Как Бог наказывает грех гордыни?
Брат: Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?
Старец: Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом
и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал
и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8–9).
А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью,
представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним,
в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.
А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения
из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним
из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу.
Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов.
Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным
и украшавшим Создателя своего, Бога.
Об этом пишет Божественное Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит
царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими
драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и золото,
все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день
сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это;
ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13–14).
Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12).
Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того
как пал падением великим?
Но почему он ниспал из такового блаженства и красоты?
Спросим об этом у Священного Писания, и оно ответит нам, говоря:
Ты был без порока в день сотворения твоего, доколе не угнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез. 28: 15).
И объясняя, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане, Божественное Писание говорит:
Ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного;
устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис. 14: 13–14).
Затем, объясняя, что по причине этого высокоумия он ниспал с неба, оно говорит так: Как упал ты с небес,
звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы (ср.: Ис. 14: 12).
А затем еще яснее, указывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: От красоты твоей
возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою. За то Я поверг тебя на землю
и перед царями отдам тебя на позор (ср.: Иез. 28: 18). И снова Божественное Писание, описывая возношение
сатаны и стремление его охватить умом недосягаемую славу Божию, говорит: От обширности торговли твоей
внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды
сверкающих камней и извергнул тебя со Святой Горы Божией, как нечистого (ср.: Иез. 28: 16–17).
Затем, показывая, куда был низвержен и изгнан сатана из той великой славы, какую он имел на небе,
Священное Писание говорит: В преисподнюю низвержена гордыня твоя со многим весельем твоим,
под тобою расстелются черви, и черви станут покровом твоим (ср.: Ис. 14: 11).
А немного далее добавляет: И теперь ты низвержен в ад, в глубины преисподней (ср.: Ис. 14: 15).
Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог
гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.
Брат: Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил
это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы.
Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?
Старец: Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким
и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала
слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.
Брат: Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче?
Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому
что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!
Старец: Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью
и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости
— это пренебрежение послушанием.
Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь.
Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла
не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16–17). Диавол же внушил им
вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5).
А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами
станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний,
так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог,
и чтобы по причине этого мечтания они пали».
Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем,
будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь.
Итак, хорошенько уясним себе это.
А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн.
Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад.
Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия.
В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения.
И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица
добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им
надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18–19).
Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было
к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.
Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду
и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа.
Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни.
Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией
до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим
до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.
Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать
о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог
сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43–44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4–8),
как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20–23), а также узнаешь
о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11).
И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.
https://pravoslavie.ru/43493.html
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
[1] См.: Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. Слово 23. § 4, 7. С. 150.
[2] На рум. яз.: Св. Максим Исповедник. Слово 65.
Архимандрит Клеопа (Илие)
15 декабря 2010 г.