из книги прот. Михаила Труханова
БЕСЕДЫ О РОССИИ
О НАУКЕ
Меня радует, что ученые ставят вопрос:
нужно ли заниматься вот такими-то и такими-то вопросами?
Верующие ученые?
Да, верующие.
Именно потому они и ставят этот вопрос с точки зрения
христианства: можно ли этим заниматься?
Как говорят святые отцы: живое это дело или мертвое?
.
Особенно ученые соблазняются знать что-то такое, что никто не знает,
стремятся сделать открытия, изобретения. Но нужно помнить: всё, что нужно
для спасения, тебе открыто, а что не открыто, значит тебе и не нужно.
Значит, нужно себя смирять и еще вопрошать: «А будут ли полезны
для меня лично, для моих ближних, для человечества, для всей земли и для
всех земнородных вот эти мои потуги научного подвига и каких-то
изысканий?» Может быть, просто и не надо?
Приведу один пример. Всем известный Альберт Эйнштейн – лауреат
Нобелевской премии, почетный член Академии (даже многих академий
мира), выдающийся ученый, которого сравнивают с великими мыслителями,
начиная с Евклида и кончая Ньютоном. Такие достижения у него, буквально
революцию в науке сделал. И к чему это все привело?
На склоне лет своих (уже в старости, хотя он не так старым был, умер
76-ти лет) он говорил: «Как жаль, что я не стал кочегаром каким-нибудь или
сапожником!», потому что уже почувствовал, что эта его теория
относительности привела к тому, что атомная энергия, связанная Богом с
начала мироздания, получила разрядку в виде атомной бомбы.
Во всяком случае, ему стало ясно, к каким последствиям приводит
энергия такой силы, сокрытая в атоме, вот эта цепная реакция, когда ничто
уже не может ее сдерживать. И он в ужасе думает: «Да лучше б я, кажется, и
не изобретал этого!» Но было поздно. Развязалась энергия атома, сокрытая с
момента мироздания.
Его формулы, конечно, великое открытие, но в то же время это
открытие не нашло духовного решения и сразу поступило, в общем-то, на
истребление, на погибель людей. Энергия, заложенная с момента мироздания
в элементарных частицах, получает свою возможность раскрыться.
Освобождение энергии?
Освобождение и причем в такой колоссальной концентрации, которая
может нести погибель. Но я думаю другое: тут Промысел Божий. Видимо,
промыслительно Господь готовит нас как раз во исполнение будущего
пророчества по слову апостола Петра, что «земля и все дела на ней сгорят» (2
Петр. 3, 10). Значит, Господь попустил, чтобы само человечество своим
изобретением уже подготовило возможность, чтобы осуществилось это
пророчество.
Но оно же может не осуществиться?
Видите, мы знаем только одно. Допустим, до 1907 года никто не знал,
что в атоме можно найти такой неисчерпанный по колоссальности источник
энергии. Но когда Всезнающий Господь видит, что человечество идет к
разложению, тогда и попускает, чтобы люди раскрыли вот эти средства,
которыми Он потом истребит весь мир.
Мне вспоминается, как учительница обществоведения вошла в класс к
нам, восьмиклассникам, и хвастливо заявила: «Какая нелепость записана в
Священном Писании, так называемом, что земля должна сгореть. Ну, кто из
вас может поверить в эту нелепость? Земля горючая, что ли, как она может
сгореть? Вот какую чушь пишут в тех книгах, которые называют
Священными!» Это было в 1929-м году.
И вот сейчас прошло 50 лет (как раз недавно годовщина была), когда на
Хиросиму и Нагасаки первые атомные бомбы были сброшены, это было в
1945 году 7-го августа, кажется.
И теперь, по данным наших ученых, мы располагаем таким
истребительным, всесокрушающим оружием, что 50 раз можно спалить
землю и всё, что на ней. Вот реальность пророчества апостола Петра.
И опять скажем, Господь попускает делать открытия людям, живущим
в нечестии, изобретать то, что послужит, в конце концов, к их же
истреблению. Когда что-то изобретает нечестивый, это изобретение
непременно окажется потом погибельным.
Поэтому мы должны быть тут очень осторожными в том, чтобы
рукоплескать всякому изобретению, о котором знаем. Не нужно торопиться.
Нужно, прежде всего, узнать этого человека, каков он и какое благо несет
миру его изобретение. Если этот человек сам живет в нечестии, далек от
Бога, далек от той жизни, которую нам заповедано иметь, то что бы он ни
придумал, все это будет только на погибель.
И если сегодня мы еще восхищаемся величием энергии
раскрепощенного атома, то должны всегда помнить, что Господь
промыслительно попустил раскрыть человечеству эту атомную энергию.
И за нечестие живущих на земле мы всё ближе и ближе приближаемся
к той минуте, когда, действительно, земля и все дела на ней сгорят, потому
что слово Божие не может быть не исполнившимся. Христос говорит,
помните: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21, 33).
Значит, когда мы над чем-нибудь работаем в науке, мы всё должны
делать, во-первых, с молитвой, во-вторых, всегда взирать на то, есть ли
Божие благоволение на наш труд? Угодно ли это будет Богу?
Или мы опять будем кичиться и возвеличиваться:
знаете, я вот не такой, как вы, как все «прочии человецы» (Лк. 18, 11).
Если мы что-то начинаем делать с элементом самости и гордыни –
оставьте вашу работу, уклонитесь. Не делайте этого. Ради Христа, ничего не
предпринимайте, когда в вас вот этот червячок самости.
Со смирением всё надо делать.
Мы с вами христиане. Будем строже все-таки следить за тем, чтобы не
отрываться от Христа Спасителя. Через грех мы сразу отстраняемся от
Христа и приближаемся к дьявольщине. И, конечно, тогда никакого блага
быть не может ни у нас лично, ни в тех делах, которые мы делаем для других,
даже в тех делах, какие думаем сделать.
Нам апостол Павел в Послании к Римлянам пишет, что из познания
мира мы должны приходить к познанию Творца этого мира (ср. Рим. 1, 20). А
если мы не приходим, то наше познание мира будет греховное.
Гордый человек, чем бы ни занимался, он будет на всем ставить свою
печать бесовщины и погибели. Поэтому те ученые, которые с тщеславной
целью творят, пусть даже добросовестно, выдумывают что-то такое, вроде
полезное, но это всё только опять-таки на погибель свою и окружающих
людей, а может быть, и всего мира.
Так вот, имея это в виду, мы должны поставить точки над «i» и в
отношении тех светских ученых, которые увлекаются гордынею, чтобы
пробить своим лбом брешь в стенке познания нашего мира, выделиться. А
это не служит спасению души ни читателей, ни тех, кто будет воплощать в
жизнь их изобретения.
Больше того, помните, в Писании нам говорится, что нечестивый роет
ров, и сам потом попадает в эту яму, которую вырыл (ср. Пс. 7, 15–16). Нечестие
погубит самогоо нечестивого.
И Господь так устроил, что люди сами, пребывая в нечестии,
изобретают это зло, в конце концов, себе же на погибель, потому что нам
сказано: «никто своим» нечестием «не укрепит своей жизни» (Иез. 7, 13).
Очень важно, чтобы все, кто занимается какой-то исследовательской
работой, заняли настоящую, подобающую для творчества, смиренную
позицию, тогда благодать Божия будет дана вам.
А благодать Божия дает все те дары, о которых мы не можем даже мечтать.
...
Батюшка, а Вы будете писать о науке?
Видите, я наметил так: «Мысли христианина о творчестве и науке».
Было предложение с вашей стороны добавить: «и христианское отношение к
науке». Но так как всё это касается только моих мыслей, то я просто не могу
говорить от имени всех христиан.
Вопрос о творчестве и науке, само собой, там затрагивается. Я
рассматриваю вопрос с точки зрения Священного Писания именно о том, как
мы познаем внешний мир и как можем познавать то, что невидимо нами, но
что познается верою и любовью.
Вот это, собственно, главное содержание работы. Когда дело касается
науки, то мы там делаем целый ряд примечаний. Не всякая наука может быть
на пользу человека
...
То же самое и в искусстве, потому что есть такие области
человеческого знания, которые являются богопротивными. И конечно, если
человек ими занимается, то только на соблазн, на погибель свою и других
людей. А если мы в это дело вникаем, то именно потому, что нас
дьявольщина настраивает: не так, как Господь сотворил, а вот, по-моему! Это
– только гордыня человеческая, под каким бы благородным соусом нам бы ее
ни преподносили.
В заключение там будет молитва, что если в человеке есть гордыня,
если человек еще не преодолел свою самость, то лучше ему и не заниматься
никакими этими вопросами, потому что у гордого, в какой бы области он ни
стал совершенствовать себя, на всем будет печать дьявольского штампа. Так
что вся работа будет посвящена, собственно, творчеству в области искусства
и науки.
Вы не можете, по сути дела, ничего полезного говорить в своем ученом
слове и в своих ученых предложениях, если сами не будете в смиренном
послушании евангельскому учению Христа Спасителя. Если сами не будете
исполнять его, то, знаете, плохие вы будете и писаки, и проповедники науки,
какой бы она ни выглядела полезной. Полезность науки зависит от того, кто
эту полезность творит.
...
О науке батюшка пишет в своих работах:
«О христианской вере»,
«Как спастись в современном мире»,
«Прикосновение Любви»,
«Православный взгляд на творчество»,
«О страстях и борьбе с ними» (Михаил Труханов, прот. О христианской вере
// Труды. Минск: Лучи
Софии, 2013. Т. 1. С. 102, 195–196, 298–300, 428–429; 2014. Т. 2. С. 273–274, 364–365, 392, 477–
482, 508; 2014. Т. 3. С. 108–112, 115–116, 154, 185–186, 215).
книги прот. Михаила Труханова