Сны царя Мамера
Времена последние.
Сны зело страшные царя Мамера
Бысть по Рождестве Христове в лето 835 во Асирии велицей, во граде Иринее царь именем Мамер, иже виде единой нощью 12 снов зело страшных; востав Мамер, призва многих философов и мудрых волхвов и поведа им сны своя, они же не могоша их разсудити, как бо могут ведати тайны Божия. Печален бысть царь о сем, но се прииде к нему философ Духом Божиим просвещен по имени Филон и рече царю: «Повеждь ми, царю, сны своя, еже еси видел». И нача ему царь сны свои поведати.
Первый сон
Рече царь: «Видел столп зело высок, а на столпе сидел голубь; столп разсыпался, и голубь возлете на небо. По сих прилете вран, нача злато клевати, приидоша звери, около начаши рыкати и приползоша змии, нача свастати».
Отвеща философ: «Не в твое царство то будет, царю, но в последния времена, в начале осмыя тысящи, сны твои исполнятся. Пророк Иезекииль прорече о последнем времени. Тогда времена будут люта по всей земли и во всех человецех правды и милости не будет; ни мыслей добрых, ни страха Божия, ни заповедей Христовых хранити не станут. Все возненавидят друг друга, будет страх и мятеж велик и пролиется кровь человеческая, аки вода, и вси людие тогда восплачутся плачем великим. Такожде и во Евангелии пишется: «Тогда востанет язык на язык и царство на царство, князь на князя, господин на раба, а раб на господина, старец на старца, сосед на соседа, отец на сына, сын на отца, матерь на дщерь, а дщерь на матерь и брат на брата».
«Правды не будет во всех человецех, яко голубь возлетит на небеса, будут языком добре глаголати, а сердцем зло мыслити. Наставники будут заповедем Христовым учити, а сами их исполнять не станут. Тогда вси учители будут, а послушающих не будет; вси мудрые и учительные люди будут запойцы, сквернословцы, тогда ученицы мудрейши старших явятся; тогда во всех странах и градех туча велия будет. Стихии от обычая своего изменятся: лето преступит в зиму, а зима в лето; среди лета будет мраз, а среди зимы будет дождь, – и тогда не познают времени, когда семена своя сеяти; сеющие семен много, пожнут мало лихоимства ради и неправд своих. Тогда солнце станет померкати, месяц от обычая своего изменится и звезды будут необычны: тогда явится звезда хвостатая, тогда громы и молнии будут страшнии, земля трястися станет, и гради многия падут, а человеки и скоты помрут, древа увянут и рыбы и всякаго овоща умалится, а потом мир изгниет».
Второй сон
Рече царь второй сон: «Виде тело наго, зело страшно и брюхо сыро пред очима моима с небеса висяща».
Отвеща философ к царю: «Егда то злое время приидет, тогда людие облекутся во одежды необычныя, нелепыя, чужия и будут, яко наги. Пророк Аггей глаголет: сужду ко князю их на облачающихся во одежды чужия. Жены возлюбят одежды наглыя и блудныя на прельщение малоумных и вси в прелесть мира сего впадут. Богатии же и сыробрюхие кого увидят в нищете и наготе скудостей ради, тех они не возлюбят, аще кого увидят в богатстве или славе, тем учнут дары приносити и любови с ними даяти, аки своими сродниками».
Третий сон
Рече царь третий сон: «Видех на единой верви три котла висят и вси равно кипят. В первом котле лой (воск, жир), в другом масло, а в третьем, иже между ими, вода; масло в лой переливается, а лой в масло, в воду же ни единыя капли не уканет».
Отвеща философ: «В то последнее время учнут нищие и убогие жити промежду богатых; богатые станут знатных, а знатные богатых призывать взаимно на обеды, а нищих, голодных и убогих отгонять и крох, падающих от трапезы, не давать. Сродников своих убогих такожде возненавидят и будут с ними скаредны и лихоимцы».
Четвертый сон
Рече царь четвертый сон: «Видех ослицу, на ней орут и боронят, а она от глада траву хватает, жребята же ее лижут».
Отвеща философ: «В то последнее время матери дщерей своих станут отдавать на блуд чужим мужьям мзды ради; сестра сестру и сноха сноху станут нудити на злое дело блудное и сами себя предадут на блуд. Тогда не обрящется девица в седми летех чиста: вси станут жить скаредно и блудно. Отцы и мужья приимут жен себе от блудниц, а первых своих жен оставят, старших отцев и матерей слушать не станут, а начнут слушать жен своих и во след их ходити. В то время чистыми из тысяща жена, из пятисот муж един едва обрящется. Тогда вси с праваго пути совратятся, путь неправды восприимут, христиане вси погани будут, от Божия службы уклоняться, Бога не знающе, чем Богу зело согрубят».
Пятый сон
Рече царь пятый сон: «Видех лисицу на гноищи лежащу и брешущу на щенята своя, они же на нее лают».
Отвеща философ: «То будет в последнее время. Отцы и матери станут чад своих учити доброму делу, а дети не станут их слушать, забыв, яко рече Господь Моисею: «Чти отца твоего и матерь твою». Тогда дети начнут отцев и матерей укоряти и рекут им: «Вы глупии, неразумнии, и несмысленнии! Мы вас не слушаем. Вы жили долгое время, вы из ума выжили, а мы будем жить своим разумом» и жен своих почитати. Слышавше то отцы от детей своих горько начнут плакати».
Шестой сон
Рече царь шестой сон: «Видех в некоей стране страх велик и ужасахся, яко множество лютых и страшных зверей, двуглавых и троеногих. На главах их венцы, а сами скачуще и храмлюще, зубы своими скрежещуще, главами вертяще, языки высовывающе, – траву терзают, древеса подкапывают, ногты своими землю рыют и на человеки мещут, хотя всех пожрете. – И прииде на них с небеси огнь и пожже их всех, венцы же их все почернеша».
Отвеща философ: «В то последнее время человецы начнут взирати друг на друга звериным образом; злочестивыя благочестивых пожрети хотяще, предадят их смерти. Двоеглавые звери, то есть лживые двуликие купцы и клеветники, а троеногие звери храмлющие – все волхвы и чародеи – обманщики, кои многих прельстят, начнут к ним человецы приходити и помощи от них просити, а Божию помощь оставят. Вси купцы лжами и лестьми станут торговати, но богатство соберут на пагубу душам своим. Ибо богатии купцы убогим обиду многу сотворят, убогие же тогда восплачутся горько ко Господу обид ради. – Господь вернет обиду их вскоре и воздаст месть обидникам, погубит их в море. Тогда убогие, благочестивые за злочестивых обманщиков станут молить Бога об обращении от зол их, и правда укрепится на земле на немногое время».
Седьмой сон
Рече царь седьмый сон: «Видех попа в кал падша по горло и кричаша вельми несть можно, но никтоже его выняти не может».
Отвеща философ: «В то последнее время священницы станут жить скаредно и студно, закона Божия не храняще, и ныне уже заповедям Божиим учат, а сами того не творят, бремена на людей тяжкие накладывают, а сами и перстом двигнуть не хотят. Яко же рече пророк: «Пастуси мнози посмрадиша виноград мой, и паки, срыша священницы путь мой, – станут иереи детей своих духовных без твердости учити мзды ради и гортаней своих. Страха же ради человеческаго станут прощать грехи не по правилу Апостол и святых отец, станут принимати приношение от недостойных: от пияниц, от татей, от разбойников, клеветников и блудников и в грехах их прощати. Того ради сами с ниму муку приимут».
Восьмой сон
Рече царь осмый сон: «Видех конь красен зело траву ест двумя горлами».
Отвеща философ: «В то последнее время злое всяк закон престанет. Князи, вельможи, судии и старцы будут крамольцы и впадут в гордыню и мздоимство. Суд судити начнут мзды ради не правый, богатаго, кого боятся, оправдают, а убогаго, нищаго и смиреннаго обвинят. Бога не бояшеся, у правого и виноватаго посулы емлюще, виноватаго оправдают, а праваго обвинят».
Девятый сон
Рече царь девятый сон: «Видех по всей земли просыпано злато, сребро и камение драгое. Приидоша людие брати и не обретоша ничтоже».
Отвеща философ: «В то последнее время приидет на сильных страх велик и мятеж. Сильные учнут отдавать имения своя страха ради человеческаго на сохранение друзьям своим. Минувшу же мятежу не по мнозех днех учнут они у другое своих просити имения свои, обаче други не отдадут им назад, – и не один сильный человек с печали тая скончается».
Десятый сон
Рече царь десятый сон: «Видех гору вельми высоку, на ней лежит камень светел, гора развалися и камень разсыпася».
Отвеща философ к царю: «В то последнее время в некоей стране будет православное царство, но от безверия многаго и от неправды многия люди от веры Христовы отпадут и царство то разделится. Потом православная вера паки соединится и будет церковь едина, но только на малое время».
Одиннадцатый сон
Рече царь одиннадцатый сон: «Видех народ мног в калу погрящь зело трепещущь».
Отвеща философ к царю: «В то последнее время вси человецы будут грешнии, величавы, лихоимцы, лицемеры, пияницы, заповеди Божия хранити не станут и страха Божия в сердцах не соблюдут, вси станут ходити по своим волям, и тогда един малый праведник в них едва обрящется».
Двенадцатый сон
Рече царь последний сон: «Видех при реце щуку, во гноищи у берега лежит, во чреве ея рыба трепещется и с того бысть трус земли велик, яко быти скончанию мира».
Отвеща философ к царю: «В то последнее время, в начале осмыя тысящи будет скорбь велия, яже не бысть от начала века. Аз ти поведаю, токмо не устрашися. Некогда во Израиле был пророк Гедеон и побил мидианитския и амаликитские полки за беззакония их, иже быша злые человецы: ядоша всякую гадину, – и повеле господь Бог пророку Гедеону загнать их в пустыню северных стран. Тамо они расплодишася и трепещут яко во чреве, в последних же летех изыдут из пустыни и дойдут до Рима и возьмут всю землю и пленят вся люди и тогда вскоре всему миру скончание будет. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Якобы это древнерусский апокриф.
https://fictionbook.ru/author/vitaliyi_ … ml?page=10
Отредактировано yozhik (2019-07-11 12:17:47)