Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Лжеучения, лжепророки, лжецари. » Возможно ли спасение для иноверцев?


Возможно ли спасение для иноверцев?

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Один ли Бог в разных религиях?

«Ну, зачем вы настолько узколобые фанатики?
Почему утверждаете, что вне Православной Церкви нет спасения?
Все равно ведь в одного Бога верят все – мусульмане, и христиане,
иудеи и буддисты, а разница только в обрядах.

Так зачем же настаивать на своей исключительности?
Неужели вы думаете, что Всевышний не примет мусульман к Себе?
Ему ведь все равно во что кто верит. Главное, чтобы человек был хороший!»
– Такие слова слышал каждый христианин, наверное, не одну сотню раз.
А часто приходится слышать это нечестие из уст тех, которых
невнимательные священники почему-то допускают до святой Чаши.

И действительно, разве можно отвергать, что Бог – Един?
Ведь еще апостол Павел сказал: «нет Бога кроме Единого» (1Кор. 8:4).
Господь – единственный Правитель миров, Он – Бог и иудеев, и язычников (Рим. 3:29).
Обычный здравый смысл показывает, что не могут быть два Вездесущих – Им просто
не нашлось бы места, и Они ограничивали бы друг друга.
Но если очевидным является факт Единства Божественной Сущности,
то из этого никак не следует, что все знают о Боге, а тем более знают Бога
и верно почитают Его.

Фраза «все в одного Бога верят» неверна хотя бы потому,
что в мире много атеистов – и коммунистов, и буддистов, и шаманистов.
Они вовсе ни в какого Бога не верят.

Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца
вовсе не следует, что люди почитают Его.

Можно привести такой пример. Многие знают президента России, но разве
из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более понимают
все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога.
Но подавляющее большинство воспринимают Его как далекую и непонятную Силу.
Например, в исламе не принято говорить, что Аллах – Личность. Он скорее Нечто,
дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле.
Так же и в каббале Эйн-Соф не познаваем и не познает ничего.
Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии.
Это свет далекого костра, который не может согреть ничью душу.
И это представление на самом деле общечеловеческое.
Не случайно «символ веры» обывателя звучит:
— Ну, так Что-то есть. Но что, не знаю.
При этом с этим «Что-то» обычно связывают понятие справедливости.
Не случайно при всякой обиде говорят:
— Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?
Но разве такое знание можно назвать нормальным? Представьте себе,
что вас приглашают жениться на невесте, о которой вы ничего не знаете.
И когда вы спрашиваете «кто она такая?», вам отвечают: «она справедливая и никому неизвестная».
Разве можно счесть этот ответ удовлетворительным? А ведь большинство людей знают о Боге
куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника.
Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно,
чтобы спастись. Причем невежество это связано вовсе не с тем, что у людей нет возможности
узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.

Получается как в Евангелии – вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают
копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками.
Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить,
а в лучшем выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех,
кто Его не любил и ни во что ставил? «Незнание Отца всего такое же преступление, как и борьба
против Него» – говорил Минуций Феликс.

Лишь в православном христианстве человек настолько сильно вовлекается в Божественную жизнь,
что созерцает таинственное пламя Триединой любви. Но часто говорят: — Есть же искренние люди
в других религиях? Неужели и они погибнут? При этом забывается, что неверное знание о Боге
ещё страшнее, чем невежество.
Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвященным
в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь – не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть.
Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели,
чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан.
В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания, убежденный иноверец
не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: «знаю дела твои;
ты не холоден, ни горяч: о если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч, и не холоден,
то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»;
а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото,
огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была
срамота наготы твоей; и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:15-18).
Так же обстоит дело и с ложными религиями. – Чем более человек укоренен в свою ложную традицию,
тем сложнее ему из нее выбраться. Практика миссионерства показывает, что к Богу обращаются чаще те,
кто с одной стороны не утратил чувства Истины, а с другой отошел от своей ложной веры.
И Евангелие приняли не книжники и фарисеи, а простые рыбаки.
Поэтому не стоит одобрять религиозное рвение мусульман или иудеев, а скорее показывать
всю нелепость их заблуждения, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздравляют их
с их праздниками, тем самым, поддерживая их греховное упорство. В одной книжке приводится пример,
когда к священнику обратился татарин с вопросом: «что ему делать, если братья мешают ему ходить в мечеть?»
Что должен был бы сказать нормальный пастырь? Конечно, «бросай ислам – принимай крещение
и иди в монастырь, если хочешь быстрее угодить Богу». Но тот ответил: «ходи в мечеть два раза в неделю
и слушайся муллу». Автор книжки считает этот совет чуть ли не доблестью (не даром мулла положительно
оценил этого псевдопастыря), а на самом деле это просто подлость. Из-за ложного гуманизма священник
просто столкнул несчастного в еще большую бездну заблуждения, и обрек его на вечную гибель.
Разве мог он не знать, что «не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36)?
Тут стоит разобрать вопрос, можно ли говорить о том, что можно быть хорошим, не смотря на веру.
А что значит «быть хорошим»? Где критерии хорошести? Алкоголик считает хорошим такого же выпивоху,
а его жена придерживается противоположной точки зрения. Говорят, что «хорош тот, кто другому плохого не делает»,
но это не определение. Мы же ещё не решили что такое «плохо» и «хорошо». С точки зрения пьяницы плохо делает тот,
кто ему не наливает, а его родные думают наоборот. Где же правда? Да и обычный пень разве кому делает что-то плохо,
но неужто он потому образец добродетели? Совесть тоже часто обманывает. И особенно ей в этом «помогает»
ложная религия. Господь Иисус Христос предсказал: «наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать,
что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).
И христиане видели примеры этому все время своей истории. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына – иудеи,
и мусульмане, с чувством религиозного долга умерщвляют верных Христу. Началось это со святого Стефана
и продолжается и до наших дней. Пример протоиерея Анатолия и воина Евгения, убитых уже в наши дни в Чечне,
показывает, что одинаковая причина (отвержение Святой Троицы) приводит к одинаковому результату.
– Мусульмане убивают христиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и религия сама по себе
не является критерием добра и зла. Где же этот критерий? Ответ очевиден. Хорошо только то, что таковым
считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для прибора та, которая написана его конструктором.
Для христиан же это еще более очевидно, ибо мы знаем, что добродетели – это безначальные свойства Бога.
Потому то, что согласно с волей Господа – добро, а что противится ей – зло. Но теперь вернемся к вопросу,
«могут ли спастись искренние люди в других религиях?» Очевидно, что искренний маньяк-убийца, считающий,
что все зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту «искренность» будет одобрен Великим Судьей.
Но если это достаточно очевидно, то где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы
факт злодейства? Как определить – эта искренность хороша, а эта нет? Мы снова возвращаемся к тому, есть ли
реальные критерии добра и зла, потому что искренность или неискренность – вещи достаточно субъективные.
Если же мы договорились, что добро – это воля Бога, а зло – ее нарушение, то ответ станет очевидным.
Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена Самим Богом – грех.
Из Десяти Заповедей данных Моисею самая первая запрещает иные веры: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя
из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» (Исх. 20:1-2).
Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла – Декалог, должны задуматься о том,
что ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия. И Господь наш Иисус Христос на вопрос:
«что нам делать, чтобы творить дела Божии?», ответил: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29).
Сам Христос повелел покаяться и веровать в Евангелие (Мк. 1:15), а кто не покается, сам виноват,
что Божья секира срубит его (Лк. 3:9). Господь повелел всем народам принимать крещение во имя
Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), а «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Сам Искупитель, а не фанатичные православные, засвидетельствовал: «кто будет веровать и крестится, спасен будет,
а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Господь вселенной сказал: «истинно, истинно говорю вам:
если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53),
а у нас думают спастись неопределенным добреньким состоянием без святого Причастия.
Пусть же ответят нам возражатели, кому нам верить – людям или Богу? Христос говорит одно, а гуманисты другое.
Сын Божий говорит, что мусульмане и иудеи, эволюционисты и буддисты, отвергшие Бога Сына, пребывают под гневом Божьим,
а наши либералы утверждают, что все спасутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием,
чтобы им поправлять Творца? Это наглое восстание смертных глупцов против Бессмертной Премудрости!
Это современные лжепророки, которым готовится наказание Божие. Нет, пусть многие и верят в существование Бога,
но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяет Ему, слушается Его, любит Его. Кратко сказать, чтобы спастись – надо,
чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: «познал Господь Своих, и да отступит от неправды
всякий исповедающий имя Господне» (2Тим. 2:19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего
(вошедшего по вере через Крещение и Причастие), и кто несет в себе освящение Его Духа.

иерей Даниил Сысоев.

0

2

У меня вопрос: а как быть с теми иноверцами, которые родились в какой-то там Мексике и ничего не слыхали о Православии? максимум что-то прошло по интернету.... И как быть с теми иноверцами, которые душевно больны и ничего не видели кроме решетки дурдома? Что такое душевная болезнь - я знаю не понаслышке...

Отредактировано Жайвик (2020-06-23 22:38:44)

0

3

Жайвик написал(а):

как быть с теми иноверцами, которые ...

Богу возможно все, где бы человек не родился и где бы не находился, вопрос в том чем обернется это знание для самого человека, ведь раб, который знал и не сделал будет бит больше, а раб, который не знал и не сделал будет бит меньше. Другими словами, если не получится из иноверца православного, то и незачем ему знать о православие, что бы наказание в будущем веке было меньше, чем если бы он узнал о православии, но православным не стал.

0

4

Жайвик написал(а):

У меня вопрос: а как быть с теми иноверцами, которые родились
в какой-то там Мексике и ничего не слыхали о Православии?
максимум что-то прошло по интернету.... И как быть с теми иноверцами,
которые душевно больны и ничего не видели кроме решетки дурдома?
Что такое душевная болезнь - я знаю не понаслышке...

у Господа Всемогущего, Святого и Праведного на всякий неразрешимый человеческими силами вопрос
найдётся решение.  Он Всеблагой заботится и малых птицах и о ничтожных по мерками человеческим
червячках.  Тем более заботится о людях, включая и иноверцев и самых что ни на есть тяжких грешников.
Всех любит, о всех заботится с отеческой любовью, никого не оставляет без попечения.
Даже фанатиков исламистов в совершенно, казалось бы неподходящей для обращения
к христианству среде типа  тюрьмы в Малайзии  (мусульманская страна) ... посещает. (Афшин Джавид, https://pravoslavie.ru/89850.html )
https://www.youtube.com/watch?v=t15K0C18RPE

И колдунов, погрязших казалось бы в ужаснейших безпросветных грехах... легко обращает ( Джон Рамирез, Джон Тодд,
свещенномученик Киприан... мученик Феона Никомидийский ( в святом крещении — Синезий)... и многие другие )

Но нам, грешным и немощным неполезно своим ограниченным и склонным к ошибкам умом углубляться
в размышления о непостижимых путях домостроительства Божия.  Это опасно и душевредно.

195. Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение
глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих,
помолился и сказал: Господи! отчего некоторые из человеков достигают старости
и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало?
Отчего одни бедны, – другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют
и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?
– Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас:
Антоний! внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих,
потому что это – душевредно.

Комментарий свят.Игнатия Брянчанинова:

Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то,
что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию.
Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию
действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того,
что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству,
к ересям и безбожию.

https://pravoslavie.ru/51230.html

Всё что РЕАЛЬНО полезно человеку ( для спасения души ), то Господь обильно
открывает. И через людей и через книги и через разнообразные действия промысла Божия.
Это просто удивительно, насколько долготерпит нас Господь и как заботится.
А то, что нам неполезно, того Он нам не открывает.  По благости Своей. Чтобы не навредить нам.
Чтобы не дать нам лишний повод для превозношения и гордости.
Нам ведь не заповедано "всезнайство обо всём на свете".  Даже и про остроту ума святые отца
как-то неодобрительно говорят... вот, тот-же свят. Феофан Затворник...
Вместо этого они больше ублажают простоту, смирение и детскую  неразсуждающую
веру и преданность тому, что открыто нам через Евангелие и святоотеческое предание.

и апостол Павел, смотрите, что пишет:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими,
а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру,
так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение,
а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил,
по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно,
тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

https://days.pravoslavie.ru/bible/b_1-kor13.htm

+1

5

проходимец написал(а):

Другими словами, если не получится из иноверца православного, то и незачем ему знать о православие, что бы наказание в будущем веке было меньше, чем если бы он узнал о православии, но православным не стал.

То есть, получается, человек-иноверец, который душевноболен, будет терпеть муки и тут и там? А за что, когда он даже не чувствует обычной реальности?

Отредактировано Жайвик (2020-07-05 13:33:24)

0

6

Жайвик написал(а):

То есть, получается, человек-иноверец, который душевноболен, будет терпеть муки и тут и там? А за что, когда он даже не чувствует обычной реальности?

На то он и иноверец. Покажи такому крест и увидишь реакцию, не взирая на то, что он, как ты выразился, не чувствует реальности. Кроме того душевнобольной иноверец, да и любой человек, может страдать за грехи своих предков. Вообще-то не дело пытаться понять своим умом дела Господа, некоторые вещи нам открыты из Библии, а докапывание до мелочей почему так, а не так, может привести к печальным результатам. Надо принять на веру, что Господу виднее.

+3

7

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Письмо 203. О невозможности спасения иноверцев и еретиков

Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти безпрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противуположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине, и именем, и самим делом.

Вопрос, предложенный Вами, теперь предлагается сряду. «Отчего не спастись, – пишете Вы, – язычникам, магометанам и, так называемым, еретикам? между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!... Да! это противно даже здравому разуму человеческому! – А еретики – те же христиане. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими, это – безумно, и крайне гордо!»

Постараюсь отвечать Вам в немногих по возможности словах, чтоб многословие нисколько не повредило ясности изложения. – Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, – что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец – не зная Христа – единственное средство нашего спасения! – Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Весь род человеческий – разряд существ погибших. Погибель – удел всех людей, и добродетельных и злодеев. Зачинаемся в беззаконии, родимся во грехе. «Сниду к сыну моему сетуя во ад» (Быт. 37:35), – говорит св. Патриарх Иаков о себе и святом сыне своем Иосифе целомудренном и прекрасном! Нисходили во ад по окончании земнаго странствования не только грешники, но и праведники Ветхаго Завета. Такова сила добрых дел человеческих. Такова цена добродетелей естества нашего падшаго! Чтоб возстановить общение человека с Богом, иначе, для спасения, необходимо было искупление. Искупление рода человеческаго было совершено не Ангелом, не Архангелом, не каким-нибудь еще из высших, но ограниченных и сотворенных существ, – совершено было Самим безпредельным Богом. Казни – жребий рода человеческаго, заменены Его казнию; недостаток заслуг человеческих заменен Его безконечным достоинством. Все добрыя дела человеческия немощныя, нисходившия во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим, да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же посла Он» (Ин.6:28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; – но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно ж, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом! напрасно Вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! таково постоянное учение истинной Церкви, и Ветхозаветной и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущаго Искупителя, по кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что Вы Его не знаете, что Вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какия-то добрыя дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.

""Мыслим убо, – говорит св. Апостол Павел, – верою оправдатися человеку, без дел закона» (Рим.3:28). «Правда же Божия верою христианскою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша и лишены суть славы Божией: оправдаемы туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе» (Рим.3:22–24). Вы возразите: св. Апостол Иаков требует непременно добрых дел, он научает, что «вера без дел – мертва» (Иак. 2:20). Разсмотрите – чего требует св. Апостол Иаков. – Вы увидите, что он требует, как и все боговдохновенные писатели Священнаго Писания, дел веры, а не добрых дел падшаго естества нашего! он требует живой веры, утверждаемой делами нового человека, а не добрых дел падшаго естества, противных вере. Он приводит поступок патриарха Авраама, дело, из котораго явилась вера праведника: это дело состояло в принесении в жертву Богу своего единороднаго сына. Заклать сына своего в жертву – совсем недоброе дело по естеству человеческому: оно – доброе дело, как исполнение повеления Божия, как дело веры. Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без них она мертвая, как лишенная всякаго движения. И напротив того, Вы найдете, что добрыя дела падшаго естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца – воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькия дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, Вы хотите им дать спасение.

Странно Ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, Вы находите, признаете его в себе? Если Вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть-где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшаго естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природнаго, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом: он – извещенная вера, так превосходно описанная св. Апостолом Павлом в 11-й главе его послания к Евреям. Основание духовнаго разсуждения: Бог. На этом твердом камени оно зиждется, и потому не колеблется, не падает. Называемый же Вами здравый разум мы, христиане, признаем разумом столько болезненным, столько омрачившимся и заблудшим, что уврачевание его иначе и не может совершиться, как отсечением всех знаний, его составляющих, мечем веры и отвержением их. Если же признать его здравым, признать на каком-то основании неизвестном, шатком, неопределенном, непрестанно изменяющемся, то он, как здравый, непременно отвергнет и Христа. Это доказано опытами. – Что ж Вам говорит Ваш здравый разум? Что признать погибель добрых людей, неверующих во Христа, противно Вашему здравому разуму! – мало того! такая погибель добродетельных противна милосердию такаго всеблагаго Существа, как Бог. – Конечно, было Вам откровение свыше об этом предмете, о том, что противно и что не противно милосердию Божию? – Нет! но здравый разум показывает это. – А! Ваш здравый разум!.. Однако ж, при Вашем здравом разуме, откуда Вы взяли, что Вам возможно собственным ограниченным человеческим умом постигать – что противно и что не противно милосердию Божию? – Позвольте сказать Вашу мысль, – Евангелие, иначе Христово Учение, иначе Священное Писание, – еще иначе святая Вселенская Церковь открыли нам все, что человек может знать о милосердии Божием, превышающем всякое умствование, всякое постижение человеческое, недоступное для них. Суетно шатание ума человеческаго, когда он ищет определить безпредельнаго Бога!.. когда он ищет объяснить необъяснимое, подчинить своим соображениям... кого? Бога! Такое начинание – начинание сатанинское!..

Именующийся христианином, и не знающий учения Христова! Если ты из этого благодатного, небеснаго учения не научился непостижимости Бога, – поди в школу, прислушайся – чему учатся дети! Им объясняют преподаватели математики и теории безконечного, что оно, как величина неопределенная, не подчиняется тем законам, которым подчинены величины определенныя – числа, что результаты его могут быть совершенно противуположны результатам чисел. А ты хочешь определить законы действия милосердия Божия, говоришь: это согласно с ним, – это ему противно! – Оно согласно или несогласно с твоим здравым разумом, с твоими понятиями и ощущениями! – Следует ли из того, что Бог обязан понимать и чувствовать, как ты понимаешь и чувствуешь? А этого-то и требуешь ты от Бога! Вот безразсуднейшее и вполне гордостное начинание! – не обвиняй же суждения Церкви в недостатке здравого смысла и смирения: это твой недостаток! Она, святая Церковь, только следует неуклонно учению Божию о действиях Божиих открытому Самим Богом! Послушно за нею идут истинныя ея чада, просвещаясь верою, попирая кичащийся разум, возстающий на Бога! Веруем, что можем знать о Боге только то, что Бог благоволил открыть нам! Если б был другой путь к Богопознанию, путь, который могли бы проложить уму своему собственными усилиями: – не было бы даровано нам откровение. Оно дано, потому что оно нам необходимо. – Суетны же и лживы собственныя самосмышления и скитания ума человеческаго.

Вы говорите: «еретики те же христиане». Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульныя ереси! Иначе разсуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшия и продолжительнейшия муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идодолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главнаго греха – богохульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков – вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, – увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшия преступления и злодеяния. В особенности замечательно их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, – упорно держится в зараженной ею душе – трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси – богохульство: Святый Флавиан – Патриарх Константинопольский, запечатлевший кровию исповедание истинной веры, произнес определение поместнаго Константинопольскаго собора на ересиарха Евтихия в следующих словах: «Евтихий, доселе иерей, архимандрит, вполне уличен и прошедшими его действиями и настоящими его объяснениями в заблуждениях Валентина и Аполлинария, в упорном доследовании их богохульству, тем более, что он даже не внял нашим советам и наставлениям к принятию здравого учения. А потому, плача и воздыхая о его конечной погибели, мы объявляем от лица Господа нашего Иисуса Христа, что он впал в богохульство, что он лишен всякаго священническаго сана, нашего общения и управления его монастырем, давая знать всем, кто отныне будет беседовать с ним или посещать его, что они сами подвергнутся отлучению». Это определение – образчик общаго мнения Вселенской Церкви о еретиках; это определение признано всею Церковию, подтверждено Вселенским Халкидонским собором. Ересь Евтихия состояла в том, что он не исповедывал во Христе по воплощении двух естеств, как исповедует Церковь, – он допускал одно естество Божеское. – Вы скажете только!.. Забавен по своему недостатку истиннаго знания и горько жалостен по своему свойству и последствиям ответ некотораго лица, облаченнаго властию сего мира, св. Александру патриарху Александрийскому о Арианской ереси. Это лицо советует патриарху сохранять мир, не заводить ссоры, столько противной духу христианства, из-за некоторых слов; пишет он, что он не находит ничего предосудительнаго в учении Ария, – некоторую разницу в оборотах слов – только! Эти обороты слов, – замечает историк Флери, – в которых «нет ничего предосудительнаго», отвергают Божество Господа нашего Иисуса Христа – только! ниспровергают, значит, всю веру христианскую – только! Замечательно: все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: они отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа: с ужасными хулами они отвергли Божественную Литургию, все таинства, все, все, где Вселенская Церковь всегда признавала действие Святаго Духа. Они назвали это установлениями человеческими, – дерзче: суеверием, заблуждением!

Конечно, в ереси Вы не видите ни разбоя, ни воровства! Может быть единственно потому не считаете ее грехом? Тут отвергнут Сын Божий, тут отвергнут и похулен Дух Святый – только! Принявший и содержащий учение богохульное, произносящий богохульство не разбойничает, не крадет, даже делает добрыя дела естества падшаго – он прекрасный человек! Как может Бог отказать ему в спасении!.. Вся причина последняго Вашего недоумения, так, как и всех прочих, – глубокое незнание христианства! Не думайте, что такое незнание – маловажный недостаток! Нет! его следствия могут быть гибельными, особливо ныне, когда ходят в обществе безчисленныя книжонки с христианским заглавием, с учением сатанинским. При незнании истиннаго христианскаго учения как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется! И те недоумения, которыя Вы изобразили в письме Вашем, – уже страшные наветники Вашего спасения. Их сущность – отречение от Христа! – Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. – Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых); изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какия мысли и чувствования приличествуют христианину. Из Писания и живой веры изучите Христа и христианство. Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдания, даруемые Богом туне всем человекам – при посредстве христианства.

Отредактировано Белая и пушистая (2024-10-10 17:17:18)

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Лжеучения, лжепророки, лжецари. » Возможно ли спасение для иноверцев?