Современное беснование.
Как это ни странно, но до сих пор еще существуют люди, которые сомневаются
в реальном бытии темной бесовской силы, способной вселяться в людей
и делать их своими послушными орудиями. В особенности, непростительно это
для православных русских людей, переживших весь позор нашей несчастной Родины
за последнее пятидесятилетие.
А между тем, Святое Евангелие ясно нас учит, что бесы действительно существуют
и могут вселяться в людей, которые и становятся «бесноватыми», потерявшими контроль
над собой и сделавшимися жалкой игрушкой в руках бесов.
Как раз в 5-ую неделю после Пятидесятницы читается за Литургией Евангелие,
которое повествует об одном таком разительном случае.
Христос приходит в страну Гергесинскую и исцеляет там двух страшных бесноватых,
которые были так люты, что никому не давали пройти тем путем, вблизи коего они жили.
Но что же гергесинцы?
Вместо того, чтобы с благодарностью припасть к ногам Иисусовым и просить Его остаться у них,
они вдруг просят Его всем городом уйти от них вон.
Что же это за страшное ослепление? Что за непонятное омрачение умов и сердец?
Облагодетельствованные гонят вон своего Благодетеля, не желая даже воспользоваться
дальнейшими благодеяниями, которые несомненно в изобилии полились бы на них,
если бы Христос-Спаситель у них остался. Но в чем же дело?
Им жалко стало свиней.
Вопреки ясному запрещению закона Моисеева, они разводили свиней,
а Господь, изгнав бесов из несчастных бесноватых, повелел бесам войти в свиней,
после чего взбесившееся свиное стадо бросилось с крутизны в озеро и утонуло.
И это сделал Господь, конечно, не без умысла, уничтожив таким образом для их вразумления
плоды их беззаконного занятия! Но им все – нипочем. И совесть их от этого не пробудилась,
и то, что двое их сограждан, избавившись от мучения, перестали быть страшилищами и стали
нормальными людьми, им не дорого, и того, что Сам Господь пришел к ним просветить их
светом Своего Божественного учения, они не ценят. Все их существо объяла жалость
к погибшим свиньям и опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им
новых материальных ущербов и не нарушило бы излюбленного ими и давно заведенного
греховного образа жизни, к коему они все привыкли.
Какая это жизненная картина и поныне постоянно встречающаяся!
И не есть ли такое настроение гергесинцев – то же самое беснование, только в менее заметных для внешнего взора формах?
Ведь в чем сущность беснования – разве не в противлении Богу и Его Божественному Закону?
А виды и внешние формы беснования могут быть многоразличны: от самых страшных и буйных
– до самых малозаметных и искусно укрывающихся, иногда даже разными благовидностями,
от невнимательного взора.
«Бесы, вселяясь в человека», говорит наставник духовной жизни святитель Феофан Вышенский:
«не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, изподтишка научая своего хозяина всякому злу,
и отклоняя от всякого добра: так, что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет
волю врага своего» («Мысли на каждый день года (СКАЧАТЬ)» стр. 245).
Как передают все три евангелиста-синоптика, повествующие о чудесном исцелении гадаринских бесноватых,
бесноватые, при виде Господа Иисуса Христа, стали кричать «гласом велиим»: «Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий?
Пришел еси прежде времене мучити нас» (Мф. 8:29).
Но разве Христос-Спаситель пришел мучить этих несчастных, а не спасти их от мучивших их бесов?
В этом-то и состоит разгадка ужасной тайны вселения бесов в человеческую душу.
Коль скоро человек, по неосмотрительности, допустил в свою душу беса, бес, вселившись в него,
поглощает собою его личность, пленяет его «я», овладевает его волею и делает человека
послушным орудием своей злой воли. Такой человек думает, что он самостоятелен в своем поведении,
что он «сам все делает», а в действительности всеми его поступками руководит поселившийся в нем бес,
или даже целый легион бесов, как в этом несчастном бесноватом. Поскольку воля его в плену у беса,
то он и начинает отождествлять себя с живущим в нем бесом: все, что приятно бесу, ему приятно;
все, что враждебно и мучительно бесу, и ему враждебно и мучительно. Вот почему, увидев своего Спасителя,
этот несчастный человек, вместо того, чтобы радоваться, отчаянно кричит: «Что Тебе до меня?
Умоляю Тебя, не мучь меня!» (Лк. 8:28).
Каким же образом можно дойти до такого ужасного состояния?
Как бес может получить доступ в душу человека?
На это мы находим много указаний и в Слове Божием и в писаниях святых отцов Церкви
и великих христианских подвижников благочестия. Каждое забвение Бога, в чем бы оно ни проявлялось,
каждое произвольное нарушение заповедей Божиих, сколь бы маловажным оно ни казалось, всякий проступок
против совести, этого голоса Божия в душе человека, уже открывает бесу доступ в его душу.
Особенно же любезны бесу греховные страсти, то есть часто-повторяющиеся грехопадения, которые вошли
у человека в привычку, стали как бы его второй природой.
«Гордость – демон», говорит наш великий праведник святой Иоанн Кронштадтский: «злоба – тот же демон;
зависть – тот же демон; мерзость блудная – тот же демон; насильная хула – тот же демон;
насильное сомнение в истине – тот же демон; уныние – демон; различны страсти, а действует во всех один сатана;
различны страсти, а вместе – лай сатанинский на различные лады, и человек бывает одно – один дух с сатаной»
(Моя Жизнь во Христе» т. 2, стр.6).
И весьма характерно: каждый, одержимый какой-либо страстью, как бы эта страсть его ни мучила и не терзала,
с самой крайней враждебностью относится ко всему, что противится его страсти. Так: гордый ненавидит смиренных,
злобный и гневливый не выносит кротких и тихих, блудник пылает крайним раздражением на целомудренных,
и т.д. и т.п.
И самыми большими врагами своими одержимые страстями считают тех людей, которые обличают их
или как-то стараются помочь им освободиться от той или иной страсти, указывая на нее, уговаривая и вразумляя их
или принимая какие-либо решительные меры к их отрезвлению и возвращению на путь нормальной, здоровой,
духовно-трезвой жизни. Совершенно точно так, как враждебно встретили Христа-Спасителя гадаринские бесноватые
или жители той страны, не пожелавшие, чтобы Господь у них остался: ведь и они были в сущности тоже бесноватыми,
хотя и в менее заметной форме. Сжившись вполне с своими любимыми страстями, или, что тоже, с обитавшими в них
бесами, они не желали исцеления от Господа-Чудотворца, а потому и не приняли Его.
Как убеждает нас повседневный жизненный опыт, а особенно в страшное, как никогда прежде, переживаемое нами время,
одержимость страстями и есть беснование. Посмотрите, как преданный греховным страстям и сам внутренне терзается
и других мучит. Страсти, как учат наставники духовной жизни, это – тайные змеи, которые постоянно грызут сердце человека
и никогда не дают ему покоя. Одержимый страстями не знает душевного мира, да и не может приобрести его,
пока не преодолеет своих страстей. Мало того: он способен разрушать душевный мир и всех тех людей,
с которыми приходит в соприкосновение.
Искоренить страсть – это и значит изгнать мучающего беса.
Чтобы убедиться в истине всего вышесказанного, надо только хорошо понаблюдать окружающую нас
современную жизнь и углубиться в собственную душу.
Все то, что произошло на нашей несчастной родине, да и теперь еще не изжито,
– разве это не подлинное беснование и притом в самых ярко-выраженных формах?
А то, что происходит сейчас в так называемом «свободном мире» и что в начале лишь тайно,
изподтишка подготовлялось; разве это не то же самое беснование?
На наших глазах и оно начинает принимать те же самые грубые формы, что и у нас на родине,
ибо источник всего этого ведь один и тот же – все та же темная злая бесовская сила, жаждущая гибели человека!
Страшно сказать, но и то, что творится сейчас во всех поместных православных церквах
и в так называемом «христианском мире» – мире «инославном» – со всем этим подрывом всех вековечных устоев,
с этой беспощадной ломкой древних установлений Церкви, ведущих свое начало от апостольских времен, порою грубым,
а иногда хитро-лукавым ниспровержением всех исконных верований и благочестивых традиций, завещанных нам
первохристианством, – кто, положа руку на сердце, по чистой совести, осмелится возразить, что все это не самое
настоящее беснование – попытка диавола через верных слуг своих искоренить истинную веру и Церковь?
Сатана, нагло подняв голову, триумфальным маршем шествует уже по всему миру, пожиная себе обильные плоды.
Жутко становится, когда подумаешь, как мало сейчас осталось людей, трезво смотрящих на все в мире происходящее,
людей честных и искренних, не продавших душу свою сатане за те или иные земные блага, не работающих всецело
своим греховным страстям и не беснующихся, подобно огромному большинству.
Весь мир сейчас становится похожим на страну Гадаринскую, не желающую исцеления от Господа-Исцелителя
и изгоняющую Его прочь от себя.
Пусть даже слышим мы иногда лицемерно произносимые слова правды, но самые дела произносящих ясно показывают,
что это – только одни слова: на словах – одно, а на деле совсем другое! А ведь Господь понятно и вразумительно сказал:
по плодам их узнаете их (Мф. 7:16-20).
Сколько красивых слов нередко произносится сейчас о мире и любви, но где этот «мир» и «любовь» видны в делах?
А если и показывается иной раз видимость таких «добрых» дел, то за ней ясно скрывается грубый расчет
и то или иное своекорыстие, совершенно обесценивающее их.
Фальшь и ложь воцарились в мире, как это и предрекал святой Апостол Павел в своем Втором Послании к Солунянам,
говоря, что наступит время, когда люди «будут верить лжи» (2Фес. 2:11), «да будут осуждены все, не веровавшие Истине,
но возлюбившие неправду» (там же, ст. 12).
Надо знать, что об этом опасно сейчас открыто говорить вслух перед всеми: возненавидят и заклюют,
не дадут жить на этом свете, или объявят сумасшедшим, как это и в действительности нередко теперь практикуется
в отношении неприятных и нежелательных людей, которых нужно куда-то запрятать подальше, чтобы они не беспокоили
и не мешали. Поистине мы дожили уже до того времени о котором предрекали древние отцы-подвижники, говорившие:
Наступит время, когда люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, станут говорить:
«Ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».
Но не думают, не помышляют эти безумцы-бесноватые мира сего, во зле лежащего, о том, какая участь их ожидает.
Бесы, изгнанные Господом из Гадаринских бесноватых, вошли в свиней, а свиньи, взбесившись, бросились в Генисаретское озеро
и утонули. Подобная же участь ожидает и этих людей, одержимых бесами, но с тою разницею, что ввержены они будут
в «озеро огненное, горящее огнем и серою», где будут мучиться «во веки веков» (Апок. 21, 8; 20, 10), вместе с диаволом,
зверем-антихристом и лжепророком, которым они верно служили на земле, ведя борьбу с Господом Иисусом Христом
и Его истинными и искренними последователями.
А нам, которые хотят работать Господу нашему Иисусу Христу и только Ему Одному, необходимо вооружиться в переживаемые нами
страшные времена терпением, памятуя Его наставление: «В терпении вашем стяжите души ваши!» (Лк. 21:19) и другое:
«Претерпевый до конца той спасен будет» (Мк. 13:13).
Пусть другие беснуются – пусть даже все беснуются вокруг нас – не будем принимать никакого участия
в этом всеобщем бесновании, чего бы нам это ни стоило!
Аминь.
архиепископ Аверкий (Таушев)
Публикуется по изд.:
Аверкий (Таушев), архиеп.
Современность в свете Слова Божия. Слова и речи.
Том III. Джорданвилль, 1975.- С.68-74 (Репринт.)