ДВА ЗАБЛУЖДЕНИЯ УМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
(Из писем владыки Антония (Михайловского))
Все ереси или унижали Господа Иисуса Христа, как-то: арианская, несторианская и др. или как бы возвеличивали – монофизитская и монофелитская и др.
Святой Серафим Саровский получил откровение Божие, что все «западники» — епископы православной Церкви Христовой,
унижающие имя Иисуса Христа, погибнут. (Смотри православный журнал «Душеполезное чтение» 1912 г.)
В семинариях и академиях, начитавшись еретической западной богословской литературы, многие епископы и священники
стали унижать имя Божие Иисус, сравнивать с простыми именами человеческими, и утвержденную Церковью Христовою
молитву Иисусову отрицали и считали ее суеверием и т.п. Святой апостол Павел, провидя в Духе Божием таких священников,
написал: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (1 Кор. 12,3).
Я Иисус, Которого ты гонишь, — сказал Господь гонителю Христа Савлу (Деян. 9,5).
Нельзя отделять имя Иисуса от Самого Господа Иисуса Христа. В акафисте Спасителю читаем: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!
Святой блаженный архиепископ Феофилакт пишет: Сравнивающие имя Божие Иисус с простыми именами человеческими – суть братия богоубийц.
(Смотри толкование на первую главу к Римлянам.) Святой Димитрий Ростовский в «Слове на Обрезание Господне» подтверждает то же.
Даже имя Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Церковь Христова не разрешает давать при крещении младенцев, не сравнивает
с простыми именами. В православном катехизисе сказано: Имя Божие свято само в себе. Святой Симеон Новый Богослов в 62-м слове пишет,
что когда мы произносим собственные имена человеков, то эти имена просты и безжизненны, а когда мы произносим имена Божии,
то эти Божии имена неотделимы от Бога, как и свет, воссиявший на горе Фаворской при преображении Господа.
А потому и дана заповедь Божия 3-я: Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
Имя Божие Иисус одинаково относится к Божеству и человечеству Сына Божия. Западники, унижающие имя Божие Иисус, возражают,
что если имя Иисус Божественное, то почему же оно при произношении в молитве не творит чудес. А разве Иисус Христос, когда ходил
по земле, всем творил чудеса? В Евангелии от Матфея – 9 гл. ст. 20 – 22. Многие теснили – толкали Господа, но жена кровоточивая
с верою прикоснулась и получила исцеление. В Евангелии от Матфея гл.13 ст. 58 сказано, что Иисус в этом городе не сотворил многих чудес
по причине неверия жителей. Имеющий уши слышать, да слышит! – говорит Иисус. В начале XX века появилась эта богоборческая ересь,
которая, унижая имя Господа Иисуса, вызвала другую ересь – имяславскую.
Эта ересь (имяславская) стала как бы превозносить имя Божие Иисус. Имяславцы стали учить, что имя Иисус изначально и предвечно равно Сыну Божию,
стали писать акафисты, каноны, тропари одному имени Иисус, а это – замаскированное монофизитство и монофелитство, существующее в Абиссинии,
где путешествовал основатель имяславцев. Западники, унижающие имя Божие Иисус – это замаскированные ариане, а имяславцы – это замаскированные
монофизиты и монофелиты. По учению же Святой Соборной Апостольской Православной Церкви Христовой имя Иисус стало Божественным
со времени тайны воплощения Сына Божия от Духа Святаго и Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (Ин. 7,39).
Эти два заблуждения ума человеческого хорошо поняли два великих иерарха – Митрополит Московский Макарий
и Митрополит Киевский Владимир и их единомысленные епископы, которые и постановили передать этот церковный вопрос
на усмотрение Вселенского Собора. (Смотри «Церковные Ведомости» №20 за 1913 г. и послание Святейшего Синода от 18 мая 1913 г.)
Еретиков имябожников – имяславцев, которые составляют каноны, акафисты и пр. одному имени Божию Иисус, которые убеждены,
что имя Иисус равно существу Божию, — сравнительно очень мало, но западники, «православные епископы» и их сторонники
– сознательные и бессознательные враги Иисуса Христа и молитвы Иисусовой, которую они считают суеверием и волшебством,
— приписывают имяславие и всем епископам православным и христианам, которые пользуются молитвой Иисусовой для спасения...
Все ереси или унижали Господа Иисуса Христа, как-то: арианская, несторианская и др.
или как бы возвеличивали – монофизитская и монофелитская и др.
«Буква закона убивает»
Как-то раз я спросил одного человека: «Кто ты? Воин Христов или воин лукавого?
Знаешь ли ты, что у лукавого тоже есть воины?» Христианин не должен быть фанатиком,
ему надо иметь любовь ко всем людям. Кто без рассуждения кидается словами, пусть даже
и правильными, тот делает зло. Был я знаком с одним писателем. Человек он был очень
благочестивый, однако с людьми мирскими говорил языком грубым, доходившим до глубины души
и сотрясавшим их. Однажды он говорит мне: «На одном собрании я сказал одной госпоже то-то и то-то».
Однако он сказал ей это так, что искалечил ее. Он оскорбил ее перед всеми. «Слушай, — сказал я ему,
— ты бросаешь людям золотые венцы с алмазами, однако, швыряя их таким образом, ты проламываешь
головы, и не только слабенькие, но и крепкие». Давайте не будем «по-христиански» [в кавычках]
побивать людей камнями. Кто перед другими обличает согрешившего или с пристрастием говорит
о каком-то человеке, тот движим духом не Божиим, но иным. Церковь действует посредством любви,
а не так, как законники. Церковь смотрит на все с долготерпением и стремится помочь каждому,
чтобы он ни натворил, каким бы грешником ни был.
Я вижу, что некоторым свойственна странная логика. Их благоговение — это хорошо, их расположение к добру
— это тоже хорошо, но необходимо еще духовное рассуждение и широта, чтобы спутницей благоговения не стало
узколобие, чтобы голова не стала такой твердой и упрямой, что хоть кол на ней теши. Вся основа в том, чтобы иметь
духовное состояние, для того чтобы в человеке было духовное рассуждение. Иначе он стоит на «букве закона»,
а «буква закона убивает». Тот, у кого есть смирение, никогда не строит из себя учителя, он выслушивает [другого],
а когда спросят его мнение, говорит смиренно. Он никогда не скажет «я», но «помысл говорит мне» и «отцы сказали».
То есть он говорит, как ученик. Тот, кто считает, что он способен исправлять других, имеет много эгоизма.
— Геронда, когда кто-то, начиная что-то делать, имеет доброе расположение, но [затем] уклоняется в крайности,
то значит ли это, что у него не хватает рассуждения?
— В этом его действии есть эгоизм. И такой человек, не зная себя самого, не понимает этого, потому и бросается в крайности.
Часто некоторые начинают с благоговения, и до чего только не доходят потом!
Как, например, иконобожники и иконоборцы. И одно крайность, и другое крайность.
Одни дошли до того, что скребли икону Христа и, для того чтобы «улучшить» Божественное Причащение,
сыпали эту пыль в Святую Чашу! Другие жгли иконы, топтали их… Поэтому Церковь и была вынуждена
поместить иконы высоко, а когда раздор утих, она опустила их вниз, чтобы мы поклонялись им
и воздавали честь тем, кто на них изображен.
святой преп. Паисий Святогорец
Слова. Том II. Духовное пробуждение