Традиционный паспорт плюс гарантии наших прав
Ольга Яковлева, Русская народная линия
Единая электронная карта / 23.07.2014
На протяжении многих лет не находила решения проблема нарушения основополагающих конституционных прав граждан, отказывающихся по религиозным и иным убеждениям от использования автоматизированного учета персональных данных и личных документов, имеющих элементы этой системы.
В последние годы грамотные правовые действия православной общественности, активная позиция Русской Православной Церкви стали началом диалога между верующими и властью.
Однако не нужно думать, что силы, втягивающие Россию во всемирное электронное государство с единым наднациональным электронным правительством, отказались от своих планов. Они идут на незначительные пока уступки, не дающие на практике реальных возможностей человеку нормально жить, если он отказался стать участником электронной системы, захватывающей все стороны жизни.
Впереди у нас тяжелый путь борьбы за свои права, за соблюдение нашей российской Конституции и сохранение суверенитета страны. И все эти задачи должны решать мы с вами, не перекладывая их на плечи чиновников и сильных мира сего. Наши действия должны быть грамотными с правовой точки зрения и адекватными ситуации, сложившейся на настоящий момент. А главное это должна быть система совместных правовых действий, целью которой являются кардинальные изменения законодательства, а не отдельные достижения временного характера.
Оценим наши последние совместные труды и их результаты.
Спланируем дальнейшие шаги.
1. Обращение к Патриарху за защитой.
2 октября 2013 года известные общественные деятели, представители православной общественности направили Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и всем правящим архиереям Русской Православной Церкви Открытое обращение о прекращении дискриминации православных граждан. Обращение подписали: О.А. Яковлева, Председатель «Союза православных юристов», адвокат Московской областной коллегии адвокатов, Почётный адвокат России, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; В.П. Филимонов, писатель-агиограф, академик Петровской академии наук и искусств, специалист в области кибернетики и систем управления, эксперт Комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; О.В. Леткова, руководитель Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник Российской Федерации I класса, член Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ России (АРКС); священник Алексий Мороз, председатель Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга, гранд-доктор психологии, член Правления Союза писателей России; В.Ю. Катасонов, профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова; О.Н. Четверикова, доцент, к.и.н., помощник председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова; В.П. Семенко, главный редактор «Информационно-аналитического портала о религии Amin.su»; Т.Л. Шишова, член правления Российского детского фонда, член Союза писателей России; И.Я. Медведева, член правления Российского детского фонда, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России, член Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС); К.В. Сивков, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук; Л.А. Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»; Т.С. Федяева, член Союза журналистов России, автор и ведущая «Народного радио» и другие (текст обращения - на сайте «Родина православная», в правовом бюллетене «Родина православная» №4 (28) за октябрь-ноябрь 2013 г., http://rodinaprav.info/index.php/pravovoj-byulleten).
Обращаясь к священноначалию и Святейшему Патриарху, мы просили направить Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Председателю Государственной Думы РФ обращения:
- о принятии незамедлительных мер по прекращению дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета по религиозным и иным убеждениям, и законодательного закрепления права человека использовать традиционные документы и способы учета персональных данных;
- о законодательном закреплении:
запрета на принуждение к использованию новых методов и способов учета данных, противоречащих религиозным и иным убеждениям человека;
гарантии существования, технического оснащения и финансирования традиционной системы учета;
запрета дискриминации граждан, использующих традиционную систему учета.
В обращении также говорилось о необходимости утверждения традиционного документа, удостоверяющего личность, который не должен содержать:
1) графы «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека, микрочипов, магнитных полос, штрих-кодов и других средств автоматической идентификации личности;
2) сведений о биометрических данных человека;
3) информации, недоступной или непонятной для прочтения владельцу паспорта;
4) символики, носящей кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющей чувства верующих;
5) должен иметь графу «национальность», которая заполняется по желанию гражданина.
В поддержку этого обращения от 2 октября 2013 года верующие отправили многочисленные письма и обращения, в которых сообщали конкретные факты нарушения их прав.
Необходимо сказать, что многочисленные обращения представителей общественности и граждан о разработке бланка паспорта, не оскорбляющего чувства верующих, о прекращении дискриминации граждан, отказывающихся от использования автоматизированного учета персональных данных, направлялись в органы государственной власти, Святейшему Патриарху и священноначалию на протяжении многих лет.
Важно знать, имеется ли результат наших правовых действий.
2. Святейший Патриарх обратился к Президенту РФ.
Результат есть и носит он серьезный правовой характер. В ответ на обращения верующих от 2 октября 2013 года Патриарх направил обращение Президенту РФ Путину В.В., в котором поддержал просьбы и предложения граждан. Обращение Патриарха нашло отклик у Президента.
3. Президент РФ против принуждения граждан к использованию новых технологий.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации направило Святейшему Патриарху Кириллу разъяснение от 22.01.2014 года №А6-403, подписанное Помощником Президента Российской Федерации, начальником Управления Л. Брычевой. Этот ответ был опубликован в правовом бюллетене «Родина православная» и на сайтах wwwpatriarchia.ru, http://rodinaprav.info, wwwnotinn.ru, wwwruskline.ru и других.
Не нужно недооценивать этот документ. В нем даны конкретные ответы на основные вопросы, поставленные в обращении общественности от 2 октября 2013 года.
Правовое управление от имени Президента РФ пишет Святейшему Патриарху о недопустимости принуждения граждан к использованию электронных технологий:
«Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта - документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы».
Выражено в Разъяснении и конкретное мнение по основному документу, удостоверяющему личность. От имени Президента его правовая служба официально заявила:
«...При этом граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых. Упомянутый Вами проект федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанный ФМС России, ранее рассматривался в Администрации Президента Российской Федерации и по нему были высказаны замечания принципиального характера. При поступлении в Администрацию Президента Российской Федерации доработанного законопроекта он будет рассмотрен в установленном порядке с учетом мнения общественности, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и позиции Русской Православной Церкви» (http://www.patriarchia.ru/db/text/3561086.html).
Наши совместные правовые действия и действия Патриарха на сегодняшний день имеют конкретный результат - ясно выраженную позицию Президента о недопустимости принуждения граждан к использованию идентификаторов и необходимости документа на бумажном носителе без электронных элементов.
Гражданам, отказывающимся по религиозным убеждениям от ИНН, СНИЛС, других идентификаторов, электронных документов необходимо иметь это Разъяснение и предъявлять чиновникам при защите своих прав. К бюллетеню «Родина православная» копия этого документа прилагалась в виде отдельного листа. В электронном виде его можно найти на сайтах wwwpatriarchia.ru (раздел «Документы»), http://rodinaprav.info, wwwnotinn.ru, wwwruskline.ru и других.
4. Идут переговоры Церкви и власти о традиционном паспорте.
В связи с разработкой ФМС РФ проекта ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации»[1] окончательно назрела необходимость утверждения традиционного документа, удостоверяющего личность, о чем многие годы просят верующие.
Законопроект ФМС предусматривает введение в Российской Федерации основного документа в виде электронной карты, включающей в себя личные идентификаторы и биометрические данные человека.
Совершенно очевидно, что огромное количество верующих граждан откажутся от использования такого удостоверения личности.
4 марта 2013 года «Союзом православных юристов» и видными представителями православной общественности (О.А. Яковлева, В.П. Филимонов, О.В. Леткова, В.Р. Анищенков, Н.И. Юдина, В.Ю. Катасонов, О.Н. Четверикова, В.П. Семенко, Т.Л. Шишова, И.Я. Медведева и др.) дано отрицательное Заключение общественной экспертизы на этот законопроект от 29 января 2013 года (последующий вариант законопроекта от 17 октября 2013 года в своей антиконституционной концепции полностью повторяет первый вариант, различия носят непринципиальный характер).
Выводы общественной экспертизы от 4 марта 2013 года:
Проект ФЗ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» носит ярко выраженный антиконституционный характер, является одним из способов подавления свободы человека, ограничения всех его конституционных прав, включая право на социальную защиту государства, медицинскую помощь, личную неприкосновенность, право жить в обществе в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями. Концепция законопроекта и его конкретные положения нарушают основополагающие нормы российской Конституции, закрепленные статьями 21, 22, 23, 24, 28, 29, 35, 38, 39, 41, 43, 51, 55. В случае принятия данного законопроекта будет создана угроза национальной безопасности Российской Федерации и всех ее граждан. Принятие данного законопроекта является недопустимым.
Заключение направлено руководителям всех фракций Государственной Думы и всем депутатам. (текст заключения - на сайте http://rodinaprav.info). От ряда депутатов Государственной Думы получены письма с поддержкой позиции общественности, выраженной в Заключении общественной экспертизы.
Депутатами Государственной Думы фракции КПРФ внесен законопроект №470924-6 «О паспорте гражданина Российской Федерации», который предусматривает возможность утверждения паспорта на бумажном носителе, с традиционными характеристиками, без использования средств автоматической идентификации личности.
По сообщению Председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Плигина В.Н. данный законопроект возвращен разработчикам в связи с отсутствием Заключения Правительства РФ (письмо №3.1-25/456 от 29.04.2014 года). После устранения авторами законопроекта выявленных нарушений он может быть направлен на рассмотрение в Государственную Думу.
Законопроект ФМС РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации» еще не внесен в Государственную Думу.
Учитывая эти обстоятельства, в настоящее время преждевременно судить о том, какой законопроект одобрит Государственная Дума.
Однако в любом варианте закона об основном документе гражданина РФ (паспорте, электронной карте) должны быть обеспечены права сотен тысяч граждан России, не принимающих по религиозным или иным убеждениям автоматизированный учет персональных данных и электронные документы, являющиеся одним из средств этого учета.
Для обеспечения основополагающих конституционных прав (социальное обеспечение, медицинская помощь, образование, труд, свободное передвижение, распоряжение своей собственностью, избирательное право и др.) значительной по численности категории граждан России необходимо введение традиционного документа, удостоверяющего личность. Это стали понимать органы власти, этого добивается Русская Православная Церковь и простые граждане.
Между Церковью и властью идут конкретные переговоры о бланке традиционного паспорта. Представители Церкви и православной общественности настаивают на выполнении требований верующих.
Получен еще один ответ (№А-6-5195 от 4 июня 2014 года) Помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ. Он направлен на открытое обращение депутата Государственной Думы Никитина В.С., депутата Мосгодумы Клычкова А.Е. и представителей общественности. В этом документе еще раз повторяется позиция, высказанная в ответе Святейшему Патриарху о недопустимости принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов личности и автоматизированных средств обработки персональных данных.
Еще раз указано о необходимости учитывать позицию Русской Православной Церкви:
«...В связи с этим Президентом Российской Федерации дано указание Правительству Российской Федерации учесть позицию Русской Православной Церкви и значительной части российского общества о недопустимости принуждения людей к использованию автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных. Исполнение данного указания должно быть осуществлено на этапе согласования в Правительстве Российской Федерации упомянутого Вами проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», разработанного ФМС РФ...».
Учитывая, что электронное удостоверение личности фактически должно заменить УЭК и стать ключом доступа ко всем услугам, отпадает необходимость обязательной выдачи этой несостоявшейся электронной карты. Поэтому в ответе уже открыто говорится об отмене обязательности ее получения:
«...Кроме того, в настоящее время прорабатываются предложения о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части, касающейся исключения обязательности выдачи универсальных электронных карт гражданам Российской Федерации (одновременно с рассмотрением проекта федерального закона «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», учитывающем право граждан использовать традиционные документы удостоверения личности вместо электронных)».
Официальные ответы Государственно-правового управления Президента Российской Федерации дают основания полагать, что в ситуации с основным документом, удостоверяющим личность, и УЭК произошел серьезный сдвиг.
В органах власти, Церкви, среди активной части верующих идет работа, результатом которой, надеемся, будет утверждение бланка традиционного паспорта без электронных элементов и символов, оскорбляющих чувства верующих.
Не осталась без результата и работа граждан, направлявших заявления об отказе от получения УЭК и от согласия на обработку персональных данных.
Это итоги нашей с вами правовой работы.
Однако пройдена только часть пути. Впереди очередные задачи, которые будем решать общими силами.
5. Традиционный паспорт не решит проблемы верующих без изменения социальных законов.
Следует понимать, что даже в случае принятия в том или ином варианте закона о традиционном паспорте права верующих не будут защищены.
Вопрос - почему?
Наличие традиционного паспорта без внесения кардинальных изменений во все социально значимые законы станет препятствием к получению любых услуг, пенсий, медицинской помощи, материнского капитала, дотаций, пособий и т.д. Не сможет человек поступить на работу или в ВУЗ. Люди, получившие традиционный паспорт, окажутся в положении граждан, которые в настоящее время проживают с действительными паспортами СССР образца 1974 года.
Если даже их паспорт (1974 года) признается чиновником действительным, гражданину незаконно отказывают в основных правах: медицинской помощи, выдаче и назначении пенсий, пособий, в продаже билетов, в заключении сделок.
Такие отказы незаконны, однако подавляющее большинство государственных ведомств проводят целенаправленную политику дискриминации граждан с паспортами СССР даже при наличии вклеенной фотографии в возрасте 45 лет, штампа или справки о гражданстве РФ. Отказ в реализации прав является способом принуждения человека к получению паспорта гражданина РФ, который люди не могут получать по религиозным убеждениям. Несмотря на то, что такие действия пенсионного ведомства, медицинских учреждений, организаций являются нарушением статьи 29 Конституции РФ, запрещающей принуждение к отказу от религиозных и иных убеждений, практика складывается не в пользу граждан.
Почему нужны изменения законодательства по защите прав граждан, которые желают иметь традиционные паспорта и не хотят пользоваться автоматизированным учетом персональных данных?
Такую необходимость рождает действующее законодательство, которое однозначно защищает чиновников, нарушающих права граждан. При отказе в выплате или назначении пенсии, отказе в приеме на работу, в выплате материнского капитала без использования СНИЛС формально прав чиновник, поскольку положения об обязательности использования СНИЛС закреплены в федеральном законодательстве: Федеральном законе от 1 апреля 1996 года №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»; Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №97; Федеральном законе от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральном законе от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральном законе от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральном законе от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Федеральном законе от 29 декабря 2006 года №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Федеральном законе от 17 июля 1999 года №178 «О государственной социальной помощи»; Федеральном закону от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.
Налоговый кодекс включает положения обязательности использования ИНН.
В настоящее время все социально значимые законы имеют положения об обязательности использования СНИЛС, ИНН.
Человек, отказавшийся по религиозным или иным убеждениям от присвоения СНИЛС, ИНН, автоматически лишается всех своих конституционных прав.
Для реального обеспечения прав верующих граждан необходимо внести изменения во все социально значимые законы, содержащие требования обязательного использования СНИЛС и ИНН при реализации конкретных прав.
6. Обращение общественности от 3 апреля 2014 года об изменении социально значимых законов.
3 апреля 2014 года представители православной общественности (О.А. Яковлева, В.П. Филимонов, О.В. Леткова, священник Алексий Мороз, В.Ю. Катасонов, А.И. Нотин, Т.Л. Шишова, И.Я. Медведева, К.В. Сивков и другие) направили Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, руководителям всех фракций Государственной Думы, а также Святейшему Патриарху открытое обращение с настоятельной просьбой внесения во все социально значимые законы изменений:
1) о недопустимости любых форм принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации;
2) об исключении из федеральных законов (ФЗ от 1 апреля 1996 года №27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №97; ФЗ от 17 декабря 2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; ФЗ от 21 ноября 2011 года №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; ФЗ от 29 ноября 2010 года №326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; ФЗ от 27 июля 2010 года №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; ФЗ от 29 декабря 2006 года №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; ФЗ от 17 июля 1999 года №178 «О государственной социальной помощи»; ФЗ от 27 июля 2004 года №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и др.) положения об обязательности наличия у человека и предоставления СНИЛС при получении социальных государственных услуг: пенсий, пособий, медицинской помощи, лекарств, материнского капитала, устройстве на работу и других социальных правоотношениях;
3) закрепить в указанных федеральных законах положения об обеспечении всех соответствующих прав граждан (пенсионное обеспечение, выплата пособий, дотаций, оказание медицинской помощи, распоряжение собственностью, устройство на работу и др.) без использования СНИЛС и других цифровых идентификаторов личности.
Без внесения данных изменений наличие паспорта гражданина РФ, действительного паспорта СССР и даже нового бланка традиционного паспорта не поможет человеку получить какую-либо услугу: пенсию, пособие, медицинскую помощь, оплатить коммунальные услуги, приобрести билет. Традиционные документы будут существовать отдельно, а реальная жизнь человека будет строиться только на применении электронных документов, а именно УЭК или электронного удостоверения личности. Основой обоих электронных документов является главный идентификатор - СНИЛС. Именно СНИЛС является ключом доступа во все базы данных, дополнительно необходим и ИНН.