Пыльный написал(а):Ну Ориген так же много глубоких трудов оставил, но кончил то совсем не сладко...
О великой премудрости юродивых и причинах впадения в заблуждение Оригена
…Также святой прозревал и тайные помышления человеческих сердец,
что ясно из следующего: близ города был монастырь, где два отца в беседах
производили исследование об Оригене, почему такой мудрец уклонился в ересь.
Один утверждал, что Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг,
а другой, – что невозможно человеку, без благодати Божией, говорить и писать так,
что иное и до сего времени принимается православными. Так, после долгих словопрений
и несогласий, порешили они друг с другом:
– Слышно, что пустыня Иорданская имеет великих святых отцов, умудренных Богом;
итак пойдем туда, не найдем ли там, кто бы разрешил наше сомнение.
Так порешив, пошли сначала в святой город Иерусалим и, поклонившись святым местам,
отправились в пустыню Мертвого моря и, по устроению Бога, не презревшего их трудов,
обрели преподобного Иоанна, который был другом и сопостником Симеона.
Пришел в то время уже и Иоанн в совершенную меру святости и имел дар провидения.
Он, как только увидел шедших к нему отцов, сказал им:
– Хорошо поступили вы, оставившие море с тем, чтобы почерпнуть из сухого озера.
После продолжительной между ними духовной беседы, когда вспомнился
и спор об Оригене, преподобный Иоанн изрек к пришедшим:
– Я, отцы, не получил от Бога дарования, чтобы мог рассуждать о недоведомом,
а идите к юродивому Симеону, что в городе вашем, тот на всё, о чем ни спросите, ответит вам.
Они же, возвратившись к себе, пришли в город Эмессу и спрашивали:
– Где юродствующий старец Симеон?
Некоторые, смеясь, говорили им:
– Что хотите услышать от безумного, соблазняющего всех,
над всем глумящегося, а больше всего досаждающего инокам?
Они же, пренебрегши такими речами, искали старца и в доме одного овощника
нашли его, лежащего над бобом и евшего боб, подобно медведю.
И тотчас один из них, соблазнившись, подумал, рассмеявшись про себя:
– Поистине на великого мудреца пришли взглянуть!
многому можем научиться у него!
Приблизившись же к нему, сказали:
– Благослови, отче!
Он же, взглянув на них, сказал с гневом:
– Напрасно пришли, и безумец тот, кто послал вас ко мне.
Потом, встав, сильно ударил в щеку соблазнившегося, закричав:
– За что бранишь боб, сорок дней мочен он; Ориген такого не ел;
но зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине.
Уходите отсюда, уходите, а то биты будете!
Они же ушли, дивясь прозорливости старца, потому что, не спрашивая их,
сказал им об Оригене и вспомнил пославшего их и обличил сердечный помысл,
но не могли никому о нем рассказать. А что сказал о бобе, что мочен был
сорок дней, означало, что столько дней пробыл он без пищи, как о том после
сам сказал другу своему диакону Иоанну.
( https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost … jatykh/614 )
Крест – оружие победы, почетное знамение христианина:
"мне же, – говорит Апостол, – да не будет хвалитися,
токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа,
имже мне мир распятся, и аз миру» (Гал. 6, 14).
Достойна глубокого рассмотрения и удивления связь
между телом и духом человеческим. Образ мыслей человека,
его сердечные чувствования много зависят от того состояния,
в котором находится его тело. «При утеснении чрева, – заметил
святой Иоанн Лествичник, – смиряется сердце:
когда же чрево удовлетворяется, тогда помыслы заражаются превозношением».
«Душа иначе не может придти в смирение, – сказал Пимен Великий,
– как умалением пищи для тела». Настоятель некоторого общежития
спросил у Великого: «Почему я не ощущаю в себе страха Божия?»
«Как ощущать тебе страх Божий, – отвечал Великий, – когда чрево твое
начинено пирогами и сырами?» При насыщении тела сердце наше не может
не порождать блудных ощущений, а ум – блудных помыслов и мечтаний,
которые силой своей и увлекательностью способны изменить самое
решительное благое произволение, склонить его к услаждению грехом;
потому-то святой Иоанн Лествичник сказал: «Угождающий своему чреву
и вместе желающий победить духа блудного подобен погашающему
пожар маслом». Святой Исаак Сирин говорит: «Возлюби убогие одежды,
чтобы уничижить прозябающие в тебе помышления: высокомудрие, говорю, сердца.
Любящий блеск не может стяжать смиренных помышлений, потому что
«сердце внутри напечатлевается соответственно внешнему образу».
Святой Апостол Павел, исчисляя дела плотские, наименовал между ними
«вражды, рвения, завиды, ярости, распри, соблазны, ереси» (Гал. 5, 20)
– недостатки собственно духа человеческого. По какой причине?
По той, что эти виды грехов обличают плотское мудрование человека,
а плотским мудрованием обличается жительство по плоти, отвержение Креста Христова.
Из церковной истории видим, что таковы были все ересиархи.
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brja … 375_return
Преподобный Симеон Христа ради юродивый указал в отвержении Креста Христова
причину заблуждения и погибели Оригена.
Другим источником ересей сделалась языческая философия и вообще человеческая ученость.
Писатель II века, Тертуллиан, объяснил с подробностию и точностию, что все заблуждения,
нарушившие мир Церкви, имели источником своим непременно какую-либо философскую школу.
Это очень естественно: книжник, или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя,
научиться Царствию Божию, чтоб придти в состояние износить из сокровищницы своей
ветхое и новое, то есть предлагать учение Божие в формах учености человеческой (Мф.13:52).
Научиться Царствию Божию значит: стяжать Царствие Божие внутри себя.
Без этого земной ученый может предлагать одно ветхое, хотя бы он беседовал о Боге
из душевного, школьного знания. Ему невозможно избежать заблуждения, несмотря
на всю его ученость: потому что ветхость, в духовном смысле, и есть состояние заблуждения
и самообольщения. Святой Симеон, Христа ради юродивый, указал причину заблуждения
ученейшего и даровитейшего Оригена в том, что Ориген не принял на себя труда перейти
из состояния душевного в духовное и, уплывши далеко в мысленное море, потонул в нем.
Необходимо, вполне необходимо всякому христианину ученому, особливо христианскому учителю,
не останавливаться на своей земной учености, как бы он ни был богат ею, но перейти из плотского
и душевного состояния в духовное, и получить живое, благодатное познание о Боге.
«Имеяй заповеди Моя», насажденными в сердце своем, так чтоб они составляли имущество
и сокровище человека, — сказал Господь, — «той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет
Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам» действием Святого Духа (Ин.14:21).
Имеющий Слово Божие насажденным и пребывающим в себе сподобившийся Боговидения
по причине чистоты ума, отрясший душевную глухоту и слышащий Божий глас (Ин.5:36—37),
с дерзновением и силою возглаголет о Господе своем, не так, как книжники (Мк.1:22),
ибо «ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его» (Пс.75:2). Под именем Иудеи здесь
разумеется истинная Церковь, а под именем Израиля те члены Церкви, которые удостоились
духовного видения и из него истекающего ведения. Святые Григорий Неокесарийский,
Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий и многие другие церковные светильники,
стяжав современную человеческую ученость, позаботились, посредством евангельского жительства,
перейти из состояния плотского и душевного в духовное, совлеклись ветхого Адама,
облеклись в нового; таким образом они соделались способными преподать братии своей,
человекам, учение новое, в форме ветхой, столько приятной падшему человеку,
столько естественной падшему человечеству. Человеки, увлекаясь земным красноречием
святых учителей, незаметно для себя принимали слово спасения, облекавшееся в земное витийство.
Напротив того, ученый Арий, несмотря на то что был пресвитером, красноречивый Несторий,
несмотря на то что был патриархом, и многие другие, подобные им, находясь в высоких санах
церковных, сделались ересиархами и еретиками по той же причине, по которой погряз
в глубине мысленного моря венец учености своего века Ориген.
http://stpds-ru.1gb.ru/st.ignatius/crea … skole.html