся, только не самого себя, и он страдает без веры и надежды,
поэтому его страдание самое мучительное, а крест самый тяжкий.

Вы знаете слова Господа Иисуса – Иго Мое легко и бремя Мое благо (Мф. 11, 30).
Поистине, вера в Бога легче, чем неверие.
Пост легче объядения, а трезвость – пьянства.
Жизнь легче с молитвой, чем без нее,
прощение легче сутяжничества,
давать милостыню легче, чем отнимать чужое.
Поддерживать кого-то слаще, чем унижать.
Взаимная любовь радостней, чем самолюбие и ненависть.
Путь правды может кому-то показаться трудным,
но каждому нужно знать, что путь неправды много труднее.

Посмотрите и увидите, как труден путь неправды.
Неправедный ест и никак не насытится.
Отнимает и похищает, и ему всегда мало.
Мстит и не находит удовлетворения.
Ненавидит Бога и людей и всегда несчастлив,
а когда добьется в жизни всего, что хочет, пропадает и гибнет,
а его дети оказываются нищими или попадают на каторгу или в тюрьму.

Не легок и путь праведника, но он легче. Возьмите в пример праведного Иова.
Он претерпел великие страдания за правду, но вера и надежда на милость Божию
не оставили его, и он не посрамился. Господь вернул ему утраченное здоровье,
потерю детей возместил новым потомством, вернул и потерянное имение
и весьма умножил. А праведный Иов равно прославлял Бога,
и когда Он отнимал, и когда давал.

Вспомните пример кающегося царя Давида.
Он тяжко согрешил Господу, но покаялся.
Но постигло его страдание за совершенные им грехи.
Умирали его дети. Сын восстал на брата и убил его.
Сын поднял оружие и на отца, народ постиг голод, потом эпидемии,
потом война, потом предательство друзей. Все это обрушилось
на голову кающегося царя. Но он терпел все это с верой и надеждой
и претерпел все до конца, воспевая своего Господа в псалмах,
и конец его жизни был мирным и благословенным.
Бог все простил ему.
И Бог прославил его больше всех царей и людей тем,
что судил родиться Спасителю мира, Господу нашему
Иисусу Христу из его рода.

Священное Писание Божие полно примеров страданий праведников,
кающихся грешников и нераскаянных грешников, и во всех этих примерах видно,
что страдание праведника венчается великой славой, страдание кающегося
завершается прощением грехов и спасением, а страдание нераскаянного
остается бессмысленным, тщетным и без награды от Господа.

Вот, братья. Три пути перед вами.
По одному из них нужно пойти, вот вам три креста,
один из них нужно нести по жизни.
Или Крест Христов, или крест благоразумного разбойника,
или крест нераскаявшегося разбойника.
Всего три креста существует в человеческой жизни.

свят.Николай Сербский

+1

784

Vlad написал(а):

Разница та, что одному крест служит средством
к получению Царства Небесного,
а другому он не приносит пользы.

Взять крест свой – значит с покорностью и смирением
подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые
благоугодно Божественному Промыслу попустить нам
в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека
лествицею от земли к небу.
Востек по этой лествице упоминаемый
в Евангелии разбойник, востек из среды ужаснейших преступлений
в светлейшие обители рая: он с креста своего произнес исполненные
смиренномудрия глаголы; смиренномудрием вступил в богопознание,
богопознанием приобрел небо. «Достойная по делом наю восприемлева,
– сказал он, – помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си»
(Лк. 23:41–42).

И мы, возлюбленные братия, когда окружат нас скорби, будем повторять
слова разбойника, слова, цена которых – рай! или, подобно Иову,
благословим карающего нас правосудного и вместе милосердого Господа.
"Благая, – говорил этот страдалец, – прияхом от руки Господни,
злых ли не стерпим?» (Иов 2:10)  «яко Господеви изволися, тако и быст:
буди имя Господне благословенно во веки» (Иов 1:21).
Да сбудется над нами неложное обетование Божие:
«Блажен муж, иже претерпит искушение:
зане искушен быв приимет венец жизни,
егоже обеща Бог любящим его» (Иак. 1:12).

Взять крест свой – значит добровольно и с усердием подчиниться
лишениям  и подвигам, которыми обуздываются бессловесные
стремления нашей плоти.  К такому распятию плоти прибегал
и святой апостол Павел: «умерщвляю тело мое, – говорит он,
– и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам не ключим буду»
(1Кор. 9:27). «Сущий во плоти», то есть не обуздывающие своей плоти,
но допустившие ей преобладание над духом, «Богу угодити не могут».
И потому, живя во плоти, мы должны жить не для плоти!
«Аще по плоти живете, имате умрети вечною смертью;
аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете»
вечною, блаженною жизнию  (Рим. 8:8, 13).
Плоть существенно обуздывается духом; но тогда только дух может
владычествовать над плотью и управлять ею, когда она приготовлена
к повиновению  распятием ее. Распинается плоть постом, бдением,
коленопреклонениями и другими телесными трудами, возлагаемыми
на нее благоразумно и умеренно.  Благоразумный и умеренный
телесный подвиг освобождает тело от тяжести и дебелости,
изощряет его силы, содержит его постоянно легким и способным к деятельности.
«Иже Христовы суть, говорит апостол, плоть распята со страстми и похотми» (Гал. 5:24).

Что значит взять крест, и взять крест именно свой?
Это значит, что каждый христианин должен терпеливо переносить именно те
оскорбления и те гонения от мира, которые его постигают, а не какие-либо другие.
Это значит, что каждый христианин должен с мужеством и постоянством
бороться именно с теми страстями и с теми греховными помыслами,
которые возникают в нем. Это значит, что каждый христианин должен
с покорностью, с преданностью воле Божией, с исповеданием правосудия
и милосердия Божия, с благодарением Богу переносить те именно скорби
и лишения, какие попустит ему Божественный Промысл, а не другие какие-либо,
рисуемые и предлагаемые гордостным мечтанием.
Это значит – довольствоваться именно теми телесными подвигами, которые
соответственны нашим телесным силам, в которых именно нуждается
плоть наша для содержания ее в порядке, а отнюдь не стремиться,
увлекаясь тщеславным усердием, по выражению святого Иоанна Лествичника
( "Лествица. Слово 26-е"), к усиленному посту, к усиленному бдению и прочему
безмерию в подвигах, разрушающему телесное здравие и направляющему дух
к самомнению и самообольщению. Все человечество трудится и страждет на земле;
но как разнообразны эти страдания; как разнообразны страсти, которые нас борют;
как разнообразны те скорби и искушения, которые посылает нам Бог
для врачевания нашего, для очищения наших согрешений; какое различие
у человеков в самых телесных силах, в самом здравии!
Точно: у каждого человека – крест свой. И этот-то крест свой заповедано
каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу.
Кто принял крест свой, отвергшись себя, тот примирился с самим собою,
с обстоятельствами своими, с положением своим, внешним и внутренним,
тот только может разумно и правильно последовать Христу.

   —  Святитель Игнатий (Брянчанинов)

+1

785

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t386391.jpg

☦️«Нет кратчайшего преуспеяния души, чем отсечение своих хотений и разумений,
и нет ничего лучшего, чем повергать себя пред Богом день и ночь и просить Его,
да будет во всем воля Его. И ничего нет хуже, чем любить свободу для души или тела».

Преподобный Петр Дамаскин

+1

786

Грешник даже если и верит в Бога, то не ощущает Его:
грехом он лишен Божественной благодати и не может любить Бога.
В иные минуты его охватывает предчувствие вечной гибели,
вечного одиночества, вечной оставленности, но чаще всего
он опять ищет забвения в грехе. Для человека, потерявшего Бога,
земная жизнь становится жуткой трагикомедией,
как бы преддверием ада.

А что сказать о тех, кого этот мир называет «порядочными людьми»?
В сущности, слово «порядочность» означает соблюдение определенных (внешних) законов.
Если хотя бы на несколько часов можно было высветить, сделать очевидным для всех,
что происходит в душе этих «порядочных людей», если бы можно было показать,
как на экране, мысли и картины, которые возникают в их сердце и проходят
через их сознание, то мы увидели бы тех же духовных зверей и змей, тех же спрутов,
захвативших их сердца. Порядочность людей без веры в Бога – тот же труп,
только одетый в дорогую одежду; если в их сердце нет веры и любви,
то и там жизнь, полная лжи, греха и внутренних разочарований.

— архим. Рафаил Карелин

https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karel … vo-zhit/19

+1

787

Война -- это грозовая туча , образующаяся из испарений зла. 

Мелкие , злые , противонравственные деяния отдельных лиц ,
постепенно накапливаясь ,  подготавливают грозу войны так же неизбежно,
как водяные испарения образуют облака.

Таким образом , на каждом человеке , желающем зло или нарушающем
заповеди Божии ,  лежит ответственность за войну , и уклониться от этой
ответственности не имеет права никто ,  ибо он был в своей мере
виновником войны из-за своих противонравственных деяний и греховной жизни.

Отсюда вывод :

жизнь во Христе , жизнь праведная , в соблюдении заповедей Божиих ,
есть лучшее средство предупреждать войну
. И в этом состоит обязанность
каждого гражданина , действительно заботящегося о благосостоянии
своей страны и своего народа.  Это непреложный духовный закон
до скончания века...

Святитель Николай Сербский
епископ Василий Кинешемский (Преображенский)

+2

788

Россiянинъ написал(а):

А почему - Святитель Николай Сербский, если вот:

https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kine … t-marka/12

?

по чьей-то ошибке…

хотя у свят.Николая есть очень похожие мысли
в книге «Война и Библия», например:

Эта война ясно нас учит, что народ с Божественной миссией,
желающий либо наказать, либо исправить другой народ,
не смеет ни в одной заповеди преступить закон Божий.
Ни войско, ни вождь, ни даже самый обыкновенный солдат
не смеют преступить закон Божий. Если только один солдат войска
совершит кражу, займётся мародёрством, прелюбодеянием
или осквернением святыни или совершит какой-либо другой грех
против Божиего закона, – то этим он создаёт препятствие
к военной удаче всей армии. Чем выше по чину воин,
тем большим препятствием будет его грех. Грех военачальника
против Бога и Божиего закона равносилен измене и сдаче неприятелю.
На войне возмездие за всякий грех следует быстрее, чем в мирное время.
Этого никогда не надо терять из виду. Война – это быстрая Божия расплата
за долго длящиеся дела человеческие в мирное время.

Мы сожалеем и горюем, что такой-то отряд случайно попал впросак и погиб.
Но нет случайности на войне. Или же мы жалеем офицера, погибшего
от «шальной» пули, залетевшей в его палатку. Нет и никогда не было
«шальных» пуль. Каждая пуля попадает туда, куда надо.
На войне нет слепых случайностей, …

Крестьянские народы наших Балкан всегда знали, что на войне солдат
должен быть чист от греха и духом прям, должен со страхом стоять,
как свеча перед Богом. Это они знают и теперь, и этим знанием
руководятся на войне, поскольку они духовно не развращены теми,
кто, ничего не зная и ни о чём не думая, говорит о войне.
Количество же этих последних на Западе очень велико.
Они потеряли всякое понятие о тонких духовных и моральных влияниях,
имеющих на войне решающее значение.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … i-biblija/

но цитата про «Война – это грозовая туча, образующаяся из испарений зла.…»
имеет происхождение в самом деле из книги еп.Василия,
а не свят.Николая Сербского ( Велимировича ).

+1

789

Есть люди, и даже великие, которые,
когда приходит недоумение,
не спрашивают у Господа;
а надо прямо говорить:

«ГОСПОДИ, Я ЧЕЛОВЕК ГРЕШНЫЙ
И НЕ РАЗУМЕЮ, КАК ДОЛЖНО,
НО ТЫ, МИЛОСТИВЫЙ, ВРАЗУМИ МЕНЯ,
КАК НУЖНО ПОСТУПИТЬ».

И милостивый Господь не хочет, чтобы душа наша
была в смущении от врага, и внушает,
что надо делать и чего не делать.

преподобный  Силуан Афонский

+1

790

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t835998.jpg

0

791

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t476275.jpg

0

792

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/202/t656725.jpg

0

793

Vlad написал(а):

Много раз встречал подобные по смыслу высказывания о посте...

И вот что я думаю...

Если постишься и молишься как дОлжно, то не можешь не быть добрым и кротким.

Преподобный Серафим Саровский в беседе "О цели христианской жизни" рассказывает, что молитва и пост - средства стяжания благодати Святаго Духа.

Да и вообще, насколько я понимаю, молитва и пост - это первые ступени на пути стяжания добродетелей (ибо даже подлинная христианская любовь, которая, например, одинаково должна проявляться и к собственному ребёнку и к незнакомому забулдыге, который тебя обматерил и ударил по лицу, стяжается не сразу). Без них ведь и смирения не будет.

Пост телесный (в части диеты) - это способ борьбы с грехами и страстями, т.к. скоромное разжигает страсти.

Отредактировано Россiянинъ (2022-12-28 15:14:18)

0

794

Россiянинъ написал(а):

Много раз встречал подобные по смыслу высказывания о посте...

И вот что я думаю...

у этого монаха Симеона бывают иногда
странные и неоднозначные высказывания…

и ставить его в один ряд со святыми отцами
не стал бы…

а что касается поста, то тот-же преп.Серафим Саровский
помимо всего прочего говорил, что

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти,
но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты
сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
«Блажени алчущие яко тии насытятся» (Матф. 5, 6).

Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос,
пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого,
укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники,
начиная работать Господу, вооружали себя постом
и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста.
Самые успехи в подвижничестве они измеряли успехами в посте.

http://georgievka.cerkov.ru/2020/03/12/ … o-o-poste/

полностью:

«Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом.

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему. “Блажени алчущий, яко тии насытятсяˮ (Мф. 5, 6).

Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос, пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого, укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел, наконец, до восьми лотов хлеба.

При всем том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

В той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. “Могий же вместити да вместитˮ (Мф. 19, 12).

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтоб тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели: иначе может быть и то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу, по примеру отцов, употребляй один раз в день, и Ангел Господень прилепится к тебе».

но все святые отцы также говорили что пост телесный
и прочие виды телесного подвига без
трезвения ( хранения ума, т.е. душевного делания )
остаются безплодными…  ( или хуже того — вредят )
т.е. не производят сами по себе надлежащих
изменений в душе ( в первую очередь смирения )
ведущих к духовному преуспечнию
и стяжанию благодати.

очень полно и ясно этот предмет
раскрыт у свят. Игнатия Брянчанинова

https://www.xpa-spb.ru/libr/Ignatij-Bry … denie.html
http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/public/4/1.shtml

но надо также ещё заметить, что истиная
духовная любовь — это самоотверженная любовь
исполненная смирения
и иначе не бывает, а навык самоотвержения
как раз и приобретается через пост
в том числе…

так, что необходимо и то и другое
и по духовной лествице восхождение
к любви невозможно одним прыжком,
но требует приобретения всех
прочих добродетелей, постепенно,
шаг за шагом…
постящиеся и молящиеся находятся
на самых нижних, начальных ступенях,
а являющие любовь и смирение —
уже на самом верху. ( см.Лествицу преп.Иоанна )

очень хорошо эта идея выражена
в Отечнике свят.Игнатия:

24. Некоторый старец подвижник имел учеником ленивого брата,
который, видя старца постящегося и неядущего по шести дней,
сказал ему: «Oтец! некто сказал, что многое пощение приводит в гордость».
Старец отвечал ему: «Если будем разуметь так, то уже не леность
ли или небрежение приводят в смирение?

Не надо ли идти отсюда в город, жениться, есть мясо и пить вино?
Горе нам, чадо! мы поруганы и обольщены врагом нашим!

Вместо того, чтоб принимать и усваивать это обольщение,
говори во всяком деле твоем и ежечасно: ныне, если Бог посетит меня
смертию, что мне будет от праведного Судии? И внимай, что скажет в ответ
совесть твоя. Если она осуждает тебя в чем, или обличает по отношению
к какому-либо делу в высокоумии: то немедленно оставь такое дело,
возьмись за другое, которым уповаешь благоугодить Богу.
Инок-делатель ежечасно должен быть готов на исшествие в путь свой,
в тот путь, который предлежит душе по разлучении ее с телом.
Ешь ли, или пьешь, или что другое делаешь, говори в себе непрестанно:
если теперь позовет меня Господь, что будет? И наблюдай, какой ответ
даст тебе совесть твоя: постарайся сделать то, что она тебе скажет.
Если направишься на великое пощение, бдение, подвиги и труды,
потом ослабеешь в них: то не малодушествуй, но начни снова,
и не преставай так поступать даже до дня смерти твоей.
В каком делании отойдешь, в таком и будешь судим:
или в пощении, бдении и труде, или в лености.
Почему ты должен всякий час, год, месяц и неделю рассматривать себя,
в какой добродетели ты сделал успех, – в бдении ли, в посте ли, в молитве ли,
или в безмолвии, в особенности же преуспел ли в смирении.
Истинное преуспеяние души состоит в том, чтоб ежедневно делаться покорнее Богу
и говорить себе: каждый человек лучше меня. Без этой мысли, если кто и чудеса творит
и мертвых воскрешает, – далече отстоит от Бога.

Если пойдешь вопросить о чем какого-либо старца, и он по молитве велит тебе сесть,
скажи ему со смирением: «Oтец! скажи мне слово о спасении и о жизни вечной,
как приобрести их, и помолись за меня, потому что я имею много грехов».
Более этого не говори, если он о чем сам не спросит. Если брат поверит тебе свою тайну,
а другой будет заклинать тебя, чтоб ты открыл эту тайну ему, смотри, не объяви тайны
брата своего, не убойся заклинания: заклинающий сам понесет грех своего заклинания.
Если не имеешь умиления в душе: то разумей, что имеешь величание в сердце твоем,
или побеждаешься многоядением: то и другое не допускают душу придти в умиление.
Если оскудеют у тебя телесные потребности, – не скажи человеку: дай мне;
напротив того возложи на Господа попечение твое, и не оставляй Бога, и Той тя препитает.

Просящий у человеков не верует, что Бог может ему помочь.
Когда человек сам собою даст или принесет тебе что, – прими с благодарением,
если нуждаешься, как посланное от Бога; если же не нуждаешься, то никак не принимай:
может быть и враг тебя искушает; чтоб ты принял то, в чем не нуждаешься.
Приучи себя не смотреть на чье-либо тело, если же можно, то ниже на свое.
Если Бог даст тебе плач и умиление: то, плача, не помышляй в себе,
что ты делаешь что-либо великое, – тем более смиряйся и укоряй себя.
Когда Бог видит, что человек хвалится о слезах в сердце своем,
тогда взимает от него плач, и бывает сердце его жестоко как камень:
Бог оставляет его, чтоб он смирился и познал всю немощь.
Если не имеешь смирения в душе: то стяжи телесное; от тела оно перейдет к душе.
Если вопрошаешь о чем-либо твоего отца, и слышишь от него слово Божие,
то постарайся исполнить то, что ты услышал; если же вскоре ослабеешь,
или забудешь и не исполнишь, то не преставай по этому поводу вопрошать:
вопрошающий, слышащий и не делающий зазирает себе и смиряется,
а от сего получает некоторую милость от Бога. Не вопрошающий не слышит,
не преслушивается, не смиряется, не обретает милости.
Если похвалит тебя человек в лицо, – ты немедленно вспомни грехи твои
и скажи ему: «Брат! ради Господа не хвали меня: я окаянен и недостоин похвалы».

Если хвалящий тебя человек знаменитый, то скажи так: «Прости меня, владыко!»
а в себе молись Богу, говоря: «Господи! покрой и избавь меня от ложной похвалы человеческой».
Если впадешь в любодеяние, и будет близко место жительства того лица,
с которым ты пал: то уйди из этого места, потому что, живя в этом месте,
не будешь иметь возможности покаяться. Если видишь собственными твоими
очами брата блудодействующим или соделывающим другой какой грех:
то не осуди его, но помолись Богу о нем, говоря: «Господи! сохрани брата моего
и меня от обольщения демонами!» К этому присовокупи: «Проклят будь ты, диавол!
это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе», – и наблюдай сердце твое,
чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святой Дух. Если пред тобою
брат будет оклеветывать брата: то не скажи и ты: да, точно так; но или молчи,
или скажи: «Брат! я сам грешен: будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого».
Так спасешь и себя и душу говорящего с тобою от осуждения. Если впадешь в болезнь,
и попросишь у кого какой вещи, тебе нужной, а он не даст тебе просимого:
то не опечалься на него в сердце твоем; напротив того скажи:
«Если бы я был достоин получить, Бог вложил бы в сердце брату моему, и он дал бы мне».
По отношению к принятию, монашествующие разделяются на три чина.

Отцы наши, достигшие совершенства, не скоро принимали от кого что-либо.

Средние не просили ни у кого ничего; если же кто от себя давал им,
то принимали с благодарением, как посланное от Бога.
Мы же если недостаточны в силах, чтоб трудами приобретать нужное себе,
то просим со смирением, зазирая себя непрестанно и укоряя, как немощных.
– Когда Бог пошлет плач и умиление душе твоей или на краткое время,
или на многие дни, тогда оставь всякое рукоделие, пребывай в том плаче
и умилении, как в делании самонужнейшем.

Может быть близок день твоей смерти, и по этой причине Бог послал тебе
плач и умиление, чтоб посредством их ты обрел милость. Как диавол,
видя приближающийся конец жития человеческого, особенно старается
погубить человека; так и Бог при кончине посылает какое-либо особенное
средство к спасению».


(  далее комментарии свят.Игнатия  )

Очевидно, что тот пост и те подвиги приводят в гордость,
которые совершаются напоказ человекам или с гордою целию
достичь высокого духовного состояния.

Подвиги в разуме приводят к смирению.
Приводят подвиги к смирению, когда совершаются с целию покаяния,
с целию обуздания страстей своих
.
Святые Отцы, достигши
сверхъестественного благодатного состояния, проходили
сверхъестественные подвиги; вообще древние иноки,
при крепости телосложения, которой ныне не встречается,
были способны к усиленным подвигам. Мы не можем иметь
таких подвигов; но подвиг, соответствующий силам
и обуздывающий страсти, возможен и для нас. Такой-то подвиг
и есть подвиг существенно полезный, существенно нужный.

+1

795

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

(Мр. 9, 10-16). История течет и, кажется, неумолимо определяет частные события.
Сколько было подготовок к принятию Спасителя!. . .
Наконец, пришел ближайший Его указатель, Иоанн, но вышло что?
С Иоанном "поступили, как хотели"; и Сын Человеческий уничижен и пострадал.
Течения событий нельзя было переломить: оно взяло свое.
Так и всегда текущая история все увлекает вслед себя.
Спрашивается теперь: где же свобода? И что она будет такое, при таком порядке событий?
Не более, как призрак. Так обычно рассуждают фаталисты.
Но эта всеопределяющая необходимость течения событий только кажущаяся;
на деле все события человеческие, и общие и частные, плод свободных начинаний человека.
Общее течет именно так потому, что все или большинство того хотят; и частное входит
в соглашение с общим, потому что тот и другой в частности того хотят.
Доказательство тому на лицо: среди доброго общего бывают частности худые;
и среди худого общего бывают частности добрые. И еще: среди крепко сложившегося общего
зарождаются частности, которые, разрастаясь и укрепляясь более и более, пересиливают
прежнее общее и занимают его место. Но эти частности всегда дело свободы.
Что общего у христианства с характером времени, в которое оно зачалось?
Оно засеменено несколькими лицами, которые не были порождением
необходимого течения историй; оно привлекало желающих, крепко расширялось
и стало общим делом тогдашнего человечества, а все-таки оно было делом свободы.
То же и в худом направлении: как развратился Запад?
Сам себя развратил: стали вместо Евангелия учиться у язычников и перенимать у них обычаи
- и развратились. То же будет и у нас: начали мы учиться у отпадшего от Христа Господа Запада,
и перенесли в себя дух его, кончится тем, что, подобно ему, отшатнемся от истинного христианства.
Но во всем этом ничего нет необходимо определяющего на дело свободы:
захотим, и прогоним западную тьму; не захотим, и погрузимся, конечно, в нее.

+1

796

"Жизнь без Христа - не жизнь, а смерть.
Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях,
то ты без Христа.
"

"Человеку, который не имеет Христа, все видится трудным и темным."

"Когда сердце не имеет Христа, тогда оно имеет место для денег, имений и людей."

"То, чего мы не направляем к славе Божией, то употребляет другой [лукавый].
Потому Господь и дал нам заповедь любить Его от всей души и сердца,
чтобы лукавый в нас не нашел себе ни места, ни упокоения.
"

"Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен.
Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжает любви,
то дом его добродетелей останется без крыши и будет непригодным
."


Из книги «Наставления современных Старцев»
автор: Священник Дионисий Тацис ( Πρεσβ. ΔΙΟΝΥΣΙΟΣ ΤΑΤΣΗΣ , http://dtatsis.blogspot.com/ )
https://acathist.ru/en/literatura/item/ … h-startsev
https://vsemolitva.ru/iz-knigi-nastavle … arcev.html
https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis/


и ещё из той-же книги:

Молитва просвещает человека.
Это подчеркнул старец Порфирий,
который привел следующий пример:
"Вот где-то работает электростанция, а в комнате горит лампа,
но если мы не повернем выключатель, то останемся в темноте.
Этим я хочу сказать, что вот, есть Христос, есть и наша душа,
но если мы не повернем выключатель молитвы, то наша душа
не увидит света Христова, и мы останемся во мраке дьявола."

И одному своему духовному чаду говорил:
"Знаешь ли ты, сколь великим даром является то, что Бог нам дал
право говорить с Ним во всякое время,  в любую секунду и на всяком месте,
где бы мы не находились? - Он нас слышит всегда.
Это самая великая для нас честь!
Поэтому мы должны всегда любить Бога.

святой преп. старец Даниил из афонского скита Катунаки говорил,
что демон "ничему не радуется так много, как общению с человеком
эгоистичным и работающим своему "я" - независимо от того,
кем он является: богословом, усердным или великим подвижником.
И наоборот, он боится живущего смиренно и послушно."

Дьявол находится повсюду. Старец Иосиф так говорил об его кознях:
"В трех сферах, в которых протекает жизнь человека - в его душе, теле
и в окружающей среде - находится окопавшийся и вооруженный до зубов враг.
Дьявол, применительно к обстоятельствам, неустанно нападает и мешает
человеку осуществлять его добрые намерения. Но его конечная цель
—  поразить веру в человеке и опозорить его,
сделав его скептиком и циничным ...
Вся война из-за веры, потому что вера всё содержит.
Если поколеблется вера, то все пошатнется и прорвется линия фронта."

0

797

Россiянинъ написал(а):

Много раз встречал подобные по смыслу высказывания о посте...

И вот что я думаю...

а вот, что пишет святой преп. старец Даниил Катунакский:
( разсудительнейший среди афонских старцев )

Для того чтобы твердо следовать пути к Богу, вы должны:

1. Показывать большое послушание, доверие и согласие по отношению
    к вашему наставнику (духовному отцу), всегда говорить ему правду.

2. Прекращать разговоры и шутки, потому что, как мы уже сказали,
    где есть пустые разговоры, там страх Божий исчезает.

3. Выделить определенное время вечером для молитвы, которое назначит ваш наставник.

4. Когда вы находитесь в церкви, полностью сосредоточиться на слушании
   Божественной литургии, чтобы благодать Святого Духа вошла в ваше сердце.

5. Соблюдать в обязательном порядке все установленные Церковью посты,
     а не подражать губительному образу жизни сегодняшнего поколения.

6. Всякий раз, когда это возможно, избегать употребления вина и других
    алкогольных напитков, которые вызывают плотские желания.

7. Когда у вас есть свободное время, тратить его на чтение святоотеческих книг.

8. Быть осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями,
    которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию,
   но вносят сладострастие,  прекращая посты и отговаривая молодежь
   от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также
   выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится
   благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих,
   кого ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами.

9. Иметь большое почтение особенно к Божией Матери,
    Которая всегда поможет на пути к спасению.

https://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katun … a-molodym/

а ярким примером того до чего способны дойти люди отвергая посты,
аскетизм и предание Церкви служат нынешние «западные христиане»
типа протестантов, англикан и католиков…  некоторые из них уже дошли
до того, что у них появились женщины-епископы и "венчания" для
однополых ( содомских ) отношений…    а общество в котором они
живут уже подошло к тому, что готово признать педофилию и евтанизию
чем-то допустимым …  поэтому и стала неизбежной эта приближающаяся
страшная война, после которой на месте очагов содомии и прочего
отступления останутся лишь руины и пепел… и сами государства
признавшие содомию нормой прекратят свое существование,
и больше их уже не будет.

+1

798

☦️ "Сопротивляйся — и страсть отступит. Почему она отступит?
Потому что тот, кто с тобой воюет, — это бес, это личность.
У него есть некая определенная сила, и
Бог ему дал некое позволение воевать с тобой
до определенного предела.

Лишь только он дойдет до предела, который ему положил Бог,
и исчерпает то, что ему было позволено, он так или иначе отступит.
И что затем? Ты обретаешь венец.
Так достигается победа"

Архимандрит Ефрем Филофейский (Мораитис)

+1

799

кто страшится впасть в геенну,
изгоняет из сердца своего всякую злобу.
Брат! Внимай сердцу твоему и бодрствуй.
Ибо враги наши весьма коварны и никогда не спят.
Знай, что человек не может делать добра, доколе делает зло;
однако может под видом добра делать зло.
Посему Господь увещевает нас к бдительности:

«Узкая врата, и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его.
Пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им.
Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих,
внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их»
(Мф.7:14, 13, 15–16).
Какие же плоды их? Всякого рода грехи, в кои они стараются нас ввергнуть.
Однако сии лжепророки не могут обольстить тех,
которые любят Бога от всего сердца.

— авва Исайя Отшельник Скитский
слово 26. "к авве Петру, ученику его" ( 26:15)  )
https://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhov … lova/#0_26

0

800

Мысли на каждый день года
Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский
( Иак. 2, 14-26 )
( Мк. 10, 46-52 )

"Что пользы, братия мои, если кто говорит что он имеет веру, а дел не - имеет?
Может ли эта вера спасти его?"

Путь к вере - покаяние. В покаянии же что говорят? - Согрешил, не буду.
Не буду грешить, следовательно буду жить по заповедям.
Поскольку с принятием веры покаяние не отходит
но с нею сочетавшись до конца пребывает, то и решение то
- жить по заповедям пребывает в силе и при вере. Потому верующий,
если пришел к вере прямым путем т. е. путем покаяния, бывает
ревнителем исполнения заповедей или творителем добрых дел.
Вера дает ему на то сильнейшие побуждения; вера дает ему на то
и силы благодатные через Св. Таинства. Так вера споспешествует делам.
А дела веру делают совершенною: ибо пока делом не сделано то, чему
кто уверовал дотоле, вера будто не вера. Она видною становится только в делах.
И не только видною, но и крепкою. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t84869.png

0

801

о страхе Божием

0

802

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 ФЕВРАЛЯ 2023 Г.

Об искренности

Отрывок из беседы с архимандритом Епифанием (Феодоропулосом)

— Геронда, в притче о мытаре и фарисее есть один показательный момент.
В то время, как мытарь показал свое истинное лицо, фарисей, кроме всего прочего,
носил некую «маску». И это, конечно, касается не только его.

— Это правда, что мы все часто надеваем какую-то маску.
В той или иной степени, маска есть у каждого из нас.
Мы одни, а кажемся другими. Нам потребуются большие усилия,
чтобы снять с себя маску, потому что, если мы ее не снимем сами,
то ее снимет с нас Бог. И очень часто Он делает это совершенно
потрясающим образом. Давайте заботиться о том, чтобы не выглядеть
иными, чем мы есть на самом деле. Прежде всего, это касается тех из нас
— благочестивых людей, священнослужителей и мирян, — которые
в своей среде имеют личину святости и благочестия. Конечно,
не в нашем близком окружении — там нас хорошо знают.
Жены знают своих мужей, мужья – жен, дети знают родителей,
родители — детей. Раньше говорили, что «худшее мнение о короле
имеют его камердинеры», потому что они знают его слабости,
знают его недостатки, в то время как многие люди видят его
в королевском сиянии. Любого верховного правителя — церковного,
политического, духовного, судебного, общественного, вообще какого угодно
— многие видят издалека, на расстоянии, и не различают отдельных мелочей.

А вот в нашем ближайшем окружении спрятаться непросто.
Мы не можем там находиться в маске. Маска там спадает.
Но в более дальнем окружении мы всегда носим маску.
Давайте попробуем не надевать эту маску и выглядеть теми,
кто мы есть на самом деле. Потому что, повторюсь, часто маску снимает Сам Бог.
И тогда мы предстаем во всей своей наготе, и все видят, какие мы убогие
и достойные сожаления. Давайте не будем надевать маски.
Не будем выставлять напоказ свое мнимое благочестие и святость.
Будем вести себя естественно и выглядеть такими, каковы мы и есть
на самом деле.

– Что лучше — быть искренними и не скрывать своего раздражения,
даже если мы становимся неприятны для других, или же использовать маску,
чтобы казаться благородными, не будучи таковыми?

– Есть способ, с помощью которого мы можем быть искренними, не будучи грубыми.
И при этом не носить маску. Многие люди неправильно истолковывают искренность
и думают, что искренность — это когда говоришь всё, как есть, — к месту, не к месту,
даже если этим обижаешь другого человека без причины. «Я говорю правду» не означает,
что я говорю всё, что я знаю, независимо от того, нужно ли это. Нет.
Это — отсутствие благоразумия.

Простите мне один анекдот. Однажды Ходжа поругался с женой,
и его жена решила пойти к судье и попросить развод.
Пошла.
Судья говорит:

– Какая у тебя жалоба на мужа?

– Судья, он говорит всю правду.

- Это дар, это великое дело, добродетель — говорить всю правду!

– Но он невыносим. Не нужно говорить всё.
Есть такие вещи, которые не обязательно говорить.

– Ты что, ненормальная? Твой муж говорит правду, и он невыносим?

– Судья, говорю тебе — он невыносим​​, и для меня, и для окружающих.

– Я не могу дать тебе развод по этой причине.

– Но он невыносим!

– Я не могу дать тебе развод. Но в любом случае, раз ты настаиваешь,
приходите сюда завтра вдвоем.

На следующий день женщина приходит с Ходжой. Когда они вошли,
Ходжа отвесил низкий поклон и сказал: «Кланяюсь тебе, одноглазый судья».
Судья действительно когда-то потерял один глаз, но незачем было
называть его при всех одноглазым, хоть это было и правдой.
Это анекдот, вымышленная история, но она говорит о многом.

Если мы видим на улице человека к каким-то физическим недостатком,
например, косоглазого, мы не должны ему говорить: «Доброе утро, косой».
Есть множество других вариантов: «С добрым утром, дорогой».
«Доброе утро, господин». «Доброе утро, дружище». Следует отличать одно от другого.
Часто мы думаем, что искренность — это когда мы ругаем человека или говорим ему
о каком-то его недостатке. Однако обличение — это не вопрос искренности.
Мы не должны притворяться, это совершенно другое. Мы должны быть искренними
и общаться с людьми без «маски», но ни в коем случае не оскорбляя и не унижая других.
А если случится так, что наши мнения разойдутся, тогда мы обозначим свои позиции
и скажем: «С этим я не согласен».

Архим. Епифаний Феодоропулос, ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ,
Издательство Св. Иоанна Дамаскина, Стамата, 2019
(под редакцией архим. Иоанна Костова).

https://apantaortodoxias.blogspot.com/2019/03/2019.html

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

0

803

МОЛИТВА ЗА НИКОМУ НЕ НУЖНЫХ

Архимандрит Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому,
за никому ненужных неизвестных людей, несчастных пьяниц и горемык,
растерявших по жизни все хорошее, забытыми друзьями и родными,
и умершими в безвестности. За одиноких и брошенных стариков,
переживших своих близких и доживающих свой век без родной рядом души.

Для всех таких несчастных и забытых людьми у сердобольного отца Павла
была своя, особая придуманная им короткая молитва, которую он читал
каждый день: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради».

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/14/t137285.jpg

Была у него своя, особая молитва:
«Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради».

И вот когда батюшке делали сложнейшую операцию на желчном пузыре,
в этот момент фактически наступила его смерть. Он очнулся на том свете
и увидел огромное множество людей, которые пришли за него молиться,
в том числе и друзей своих, священников, уже умерших,
но еще больше незнакомых.

— А кто это? — спросил о. Павел.

И один из священников ответил ему:

— Это те, за кого ты молишься:
«Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нужды ради».

Это они за тебя пришли просить.


https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/

+2

804

Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

( Притч. 21: 30 )

Источник мудрости для познания истины, мужества для преодоления препятствий
к достижению цели, совета, т.-е. искусства в решении того или другаго дела,
— заключается собственно в Боге: Он просвещает человека истиною в Своем законе,
споспешествует нам Своею помощию в благих делах и предприятиях.
Нечестивый потому и нечестив, что живет без Бога, страха Божия не имеет,
власти Божией над собою не признает, на себя одного надеется.
Поэтому он лишен истинной мудрости, силы и совета.
Мудрость заменяется в нем плотским мудрованием,
мужество и благоразумие покидает его при встрече с затруднениями,
— он падает тогда духом и теряет голову.

— еп. Виссарион (Нечаев)

https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/


обратите внимание, этот автор дает толкования
на многие читаемые Великим Постом
ветхозаветные паремии
https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/

и также им составлена книга:
Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний
https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Ne … kazanijam/
помогающая лучше понять Великий Покаянный Канон

0

805

Насколько человек живет согласно воле Божией,
настолько — еще в этой жизни — он в некоторой степени
вкушает часть райской сладости.
Или уже в этой жизни
мы будем отчасти переживать райскую радость
и отсюда направимся в рай, или же мы будем отчасти
переживать адскую муку и — упаси нас от этого Боже
— попадем в ад. Рай — это то же самое, что добро,
адская мука — то же самое, что зло.

Делая добро, человек чувствует радость.
Делая грех — страдает.
Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется,
чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа.

больше всех мучается сам диавол — ведь он отошел от Бога,
от любви дальше всех. Но если уходит любовь, то начинается адская мука.
Что противоположно любви? Злоба. А злоба и мучение — это одно и то же.

Тот, кто отошел от Бога, принимает бесовское воздействие,
тогда как тот, кто живет с Богом, приемлет божественную Благодать.
Благодать Божия приложится тому, кто ее имеет.
А если человек имеет немного Благодати, но обращается с ней
без должного благоговения, то у него отнимется и то немногое,
что у него есть (Ср. Лк. 19:26). Современным людям не хватает
Благодати Божией, потому что, греша, они отбрасывают от себя
и те крохи Благодати, которые имеют. А когда уходит
божественная Благодать, в человека яростно устремляются все бесы.…

хуже всего то, что нынешние люди, повально увлекаясь грехом и видя,
что кто-то не следует духу времени, не грешит, имеет капельку благоговения,
называют его отсталым, ретроградом. Таких людей задевает, что кто-то не грешит.
Грех они считают прогрессом. А это хуже всего. Если бы современные, живущие
в грехе люди, по крайней мере, это признавали, то Бог помиловал бы их.
Но они оправдывают то, чему нет оправдания, и поют греху дифирамбы.
А считать грех прогрессом и говорить, что нравственность отжила свой век
— это, кроме всего прочего, самая страшная хула на Святого Духа. …

…не найдут себе покоя. Они стремятся к внутреннему миру, но не найдут его,
потому что страстям оправдания нет.

Что бы ни придумывали люди, за каким бы бесчувствием они ни прятались
— покоя они все равно не находят. Стремясь оправдать то, чему нет оправдания,
они терзаются в душе. Они издерганы изнутри. Поэтому несчастные ищут себе
развлечения, бегают по барам и дискотекам, напиваются пьяными, смотрят телевизор...
То есть их обличает совесть, и ради того, чтобы забыться, они занимаются глупостями.
И даже когда спят — думаешь, они спокойны? У человека есть совесть.
Совесть — самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям.
Мы “снимаем” совесть с наших родителей как фотокопию. Как бы человек ни попирал
свою совесть — она все равно будет обличать его изнутри. Поэтому и говорят:
“Его червь точит.” Ведь нет ничего слаще, чем мирная спокойная совесть.
Такой человек чувствует себя внутренне окрыленным, и тогда он летит.

— святой преп. Паисий Святогорец

0

806

…Господи, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Преподобный Исаия Отшельник учил:

«Не стыдись лица пустослова и, боясь опечалить его,
не терпи, чтобы тебе говорилось непотребное.
От много говорящего удаляйся, он плетет сеть,
а зачем – мы не знаем».

Преподобный Марк Подвижник говаривал:

«Не желай слышать о чужих лукавствах,
потому что при этом черты тех лукавств надписываются и на нас» .

И действительно! Когда мы говорим о чужих грехах, сплетничаем
и злорадствуем, то Бог обязательно попустит нам впасть в нечто подобное.

— протоиерей Олег Стеняев
https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyae … e60_return

+1

807

maxcom110 написал(а):

Преподобный Исаия Отшельник учил:

«Не стыдись лица пустослова…

( в переводе свят.Феофана Затворника )

Сказал опять: когда кто начнет говорить тебе слова неполезные, не слушай их,
чтоб не сгубил он души твоей. Не стыдись лица его и, боясь опечалить его,
не потерпи, чтоб тебе говорилось то, думая: ведь я сердцем не принимаю того.
Нет, не говори так. Ты не выше первозданного, которого Бог сотворил рукою Своею,
– а ему не в пользу была злая беседа. Беги же и не слушай.
Но смотри, убегая телом, не пожелай знать (держать в памяти) сказанное;
ибо, хотя бы ты услышал малость некую, демоны не оставят (втуне) сказанного
и тобою услышанного, но убьют (тем) душу твою.
Бегая, беги вконец.


т.е. нельзя даже в помыслах удерживать,
но сразу с гневом решительно извергать
из души.

по другому переводу:

Еще говорил: «Что касается до учения ближних заповедям Божиим,
откуда могу я знать, угоден ли я Богу, чтобы дерзнул предписывать ближнему
исполнение того или другого, между тем как доселе сам должен еще оплакивать
грехи мои. Ибо кто пал когда-либо, тот должен плакать и дотоле не успокаиваться,
пока не познает, что испросил прощения. Желаешь ли узнать, отпущены ли тебе грехи?
Да будет тебе признаком то, если в сердце нет более никакого остатка оных.
Если же они доселе живут и движутся в памяти твоей и ты нерадишь об этом,
то это плохой признак; плачь, болезнуй и трепещи, доколе не испросишь
милосердия у Бога. Если кто желает научиться от тебя чему-нибудь, однако
не исполняет того, что ты тщательно преподаешь ему, но часто возвращается,
докучая о том же, то уклонись от него, потому что он вредит душе твоей.
– Бог научает всех желающих повиноваться Ему.
– Кто научил Каина и Авеля делать то, воздержаться от сего,
тогда как еще не было писаного закона?
Человек, не внимающий учению Божию, напрасно трудится в обучении».

Еще говорил авва Исаия: «Если кто произносит в присутствии твоем неполезные слова,
то не желай слушать его, дабы душа твоя не получила вреда. Не беспокойся,
если он оскорбится сим, но скажи прямо: «Душа моя не может переносить сего,
оставь это, умоляю тебя, ибо я не лучше первого человека, которого создал Бог
Своими руками и который был обольщен злой беседой». И потому беги,
и не желай слышать, но притом так беги, чтобы тотчас забыть слышанное.
Ибо, если допустить чему-либо остаться в твоей памяти, то этим воспользуются
демоны и причинят вред душе твоей».

Слово 8. Блаженного аввы Исаии изречения
https://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhov … slova/#0_8
( перевод преп.Паисия Величковского изд. на русском языке
( Оптиной пустынью, 1911 г. )

ещё авва Исайя говорил:
( о любопытстве, пустословии и хранении ума от них ):

Не стремитесь исследовать дела века сего,
чтобы не стать подобными отхожим местам,
в которые всякий идет извергнуть содержимое
своего чрева и в которых потому бывает сильное зловоние.
Но будьте лучше жертвенником Божиим в непорочности.
Будьте иереем, который совершает внутреннее священнослужение
и всегда, утром и вечером, возлагает фимиам, чтобы не оставался
ваш жертвенник без него, и понуждайте себя непрестанно
пред лицем Господа со всяким молением.

0

808

Vlad написал(а):

нет ничего лучшего, чем повергать себя пред Богом день и ночь
и просить Его,да будет во всем воля Его.

— Петр Дамаскин

понуждайте себя непрестанно пред лицем Господа со всяким молением.

— авва Исайя

кто познал, что имеет нужду в Божией помощи, тот совершает много молитв.
И в какой мере умножает их, в такой смиряется сердце.
Ибо всякий молящийся и просящий не может не смириться.
«Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:19).
Поэтому сердце, пока не смирится, не может престать от парения;
смирение же собирает его воедино.

А как скоро человек смирится, немедленно окружает его милость.
И тогда сердце ощущает Божественную помощь, потому что обретает
возбуждающуюся в нем некую силу упования. Когда же человек ощутит,
что Божественная помощь вспомоществует ему, тогда сердце его
сейчас же исполняется веры. Из сего уразумевает он, что молитва есть
прибежище помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань,
спасающая от треволнения, свет пребывающим во тьме, опора немощных,
покров во время искушений, помощь в решительную минуту болезни,
щит избавления во брани, стрела, изощренная на врагов, и просто сказать:
открывается, что все множество сих благ имеет доступ посредством молитвы;
и потому отныне услаждается уже он молитвою веры. Сердце его веселится
от упования и никак не остается в прежнем ослеплении и при простом вещании уст.
Но когда уразумеет сие таким образом, тогда приобретет в душе молитву,
подобную сокровищу, и от великого веселия вид молитвы своей изменит
в благодарственные гласы. И вот слово, изреченное Тем, Кто каждой вещи
определил собственный ее образ: «Молитва есть радость, воссылающая благодарение».
Разумел же Он сию молитву, совершаемую в ведении Бога, т. е. посылаемую от Бога;
потому что не с трудом и утомлением молится тогда человек, какова всякая иная
молитва, какою молится человек до ощущения сей благодати; но с сердечною радостью
и удивлением непрестанно источает благодарственные движения при неисчислимых
коленопреклонениях – и от множества возбуждений к ведению, от удивления
и изумления пред благодатью Божиею внезапно возвышает глас свой, песнословя
и прославляя Бога, воссылает благодарение Ему и в крайнем изумлении
приводит в движение язык свой.

Кто достиг сюда действительно, а не мечтательно, самым делом положил в себе
многие признаки и по долгом самоиспытании узнал многие особенности, тот знает,
что говорю; потому что не противно сие. И отныне да престанет помышлять суетное,
да пребывает неотступно пред Богом в непрестанной молитве, с боязнью и страхом,
чтобы не лишиться великой Божией помощи.

Все сии блага рождаются в человеке от познания собственной немощи.
Ибо по великому желанию помощи Божией приближается он к Богу, пребывая в молитве.
И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается
к нему дарованиями Своими и не отъемлет у него благодати за великое его смирение,
потому что он, как вдова пред судиею, неотступно вопиет защитить от соперника.

— преп. Исаак Сирин
( слово 61 )

+1

809

Игумен Гурий: "Обязательно молись в Великую Пятницу с 12 до 15 часов"

Игумен Гурий духовной дочери: Обязательно молись в Великую Пятницу
с 12 до 15 часов, когда Господь распят был за нас грешников.
Если в церкви, то стой на коленях у креста, если дома – то тоже у креста.

Перечисляйте не исповеданные и исповеданные грехи,
кайтесь перед Богом в своих грехах, читайте Иисусову молитву
и прошение творите (если есть какая-то проблема: кто-то в тюрьме,
или суд или ожидают операцию или в больнице, или сын пьёт и т.д.).
Господь поможет.

В это время все бы люди должны свои грехи перечислять..."

И он потом все время говорил:
"Не забывайте каждый год эту Пятницу, не забывайте".

(«Соль Земли», фильм 5, часть 1 "Игумен Гурий", /1/, 0:51).

https://m.youtube.com/watch?v=ETFXVW8MdSQ

(  время 12:20 -- 16:20  )

+1

810

О духовном смысле СУББОТЫ и про то что изображает
ВЕЛИКАЯ СУББОТА и упокоение Христа во гробе

… Преп. Максим Исповедник пишет, что «суббота есть безстрастное
и умиротворенное состояние души и тела, рождаемое добродетелью»

«Шестой день есть совершенное исполнение добродетельных деяний,
седьмой день — завершение и прекращение всех естественных помыслов;
восьмой — переход к обожению»
.
Все эти аспекты субботы только приближают нас
к ее таинственному смыслу: к связи субботы и Царства Небесного.

По мысли преп. Максима Исповедника, «есть и иная, более сокрытая Суббота,
в которую почил отсобственных трудов Бог. Божия Суббота есть
окончательное возвращение  к Богу всех тварей. <…>

о том-же говорят и преп.Серафим Саровский, преп.Макарий Великий,
и преп.Гавриил Ургебадзе:


— Тогда скажем несколько слов о более интересном, «тайном».
«Тайное» есть лоно тайных знаний премудрости Божией, куда
люди допускаются по исключительному благоволению и Промыслу Божиему.
Те, кто неопустительно, постепенно, от силы в силу, содействием
и споспешествованием Святого Духа созерцанием, познанием
и откровением приобщаются к высшим тайнам Божиим и поучением втайне
умудряются в познаниях о Боге, ангелах и человеке. Одно дело — увидеть
и услышать, а другое — вникнуть в тайну увиденного и услышанного.
«Тайное» не лицезреется, ближний мой, как это было сказано о «безвестном»,
но здесь наличествует только созерцание очами разума, которым
Дух Святой придает силу устремления.

Для того чтобы человеку открылись врата по знания «тайного», помимо святости,
необходимо, чтобы человек имел заслуги перед Богом. А заслуги человек приобретает
смиренным и полюбовным претерпеванием множества маленьких и больших невзгод
и испытаний, гонений, несправедливостей, насмешек, осуждений, трудов,
пота и служения во имя Бога и Его святого Евангелия.

Святой жизнью перед Богом, как мы уже говорили, людям дается видение «безвестного»,
а с присовокуплением к святости заслуг открывается также и «тайное».
Ибо человек своим подвижничеством сперва сподобляется грани святости,
восхождением на высокие степени которой ему дается видение «безвестного»,
а затем, если он вновь пребудет в усердном служении, то обретает благодать
в очах милостивого и человеколюбивого Бога и получает от Него в дар
уже познание «тайного».

Когда человек бывает допущен в лоно познания «тайного» и даются ему откровения
по мере его, тогда он изо всех сил предается созерцанию, почти ничего не помня,
даже самые естественные потребности, настолько сладостно для него это состояние.
Он погружается в созерцание воспринимаемого разумными очами откровения
и тщательно отцеживает его для познания. В подобном напряжении человек не испытывает
ни усталости, ни пресыщения, но бывает облечен в великое терпение, так как душа его
пребывает в великом умиротворении и всячески ожидает явления «тайного».
Пребывание в созерцании для него — услаждение, откровение же и постижение увиденного
— неизъяснимая радость и блаженство. Все это, ближний мой, исполняется на человеке
высочайшей добродетели, той, которую преподобный Иоанн Синайский именует
верой, надеждой и любовью. Недаром сказал я: «высочайшей добродетели»,
ибо это и вправду последняя ступень лестницы добродетелей.

И все-таки, хоть человек и испытывает высочайшее блаженство, он все же
не довольствуется этим и не унимается. Он еще сильнее устремляется к Богу,
к еще более глубокому единению и неразлучному пребыванию с Ним.
За этим уже следует обóжение, восприять которое невозможно ни каким бы то ни было
усилием воли, ни напряженным подвигом, — безумие паче всякого смысла!
Это — единственно Божий дар, непостижимая, невыразимая словом милость Творца
к своему созданию, которую ему должен даровать Бог и животворящим действием
Своего Божественного Духа удостоить его этого дара, который со стороны человека
тоже требует своеобразной готовности — подвизания.

Здесь человек всем существом своим прилежит смирению, беспощадно смиряет себя
и спускается на самое дно ощущения собственной немощности. Непрестанно вопиет, плачет
и молит Бога, чтобы Он удостоил его неразлучным пребыванием с Ним, его Творцом.
Велико в это время пламя любви в человеке, являющееся всего лишь отдельным языком
Божественного, вечного огня, именуемого любовью. Он жаждет всецело воссоединиться
со всем пламенем, а не быть отдельным языком его.

Всецелое соединение с этим огнем — это обóжение, для достижения которого ему,
кроме личного стремления и молений, необходима еще и внутренняя жестокость
по отношению к себе, отсечение всего личного и забвение всего собственного,
что без большого смирения и самоуничижения никак не достигается. Надо любить всех,
видеть в каждом брата и ближнего, помня, что Господь наш Иисус Христос пострадал за всех
и каждого. Любовь ко всем — значит служение всем, но с мудростью!
Ее, эту мудрость, и дарует Господь Бог всякому, на кого призрит
и облечет его Своей всесовершенной любовью.

До воссоединения человек тщится и всем существом своим стремится
к неразлучному сопребыванию с Богом, а после воссоединения пребывает в любви,
где великая безмятежность, мир и упокоение. Там — подвиг и труд, так как недостает
полноты и цельности; Тут же — великая безмятежность, мир и упокоение, ибо уже полнота
и пребывание в этой полноте. Все прекрасно и божественно у Иоанна Синайского,
который столь впечатляюще описывает ступени духовного усовершенствования
человека, но только не хватает одного и окончательного состояния, которое есть
дар Божий, венец и совершенство всего — именуемый любовью и обожением.
Тут единственно любовь, любовь — и больше ничего. Человек целиком и неразлучно
пребывает с Богом, что и есть полное единство. Ум человека останавливается,
мысли полностью исчезают из головы, он ни о чем уже не думает,
единственно созерцает Бога и делает, и говорит лишь то, что видит и слышит от Бога.

Обóженный обладает премудростью от начала и до скончания веков.

Однако кто был среди святых обóженным — это не нашего ума дела
(это он сказал, конечно, обо мне). Одного точно знаем — Иоанн Богослов».

Я пришел в изумление от услышанного, так как это представлялось мне чудом из чудес.
Я бы подумал, что наверно ослышался, если бы не четко услышанные из уст
отца Гавриила дивные речи. В смятении я думал про себя: как это может быть
— ум останавливается, мысли исчезают, — ведь это невозможно.
Не выдержав неопределенности, я после маленькой паузы спросил:

— Простите, отче, что значит — ум останавливается, мысли исчезают,
ни о чем не думает, неужели такое возможно?

— Да. Поверь мне, ближний мой, невозможное человекам возможно Богу.
Это непоколебимое действо Духа Святого, дабы обожить человека,
возвести его в состояние Божественной любви — венца всех добродетелей.
Иначе какое же это единство и с Богом пребывание, когда ум действует,
мысли более или менее рождаются в нем, а разум занят размышлением над ними?
Полное единение с Богом невозможно без бездействия ума, полного,
а не частичного отсутствия мыслей. В противном случае это будет не состояние обóжения,
а всего лишь пребывание на той высокой степени духовного развития, которую
преподобный Иоанн Лествичник именует верой, надеждой и любовью.

При этих словах произошло некое чудесное событие этого дня,
которое я тогда, будучи в гостях у отца Гавриила, не воспринял должным образом.
Будто бы ничего сверхъестественного, так выслушал я последующие слова,
являющие нечто дивное.

«Единственно любовь, невозможно всячески без этого.
Сознание должно остановиться, и никакие мысли не должны пребывать в нем.
Вот подобно мне, — и, поднеся кисть правой руки к голове, два-три раза постучал
пальцами по ней медленным движением. — Самому этого не добиться, ближний мой,
только Дух Святой может сотворить в человеке подобное, удостоить его такого чуда.
Хотя какая мне честь в подобной благодати, ведь я же всего лишь по старости так,
что и мысли в голову не приходят и ум бездействует.

Обóженный, ближний мой, уже не для себя живет в мире сем грешном,
но единственно для пользы других. С великим смирением скрывает себя от людей,
дабы не попалить их. Ибо если начнет жить неприкровенно, в полную силу,
не выдержат люди истинного образа его жизни и поглотит их зависть.
Но даже если не зависть, все равно не вместить им подобное, настолько
превышает это состояние силу их разумения. Относительно же того, что
любовь есть венец совершенства, единственно любовь и обóжение,
и об этом не говорится даже у высокочтимого Иоанна Синайского
в описанной им «Лествице» добродетелей, да и у позднейших не сказано,
то в этом Промысл Божий, для меня приберег Бог это слово.
Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом притчи о десяти девах.
Пяти юродивым девам в этой притче не хватает именно любви. В этом главный смысл
и причина, из-за которой они лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны
и угодны каждое в свое время, это же последнее толкование
Господь соблаговолил приберечь для наших последних времен
как самое великое, необходимое и нужное сегодня как никогда.

https://gabrielberi.ge/rus/obojenie.htm

Прп. Макарий Великий о совершенной любви:

«Любы вся покрывает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (Кор. 13, 7–8).

Словами: «николиже отпадает» означается, что те, которые получили
сказанные выше дарования Духа, но не сподобились высшей свободы от страстей
за самую полную и действенную духовную любовь, – не пришли еще в безопасность;
а напротив того, дело их еще в опасности и под страхом от лукавых духов.
Сия же мера, по указанию Апостола, не подлежит уже падению
и нет другого подобного состояния; почему и Ангельский язык, и пророчество,
и всякое ведение, и дарование изцелений в сравнении с любовию ничто.

Сим Апостол указал цель совершенства, чтобы каждый,
сознавая себя обнищавшим от столького богатства,
с горящим и напряженным духом поспешал к сему последнему пределу,
и таким образом, протекал духовное поприще, пока не достигнет оного,
по сказанному: «тако тецыте, да постигнете» (1Кор. 9, 24).

Сопричаствующий покою Божиему, устроенному Им ради нас в седьмой день,
сопричаствует также, по обожению, и Его действию ради нас в восьмой день,
то есть таинственному воскресению»

.
Для преп. Максима Исповедника «покой Божий» одновременно является «покоем»
и для твари. А Бог — не только Причина, но и Цель всякого движения сущих,
и данная Цель есть покой
.
Это учение хорошо раскрыто в трудах блаж. Августина, который к тому же
снимает противоречие между словами о том, что «Бог почил в день седьмой»
(Быт. 2, 2) и «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17):
«Трудно подыскать что-либо такое, простое на словах и трудное для пони-
мания, как то, что Бог почил от всех дел Своих, которые Он соделал.
Кто-то может возразить, что Бог, освободившись по сотворении
<мира> от этой заботы, захотел благословить и освятить день, в кото-
рый стал свободным от этого напряжения духа. Но рассуждать подоб-
ным образом — это безумие, ибо Богу присуща не только способность
сотворять вещи, но и неизреченная легкость, с какою Он это делает.
Поэтому нам остается только думать, что для разумной твари, в том
числе и для человека, Бог указал покой в Самом Себе, даровав нам Духа
Святого, Которым изливается любовь в наши сердца, дабы мы стреми-
лись туда, где можем обрести успокоение. Ибо как справедливо то, что
все, что мы делаем по наитию Божию, делает Бог, также верно и то, что
когда мы по дару Божию обретаем покой, обретает его и Бог.
Но мы спросим, каким образом мог почить сам Бог, хотя бы Своим
покоем Он и даровал нам надежду на обретение покоя в Нем Самом?
Нам необходимо тщательно исследовать, каким образом будет истин-
ным и то, что сказано о покое Божием в день седьмой от всех сотворен-
ных дел, и то, что сказано в Евангелие Тем, через Кого все начало быть:
„Отец Мой доныне делает, и Я делаю“ (Ин. 5, 17). Причем слова эти были
сказаны Им в ответ на упреки в том, что Он не чтит субботы.
Почитание субботы было заповедано иудеям как преддверие гряду-
щего, знаменующее духовный покой, который примером своего по-
коя Бог сокровенно обещал верным. Таинство этого покоя подтвер-
дил Своим погребением и Господь Иисус Христос. Он почил во гробе
именно в субботу, проведя этот день в неком священном покое после
того, как в шестой день (т. е. в пятницу) завершил все дела Свои и даже
сказал об этом: „Свершилось!“ (Ин. 19, 30). Сказанное Господом: „Отец
Мой доныне делает“, — указывает на ту продолжающуюся деятел
ность Отца, которою поддерживается и управляется всякая тварь.
Поэтому выражение, что Бог почил от всех дел Своих, мы понимаем
так, что Он не стал создавать более ни одной новой твари, а не так,
что перестал сохранять уже созданные. Отсюда, истинно как то, что
в седьмой день Он почил, так и то, что Он доныне делает.
Для обозначения этого покоя Он заповедал евреям чтить один
день. Евреи же поняли это почитание столь плотским образом, что,
видя Господа, обвиняли Его в том, что Он в этот день делает дело
нашего спасения. Со времени явившейся благодати почитание суббо-
ты, которое выражалось в праздновании одного дня, снято с верных.
В этой благодати празднует уже постоянную субботу тот, кто,
творя добро, надеется на будущий покой
.
Понимая и разумея таинство крещения как день субботы, т. е. покоя
Господа во гробе, <христианин> вкушает покой от прежних дел своих
и, начав «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4), познает, что в нем
действует Бог, Который в одно и то же время и действует, и почивает,
проявляя Себя, с одной стороны, в соответствующем управлении тва-
рью, а с другой — оставаясь спокойным и неизменным в Себе Самом.
Ни об одном из шести дней, в течение которых Бог сотворил все, мы не
читаем, чтобы Он освятил хотя бы один из них, но Он благоволил освя-
тить тот день, в который почил, как будто и для Него, не испытывающего
в Своем делании никакого утомления, покой имеет большее значение,
чем действие. Относительно людей эту мысль внушает нам Евангелие
в том месте, где наш Спаситель называет часть Марии, вкушавшей покой
в слове Его, более благою, чем часть Марфы, хотя та и была озабочена тем,
чтобы лучше услужить Ему, что, конечно же, было занятием добрым.
Способность души скорее услаждаться своими делами, нежели об-
ретенным покоем от них, — ее слабость и порок. Бог словами Писания
о том, что Он почил от всех дел Своих, внушает нам, что Он никаким
делом Своим не услаждается настолько, что имел бы нужду в его со-
вершении. И поскольку Он предпочел Самого Себя вещам, которые
совершил по любви, отличив не день, в который завершил творение,
дабы не показалось, что само завершение всех дел увеличивает Его ра-
дость, но день, в который почил от них в Самом Себе. Он никогда не
утрачивал покоя, но показал нам седьмым днем, что покой Его обрета-
ется только совершенными.
Покой Бога — это такой покой, который не нуждается ни в каком
благе; значит, покой в Нем — это и наш покой, ибо мы становимся бла
женными от того Блага, которое есть Он Сам, а не Он — от блага, кото-
рое представляем собою мы. Для нас великое благо, что мы произош-
ли от Него, но еще большим благом будет успокоиться в Нем. В свою
очередь, и Он блажен не потому, что сотворил нас, а потому, что, не
нуждаясь в сотворенном, почил в Себе Самом.
Его покой не имеет ни начала, ни конца. Если же говорить о совер-
шенных делах Его, то созданная тварь имеет начало своего обращения к
покою Творца, но не имеет конца, т. е. предела своего совершенства как
твари. Таким образом, покой Божий имеет начало не для самого Бога, а
для совершенства созданных Им вещей, чтобы все, что Им совершается, в
Нем обретало покой, ибо нет ничего совершеннее того совершенства»

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Живое слово мудрости духовной