Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » блаженный Матфей (Татомир)


блаженный Матфей (Татомир)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

🙏🏻 30 сентября — день памяти блаженного и праведного затворника Матфея Татомира 🕊

Местночтимый святой Санкт-Петербургской епархии блаженный
и праведный затворник Матфей (Матвей Климентьевич) Татомир
(по другим данным – Тотамир) родился 16 ноября 1848 года
в селе Стрильчинец Каменец-Подольской губернии, в семье
приходского священника, протоиерея отца Климентия. Как это было
раньше принято, Матвей Татомир последовал по стопам своего отца
и поступил в духовную семинарию. В Каменец-Подольской семинарии
преподаватели и соученики обратили внимание на глубочайшую
религиозность Татомира, все были твёрдо уверены, что он непременно
станет монахом. В 1867 году, после выпускного экзамена в духовной
семинарии, юный Матвей обратился с просьбой к Владыке Леонтию
о монашестве, но будущий митрополит Московский категорически
отказал молодому человеку. Дело в том, что отец Леонтий был противником
приёма молодых людей в монахи.

После этого Матвей Татомир принял решение уйти в науку для лучшего служения
ближним и Всевышнему. Вскоре он переезжает в столицу, а в 1871 году поступает
в Санкт-Петербургский университет, где начинает учиться на восточном факультете.
Революционные события, охватившие в это время Петербургский университет,
отразились на дальнейшей судьбе М.Татомира. На митинге студентов 1876 году
он защищал своего любимого профессора. Санкции не заставили себя долго ждать,
в том же году М.Татомир несправедливо был отчислен из университета и выслан
из Санкт-Петербурга. Светское образование Матвея на этом прекратилось,
в университете восстановиться ему больше не удалось.

После этого драматического события Татомир начинает с ещё большими силами
обращаться к Богу, постигая смысл духовной жизни. Матвей вернулся на родину
и некоторое время жил в Каменец-Подольске, а потом решил отправиться
в паломничество в Святую Землю. Более трёх лет продолжалось паломничество
Татомира, причём он много времени провёл в Иерусалиме.

Из паломничества в Петербург вернулся уже другой человек, глубоко укрепившийся в вере
православный христианин. Матвей без сожаления раздал всё своё имущество, а на своей
квартире устроил домовую церковь и полностью погрузился в религиозную жизнь Петербурга.
Матвея постоянно видели в разных храмах Петербурга, где к нему многие обращались
с непростыми вопросами, на которые он давал удивительно точные ответы, используя
глубочайшее знание Священного Писания. В народе необычайно возросла популярность
Татомира, к нему стали обращаться с просьбами о молитве за себя и своих близких.

Ширившаяся известность подвижника заставила Матвея уйти в затвор в собственной
квартире, где он постоянно принимал богомольцев-посетителей. Однажды император
Николай II посетил блаженного Матвея в затворе, где тот постоянно молился.
Из воспоминаний настоятеля церкви во имя Пресвятой Троицы храма «Кулич и Пасха»
протоиерея Виктора Голубева: «Моя духовная мать старица Ольга Васильевна (Богданова-Бари)
так мне рассказывала о блаженном Матвее Татомире: “Царь Николай посетил его, когда он
подвизался в склепе на Лаврском кладбище. “Как холодно-то здесь у тебя!” – воскликнул
изумленный Государь. “Я, Ваше Императорское Величество, поклончиками согреваюсь”,
— ответил подвижник. И Царь дал ему квартиру на Ивановской улице в доме № 22».

Однажды совершенно случайно к Матвею зашла одна женщина, Любовь Матвеевна Лимонштайн,
лютеранка по вероисповеданию, и была потрясена силой веры Татомира и окружающей его
благодатью. Беседы Татомира с этой женщиной не прошли бесследно, вскоре она принимает
православную веру, а её крестным отцом стал блаженный Матвей.

Старица Любовь около 13 лет была келейницей затворника Матвея, помогая ему по хозяйству.
В своих воспоминаниях она пишет о нём: «Крестный отец мой, благодаря которому я перешла
из лютеранства в православие, вскоре по окончании университета отправился в Иерусалим,
где пробыл более трёх лет. Человек он был очень богомольный: с ним ходили мы по разным
церквам, особенно, когда происходили какие-либо торжественные службы. Небольшая квартирка
на Ивановской была часто переполнена людьми разного звания. Но чаще всего к нему приходили те,
кого посетила какая-нибудь нужда, горе, несчастье. Все уходили от него утешённые, с облегчённой
душой. Немало он оказывал денежной помощи беднякам – платил за них долги. Последние семь лет
с ним совершилась перемена: он уже никого не принимал у себя и стал жить в полном «затворе»,
в комнате – его молельне. Пищу я ему готовила самую суровую: печёный картофель, капусту, грибы,
вареного он ничего не ел. Чай пил с небольшим кусочком булки. По временам слышно было, что он
усиленно молился в своей комнате и клал земные поклоны. Однако всё это он старался сделать тайно,
отсылая меня к службе». О своей кончине блаженный Матвей знал заранее, и в начале 1904 года
сказал Любови Матвеевне: «Я скоро уйду отсюда».

Семь лет прожил Татомир в затворе в своей частной квартире (№18) на Ивановской улице, дом 22.
17/30 сентября 1904 года, около семи часов утра, когда был готов чай, блаженный Матвей сказал
Любови: «Ты пей сама, а я не хочу. Спать не ложись, а произнеси молитву, хотя бы самую коротенькую:
“Господи помилуй!”». Выпив святой воды, он попросил ещё раз: «Ты не смущайся и твори молитву».
В 10 часов утра блаженный Матвей тихо предал свою душу Богу. М.Татомир был похоронен
на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Позднее на месте погребения Матвея
на пожертвования его ревностных почитателей воздвигли склеп-часовенку в виде дароносицы.

И после смерти Татомира продолжали почитать как прославленного молитвенника, затворника
и ревнителя Святой Троицы. Могила блаженного постепенно стала объектом народного поклонения.
По некоторым свидетельствам, на этой могиле любил молиться митрополит Петроградский
и Гдовский Вениамин, причисленный как священномученик к лику святых. Уже к 1917 году
на надгробие блаженного клали записки с разнообразными просьбами: об исцелении от различных
недугов, удачной сдаче экзаменов, получении места службы и др. Но особое распространение
почитание Матвея Татомира получило с середины 1920-х годов, когда при его надгробной часовне
была образована община. Её создательницей стала крестная дочь блаженного старица
Л.М. Лимонштайн. Позднее Любовь Матвеевна поселилась вблизи лавры в небольшой квартире
по адресу: Чернорецкий пер., д. 4, кв. 15 и ежедневно посещала могилу блаженного, ухаживая за ней.

В 1922 году у старицы появился помощник – потомственный дворянин, бывший гвардейский офицер
Михаил Николаевич Челюскин. Он родился в 1892 году в Белгороде в семье генерал-майора артиллерии,
окончил Кадетский корпус, а потом Артиллерийское училище в Петрограде, служил штабс-капитаном
во 2-й Гвардейской артиллерийской бригаде. За мужество, проявленное в боях на фронтах Первой
мировой войны, он был награждён орденами и Георгиевским оружием. С осени 1917 года по август 1921
года М.Н. Челюскин учился в Артиллерийской академии в Петрограде, а потом был руководителем
опытов на артиллерийском полигоне. Вскоре его жизнь круто изменилась. 28 июля 1922 года
он демобилизовался из армии, стал посещать Александро-Невскую лавру, познакомился
с Л.М. Лимонштайн, и вскоре поселился в её квартире в Чернорецком переулке. Под диктовку
старицы М.Н. Челюскин написал две брошюры о жизни и чудесах блаженного, переписывал
письма Матвея Татомира из Иерусалима и раздавал их верующим. В 1927 году наместник
Александро-Невской лавры епископ Григорий (Лебедев) постриг М.Н. Челюскина в монахи
с именем Матфей и рукоположил его во иеродиакона. 20 декабря 1930 года новый наместник
лавры епископ Амвросий (Либин) рукоположил его во иеромонаха.

Отец Матфей Челюскин ежедневно проводил службу в часовне Матвея Татомира.
Почитание блаженного быстро росло, и обеспокоенные городские власти ещё в середине 1920-х годов
попытались противодействовать ему репрессивными мерами. В это время верующие старались
сохранить и комнату на Ивановской улице, где когда-то жил М.Татомир, «как святое место»,
но возглавлявшую это начинание С.А. Матюшенко арестовали, а комнату опечатали.
Группа почитателей Матвея Татомира, в том числе Любовь Лимонштайн, Михаил Челюскин и др.,
вызывала подозрение у властей. В 1925 году был закрыт свободный доступ к могиле блаженного.
Сообщая об этом, газета «Красная газета» объясняла причину закрытия «гигиеническими
соображениями» и «лихоимством священнослужителей», якобы собиравших плату за вход в часовню.
Однако этот запрет вскоре практически перестал выполняться. Верующие продолжали молиться
на ступенях склепа-часовни, ставили в склепе свечи, уносили песок и деревянное масло с могилы,
считая его целебным, причём существовало поверье, что если посыпать песком порог квартиры,
то обысков и арестов не будет. Кроме того, в квартире Л.М. Лимонштайн перед иконой св. Софии,
у которой когда-то молился блаженный Матвей, постоянно служились молебны.
Почитая икону чудотворной, её часто носили по домам верующих.

Во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов было разрушено традиционное устройство церковной жизни, закрыты многие храмы и монастыри (например, в 1923 году – Иоанновский монастырь), запрещён доступ к их святыням. Поэтому особую известность приобрели захоронения на кладбищах Александро-Невской лавры. Одним из таких мест и стала часовня над могилой блаженного Матвея Татомира.

Интересные воспоминания о почитателях Матвея Татомира оставил известный церковный писатель и деятель обновленчества А.Э. Краснов-Левитин: «На Никольском кладбище часовня, на часовне крест с голубком. Могила блаженного Матвея… Наверху – икона Божией Матери и аналой с крестом и Евангелием, панихидный столик. Иеромонахи здесь служили панихиды. Затем – спуск вниз, в подземелье. Большой деревянный гроб – туда в щелочку опускали записочки с прошениями. А около часовни – община. Во главе – Любовь Матвеевна (её заброшенная могилка и сейчас против часовни, без креста и надписи). Старушка вся в светлом, седая, в белом платье, в белой косынке, со светлыми чётками в руках… Жила на задах лавры, у Тихвинских ворот. В небольшой её комнатке, как в часовне, много икон, пахнет ладаном. На кухне жил отец Матфей (Челюскин). Спал он на жесткой скамейке, подложив под голову полено… Вечно водил он под руку Любовь Матвеевну, старенькую, дряхлую, едва-едва ходившую…» Л.М. Лимонштайн умерла в 1929 году, в возрасте 90 лет.

В 1931 году руководители общины при часовне на могиле Матфея Татомира были репрессированы.

Когда отец Матфей (Челюскин) был арестован, он рассказал на допросе о почитании блаженного Матвея Татомира, но своей вины в антисоветской деятельности не признал. В качестве вещественных доказательств в деле сохранились уникальные рукописные брошюры «Чудеса Матвея блаженного» и «Жизнь Матвея блаженного», фотографии Татомира. Из свидетельских показаний архимандрита Иоасафа (Журманова) от 27 сентября 1931 года видно, что кладбищенская администрация после ареста Матфея (Челюскина) лишь заделала вход в склеп, но на это место кем-то был поставлен мраморный панихидный столик. Даже в самые трудные годы часовня Матвея Татомира не пустовала. В ней по-прежнему горели лампады, почитатели ставили свечи и прикладывались к портрету блаженного как к святыне. При этом лаврские монахи Герасим (Бекетов), Зосима (Шулдяков) и другие некоторое время дежурили у ворот Никольского кладбища, предупреждая посетителей: «Не ходите на могилу блаженного Матвея – там всех арестовывают».

16 ноября 1931 года следствие было закончено. В обвинительном заключении отмечалось, что «контрреволюционная агитация» велась на кладбищах Александро-Невской лавры, Смоленском и ряде других. Вскоре, 3 декабря 1931 года, Полномочное Представительство ОГПУ в Ленинградском военном округе приговорило трёх подсудимых к 5 годам концлагеря. Более высокая инстанция – Коллегия ОГПУ 14 декабря пересмотрела этот приговор и постановила осудить иеромонаха Матфея (Челюскина) на три года заключения в концлагерь, а С.А. Салыкина и М.И. Чиркову на три года высылки в Северный край. Позднее, в 1937 году, Матфей (Челюскин) был расстрелян в г.Калинине вместе с бывшим наместником Александро-Невской лавры епископом Григорием.

Многие годы склеп Матвея Татомира был заброшен. Во избежание растаскивания мощей из неохраняемой часовни, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова), в апреле 1985 года мощи праведника были перенесены из часовни в покои Владыки, в храм святого апостола Иоанна Богослова духовной академии. В 1986 году, после смерти митрополита Антония мощи в особом ковчеге поместили возле алтаря под престол церкви святителя Николая Чудотворца на Никольском кладбище. Однако и склеп-часовня (на 19-й дорожке), где покоился святой, сохранился до настоящего времени и является местом паломничества верующих. Много людей приходит сюда помолиться. В любую погоду в часовенке горит лампадка и поставлено множество икон. С каждым годом к блаженному Матвею приходит всё больше и больше людей со своими проблемами: о жилье, замужестве, любви, деторождении, службе в армии, о поступлении в вуз, успешной сдачи экзаменов, устройстве на работу, здоровье и т.д. и т.п.

В настоящее время в Александро-Невской лавре ведётся запись происходящих чудес
по молитвам блаженного Матвея Татомира для дальнейшего причисления его к лику святых.

+1

2

Док. фильм о блаженном Матвее Татомире

Cтрасти по затворнику

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » блаженный Матфей (Татомир)