Ответы архимандрита Рафаила (Карелина) на вопросы:
О ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ
[11/03/2012] Надежда спрашивает:
1) Чем скорее и легче всего побеждается уныние?
Ответ: 1) Уныние появляется как следствие привязанности к миру, людям и вещам.
Чем больше мы сократим свои желания и потребности, тем легче будем побеждать уныние.
2) Как вы думаете, всегда ли за грехи мы несем скорби и болезни,
могут ли они быть безусловно прощены Господом в Таинстве Покаяния?
2) По справедливости Божией, за грехи, неочищенные покаянием, следуют скорби
в этой или будущей жизни. Однако скорби и болезни не всегда бывают только следствием грехов,
нередко они даются Богом промыслительно для того, чтобы помнили, что в земной жизни
все временно и непрочно.
Надо благодарить Бога за все, в том числе за скорби.
Если человек исповедовался глубоко и искренне, то надо верить, что грехи прощены Богом,
однако остаются еще страсти и греховные привычки, которые действуют в человеке.
Поэтому никто из живущих на земле не освобожден от борьбы до самой смерти.
[12/03/2012] Елена спрашивает:
Как бороться с осуждением и гневливостью?
Ответ: Чтобы побороть осуждение и гневливость, надо изменить свое отношение к людям,
а именно помнить, что каждый человек имеет в себе первородный грех, как бы рождается
уже больным. Поэтому нельзя осуждать больного за его болезнь, а стараться помочь ему.
Мы гневаемся на людей за то, что они не подчиняются нам, как хотелось бы.
Надо стараться самой служить людям и каяться в своих грехах, а суд над чужими грехами
предоставить Богу.
<...>
Прп. Серафим Саровский говорил:
«Добродетель не груша, сразу ее не съешь».
Лишь бы вы начали бороться со своими страстями,
и если в этом состоянии застанет вас смерть,
то надейтесь, что благодать Божия восполнит недоконченное.
По мысли свт. Феофана Затворника, святые отличались от нас,
прежде всего, постоянной решительностью исполнять волю Божию.
[17/03/2012] Василий спрашивает:
Человек, живущий в миру, как бы рассеян частицами самого себя по миру.
Как он может их вновь собрать, чтобы стать цельным?
Ответ: «Собрать себя» можно только в сердце через молитву.
Наилучший способ к этому Иисусова молитва и память о смерти.
В голове сконцентрироваться невозможно: мысли будут рассыпаться,
сменять друг друга, расползаться по всем сторонам; память будет
выбрасывать в сознании картины прошлых событий и образы грехов,
а воображение строить планы на будущее и занимать ум представлениями
и фантазиями. В такой борьбе человек, в конце концов, устанет и отступит.
Место концентрации мысли и душевных сил — наше сердце. Но чтобы ум,
оторванный от сердца, соединился с ним, надо наложить на ум пост:
контролировать внешние впечатления, сократить информацию, как пищу
в постные дни. Это не только ослабит ум, а сообщит ему бодрость и новые силы,
как телу — разумное воздержание.
Также надо очистить сердце от страстных чувств, которые, если не бороться
с ними, делаются неуправимыми, а потом, через молитву собирать силы души
в сердце. Этот процесс постепенный и продолжительный. Решиться на лечение
и выбрать правильный метод, еще не значит стать здоровым; нужно время,
чтобы организм поборол болезнь и преодолел ее последствия.
Руководства по Иисусовой молитве для нашего времени вы можете найти
в творениях святых Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова).
Только не надо торопиться, не надо насильно втискивать ум в сердце,
держите его по направлению к груди, а он сам со временем найдет себе место,
точнее, благодать откроет для него сердце. Уже с самого начала делания
Иисусовой молитвы начинает происходить постепенное обновление души,
но оно не всегда заметно, и занятия молитвой могут показаться бесплодными.
Надо преодолеть силой воли это искушение и терпеливо продолжать молиться.
Со временем человек поймет и почувствует, что в Иисусовой молитве
заключается главная мудрость жизни.