"Богом установленное богоугодное исповедание человеком Бога
есть знамение избрания Богом того человека.
Включение в число избранных есть плод благого произволения человеческого.
Исповедание слабое, двусмысленное не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога.
Недостаточно исповедание в тайне души – необходимо исповедание устами и словом.
Недостаточно исповедание словом – необходимо исповедание делами и жизнью.
«Иже бо аще постыдится Мене, – сказал Господь, – и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем,
и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк.8:38).
Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его,
– должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их.
Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа
и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно,
в большинстве своем, уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху.
Обычаи, господствующие в мире, имеющие значение закона, превысшего всех законов, противны, враждебны
жительству богоугодному. Жительство богоугодное служит предметом ненависти и насмешек для гордого мира.
Чтоб избежать ненависти мира, его преследований и стрел, сердце слабое, неутвержденное верою,
склоняется к человекоугодию, изменяет учению Господа, исключает себя из числа избранных.
Утверждает Господь учеников Своих в верности Себе и Своему учению, утверждает грозным словом,
грозным определением, объявляемым благовременно. «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки,
исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки,
отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех».
Зависимость от человеческого общества слабее зависимости семейной.
Удобнее уклониться от подчинения требованиям общества, нежели уклониться от подчинения требованиям семейным.
Требованиям семейным вспомоществует закон естественный и, когда эти требования согласны с законом Божиим,
вспомоществует им самый закон Божий. Служитель Христов часто поставляется в недоумение противоречащими
друг другу требованиями, не зная, исполнение которого из них должно признать богоугодным. Недоумение это
разрешает предвидевший его Господь, разрешает со всею удовлетворительностью. Вышеприведенные слова
Он дополнил нижеследующими: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин:
и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37).
«Кто предпочитает Моей воле волю родителей или каких бы то ни было сродников по плоти,
кто предпочитает их образ мыслей и их умствование Моему учению, кто предпочитает угождение им
угождению Мне, тот недостоин Меня».
Затруднения и препятствия к исповеданию Христа, действующие на христианина извне,
мало значат в сравнении с затруднениями и препятствиями, которые он находит внутри себя.
Грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию
исполнением заповедей Его; грех упорно противодействует этому исполнению. Самое естественное добро,
поврежденное грехом, затрудняет исповедание, усиливаясь внести в это исповедание, смесить с ним
исповедание достоинств падшего естества. Таким смешением уничтожается исповедание Христа,
приписывается падшему естеству падение неполное, отъемлется значение у Христа, значение,
которое как всесовершенное не терпит примеси, требует сознания в решительном повреждении
естества падением.
Уклониться от общества человеческого, от родственников – возможно, но куда уйти от самого себя?
куда скрыться от своего естества? как избавиться от него? Для освобождения от порабощения
падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли,
пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Таким образом
«иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5:24): они распяли плотское мудрование
и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души и тела, греховная жизнь.
Таким образом мир распят был для апостола, а апостол для мира (Гал.6:14). О даровании силы и способности
к такому распятию молился Богу святой Давид: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс.118:120),
то есть мое плотское мудрование и мою волю, чтоб они пребывали в бездействии!
«Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой» (Пс.118:38), чтоб я неуклонно руководствовался
в видимой и невидимой деятельности моей единственно словом Твоим. Кто умертвит свое падшее естество
мечем учения Христова, «иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, – сказал Господь, – той обрящет ю,
той спасет ю» (Мф.10:39; Мк.8:35). Напротив того, кто будет поступать по разумениям и влечениям
падшего естества, ошибочно признавая их добрыми, «обретый душу свою, погубит ю.
Иже не приимет креста своего, не возложит на себя иго заповедей Моих, и в след Мене грядет
в самоотвержении, а будет последовать самому себе, несть Мене достоин» (Мф.10:38–39)."
(Святитель Игнатий (Брянчанинов))
"отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать
землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, (Чис. 21:4)
...
И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его
на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный,
взглянув на него, останется жив." (Чис. 21:8)
"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть
Сыну Человеческому,
дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."
(Ин. 3:14-15)
Отредактировано Виталий83 (2020-05-06 08:30:49)