архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (27.12.1930–10.11.1989)
Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) (греч. Επιφάνιος Θεοδωρόπουλος; в миру Этеоклис)
родился в Вурнази (ныне ном Месиния). Церковный писатель, публицист и богослов.
Окончил начальную школу в г. Каламе (ныне Каламата).
В 1949 г. поступил на богословский факультет Афинского университета.
В 1956 г. митрополит Этолийский и Акарнанийский Иерофей рукоположил Епифания во диакона.
С 1956 по 1961 г. жил в Каламе, с 1961 г. – в Афинах. В том же году Епифаний был рукоположен
во пресвитера митрополитом Элевферупольским (Элефтерупольским) Амвросием.
Епифаний (Феодоропулос) был известен как «пастырь покаяния», основной формой его служения
было совершение таинства Исповеди в храме Трех святителей в Афинах.
В 1976 г. Епифаний (Феодоропулос) основал мужской исихастиарий (тип монастыря) Благодатной Богородицы.
Епифаний (Феодоропулос) известен как церковный апологет и автор 22 книг, а также множества статей
по богословию и на актуальные темы церковной жизни. 1-я его книга, вышедшая в 1956 г.,
называлась «Священное Писание и лукавые духи».
В Греции Епифаний (Феодоропулос) почитается как старец.
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodoropulos/
архимандрит Епифаний (Феодоропулос)
Заветы жизни
Из жизни и учения архимандрита Епифания Феодоропулоса
https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feo … ty-zhizni/
Епифаний Феодоропулос
Письмо зилоту
Публикуется впервые
Епифаний Феодоропулос - один из ведущих богословов Элладской Церкви.
В России он неизвестен. Тем не менее, его книги - уникальное свидетельство жизни во Христе
и канонической трезвости...
Афины, 22 июля 1971 года Его Преподобию, монаху Никодиму из братства иеромонаха отца Ефрема,
что в Провате, близ Кариеса, на Святой Гope.
Любезнейший мой отец Никодим, всегда радуйся о Христе Иисусе, Господе нашем!
Месяц назад я получил твоё письмо. Из-за страшной занятости запаздывал с ответом на него,
за что прошу у тебя прощения. Отвечаю кратко, оставляя за собой полное право ещё раз вернуться
к нашей теме в том случае, если ты пожелаешь что-то уточнить...
В первую очередь, дорогой отец Никодим, должен тебе поведать одну горькую истину, которая,
вероятно, тебе самому покажется парадоксальной и вызовет большое удивление. До настоящего момента
я уклонялся, из соображений икономии, выражать свою позицию или же выражал её весьма прикровенно.
Но теперь, когда дела зашли так далеко, что отдельные личности, имеющие, к несчастью, пугливое сознание,
присоединяясь к старостльникам, становятся жертвами наглой пропаганды, направленной против Церкви,
настало время сказать правду без околичностей и ничего не утаивая.
Итак, отец Никодим, те, кто, боясь экуменизма, переходят к старостильникам, не выигрывают ничего.
Уходя от одной ереси, они попадают в другую. Конечно, они не осознают, что попадают в ересь,
но это никоим образом не меняет истинного положения вещей.
Не думай, что я несправедлив или преувеличиваю. Я приведу доказательства в защиту своих взглядов.
Что такое ересь, дорогой отец Никодим? Искажение веры Что же есть искажение веры? Нарушение догматов?
Конечно, да, но это искажение не единственно. Искажением веры также является возведение
до статуса догматов веры того, что догматом не является.
То есть если кто-либо захочет сделать догматом веры, условием спасения нечто второстепенное,
пусть даже и хорошее, тогда он автоматически становится еретиком! Хочешь, чтобы я привёл тебе примеры?
Пожалуйста — известные евстафиане! Что же они сделали? Исказили догматы веры? Какие же?
Может быть, о Святой Троице? Может быть, о двух естествах Господа? Может быть, об Ангелах?
Может быть, о дьяволе и т. д.? Нет! Ни один догмат они не исказили. Но что же тогда они сделали?
Они возвели в догматы веры, в условия спасения второстепенные вещи: безбрачие и невкушение мяса.
Церковь говорила: «Это всё и хорошо, и свято, и богоугодно, и достойно похвалы, но это не условия спасения
и не догматы веры». «Нет! — в ярости кричали евстафиане. — Не воздерживающийся от брака и вкушения мяса
не может спастись!» Что же случилось потом? Церковь на Гангрском соборе отлучила их как еретиков
и провозгласила многие анафемы в их адрес. Хорошо и свято, дорогой отец Никодим, календарное единство
(которого всё же никогда не существовало в Церкви повсеместно), но оно не является догматом веры,
оно не является условием спасения.
«Нет! — кричат старостильники. — Нарушение календарного единства (но когда Церковь знала полное календарное единство?!)
лишило Церковь благодати, сделало её Таинства недействительными (слушай и ужасайся!), и, следовательно,
новостильники — вне благодати — а значит, вне спасения!»
Это жуткое утверждение, брат Никодим, содержит страшную ересь и хулу на Духа Святого.
Эти несчастные возвели до догматов веры, до условий спасения... календарные и эортологические вопросы!
Конечно, нет ничего хорошего в существовании двух календарей в сущей по всей вселенной Православной Соборной Церкви.
Плохо, очень плохо, что произошла смена календаря. Но совершенно недопустимо смотреть на календари... как на догматы веры
и ставить в зависимость от них действительность Таинств и достижение спасения. Пусть бы старостильники придерживались
старого стиля, сохранив, при этом общение с Церковью. Тогда бы не было никакой опасности. Но они дошли до того,
что отклонились от Церкви с тем, чтобы не лишиться... благодати и спасения!
Я знаю, что среди старостильников есть люди, которые не соглашаются с подобными богохульствами,
но что толку, раз есть и другие, и, в первую очередь, это лидеры старостильников, придерживающиеся еретических взглядов?
Послушай диалог, который мне... (?)
Ревнителям искренним, но «ревнителям не по разуму».
Какими могут быть симптомы этой болезни церковного сознанедавно пришлось вести
с одним замечательным юношей, присоединившимся к старо стальникам:
Я: Почему ты ушёл из Элладской Церкви?
Он: Чтобы не находиться в общении с еретиками-экуменистами.
Я: Неужели все греческие епископы экуменисты?
Он: Нет, нет! Но они состоят в общении с патриархом-экуменистом.
А я не хочу поддерживать общение с теми, кто находится в общении еретиками-экуменистами.
Я: Ты считаешь, что календарь — это догмат веры и что новостильники лишены благодати
и нуждаются в повторном миропомазании, как обращающиеся из еретиков?
Он: Боже сохрани! Я нисколько не верю в эти безумства старостильников.
Я присоединился к ним только ради того, чтобы избежать, хотя бы косвенно, общения с еретиками-экуменистами.
Я: Однако ты не избежал общения с другой ересью: утверждение старостильников, что календарная реформа
лишила Церковь благодати, — это не просто безумие (говоря твоими собственными словами).
Это ужаснейшее богохульство и ересь.
Он: Но лично я не верю в эти вещи.
Я: Но ты всё-таки имеешь общение с теми, кто верит в них.
Он: Что же делать? Я вынужден из икономии терпеть их.
Я: Тогда почему же ты не терпел, пусть, из икономии, греческих епископов, состоявших в общении с патриархом?
Я: Видишь, к какому противоречию ты пришёл? Ты признаёшь, что большинство греческих епископов являются православными.
Однако избегаешь общения с ними, потому что они имеют общение с патриархом. Общения с экуменистами,
пусть даже опосредованного, ты не признаёшь. Но признаёшь в это же время самое что ни на есть непосредственное общение с теми,
кто проповедует иную ересь и утверждает, что спасение зависит от календарей! Так что же ты выиграл?
Кроме того, не думай, что ты избежал косвенного общения с экуменистами.
Он: Как это?
Я: Послушай, ты стал жертвой искусных пропагандистов: старостильники до хрипоты в голосе кричат,
что даже одна совместная молитва с патриархом и его единомышленниками делает нас подобными им,
даже если мы думаем иначе, чем проповедуют они. Но если бы они были хоть немного последовательны
в этом своём утверждении! Но где там, последовательны! Побывай, дорогой мой, в монастырях старостильников,
прежде всего в Лаковриси, в Аттике.
Там ты увидишь автомобили, из которых выходят ново-сттильники, приехавшие сюда помолиться на литургии.
(Я слышал даже, что в воскресные дни но-востильников на службу съезжается намного больше, чем старостильников!)
Даже в журнале, издаваемом монастырём, напоминается паломникам, желающим помолиться в обители,
чтобы они были благопристойно одеты и неприлично одетые люди в обитель не приходили.
Это относится как к мужчинам, так и к женщинам и детям. Ни слова не сказано о том, чтобы не приезжали новостильники. Нет!
Единственная просьба — не приезжать в неподобающей одежде. Если просьба выполняется,
вас больше ни о чём не спросят. Если просьба выполняется, то новостильников радушно принимают
для совместной молитвы и участия в богослужении. Мне известно немало случаев, когда
старостильные священники, без всяких ограничений, допускали новостильников к Таинству Исповеди
и даже к Божественному Причащению. То есть Таинства (Исповеди и Причащения) преподавались лицам,
которых в другое время лидеры старостильников характеризовали как далеко отстоящих от истины и спасения,
поскольку те принадлежат Элладской Церкви, имеющей общение с патриархом.
Получается чудовищная неразбериха!
Итак, поскольку твои единомышленники участвуют в совместных молениях и общаются с нами,
молящимися и имеющими общение с патриархом, ты, следовательно, имеешь опосредованное общение с последним!
Так что же ты выиграл? Ты не только не избежал опосредованного общения с экуменистами, но оказался
в непосредственном общении с еретиками другого рода...
wwwisihazm.ru/?id=384&iid=178