Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Дискуссия о состоянии души до и после падения Адама.О грехе и спасении


Дискуссия о состоянии души до и после падения Адама.О грехе и спасении

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Не нашёл, в какой теме лучше написать, напишу здесь.

Вот такой вопрос возник.

Как соотносится между собой:

Освобождение от власти первородного греха (некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить) происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении.

https://azbyka.ru/grex-pervorodnyj

и то, что Ной

человек праведный и непорочный в роде своем (Быт. 6, 9)

?

Судя по статье, не грешить может только крещёный человек. Каким же образом удавалось вести праведную жизнь до прихода Спасителя и Крещения? Ведь Господь избирал людей именно по степени праведности и чистоты жизни.

Отредактировано Россiянинъ (2021-03-25 11:31:56)

0

2

Россiянинъ написал(а):

Судя по статье, не грешить может только крещёный человек.
Каким же образом удавалось вести праведную жизнь до прихода Спасителя и Крещения?
Ведь Господь избирал людей именно по степени праведности и чистоты жизни.

Помимо праведных Ноя, Еноха, Илии, Моисея, Давида…
и других есть два ещё более удивительных случая
величайшей праведности и чистоты — это Предтеча
и Пресвятая Богородица.

И эти двое, по преданию Церкви стоят ближе всего
к престолу Божию!

О Предтече Сам Спаситель свидетельствовал, что он
– больший из рожденных женами и первый среди пророков.

святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба,
все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников,
всех Ангелов небесных, всех исповедников. Чистота святого Иоанна
и его любовь к девству были таковы, что он удостоился не только
видеть Спасителя, Предтечей Которого был, но и крестить Его в Иордане
и стать свидетелем откровения Святой Троицы.

Оба они просияли святостью ещё в то время, когда действовал Ветхий Завет и закон.
И не было ещё таинства крещения…
Как?   
— Не знаю.
В делах божественного промысла человеческий ум безсилен что-либо понять.


Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение
глубиной Божия Домостроительства (управления миром) и судов Божиих,
помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости
и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало?
Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют
и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?”
Долго он так размышлял, и был ему глас: “Антоний! Внимай себе
и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно
.”

(Еп. Игнатий. Отечник. С. 38. № 195).
https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinsk … ednika/516

“Возвратись в свою  и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой:
“Дивны судьбы Его, велика премудрость Его!” (Ис. 28:29).
Потому ты и не испытывай их, – не будет тебе это на пользу.”

Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то,
что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию.
Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию
действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того,
что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию.

Cвятитель Игнатий Брянчанинов ( комментарий из «Отечника» )
https://pravoslavie.ru/51230.html  )

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших,
мысли Мои выше мыслей ваших
   (Ис. 55:8-9).

+1

3

togiya написал(а):

И не было ещё таинства крещения…
Как?   
— Не знаю.
В делах божественного промысла человеческий ум безсилен что-либо понять.

Но утверждение, что до Крещения первородный грех настолько изменил естество человека, что не грешить он не может, и не властен не грешить, верно?

Мой вопрос в бОльшей степени касается не того, каким образом Господь избирает человека, а того, как ветхозаветные люди могли быть праведниками, если утверждается, что именно Крещение снимает власть первородного греха таким образом, что у человека появляется власть не грешить?

Скажем, когда евреям был дан Закон, то праведными они могли быть, исполняя закон. Но во дни Ноя как было?

Отредактировано Россiянинъ (2021-03-25 19:33:06)

0

4

Россiянинъ написал(а):

Но утверждение, что до Крещения первородный грех настолько изменил естество человека, что не грешить он не может, и не властен не грешить, верно?

Не дерзаю ни подтверждать, ни оспаривать приведенную формулировку.
В догматике малосведущ и не обладаю необходимой полнотой ведения.

Могу сказать с уверенность только то, что достижение
безстрастия и духовного христианского совершенства
стало возможным только после пришествия и
крестных страданий Христа, взявшего на себя все
грехи человеческия.

Читая книги Ветхого Завета и писания святых отцов
можно увидеть массу убедительнейших иллюстраций.

И все души праведных умерших до крестных страданий Христа
по смерти нисходили в ад по причине этого самого греха.

Хорошо и ясно эти вопросы разъяснены у преп.Макария Великого
в его беседах.  Думаю, что лучше у него прочитать.
( а не у современных «богословов» типа Кураева и Осипова )

заслуживает доверия книга преп. Иоанна Дамаскина
«Точное изложение православной веры»
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damask … vnoj-very/

и книги преп.Иустина (Поповича):

До грехопадения целостность своей личности и гармонию всех ее физических и метафизических составов Адам сохранял через уподобление Богу своего существа: с помощью всей устремленной к Богу деятельности своего ума, своей воли, своего сердца и своего тела. Всю свою многообразную жизнь он формировал «по образу Божию». Он мыслил Богом, чувствовал Богом, действовал Богом, жил Богом; и тем самым становился совершенным человеком. Человек в нем Богом возрастал и совершался. Всегда будучи путеводим Богом, он пребывал вне опасности перестать быть человеком. Напротив, в нем было зримо идеальное равновесие между Богом и человеком. Все в нем совершалось по некоему Богочеловеческому порядку и плану. Бог всегда на первом месте, а человек – на втором; Бог действует, человек со-действует. В этом Богочеловеческом синергизме проявлялось все смиренное, божественно смиренное величие личности Адама до грехопадения.

С появлением греха утрачивается богочеловеческий порядок человеческой личности; человек отпадает от Бога; центр личности смещается; равновесие нарушается; Бого-человеческий образ жизни заменяется образом, чуждым человеческому естеству; гармония личности утрачивается, и в ней наступает хаос; человек теряет мир в своем существе и начинается борьба между его физическими и метафизическими составляющими. Весь человек поврежден: от метафизической вершины своей души до физического основания своего тела. Святой Макарий глубоко чувствует весь переворот, вызванный грехом в человеке. Он видит в этом непосредственное вмешательство самого духа зла и уничтожения – сатаны. Грехом сатана воссел на престоле ума, сердца и тела Адама как на своем собственном престоле183. Преступлением заповеди Божией душа обезобразила весь свой образ184. «Адам, преступив заповедь, погиб двояко; потому что утратил, во-первых, чистое, прекрасное, по образу и подобию Божию созданное достояние природы своей, а во-вторых, самый образ, в котором, по обетованию, состояло все его небесное наследие»185. Преступлением заповеди Божией Адам утратил полноту своей жизни; перестал жить и начал влачить жалкое существование. Своим грехом, своими худыми мыслями и помыслами он «погиб для Бога»186. «Но, – добавляет святой Макарий, – не говорим, что человек всецело утратился, уничтожился и умер; он умер для Бога, живет же собственным своим естеством»187. Ибо что такое на самом деле грех? Это обезбоживание человека, изгнание Бога из человека. Грехом человек становится одиноким, оставляет Бога, живет не Богом, а собою, «собственным своим естеством», – по точному определению святого Макария, очень четко устанавливающему природу греха. Грехом центр человеческой личности переносится из Творца в тварь, из Существа самобытного в существо несамобытное. Грех весь заключен в стремлении вытеснить Бога из всего человеческого существа, уничтожить все богообразное в человеке. Святой Макарий подчеркивает это, когда говорит, что грех объял все существо Адама188. Грех стал атмосферой его жизни и его существа. С помощью греха человеком овладел сам отец греха…

https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … j-tom1/4_1

Том III. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология 
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … enij-tom3/

главу из "Догматики" св.Иустина Поповича §39, о первородном грехе

У всех отцов и учителей Церкви, занимавшихся вопросом всеобщей греховности людей,
мы находим ясное и определенное учение о наследственной греховности, которую они
делают зависимой от первородного греха Адама. "Все мы согрешили в первом человеке,
- пишет святой Амвросий, - и через наследие естества распростерлось от одного на всех
наследие и во грехе... Адам, следовательно, в каждом из нас: в нем согрешило человеческое
естество, ибо через одного грех перешел на всех" [145]. "Невозможно, - говорит святой
Григорий Нисский, - объять числом множество тех, в которых путем наследия распространилось зло;
пагубное богатство порока, разделяясь каждому из них, увеличивалось каждым, и, таким образом,
плодородное зло переходило (передавалось) в непрерывной цепи поколений, разливаясь
по множеству людей до бесконечности, пока, дойдя до конечной границы, не овладело
всем человеческим естеством, как об этом ясно сказал пророк о всех вообще:
"Вси уклонишася. вкупе неключими быша (Пс.13:3), и не было ничего в существующем,
что не явилось бы орудием зла" [146]. Поскольку все люди являются наследниками
растленной грехом природы Адамовой, то все зачинаются и рождаются во грехе,
ибо по естественному закону рождаемое тождественно рождающему; от поврежденного
страстями рождается страстный, от грешника - грешник [147]. Зараженная прародительской
греховностью душа человеческая все более и более отдавалась злу, умножала грехи,
придумывала пороки, творила себе ложных богов, и люди, не зная насыщения в злых делах,
все далее и все более утопали в порочности и распространяли смрад своих грехов, показывая тем,
что они стали ненасытимыми в прегрешениях [148]. "Заблуждением одного Адама заблудил
весь род человеческий; Адам перенес на всех людей свое осуждение на смерть и жалкое состояние
своего естества: все - под законом греха, все - рабы духовные; грех - отец нашего тела,
неверие - матерь нашей души" [149]. "С момента нарушения заповеди Божией сатана
и ангелы его воссели в сердце и в теле человеческом, как на своем собственном престоле" [150].
"Нарушив заповедь Божию в раю, Адам сотворил первородный грех и грех свой перенес на всех" [151].
"Преступлением Адама грех попал во всех людей [152]; и люди, остановившись мыслью на зле,
стали смертными, и ими овладела испорченность, тление" [153]. Все потомки Адама приобретают
первородный грех наследственным путем через рождение от Адама по телу" [154].
"Существует некая скрытая нечистота и некая преизобилующая тьма страсти, которая
через преступление Адама проникла во все человечество; и она помрачает и оскверняет
и тело, и душу" [155]. Поскольку люди унаследовали греховность Адама, из их сердца течет
"мутный поток греха" [156]. "От преступления Адама тьма легла на всю тварь и на все естество
человеческое, и поэтому люди, покрытые этой тьмой, проводят жизнь в ночи, в страшных местах" [157].
"Адам своим падением принял в свою душу страшное злосмрадие и исполнился чернотой и тьмой.
Чем пострадал Адам, тем пострадали и все мы, происходящие от семени Адама: все мы - сыны
этого помраченного родоначальника, все мы - общники этого самого злосмрадия" [158].
"Как Адам, преступив заповедь Божию, принял в себя закваску злых страстей, так весь
род человеческий, рождаясь от Адама, путем участия стал общинном этой закваски;
и постепенным разрастанием в людях так умножились греховные страсти, что все человечество
вскисло злом" [159]. Всеобщую наследственность первородного греха, проявляющуюся
во всеобщей греховности людей, не выдумал человек; напротив, она составляет
Богооткровенную догматическую истину христианской веры. "Не я выдумал первородный грех,
- писал блаженный Августин против пелагиан, - в который Вселенская Церковь верует искони,
но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения новый еретик" [160].

https://sergeylarin.livejournal.com/202586.html

Россiянинъ написал(а):

Мой вопрос в бОльшей степени касается  того,
как ветхозаветные люди могли быть праведниками, если утверждается,
что именно Крещение снимает власть первородного греха таким образом,
что у человека появляется власть не грешить?

Не берусь отвечать с точностью.

Скажу лишь то, что практическая сторона вопроса
очень хорошо раскрыта у свят. Игнатия Брянчанинова
(и у преп.Симеона Нового Богослова ).
А что касается праведности ветхозаветных людей…
— про это ничего сказать не могу, кроме того, что
уже написал выше.

И могу лишь предположить, что ветхозаветная праведность
была грубой, несовершенной, неполной и выражалась
преимущественно в воздержании от грубых грехов,
противных совести и закону.

Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама.
Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью.
А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу.
«Это два завета, — продолжает Апостол, — один от горы Синайской, рождающей в рабство»,
«и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам».
http://bible.optina.ru/new:gal:04:24

И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит
от новозаветной праведности — праведность ветхозаветная,
даже в лучших ее представителях.

0

5

togiya написал(а):

И могу лишь предположить, что ветхозаветная праведность
была грубой, несовершенной, неполной и выражалась
преимущественно в воздержании от грубых грехов,
противных совести и закону.

Да, наверное так и есть.

Вообще, тема первородного греха и его воздействия на человека,
а также смысл и воздействие Крещения очень интересны.
Я бы даже сказал, фундаментальны.
Ну и тема ветхого и нового человека. Всё в комплексе.

Отредактировано Россiянинъ (2021-03-25 20:43:51)

0

6

Россiянинъ написал(а):

ообще, тема первородного греха и его воздействия на человека, а также смысл и воздействие Крещения очень интересны. Я бы даже сказал, фундаментальны. Ну и тема ветхого и нового человека.

Ну вот и почитайте у преп.Иустина Поповича.
Сначала
«Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского»
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popov … j-tom1/4_1

и «Христианство по учению преподобного Макария Египетского»
http://www.hesychasm.ru/library/makari/iust_mak.htm

Читается оно более-менее легко, стиль не такой тяжелый, как у свят.Григория Паламы.
И система понятий в рамках которой изъясняется преп.Иустин более понятная
для современного человека, чем та, посредством которой изъяснялись святые
отцы средних веков ( включая  преп.Иоанна Дамаскина ).

а потом, если будет желание — то и «Догматику»

0

7

О духовном аспекте того, как и что произошло
при падении Адама ещё могу посоветовать
почитать «Посмертные вещания» преп.Нила
Мироточивого, там в первых  3 главах всё очень
хорошо объяснено и ещё толкования святых отцов
на книгу Бытия.

   

Посмертные вещания
преподобного Нила Мироточивого Афонского

Часть 1. О предметах духовных вообще
   
Оглавление

Глава 1: Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть.
                 Изъяснение грехопадения прародителей

Глава 2: Как велика была утрата людьми рая и блаженства.
                Первое убийство

Глава 3: Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти.
                Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник.
                Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего
                и питание ее Телом и Кровию Своею.
                Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие
                и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу.
                33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту.
                Совокупление добродетелей со страстями. Книга мира и Страшный суд.
                Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека

<…>

Глава 1: Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть.
                Изъяснение грехопадения прародителей
     
     Чувства души человека имеют двух мысленных охотников, которые,
один перед другим, стараются завладеть чувствами души и беспрестанно
гоняются за душою. Один охотник есть вера, а другой - неверие; говорим: надежда и отчаяние.
Эти благие охотники* с чрезвычайною ревностью гоняются за душою, стремясь сочетаться с нею
браком; когда восторжествует вера над неверием и сочетается с душою, тогда воспоминает душа
Бога и рождает надежду. Так победила вера душу благоразумного разбойника, родила ему надежду
спасения, и он воскликнул: «Помяни мя, Господи», - и поминается церковию до скончания века сего.
Напротив, другой разбойник был побежден неверием, родил в себе отчаяние, похулил Христа,
но похулен остался сам до скончания века сего. Так бывает и со всяким человеком, обуреваемым
страстью неверия; тогда же он пребывает и в отчаянии, потому что за неверие оставляется Богом,
в нем рождается отчаяние и упорная хула на Бога, которая, как боль в язве телесной, не может
прекратиться, пока существует и не исцелеет сама язва, т. е. пока сия язва душевная
не исцелится покаянием.

     Почему же человек впадает в бездну отчаяния, неверия и в блато нечистоты?
Из-за** «псилафизма», т. е. из-за мысленного прельщения чувственностями и небрежения
о небесных благах. (Иначе говоря, из-за того, что в молитвах церковных часто именуется
«лукавым и плотским мудрованием»).

     Каким же образом псилафизм превращается в отчаяние? Вера, уловляя человека,
привлекает его и удерживает надеждою благ небесных; неверие же, чтобы уловить человека,
прельщает его похотением благ земных, чувственных и, так как удовлетворение их связано
с нарушением заповеди Божией, то, прельстив человека и возбудив в нем похотение запрещенного,
неверие возбуждает затем в нем сомнение в истинности слов Божиих, наводит на вопросы: так или нет?
истинно ли или нет? Вожделенна похоть для человека, но удовлетворить его она не может.
Прельщается человек похотением и напрягает свои усилия к тому, чтобы удовлетворить плотскую похоть.
Но, сколько ни насыщает ее, остается неудовлетворенным; видя свои напрасные труды и старания
достичь счастия, удовлетворяя страстям и похотям, ввергает мысль свою в пропасть
и болотную тину отчаяния. Таким же образом и хулитель разбойник, не веруя (в небесные блага)
и не доставив душе удовлетворения чрез наслаждения чувственные, вверг свою мысль
в благо хулы на Господа, распятого на кресте.

     Так точно и ныне все прочие***, находящиеся во власти неверия (т. е. уловленные неверием),
терзаются вместе с сим и страстию отчаяния, которое, как мы сказали, произошло в них
от похотения и неверия.

     Так исторгла эта страсть праотца нашего Адама из тех великолепных обителей рая,
в которых вселил его Зиждитель Бог.

     С подобною страстию приступил змий и к Еве, стремясь уловить ее в сеть неверия
похотливым мудрованием и удержать в этой сети отчаянием, успел змий в этом,
ибо Ева приняла его весть, что они могут сделаться как боги; с великою радостию
и с такою же стремительною радостию приступила к Адаму; но радость вести змия
превратилась в великую печаль, пребывающую на людях и поныне. Адам же еще
до прихода Евы, слушая ее беседу со змием, начал (плотски и лукаво) мудрствовать
касательно (обязательности) заповеди Божией, стал сомневаться в заповеди Божией
и говорить в помысле своем: да так ли на самом деле должно быть, как Бог сказал
(т. е. неужели умрем); да истинно ли то, что Бог сказал? И вот, когда Адам мудрствовал в себе
таким (плотским) мудрованием (досл.; псилафизовался такими псилафизмами),
приступила к нему с соблазнами змия Ева и окончательно отравила его советом змия.
Когда же он (т. е. змий) отравил Адама своим советом, переданным Адаму через Еву,
то змию так же (легко было совершенно овладеть Адамом), как рыбаку, ловящему рыбу
на отраву, бросаемую в воды озера, легко уловить ее без помощи рыболовных снастей.

     Так чрез Еву диавол, как отраву, вкинул в мысль Адама совет змия, и Адам воспринял
мыслию сей псилафизм (т. е. плотское мудрование или обольстительную мечту);
они поступили с Евой по совету змия - и тотчас же отравились; говорим: отчаялся Адам.
Как рыба, отравившись, выбрасывается из воды на берег озера и легко, без всяких снастей
и труда, завладевает ею рыболов - так случилось и с Адамом, когда Ева отравила его
советом змия. Адам подвигся тогда против заповеди Божией и, подобно рыбе, выбросился
из недосязаемых рыбаком вод на берег, в руки ловящего; говорим: отступил (Адам)
от заповеди Божией и последовал совету змия. Когда же Адам исполнил совет змия,
то сейчас же обнажился от благодати Божией: совет Божий презрели прародители
и заповеди Божией не поверили, совет же змия приняли, - и тотчас стали прокаженными,
говорим: тотчас ослепли их очи благодатные (т. е. духовное зрение), - и отверзлись в них
очи лукавства (т. е. лукавое мышление, эта проказа ума); и доныне семена сих страстей
пребывают в людях.

     И со всяким так бывает: как только душа слукавствует, сейчас же она совлекается
благодати Божией, благодать, подосланная человеку от Бога, утрачивается.

     Так и у Адама: как только родилось в нем похотение чувственностей (псилафизм),
он тотчас же излукавился, мысленно сочетавшись с обольстительной мечтой;
мгновенно отступило от него сияние Солнца Солнц, и Адам, обнажившись от благодати
(т. е. утратив благодатное осияние), стал тьмою (т. е. темным, не сияющим,
каковы**** люди и поныне).

     Бог до грехопадения Адама даровал ему владеть всеми благами рая, но возбранил
плоды лишь одного древа; для того воспретил Бог Адаму древо сие, чтобы сохранил Адам
сознание (т. е. не забылся бы, как Денница, и не возмечтал бы о себе, но, видя себя
ограниченным во владении чрез сию заповедь, всегда помнил бы своего Владыку и Творца
и смирялся перед Ним). Но Адам не внял повелению Божию, а внял вести змия, вследствие
похоти и неверия, - и чрез сие оказался возбранен прекраснейших благ рая, обнажен,
лишен благодати Божией и облечен в одежду лукавства.

далее…

Бог же, Иже бе Сый и Грядый, ведущий вся происходящая, Творец Неба и Земли, сотворивший и сердце Адама, - познал обнажение Адама и долготерпеливо стал ожидать того, чтобы люди припали к Богу с молением о прощении и исповедали бы пред Ним свое преступление, которым нарушили заповедь Божию. За сие Бог готов был дать им первую их одежду (т.е. свет благодатного сияния) и все то, что имели раньше, но люди не пожелали того, что угодно было Богу, а пребыли во тьме, что угодно было ненавистнику и начальнику зла...
     ...Ибо Адам во всем винил Бога и, пребывая во тьме лукавого плотского мудрования (псилафистического лукавства), говорил в себе так: я не виноват в этом; Бог Сам виноват: зачем дал Он мне такую заповедь, а если запретил плод, то зачем дал (запретному плоду) такую красоту? Будь я один, я соблюл бы заповедь, но так как Бог присовокупил мне сию, говорим: Еву, - то по совету ее я преступил заповедь, данную мне Богом, ибо красота плода и совет помрачили меня, и я преступил заповедь Божию. И другие, подобные сему, плотские мудрования (псилафизмы) кружились стаей в Адаме.
     Бог, призывавший Адама к покаянию, услышав его лукавые мудрования (псилафизмы), стал усиленно призывать его к покаянию. Услыхав, Адам должен был выйти в сретение Богу, исповедать свое преступление и испросить прощения. Когда Бог приблизился к Адаму, Адам, услыхав звук шагов Божиих, спрятался и не вышел навстречу Богу, спрятался от Бога со своим беззаконием и преступлением.
     Бог же (сойдя в рай) все еще ничего не говорил, выжидая первых слов Адама, чтобы он вышел навстречу Богу, как тот блудный сын, и сказал: согрешил, моя вина... Тогда Бог, услыхав сие вожделенное покаяние, принял бы Адама в объятия, говорим: совлек бы с него ризу беззакония и облек бы его в первую одежду. Готов был Бог и желал сделать это Адаму, но Адам не восхотел выйти навстречу Богу и произнести слова покаяния.
     В то время, как Бог призывал Адама к покаянию, Адам думал лишь о том, где бы ему спрятаться от Бога с беззаконием своим. Бог, конечно, знал, где находится Адам и где укрылся с беззаконием своим, но желал, чтобы Адам вышел навстречу и произнес вожделенные слова покаяния.
     Но покаяния Бог от Адама не услышал и приближения его навстречу не увидел.
     Тогда Бог весьма опечалился сему бессмыслию Адама, т. е. его прельщению и лукавому мудрованию (псилафизму), ибо от чувственного похотения (псилафизма) рождается безумие; обезумев, человек не понимает, что с ним происходит, помрачается и не весть, что творит.
     Так похотение чувственных (псилафизм) вовлекает человека в безумие, безумие же вводит во тьму, тьма же доводит до возделывания всех тех злых дел. Поэтому и Адам, обезумевший и омрачившийся чрез похотение и лукавство, услыхав звук (приближения) Бога, не вышел к Нему навстречу и не отвергся плотского и лукавого мудрования неверия.
     Тогда Бог, видя все это, воскликнул и сказал Адаму сии слова: «Адам, где ты?» Адам же, не будучи в силах вынести гласа Божия, воскликнул и сказал: «Здесь я, но я наг и не могу предстать Божеству Твоему». Подождал еще Бог слов покаяния от Адама, но ничего подобного и никакого гласа от Адама не услыхал.
     Тогда Бог опять вопросил Адама: «Отчего ты обнажился? Не преступил ли того, что тебе было заповедано (досл.: не погубил ли ты той споспешницы, или пособницы, т. е. заповеди)? Так сказал Бог для того, чтобы Адам не таил более греха и явил бы покаяние.
     Этим вопросом Бог несколько пособствовал Адаму покаяться и сознать свою вину и (это снисхождение Бог оказал) ввиду того, что Адам был весьма помрачен чрез свою похоть и лукавство.
     Псилафистическое лукавство прародителей (т. е. лукавство их плотского мудрования) не допускало их открыть болезнь свою Врачу, чтобы Он излечил их. В высшей степени Врач вожделевал их излечения, но сила действовавшего в них плотского мудрования омрачила их духовное око, оглушила их духовный слух, так что они не могли со своею глухотою и тьмою внимать повелениям Божиим, но внимали лукавому и плотскому мудрованию змия и от этого безумствовали. Бог первоначально сотворил их всемудрыми, потом же лукавство плотского мудрования (псилафистическое лукавство), соделало их всебезумными и они, обезумев, соизволяли змию.
     Следуя гласу лукавого мудрования, Адам ответил Богу так: «Да, не соблюл, ибо Ева ввела меня в соблазн и я прельстился; Твоя вина, ибо Ты дал мне ее в сожительницу»; только это одно и сказал Адам Богу и никакого более исповедания и просьбы о прощении не принес своему Творцу.
     Бог, услыхав эти слова и видя такое ожесточение Адама, отвратился от Адама и стал взыскивать таким же образом покаяния от Евы. Ждал Бог от Адама вожделенного покаянного исповедания, но не услыхал его, посему обратился к Еве, не услышит ли Он сего от нее.
     Мы знаем, что многие жены (своими мольбами) высвободили мужей своих из темничных уз*****. Тем более всеблагий Бог мог простить Адама ради молитв Евы.
     Но Ева, услыхав шаги Божий, стала еще более скрываться, чем Адам, ибо женщины боязливее (более хоронятся), чем мужчины. Вследствие этого, Ева горевала и имела большую скорбь, нежели Адам, как и ныне жены опечаливаются сильнее мужей.
     Сострадая горю Евы, Бог пошел к ней, как к Адаму, чтобы услышать от нее то вожделенное покаянное исповедание, которое Бог столь желал услышать от Адама и не услышал. Ева не шла навстречу Богу.
     Не возмогла вынести Ева гласа****** Божия и ответила: «Здесь я, но нага и не смею явиться пред Тобою». Сказал Бог: «Отчего вы обнажились?» Не сказал Бог: «Отчего ты обнажилась?», а сказал: «Отчего вы обнажились?» - ибо, если бы сказал: отчего ты обнажилась, то из этого явствовало бы, что Адам оправдывается и одна только Ева осуждается, потому-то и сказал Бог: почему вы обнажились? Все же это сказал Бог для того, чтобы (в случае их нераскаяния) одинаково осудить обоих на сию презренную жизнь, что и произошло.
     Это сказал Бог, чтобы вызвать Еву на многожелаемое покаянное исповедание, но Ева не произнесла покаянного при- | знания Богу, а вместо этого сказала: «Змий соблазнил меня, и я прельстилась сим». Пождал еще Бог, чтобы услышать от нее слова покаяния, но Ева больше ничего не произнесла.
     Итак, Бог, видя, какою погибелью погибли люди по совету змия, сказал Адаму: «За то, что ты послушался голоса жены твоей и съел от древа, которое одно Я тебе не позволил от него есть, ты же съел, - да будет проклята земля в делах твоих, в скорби будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произведет она тебе; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что ты земля и в землю пойдешь».
     Также сказал Бог Еве: «Умножая, умножу скорби твои и воздыхания твои; в болезни будешь рождать детей; к мужу твоему обращение твое и он будет господствовать над тобою». Змия же осудил трижды (т. е. сугубо больше): «За то, что сотворил ты сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных» и пр. Обоим же вместе сказал: «Уйдите от Меня, но приимите сие обетование от Меня (благовещение о Спасителе); а также еще сказал: «С трудами и с трудами будете возделывать пищу, в поте будете вкушать хлеб свой, с печалью будете одеваться в одежду свою и со страхом возделывать путь свой»... (Быт., гл. 3).
      _______________
     
     *Разумеются вера и надежда, по отношению к которым полною противоположностью являются «охотники злые» — неверие и отчаяние. Эти злые охотники вдохновляются диаволом, который ходит как лев рыкающий, ищущий кого поглотить (1 Петр. 5, 8)
     **На последнем выражении необходимо остановиться. Слова «псилафизм» мы не нашли в словарях, по корню же и смыслу оно означает похоть наслаждения чувственными благами, в противоположность исканию духовных благ; очевидно, псилафизм означает похоть плоти, похоть очес и гордость житейскую, или «любовь мира, которая есть вражда Богу» (Иак. 4, 4); все это святой Нил выражает одним словом псилафизм, т. е. чувственность. Чувственная похоть является источником всякого греха, как учит св. апостол Иаков: «Кийждо же искушается от своея похоти влеком и прельщаем. Таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 14-15). От существительного «псилафизмос» святой Нил производит еще и глагол, означая им плотские помыслы; плотское мудрование - словом, выражает то, что мы можем выразить словами: похотствование, сладострастное мечтание, увлечение страстями грубочувственными (блуд, гнев) и более тонкими - сребролюбием, славолюбием и самолюбием.
     ***Итак, плотская похоть и неверие (или духовная похоть) неразрывно связаны между собою; этот закон подтверждается и явлениями, современными нам. Теперь в культурных государствах на книжных рынках распространяется много книг безбожных, сеющих неверие, а вместе с сим, - много книг порнографических (проповедующих разврат).
     ****Итак, по учению прп. Нила, праотец Адам до грехопадения был «светлым», т. е. от него исходило видимое чувственными очами некое сияние божественного света, но грехопадении Адама это сияние утратилось. Данное положение подтверждается Фаворским светом, которым возблистал Новый безгрешный Адам (1Кор. 15,45), Господь Иисус Христос во время Преображения (Мф.17, 2) и словами Господа, что в Царстве Небесном праведники просияют, как солнце (Мф.13, 43).
     *****Разумеются «узы» гнева Божия, наказания за грех. Отсюда справедливо присловье «Жена за мужа умолит».
     ******Библейское повествование передает речь Бога к согрешившей прародительнице несколько иначе, но надобно иметь ввиду, что прп. Нил стремится не просто повторять Феофану библейские события, но уяснить их внутренний смысл.
     
Глава 2: Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство
     
     Посему Бог опять сказал: «Изыдите от Меня», - и тотчас шестокрылый херувим с огненным мечом изгнал их из тех прекраснейших красот райских, они остались вне рая и переселились на место, находящееся против рая. Там горько восплакали они, взирая на красоты рая (т.е. взирая в сторону утраченного рая и вспоминая райские блага). О том же, сколь прекрасен был рай, - суди по следующему сравнению. Если и ныне человек сильно восхищается красотою неба, беспредельностью небесного свода, сиянием солнца, стройностью движения звезд, светом луны, блистанием сверкающей молнии, грохотом грома из грозовой тучи - то сколь же было восхитительно для первозданного человека созерцание третьего неба, взирание на Бога, созерцание вечности и безграничности Его сияния, воинства ангельского Его и силы Его?..
     Если ныне, по грехопадении, как свидетельствует Псалмопевец, душа человеческая может просветиться и убедиться, паче снега: «Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся» (Пс. 50, 9), то, следовательно, как сияли радостию и блаженством души первозданных людей в раю?!
     Если ныне, после зимней стужи, земля, покрытая снегом, после весенних дождей расцветает и делается подобной по красоте раю и благам его, столь украшается от солнечных лучей... - то как же она должна была расцвести тогда в раю, будучи осияваема светом благодати Божией!..
     Итак, если ныне столь великие блага доступны человеку, который подобен траве и дни которого подобны полевому цвету (Пс. 102, 15), - то каковы же должны были быть блага райские?.. Если ныне души грешников, окропившись иссопом, столь убеляются и столь великих созерцаний достигают, -то каково же было блаженство в раю прародителей и как расцветали души их?.. Какие блага вкушали (досл.: цветособирали) они?.. Следовательно, может ли кто познать те прекраснейшие блаженства рая, которых око не виде, - первозданный же человек видел все эти красоты рая, которые несравнимы ни с блистанием молнии, ни с сиянием солнца... И кто может уразуметь сие (т. е. неописуемость красот райских и степень блаженства человека в раю)? Только верующий (могущий веровать). Кто верит, что сверкание молнии есть сила сотворенная, того эта вера побудит размыслить и сказать: если свет молнии, которая есть тварь, имеет такую силу, то какова же сила сияния самого Творца, Который сотворил молнию. Каков же был тот, который мог взирать на такое сияние? Сколь великою благодатию был облечен тот, который беседовал с таким Творцом, сотворившим такое сияние? Никто другой не видел Бога и не беседовал с Ним, один только Адам видел Бога и беседовал с Ним. И как мог бы он так беседовать с Ним (т. е. с Богом), если бы сам не был облечен в свет, ибо Бог есть молниесиянный свет светов?..
     Примечание. Святая Церковь в некоторых песнопениях свидетельствует, что не только души первых людей были облагодатствованы, но и самые их тела светились сиянием благодатного света, как ныне сие и дает нам уразуметь св. Нил. В одной из стихир малой вечерни на праздник Преображения поется: «Иже с Моисеем глаголавый древле на горе Синайстей образы... днесь на горе Фаворстей преображен, началообразное показа лучами облистаяся», т. е. показал то началообразное сияние, которым сиял Адам. И еще там же: «Днесь Христос на горе Фаворстей, Адамово пременив очерневшее естество, просветив богосодела...» Также в третьей песни канона: «Во всего Адама облекся Христе, очерневшее изменив, просветил еси древлее естество» - (очерневшее), следовательно, оно раньше было светлым.
     Также на стиховне великой вечерни говорится: «На сию бо возшед гору со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображея, блистати паки сотворил еси». Итак, причина, почему люди не видели до грехопадения своей наготы, заключалась не только в непорочности их чистой души, для которой все было чисто, но также и в том, что они были облечены в свет, как в ризу... Так же толкует сие и Симеон Новый Богослов («Обнажился Адам от нетленного оного одеяния и славы»... (4, I стр. 371).
     Бог же (не желая лишать людей сих благ райских) вожде-левал от Адама и Евы лишь покаяния, но Адам и Ева ответили ему словом погибели и этим сами погубили (свое обладание) всеми благами и сиянием рая!.. И от таких-то благ рая отреклись они, несчастные!.. И такою проклятою жизнью осчастливили себя несчастные (т. е. желавшие по совету змия сами себя осчастливить еще более, чем их осчастливил Бог, и за это обретшие проклятие). Итак, уступили они свое наследство (небесное) и, взамен его, наследниками сделались столь проклятой земли, и пребывает (сие наследие уделом людей) столькие годы!.. Потом, в свое время, стали чадотворить, народили детей, и семя от семени расплодилось; детям рождаемым давали различные имена. Первыми же из всех имен были два имени, говорим: Каин и Авель. Со временем же, летом, по собрании жатвы, от приплода стали люди выделять части; каждый из своего сбора или приплода, по своему усмотрению, брал и возносил ее в жертву... Один (из сих первых двух детей Адама) был добродушный и праведный; такова же была и его жертва, как сказано: «Жертва правды, возношение и всесожигаемая»(Пс. 51, 21); говорим: жертва его приносилась им от избытка любви к Богу, о которой говорится: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона» (Пс. 50, 20) (т. е. жертву истинного боголюбца, в нем же, как в истинном израильтянине - «льсти нет» (Ин. 1, 47). Каин же душою мудрствовал плотская и лукавая (досл.: Каин с псилафистическим лукавством); это породило в нем зависть; зависть же породила убийство, как говорится: зависть есть зародыш убийства. Какая же была причина тому, что Каин позавидовал брату своему и убил его? Зависть произошла так. Однажды летом, во время жертвоприношений, принес и Каин жертву, но для жертвы оставил лишь негодное (из отделенной части плодов), плоды же отобрал.
     И явился дым этой жертвы смрадом лукавства и псилафистического неверия (т. е. лукаво и плотски мудрствующего неверия).
     Так мудрствуя, Каин говорил: соберу я сначала плоды в житницу мою, а ненужное, то есть солому, принесу в Жертву мою: так и сотворил, с таким лукавым и плотским мудрованием совершил жертвоприношение. Бог же сказал Каину: «Не приноси больше подобной жертвы; приноси жертву с простотою, да не приносишь жертвы Богу с лукавством»*. Однако Каин не перестал приносить в жертвоприношение подобной мерзкой жертвы, ибо мерзость есть пред Богом жертва лукавства. Сего ради Бог отверг жертву ради ее лукавства, жертву же брата принял, так как она была жертвой правды перед Богом, как говорится: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50,19). И, так как брат Каина, т. е. Авель, совершал жертвоприношение и приносил Богу часть свою без всякого лукавства, то Бог выразил благоволение Авелю за жертву (т. е. дал знамение благоугодности жертвы тем, что дым ее взошел к небу), Каину же не явил сего. Этим Бог (как бы) говорил Каину: «Перестань приносить такую жертву, не приноси больше такой жертвы». Но Каин не внял тому, что говорил Бог, и не послушал Его, вместо же этого послушал своего плотского и лукавого мудрования (псилафистического лукавства) и приумножил свое зло.
     Когда Бог увидел такое превратное расположение Каина, Он опечалился о нем и сказал брату его Авелю: «Пожалей брата своего, ибо он находится в погибельном состоянии и чрез него народится погибель человеку» (т. е. для человечества). Ответил Авель Богу: «Господи, кто же меня жалеть будет?» (Т. е. слово «пожалей» означает «помолись»; ибо основание молитвы за ближних есть сострадание к ним. Авель же ответил: кто меня пожалеет, - потому что сознавал собственное недостоинство и глубину своего падения.)
     Сказал Бог: «Аз есмь оправдание печали твоей» (т. е. молись за брата, и Я вменю молитву тебе). Ибо, если будешь жалеть о погибели брата твоего, то и Я буду жалеть о тебе. Тогда возымел Авель дерзновение печаловаться пред Богом о погибели брата своего**.
     Говорим: возлюби брата твоего и Бог возлюбит тебя; ибо любовь рождает сострадание; если не любишь брата твоего, не можешь печаловаться о нем.
     Так произошло и с Каином. Не возлюбив брата своего, он не мог и сострадать ему; вследствие ненависти к брату возникла безжалостность, и взамен любви (Авеля, Каин) воздал безжалостностию, и взамен печали его о нем (т. е. вместо молитвы взаимной, которую впервые заповедал Бог Авелю), совершилось убийство.
     Плотское мудрование (псилафизм) порождает лукавство; лукавство же - неверие, неверие же возращает безжалостность (т. е. нечувствие, бесстрашие, ожесточение), ожесточение же опьяняет человека и представляет ему убийство, как ничто***. Так и сотворил Каин: произвел в себе ожесточение и, опьянев им, совершил братоубийство.
     Как постепенно образуется опьяняющее вино из зерна, посеянного на земле, так постепенно развился грех в душе Каина и завершился убийством. Виноградная лоза сначала пускает почку с листьями, потом рождает цвет, цвет же мало-помалу наливается, зреет и рождает грозды, грозды же рождают вино, а человек, пив то вино, возвеселяется сердцем и опьяняется. Так и зло в человеке сначала пустило почку лукавого, злого, плотского мудрования (псилафизм), плотское же мудрование породило лукавство, лукавство же, мало-помалу, наливаясь и созревая, возросло в неверие. Грех сначала веселит сердце человека, как вино, потом овладевает им, лишая человека сознания. И неверие, в конце концов, порождает отчаяние: человек пьет отчаяние, впадает в нечувствие, наконец, выгоняет из виноградных выжимков еще сильнейший спирт и окончательно упивается им.
     Взяв из потатира выжимки, человек заставляет их бродить, перегоняет через огонь, извлекает из выжимок спирт, пьет его, опьяняется и не ведает, что творит; так и Каин: сорвал плоды с лозы зла, выжал вино в потатире, выпил водку отчаяния и отчаялся (сперва возвеселившись прелести любостяжания); и не знал, что с ним сделалось (вернее: что ему делать); он собрал все выжимки, которые были собраны в потатире, говорим: внутренняя своя, - перебродил их на лукавом и плотском мудровании (псилафистическом лукавстве), выгнал спирт отчаяния, выпил его, опьянел, впал в зависть и безжалостность. Помрачила его зависть и объяло ожесточение, он подвигся на убийство брата своего и убил его, братоубийца Каин!
     Так он положил начало братоубийству, закончить же его имеет и конец его есть противообразныи, говорим: антихрист. (Противообразным называет его св. Нил потому, что в нем ни малейшего подобия Богу не будет, будут лишь одни пороки в совершеннейшей степени). Каин есть начало возделывателей убийства, противообразныи же (антихрист) соделается концом возделывания убийства. (Т. е. превзойдет всех убийствами, и сам будет последний, убитый на земле, ибо по Писанию, Сам Господь убьет его духом уст Своих (2 Сол. 2, 8).
     
     ____________
     
     *В Библии мы не находим такой речи Господа к Каину, но должно помнить, что прп. Нил имеет здесь целью не повторять общеизвестный библейский рассказ, но живописать и отчетливо обрисовать греховное настроение Каина.
     ** И сего в Библии мы не находим, но из дальнейших слов прп. Нила ясно видно, что он стремится напечатлеть в сердце Феофана христианскую заповедь о любви к ближнему.
     *** Психологическая картина, как из маленького греховного семени (нечистого, еле ловимого помысла), развивается целое древо тяжких грехов.
     
Глава 3: Как из первых грехов Адама и Каина развились все прочие страсти. Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник. Воплощение Господа и учреждение Им Церкви как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею. Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего пятиобразное подобие диаволу. 33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями. Книга мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека
     
     Итак, от Каина день ото дня, год от года, век от века умножалось возделывание зла; от поколения к поколению умножалось беззаконие Каина, оно распространило свои ветви, эти ветви затмили собою все мысленные способности человека, и помрачился человек.
     Как плющ (взойдя на дерево) распространяет ветви свои поверх его, покрывая ими все дерево и затмевая его совершенно, так и преступление, насадившись на земле в Адаме, постепенно, с течением времени, распространило ветви свои. Говорим: родил (Адам братоубийцу) Каина, и этим распростерлась ветвь (тьма) над мыслью человека. Как плющ, когда прострет только одну ветвь свою на дерево, то восходит и наверх его, выпускает ветвь плюща отростки, охватывая ими все дерево и тремя ветвями своими покрывает все существо его, говорим: природную зелень, - дерево лишается сущности своей (т. е. присущей естеству своему зелени), так точно лишается свойственного существу своему (т.е. свойственных человеку добродетелей) и тот, кто воспринимает в мысль свою ветвь плюща (греховного). Дерево, наконец, высыхает, остается во власти плюща и истощается среди плющевых ветвей. Вместо дерева возрастает на нем естество плюща, говорим: его зелень, - которою он охватывает дерево, объятое им, говорим: естество плюща берет господство над деревом*.
     Подобие греха плющу еще в следующем: как сущность всех трех ветвей - одна, хотя и различаются ветви между собою, так и грех (всякий по существу) есть одинаковое отречение (отступление от Бога), но мучения в аду за разные грехи - различаются.
     Свойства плюща сходны со грехом еще в следующем. Плющ наименьшую имеет силу производить вверх (т. е. расти в вышину), но в высшей степени способен распространяться по поверхности и овладевать всем тем, что находит перед собою. Он больше всех дерев приносит плодов; но плод его не потребен на вид, не сладок на вкус, питательность его мала, по упругости он не крепок, хотя ширина плюща и являет его якобы сильным (т.е. с виду он довольно раскидист и ветвист).
     Когда же представится ему какой-либо вид (т. е. случай овладеть деревом), то он так искусно оплетает его своими тридцати тремя отростками, что не может дерево избавиться от него. Для этого плющ охватывает тремя главными ветвями вид (т. е. ствол дерева), который обрел перед собою, овладевает им, и передает 30 отросткам, а те тридцать ветвей схватывают его своими когтями, говорим - побегами, и, чтобы господствовать над ним, производят столь искусное плетение, какое рукодел-искусник не может сотворить. Говорим: и грех так искусно оплел человечество (как плющ дерево), что ни мудрый художник руками не может то произвести, ни паук сетями соделать.
     Бог же, видя такое порабощение людей грехом, неоднократно хотел освободить их чрез посланников Своих. Послал Перводелатель (Бог) рабов Своих истребить мнимосильные, но немощные (по существу) ветви, которые столь дерзко распространились поверх дерева, овладели им и иссушили его, но искусники (т. е. великие мира сего, стоящие во главе народов и племен) не дали освободить себя и истребить мнимые и бессильные ветви плюща, но обесчестили посланников Божиих и отослали назад. И возвестили рабы Перводелателю все происшедшее, Перводелатель же, выслушав, долго терпел. Но вот посему видит Перводелатель, как (еще более) распространился плющ своими тридцатью ветвями в винограднике и как глушит деревья, чтобы господствовать своими бессильными ветвями над всею площадью виноградника, говорим: над всею мыслию человека (греч.: «обнесение и выражение мысли, перифраз», - тут игра слов и выражение того, что как плющ покрывает листву, так враг все помыслы человеческие из благих перефразирует во злые). Увидав таковой замысел, Перводелатель опять послал других рабов, говорим: пророков, - защитить виноградник. И опять искусники, говорим: книжники и фарисеи, - увидев тех рабов, смутились весьма, схватили и заключили их, совещаясь между собою, что им предпринять по поводу происшедшего и что сотворить. Совещавшись, рассудили сотворить следующее: извели их из темницы и поступили с ними, как со злодеями; говорим: сначала мучили, а потом казнили.
     Когда же придет Сам Перводелатель, то увидит, как виноградником Его овладел плющ, как плющ в винограднике охватил лозы своими 33-мя ветвями и взошел на деревья, так что, наконец, засохло естество (т. е. природные листья и плоды) лоз и деревьев. Говорим: взошел псилафизм (плотское, лукавое и злое мудрование) со всеми своими 33-мя ветвями на органы чувств человека и замолкла природа в человеке (т. е. свойственное человеку влечение к духовным благам и к Богу), человек стал бесчувственным (духовно), женский род и мужской.... Что сотворит тогда Перводелатель с искусниками? Злых зле погубит их от виноградника** Своего.
     И передал Он искусство речения (т. е. хранения закона и служение Слова) иному искуснику; говорим: передал виноградник другому народу (т. е. даровал ему способность произрастать те плоды, которые раньше получал лишь от первого виноградника), говорим: римлянам (т. е. язычникам).
     Говорим: пришел Перводелатель (вернее по смыслу - первоучитель) именем Иисус, и дал нам виноградник, говорим: дал нам Церковь вместе с Телом Своим и вместе с Кровию Своею, как и Сам о сем сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Дал же нам сии три, говорим: Церковь Свою, Тело Свое и Кровь Свою, - трем чувствам нашим*** (вере, надежде и любви), чтобы мы восчувствовали и хранили благодать Христову несомненно и верно, были бы чувствительны ко Христу, а не уподоблялись иноверцам, вавилонянам, которые чувствительны к Босфору (т. е. падшему ангелу, Деннице). (Т. е. да любим Христа в заповедях Его, и да не любим Денницу в пороках и греховных сладостях, внушаемых им).
     Безутешен всякий, который лишится этих трех чувств, говорим: веры, надежды и любви, - ибо (тем самым) отступает от Христа всеми своими тремя чувствами, презирает существо Христа (т. е. Тело и Кровь Его) и не верит в Церковь; таковой тотчас делается добычей плюща, который охватывает его 33-мя ветвями, утверждая свое господство над ним искусным плетением.
     Когда же растением овладеют три ветви плюща, и обхватят его тридцать других ветвей плюща и возгосподствуют над ним своею сетью, то каким насилиям подвергается это растение, пока оно обладается плющом? Никто другой не знает, одно растение знает, каким насилиям оно подвергается от плюща. Говорим: тот, который презрит те три чувства (веру, надежду и любовь) и сущность закона, того тотчас похитят три нечувствия. Три нечувствия суть: а) псилафизм ума - мудрование плотское, злое, лукавое, не духовное, прелестное, б) лукавство ока и в) нечувствие неверия (т. е. нечувствие сердца).
     Следовательно, кто похищается этими тремя отраслями (первых трех) ветвей Денницы (т. е. кого окружат и обовьют прелесть, неверие и лукавство, как плющ), тот становится затем пленником и прочих тридцати ветвей ада (овладевают им и прочие страсти). Тотчас беззакония восхитят этого беззаконного человека, схватят его тридцать ветвей ада, говорим: предстоятели тирана, Денницы, - и будут господствовать над ним, оплетя его насильственным своим плетением... Какие насилия понесет тот беззаконный человек ради нечувствия своего?..
     Эти орудия адских пыток какими волнениями сердечными изнурят его?.. Какими ухищренными мучительствами будут они мучить его (досл.: ухищренными тиранствами тиранить, что может иметь смысл и насилия греховного)? Никто другой не знает сего, кроме того, который находится в возделывании этих 33-х дел беззакония...
     Говорим: эти 33 ветви беззакония суть следующие: прежде всего пять, воспринятых человеком: во-первых, - псилафизм ума (земное и вещественное мудрование, как говорится в вечерней молитве); во-вторых, - лукавство; в-третьих, - неверие в заповеди; в-четвертых, - преступление заповедей; в-пятых, - закоснение в преступлении заповедей и презорство. Таковые пять ветвей (из числа 33-х) отростков суть пятиобразие змия, которое он внушил Еве, передал Адаму и чрез принятие которых Адам утратил блага рая. [Пятиобразием называет святой Нил эти пороки потому, что в полной мере обладает ими диавол, человек же грешный воспринимает лишь подобие диавола, «ибо сперва диавол согрешает» (1 Ин. 3, 8), - как сказано в Писании].
     Затем на первенце Адама (Каине) произросли (следующие побеги): первое - зависть, второе - хищение, третье -безжалостность (братоненавидение) и четвертое - убийство.
     Говорим: Каин позавидовал (богоугодной) жертве брата, святотатствовал свою собственную жертву и явил безжалостность к брату, которого убил.
     Бог же (и сие грехопадение готов был простить и восставить Каина, если бы Каин покаялся, и) спросив его: «Где брат твой» (ожидал от Каина покаяния и просьбы о помиловании)? Но, так как тот надменный (оказался нераскаянным и дерзко) ответил: «Разве я пастырь брату моему», - то отверг его Бог и предал Каина духу беззаконному (т. е. злому духу), дабы (злой дух как) ветр (потрясал его), дабы убийца согласно Слову (Божию) был преследуем им и (проводил жизнь) скрываясь, несчастный!..
     Потом же (в-третьих), произросли те прочие 24 ветви и оттоле (начали) плетение, потому что способ действия первых девяти заключается в том, чтобы подыскать себе кого-нибудь и, подкравшись, уловить в погибель (или погибелью, т. е. мудрованием, лукавством и законопреступлением), чтобы затем поразить его копьем о 24-х душепагубных зубьях погибели...
     (В переплетении же сих душепагубных 24-х ветвей они) уподобляются буквам письма. Ибо, как разнообразные содержания всех письмен изображает азбука (своими 24-мя) буквами, так точно и 24 ветви беззакония производят всевозможные побеги погибели...
     Например, страсть осуждения, возбуждая в человеке**** стремление осуждать, производит в осуждающем злопамятство к осужденному. И все те 24 ветви зла повсюду усиленно стараются возбуждать (подходящие страсти и, если не успевают возбудить одну страсть, то стремятся возбудить другую, ей противоположную); например, похоть и отчаяние (кого не успевают увлечь к деятельной погоне за сладострастными наслаждениями, того пытаются истомить унынием).
     Страстное влечение (ко греху) - есть альфа, уныние - омега; то есть - начало и конец (во всяком грехе). Начало похоти, начинающая похоть возбуждает деятельность, конец же похоти есть начало уныния. Поэтому, мудрование ума и лукавство ока (которые возбуждают греховную деятельность в человеке) начало имеют, а конца не имеют (т. е., возбудив однажды похоть и внушив человеку грех, они этого грешника, если он не освободится от них раскаянием, - поражают унынием, которое по смерти превращается в муку вечную); так и слоги письмен: начало имеют, но конца не имеют (т. е. сложившееся однажды из букв слово никогда не утратит своего смысла и всегда сохранит тот же смысл, пока существуют письмена).
     Говорим: «альфа» есть первая буква, «омега» - последняя, «вита» - вторая, «пси» - предпоследняя, «ламбда» и «кси», равно как «ми» и «ни», следуют (по порядку) одна за другой; так и страсти, хотя произошли некогда последовательно, вписавшись как алфавит на хартии человечества, но потом конца уже не имеют, соединяясь во всевозможные взаимосочетания, как буквы в слогах и словах, между собою. Так и псилафизмы (т. е. мудрования греховные), которые суть начало (т. е. подобно первой букве азбуки - альфе, написались первыми на хартии души человека), конца не имеют. Одинаково с мудрованием, и лукавство начало имеет, а конца не имеет... Все (24) ветви (греха), как буквы азбуки, означают все беззакония мира и не имеют конца...
     Мир для человека есть как бы книга, которую он исписывает своими делами, как письмена - слогами, которые имеют начало, но конца не имеют; отнюдь не забудется во веки веков (все, что ни сотворит) человек от самого рождения до своей смерти, потому что от самого рождения какие слоги письмена ни изобразит человек в книге мира, по смерти человека все они имеют быть разобраны по слогам, будет прочитано каждое сложение так, как сложил его человек, и каждое сложение получит свою часть, воздаяние.
     Как в слогах письмен (одним звуком выражается слог, сложенный из нескольких букв, из которых каждая имеет свое особое) выражение и нисколько не соприкасаются (по месту нахождения в азбуке) между собою, (в слоге же выговариваются вместе), где одна, там и другая; (так и в делах человеческих соединяются в одном и том же деле разные и противоположные побуждения, добрые и худые, несмотря на свою несовместимость). Например, альфа и омега, или вита и пси, (хотя стоят на разных, противоположных концах азбуки, но совместно могут встретиться в одном слове); подобно сему и псилафизмы, то есть греховные плотские мудрования человека, подмешиваются к добрым начинаниям его.
     Злой и благой подразумевается: ангел-хранитель и злой дух, подвизающие человека один на добро, а другой на зло. Они суть чрезвычайные противники между собою; если добрый старается направить человека к благому, то злой, в свою очередь, всеми силами стремится расслабить энергию (человека, направленную к осуществлению) благого произволения; так старается сделать растлитель благих произволений для того, чтобы человек не взирал ни на что благое, не предпринимал бы ничего благого; подобным образом и благой старается и расслаблять злую энергию (в человеке), желает, чтобы человек не взирал на зло (т. е. не желал бы зла) и не стремился ко злу.
     Души людей подобны семьям юных двоеженцев, причем у одной из молодиц родился мальчик, а у другой - девочка. Одна любит девочку так, как злой любит зло, другая так любит своего сына, как благой любит добродетель. Имеющая девочку не любит сынка, а имеющая сына не любит девочку... Подобно сему, взаимно стараются превозмочь друг друга в глубинах человеческого произволения благой дух и злой, стремясь вписать свои победы в книге жизни всего мира (т. е. побудить человека к соответственному делу).
     Человек ныне не остерегается от беззаконий мира сего, не понуждает себя взывать о помощи к Богу, чтобы Он избавил его от сих беззаконий, как сказано: «Яко Той есть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших»... (Октоих, глас 1, стихиры).
     Избавитель избавляет человека от злых, но желает, чтобы и сам человек имел чувство к Сигору (т. е. к небу, как говорится в великом каноне: «В Сигор угонзай»), сознавал бы (в себе) те тридцать три ветви беззаконных письмен жизни и не вплетался бы в те 24 буквы погибели.
     Говорим: эти 24 буквы суть: происходящие от похоти плоти: 1 - прелюбодеяние; 2 - блуд (в том числе объедение и пьянство); 3 - разжжение; 4 - обольщение; 5 - наряжение, (возбуждающее) блудное похотение; б - изнеженность (ласкосердство) взаимного обращения, роскошь и человекоугодие; 7 - расслабление (или разленение) ума; 8 - утучнение плоти и услаждение прочих органов чувств; 9 - безумная любовь; 10 - чародеяние; 11 - кровосмешение; 13 - мужеложство.
     Эти 24 ветви плотских похотей для всякого, кто поддастся им, становятся темным покрывалом, всецело затмевая его, так что человек не видит Солнца Солнц. Делатели этих 24 ветвей сладострастии не узрят лица Божия, предадутся смерти и в пучине сладострастия потонут...
     Похоть же ока лукавого (производит следующие ветви): уныние, которое развивает отчаяние; отчаяние же возжигает ярость (гнев или злобу).
     (Злоба же) влечет человека в следующие девять: 1 - осуждение; 2 - злоречие; 3 - клевета; 4 - презорство (и вместе с тем возношение, гордость и пр.); 5 - алчность; 6 - хищение; 7 - ложь и несправедливый донос (т. е. клевета); 8 - притворство добродетелей или лицемерие; 9 - коварное советование. Сим подвергаются осуждающие ближнего своего..
     От корней всех этих 33-х ветвей зачинается один корень травы отвратительной на вид (досл.: непотребной зрению); она называется ядом и отравляет все, чего бы ни накопил (благого, или какие бы благие дела ни сотворил) человек. Если окажется посреди посева, то препятствует произрасти плодам; люди ныне называют его - волчец; (примечание первых списателей: этот волчец есть растение, которое имеет свойство, когда находится среди посеянной пшеницы, погублять пшеницу).
     Посреди корней 33-х ветвей произрастает еще одно противоестественное беззаконие, говорим: хуление. Оно произносит хулу на книгу закона и на тех, которые учат согласно закону веры; у кого оно окажется, тому препятствует быть слушателем закона и плодоприносить согласно учению веры.
     
     _____________
     
     *Как тонкий плющ губит толстое и могучее дерево, так тонкий греховный помысл (прилог, приражение) может погубить душу человека. Отсюда: как важно вести борьбу и с тончайшими греховными «приражениями»...
     **Воспроизведена притча Спасителя о винограднике (Мф.21, 33-43).
     ***Господь даровал нам полноту благодатных даров для того, чтобы дать нам спасение и освящение во всей полноте - «спасл еси всего мя человека» - Октоих, гл. 2, ирмос 4.
     ****Эта страсть понуждает осуждать других людей, считать их худшими, чем сам осуждающий, смотреть на них с презрением и, в конце концов, ненавидеть, как худших, чем осудитель. Осуждение - прямая дорога к ненависти.

А у преп.Макария Великого:

Беседа 12. О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того,
как утратил он и собственный свой и небесный образ
.
Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.

Беседа 12.

О состоянии Адама до преступления им Божией заповеди и после того, как утратил он и собственный свой и небесный образ. Сия же беседа содержит в себе несколько весьма полезных вопросов.

1. Адам, преступив заповедь, погиб двояко; потому что утратил, во-первых, чистое, прекрасное, по образу и подобию Божию созданное достояние природы своей, а во-вторых, самый образ, в котором, по обетованию, состояло все его небесное наследие. Как если будет монета, имеющая на себе царское изображение, и ее обрежут; то и золото погибло и изображение не придает ей цены: так подобное сему произошло и с Адамом. Великое богатство и великое наследие было ему уготовано. Представь себе большое село, и оно имеет много доходов; там цветущий виноградник, там плодоносные поля, там стада, там золото и серебро. Так и этот Адамов сосуд до преслушания был дорогим селом. Но как скоро Адам возымел худые помыслы и мысли, погиб он для Бога.

2. Не говорим, что человек всецело утратился, уничтожился и умер; он умер для Бога, живет же собственным своим естеством. Ибо вот целый мир ходит и занимается делами своими на земле; но Божие око взирает на самый ум и на помышления, как бы всматривается в них, и не замечает, не входит с ними в общение, потому что не помышляют ни о чем благоугодном Богу. Представь себе гостиницу, непотребный дом, места, где бывают бесчиния и распутство; благочестивые проходят мимо и не оскверняются, они видя не видят, это как бы мертво для них. Так и Бог, хотя взирает на отступивших от слова и заповеди Его, но как бы не замечает, не входит там в общение, и не упокоевается в помыслах их Господь.

3. Вопрос. Как можно человеку быть нищим по духу, особливо когда сам в себе чувствует, что он переменился, преуспел, дошел до ведения и разумения, какого прежде не имел.

Ответ. Пока человек не приобрел сего и не преуспел, - он не нищий еще духом, но высоко о себе думает. Когда же приходит в сие разумение и преспеяние, тогда сама благодать учит его быть нищим по духу, - и хотя он праведник и Божий избранник, - не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет. И такая мысль делается как бы прирожденною и укорененною в уме человеческом. Не видишь ли, что праотец наш Авраам, будучи Божиим избранником, называл себя землею и пеплом (Быт. 18, 27)? И Давид, помазанный в царя, имел пред собою Бога; и что говорит? Аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей (Псал. 21, 7).

4. Посему, желающие быть сонаследниками их, согражданами в небесном граде, и спрославиться с ними, должны иметь тоже смиренномудрие и не думать о себе, будто они что-нибудь, но иметь сокрушенное сердце. Хотя благодать в каждом из христиан действует различно, и делает их различными членами; однако же все принадлежат к одному граду, все единодушны, единоязычны, разумеют друг друга. Как в теле членов много, но одна во всех душа, приводящая их в движение: так един Дух действует во всех различно, но все принадлежат к одному граду, идут одним путем. Ибо все праведники шествовали путем тесным и узким, злострадали, были гонимы, поносимы, жили в козиях кожах, в вертепах и пропастях земных (Евр. 11, 37). Подобно и Апостолы говорят о себе: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, терпим поношение, и скитаемся (1 Кор. 4, 11). Одни из них были обезглавлены, другие распяты, прочие несли разные скорби. И сам Владыка Пророков и Апостолов, как бы забыв Божественную славу, каким шествовал путем? Соделавшись для нас образом, в поругание носил Он на главе терновый венец, претерпел оплевания, заушения и крест.

5. Если Бог на земле шествовал таким путем, то и ты должен стать Его подражателем. Так шествовали и Апостолы и Пророки. И мы, если желаем быть назданными на основании Господа и Апостолов, должны стать их подражателями. Ибо Апостол Духом Святым говорит: подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16). Если же любишь ты человеческую славу, хочешь, чтобы кланялись тебе, ищешь себе покоя; то совратился ты с пути. Тебе надобно сораспяться с Распятым, пострадать с Пострадавшим, чтобы после сего и прославиться с Прославившимся (Римл. 8, 17). Ибо невесте необходимо спострадать с Женихом и чрез сие соделаться сообщницею и сонаследницею Христовою. И никому не дозволено без страданий, не путем не гладким, тесным и узким, войти в град Святых, упокоеваться и царствовать с Царем нескончаемые веки.

6. Вопрос. Поелику Адам утратил и собственный свой и небесный образ; следует ли из сего, что, если был он причастником небесного образа, то имел в себе и Духа Святого?

Ответ. Пока в нем пребывали Слово Божие и заповедь, - имел он все. Ибо само Слово было его наследием; Оно было одеждою и покрывающею его славою, Оно было учением. Адаму внушено было, как дать имена всему: "то нареки небом, то солнцем, то луною, то землею, то птицею, то зверем, то деревом". Как был научаем, так и нарекал имена.

7. Вопрос. Имел ли Адам ощущение и общение Духа?

Ответ. Само пребывающее в нем Слово было для него всем: и ведением, и ощущением, и наследием, и учением. И что говорит Иоанн о Слове? В начале бе Слово (Иоан. 1, 1). Видишь, что Слово было всем. А если и совне пребывала на Адаме слава; то не будем тем соблазняться, ибо сказано: беста нага (Быт. 2, 25), и не видали друг друга, и только по преступлении заповеди увидели, что они наги, и устыдились.

8. Вопрос. Следовательно, люди до преступления вместо покрова облечены были Божиею славою?

Ответ. Как в Пророках действовал Дух, и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал: "так скажи и нареки". Ибо всем было для него Слово; и Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим. И что удивительного, если в таком состоянии преступил он заповедь, когда и исполненные Духа Святого имеют в себе естественные помыслы и имеют волю соглашаться на оные? Так и Адам, пребывая с Богом в раю, по собственной своей воле преступил заповедь и послушал лукавого. Впрочем и по преступлении имел он ведение.

9. Вопрос. Какое же имел он ведение?

Ответ. Когда разбойника берут в суд и начинают судить, - князь спрашивает его: "когда делал ты зло, - ужели не знал, что будешь пойман и предан смерти?" И разбойник не осмеливается сказать, что не знал; потому что было ему сие известно, и подвергнутый наказанию все припоминает и сознается. И блудник не знает разве, что делает худо? И тать не знает разве, что грешит? Так, люди и без Писаний, по естественному смыслу, не знают разве, что есть Бог? Невозможно им будет в оный день сказать: "не знали мы, что есть Бог". Ибо в громах и молниях с неба вещает им: "не знаете разве, что есть Бог, управляющий тварью?" Посему, что взывали демоны? Ты еси Сын Божий (Марк. 3, 11); что пришел еси прежде времене мучити нас (Мф. 8, 29)? И доныне в мученических храмах говорят они: "жжешь, жжешь Ты меня". Посему люди не знали только древа познания добра и зла; преступление Адамово дало им сие познание.

10. Всякий начинает спрашивать: в каком состоянии был Адам, и что он делал? Сам Адам приобрел познание добра и зла. Притом, знаем из Писаний, что был он в чести и в чистоте, и, преступив заповедь, изгнан из рая, и навлек на себя гнев Божий. Сверх того и доброе изучает он в себе, а изучив злое, остерегается, чтобы не согрешить еще и не впасть в суд смерти. Знаем же, что вся тварь Божия состоит под Божиим смотрением. Бог сотворил небо, землю, животных, пресмыкающихся, зверей; мы видим их, но не знаем числа их. Ибо известно ли сие кому, кроме одного Бога, сущего во всем, даже и в зародышах животных? Не Он ли один знает, что - под землею и превыше небес?

11. Посему, оставив все, постараемся лучше, как добрые купцы, приобрести небесное наследие, и то, что полезно душам нашим. Научимся приобретать стяжания, которые у нас останутся навсегда. Если человек начнет исследовать разум Божий и говорить: "я нашел и постиг нечто"; то ум человеческий окажется превосходящим разум Божий; но в сем весьма он заблуждается. Чем более хочешь исследовать и проникнуть ведением, тем в большую нисходишь глубину, и ничего не постигаешь. Даже, что касается до возникающих в тебе размышлений о том, что и как происходит в тебе ежедневно, - и это неизреченно и непостижимо, разве только будешь принимать все сие с благодарением и верою. Ибо со дня рождения твоего и доныне возмог ли ты познать душу свою? Действительно, перескажи мне помыслы, возникшие в тебе с утра до вечера; расскажи мне помышления трех дней. Но ты не в состоянии этого сделать. А если не возмог ты объять помыслов души своей; то как можешь домышляться о Божиих помышлениях и Божием уме?

12. Но сколько находишь, ешь хлеб, оставь всю землю, иди на берег реки, пей, сколько потребно, и иди прочь, не доискивайся, откуда река идет, или как течет. Старайся уврачевать ногу и болезнь ока своего, чтобы видеть тебе свет солнечный. Не разыскивай, сколько света имеет солнце; или в каком знаке восходит. Бери то, что дается тебе в употребление. Для чего уходишь в горы, и доискиваешься, сколько там пасется онагров или зверей? И младенец, когда приближается к сосцам матерним, вкушает молоко и питается, но не умеет исследовать корня или источника, откуда молоко притекает так обильно. Сосет он молоко и истощает весь запас; а по времени, сосцы опять наполняются: сего не знают ни младенец, ни матерь его, хотя всего известнее, что молоко исходит из всех членов матери. Посему, если ищешь Господа во глубине; то найдешь, что творит Он там знамения. Если ищешь Его во рве: то найдешь, что там среди двух львов охраняет Он праведного Даниила. Если ищешь Его в огне: то найдешь, что там помогает Он рабам Своим. Если ищешь Его на горе: то найдешь, что там Он - с Ильею и Моисеем. Господь - повсюду, и под землею, и превыше небес, и в нас, и везде. Так и душа, близ тебя; она и внутри тебя, и вне тебя; в какую дальнюю страну пожелаешь, там и пребывает ум твой; на запад ли, на восток ли, на небо ли пожелаешь, он там находится.

https://pravbeseda.ru/library/index.php … amp;id=592

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Дискуссия о состоянии души до и после падения Адама.О грехе и спасении