Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Что значит иметь Бога в душе? Как проверить есть ли Бог в душе?


Что значит иметь Бога в душе? Как проверить есть ли Бог в душе?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Что значит иметь Бога в душе?   

Как проверить есть ли Бог в душе в самом деле чтобы избежать самообмана?

в наши дни стало очень распространенным явлением среди людей
говорить, что "у меня Бог в душе".

Так говорят даже те, кто в повседневной жизни совершенно игнорирует
принятые в православной Церкви благочестивые порядки и установления.
( т.е. живет невенчаным "гражданским браком", не ходит в церковь,
не соблюдает никаких постов и в отношениях с ближними отдаёт предпочтение
своей собственной выгоде ).

в этой теме попытаемся разобраться.

Каким образом Бог может присутствовать в душе человеческой?
Что об этом говорить Священное Писание и святые отцы?

0

2

святитель Николай Сербский
Миссионерские письма

Письмо 96

Воину Светиславу К., на вопрос о том, что значит: «Бог внутри человека»

Ты спросил кого-то: где Бог?
Тебе ответили: Бог в тебе.
Ты удивлен таким словам: как это возможно?

Примерно так же, как свет в комнате или огонь в печи.

Когда-нибудь ты почувствуешь Бога в себе и познаешь,
что Он в тебе, но тебе будет трудно объяснить это другому.
Ты будешь искать образы и сравнения в природе, и ты скажешь
так же, как я говорю тебе: Бог во мне, словно свет в доме,
или как огонь в печи, или как воздух в легких, или как жизнь
в творении, или как сила, и любовь, и мысль в человеке.
Конечно, это лишь образы, сравнения, и все они не могут
выразить того, что чувствует человек, когда Бог вселяется
в него в полноте Своей.

Апостол Божий, духовный отец наш Павел, желает верным
«исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 19).
Бог действует внутри человека двояко - помогая и господствуя.
Помогая, Бог действует в человеке маловерном,  который
иногда вспоминает о Боге, знает заповеди и в какой-то мере
старается их исполнять.
Бог не оставляет его, ибо и он старается держаться Бога.

Господствуя же, Бог действует в человеке великой веры,
широко открывшем Ему врата своей души.
Написано: «кто отворит врата, войду к нему» (ср.: Откр. 3, 20).
Такой человек ни в чем не полагается на себя, но только
на Бога Всевышнего. Он чувствует присутствие и действие
Духа Божия в себе и великую любовь  ко Господу своему.
А Христос обещал любящим Бога вселиться в них:
«кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;
и Отец Мой возлюбит его,
Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Ты не сможешь понять этого, если забудешь, что Бог есть Дух,
Который Своей силой и волей может проникать всюду.
Подобно солнцу, стоящему высоко над землей, Он обитает
выше всякой твари, но может светом Своим войти всюду,
где открыто Ему. Как говорит апостол: «один Бог и Отец всех,
Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4, 6).

Но если кто-то отвергает Бога, поносит Его в мыслях
и говорит против Него, того оставляет Он.
Подобно тому как человек, сделав окна в доме,
не дает свету войти в дом.
Своевольному царю Саулу пророк Самуил сказал:
«отверг ты слово Божие, и Господь отвернулся от тебя».
И Дух Божий отошел от Саула. Но и тогда, когда Бог
оставляет душу упрямого человека, Он продолжает
действовать на него извне, так же как действует на воду,
камень или дерево. Но если человек упорствует
в неверии до конца и не кается, тогда Бог попускает
бесам вселиться в него.  Как сказано о Сауле, когда
оставил его Дух Божий: «и возмущал его злой дух от Господа».
Или еще страшнее - об Иуде-предателе: «и вошел в него сатана»

. Люди, которые восстают на Бога, конечно же, никогда
не смогут ощутить Его в себе и сказать: «Бог внутрь нас есть».
Но те, кто любит, желает, взыскует Его и молится, чтобы
Он вселился в них, ощущают Бога в себе и могут сказать:
Бог в нас Духом Своим Святым. Благо таким светлым душам,
ибо навечно воцарятся в Царстве Христовом,
как обещал Господь любящим Его, говоря:
«возьму вас к Себе, и будете со Мною».

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … sma/1#1_96  )

0

3

архимандрит Софроний (Сахаров)
Старец Силуан Афонский

VIII. О познании Бога

ТАК ВОЗЛЮБИЛ нас Отец, что Сына Своего дал нам; но и Сын Сам восхотел, и воплотился, и жил с нами на земле. И Святые Апостолы и множество людей видели Господа во плоти, но не все познали Его, как Господа; а мне многогрешному Духом Святым было дано познать, что Иисус Христос есть Бог.
Господь любит человека и является ему, как Сам Он изволяет. И душа, когда увидит Господа, то смиренно возрадуется милосердию Владыки, и уже ничего другого не может возлюбить так, как любит своего Творца; хотя она и будет все видеть и всех любить, но больше всего любит Господа.
Душа знает эту любовь, но передать словами не может: она познается только Духом Святым, кому Его даст Господь.
Душа вдруг видит Господа и познает Его. Кто опишет эту радость и веселие?
В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает «во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле».
Так познается Бог и на небе и на земле.
Господь по безмерной милости Своей дал мне грешному сию благодать, дабы люди познали Бога и обратились к Нему.
Прошу от лица Божия милосердия. Ей, истину. Свидетель мне Сам Господь.
* * *
Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его больше, чем любовь матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь «никогда» не забывает нас. И если бы Сам Господь не дал Духа Святого православному народу и нашим великим пастырям, то не могли бы мы знать о том, как много Он нас любит.
Слава Господу и Его великому милосердию, что Он грешным людям дает благодать Святого Духа.
Богатые и цари не знают Господа, а мы, нищие монахи и пастухи, знаем Господа Духом Святым.
Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.
* * *
Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хотя и веруют.
Иное дело веровать, что есть Бог, и иное - знать Бога.
* * *
Вот тайна: есть души, которые познали Господа; есть души, которые не познали Его, но веруют; а есть и такие, которые не только не познали, но и не веруют; и среди них есть даже ученые люди.
Но неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым.
Некоторые всю жизнь трудятся, чтобы узнать, что есть на солнце, или на луне, или иное что, но вот, нет пользы от этого душе. А если будем стараться узнать, что есть внутри сердца человеческого, то увидим; в душе святого - Царствие Небесное, а в душе грешного - мрак и мучение. И это полезно знать, потому что мы вечно будем пребывать или в Царстве или в мучениях.
Ленивый молится с любопытством испытывает все, что видит на земле и на небе, а какой Господь, о том не знает и не старается узнать, и когда слышит учение о Боге, то говорит:
«Ну, как можно знать Бога? И ты откуда знаешь Его?»
Скажу тебе: Дух Святой свидетельствует. Он знает, и нас учит.
«А разве Дух виден?»
Апостолы видели Его сошедшим в огненных языках, а мы чувствуем Его в себе. Он сладкий паче всего земного. Его вкусили Пророки и говорили народу, и народ внимал им.
Святые Апостолы приняли Духа Святого и проповедовали людям спасение, ничего не боясь, ибо Дух Божий укреплял их.
Апостол Андрей сказал Игемону, который угрожал его распять, если он будет проповедовать: «Если бы я боялся креста, я бы его не проповедовал».
Так и все другие Апостолы, а затем мученики, а после святые подвижники с радостью шли на мучения и страдания. И все это потому, что Дух Святой, благой и сладкий, влечет душу любить Господа, и от сладости Духа Святого душа не боится страданий.
* * *
Многие святые мученики в страданиях познали Господа и помощь Его. Многие монахи несут большие подвиги и тяжелые труды ради Господа; они познали Господа и борются, чтобы победить в себе страсти, и молятся за всю вселенную, и благодать Божия учит их любить врагов, потому что кто не любит врагов, тот не может познать Господа, Который умер на кресте за врагов, и дал нам образ в Себе, и дал нам заповедь любить врагов.
* * *
Господь есть любовь; и нам повелел любить друг друга и любить врагов; и Дух Святой учит нас этой любви.
Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.
Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: «И будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2) и будем видеть славу Его.
Ты говоришь, что много людей страдает от всяких бед и от злых человеков; но прошу тебя, смирись под крепкую руку Божию, и тогда благодать научит тебя, и ты сам захочешь страдать ради любви Господней. Вот чему научит тебя, Дух Святой, Которого мы познали в Церкви.
А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.
* * *
Если хочешь познать, как нас любит Господь, то возненавидь грехи и плохие помыслы, и молись усердно день и ночь, и тогда даст тебе Господь благодать Свою, и ты познаешь Господа Духом Святым, и после смерти, когда придешь в рай, то и там ты узнаешь Господа Духом Святым, как познал Его на земле.
И на небе и на земле Господь познается только Духом Святым, а не от науки. И дети, которые совсем не учились, познают Господа Духом Святым. Святой Иоанн Креститель, когда был еще во чреве матери, ощутил пришествие Господа. Симеон Столпник40, Дивногорец, был семилетним мальчиком, когда явился ему Господь, и он познал Его. Преподобный Серафим41 был в совершенном возрасте, когда Господь явился ему во время Литургии. А Симеон Богоприимец был глубоким старцем, когда познал Господа, приняв Его на руки свои.
Так Господь применяется к нам, чтобы больше утешить всякую душу.
* * *
Любовь Господня познается не иначе, как Духом Святым; а мирная душа, которая хранит чистую совесть, из творений познает Бога, что Он создал небо и землю. Но и это - дело благодати, хотя и малой еще; а без благодати ум наш не может познавать Бога, но все влечется к земному; к богатству, к славе, к наслаждениям.
* * *
Как любовь Иисуса Христа, так и страдания Его были столь велики, что мы не можем их постигнуть, потому что мало любим Господа. Но кто больше любит, тот больше может разуметь и о страданиях Господа. Есть любовь малая, есть - средняя, есть и совершенная; и чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание.
Вообще каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа; ибо как можем мы думать и рассуждать о том, чего не видели, или о чем не слышали и чего не знаем? Вот Святые говорят, что они видели Бога; а есть люди, которые говорят, что Бога нет.
Ясно, что они так говорят потому, что не познали Бога, но это совсем не значит, что Его нет.
Святые говорят о том, что действительно видели и знают. Они не говорят о том, чего не видели. Не говорят, например, что видели лошадь, длиною с версту, или пароход, длиною десять верст, чего нет.
И я думаю, что если бы Бога не было, то о Нем и помину не было бы на земле; но люди хотят жить по своей воле, и потому говорят, что Бога нет, и этим они доказывают, что Он есть.
И у язычников душа чувствовала, что Бог есть, хотя они и не знали, как почитать истинного Бога.
Но Дух Святой научил Святых Пророков, потом Апостолов, потом Святых Отцов и Епископов наших, и так истинная вера дошла до нас. И мы познали Господа Духом Святым, и когда познали, то душа утвердилась в Нем.
* * *
Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и сестрами.
* * *
О, люди, творение Божие, познайте Творца. Он любит нас. Познайте любовь Христову, и живите в мире, и обрадуйте этим Господа. Он милостиво ждет к Себе всех.
Обратитесь к Нему, все народы земли, и вознесите молитвы свои к Богу; и молитва всей земли пойдет к небу, как прекрасное тихое облако, освещенное солнцем, и тогда возрадуются все небеса, и воспоют песнь величания Господу за Его страдания, которыми Он спас нас.
Познайте, народы, что мы созданы для славы Божией на небесах, и не прилепляйтесь к земле, ибо Бог - наш Отец, и любит нас, как дорогих детей.
* * *
Господь Милостивый дал на землю Духа Святого, и Духом Святым утвердилась Святая Церковь.
Дух Святой раскрыл нам не только земное, но и небесное.
Духом Святым мы познали любовь Господню. Любовь Господня горяча. Святые Апостолы, исполнены любви, обтекли всю вселенную, и дух их жаждал, чтобы все люди познали Господа.
Духом Святым услаждались любимцы Божии - Пророки, и потому слово их было сильно и приятно, ибо всякая душа хочет слышать слово Господне.
О, чудо. И меня столь много грешного не презрел Господь, но дал мне Духом Святым познать Его.
Дай же мне, Господи, духа смиренного, чтобы я всегда благодарил Тебя, что Ты на землю дал Духа Святого. И я помню Его. Он Сам помогает мне помнить Его.
О, Душе Святый. О, Великий Царю. Что воздам Тебе я - грешная земля? Ты открыл мне непостижимую тайну. Ты дал мне познать Господа - Создателя моего.
Ты дал мне познать, как безмерно Он любит нас.
* * *
Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует сию любовь.
Господь по естеству благ и милостив, кроток и любезен, и описать доброту Его нельзя, но душа без слов чувствует эту любовь, и всегда желает пребывать в таком тихом состоянии.
Он сказал: «не оставлю вас сирыми»; и мы видим, что действительно не оставил, но дал нам Духа Святого.
Дух Святой невидимо дает душе знание. В Духе Святом душа обретает покой. Дух Святой веселит душу и дает ей радость на земле.
Какая же радость и веселие будут на небесах? Мы Духом Святым научены знать любовь Божию, но там она будет совершенною. О, немощной я человек. Я только познал любовь Божию в совершенстве, но стяжать ее не могу, и плачет душа моя на всякий день, и все думаю: «я еще не получил того, чего ищет душа моя».
* * *
Когда Дух Святой сошел на Апостолов, то они опытом познали, что есть любовь Божия и любовь к человеку.
«Чадца, ...болезную, доколе не вообразится в вас Христос», - говорит Апостол (Гал.4:19).
О, как был бы я рад, если бы народы все познали Господа.
Господи, Ты Сам дай им познать Тебя Духом Святым, как дал Ты Апостолам Духа Святого, и они познали Тебя, так всем людям дай познать Тебя Духом Святым.

https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sah … onskij/2_9  )

0

4

образы состояния души грешника не познавшего Бога
и образы действия благодати также хорошо описаны
у  святителя Феофана Затворника в книге "Путь ко спасению"

https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvo … seniju/2_3

1. Состояние грешника

Грешника, коему предлежит необходимость обновляться в покаянии,
слово Божие большею частью изображает погруженным в глубокий сон.

Отличительная черта таких лиц не всегда явная порочность, но собственно отсутствие
этой воодушевленной, самоотверженной ревности о богоугождении, с решительны
м отвращением ко всему греховному,
– то, что у них благочестие не составляет главного предмета
забот и трудов, что они, заботливые о многом другом, совершенно равнодушны к своему спасению,
не чувствуют, в какой опасности находятся, нерадят о доброй жизни и проводят жизнь холодную
к вере, хотя иногда исправную и безукоризненную совне.

Это общая черта. В частностях безблагодатный вот каким является.

Отвратившись от Бога, человек останавливается на себе и себя поставляет главною целью
всей своей жизни и деятельности.
    Это уже и потому, что после Бога нет для него ничего выше
себя самого; особенно же потому, что, получив прежде от Бога всякую полноту, а теперь опустевши
от Него, спешит он и заботится, как бы и чем бы себя наполнить. Образовавшаяся в нем пустота,
чрез отпадение от Бога, непрестанно возжигает в нем ничем не удовлетворимую жажду неопределенную,
но непрестанную. Человек стал бездонною пропастью; всеусиленно заботится он наполнить сию бездну,
но не видит и не чувствует наполнения. Оттого весь свой век он в поте, труде и великих хлопотах:
занят разнообразными предметами, в коих чает найти утоление снедающей его жажды.
Предметы сии поглощают все внимание, все время и всю деятельность его. Они – первое благо,
в коих живет он сердцем. Отсюда понятно, почему человек, поставляя себя исключительною целью,
никогда не бывает в себе, а все – вне себя, в вещах сотворенных или изобретенных суетою.
От Бога, Который есть полнота всего, отпал; сам пуст; осталось как бы разлиться по бесконечно
разнообразным вещам и жить в них.
Так грешник жаждет, заботится, суетится о предметах вне себя и Бога,
о вещах многих и разнообразных. Почему характеристическая черта греховной жизни есть,
при беспечности о спасении, забота о многом, многопопечительность
(см.: Лк. 10, 41).

Оттенки и отличия сей многопопечительности зависят от свойства образовавшихся в душе пустот.
Пустота ума, забывшего о Едином, Который есть все, рождает заботу о многознании, разведывание,
пытание, пытливость.

Пустота воли, лишившейся обладания Единым, Который есть все, производит многожелание, стремление
к многообладанию или всеобладанию, чтобы все было в нашей воле, в наших руках это любоимание.

Пустота сердца, лишившегося наслаждения Единым, Который есть все, образует жажду удовольствий многих
и разнообразных, или искание тех бесчисленных предметов, в коих чаем найти услаждение своих чувств,
внутренних и внешних.

Так, грешник непрестанно в заботах о многознании, многообладании, многонаслаждении, услаждается, овладевает, пытает.
Это – круговращение, в коем кружится он весь свой век. Пытливость манит, сердце чает вкусить сласти и увлекает волю.
Что это так, всякий может поверить сам, устроив наблюдение над движениями души своей в продолжение хоть одного дня.

В круговращении этом и пребывал бы грешник, если бы его оставить одного:
такова уж природа наша, когда состоит в рабстве греху.

Но это круговращение в тысячу раз увеличивается и усложняется оттого, что грешник не один.
Есть целый мир лиц, кои то и делают, что пытают, услаждаются, стяжавают, кои все, в сих видах,
приемы привели в порядок, подчинили законам, поставили в необходимость всем, принадлежащим
к их области, кои при взаимном союзе, приходя неизбежно в соприкосновение, трут друг друга,
и в сем трении только возвышают в десятые, сотые и тысячные степени пытливость, любоимание
и самоуслаждение, в их распадении поставляя все счастье, блаженство и жизнь. Это мир суетный,
коего занятия, обычаи, правила, связи, язык, увеселения, развлечения, понятия – все, от малого
до великого, пропитано духом тех трех исчадий многопопечительности, о которых сказано выше,
и составляет безотрадное крушение духа миролюбцев. Состоя в живом союзе со всем этим миром,
всякий грешник опутывается тысячесплетенною его сетью, закутывается в нее глубоко-глубоко,
так что его самого и не видно. Тяжелое бремя лежит на всем лице грешника-миролюбца
и на каждой его части, так что и малым чем пошевельнуться не по-мирски не имеет он сил,
потому что тогда необходимо бывает ему поднять как бы тысячепудовую тяжесть.
Потому за такое неосиливаемое дело и не берется никто, и не думает никто браться,
но все живут, движась по той колее, в какую попали.

К большей еще беде, в мире сем есть свой князь, единственный по лукавству, злобе и опытности
в обольщениях. Чрез плоть и вещественность, с коим смесилась душа по падении, имеет он к ней
свободный доступ и, подступая, разносторонне разжигает в ней пытливость, любоимание,
сластолюбивую самоутешность; разными своими прельщениями держит в них безвыходно,
разными подущениями наводит на планы к удовлетворению их и потом или помогает выполнить их,
или разоряет указанием других сильнейших планов, все с одною целью – продлить и углубить
пребывание в них. Это и составляет смену мирских неудач и удач, Богом неблагословенных.

Князь сей имеет целое полчище слуг, подчиненных себе духов злобы. В каждое мгновение быстро носятся
они по всем пределам обитаемого мира, чтобы там засеменять одно, в другом месте другое, углублять
запутанных в сети греха, подновлять путы, ослабевшие и порвавшиеся, – особенно же блюсти,
чтобы никто не вздумал разрешиться от их уз и выйти на свободу. В сем последнем случае они
поспешно стекаются вокруг своевольника, сначала по одному, потом отрядами и легионами,
а наконец, всем полчищем – и это в разных видах и приемах, чтобы заградить все исходы,
починивать нити и сети и, по другому сравнению, опять столкнуть в бездну начавшего выбираться
из ней по крутизне.

Есть у этого невидимого царства духов особые места – тронные, где составляются планы,
получаются распоряжения, принимаются отчеты с одобрением или укором деятелей.
Это глубины сатанины, по выражению святого Иоанна Богослова.

На земле, в среде царства их из людей, места сии суть союзы злодеев, развратников,
особенно неверов-кощунников, кои делом, словом и писанием всюду разливают мрак греховный
и заслоняют свет Божий. Орган, коим выражают они здесь свою волю и власть, есть совокупность
обычаев мирских, пропитанных греховными стихиями, всегда одуряющих и отвлекающих от Бога.

Вот строй греховной области!

Всякий грешник – весь в ней, но держится преимущественно чем-либо одним.
И это одно, может быть, на вид иногда очень сносно, и даже одобрительно.
У сатаны одна забота, чтобы то, чем человек весь занят, где его сознание, внимание, сердце
– было не Бог единственно и исключительно, а что-нибудь вне Его,
чтобы, прилепившись к сему умом, волею и сердцем, он имел то вместо Бога
и о том только заботился, о том разведывал, тем услаждался и обладал.

то есть Бога Истинаго в душе грешника подменяет некий идол, маленький "божок",
в виде преобладающей привязанности (господствующей в душе страсти). 
У кого-то это привязанность к вкусной еде, у кого-то любостяжательность,
у кого-то жажда почестей и власти. 

Вот такой на самом деле "бог в душе" у человека грешного, не вставшего на путь спасения.
( комментарий togiya )

Здесь не только страсти плотские и душевные, но и вещи благовидные, как, например,
ученость, художественность, житейскость, – могут служить узами, коими держит сатана
ослепленных грешников в своей области, не давая им опомниться.

0

5

слова, сказанные Спасителем прп. Симеону Новому Богослову:

«Для желающих [жить по заповедям] Я – Пастырь и Владыка,
для прочих же Я – Творец, конечно, и Бог по естеству,
но ни коим образом не Царь и не Вождь тех, которые не взяли креста (своего)
и Мне не последуют, ибо они суть чада, рабы и сосуды диавола»

из гимна 26

https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj … v/gimny/26  )

Я Бог пребезначальный, Я по естеству Владыка, Царь небесных и преисподних,
и все (даже) не хотящие являются Моими рабами. Ибо Я Творец всех, Судия и Владыка,
и ныне есмь и буду во веки веков. Но не желающего Я никогда не принуждаю,
а хочу, чтобы служение повинующихся (Мне) было свободным и самопроизвольным,
совершалось со страхом и любовью. Ибо Я желаю, чтобы таковы были рабы Мои,
таковы наемники, таковы и друзья Мои. Прочих же Я не познал, и ими не познан.
Поэтому жестоким, безжалостным и несправедливым называют Меня и говорят обо Мне
сыны неправды. Итак, те, которые Меня оскорбляют, Меня злословят, Меня поносят,
как тебе они покорятся, или как, скажи мне, примут тебя (в качестве) учителя?
как волки сочтут тебя пастырем, или как, будучи (дикими) зверями, они последуют твоему голосу?
Уйди, беги и удались от среды таковых. Ибо довольно для тебя, если ты и себя самого спасешь.
Ведь если бы ты спас мир, а себя погубил, то какая тебе польза от мира, тобою спасеннаго?
Я не хочу, чтобы ты был пастырем над кем-либо из не желающих.
Посмотри, это и Я сохранил в мире.

Ибо для желающих Я - Пастырь и Владыка,
для прочих же Я - Творец, конечно, и Бог по естеству,
но никоим образом не Царь и не Вождь (и Начальник) тех,
которые не взяли креста (своего) и Мне не последуют,
ибо они суть чада, рабы и сосуды диавола.

Виждь страшное таинство, виждь бесчувствие, и оплакивай их, если можешь, (хоть)ежечасно.
Ибо, призванные из тьмы к невечернему свету, от смерти к жизни, из ада на небеса,
от временного и тленного к вечной славе, они гневаются и неистовствуют против наставников,
затевая против них всевозможныя козни и предпочитая умереть, чем уйти от тьмы и дел тьмы
и последовать за Мною. Скажи, как ты будешь их пастырем? как будешь игуменствовать над ними?
ну как, скажи Мне, ты станешь руководить теми, которые добровольно перебегают в огонь,
присоединяясь ко врагу и с ним усердно творя противное Моим повелениям?
Как ты будешь пасти их, как овец: как, скажи Мне, поведешь на пажити заповедей Моих
и к воде хотений Моих? (как) изведешь их на мысленные горы таинственных созерцаний Моей
неизреченной славы, ради которой видящие ее презирают земную славу, и забывая все чувственное,
все это считают как бы тенью и дымом? Скажи, как соперника ты приобретешь себе защитником?
как враждебного тебе противника ты убедишь быть твоим другом?
Ибо скорее друзья легко делаются врагами, найдя незначительный повод;
но враги нелегко могут стать друзьями, хотя бы они и облагодетельствованы были
и получили почетные и большие дары. Имея в сердце скрытый яд, они, улучив удобное время,
внезапно изблевывают его, и не трепещут немилосердно и безжалостно убивать своих благодетелей.
О крайнее безумие! Таковые суть подражатели Каина, они - хуже Ламеха, они единонравны Саулу,
подражатели Иудеев, соревнователи Иуды и наследники (его) удавления.
Если над такими ты ищешь игуменства, то смотри, куда низойдешь ты; ибо они не обратятся,
куда бы ты пожелал, но принудят и тебя идти своим путем и прежде них впасть в погибель,
спустившись еще ниже (их) на дно ада, так как ты имеешь их, конечно, последующими за тобою
(позади себя). Если же ты не захочешь вполне уподобится им, не желая присоединиться к их замыслам
и приобщиться злым делам их, то будешь иметь возмущение, брань и непримиримую войну.
...

Старец Фаддей Витовницкий :

Бог сокровенно живет в сердце любого человека, пусть и не помышляющего о Нем,
и даже атеиста, — Господь всегда не где-то рядом, а в самом центре жизни каждого из нас.
Ибо только Он дает жизнь и движет жизнью.

а у  Исаака Сирина эта мысль  раскрывается шире и глубже,
по его мнению присутствие Божие в душе человеческой
и любовь Божия не покидают даже души грешников
осужденных на адские мучения:

Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви!
И как горько и жестоко это мучение любви!
Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение
вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце
за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания.
Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией.
Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще.
Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается
другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.
И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние.
Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами.

преподобный Исаак Сирин Ниневийский
Слова подвижнические
Слово 18. О видении естества бесплотных, в вопросах и ответах
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ … cheskie/18  )

из книги Александр Каломироса "Река огненная":

Бог есть любящий огонь, и Он есть любящий огонь для всех – и праведных, и грешных.
Однако, различие состоит в том, как сами люди принимают этот огонь любящего Бога.

Св. Василий говорит, что

"огненный меч был помещен у райских врат, чтобы охранять путь к древу жизни;
он был неприступным для неверных, обжигающим их, и, напротив, легко доступным для верных,
просвещающим их небесным светом"

Один и тот же любящий огонь просвещает тех, кто отвечает любовью на любовь, и обжигает тех,
кто отвечает на любовь ненавистью. Рай и ад – это одна и та же Божия река, один и тот же огонь
божественной любви, который пронизывает всех одной и той же благотворной энергией
без различия и недостатка. Одна и та же живительная вода становится вечной жизнью для верных
и вечной смертью для неверных; для первых – это источник блаженной жизни,
для вторых – вечного удушья, вечных мук; рай для одних и ад для других.

Не сочтите это странным. Сын, любящий своего отца, будет счастлив в его объятьях,
но если сын ненавидит отца, его объятия станут для него мукой.
Для исполненного ненависти человека любовь, изливающаяся на него,
уподобляется горящим углям, сыплющимся на его голову.

http://verapravoslavnaya.ru/?Aleksandr_ … _ognennaya
https://predanie.ru/aleksandr-kalomiras … a/slushat/
https://www.youtube.com/watch?v=INRtiBr2OWA

Св. Марк Эфесский о состоянии грешников в аду:

«Лишение созерцания Бога является большим и более тяжким мучением, чем все иные,
как являющееся причиной и основой и прочих страданий; будет же оно еще во много раз
более тяжким и большим после горького оного и окончательного приговора:
«идите от Меня проклятии, во огнь вечный».
Ибо тогда и они увидят Бога в последний раз, насколько допущено тем видеть,
и уже более [никогда] не увидят Его и не будут иметь и надежды увидеть Его,
и то самое, что они прогневали Такого и Такового Владыку,
будет терзать их мучительнее всего»

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » Что значит иметь Бога в душе? Как проверить есть ли Бог в душе?