Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Дыхание жизни: О Молитве.


Дыхание жизни: О Молитве.

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Духовная жизнь во многом – это искусство молитвы.

Святые отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души,
золотым дождем, льющимся в душу человека, неиссякаемым источником благодати,
небесным сокровищем, которое человек всегда имеет при себе.

Молитва – это ключ, открывающий врата Небесного Иерусалима.
Молитва – это лествица, по которой душа восходит от земли к престолу Божию.
Молитва – вечный, нетленный, неугасимый небесный свет, который видит сердце человека.
Молитва – воскресение человеческой души прежде воскресения тела.
Молитва – крылья души: без нее душа в своих помыслах и страстях ползает, как червь, по земле.
Молитва – это озарение бездны нашей души небесным светом.
Молитва – постоянное пребывание с Богом, неоскудевающий родник светлой радости.
Молитва – предчувствие и преддверие рая.

Человек создан для вечности: его истинная родина, его отчий дом – это небо.
Здесь, на земле, он изгнанник и странник. Когда человек забывает о своем
предназначении, когда ему кажется, что его жизнь – это только краткий путь
от рождения до смерти, от колыбели до могилы, тогда он становится самым
несчастным существом на земле.

Молитва – это воспоминание о потерянном рае, это обращенность души к Богу.
Для молитвы нет времени и расстояния. Если на слова молитвы откликнулось сердце,
то их услышало все небо. Если слова молитвы излились из глубины души, то они достигли Господа.

+2

2

Для православного монашества характерно учение об Иисусовой молитве;
вернее, это заповедь для всех христиан, но монашество было тем садом,
где дивные, благоухающие цветы этой молитвы цвели особенно пышно.

Иисусова молитва называется по-разному: памятью Божией, духовной песнью,
любовью Божией, сердечным безмолвием – в зависимости от степени молитвы.

Начинается она как память, затем переходит в таинственную песнь,
которую дух поет день и ночь Богу, а затем вводит человека в безмолвие и любовь.

Для Иисусовой молитвы нужен труд. Наше сердце от грехов и страстей превратилось в камень.
Нужно долбить скалу, чтобы найти источник. Проходят годы; человеку кажется, что труд его
бесплоден, что он оставлен Богом, но это не так: в человеке происходит беспрерывное,
но незаметное изменение, подобное росту его тела. На каждую Иисусову молитву Бог неслышно
отвечает сердцу: «Я с тобой!». Некоторые, прочитав учение отцов об Иисусовой молитве, хотят
сразу пережить их состояния, но эти руководства написаны преимущественно для пустынников
и аскетов, а наше сердце похоже на грязное болото. Иисусова молитва – ручеек, втекающий
в это болото, но сколько времени нужно для того, чтобы его струи вытеснили, вымыли всю грязь
и сделали воду прозрачной! К тому же в это болото непрестанно попадают стоки и выбросы
наших грехов и страстей – того, что проникает в сердце, особенно через зрение и слух.
Постепенно очищаются глубины нашего подсознания, тайники человеческого сердца; иногда
благодать касается души, как бы показывая, что ожидает ее впереди, и скрывается снова.
Человек переживает то помощь Божию, то богооставленность, то краткие просветы радости,
то мучительные периоды бессилия и скорби. Благодать Божия скрывает этот путь от нас самих,
чтобы мы не впали в гордыню, и только после пробуждения духа человек познаёт в молитве,
как сладок рай и как благ Господь.

Святые отцы советуют вначале произносить Иисусову молитву устно, но негромко, полушепотом,
вслух самому себе: громкий голос рассеивает мысли, и только при особенно сильном восстании
страстей допустимо громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить змеиную песнь
сладострастия и гнева. Иисусову молитву надо произносить в темпе обыкновенной беседы,
не слишком быстро, когда ум отключается от слов, и не слишком медленно, когда ум начинает
дремать в них. Затем человек по временам переходит к безгласной молитве, стараясь внутренне
четко произносить ее слова, причем отцы рекомендуют несколько сдерживать дыхание, то есть
делать его поверхностным и редким: это помогает сосредоточению мысли. Мы можем проследить
на себе, что концентрация внимания связана с задержкой дыхания. Однако возможна ошибка
в следующем: человек, набирая воздух до отказа, делает затем долгие паузы, напрягая все силы,
чтобы не выдохнуть его. Некоторым людям, поступавшим так, удавалось иногда мысленно
произносить до десяти, даже до пятнадцати молитв после глубокого вдоха, но следствием подобной
практики нередко оказывалась болезнь – расширение (эмфизема) легких и гипертония.
Отцы советуют противоположное – употреблять при дыхании малое количество воздуха,
как пищу во время поста.

Древние подвижники связывали слова Иисусовой молитвы с дыханием. Этот способ употребляют
и некоторые современные нам монахи. Жизнь человеческого организма протекает в определенных ритмах,
и когда молитва соединяется с этими ритмами, они способствуют ей. Это не механический процесс,
который умерщвляет дух, а нечто другое, похожее на поддержку дружеской руки, помогающей человеку,
идущему по крутой горной тропе.

Человек – уникальный, неповторимый индивидуум, поэтому и путь Иисусовой молитвы у каждого свой,
неповторимый. Молитва – дар Божий, поэтому надо молиться Богу о ниспослании этого дара.
Это, быть может, самый лучший и безопасный способ достигнуть молитвы:
просить ее у Бога как великой милости.

Иисусову молитву нельзя противопоставить другим видам молитвы, например Псалтири:
все они берут начало от одного источника – Духа Святаго. Псалтирь и каноны помогают,
особенно вначале, Иисусовой молитве; сразу перейти только к одной Иисусовой молитве
так же трудно, как перейти от привычной пищи к хлебу и воде, которыми питаются аскеты.
Наш ум по привычке требует разнообразия; даже в поле молитвы лишь постепенно он
переходит от широты познания к глубине. Постоянно держать ум в напряжении – это,
по слову Антония Великого, то же, что держать все время тетиву лука натянутой. На вопрос,
что избрать – Иисусову молитву или Псалтирь, преподобный Варсануфий Великий отвечал:
«И одно делать, и другое не оставлять». Причем постепенно все больше времени и места
в душе отдавать для Иисусовой молитвы.

Преподобный Иоанн Лествичник считает память о смерти необходимой для молитвы.
Надо спрашивать себя: «Кто ты, зачем пришел сюда, когда и куда уйдешь ты отсюда?».
Иоанн Лествичник пишет: «Некоторые говорят, что молитва лучше, нежели память о смерти,
я же воспеваю два существа в одном лице».

архимандрит Рафаил (Карелин)
Дыхание жизни. О молитве.
https://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karel … o-molitve/

+2

3

http://s8.uploads.ru/vFsn9.jpg

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот,
кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой,
восходя от частого призывания имени Сына Божия к молитве непрестанной».

«Непрестанная молитва покаяния есть лучшее средство единения духа человеческого
с Духом Божиим. В то же время она есть меч духовный, истребляющий всякий грех».

( преподобный Серафим Вырицкий )

+3

4

http://s5.uploads.ru/t/w0joc.png

( преп. Макарий, старец оптинский, из писем )

+4

5

Старец Фаддей Витовницкий (1914-2003) об Иисусовой молитве

Фрагмент из интервью со старцем:

"... Когда обратимся к Нему с сердцем - и вот нам - помощь сразу.
Нужно упражняться. И молитва - тоже упражнение.
Когда человек постоянно творит молитву, это само собой
переходит в навык, и тогда творит ее по навыку, молитву.

А когда повторяем слова, приходит чувство, о котором пишут святые отцы,
творившие умную молитву, многие святые отцы.
Если постоянно повторять что-либо, то это становится частью нашей природы.
Также и с молитвой. Многие вначале получили "бесплатную" Благодать.

И все они, кто обращаются от сердца к Господу умной молитвой,
- она в свое время становится постоянной, она в тебе сама идет... молитва...

И от этого такая радость и некий мир, кои не от сего мира.
И те мир и тишину, что получаешь... - потом опять теряешь
А благодатная молитва - она несказанная радость... да...

Святые отцы говорят об Иисусовой молитве, что всякому нужно упражняться в ней.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя.
Если будем упражняться в ней ежедневно, сами на себе чувствуем Благодать Божию.

Когда она начнет совершаться сама, без твоей воли и желания,
и придет в навык, когда ее произносишь, то - невероятная Божественная сила с нами.
И чувствуешь мир и радость.
Радость несказанную, и сам изумляешься, что это такое... все тебе мило, все хорошо.
На что ни посмотришь - все святое.
Все, до чего ни дотронешься - все святое.

И это - Божественная Благодать, которая дается человеку.
Это не зависит ни от нашей воли, ни от наших желаний, ни от чего.
Она сама собой идет... как некий двигатель, без остановки.
Человек живет, а у него непрестанно радость неописуемая.
Радуется... что бы не увидел, - все в радость.

Как вот преподобный Серафим Саровский, он всем,
кого видел, - говорил: "Радость моя!"
И от непрестанной божественной благодати радуется,
когда видит божественную силу во всякой душе,
без разницы - в детстве ли, или в старости.
И для него это - божественная энергия и невероятная радость..."

+6

6

Для укрепления веры -

о молитвые "Отче Наш"

Известно, что чтение молитвы "Отче наш"
в самые страшные моменты жизни может помочь
избежать ужасной участи.

Главная тайна этой молитвы состоит в ее силе.
Бог спасал многих людей, находящихся в опасности,
читающих "Отче наш".

Безвыходные ситуации, которые ставят нас
перед лицом смерти - это наилучший момент
для произнесения могущественных строчек.

Один из ветеранов Второй Мировой войны, некий Александр,
написал письмо своей жене, которое до нее не дошло.
В нем мужчина рассказал историю, что был окружен в 1944 году
немцами и ждал своей гибели от рук противника.

«Я с ранением в ногу лежал в доме, услышал стук шагов
и немецкий говор. Я понял, что сейчас умру.
Наши были близко, но рассчитывать на них не приходилось.
Я не мог пошевелиться - не только потому что был ранен,
но и потому что оказался в тупике.
Ничего не оставалось, кроме как молиться.
Я готовился к смерти от руки противника.

Они увидели меня - я испугался, но не перестал читать молитву.
У немца не оказалось патронов - он начал о чем-то быстро говорить
со своими, но что-то пошло не так. Они резко кинулись бежать,
бросив мне под ноги гранату - так, чтобы я не смог до нее дотянуться.
Когда я прочитал последнюю строчку молитвы,
то понял, что граната не разорвалась».

Таких историй немало. Молитва спасала людей,
которые встречали в лесу волков - те разворачивались и уходили прочь.
Молитва ставила на праведный путь воров и разбойников,
которые возвращали украденные вещи, прилагая записки о раскаянии
и о том, что их надоумил на это Бог.
Этот священный текст спасет от холода, огня, ветра
и от любой напасти, которая может угрожать жизни.

...

Но главная тайна этой молитвы познается не только в горе.
Читайте "Отче наш" каждый день - и это наполнит вашу жизнь светом и добром.
Благодарите Бога этой молитвой о том, что вы живы,
и вы всегда будете здоровы и счастливы.


☦«Отче наш!» О, какое черезвычайное человеколюбие!
О, какая превосходная честь!
Какое слово будет в состоянии воздать благодарность Подающему нам такие блага?
Посмотри, возлюбленный, на уничиженность твоей и моей природы, вникни в сродство ее,
– в эту землю, пыль, грязь, глину, пепел; потому что мы созданы из земли,
и опять наконец разлагаемся в землю.
Представив это, удивляйся неисследимому богатству великой благости к нам Божией;
по которой заповедано тебе называть Его «Отцом», – земному – небесного,
смертному – безсмертного, тленному – нетленного,
временному – вечного,
бывшему вчера и прежде грязью – сущего прежде век Бога.

Свт. Иоанн Златоуст

+1

7

ЧЕТВЕРГ, 28 ОКТЯБРЯ 2021 Г.

Старец Иосиф Ватопедский:

Умная молитва и верующие в миру.

Постоянно возникает вопрос:
возможно ли для тех, кто живёт в миру, заниматься умной молитвой?

Вопрошающим отвечаем утвердительно. Да.

Чтобы была понятна всем, интересующимся умной молитвой,
и тем, кто ещё не знает о ней, причина нашего побудительного слова
к занятию ею, дадим краткие пояснения по этому вопросу,
дабы ни у кого не возникало недоумений от различных
её определений и толкований.

В общем и целом, молитва — это единственное обязательное
и необходимое делание и добродетель для всех разумных существ,
постигаемых при помощи чувств и при помощи ума, человеков и ангелов,
и потому подобает нам совершать это делание непрестанно.

Молитва не различается догматически по видам и способам,
но, согласно Святым Отцам, каждый вид и способ молитвы
имеет великую пользу для души, если только не будет примешано к нему
какое-нибудь диавольское прельщение или воздействие.

Цель этого вседобродетельного делания
  — обратить и удерживать ум человека в Боге.

Именно для этой цели наши Святые Отцы изобрели способы,
облегчающие и упрощающие молитвенное делание,
чтобы ум легче и увереннее обращался и пребывал в Боге.

В совершении прочих добродетелей участвуют и другие части тела,
и органы чувств человека, в то время как в блаженной молитве
всецело действует один только ум, а следовательно,
необходимо много старания для его побуждения и удержания,
чтобы молитва стала плодоносной и приятной Богу.

Наши святейшие Отцы, которые возлюбили Бога всем своим существом,
имели главной своей заботой достижение единения с Господом
и непрестанного с Ним пребывания, а потому
обращали всё своё усердие на молитву
как на наиболее действенное средство.

Мы не будем говорить сегодня о прочих способах молитвы,
известных и обычных почти для всех христиан,
но заострим внимание только на так называемой «умной молитве»,
о которой нас постоянно спрашивают.

Эта тема интересует благочестивую полноту верующих,
поскольку она почти неизвестна и зачастую толкуется неправильно,
и описывается скорее как что-то невероятное.

О способе совершения и о плодах этой боготворящей добродетели,
от очищения и до святости, к которой она и приводит,
пусть нам расскажут в точности сами Святые Отцы.

Только о том поведаем мы, убогие, что способно просветить
и наставить братьев наших, живущих в миру:
каким образом необходимо заниматься ею.

Святые Отцы назвали её «умным деланием»,
т. к. она совершается умом, но именуют её и «трезвением»,
что означает почти одно и то же.

Наши Святые Отцы определяют ум как некое свободное и пытливое существо,
которое не терпит ограничений и не сильно склоняется к тому,
чего сам он не может постичь.

Поэтому, во-первых, они избрали простую и немногословную форму молитвы:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»,
чтобы не требовалось большого усилия ума удерживать
пространное молитвословие, а во-вторых, обратили ум внутрь,
в центр нашего разумного бытия, где он, пребывая недвижимым,
наедине с одной только мыслью — божественным призыванием
сладчайшего имени Господа нашего Иисуса, смог бы
как можно скорее почувствовать божественное утешение.

Невозможно, согласно Святым Отцам, чтобы нас не услышал
постоянно призываемый нами Всеблагой Владыка
— Тот, Кто так сильно желает спасения человека.

Поскольку всякая добродетель, которую мы стремимся достичь,
по своей природе такова, что требует применения вспомогательных средств,
то и это священное делание, по Святым Отцам, также нуждается
в соблюдении необходимых условий: некоторое безмолвие,
отрешение от забот, уклонение от узнавания
и обсуждения происходящих событий,
от попечений вроде «дай-возьми»,
всемерное воздержание и из этого вытекающая общая молчаливость.

После всего этого, не думаю, что твёрдая непрерывность
и навыкание молитве будут чем-то недостижимым
для благоговейных радетелей сего священнейшего делания.

Добрый навык совершать в одно и то же время суток
всегда примерно одинаковое — будет хорошим началом для этого.

Мы особенно выделяем настойчивость как самую необходимую
составляющую молитвы, на что справедливо указывается
и божественным Павлом:
«В молитве будьте постоянны с настойчивостью»
(Рим. 12, 12).

Еще более, чем другие добродетели, молитва требует усердия
на протяжении всей нашей жизни, и поэтому повторяю
для усердствующих, чтобы они не тяготились этим
и не считали необходимость упорства неудачей
в этом трезвенном делании.

Поначалу нужно произносить молитву шёпотом
или чуть-чуть громче, когда сталкиваешься
с внутренним натиском и противодействием.

Когда же это соделается добрым навыком,
так что с лёгкостью будет удерживаться и произноситься молитва,
то можно будет обратить её внутрь, при совершенном внешнем молчании.

В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»,
в первой части, даётся хороший пример вхождения в молитвенное делание.

Таким образом, добрая настойчивость и усердие,
всегда с одними и теми же словами молитвы,
не переменяемыми часто, произведут добрый навык,
а он впоследствии доставит обуздание ума,
тогда же явится и присутствие благодати.

Как всякой добродетели соответствует какой-то определенный итог,
так и молитва имеет плоды — очищение ума и просвещение,
и приводит к высочайшему и совершенному благу
— единению с Богом, т. е. к самому обо́жению.

Святые Отцы говорят также и следующее:
надлежит человеку искать и домогаться встать на путь,
вводящий во Град Божий, но если случится так,
что он умрет, еще не успев достигнуть окончания пути
по каким-либо причинам, Бог причтёт его к достигшим совершенства.

Выражаясь более ясно в отношении молитвы, я говорю,
что подобает всем нам, христианам, подвизаться в молитве,
особенно в так называемой односложной или умной молитве,
и каких бы ты уровней в ней не достиг — получишь великую пользу.

Молящийся человек не предаётся подстерегающему его искушению, поскольку молитвенному деланию соприсутствует трезвение, сущность же сего делания — непрестанное моление. Бдящий и молящийся «не внидет в напасть» (Мф. 26, 41).

Также такой человек не подвергнется умопомрачению, при котором совершит какую-нибудь глупость или ошибку в суждении или принятии решения.

И не впадёт в леность и нерадение, которые являются причиной множества зол.

И не побеждается страстями и слабостями, хотя и сам немощен, а особенно — при встрече с соблазном. Напротив, возрастает его ревность и благоговение. Он становится усердным к творению добрых дел. Укореняется в кротости и непамятозлобии. Возрастает день ото дня у него и вера, и любовь ко Христу, и это побуждает его ко всем добродетелям.

Много у нас примеров наших современников, особенно молодых, которые благодаря доброму навыку молитвы были спасены от ужасных опасностей и падений в тяжкие грехи, или же от смертоносных бедствий.

Следовательно, умная молитва — долг каждого верующего, всякого возраста, сословия и состояния, вне зависимости от места, времени и занятий.

Молитвой приводится в действие Божественная благодать и она разрешает проблемы и искушения, которые окружают верующих, так что, по слову Писания, «всякий, кто призовёт имя Господне — спасётся» (Деян. 2, 21).

Нет здесь опасности впасть в прелесть, как проповедуют некоторые невежды, достаточно только, чтобы молитва совершалась просто и со смирением. Строго необходимо, чтобы при совершении молитвы не представлять в уме никаких образов, ни Владыки нашего Христа в каком бы то ни было виде, ни Госпожи Богородицы, ни какого-нибудь иного лица или изображения.

Опять же, посредством образов происходит внедрение помыслов и прельщения. Ум пусть будет заключен в слова молитвы, и со многим смирением пусть ожидает человек божественной милости.

Случающиеся фантазии, свет, движения, звуки и шумы — неприемлемы, будучи диавольскими уловками для препятствования и прельщения. Признаками пришествия благодати для новоначальных будет: радость духовная, радостотворные слёзы умиления или растворенный надеждой страх при воспоминании грехов к ещё большему печалованию и плачу.

При возрастании благодати рождается чувство любви ко Христу, тогда же исчезает совершенно и парение ума, и возгревается сердце в любви к Богу настолько, что кажется, большего уже вынести невозможно.

Кроме того, человек помышляет и желает остаться в таком состоянии, в котором сейчас находится, навсегда, и не хочет уже ничего другого видеть и слышать.

Всё это и различные иные формы восприятия и утешения являются предварительными для тех, кто стремится совершать и удерживать молитву, насколько это возможно, делая всё от них зависящее.

Думаю, что этого уровня, довольно простого, может достигнуть всякий крещёный человек, живущий православно, и пребывать в такой духовной радости и веселии, имея в то же время и божественный покров, и помощь во всех своих делах и предприятиях.

Снова повторю своё увещевание для тех, кто любит Бога и стремится ко спасению, чтобы они не медлили испытать это доброе делание и обычай, потому что они впоследствии не смогут найти слов, чтобы выразить свою благодарность Богу за великую благодать и милость, которая даруется тем, кто хоть немного подвизался на этом поприще.

Всё это я говорю, чтобы придать им мужества, чтобы не колебались и не малодушествовали, когда встретят неизбежное малое сопротивление и утомление.

У современных старцев, которых мы знали, в миру было много учеников, мужчин и женщин, семейных и безбрачных, которые достигли не только начального уровня, но и ещё более преуспели, по благодати и милосердию Христа нашего: «Яко удобно есть пред очима Господнима внезапу обогатити нищаго» (Сир. 11, 21).

Я думаю, что в нынешней суматохе, когда так много смятения, отрицания и неверия, нет более простого и легкого и практически для всех достижимого духовного делания, имеющего такое множество преимуществ и столь плодоносного, чем эта скромная молитва.

Подобает всякому, сидит ли кто или движется, работает или даже лежит и отдыхает в постели, и вообще, где бы он не находился, — всегда и везде творить малую эту молитву, которая заключает в себе и веру, и исповедание, и призывание, и надежду; и с таким небольшим усилием и с таким малым трудом сможет он в совершенстве исполнять всеобщую заповедь «непрестанно молитесь» (1 Сол. 5, 17).

К какому бы слову наших Святых Отцов мы не обратились, или даже к чудесным их житиям, — мы, пожалуй, не встретим никакую другую добродетель, которая бы восхвалялась столь много и совершалась с такой ревностью и упорством, представляя собой сильнейшее средство преуспеяния во Христе.

Мы не ставим перед собой цель прославить или описать эту царицу добродетелей, ибо что бы мы ни сказали, мы, скорее всего, только умалим её.

Наша цель — подвигнуть и воодушевить каждого верующего на молитвенное делание, и тогда каждый познает на собственном опыте, как мало мы рассказали.

Поспешите все сомневающиеся, отчаявшиеся, скорбящие, пребывающие в неведении, страдающие маловерием и обдержимые многообразными испытаниями, навстречу утешению и решению своих проблем.

Сладчайший наш Иисус Христос, Жизнь наша, возвещает нам, что без Него мы не можем «творити ничесоже» (Ин. 15, 5).

Так вот, призывая Его постоянно, мы никогда не останемся одни и, следовательно, все сможем о укрепляющем нас Господе Иисусе — и теперь, и в будущем.

Вот оно, правильное значение и исполнение важных слов Священного Писания: «Призови мя в день скорби, и избавлю тя, и прославиши мя» (Пс. 49, 15).

А мы не только «в день скорби», но всегда будем призывать всесвятое Его имя, чтобы просвещался наш ум и не впадали мы в искушения.

И если кто пожелает подняться выше, куда повлечёт его всесвятая благодать, он минует эту начальную ступень и «будет сказано» ему и о Том, когда достигнет он той таинственной области.

В заключение повторим наше увещевание или, скорее, ободрение всем верующим, что они могут и должны заниматься молитвой «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», так называемой «умной молитвой», с уверенностью в том, что получат великую пользу, в какую бы меру они ни пришли.

Память смертная и смиренное мудрование, вместе со всеми прочими вспомогательными средствами приближают духовное преуспеяние по благодати Христа, Господа нашего, в призывании Которого и должна заключаться цель этого благого занятия. Аминь.

Журнал «Святогорское свидетельство»,

издание монастыря Ксиропотам,

выпуск № 8–9, июнь-ноябрь 1990 г.

Источник: https://xristianos.gr/i-noera-proseuxi- … opaidinos/

@«Трость Скорописца», 2021 г.
http://myrophoros.blogspot.com/2021/10/ … st_28.html

+1

8

Живой разговор с Богом

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=ZugO0Y4L9AE
( расшифровка фрагмента:  1:06:39 --  1:10:03  )

Рассказывает схимонахиня Мисаила:

Когда я жила в монастыре, у меня была наставница схимница Манефа
(упокой, Господи, её душу!). Она такая была мудрая,
она очень многому меня обучила.
Наставления она мне такие мудрые всегда давала…
Хотя у меня и пять старцев были при жизни,
которые меня тоже очень многому научили,
много наставлений мне давали…

Вот эта матушка Манефа заходит ко мне в келью,  а я сижу и думаю:
«Ой, я то не выполню… там, Псалтирь, кафизму не почитаю…
или то и то… Я думаю: ой, это такой большой грех… ой, я не успеваю…»
А глаза-то — слепЭньки… уже близко вот так тяну,
читаю на таком расстоянии… 

И вдруг она заходит ко мне в келью и говорит:

- Ты что здесь делаешь…?
Ты что, больными глазами читаешь…?

А я говорю:

- Ну да…

Она меня начала ругать, и говорит:

- Да ты что…! Вот смотри, я тебе так скажу…
Вот я подойду к тебе и по бумажке буду читать: ду-ду-ду-ду-ду-ду…
Или к тебе подойду, обниму тебя, поцелую в щёчку,
и с любовью с тобой поговорю…
Как тебе понравится, первый вариант или второй вариант?

А я говорю:

- Ой, матушка… конечно, второй вариант…
— когда ты меня обнимешь, ласково со мной поговоришь…

Она мне тогда говорит:

- Вот так, запомни на всю жизнь, моя дорогая матушка…
да надо правило вычитывать, надо всё…
но Господу надо — чтобы живой разговор.
Не “бу-бу-бу-бу-бу” — поскорее (как мы правило начинаем читать,
вечернее и утреннее — лишь бы поскорей-поскорей, почитать-почитать…).
Т.е. нам надо количество, а не качество, а Господу это неугодно.
Мы просто стараемся поскорей прочитать.
Мы так и говорим: “мы читать пошли правило”, “мы вычитывать”;
но мы не говорим же: “идём молиться”.
А молитва — это живой разговор с Богом.
Вот подошли в уголок — иконочку, там, поцеловали,
или земной поклон сделали — и поговорите душой,
своими словами с Господом.

Ещё она мне говорила, моля любимая матушка, наставница, наказала:

- Вот вы, там, молитвы читаете, святых старцев, всё… — да, это надо читать.
Но это их молитвы. Но у каждого человека должна быть своя молитва до Господа.
Т.е. Вы, что Вам Господь положит на душу — выучите эту свою молитвочку,
и разговаривайте больше своей молитвой с Богом.
Тогда Господь Вас и услышит.

https://proza.ru/2024/04/11/978

0

9

НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ И МОЛИТВА. ЧАСТЬ 1

Монах Иосиф Дионисиатис

«Я прочитал первую часть и воспользовался тем, что вы написали о молитве и особенно о правиле духовной жизни. Но вы справедливо отмечаете, что это правило нелегко дается всем нам, живущим в житейских заботах и хлопотах. Не могли бы вы дать немного более практичные советы для нас, верующих, которые подвизаются в миру?»

(Петрос Кириакидис).

Я понимаю, что в миру действительно, помимо множества искушений, есть и физические трудности, мешающие интенсивно включиться в ежедневное делание умной молитвы. Заранее скажу, что многим из наших братьев удается каждый вечер уделить по четыре–шесть часов для молитвы и чтения духовных книг. Многие другие имеют такое намерение, но жизненные обстоятельства не позволяют им молиться даже по одному– два часа в день. Некоторые из них даже в воскресенье ходят на работу, поэтому не могут прийти на воскресную Божественную литургию. Но если брат работает в ночную смену и имеет свободное время днем, то он может перенести молитвенное правило и на дневное время. Если он всю неделю работает, то когда в будни у него будет выходной, он может пойти храм или монастырь, чтобы присутствовать на богослужении и причаститься.

Один таксист был вынужден работать по воскресеньям. Его духовный наставник посоветовал ему хотя бы утром ходить в церковь, а затем идти на работу. И несмотря на то, что каждое воскресенье он терял три часа рабочего времени, в оставшееся рабочее время этот таксист зарабатывал в два раза больше денег, чем в другие дни. Это пример для тех, кто говорит: «Да, батюшка, мы хотим ходить в церковь, но нам не хватает денег» или: «Мы не можем справиться со своими делами на работе».

Наше поведение
Прежде чем выйти из дома, мы должны помолиться, таким образом мы духовно вооружаемся. Один человек может молиться шесть часов, другой – четыре часа, третий – два. А четвертый – один час, а пятый человек – всего полчаса. Бог принимает молитву и у первых, и у последних. Но чтобы оставаться вооруженными и быть в «бронежилете» в течение дня, необходимо внимание. Необходимо как можно чаще произносить эту короткую молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня», и она должна постоянно быть на ваших устах и в сердцах. Знаете ли вы, сколько человеческих жизней было спасено от фатальных инцидентов, благодаря этому маленькому, но могучему оружию? Я лично знаю о многих таких случаях.

Фото 2.png
Однажды в обед в столовой один мужчина, прежде чем начать трапезничать, встал из-за стола, помолился и перекрестился. Некоторые из обедавших там людей, смотря на это, иронично посмеивались. Но через некоторое время все, кто обедал в этой столовой, обратились к врачам из-за пищевого отравления. Исключением был тот, кто помолился перед едой. Он остался невредим. Давайте все будем осторожны, ибо сегодня мы дошли до того, что не знаем, какого качества пища, которую мы употребляем. Только молитва и сила Креста спасают нас, поэтому никогда не стесняйтесь осенять себя крестным знамением перед едой.

Только молитва и сила Креста спасают нас, поэтому никогда не стесняйтесь осенять себя крестным знамением
Также послушайте об одном великом чуде, которое произошло в Александрии с патриархом Иоакимом. Об этом чуде повествует Синаксарь.

Во время турецкого владычества у александрийского визиря был сановник еврей, а патриарх был большим другом визиря. Но эта дружба не нравилась еврею, потому что он был завистлив. Что он придумал? Он сказал визирю:

– Ваше Величество, эти христиане – обманщики. Они пишут в своих книгах, что могут сдвинуть с места гору.

Визирь позвал патриарха:

– Правда ли, что вы, христиане, можете сдвинуть гору с места?

– Да, Ваше Величество, только надо иметь веру.

– Так, либо ты передвинешь гору, которая находится напротив нас, либо я казню тебя как шарлатана!

– Дайте мне один день, чтобы помолиться, а затем мы поговорим.

На следующий день патриарх снова пришел к визирю.

– Я готов, мой визирь.

– Иди, проси у горы, чтобы она сдвинулась с места.

– Во имя Господа Иисуса Христа я повелеваю тебе, гора, покинь свое место!

И тогда, о дивные чудеса Твои, Господи, гора отделилась от земли и устремилась к ним. Визирь был в ужасе. Он громко закричал:

– Мы сейчас погибнем, мы сейчас умрем! Владыка, скажи горе, чтобы она остановилась, ибо она раздавит нас!

Тогда патриарх снова хладнокровно сказал:

– Во имя Господа, гора, остановись!

И, о чудо из чудес, гора остановилась. С тех пор эта гора называется «Дур Орда», что означает «остановись там».

Что мог сказать еврей? Он был посрамлен, но не смирился.

– А еще, – говорит он, – христиане в своих книгах пишут, что они могут выпить яд, и он им не повредит. Если это правда, то я согласен стать христианином.

Визирь спросил у патриарха:

– Это правда?

– Да, это правда, мой визирь.

Визирь обратился к еврею:

– Принеси какой-нибудь яд, чтобы его выпил патриарх.

Иудей ушел, нашел самый сильный яд и дал его патриарху. Тот помолился, осенил отраву крестным знамением и выпил ее.

Еврей напрасно ожидал немедленной смерти владыки. Яд не смог отнять жизнь у патриарха.

Визирь сказал:

– А сейчас, мой сановник, что ты скажешь?

Сановник начал мямлить:

– А как мы узнаем, что это настоящий яд и что меня не обманул продавец этой отравы?

Тогда визирь приказал:

– Ты выпей то, что осталось в чаше.

Сановник испугался. Он знал силу яда. Но визирь заставил его выпить. И через несколько секунд еврей упал замертво. С этого момента визирь стал очень ценить патриарха и дал ему много привилегий.

Эта история дает нам много наставлений, и прежде всего наставление о том, как велика сила веры, молитвы и Святого Креста. Например, вы когда-нибудь ходили на прием к врачу? Прежде чем войти в кабинет врача, осените себя крестным знамением. Молитесь, и молитесь с верой, как патриарх. Что бы ни делал врач, если Бог не благословит, то у него ничего не получится. Я знаю одного врача в Салониках, который вылечил тысячи людей, люди считают его уникальным ученым, но он признался мне во время одного посещения в его кабинете:

– Я, батюшка, больше лечу людей молитвой.

И он – общественный человек, человек нынешнего поколения, женат и имеет детей.

Фото 3.jpg
Другой урок, который мы помним, – это правильное исповедание веры. Ты не можешь себе представить, как высоко поднимает нас правильное исповедание веры. Допустим, что я верю, молюсь, пощусь, исповедуюсь и так далее. Иду по улице и вижу храм. Я совершу крестное знамение и обращусь за помощью к святому. Я не буду вести себя так, как некоторые люди, которые хотят перекреститься, но смотрят налево и направо, чтобы их никто не увидел, и чтобы люди не подумали о них что-то плохое. Если мы трапезничаем в общественной столовой, то, разумеется, я буду осенять себя крестным знамением и не буду обращать внимание, что обо мне говорят люди. Кто-то приглашает меня на ужин, а сам он постится?

Ты не можешь себе представить, как высоко поднимает нас правильное исповедание веры
– Друг, – скажу я ему, – я приду, но не буду есть скоромную еду. Я пощусь.

А кто-то скажет мне:

– Давай пойдем в ночной клуб.

И зная, что это место, где совершаются беззакония, если начну оправдываться: «Мне нездоровится. Я сегодня занят», то это будет отрицанием правильного исповедания веры. Я должен признаться ему:

– Спасибо, друг, но я не могу пойти с тобой в ночной клуб. Моя душа в опасности. Почему бы нам не пойти в другое место?

И если сможешь привлечь его к беседе, бдению, какому-то духовному событию, то так ты его духовно завоюешь.

После всего этого я тебя спрашиваю:

– Брат мой, борющийся в этом мире, является ли для тебя трудностью то, о чем я упомянул?

Если я скажу тебе: «Будь бдительным!», то ты основательно скажешь мне: «Я не могу». Если я скажу тебе: «Сделай тысячу поклонов», ты справедливо откажешься это сделать. Если я скажу тебе: «Постись без оливкового масла», то ты начнешь мне рассказывать о своих проблемах со здоровьем. Но разве трудно тебе перекреститься перед едой и сказать: «Сегодня я пощусь, я буду поститься, пойду в церковь, буду причащаться»? Я так не думаю. Мы все можем это делать, если захотим. Таким легким способом правильного исповедания веры, согласно обещанию нашего Спасителя, мы обретаем Царство Небесное: «Итак, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10: 32). И что же исповедует Христос? Ни больше ни меньше Он представит нас перед Небесным Отцом как Своих братьев, следовательно, детьми Божиими и, согласно словам святого апостола Павла, – наследниками Его вечного Царства (см.: Гал. 4: 7).

Напротив, даже если мы будем поститься, бодрствовать, изнурять свое тело и так далее, но если мы стыдимся исповедовать свою веру, то услышим нечто страшное: «А кто отречется от Меня пред людьми, того отрекусь и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф. 10: 33). Это страшные слова.

– Неужели ты отказываешься исповедовать Меня из стыда? Я также отказываюсь признать тебя Своим братом. Я не знаю, кто ты.

Давайте избегать отречения, чтобы не отдалиться от нашего Христа.

Может быть, мы поговорим о другой великой добродетели, легкой и необходимой для нашего спасения? Христос говорит: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1). Кто бы что ни делал, нас это не касается. Есть Тот, Кто будет судить. Прежде всего, давайте остерегаться, насколько это возможно, обвинять священнослужителей.

Есть Тот, Кто будет судить. Давайте остерегаться, насколько это возможно, обвинять священнослужителей
Патерик повествует о том, как один монах небрежно относился к исполнению своих монашеских обязанностей. Наступил его смертный час. Монах с хладнокровием и радостью ждал выхода своей души из тела. Другие монахи были озадачены. Кто-то спросил его:

– Отче, ты не боишься смерти?

– Нет, не боюсь.

– Почему?

– Я знаю, что всю свою жизнь я был нерадивым монахом. Но я никогда не позволял себе осудить кого-либо. И сейчас я скажу моему Христу: «Я, Господи, исполнил Твою заповедь: "Не судите и не судимы будете". Я знаю, что Ты, Христе, также исполнишь Свое обещание».

(Продолжение следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт храма святого царя Бориса в Варне

Монах Иосиф Дионисиатис
19 октября 2023

Отредактировано Ярослава (2024-08-02 22:27:33)

0

10

НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ И МОЛИТВА. ЧАСТЬ 2

Монах Иосиф Дионисиатиc

Часть 1.

Я приведу еще одну подходящую историю из Синаксаря, в которой явлен пример послушания и благочестия. Один богатый человек попросил пожилого человека отдать ему в услужение его сына-юношу. Старик сказал своему сыну:

– Дитя мое Феофил, я советую тебе идти, и я обещаю тебе, что ты преуспеешь с моим благословением. Позаботься только о двух вещах: во-первых, будь честен в своей работе, во-вторых, соблюдай заповеди нашей Церкви и регулярно ходи в храм. Всякий раз, когда будешь проходить мимо церкви, зайди внутрь, сделай поклон и поставь свечку.

Юноша, с ранних лет научившийся послушанию, послушался отца, взял его благословение и ушел.

Фото 1 (2).jpeg
С первого мгновения хозяин полюбил Феофила как сына. Но, к сожалению, супруга хозяина не была верной. Однажды Феофил вошел в комнату по делам, а женщина была там со своим любовником. Юноша даже их не заметил. Но прелюбодеи подумали, что он их увидел.

– Что теперь будет, – сказал слуга-любовник, – если он расскажет хозяину? Мы должны его опередить!

И оба громко закричали и позвали хозяина в дом.

– В чем дело?

– Этот наш честный слуга стал свидетелем случившегося, – начала рассказывать жена своему супругу. – Я сообщаю тебе, что негодяй Феофил пытался изнасиловать меня. Если ты оставишь этого негодяя, который хотел запятнать мою честь, в живых еще хоть на один день, то я сегодня же разведусь с тобой!

Супруг не был наивным человеком, но поверил своей жене, поэтому заключил тайный договор с местным палачом.

– Завтра утром в твою дверь от моего имени постучит человек. Как только войдет, ударь его мечом и убей его! Упакуй его голову, и получишь свое вознаграждение.

На следующее утро они позвали юношу.

– Феофил, – сказал ему хозяин, – пойди от нашего имени в дом такого-то человека и попроси его дать тебе что-нибудь для меня. Он знает, что тебе дать.

Юноша сразу же поспешил выполнять поручение хозяина. По дороге он проходил мимо церкви. И вспомнил совет отца.

Фото 2 (10).jpg

«Зайду-ка я в храм и поставлю за здравие свечку, а потом пойду дальше», – подумал он.

Когда он вошел в церковь, то увидел, что там служат Божественную литургию.

«Неправильно пропускать Литургию, – сказал себе юноша. – Я останусь в церкви, пока служба не закончится, а потом продолжу свой путь».

Но богослужение продолжалось дольше обычного.

Остальные, полные тревоги, с нетерпением ждали, когда же палач принесет голову юноши. Прошло полчаса, час. Любовник не мог больше терпеть. Он хотел увидеть отрубленную голову того, кто узнал о его прелюбодеянии с женой хозяина.

– Пойду-ка я в тот дом и как можно скорее принесу голову юноши.

Любовник пришел в дом палача и постучал в дверь.

– Я пришел по поручению моего господина по известному тебе делу.

Палач все понял. Это должен был быть тот, кого надо было обезглавить мечом.

– Входи, – сказал он своему гостю.

И тут же, не говоря ни слова, палач одним ударом меча обезглавил его.

Вскоре появился Феофил. После службы он побежал выполнять свои служебные обязанности. Но юноша пришел в тот дом вторым. Он постучал в дверь и сказал:

– Я пришел от имени такого-то.

– Войди. Возьми этот пакет, передай его в закрытом виде своему господину и скажи ему, что я жду своего вознаграждения.

Юноша, ничего не подозревая, вернулся домой. Когда хозяева его увидели, сильно смутились.

– Ты ходил к тому человеку?

– Ходил.

– Что он тебе сказал?

– Он дал мне этот пакет и хочет, чтобы вы ему заплатили.

– Странно! – произнес хозяин. – Давайте откроем пакет.

Они открыли пакет, и что они увидели? Голову прелюбодейца на подносе! Жена хозяина тут же упала без сознания. Через некоторое время она очнулась, открыла глаза, начала плакать и во всем призналась мужу:

– Отрубите и мне голову! Феофил невиновен! Я виновата и справедливо наказана. Два года я изменяла тебе с ним. Убейте меня! Я заслуживаю любого наказания!

Хозяин простил свою жену и усыновил Феофила, так как они с супругой не могли иметь детей. С тех пор как их сын Феофил управлял огромным имением, которое со временем унаследовал. В какой-то момент он даже забрал в поместье своего пожилого отца.

Как много наставлений в этой истории! Честность и послушание родителям – как это благословлено Богом! И правильное исповедание веры. Юноша пошел в церковь во время работы и не думал о том, чтобы не навлечь на себя обиду хозяина, не думал, что зря тратит рабочее время. Божественная литургия, думал он, все компенсирует. Вот и несправедливость сама собой раскрылась! Многие из нас прячутся от людей, но никто из нас не может избежать Божией справедливости.

Честность и послушание родителям – как это благословлено Богом!
Бог любит всех людей. Отдаление от Него приводит человека ко злу, поэтому покаяние должно быть постоянным. Женщина, изменившая своему мужу, была намерена покаяться – вероятно, она стала жертвой того проныры, поэтому Господь дал ей возможность покаяться, исповедаться, оплакать свой грех. Если бы ей отрубили голову, она бы попала в ад без покаяния. Но ее любовник не собирался каяться. Тем не менее стоит подумать, может ли отсечение его головы смягчить его наказание в аду. Кто знает? Божии решения бесконечно глубоки...

Поскольку я знаю, что такие правдивые истории легче запоминаются, я сейчас вам расскажу еще одну, которую нам часто рассказывал мой приснопамятный старец.

Фото 3 (9).jpg
Фото: Freepik.com
Несколько лет назад в одном небольшом городке жили муж и жена с единственным их ребенком – прекрасной маленькой девочкой. Отец был настоящим святым, а женщина – наоборот. Мужчина зарабатывал на жизнь честным трудом, а женщина тратила все деньги на развлечения со своими любовниками. Мужчина не мог ей ничего сказать. Он возвращался с работы уставший и заставал дома свою дочку одну, голодную и грязную. Ему приходилось готовить еду и наводить порядок в доме до возвращения жены, но в благодарность он получал от нее проклятия, а часто и побои.

Девочка росла. Ей исполнилось 12–13 лет. В ней начали пробуждаться критическое мышление и подростковые инстинкты. «Какой у меня хороший папа! – думала она. – Права ли мама, что называет его глупым, отсталым и сумасшедшим? Он замыкается в себе и молится перед домашним иконостасом, а она выходит из дома и идет развлекаться. Что делать?» Отец говорит:

– Дочка, надо молиться.

А мать ругает ее:

– Не говори глупостей, как твой отец! Проснись, дурочка, пока еще не поздно, а то он и тебя с ума сведет!

В тот самый момент, когда мать собиралась направить этот юный цветок на грань гибели, Бог попустил, и жизнь матери прервалась. Однажды ее нашли мертвой. Сограждане из сострадания к этой семье поспешили на похороны, которые прошли в солнечный день и с большим великолепием.

После смерти матери девочка жила со своим отцом. Уже некому было противоречить ему. Через год, не успев поставить свою дочь на правильный жизненный путь, умер и благословенный отец. Но без жены, без взрослых детей кто мог позаботиться об организации похорон этого никчемного, по мнению людей, человека? И кроме того, в тот день погода была плохая: шел снег с дождем, дул ветер, было холодно, поэтому никто не пришел на его похороны.

И тогда сирота осталась одна, брошенная среди четырех стен. Девочке предстояло принять важное решение, как она будет жить – как отец или как мать? Разумеется, ее отец был справедливым человеком. Но если он был справедливым, то неужели Господь несправедлив и поэтому Он не позволил, чтобы люди пришли на его похороны? А ее мать сильно отклонилась от правильного пути, жила с друзьями, развлекалась допоздна… Отец часто говорил девочке:

– Будь осторожна, дитя мое, чтобы ты не пошла по пути своей матери, ибо ты погубишь себя!

Но почему тогда Бог допустил, чтобы похороны ее матери прошли с таким количеством почестей? Не указание ли это на то, что и дочь должна жить так же, как мать? Но девочка все же прислушалась к совету, который часто повторял ей отец:

– Дитя мое, всегда, когда у тебя будут проблемы, молись с горячей верой, и Господь ответит тебе.

Когда у тебя будут проблемы, молись с горячей верой, и Господь ответит тебе
И вот однажды вечером она зажгла лампаду, как научил ее отец, и со слезами на глазах начала молиться:

– Подскажи мне, Иисусе, подскажи мне, Пресвятая Богородица, по какому жизненному пути мне пойти – по папиному или по маминому?

И совсем скоро молитва этой невинной души была услышана. Когда она молилась, она увидела в видении, что ангел взял ее на руки и они оба вознеслись высоко на небо.

– Хочешь ли ты увидеть своего отца? – спросил ее ангел.

– Да, – ответила девочка, – я очень прошу тебя, покажи мне моего отца!

Они входят в рай, который невозможно описать словами. Идут по тропинке и доходят до сияющего дворца. Дворец был такой красоты, какой нельзя найти на земле. Вот она стоит у ворот дворца и ждет своего отца. Дочь сразу узнает его, хотя сейчас он такой красивый и великолепный, что даже Соломон при жизни не имел такой славы.

– Папа! Как ты, бедный человек, приобрел такую славу и сейчас живешь в этом царском дворце?

– Дитя мое, эту славу и этот дворец мне подарил Господь.

– Отец, скажи Христу, чтобы Он позволил мне остаться с тобой. Я не хочу отсюда уходить.

– Сейчас, дитя мое, ты не можешь здесь остаться. Но если ты будешь придерживаться той жизни, которой я жил в миру, Христос сказал, что приведет и тебя сюда, чтобы ты вечно радовалась со мной.

И с этими словами он исчез из ее поля зрения. Девочка все еще была на руках у ангела.

– Ты хочешь увидеть свою маму? – спросил он ее.

– Да, конечно, хочу!

Вскоре сцена начала меняться. Радостное место исчезло, и они оба оказались в темноте. Ничего не было видно. Только были слышны человеческие стоны, крики, плач. Девочка начала бояться.

– Ангел, куда ты меня ведешь? Давай вернемся домой. Я этого не выдержу.

– Разве ты не хотела встретиться со своей мамой?

Они пришли в темное место. И там, в одном месте, похожем на котел, девочка увидела свою мать. Они посмотрели друг на друга и начали плакать. Мать обратилась к своей дочери. Она сказала ей, что страдает и горит в адском огне, и просила дочь избавить ее от этих мук. Девочка не выдержала и закричала:

– Дай мне руку, я вытащу тебя отсюда!

Мать протянула дочери руку. Но как только она коснулась руки матери, то почувствовала, что и сама начала гореть в адском огне. Затем девочка начала кричать от боли... и в этот момент проснулась. Она была одна в доме. Но ее рука продолжала болеть, и она продолжала плакать. От ее криков проснулся весь квартал.

Фото 4 (5).jpg
А. Шилов. «В Святой обители»
Вскоре боль прошла. Но девочка начала очень серьезно размышлять о пережитом и философски относиться к жизни. Затем, осознав бессмысленность временной жизни и ее плодов, она отдалилась от земной суеты. Она пошла в обитель для девиц, где поставила себе цель молитвами и постом достичь небесной обители своего отца и в то же время не переставала горячо умолять Всемилостивого Бога смиловаться над душой ее бедной матери.

Я думаю, что все вышесказанное будет очень полезно для людей нынешнего поколения, которые озабочены только тем, чтобы насладиться суетными удовольствиями. Нас особенно укрепляет пример этого отца, которого большинство людей считали безумным. Он дошел до того, что смирился с изменой и побоями своей жены. Но каким мудрым человеком он оказался!

Из вышесказанного можно сделать еще один вывод: грешники в аду ничем не могут себе помочь. Они могут только ждать помощи от других. Протягивая руку, мать просит о помощи. Это символично. Это означает, что она нуждается в молитвах, Литургии, панихидах, милостыне.

Грешники в аду ничем не могут себе помочь. Они могут только ждать помощи от других
На тему справедливости и несправедливости приведу еще один пример из книги «Старец Арсений Пещерник». В этой книге повествуется, что старец Ефрем, духовный отец старца Арсения, был бондарем и плотником. Какое бы вознаграждение ни давали за его работу, он безропотно его принимал. Многие люди, узнав об этом, этим пользовались. Например, он сделал бочку за 1000 драхм, а ты даешь ему всего 200 драхм.

– Все в порядке, геронда Ефрем? – спрашиваешь ты его.

– Да, все в порядке. Благодарю тебя, дитя мое! – отвечает он.

Многие говорили себе:

– Он хороший мастер, но легкомысленный. Есть шанс обмануть его.

Но они не знали, как ошибались.

Однажды один монах пригласил плотника, чтобы тот сделал иконостас для его храма.

– Сколько ты просишь за свою работу?

– Двадцать золотых фунтов.

Монах посмотрел, сколько у него есть денег, и оказалось, что у него нет двадцати фунтов. Что делать? «Позову-ка я старца Ефрема, он берет за работу столько, сколько ему дашь», – подумал монах.

– Геронда Ефрем, сделаешь ли ты мне иконостас?

– Сделаю.

Он принялся за работу и сделал иконостас. Пришло время монаху заплатить геронде. Монах открыл кассу, нашел там два фунта и отдал их старцу Ефрему.

– Все в порядке, геронда Ефрем?

– Да, все хорошо, дитя мое, благодарю!

Но старец Арсений, услышав, что другой плотник попросил за изготовления иконостаса двадцать фунтов, вспылил:

– Я все слышал! Они нашли себе простодушного старца и его эксплуатируют!

Он пришел к старцу Ефрему и начал возмущаться. И что сказал ему простодушный, но мудрый старец?

– Дитя мое, если здесь нам за все будут платить, то в следующей жизни что нам останется?

И действительно, после смерти геронды Ефрема старец Арсений увидел его в красивой церквушке в Раю. Он спросил его:

– Геронда, как ты оказался здесь, в этой прекрасной церквушке?

И старец Ефрем ответил:

– А, это мое. Ее мне подарил Христос. Помнишь, что я сделал иконостас для часовни Архангелов за два фунта? За то, что тогда я принимал несправедливость без возмущения и ропота, Христос дал мне то, что ты сейчас видишь, в качестве платы.

И это был очень важный урок для старца Арсения на протяжении всей жизни.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Храм св. царя Бориса в Варне

Монах Иосиф Дионисиатис
22 октября 2023

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Дыхание жизни: О Молитве.