Чтоб в 20 году появился антихрист, мы уже должны были три года
или хотя бы что то услышать о пророках Енохе и Илии,
или увидеть или потрогать одного из них. Так или нет?Или учение Церкви в старый сундук под замок как антиквариат
Надо бы выделить и собрать в одном месте то, что сообщает Священное Писание и предание о борьбе Еноха и Илии...
вроде бы оно не даёт чёткой и ясной последовательности событий.
Об Енохе и Илии
Откр.11:3. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
Откр.11:4. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.Многие учители думали, что эти два свидетеля, Енох и Илия,
при кончине мира получат от Бога время для пророчествования
в три с половиною года, означенных тысяча двумястами шестьюдесятью днями.«Облечение во вретище» означает, что тогда все живущие и отвращаемые
от антихристовой прелести будут достойны плача и сетования.Под видом двух маслин и двух светильников указал на них и пророк Захария (Зах. 4:2, 3, 11–14),
так как пища для умного света состоит в елее добрых дел.Откр.11:5. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их;
если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Откр.11:6. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их,
и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.«И иже восхощет обидети их». О, пречудная Благодать Божия! Ибо она предлагает для раны равносильное врачество.
Антихрист по действию диавола своими ложными знамениями и чудесами будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей;
также и Бог вооружит этих святых Своих силою истинных знамений и чудес, чтобы они светом и истиною отвергли мрак и ложь
и обратили обольщенных на путь правды словом вразумления или наказанием: бездождием, огнем, изменениями стихий
и подобным, а самого обольстителя обличили, не претерпев от него зла до окончания своей проповеди.Откр.11:7. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
Откр.11:8. и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.Когда станет известно об удалении от его прельщении, "зверь," то есть антихрист,
выйдет из темных и преисподних мест, в которые был ввержен диавол, и убьет их
по попущению Божию, а тела их оставит непогребенными в Иерусалиме, древнем и разоренном,
где пострадал Христос. В этом городе антихрист утвердит свое царство и престол царский
наподобие Давида, сыном которого по плоти был Христос, истинный Бог наш, чтобы показать этим,
что он есть Христос, исполняющий пророчество: «возставлю скинию Давидову падшую,
и возгражду падшая ея» (Ам. 9:11), которое иудеи, заблуждаясь, относят к его пришествию.Откр.11:9. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною,
и не позволят положить трупы их во гробы.
Откр.11:10. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу,
потому что эти два пророка мучили живущих на земле.Иудеи и язычники, обольщенные ложными чудесами антихриста и написавшие имя его неизгладимо в своих сердцах,
не позволят предать погребению тела святых и будут радоваться, что избавились и освободились от наказаний,
которые терпели для своего же вразумления, не понимая, что Господь «кого любит, того наказывает, и бьет всякого сына,
которого принимает» (Евр. 12:6), и «браздами и уздою» привлекает к Себе не приближающихся к Нему (Пс. 31:9),
чтобы хотя по принуждению они обратились на правый путь, с которого совратились чрез обольщение.А мы должны молиться Господу: «Благо нам, что мы пострадали, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71);
«Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас» (Пс. 84:5),
и «не входи в суд с рабами Твоими» (Пс. 142:2). Ибо судими от Тебе, человеколюбивого Владыки,
наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор. 11:32) и избежим вечных мук чрез малое наказание,
потому что Ты богат Своими щедротами, Христе Боже наш, и Тебе подобает благодарение, слава,
честь и поклонение со Отцем и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Статья тридцать первая
О воскресении умерщвленных антихристом двух пророков Божиих
Откр.11:11. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них.
Откр.11:12. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке;
Умерщвленные на столько же дней, сколько лет они пророчествовали, они снова взойдут на небо на Владычней колеснице – облаке, к стыду и страху тех, кто увидит это.
и смотрели на них враги их.
Откр.11:13. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих;
«И в той час трус бысть велий». Может быть, тогда произойдет землетрясение и видимым образом, но в духовном смысле, мы думаем, это означает переход колеблющихся к постоянству и твердости. Падение десятой части города означает падение нечестия, неисправленного вознесением пророков, тогда как некоторые будут спасены. «Семь тысяч» погибших указывают на тех, кто привязан ко времени настоящей жизни, измеряющемуся числом семи дней, и не ожидают восьмого – воскресения; они будут убиты в геенне огненной вечною мукою – второю смертию. Но может быть, это и семь тысяч иудеев, которые покорятся и уверуют в антихриста.
и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.Откр.11:14. Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.
«И даша славу Богу». По наказании нечестивых и прославлении мучеников за Христа
удостоившиеся спасения восхвалят Бога. За вторым бедствием после седьмой трубы идет третье горе.
В книге пророка Захарии читаем: Что значат, те две маслины...
Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото...
И сказал он: это два, помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
О том же. что под двумя маслинами пророк Захария разумеет двух пророков — Илию и Еноха
— сообщает нам святой Андрей Кесарийский, ссылаясь на то, что и в Апокалипсисе они
также называются двумя маслинами.
В книге пророка Малахии один из свидетелей прямо называется по имени:
Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением Дня Господня, великого и страшного.
Святые отцы: Ефрем Сирин («Слово на пришествие Господне»)
и Иоанн Дамаскин («Точное изложение Православной веры») определенно указывают,
что в лице двух свидетелей, долженствующих явиться перед кончиной мира,
следует разуметь святых пророков Илию и Еноха.
Предание Церкви, выраженное в наших богослужебных книгах, также говорит
о буквальном понимании предсказания слова Божия о явлении Илии и Еноха
перед концом мира, не давая никаких оснований для иносказательного толкования.
В Синаксаре, читаемом в Неделю мясопустную, говорится: «Прежде же седмих лет,
якоже глаголет Даниил, приидет Енох и Илия, проповедаюше людям не приймати его (антихриста):
сей же есмъ их умучит, таже и главы их отсечет» (Триодь Постная).
В службе святому пророку Илии, в стихире на «Господи, воззвах», поется:
«Илие Фесвитянине, нетленна тя сотвориши,
еже не видети смерти, дондеже убо проповеси всяческим кончину»;
в тропаре пророк Илия именуется «вторым Предтечей пришествия Христова»,
также и в седальне по полиелее — «пророче и Предтече пришествия Христова, Илие великоимените».
В Четьи-Минеи (20 июля) мы читаем: «Святой Пророк Божий Илия, огненной колесницей с плотию взят был,
жив есть даже и сейчас, в плоти виден был во время Преображения Господня на Фаворе тремя Апостолами
и снова будет виден плотскими смертными человеки перед Вторым Господним на землю Пришествием.
Избежав прежде от меча Иезавелина, пострадает в то время от меча антихристова, и не только как пророк,
но как мученик большой славы сподобится от праведного Мздовоздаятеля Бога».
В Прологе на тот же день говорится: «Сей Илия и Второму Пришествию Христову с Енохом прийти имать,
к обличению нечестия антихристова и утешению верных».
Из вышеприведенных священных слов можно уяснить себе, что
а) Илия и Енох будут одеты во вретише;
б) будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней;
в) облекутся властью — заключать небо для бездождия, обращать воду в кровь и посылать на землю всякие болезни;
г) через тысячу двести шестьдесят дней, т. е. по окончании своего служения, вступят в борьбу с антихристом и, как побежденные, будут им убиты;
д) тела их без погребения будут лежать в Иерусалиме на улице три дня с половиной;
е) после сих дней на глазах у всех воскреснут и на облаках вознесутся на небо; и
ж) сделается землетрясение, от которого разрушится десятая часть города.
Но, несмотря на все божественные предостережения, большинство людей по свойству своего
плотского разума не только не увидит всей фальши во внешнем поведении антихриста, но,
напротив, будет им восторгаться и прославлять. «Когда многие сословия и народы увидят такие
добродетели и силы антихриста, все возымеют одну мысль... провозгласить его царем,
говоря друг другу: найдется ли еще человек столько добрый и правдивый» (Святой Ефрем Сирин).
Впечатления от актерского поведения антихриста, являющего себя всюду божественным посланником,
истинным Мессией, будут столь сильными, что даже, несмотря на грозные обличения его
пророками Илией и Енохом, его прежде всех провозгласит своим царем народ иудейский.
Прот. Б. Молчанов «Антихрист»
про Илию и Еноха говорили нечто также и святой равноапостольный Косма Этолийский,
преп. Гавриил Ургебадзе и преп. Нил Мироточивый.
" Пророки же будут убеждать людей не принимать печати Антихриста.
Они будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью Антихриста,
тот спасется, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати.
И да знаменуется каждый честным крестом, творя знамение на всякий час, ибо печать крестная
освобождает человека от муки адской; печать же Антихриста приводит человека в муку адскую.
Если алчете и требуете еды, малое время потерпите, и Бог, увидев терпение ваше,
пошлет вам помощь свыше; вы оживотворитесь помощью Бога Вышняго. Если же не окажется терпения,
будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом."
«От нечистой блудной девы родится антихрист...
Мир будет воображать, что сей антихрист кроток и смирен сердцем,
а на самом деле он будет по сердцу лисицей, по душе - волком.
Смущение людей будет его пищей. Когда превращаться будут люди,
тогда живопитаться будет антихрист. Смятение же людей будет сие:
осуждение, зависть, злопамятство, ненависть, вражда, любостяжание,
мужестрастие, забвение веры, прелюбодейство, похвальба блудом.
Это зло будет пищей антихриста.
Как Христово брашно было исполнение Воли Отца Его,
так брашно антихриста будет исполнение воли отца его диавола.
Этим будет живопитаться антихрист.И сделается антихрист главой над городами, над селами и над округами сел,
после того как не окажется никакой главы в селах, городах и округах сельских.
Тогда он захватит власть над миром, станет распорядителем мира, начнет властвовать
также и над чувством человека. Люди будут верить тому, что он будет говорить,
потому что он будет действовать как единодержец и самодержец на погубление спасения.
То есть люди, и без того сделавшиеся сосудами диавольскими, возымеют крайнее доверие
к антихристу, сделают его всемирным единодержцем и самодержцем, так как он будет
орудием диавола в последней попытке его истребить Христианство с лица земли.Находясь в погибели, люди будут думать, что он есть Христос Спаситель и что он содеет их спасение...
Итак, когда антихрист будет налагать печать свою на людей, сердца их будут делаться как бы мертвыми.
И тогда антихрист начнет печатать людей своей печатью, якобы для того, чтобы знамением сим
спасать их от бедствия, ибо только имеющим печать, согласно Апокалипсису (Апок. 13, 17), будет продаваться хлеб.Многие будут умирать на дорогах. Люди сделаются, как хищные птицы, набрасывающиеся на падаль,
будут пожирать тела мертвых. Но какие люди будут пожирать тела мертвых? Те, которые запечатлены
печатью антихриста. Христиане, хотя им не будет ни выдаваться, ни продаваться хлеб за неимением ими
на себе печати, не станут есть трупы. Запечатленные же, несмотря на доступность им хлеба, станут
пожирать мертвецов. Ибо, когда запечатлеется человек печатью, сделается сердце его еще более
бесчувственным. Будучи не в силах выносить голод, люди будут хватать трупы и где попало, сев
в стороне от дороги, пожирать их. Наконец умертвится и сам, запечатленный антитипом...
О, несчастен тот, который запечатлеется этой проклятой печатью! Эта проклятая печать наведет
великое бедствие на мир...Когда же проклятая слава увидит Еноха и Илию, проповедующих и говорящих людям, чтобы не принимали
печати антихриста, то повелит схватить их. Они же будут убеждать людей не принимать печати антихриста,
будут говорить, что, кто явит терпение и не запечатлеется печатью антихриста, тот спасется и Бог непременно
примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И да знаменуется каждый Честным Крестом,
творя знамение Креста на всякий час, ибо Печать Крестная освобождает человека от муки адской,
печать же антихриста приводит человека в муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время
потерпите и Бог, увидав терпение ваше, пошлет вам помощь свыше. Вы живонасытитесь помощью Бога Вышнего.
Если же не окажете терпения, будете печататься печатью сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.Люди будут говорить Еноху и Илии: «Почему же благодарны антихристу те, которые приняли печать?»
Тогда скажут Енох и Илия: «Они благодарят, но кто благодарен? Не люди это благодарят, а печать сама
только благодарит. И что такое есть их благодарность? Их благодарность есть то, что воссел в них сатана,
вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним делается. Тот, кто печатлеется
печатью антихриста, становится демоном. Хотя утверждает, что якобы не чувствует ни алчбы, ни жажды,
однако алкает и жаждет еще больше, и не только больше, но в семь раз больше против вас.
Потерпите только малое время. Не видите разве, что тот, кто принимает печать антихриста, не будет жить?
Ужели вы также желаете погибнуть с печатью в муке вечной, чтобы там быть с теми, которые запечатлелись ею,
«идеже плач и скрежет зубов»? И иными многими увещаниями будут проповедовать людям Енох и Илия.Услышит антихрист, что проповедуют два человека, называющие его льстецом, чародеем, обманщиком
и коварным диаволом. Услыхав это, разгневается, повелит их схватить, привести к себе и с льстивыми словами
обратится к ним: «Какие вы погибшие овцы, ибо не запечатлены царской печатью!» Тогда скажут Енох и Илия:
«Льстец и обманщик! Демон! По твоей вине столькив души погибли в аду! Препроклята печать твоя вместе со славою твоею!
Эта твоя проклятая печать и преоскверненная слава низвели мир в погибель. Твоя погибель довела мир до сего состояния,
скончался мир, и настал ему конец...» Такия слова услышит антитип от Еноха и Илии и скажет им:
«Как смеете вы так говорить предо мною, самодержцем и царем?»
И ответит Илия: «Царство твое презираем, а славу твою проклинаем, вместе с печатью твоей».
Тогда разгневается антихрист, услыхав такой презрительный ответ, сделается как бешенный пес,
и собственными руками убьет их.По убиении же Еноха и Илии выпустит антихрист всезлейших чад своих. Эти чада, или духи зла, суть:
прелюбодеяние, блуд, мужеложство, убийство, хищение, воровство, неправда, ложь, мучительство,
продажа и покупка людей, покупка мальчиков и девочек для блужения с ними подобно псам на улицах.
И повелит антихрист духам злым, послушным ему, довести людей до того, чтобы люди в десять раз
делали бы больше зла, чем раньше. Исполнят всезлейшие чада его сие повеление погибельное
и устремятся на уничтожение человеческой природы многообразием беззаконий. От усиленного напряжения
и крайней энергией его всезлейших чад погибнет чувственно и мысленно природа человеческая в людях...
Деяниями же лукавства своего эти люди превзойдут демонов и будут — один дух с демонами.Увидит антихрист, что человеческое естество стало лукавее и суетнее, нежели злейшие чада его,
весьма возрадуется о том, что зло в человечестве приумножилось, природные свойства человеческие
утратились и стали люди лукавее бесов... И вот на антихриста, радующегося при виде человеческого зла,
найдет внезапно свыше «меч обоюдоострый», которым он будет поражен. И исторгнется нечистый дух
его из преоскверненного его тела.Со смертью антихриста настанет конец убийству в людях.
Каин положил начало убийству, антитип же (антихрист) соделает конец, то есть на нем оно окончится.
Как мы знаем, согласно общепринятым толкованиям Апокалипсиса, перед концом мира на землю
Богом будут посланы праведный Енох и пророк Илия. Однако, по мнению некоторых толкователей,
будет и третий исключительный посланник Божий во времена антихриста - сам автор Апокалипсиса,
апостол и тайнозритель Иоанн Богослов.
Согласно этой точке зрения, апостол Иоанн, как и Енох и Илия, не умер, но, по воле Божией,
был живым с телом взят на небо, чтобы перед кончиной мира вновь проповедовать на земле.
Указания на это можно найти как в церковном Предании, так и в Священном Писании,
а именно - в Евангелии от Иоанна и в Апокалипсисе.
В кратком жизнеописании святого Иоанна Богослова, помещенном в богослужебном Евангелии,
так говорится о кончине апостола: «поживе лет 120 и по сих живого себе тамо (в Ефесе) погребе Божиею волею».
В Житии апостола Иоанна Богослова читаем: "Когда апостолу исполнилось более ста лет,
вышел он из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть,
время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень,
начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу,
он заповедал Прохору идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Преподав еще наставление
ученикам своим и поцеловав их, апостол сказал: "Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею".
И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его
даже до шеи, положили на лице его покрывало, и поцеловав еще с большим плачем покрыли его совсем.
Услыша об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма
не мало плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И всякий год, в восьмой день месяца мая,
появлялось из гроба его благовонное мvро (в слав. тексте жития - «прах тонкий») и по молитвам
святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого во веки веков, аминь»
(«Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»:
Сентябрь. - Москва, 1902 г., Синодальная Типография, с. 590)[4].
И в Житии святой мученицы Ермионии сказано:
«Святой апостол Филипп, крестивший вельможу Эфиопской царицы Кандакии, имел четырех дочерей,
о коих евангелист Лука замечает, что они были пророчицами и девами. Их них Ермиония и Евтихия
отправились в Асию, ища святого Иоанна Богослова, но не нашли его, ибо Господь преложил его,
как некогда Еноха и Илию» («Жития святых, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского»: Сентябрь. - ... с. 113).
На месте погребения апостола Иоанна (в нынешней Турции) ежегодно, именно в восьмой день мая
(видимо, такая дата символизирует вечный «восьмой день»), стал появляться тончайший розовый прах,
который собирали верующие для исцеления от различных болезней. Ради этого чуда исхождения
«тонкого праха» Церковью и установлено празднование святому апостолу Иоанну 8 (21) мая.
А мощей этого великого святого не имеется, как нет и никаких сведений о его теле (кроме сведений
об исчезновении тела из зарытой могилы) или мощах. У других же апостолов Христовых
имелись святые мощи и истории этих мощей.
«ХОЧУ, ЧТОБЫ ОН ПРЕБЫЛ, ПОКА ПРИДУ»
В Евангелии Спаситель, отвечая Петру на вопрос о судьбе Иоанна, говорит: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». «И пронеслось это слово между братиями, - замечает апостол Иоанн, - что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?» (Ин. 21, 21-23).
«Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном безсмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, - поясняет святой праведный Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, сказанной по поводу этих слов, - были ответом на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Сей же что? То есть, если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: "Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т.е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда".
И прежде сего - до страданий Своих - Господь говорил прикровенно о том же безсмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом "Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк. 9, 1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном[5].
Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а "доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия" Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), - хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково безсмертие возлюбленного ученика Христова!»[6].
Блаженный Августин, епископ Иппонийский (†430), писал: «Наконец, вручая овец своих любящему и трижды исповедавшему свою любовь Петру, Он говорит, что этот же Иоанн по Его воле может жить до Его пришествия (Ин. 21, 15-25), чем, по моему мнению, Он научил нас высокому таинству, а именно: что само евангельское служение Иоанна, уносящее его к чистейшему свету Слова, где умственному взору предстает единство и неизменяемость Троицы, и весьма отличающее его от прочих как человека, в понимании которого Слово стало плотью, - (это служение) может быть точно познано только тогда, когда Господь явится Сам; поэтому Иоанн так пребудет, пока Он явится; и будет он пребывать в вере верующих, а после явится для созерцания лицом к лицу, когда придет Жизнь наша, и мы явимся с Ним во славе» («О согласии Евангелистов», кн. 4-я, гл. X).
В трудах святителя Фотия, патриарха Константинопольского (†891), находят следующее место, говорящее о тайне апостола Иоанна: «... Енох и Илия и сын грома Иоанн, еще пребывая в теле. Ибо взяв их как начало всякой земной вещи, Творец показал, что хотя и согрешил Адам, но остался с телом. Однако, прожив многолетнюю жизнь, они вкусили наконец смерти, хотя и в мгновение ока. Посмотри на их веру, которая ведется от трех родов: из тех, кто прежде Закона, был взят Енох, их тех, кто после Закона, - Илия, и из тех, кто после Благодати (т. е. Нового Завета), - украшение апостолов. Таким образом, и Адам, если бы не согрешил, жил бы с ними в нетлении. О том, что девственный Иоанн не умер, как Енох и Илия, свидетельствует предание. И то, что в Евангелии говорится о нем, привлекает ум. Ибо Христос сказал о том виде смерти, которым должен был умереть за Него Петр. Петр же, услышав о своей смерти, тут же спросил о евангелисте Иоанне. Очевидно, что он спрашивал ни о чем ином, как о том, как он умрет. И Спаситель ответил: "Если Я захочу, то он пребудет, пока Я не приду, что тебе до того?" Как не то, что он будет пребывать до Его Второго пришествия, - провозвестил воистину Господь? Поэтому и во святых Кирилл воспринял слова Спасителя "иди за мной" как слова о смерти Петра. А слова "И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет" и так далее - не только не противоречат предыдущим, но и согласуются с ними. Ибо Он не говорит, что Иоанн безсмертен, но что он будет пребывать с Енохом и Илией до Его Второго пришествия. Что и сам ученик подтвердил, говоря: "Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?" И понятно, что он опроверг, что он безсмертен, и подтвердил, что он будет пребывать до Второго пришествия.
...совершенно известны времена Еноха, и сколько лет он жил в мире передало Священное Писание, но не потому, что отрицается перемещение праведного вместе с телом. С этим мнением согласуются деяния возлюбленного Иоанна и жизнь, о которой многие рассказывали. Ибо он был помещен, как говорят, Его увещанием в некое место. И разыскиваемый, он не был обретен внезапно, но распространяя святость на то место, в котором он короткое время находился, из которого мы все как из источника святости сие святое поглощаем»[7].
Отдельные современные авторы высказывают предположение, что апостол Иоанн все-таки умер, но был воскрешен по образу воскрешения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, которая вторым, вслед за Господом Иисусом Христом, человеком была воскрешена с Ее преображенным телом. Вот именно этим воскресением, по мнению некоторых исследователей «тайны Иоанна Богослова», по образу будущего всеобщего воскресения мертвых, и был воскрешен Господом Его любимый ученик Иоанн. Иначе говоря, он был третьим человеком на земле, удостоившимся воскреснуть до всеобщего воскресения мертвых, а четвертым и пятым будут Енох и Илия (ср. Откр. 11, 7-12), которые были живыми взяты на небо.
Правильно ли такое мнение, трудно сказать. Думается, что для нас сейчас главное все-таки знать о том, что существуют достаточно веские основания полагать, что апостол Иоанн Богослов должен прийти к нам перед Вторым Пришествием Господним. А то, каким образом он пребывал все это время живым с телом, видимо, пока не дано нам знать в точности; пока это остается тайной.
«ТЕБЕ НАДЛЕЖИТ ОПЯТЬ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ»
В Апокалипсисе Ангел говорит апостолу Иоанну: «Тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах и языках и царях многих» (славянский текст: «... в людех и во племенех и во языцех и в царех мнозех») (Откр. 10, 11).
«Здесь, - объясняет святой Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», - показывается или то, что не тотчас после видения Божественного Откровения исполнится все предсказанное, но через Евангелие и сие Откровение надлежит Блаженному [Иоанну Богослову] даже до кончины мира предсказывать читающим о дальнейшем, - или что он не вкусит смерти; при конце же придет, чтобы препятствовать принятию прелестей антихристовых».
Согласно предположению некоторых толкователей, апостол Иоанн перед концом мира будет проповедовать, главным образом, среди христиан (так как и сам принадлежал к новозаветной Церкви), пророк Илия - среди евреев (как принадлежавший к Церкви ветхозаветной, иудейской), а патриарх Енох - среди язычников (как принадлежавший к допотопному человечеству, к Церкви патриархальной), - в частности, среди индийцев[8] и китайцев, которых проповедь христианства почти еще не коснулась.
«Смерть его осталась тайной, - говорит об апостоле Иоанне выдающийся современный церковный писатель и богослов архимандрит Рафаил (Карелин). - Никто не знает - жив он или умер. В Евангелии сказано, что Господь ответил апостолу Петру, спрашивавшему Его об Иоанне: "Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною". Некоторые из святых Отцов говорят, что Иоанн Богослов вместе с Илией и Енохом придет на землю перед Страшным Судом: Илия будет проповедовать Евангелие преимущественно иудеям, Енох - народам, не познавшим Господа, а Иоанн Богослов - христианам, которые забыли своего Спасителя...» (из проповеди «Об апостоле любви и о сегодняшнем монашестве»[9]).
В книге «Начало и конец нашего земного мира» (2-е изд., СПб., 1904 г.), написанной, по-видимому, под благодатным руководством святого праведного Иоанна Кронштадтского[10], читаем:
«Полагают, что Енох будет благовестником язычников, а Илия Фесвитянин - евреев. Апостольская проповедь евангелиста Иоанна потребуется лучших ради, для восстановления утраченного смысла Христова учения...
Соответственно успеху проповеди Илии Фесвитянина в среде евреев, надобно предполагать, что и проповедь Еноха среди язычников и проповедь Иоанна Богослова среди христиан будет иметь большой успех...
"В руке у Него была книга раскрытая" (Откр. 10, 2). Это судьбы грядущих до конца мира времен, постепенность развития которых открывалась Тайнозрителю, призванному на вторичное дело благовестия в самом конце времени...
"Книжка в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал мне: тебе надлежит опять пророчествовать" (Откр. 10, 10-11), - видим отсюда, что Иоанну Богослову надлежит пророчествовать в самом конце времен о народах и племенах, и языках, и царях многих, где? - среди христианских народов... Проповедь Сына Громова (т. е. ап. Иоанна; см. Мк. 3, 17. - Свящ. А.) будет в христианских странах, а двух светильников (Еноха и Илии) в странах нехристианских».
На «тайну Иоанна Богослова» есть указания и в церковных богослужебных текстах. Так, в праздник Иоанну Богослову на малой вечерне поется такая стихира: «Апостолов верх, Богословия трубу, духовнаго воеводу, вселенную Богу покорившаго, приидите, вернии, ублажим Иоанна приснопамятного, от земли переселяющегося, и земли не отступающаго, но живуща, и ждуща страшное Владыки Второе Пришествие, еже неосужденно срести нам испроси, любимиче, таинниче, Христов наперсниче, любовию совершающим память твою» («Служба и акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову», Смоленск: «Посох», 1993, с. 6; там же см. в акафисте апостолу Иоанну икос 11-й, сс. 53-54).
В «Службе на преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова» из «Минеи Праздничной» (Москва, 1901 г., Синодальная Типография), есть такие слова: «Яко душею девственна тя, и телом, блаженне, Слово избра, Богослове девственниче, и Того Божества чудна показа писца и слугу, иже и от земли преставился еси, не умер, но в Бозе жив, и безсмертен пребывая» (с. 57).
Преподобный Нектарий (Тихонов; †1928) Оптинский в 1924 году одной из своих духовных чад на ее вопрос: «Батюшка, а говорят, что и Иоанн Богослов придет?» - ответил: «Все это будет, но это великая тайна»[11].
«Рассказывали мне, - писал С. И. Фудель (русский духовный писатель; †1977), - [два разных человека], что недавно умерший в Москве епископ Стефан (Никитин; †1963 г.), когда-то духовный сын отца Алексея Мечева, говорил недели за две до смерти о своем убеждении в том, что перед самым концом истории Церковью будет зримо руководить апостол Иоанн, еще не умиравший, но непостижимо где-то сохраняемый Богом для этого последнего своего служения. Так еп. Стефан понимал слова Христовы Петру в 21 главе Евангелия от Иоанна: "если Я хочу, чтобы он (Иоанн) пребыл, пока приду, что тебе?"»[12].
Старец Феодосий Кавказский (1841-1948) говорил, что «в последние времена Апостол любви, - а именно так называли Иоанна Богослова его ученики, - будет проповедовать на Кавказе» (Сборник «Собеседник православных христиан», СПБ., 1995, сс. 31-32).
О прозорливой старице схимонахине Ниле (†1999) читаем: «Более всех святых любила матушка (Нила) святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она говорила, что святой апостол любит Россию и придет к нам во времена антихриста. Одному из своих духовных детей матушка дала такую молитву: "Господи, да будет воля Твоя во мне грешном на всех путях жизни, помози остаться верным Тебе до конца. Пресвятая Богородица, спаси мя грешнаго. Святый апостоле Иоанне Богослове, буди наставником моим, буди предстателем и молитвенником моим пред Господом и Пречистой Его Матерью. Аминь"»[13].