из 20-й главы Апокалипсиса:
« И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить,
и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие,
которые не поклонились зверю, ни образу его,
и не приняли начертания на чело своё и на руку свою.
Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.(Откр. 20:4)
Всего же в начале 20 главы Книги Откровение
выражение «тысяча лет» (τὰ χίλια ἔτη) употребляется шесть раз:
2 стих — Сатана скован на тысячу лет;
3 стих — Сатана будет освобожден через тысячу лет;
4 стих — суд, воскресение мёртвых и тысячелетнее царствование воскресших;
5 стих — прочие умершие не воскресли, пока не прошла тысяча лет;
6 стих — блаженство, святость и священство воскресших в первом воскресении;
7 стих — освобождение Сатаны через тысячу лет.
Кроме этих пророчеств, с тысячелетним царством в хилиазме
(ошибочно) связываются отдельные ветхозаветные пророчества.
В Ветхом Завете
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком,
и барс будет лежать вместе с козленком;
и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе,
и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6)
Наступление «Золотого века» предрекал ряд ветхозаветных пророков[1].
Об этом пророчествовали Исайя (например, Ис. 2:2–4, Ис. 11:6–9, Ис. 16:4, Ис. 65:17–25 и пр.),
Иезекииль (Иез. 40-48),
Михей (Мих. 4:1) и другие.
В Ветхом Завете этот период описан как время счастья, здоровья и благоденствия (Ис. 35:5). Искупленные Господом возвратятся на Сион, и вечная радость будет над головами их, они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35:10, Ис. 51:11). В это время земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:9). Тогда будут дружить не только отдельные люди, но и целые народы, люди уже не будут учиться воевать (Ис. 2:4).
Понятие «золотого века» встречается и в некоторых православных пророчествах...
Но не следует это отождествлять с той «тысячей лет».
( продолжение следует )
Прп. Ефрем Сирин:
«Если Христос приидет царствовать с праведными,
а потом возвратится и снова приидет, как Судия; то сотворит Он три пришествия.
Почему ни в одном Писании сего не написано? Да сие и невозможно.
Ибо если бы пришел прежде кончины, то мир, будучи еще тленным,
и праведников подверг бы тлению, и они умерли бы снова, и Сам Он
вкусил бы с ними тления. Но это неправда. Ибо апостол говорит:
лежит всем человеком единою умрети, потом же суд.
Тако,– продолжает, – и Христос единою умре (Евр. 9:27-28),
смерть Им ктому не обладает (Рим. 6:9).Итак, одно есть воскресение праведных и неправедных,
явственно заключенное в кратком мгновении ока…
Ужели праведники после тысячелетнего царствования со Христом
снова предстанут на суд? Да не будет сего…
Воскресшие праведники уже не умирают,
чтобы имело место третье воскресение»
и далее прп. Ефрем Сирин с силой доказывает невозможность
буквального понимания отрывка о тысячелетнем царстве:
«Но требуешь у меня объяснения тысячи лет. И я потребую у тебя
объяснить светильник (Откр. 2:1): камень бел (Откр. 2:17),
теплое питие и изблевание (Откр. 3:16), все, что Иоанн гадательно
представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня
тысячелетнего первого воскресения; то и я потребую у тебя коня (Откр. 6:8),
и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого
апсиноос (Откр. 8:11), горького по свойству, подобно полыни.
Дай мне седмь фиал (Откр. 16:1) и возьми у меня тысячу лет.
Докажи, что жена означает город (Откр. 21:9-10), и представлю тебе
доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою
возносящаяся (Откр. 12:14), сделается Иерусалимом и, собственно,
есть не жена, и дам тебе объяснение на тысячу лет.
Ужели город рождает? (Откр. 12:2). Ужели родившая делается Иерусалимом?
Ужели человек беззакония (2 Фес. 2:3) есть зверь? (Откр. 13:1).
Ужели десять глав соединены у зверя, чтобы им царствовать? (Откр. 13:1).
Ужели от седми есть осмыи, который однако ж не осмыи по числу,
потому что глав седмь, но три главы уничтожились? (Откр. 17:11).
Ужели имя зверя неизъяснимо и так же неименуемо, как имя Божие?
Да не будет сего! Ужели имени зверя не знал тот, кто сказал число имени? (Откр. 13:18).
Сперва известны ему стали слоги, а потом уже разложил имя на буквы;
сперва сам в себе произнес имя, а потом, сложив буквы, сказал число,
то есть, что из букв составляется шестьсот шестьдесят шесть.
Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни.
Ибо если един день пред Господем яко тысяща лет (2 Пет. 3:8), кто
в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить
тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет
в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении
определил тысячею лет».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Аврааму обещал Бог всяческих, что о семени его благословятся все народы;
семенем же его по плоти был Владыка Христос, Который в тоже время имеет
вечную державу и царство непреходящее. На это и указывает упоминание
о тысяче родов, потому что это выражение не означает числа лет, но множество
поколений указывает на неизменность и вечность, или даже на бесчисленность
в единстве» («Беседа на псалом 104», 2).
И в другом месте: «Иное в Писании должно понимать так, как сказано,
а иное в смысле переносном, – напр., когда говорится: "волк будет жить вместе с ягненком" (Ис.11:6).
Мы не разумеем здесь ни волков, ни агнцев, ни пастбищ, ни вола, ни тельца, но под видом
бессловесных представляем нравы людей» («Беседа на псалом 46», 1).
О пророчестве Мих. 4 он говорит так: «Иерусалим был тогда училищем земли,
что и хотевшие получить радость, украситься и просветиться здесь, научались нужному…
Действительно оттуда произошло утешение для всей вселенной, оттуда радость и веселие,
оттуда источники любомудрия, там распят Христос, оттуда вышли апостолы:
"от Сиона выйдет закон и слово Господне – из Иерусалима" (Мих. 4:2)»
(«Беседа на псалом 47», 1)[7].
Свт. Димитрий Ростовский: «Послушаем, что говорит святой Иоанн Богослов: “Сатана скован на тысячу лет” (Откр. 20, 2). Но чем же скован, если не силой крестной? И как он может вредить тебе, если скован? Если же он вредит, то ты должен сковать его, то есть положи на себе знамение Креста Господня, и он будет скован («Поучение первое на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня»).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) в толковании Откр. 20:1-6 опирается на св. Андрея Кесарийского, приводя большие цитаты из него. Кроме того, он пишет: «Тысяча лет, по объяснению, общепринятому Святою Церковию, не знаменует здесь определенного числа годов, а знаменует весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено… С начала этого тысячелетия открылось и ныне продолжает открываться первое, таинственное, существенное воскресение мертвых; оно будет продолжаться до конца времен»[9].
Многие отцы прямо отождествляют начало тысячелетнего царства и первое пришествие Христово.
Прп. Иосиф Волоцкий: «Для Священного Писания это обычно — называть тысячею неопределенное количество лет. Так и великий Иоанн, Богослов и евангелист, говорит в своем Откровении, что будут поклоняться непорочному Агнцу тысячу лет, прославляя Христа (Ср.: Откр. 20, 4 — 6.). Исходя из этого, некоторые начали говорить и писать, что после воскресения Христа до прихода антихриста — тысяча лет. Но великий Богослов называет тысячею неопределенное количество лет. А если бы было так, как понимали некоторые, то уже пятьсот лет тому назад не поклонялись бы непорочному Агнцу, Христу Богу нашему, и должен был бы прийти антихрист. Но это не так: ведь Иоанн, как я уже сказал, говорит о неизвестном числе лет» («Просветитель», слово 8).
Свт. Димитрий Ростовский пишет о брани сатаны против людей и Бога: «Он же, ожесточившись злобою и не будучи в состоянии бороться с всесильным Богом, обратил свою ярость на Его святую церковь и, начав с первого Адама и даже до второго Адама, не переставал разорять, пленять и томить людей Божиих, и только уже «вторый Адам, Господь с небесе», укротил силу его, освободил плененных из темницы и самого его связал крепкими узами, как видел святый Иоанн Богослов в Откровении: “И видех ангела сходяща с небесе, имуща ключи бездны, и уже велико в руце его. И ять змия древняго, иже есть диавол и сатана, и связа и на тысящу лет, и в бездну поверже его, и заключи его, и запечатле его, да не льстит языки” (Апок. 20:1-3). Сие толкуется святыми отцами в применении к “Ангелу великого совета”, ко Христу Господу, победившему диавола. Однако же жестокосердый демон, даже связанный, не прекращает своего злого предприятия, но посылает своих рабов и угодников, поганых и еретиков, чтобы они вели борьбу с Церковью» (Поучение первое в Неделю седьмую по Пасхе, т.е. в Неделю святых 318 отцев, собравшихся в Никее на Ария).
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «С необыкновенною ясностию, описывая долженствующее совершиться чрез тысячу лет установление духовного царства Христова на земле, Царь-Пророк говорит, что владычество Богочеловека будет распростираться от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя» («Аскетические опыты», т. 2, «Слово о молитве Иисусовой»).
Свт. Феофан Затворник: «Приходит наконец Господь Всемогущий связать (Мф. 12:29) сильного, свергнуть (Лк. 10:18) с престола, изгнать (Ин. 12:31) вон и заключить (Апок. 20:3) в бездну, а нам возвратить опять свободу в истинном служении Богу, восстановить владычество Божие, воздвигнуть в нас и чрез нас благодатное Свое Царство. И вот нам, братие, радость, Богом благословенная! Радуйтесь, ибо устроилось Царствие Божие. Сам Господь пришел в мир, совершил дело искупления нашего, основал Церковь Святую, и ею спасает приходящих чрез Него к Богу» («Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни», Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы).
Один из святых отцов, сщмч. Андроник (Никольский), относил исполнение Откр. 20:7 (освобождение сатаны из темницы и собирание им народов на брань со святыми) к своему времени[10]. Следовательно, предшествующие стихи уже должны были совершиться, т.е. тысячелетнее царство началось к моменту, когда он писал эти строки.
Связывание и разрешения змея (Откр. 20:2-3) прп. Ефрем Сирин объясняет следующим образом: «Иоанн сказал о двух пришествиях, в которые змий то связывается, то разрешается. Он связан в первое пришествие, как сказал Христос: Се, даю вам власть наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10:19); разрешен же, опять на краткое время, как говорит Павел, за то, что нечестивые не поверили истине: ...послет им Бог действо льсти, во еже веровати имнеправде, да суд приимут вси не веровавшии истине(2 Фес. 2:11-12). Посему и Спаситель сказал о разрешении змия, так как у него будет много силы, якоже соблазнити, аще возможно, – говорит Христос, – и избранные Моя (Мф. 24:24)».
Множество отцов толкуют первое воскресение (Откр. 20:5) не как воскресение перед тысячелетием, а как совершающееся в живых людях после пришествия Христова вплоть до наших дней. Это ясно показывает, что тысячелетие уже идет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Первое воскресение совершается при посредстве двух Таинств: Крещения и покаяния. Чрез Святое Крещение воскресает душа от гроба неверия и нечестия, или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии; а чрез покаяние уже верующая душа воскресает от смерти, нанесенной ей смертными грехами, или нерадивою, любосластною жизнию, по Крещении. Совершитель воскресения — Дух Святой. Се воскресение первое, состоящее в оживлении души из ее смерти верою в Господа Иисуса Христа, в омовении грехов Святым Крещением, в жизни по завещанию Христову и в очищении покаянием грехов, соделанных после Крещения».
Говоря о событиях дня Пятидесятницы, свт. Игнатий (Брянчанинов) замечает: «Господь, поправ смертию смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во-первых, даровал воскресение душою Своей Пречистой Матери и Своим Апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душою святой Иоанн Богослов называет воскресением первым (из первого умерщвления, из умерщвления грехом, над которым смерть вторая, то есть вечная погибель, уже не имеет власти» («Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери»).
Св. прав. Иоанн Кронштадтский: «Впрочем и всякая иная церковь христианская, во все продолжение спасительного периода св. крещения (или первого воскресения, именуемого Блаженным тысячелетним царствованием Иисуса Христа на земле), привлекала и будет привлекать к себе обращающихся иудеев в награду за сохранение Слова Истины, ибо Светильник Истины дает Себя знать издалека и видится теми, которые искали Его» («Начало и конец нашего земного мира», часть 1).
Свт. Тихон Задонский: «Так и грешник, когда очувствуется и от грехов к Богу обращается, уже как бы лицом к Нему стоит, и воздает Ему почитание, как Богу и Создателю своему, внимает святым Его устам, и что в Писании Святом говорит, то все и исполнять старается, и везде, где ни находится, душевными очами и верою видит перед собой Бога, а всякого греха в деле, слове и помышлении опасается, чтобы не прогневать Его. Об этом говорит пророк: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс.15:8). Это истинное обращение, истинное пробуждение от греховного сна, истинное покаяние, истинное воскресение душевное! Блажен человек, который так воскреснет и пребудет в том до конца! Воистину такой воскреснет в последний день не в смерть, а в жизнь и блаженство вечное! “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти” (Откр. 20:6)» («Сокровище духовное, от мира собираемое, 71). В другом месте свт. Тихон подобным образом пишет: «Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: “Изыдут творившие добро в воскресение жизни” (Ин. 5:29). “Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом” (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся» («Об истинном христианстве, ч. 2, ст. 1, гл. 5).
Сщмч. Фаддей (Успенский): «Если до Христа язычники были исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1:29), делали всякую нечистоту с ненасытимостью (Еф. 4:19), то по пришествии Христа как процвела эта духовно мертвая пустыня! Как люди, всецело прежде сердцем привязанные к земле с ее страстями, бросали все земное по одному слову Христа: “Иди за Мной” или слагали свои достояния к ногам апостолов! Какой приток новой духовной жизни почувствовали они в себе, если никакие гонения мира, страдания и смерть не могли отнять у них радости Христовой (Ин. 16:22)! Это – “воскресение первое”, духовное (Откр. 20:5), от умерщвляющих дух страстей» («Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице»).
Несколько иначе толкует два воскресения прп. Ефрем Сирин: «Наименовал же первое и второе воскресение потому, что два чина святых в двух Заветах, и тем хочет показать, что святые новозаветные восстанут в первом достоинстве, а святые ветхозаветные – во втором; между тем как воскресение будет одно и совершится в одно и то же время, как и Павел сказал: вострубит бо, и вси мертвии восстанут (1 Кор. 15:52). А что два чина наименовал первым и вторым воскресением, подтверждает сие Апостол: ...начаток Христос, потом же Христу веровавшии… таже кончина (1 Кор. 15:23-24). Так же, что одно и в одно время будет общее всех воскресение, опять говорит о сем Павел: яко Сам Христос в повелении, во гласе Архангелове... снидет с небесе... и в трубе, то и сказал посему: мы живущии. Почему же святые именуются живыми? Потому что Христос сказал: идут сии... в живот вечный (Мф. 25:46), и потому что для праведных есть достоинство именоваться живыми… Но главное в сказанном о воскресении есть то, что оно одно, потому что все мы воскреснем вскоре, во мгновении ока(1 Кор. 15:52)».
С понятием первого воскресения связана смерть вторая. Отцы ясно различают первое воскресение, совершающееся сейчас, от смерти второй, ожидаемой в будущем.
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Смерть вторая, то есть окончательное осуждение на вечные адские муки и предание им, не имать области над воскресшими первым воскресением; воскресшие им будут иерее Богу и Христу и воцарятся с Ним тысящу лет. Это царствование священников Божиих в Духе Святом не может быть прервано разлучением души от тела: оно развивается и упрочивается им. Егда скончается тысяща лет, исполнятся времена, и созреет весь словесный плод земли, — последует воскресение второе, воскресение тел. После него усугубится блаженство праведников, благовременно воскресших первым воскресением; усугубится после него смерть отверженных грешников, лишившихся первого воскресения».
Свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский: «Слово Божие понимает смерть не в одном только смысле расставания человека со своим земным телом, но и в смысле потери человеком благодати Божией. Эта последняя, абсолютно ужасная смерть, есть смерть души, или, как говорит Апокалипсис: "смерть вторая" - смерть для праведности, для чистоты, для блаженства, для добра, - вечной жизни в Боге. Но эта смерть не имеет власти там, где души спасены и преображены силой Христовой. "Смерть и ад отдали мертвых" (Откр. 20, 13). Самая святая и высшая смерть человека — смерть его для зла, для греха. Смерть для самой смерти… Человек умирает, чтобы не умирать больше… Воскрешенный во Христе есть человек, умерший для зла» («Беседы с русским народом», глава «Врата в жизнь»).
Подобным образом многие святые отцы толкуют как относящиеся к теперешнему времени такие ключевые понятия тысячелетнего царства, как престолы святых, соцарствие святых со Христом и их суд (Откр. 20:4-6).
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Престолы святых — их господство над страстями, над самыми демонами, над недугами человеческими, над стихиями, над зверями, обилие их духовных дарований. Им дан суд, то есть рассуждение духовное, которым они обличают грех, как бы он ни был прикрыт благовидностию, и отвергают его; им дан суд, которым они судят ангелов тьмы, приемлющих вид Ангелов, и не дозволяют им обольщать себя. Они не поклонились ни зверю, ни иконе его: ни антихристу, ни предызображавшим его гонителям христианства, требовавшим от христиан отречения от Христа и отвержения Его всесвятых заповеданий. Они не прияли ни на челах, ни на десницах начертаний врага Божия, но, усвоив себе ум Христов, постоянно выражали его в образе мыслей и в образе действий, не щадя крови своей для запечатления верности Христу, и потому воцарились со Христом. Для них нет смерти! для них разлучение души с телом — повторим вышеприведенную мысль Василия Великого — не смерть, но переход от скорбного земного странствования к вечной радости и упокоению».
Наконец, очень знаменательно умолчание о тысячелетнем царстве
у всех остальных отцов, включая прп. Иоанна Дамаскина, составившего
полный учебник по догматике («Точное изложение православной веры).
Отцы доказывают наступление вечного царства Божия сразу после
единственного Второго пришествия Христова, тем самым опосредованно
опровергая хилиазм.
Все это убедительно доказывает, что хилиазм остался частным богословским мнением
нескольких отцов первых веков. Напротив, церковное учение говорит нам о единственном
ожидаемом пришествии Христовом, единственном воскресении мертвых и Суде,
после которого наступит вечное, а не временное Царство Божие для праведников
и вечная мука для грешников.