Беседа писателя Валерия Павловича Филимонова с Епископом Белоцерковским и Бугуславским Серафимом, лето 2003 года.
(расшифровка магнитофонной записи)
Филимонов: Здравствуйте дорогие радиослушатели. В эфире Радио Слово Православный час у микрофона русский православный писатель Валерий Павлович Филимонов. За последние две недели, я совершил ряд поездок по России и Украине, в которых Господь послал мне встречи с удивительными подвижниками. Это епископ Белоцерковский и Бугуславский Серафим, старец иеросхимонах Рафаил Берестов и наместник Свято Успенской Почаевской Лавры епископ Владимир. В ближайших передачах я расскажу об этих встречах и мы воспроизведем мои беседы с этими замечательными высокой духовной жизни.
Прежде всего я хочу напомнить Вам что в моей книге Но избави нас от лукавого, а также в ряде средств массовой информации было опубликовано рождественское посчлание владыки Белоцерковского и Бугуславского Серафима, где он в частности говорит: «если внедряются в жизнь законодателями народными антихристианские законы то им не место в христианском обществе и мы никогда не подчинимся богоборческим законом.
Это, прежде всего, есть всемирная антихристианская глобализация, цель которой есть создание всемирной единоличной диктатуры и тоталитарного контроля за жизнью и деятельностью каждого лица. Если мир реально к этому стремиться, то можно засвидетельствовать, что наступила предантихристова эпоха, и мы по особенному должны изменить жизнь свою на лучшее». Вот такие слова. А теперь дорогие мои прослушайте мою беседу в дни Петрова поста с владыкой Серафимом.
Филимонов: Владыка святый, буквально как бальзам на сердце была для многих православных христиан в России публикация вашего рождественского послания, где действительно вы сказали правду о тех явлениях и процессах, которые происходят в мире, и несут страшные духовные последствия. Мне хотелось бы чтобы вы еще раз вот эту идею довели до слушателей Радио Слова, которое слушают сегодня в семи регионах России более десяти миллионов слушателей.
Владыка Серафим: Спаси Господи. Но это не мое личное мнение, это есть ведение Церкви Божией, Христовой Церкви. И мы должны как архиереи и духовенство всё, должны исповедовать и проповедовать Итины Христовы, так как они были нам переданы Апостолами и Святыми отцами. У нас величайшее духовное наследие, величайшее богатство и наша задача – ничего не повредить, а донести людям в чистом слове, в понятном слове. Чтобы каждому, и для старого человека и для молодого, и для детей, и для богатого и для бедного, были понятны Христовы Истины. Мы призваны сохранять Христово наследие, а не в коем случае не разрушать и не говорить что-то двойственного, и мы говорим не от себя, не свое личное мнение, а позицию Церкви Христовой. В этом наша и заключается церковная деятельность, наша проповедь Евангелия Царства Божия.
altФилимонов: К величайшему сожалению, ваше преосвященство, многие архиереи и так называемые современные богословы, мудрование коих мы, видим, идет от плоти, как раз то начинают назидать народ Божий в ином направлении. Они говорят, что ни чего страшного у нас не происходит, у нас расцвет православие, будьте спокойны, мы вас обязательно предупредим, когда придет Антихрист. По слову святителя Аверкия Таушева, известного исповедника православия нашего времени, ведь такие люди являются проповедниками Антихриста, и более того, его слугами. И я с этим мнением очень даже согласен, тем более такое же мнение было и у известнейшего старца, духоносного старца Паисия Святогорца. Как вы смотрите, когда пастырь не бдительно относиться к тому, что в мире происходит, а именно убаюкивает своих словесных овец?
Владыка Серафим: Но я не берусь комментировать позицию других архиереев, потому что на это я не имею права. Я являюсь епископом епархии Белоцерковской, и у меня есть духовенство и монастыри. Моя задача – следить за духовным состоянием чад моей епархии, которым я непрестанно говорю, утверждаю, что помысл это тоже не грех, но если человек его принимает, то это уже есть грех. Уже надо исповедывать.
Точно также и в любой деятельности человека. Если человек антихристианские дела не принимает, а только слышит, то это не грех, а если он слышит и принимает дело греховное, то это уже есть грех. Конечно, говорят некоторые, что номер идентификационный не является еще печатью Антихриста, действительно это еще не есть печать, но если человек принимает номер вместо своего имени – это уже есть грех. Предпосылка всякого тяжелого греха есть малый грех, чтобы избежать большого греха, нужно избежать малого греха. Это прописные истины нравственного богословия, если взять священнослужителей, а для мирян – это прописные истины обыденной христианской жизни.
Не принимай злого помысла, не желай себе, того, чего не желаешь ближнему. И я думаю, что это самое простое, что может человек воспринять – это принять или не принять зло, для нас христиан - принять добро, Духа Святого – отвергнуть зло, в каких бы то формах оно ни было. Сейчас формы очень разные и ссылаются на необходимость тепершней обслуживающей системы. Но это все обман, потому что за каждой этой внешней формой есть обязательно духовный смысл, духовного содержания.
Филимонов: Что интересно, такие словеса, как скажем, принятие или непринятие идентификационных номеров или личных кодов говорят не имеет религиозного значения. Но вот насколько нам передано учение святых отцов, мы видим, что в духовной жизни вообще нет нейтральных явлений. Ведь так надо понимать слова всех святых отцов, что все либо от Бога и к Бога, либо от дьявола и к дьяволу. Разве может быть в духовной жизни какое то нейтральное явление или нейтральный поступок даже правильнее сказать?
Владыка Серафим: Каждый человек должен уяснить себе самый главный момент, что наши прародители были сотворенные в раю и изгнанные из рая в этот мир, который во всем подобен раю. Для покаяния. Для того, чтобы человек не отчаялся Господь этот мир украсил на подобие рая всевозможными красотами, и пройдя путь земной жизни через покаяние, человек должен снова вернуться в рай, в свое отечество. И вся человеческая деятельность на земле имеет религиозный характер. Никаких бытовых, никаких личных, вся человеческая жизнь на земле есть или служение Богу или служение дьяволу. Даже если человек, будучи христианин Православной Церкви, в некоторых моментах, сознательно или несознательно, служит греху, значит дьяволу, он даже отсекается от единства Церкви.
Почему и священник читая молитву покаянную говорит – примири и соедени его в Святей Своей Соборней и Апостольстей Церкви. Что это значит ? Человек вне Церкви, дьяволом побежден. Теперь ему нужно раскаяться, принять от Духа Святаго врачевание и Христос чтобы его принял в Свою Церковь. Вот содержание молитвы при покаянии православного христианина, который возвращается снова в Лоно Церкви. Поэтому все явления не только в личной жизни, но и в политической и общественной все сводятся к тому, что дьявол постоянно борется с Церковью Христовой, постоянно противится Богу. И что страшное, что этот дух противления сейчас в мире очень сильно действует.
Люди противятся всем и всему. Дети противятся родителям, подчиненные противятся начальству, начальники противятся своим начальникам и т.д. И все в совокупности противятся Богу. И всех Господь, как говорил Апостол Павел, заключил в непослушание. Вот это дух противления очень сейчас в мире действует, потому что входит уже в мир дух Антихристов. Если сейчас настолько глобально проповедуется этот дух антихристов во всех явлениях, то мы видим сейчас во всех делах человеческих след религиозного поклонения дьяволу, греху, служения греху, служения злу, созидания зла в обществе и в людях. И этим самым ускоряют приход человека греха и кончины мира.
Человечество бы пожалело б себя, а то оно само себя губит. Нужно людям раскаяться, нужно покаяться в своих грехах. Нужно прийти к первоначальному образу жизни, мысли. У нас колоссальное наследие есть, духовное, патриотическое, национальное. А вот люди, особенно сейчас, более возлюбили зло, тьму, нежели свет.
Филимонов: Владыко святый, дело в том, что мы пытаемся разъяснить людям всю опасность того, что мы наблюдаем в сегодняшней жизни мира и политические моменты, и экономические и социальные, то что происходит в области информационных технологий особенно, где наблюдается буквально взрывной такой рост. Но вот как-то люди до сих пор не могут понять, что замена имени человека на номер происходит то самое страшное сакральное действие, когда человек переподчиняет себя уже новому хозяину. И говорят, ну ничего страшного, в концлагерях же давали номера, ничего, люди выжили. Вот как вы смотрите на это вопрос?
Владыка Серафим: Люди оправдывают себя тем, что нужно подчиниться обслуживающей нас системе. Потому что хотим или не хотим, все равно, в какой-то системе мы должны жить и действовать, потому что нужно содержать семью, воспитывать детей и другие, море других причин.
Филимонов: Но ведь надо понимать, что по слову святых отцов мы должны смотреть, чем закончиться действие этой системы. Ведь система то из обслуживающей, в конце концов то, превратиться в управляющую?
Владыка Серафим: Каждая обслуживающая система и есть управляющая. Потому что обслуживающая система христианская, церковная есть действительно обслуживающая, то есть освящающая гражданина, человеческую личность, гражданина земли – приготавливая его к небесному гражданству. Православие, где Дух Святый действует – это единственная, если можно так сказать, обслуживающая система, которая освящает, облагораживает человеческую личность, делает его ангелоподобной небесным жителям, то есть подготавливает к небесному, к вечной жизни.
А мирские все системы - политическая, экономическая, социальная – они направлены совершенно не для обслуживание человека, а для его порабощение, потому что это делается без Христа, делается без молитвы, без Духа Святаго. И порабощение именно злу, единой личности, диктатору, будь то Антихрист, будь то бес или же человек, который на земле старается управлять человеком и вести его к себе, к себе как кумиру, как лжевождю. Задача пастыря, задача любого вождя или помазанника Божия Царя привести христианина или гражданина своего отечества не к себе, а ко Христу.
Не закрыть собой Христа, а показать человеку дорогу, путь ко Христу и поддержать человека на этом пути от внешних и внутренних врагов. Вот эта задача не только пастыря Церкви Христовой, но задача каждого руководителя – не к себе приводить, а ко Христу. Поэтому обслуживающая система имеет в первую очередь характер политический, насильственный. И в данном случае как вы спросили о номерах, конечно это не соответствует и законам любого государства, потому что любое государство именует себя демократическим. Это демократическое государство имеет в первую очередь в своей основе заботу о человеке, о личности, поэтому теряется личность, теряется самое главное – христианское имя. И вообще, это не человеческое явление в человеческом обществе.
Филимонов: Что самое конечно парадоксальное, что Синодальная Богословская Комиссия в своих выводах говорит, что принятие или непринятие номеров – это дело личного выбора человека, дело его совести, дело его сердечного влечения, в конце концов, дело его ума. Но получается так, что люди бегут – батюшка, благословите иль не благословите принимать идентификационный номер, как вы там скажите. То есть люди пытаются сделать так, как им удобно, снять с себя ответственность именно за то мистическое действие, которое происходит при замене имени человека на номер. Как вы на такой вот момент смотрите?
Владыка Серафим: Принять или не принять – это вообще дело свободы человека. И проповедь Евангелия основывается на свободе человеческой личности и Христос никого не принуждал. Даже если люди некоторые соблазнились тем, что Господь говорил о Теле и Крови Своей – если не будете есть Тело мое и не будете пить Крови моей, жизни вечной себе не будете иметь. Поэтому некоторые люди соблазнились, и отошли от Христа и Господь говорит апостолам - а вы не хотите отойти? И апостол Петр говорит – куда нам идти Господи? Ты имеешь глаголы вечной жизни.
Так вот эти глаголы вечной жизни должно нам искать во Христе, в его вечных Истинах, а не в том, что священник скажет – вы можете идти, а можете не идти. Задача священника сказать – как нужно, как Христос говорит, как Христос призывает, потому что священник, епископ – есть воины Христовы и говорить противно своему небесному военноначальнику или вождю, то это будет не предательство? И это будет непочтение. Как тогда Христос отнесется лично ко мне, если я буду говорить, учить не то, что Христос учил.
Филимонов: Владыка Серафим, вот я милостью Божией написал книгу о преподобном и богоносном отце нашем Серафиме Вырицком. Вот у него есть такое пророчество, которое многие знают. Оно на обложке моей новой книги «Но избави нас от лукавого…» на четвертой странице обложки опубликовано. «Придет время, когда не гонение, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога. И погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны будут золотить купола, воздвигать кресты, а с другой настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями». Подобные же пророчества мы знаем и у преподобного Лаврентия Черниговского, и мы видим, что действительно такое время практически уже наступило. И многие, конечно же, верующие христиане действительно хотят устоять в истине. И имеется множество таких, я бы сказал, подводных течений в современном богословии, где человек говорит вот это вот мое личное суждение, как некоторые богословы московской школы. Может ли быть личное суждение вообще у богослова?
Владыка Серафим: Понятие «мое личное богословское мнение» это неправильное, неграмотное, богословски неграмотное и еретическое, потому что богословие – это проповедь Божественных Истин, заповедей Божиих, учения Христова. Это есть богословие. А говорить «личное богословское мнение» – это будет в корне неправильно. И нельзя говорить о богословском мнении своем. Мы призваны говорить богословие Христово, Евангельское, а не свое личное. Поэтому ошибка в том, если богослов говорит, что личное богословское мнение. Может быть мнение историческое, в области истории, церковной археологии, в области еще других наук. Да, действительно так есть их мнения, их суждения и если оно имеет какие то аргументы серьезные, то принимают как за истину. А бывает очень часто, что и то опровергают. Но это не есть область веры, учения Христова. Все что не является учением Христовым – можно допускать свое суждение, а то что касается учения, то есть спасительно – это конечно нельзя ни в коем случае допускать.
Если обвиняют кого-то священника, или же приход какой-то или епископа в эсхатологии, как вы сказали эсхатоложники, то этим самым они обвиняют Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который сказал – Дети, последнее время. Это для кого он сказал? Для нас всех и для того же Кураева и для тех же богословов, так называемых. Поэтому настроение всех подвижников именно было такое. Любой подвижник, любой святой отец – живет как бы последний день. Он сегодня кается и сегодня просит у Господа прощения, что это сегодня последний день. И в молитвах вечерних: Господи, неужели мне одр сей гроб будет?
То что, получается вся православная жизнь, аскетическая жизнь, все Евангелие, это что все какое то мракобесие по их словам? Кто они такие тогда? От духа христианского отказались, или вернее сказать, они не приобщились к духу Христовому и христианскому духу. Поэтому они все мыслят рационально. Атеисты знают хорошо Евангелие, сектанты хорошо знают Евангелие. Ну вот человек тоже, если он в Церкви, но не воцерковившись, не приобщившись духу Христовому, то он всегда будет говорить всякие непонятные вещи для людей и законно грамотные, но пустые, а страшеннее всего, что антихристианские вещи.
Филимонов: Вот интересно, владыка святый, ведь они гвоорят так как людям удобнее и люди это принимают, вот в чем беда. И вот тут встал вопрос еще действительно о том, что ныне процветает у нас ложное послушание ибо послушание это прежде всего конечно послушание ученика своему духовному наставнику, послушание новоначального старцу, который действительно является сосудом благодати Духа Святаго Божия, о коих уже святитель Игнатий Брянчанинов 150 лет назад сказал, что практически сосуды благодати иссякли. А сегодня говорят о неком послушании Иерархии вообще, то есть мирянин должен подчиняться беспрекословно во всех вопросах священнику, священник во всех вопросах должен подчиняться скажем своему настоятелю, или монах своему наместнику. Не важно, какие это вопросы – вопросы совести, вопросы веры. Ну, а соответственно уже настоятели и священники должны подчиняться правящему архиерею, правящий архиерей – синоду и т.д. То есть происходит выстраивание католической модели в Русской Православной Церкви, где клиру присваиваются права божественной непогрешимости. Вот еще нас очень волнует.
Владыка Серафим: Люди более привыкли к изнеженности, и людям импонирует, чтобы заглушить свою совесть как-то религиозными формами, а делать так, как им это удобно и легко. Поэтому они очень легко сходят с тесного пути, отходят от Христова пути, когда Господь сказал, что в Царствие Небесное надлежит нам войти тесным путем, тесными вратами. Вот этот тесный путь, этим тесным путем не каждый христианин идет, потому что ему это неудобно, надо потрудиться, надо бороться самим собой. Дьявол засел во всех человеческих органах со своими страстями. И надо его оттуда выгонять, выбивать, а это через молитву, через пост, через страдание, через самоукорение, через терпение ближнего, поэтому удобнее более людям и люди ищут такого широкого пути, но для оправдания своей совести они якобы спрашивают благословения – вот тот священник благословил.
И на жаль, что бывает такое, если вот старец благослови, и ему что-то не нравиться там, значит идет к другому старцу – этот старец благословит, так как мне это импонирует. И поэтому, все равно находят и ссылаются потом, а вот этот старец благословил так и как нам это очень по душе. Поэтому люди уклоняются от истинного пути. Относительно послушания. Ну, послушание это же дело Христово. Грех непослушания заложен в каждом человеке, и надо его очень сильно выбивать. Потому что непослушание, гордыня, противление – это изначальный грех дьявольский. Дьявол в первую очередь не послушал, не воспринял от Господа Откровения божественного и не внес его в ангельский мир и этот грех ввел он в людей первых, Адама и Еву. Которое распространилось как уже раковая опухоль во всем обществе, в каждой личности.
Поэтому послушание каждый христианин должен направить на послушание Христу, послушание Духу Святому, а не послушание субъективному представлению о вещах, о вере. Ну, если человек сказал ересь, или она исходит от священника или даже от епископа. Это же не значит, что христианин должен слушать, потому что сказал это священник или епископ или просто авторитетный старец какой то, совершенно нет.
Мы призваны все нести послушание Христу, а как его нести это определено в первую очередь в Священном Писании, и потом как осуществлять на деле это послушание – есть святоотеческое наследие. Как святые отцы в Духе Святом совершали этот подвиг послушания. Были и есть христиане православные, которые беспрекословно послушание несут духоносному старцу, но старец тогда накладывает на них это послушание, руководствуясь в этом Духом Святым, мудростью Христовой, как человека направить, поработить Свободе Христовой. Если христианин будет раб Свободе Христовой, то он сам будет свободен, если он будет раб Божественной Любви, то он будет сам любовь, если он будет раб Божественного послушания, то он сам будет сплошное послушание.
Поэтому мы в первую очередь должны научиться быть послушными рабами Христовыми, а это совершается через Святые Таинства Церкви, которые совершает епископ, священник. Руководствуясь старец только Духом Святым, к послушанию Христову, чтобы был Христос во всем, чтобы мы в Царствии Небесном не делились. Потому что если человек без послушания Христова, а в послушании человеку, человеческому мудрованию, то тогда человек не может спастись.
Филимонов: Владыка, смотрите, мы даже в молитве Духу Святому поем «Царю Небесный Душе Истины», это прежде всего Дух Истины значит, а получается так, сегодня доходит до таких парадоксов, что кое где объявляют ревнителей Истины, которые правду говорят о нынешнем предантихристовом времени, о той системе электронного концлагеря, которая сегодня грозит появиться в человеческом обществе, они то как раз объявляются почему то раскольниками, сектантами. Не диво ли такое, что человек, который встал за правду Божию, подвергается гонениям?
Владыка Серафим: Нужно себе уяснить одну истину, что дух мира сего вошел и в некоторых служителей Церкви. Поэтому они проповедуют не Христа, а себя. Но мы должны православные христиане быть в единстве Церкви и не обращать на таких внимание, потому что епископ – это еще не Церковь, старец – это еще не Церковь, священник – это еще не Церковь, а это люди в Церкви. Это совершенно разные вещи и если они проповедуют не согласно церковному учению, учению Христовому, то они вне Церкви уже, Духом Святым отсечены от организма Церковного. Но только еще внешне пребывают у престола и на своем служении, а фактически уже Дух Христов уже отошел от них, потому что они проповедуют не Христа, а себя, не Христу служат, а чреву своему.
Это разные вещи. Но если же, как Господь учил, проповедуют даже и такие люди, которые встречаются, к сожалению, в Церкви, проповедуют христову Истину и научают как нужно делать – слушать и исполнять, как говорил Господь, по делам же их не поступать. Потому что говорят одно, а делают совершенно другое. Поэтому если что-то говорят не согласно церковному установлению, то тогда нужно сказать – извините, нам с вами не по пути. Такая должна быть позиция. Но ни в коем случае не делать раскол, не делать свою какую то группу. А просто с этого прихода перейти в другой приход, где священник имеет ориентиры православные и где можно услышать проповедь, хотя бы проповедь, православную, хотя бы совет православный – и это уже довольно. А остальное - читайте Священное Писание и молитесь, смиряйтесь как можно, не гордитесь ни чем, и милость Божия никогда не оставит вас.
Филимонов: Еще тонкий вопрос. Владыка Серафим, сегодня конечно же многие христиане к нашему сожалению, к нашей печали приняли уже идентификационные номера, в том числе и миряне и священнослужители и мы конечно ни в коем случае их не осуждаем. Мы пытаемся им сказать правду о той системе, которая ныне на наших глазах выстраивается, не пытаемся посеять какую то панику. Но чисто в плане духовном, ведь мы видим что эти люди действительно как-то начинают изменяться, они начинают изменяться и на тех своих же собратий и сестер, которые не желают принимать эти номера, они буквально уже выступают с нападками, с резкими достаточно выражениями. То есть мы видим что принятие номера в принципе от человека благодать то начинает отодвигать.
Такое уже наблюдается реально во многих случаях, и люди эти становятся такими нервными, если говорить мирским языком, не терпят никаких увещаний, с ними довольно сложно бывает. Как вы думаете все таки? По-моему действительно начинается действие того самого духа заблуждения, действует некая энергия, как говорил старец Паисий Святогорец и люди, сами того не замечая, начинают отдаляться от Христа.
Владыка Серафим: В этом то и заключается вся опасность принятия идентификационного номера, что отходит благодать Духа Святаго, и входит дух мира сего или дух Антихриста. В этом то вся и опасность. Для православного христианина если бы не было бы этих последствий, то хоть там сто этих номеров вешай, но если этот номер повязан и с нашей участью дальнейшей, нашей судьбой в вечной жизни, для спасения, то ни один же человек самый думаю хотя бы имеющий часть здравого смысла, здравого ума – не захочет же вечно мучаться в аду. Он же понимает, что это серьезные вещи, что это его судьба. И в этих цифрах если заключается судьба человек, то конечно он должен всеми силами, всеми мерами отказаться и категорически заявить свое несогласие с этим явлением. В том то и заключается в том то вся опасность, что отходит Дух Святый, человек ожесточается, становиться жестоким, нервным и уже потом уже не способен к восприятию Божественных Истин. В этом именно вся опасность.
Филимонов: Спаси Господи владыка.
Владыка Серафим: А по отношению как нам быть, по словам старца Серафима, теперь он причислен к лику святых, преподобного Серафима Вырицкого. Дело в том, что много, очень много зависит от всех нас людей. Если у нас будет покаяние, истинное покаяние, то Господь исправит положение дел в обществе. А если этого покаяния не будет, то еще больше Господь попустит. Мы знаем из Библии, как Господь хотел наказать Ниневию, и даже пророк Иона огорчился, что четыре дня, уже пять дней прошло, и Ниневия стоит и не разрушается, и даже обиделся, на то что пророчество не исполнилось. А если ниневитяне покаялись от царя до простолюдина, то Господь и помиловал град.
Так же и наш народ помилует, если мы будем каяться действительно, вот все оставить, суету всю эту оставить и приносить Господу покаяние. Не на словах, а со слезами, пост наложить. И особенно сейчас нужно пребывать в посте и молитве и меньше думать даже о том. Если пребывает покаяние, мы знаем что опасность, всё, надо идти к покаянию, надо идти в храм и дома и ночью вставать молиться и псалтырь читать, всем заповедовать это, всем нужно взяться за это дело святое. А то мы очень много рассуждаем и о последних временах и о вопросах глобализации.
А вот люди рассуждают и могут даже на митинг пойти, а если скажешь о покаянии, как оно должно быть, то люди как-то неохотно это воспринимают. И мне кажется что это, не то что кажется, а я утверждаю, что покаяние – это основа изменения нашего общества.
Филимонов: Но, тем не менее, владыка, мне кажется что еще и стояние в Истине, является важнейшей составляющей спасения человека. Ведь если он будет, как говорят многие святые отцы делать по тысяче земных поклонов в день, будет поститься неимоверно, но если он попадет в область духовной прелести, покориться воинствующей лжи, пойдет на компромисс, на компромисс со злом, то он будет далек от своего спасения.
Владыка Серафим: Покаяния не бывает вне Церкви или же вне Истины. Если же человек живет в Истине, то он имеет и истинное покаяние. А если же человек вне истины и далекий от истины, значит он не истинно кается. И если даже человек незаконно страдает, как апостол Павел пишет, то это страдание не вменяется ему в подвиг. Поэтому об Истине – это есть аксиома нашей жизни. Сейчас много говорят об истине, кто стоит в правильной вере. Это действительно сейчас проблема. Истина это же есть норма человеческого бытия. Он должен как зеницу ока себя проверить сто раз на день - не отошел ли он от Воли Божией, не уклонился он от Истины Христовой, не нагрубил он кому-нибудь сегодня, не осудил ли кого-нибудь, не злословил ли, в этом то все. А если же он будет стоять и в учении Христовом и в нравственной жизни, то и будет покаяние.
То есть анализируя себя стоит ли человек в истине, согласна ли его воля, его действия с Волей Божией, и если не согласна, он возвращается ко Христу, к Церкви, творит Волю Божию через молитву, через покаяние, через искренне исповедование своих грехов. Так что это есть обоюдное. Если человек в Истине, значит ему свойственно в чем то еще ошибаться, где то анализируя свои мысли, свои действия, и он через покаяние возвращается. Если человек совершает путь покаяния в жизни – это и есть духовное восхождение, это есть духовное просветление, обогащение Духом Святым, а значит человек еще больше укрепляется в Истине, и уже пребывает в ведении, уже благодать Божия ему является светильником его жизни, и он уже не спотыкается в этой жизни, а твердо стоит на основах апостольского учения.
Филимонов: Спасибо владыко. Смотрите, что получается. В той всемирной торгово-финансовой системе, которую мы сегодня можем со всем знанием уже назвать всемирным электронным концлагерем, где будет виртуальная денежная система, то есть будут отменены наличные деньги, где человек станет объектом управления системы. Системой будут управлять богоборцы, более того сатанисты, мы знаем воззрения целого ряда главных идеологов глобализма. Ведь получается само собой, что в этой то системе человек не сможет творить на всякий момент волю Божию. Человек не сможет быть просвещаем Духом Святым Божиим ибо для него будут определенные правила системного поведения установлены. Вот мы о чем говорим, о том что надо действительно смотреть чем это дело закончиться. Сегодня наверное как никогда важно народ просвещать, что наступили такие времена.
Владыка Серафим: Если человек отошел от Христа и поклонился дьяволу, через разные формы, раньше идолы там стояли, какие-то изваяния, им поклонялись – это грубая форма язычества. То есть не просто язычество, это говорим язычество, это было поклонение бесу, это такая была форма. А сейчас поклонение бесу, через ИНН, через уже более изощренные формы. Дьявол придумывает для каждого общества, или для каждой эпохи свои формы поклонения. Чтобы он себя ясно не выявил в этом, не проявил, а чтобы какбы-то есть насущная необходимость, этого требует дух времени и само положение дел в данную эпоху. Но я хочу застеречь всех православных христиан, чтобы не суетились, и не создавали себе лишних страхов, не боялись всего этого.
Не страшитесь и не бойтесь, Христос победил дьявола, Христос его упразднил, и Церковь будет стоять до второго Пришествия Господня. И не надо охать и ахать, потому что человечество подвело себя уже к этой черте и уже не может Дух Божий пребывать в людях сих. И надлежит всему этому быть. Нас Господь предупредил, но только в этой ситуации надо себя вести очень мудро, благоразумно, без суеты с молитвою. И обязательно Господь умудрит. Потому что сейчас духовных лиц, старцев мало, уже будем просить все вместе Господа, чтобы Он обильно посылал нам в эти тяжелые времена Духа Святаго, чтобы Сам Дух Святый, умудрял, наставлял нас, как нам вести себя в конкретных ситуациях, потому что мы каждый час встречаемся с какими то конкретными ситуациями где можно нас толкнуть на непоправимые шаги. Поэтому не бойтесь, живите в чистоте, пребывайте в Церкви Христовой, живите по христиански, призывайте Духа Святаго Божия и Господь обязательно умудрит и укрепит и предаст мудрость и даст ответ на всевозможные вопросы. Господь сказал что – се Аз с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Филимонов: Спаси Господи. В завершение нашей беседы, владыка Серафим я хочу ведь вспомнить, что сегодня и в России и на Украине идут множественные суды по защите законного права человека пользоваться во всех общественно-государственных отношениях своим именем, в защиту своей богоданной свободы. И мы знаем, что принято очень много положительных решений по этому поводу в пользу православных исцов. Коль даже земной, человеческий суд определяет это действо, как действительно действие преступное, так что же что говорить тогда о судах Божиих. Значит все таки мы видим здесь подтверждение своей правоты, и наверно мы все таки должны это зло еще и действием каким-то обличать, не просто молиться, поститься, но и по тому как нам открывает Господь и действовать.
Владыка Серафим: Конечно, мы православные христиане должны заявлять свою позицию через определенные судебные органы, и заявить о себе, что мы все же таки правы, что мы стоим на официальной платформе законности и то, что совершается ныне, это есть противозаконные действия. Но я хочу здесь сказать о другом, очень важном. Более всего должны бояться руководители различных органов власти, предприниматели, бизнесмены. Мне кажется, что в первую очередь им нужно бояться и защищать себя, ведь как они не понимают того момента, что от них отнимается власть, от них отнимаются деньги, самое дорогое для них. И они этого не понимают и это еще поддерживают. В первую очередь они должны бороться и защищать себя. Не православные христиане, Христос защитит Церковь и нам нечего бояться, а вот им надо бояться и защищать себя.
Филимонов: То есть и даже представители властных структур. Ведь как сейчас планируется скажем в каждом государстве создать электронное правительство, тогда не будет нужна там России Государственная Дума, на Украине – Верховная Рада. Правительство сократится до минимума, потому что там будут только люди, которые будут управляться с электронной системой, вот к чему дело то идет. И мы это видим по решению последней встречи государств Большой Восьмерки в городе Эвиане, где совершенно четко говориться, что уже будут упраздняться такие понятия как национальное государства, и соответственно те люди, которые сегодня заведуют национальными отраслями теми или иными, они будут просто не нужны в этом новом информационном обществе.
Владыка Серафим: Конечно, безусловно. Мы защищаем не себя. Они почему то не понимают одной элементарной вещи, что мы не себя защищаем. Мы защищаем в первую очередь конечно Истину Христову и поддерживаем Истину, чтобы эта Истина не была поругана. Но в данном обществе, если мы живем в обществе, в данном государстве, в любом государстве, в первую очередь мы защищаем власть имущих. Имущих власть, имущих деньги, имущих авторитет, имущих влияние, имеющих дачи и прочее и прочее, богатство земное материальное. Ведь у них отнимается все это богатство, самое дорогое, на что они уповают, они же потом, если отнимется это богатство, они же потом пойдут на самоубийство. Потому что Бог у них это богатство, поклонение – это богатство, о Боге не знают Истинном, христианской жизни не ведут, поэтому для них это трудно. В первую очередь они дожны защищать и должны все понять, что Церковь в общество всегда только вносила добрую, благодатную струю, для оздоровления этого общества. И в данном случае мы вносим благодатную струю для оздоровления общества, чтобы общество не покатилось уже в пропасть, и чтобы внезапно не настал этот день кончины для всего мира.
Филимонов: Спаси Господи владыка и благословите пожалуйста наших слушателей.
Владыка Серафим: Ну, если благословление, то в первую очередь я хочу для всех слушателей пожелать восприятия обильной благодати Духа Святаго, который носит в себе Премудрость Божественную. И вот эту Премудрость если каждый попросит себе от Бога и будет каким то образом хоть немножечко причастен к Божественной Премудрости, то Божественная Премудрость научит, вразумит, исправит положение дел. Только еще раз призываю всех к покаянию. Кайтесь, как бы утопаем, как бы горим. Вот так нужно взывать Господу. И если Русь Святая помолиться и будет взывать к Господу о покаянии, о помиловании, то конечно Господь помилует, Господь простит грехи и неправды нашим соотечественникам. И опять таки пошлет Духа Святаго, для того чтобы обновить лице земли. Пусть благословение Божие будет всегда с вами. Да утешит вас Воскресение Христово.
Филимонов: Спаси Господи, да хранит вас дорогой, возлюбленный о Господе владыка, и многая вам лета и проповеди Божией народу Христову.
Владыка Серафим: Спаси Господи.
Филимонов: Вот такая беседа, дорогие братья и сестры, состоялась у меня с замечательным подвижником православия, епископом Белоцерковским и Бугуславским Серафимом. Я думаю каждый из вас самостоятельно сделает выводы из этой беседы.