о ценности человеческой души:
Слово 60
Желающему поистине предать себя Господу ради обетованного в будущем наследия Царства
необходимое борьбе с диаволом, который всеми способами и всячески воюет с каждой душою,
прежде всего вооружиться крепкой верой и твердой надеждой, чтобы с помощью сего быть
в силах угасить разожженные стрелы лукавого. Воюя с душою всевозможными способами,
противник пользуется бесчисленным множеством приемов, желая ослабить в человеке
его намерение и лишить его надежды и любви к Господу; либо, действуя через злых духов,
он нагоняет на человека мучительную тоску, либо влагает в душу отвратительные, пустые
и срамные мысли и напоминает ему о его прежних грехах, — все это с той целью, чтобы
человек, посчитав, что ему невозможно спастись, отошел от своего намерения (послужить Господу)
и опустился; или же, внушая человеку, что все это неблаголепие дурных и суетных мыслей
явилось порождением его души, а никак не внушением со стороны врага Божия, духа лжи в мире,
— этим привести ее в полное отчаяние и безнадежие. И если бы лукавый взялся бороться
с душою всеми этими способами, пусть душа никак не теряет надежду на Бога, но, наоборот,
пусть еще крепче держится Его как Единого благого и милосердного и могущего исцелить
ее душевные немощи, всегда любя Его и помышляя в себе: «Если я отойду от Бога и от
устоя подвижнической жизни, то передо мною нет другого пути, как только гибель и ад,
— и этим я сам себя отдаю в руки моему злоумышленнику». Таким образом, если бы случилось,
что враг ежедневно метал в каждого из наших братий бесчисленное множество разожженных
стрел злых страстей и неуместных и дурных мыслей с той целью, чтобы ослабить нас
и совратить с праведного пути и привести в отчаяние, то пусть каждый еще больше
прибегает к Богу и возлагает надежду на Него, потому что Господь желает таким образом
испытать прибегающие к Нему души, для того чтобы изведать: действительно ли люди,
возненавидев все, возлюбили единого Бога и, перетерпев много зла от огорчений, насланных
на них диаволом с той целью, чтобы они, уныв, не прибегали к Богу и не исполняли Его волю,
они приобрели еще большую любовь к Нему, презрев бесчисленное множество смертей
и возлюбив Его единственного и возжелав быть Его наследниками, а все свое усердие
и весь свой труд и подвиг посчитали за нечто малое, признавая себя неспособными сделать
что–либо, достойное обещанных благ. Потому что, если сравнить тысячу лет этого века с вечным
и нетленным миром, это как если бы кто взял малую песчинку от всего песка в море:
так обстоит дело в отношении нескончаемого и беспредельного века праведников в Царстве Небесном.
Таким образом, души, подвизающиеся с таким сознанием и претерпевающие в такой надежде
и стойко выдерживающие, по надежде на Господа, всякие скорби, не постыдятся: они обретены
испытанными в искушениях, по реченному: «Кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли,
или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» и проч. (Рим. 8, 35);
и еще: «Скорбь терпение соделывает, терпение же искусство, искусство же упование» (Рим. 5, 3–4).
И Господь говорит: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). И еще:
«Претерпевший до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). Таким образом, переносимые от врага
скорби людям, если они их доблестно переносят с надеждой на Бога и великодушием, служат им
в опору и утверждение и делают их еще более испытанными. Ты только подумай: если бы тебя
поставили единственным царем всей земли, и тебе единому принесли сокровища всей вселенной,
и если ты единый воцарился и возобладал вселенной с тех пор, как был создан человеческий род
и до конца века, но вот за это тебе пришлось бы обменять Царство Небесное, то есть царство,
не имеющее ни конца, ни предела, на жизнь неистинную, невечную и не нескончаемую.
Несомненно, что, если ты правильно обсудишь дело, ты скажешь: «Да не будет мне обменять
нетленное и нескончаемое Царство на тленное царство». Как и Господь сказал:
«Кая бо польза человеку, аще мир весь обрящет, душу же свою отщетит?
или что даст человек измену за душу свою?» (Мф. 16, 26.) И таким образом единая душа
драгоценнее и славнее всего мира и царства и его денег и славы, не только по той причине,
что Царство Небесное ценнее (всего этого), но и вследствие того, что Бог ни с одним из Своих
творений не соблаговолил, действом Духа, соединить Свое естество и истощить его
(то есть снизойти до уровня твари): ни с небом, ни с солнцем, ни с луной, ни со звездами,
ни с морем, ни с землей, ни с какой иной из видимых тварей, — как только с человеком,
любящим Его сверх всего. Итак, если великие вещи сего мира, как богатство и самое все царство,
здраво рассудив, мы не возьмем взамен на вечное и Небесное Царство, то почему же многие из нас
обменивают его на вещи, тяжело достающиеся и (в то же время) ничего не стоящие, как, например,
— на стремление к чему–то в мире, или на пустую славу, или на бесчестную наживу?! Потому что то,
что человек любит в этой жизни, и то мирское и тленное, к чему он как–то привязывается, это и есть то,
на что обменивается Царство Небесное: ибо то, что человек любит, то и становится его богом,
как сказано: «Имже кто побежден бывает, сему и работен есть». Поэтому человеку, истинно
стремящемуся к вечной жизни и желающему получить Царство Небесное, необходимо быть выше всего
и над всем, что имеется в этом мире, и переступить все границы мирского и всякую земную славу,
и освободить себя от всех материальных уз, и возлюбить только небесную Христову славу,
и не примешивать к этой любви ничего иного, и ничего не любить из принадлежащего этой жизни.
Потому возымевшие истинную любовь к Богу, как бы обоюдоострый меч, отсекают от себя всякую
иную любовь и рассекают всякие земные узы, и ничто из видимых вещей сего мира не может
удержать эту душу в своей власти, никакое удовольствие, ни слава, ни богатство, ни плотские узы,
и отнюдь ничто из материальных вещей, но душа, любящая только Бога, вместе с Ним ничего другого
из принадлежащего сему веку не любит.