Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Преподобный Никодим Святогорец


Преподобный Никодим Святогорец

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

О тех, кто грешит с мыслью
о последующем раскаянии

Нет в мире такого безумного торговца, который бы
весь свой товар бросил в море с надеждой, что тот к нему
еще вернется. Но зато есть такие христиане, которые
с легкостью готовы потерять чистоту души и благодать Божию,
которая является величайшим из всех даров, данных нам от Него,
и надеются, что снова получат небесные дары, что к ним снова
вернется прежняя чистота, как только они исповедуются.

Эти несчастные, будучи закованными в адские оковы, думают,
что по первому своему желанию они могут сбросить их с себя.
Они, ходя перед денницей, который держит в руках ключи от их душ,
считают, что могут в любой момент свободно уйти от него.

Я не буду дальше описывать это заблуждение, потому что оно
не ново среди людей.   Не его ли внушал искуситель Еве, когда
побуждал ее нарушить заповедь Божию? Что же сказал он?
Вы не умрете (Быт.3:4), то есть, вы можете делать что угодно
и с вами ничего не случится, потому что Бог — очень добрый.
Ева прельстилась этим, а вслед за ней прельстился и Адам
— он согрешил, думая о божественной милости, то есть Адам пал,
считая, что на самом деле он не будет наказан Богом, хотя Тот
и предупреждал его о наказании.

И ты, брат мой, какого еще примера хочешь, чтобы увидеть
ту степень наглости, до какой дошел диавол в своей вражде
против Господа нашего Иисуса Христа? Он, нечистый, дошел до того,
что предлагал Господу броситься с крыла храма с надеждой,
что Ангелы поддержат Его и не допустят, чтобы Он претерпел
какое-нибудь зло, как написано: бросься вниз, ибо написано:
Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя,
да не преткнешься о камень ногою Твоею (Мф.4:6).

Итак, нет нужды говорить о том, что, внушая тот же лживый помысел,
враг уже много раз искушал христиан, побуждая их бросаться
в различные беззакония и к первым грехам прилагать тысячи других,
в том числе безпечное упование на то, что когда-нибудь они исповедуются
в них и духовные отцы все им простят. Удивительно, что христиане
не замечают столь явной и ощутительной лжи и от этого становятся
совершенно безразличными к Богу. Исповедь грехов и покаяние,
милосердие и благость Божии — эти средства спасения они превращают
в средства своего падения.

И как одна ядовитая трава, называемая напелон, становится ядовитой тогда,
когда на нее сходит с неба роса, так и эти несчастные делают смертоносным ядом
спасительную Кровь Иисуса Христа. Потому что эту Кровь, которая должна
после исповеди отмывать и угашать наши грехи, они употребляют для того,
чтобы еще более разжечь их. Может ли быть что беззаконнее этого?!
Каким другим врачевством можно было бы злоупотребить более, чем этим,
к пущему торжеству и победе диавола? Об этом сокрушался и святой Амвросий
Медиоланский: «От нашего злоупотребления этим лекарством
диавол иногда просто торжествует».

Я убежден, что большинство христиан мучаются и страдают от этой злой
и обманчивой надежды, которая едва не ввергает их в ад. Несмотря на то,
что грешникам уготованы вечные муки, они спокойно грешат, считая,
что все это выдумки. И это потому, что они думают, будто от грехов избавиться
легко и просто — стоит только рассказать о них священнику и исполнить
какую-нибудь епитимию. Стоит им подумать об этом, и они опять чувствуют
себя спокойно и нисколько не заботятся о своих грехах, считая,
что каяться им еще рано.

Вред, который причиняют себе грешащие с надеждой последующего раскаяния,
заключается в том, что грехи их становятся все более мерзкими и совершаются
все чаще. И это потому, что они, имея возможность исповедоваться, считают,
что одного этого вполне достаточно, чтобы покаяние сделало их праведниками.
Эти несчастные начинают погружаться в свои страсти, перестают сдерживать себя
в словах и любопытстве и устремляются, подобно безсловесным животным,
на путь погибели. Кто в состоянии измерить глубину их падения?
Всякий раз, как в них появляется злое похотение и представляется удобный случай,
они тотчас впадают в грех. Всякий раз, как приходит к ним лукавый помысел,
они ввергаются в беззаконные дела.

Многие из таких грешников, считающих, что в исповеди им легко простятся
все грехи, ежедневно умножают их, — сколько своими злыми делами,
столько и похотями, безстыдными беседами, грешными наслаждениями,
а особенно тем, что доставляют соблазн другим и этим умерщвляют их души.
Таким образом, люди, которые постоянно так думают, могут незаметно для себя
совершать тысячи грехов и всякий может понять, почему праведность Божия
открывает для таких грешников врата ада. Страшно услышать обращенными
к тебе слова Господа, возвещенные Им через пророка Иеремию:
От лечения ты стал еще больше мучиться, оно не принесло тебе пользы.

Тебя лечат, но это не помогает. Ты много раз исповедовался, тебе давалось
прощение грехов, чтобы ты умертвил их, а вместо этого, по причине
твоей злобности, все это послужило только к их большему распространению.
«Если я могу грешить, то могу и каяться. Я волен грешить еще и еще — все равно
потом исповедаюсь». Тебя лечат, но ты не получаешь от этого никакой пользы.
Исповедь ты превращаешь в повод к безчисленным грехам, не зная того,
что все это множество грехов погружает тебя в ад и делает достойным наказания,
как написано: Враг поразил тебя оттого, что умножились грехи твои.

О душе, которая исповедуется и очищается от грехов, а потом снова грешит
и от этого становится неизлечимой и достойной того, чтобы быть отвергнутой Богом,
пророк в другом месте говорит так: Врачевали Мы Вавилон, но не исцелился;
оставьте его, потому что приговор о нем достиг до небес (Иер.51:9).

Велик вред, который приносят себе грешащие с надеждой покаяться в будущем,
потому что они грешат без стыда и страха, и таким образом все глубже и глубже
погружаются в нечистое и грязное болото греха, в какой грязи даже свиньи
не захотели бы валяться. Вред, который они приносят себе, заключается в том,
что они становятся равнодушными к своему спасению и начинают презирать
заповеди Божий, как сказал Соломон: С приходом нечестивого приходит
и презрение (Притч.18:3).

Когда они достигают последней степени лукавства, их ум помрачается,
сердце ожесточается, и они уже никогда не задумываются о своих грехах.
А некоторые из них не только относятся к ним с равнодушием, но даже
хвалятся ими, как великими подвигами, как говорит Соломон:
они радуются, делая зло, восхищаются злым развратом (Притч.2:4).

И те, которые говорили «если согрешу, то покаюсь и исповедуюсь», доходят до того,
что уже не желают ни исповедоваться, ни каяться. Если же они когда-нибудь и захотят,
то не смогут, потому что частое повторение греха превратилось для них в привычку,
а привычка стала как бы второй природой и сердце их окаменело, как скала,
они стали безчувственными и сами в себе заглушили всякую надежду покаяния
и исправления. Так эти несчастные и умирают — не исправившись и не покаявшись.

+2

2

Преподобный Никодим Святогорец:

О Рождестве Иисуса Христа

Своим Рождеством Христос вступил в брань и уврачевал:

1. Любовь к богатству

2. Любовь к удовольствиям.

3. Любовь к славе.



  1

Задумайся, возлюбленный, о том, что подобно тому, как существует
этот огромный видимый мiр, воспринимаемый нашими чувствами
и состоящий из разных творений, так существует еще и иной мiр — невидимый,
но созерцаемый умом, состоящий из грешников и имеющий в себе
три извращенных вида любви, которые приводит Иоанн Богослов:
первая ― это любовь к богатству, вторая ― любовь к удовольствиям,
а третья ― любовь к славе: «Яко все, еже в мире, похоть плотская
и похоть очима и гордость житейская» (1 Ин. 2: 16)[1]. Ныне же
сей лукавый мiр, целиком противостоящий намерению Божиему
и находящийся во власти падшего денницы (который потому и
именуется мiродержцем) и есть тот самый великий враг, которого
рожденное и воплощенное Слово Божие и Отчее пришло низвергнуть,
сначала Своим молчаливым примером, а после этого в надлежащее
время Своим словом и учением.

Посему подумай о том, что сначала Он Своей нищетой сокрушает
безумную любовь к богатству. Мирской человек обычно думает,
что все доброе в жизни обретается во временных благах, и поэтому
для стяжания их или во избежание их потери, он тратит почти все
свое время, которое Бог дал ему для приобретения благ нетленных.
И вот предвечное Слово, Сын Бога и Отца, нисходит с небес, чтобы
освободить нас от этой прелести и вырвать из нашего сердца сей
проклятый корень всякого зла ― сребролюбие, как его называет
божественный Павел: «Корень бо всем злым сребролюбие есть»
(1 Тим. 6: 10).

Но посмотри, к какому страданию и унижению низвел Себя по любви к нам Тот,
Кто Сам раздает все богатства и сокровища как здешней, так и будущей жизни:
«Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель» (Агг. 2: 9). А теперь
подумай: где дворцовые палаты, в которых Он должен был родиться?
Где приготовления? Где прислуга при родах? Где царская постель? Где сосуды
для омовения? Где сопровождение свиты рабов? Где теплота очага и отдохновение?
Где помощь родственников и друзей? Хотя бы отчасти войди умом в эту нищенскую
пещеру и посмотри, где Он родился, загляни в эти смиреннейшие ясли, в которых
Он возлежит, и тогда не только не найдешь в ней ничего лишнего, но напротив,
увидишь крайнюю скудость во всем необходимом, ибо наш сладчайший Иисус
рождается почти что под открытым небом, в полночь, в самую средины зимы,
в уединении, с одной только Своею Материю и Своим названным отцом, без одеял
и горячей пищи, которые обычно бывают при появлении на свет даже у самых
бедных младенцев, лишенный даже самых малых утешений, которые Он позже имел
в своем бедном доме в Назарете. Более того: кроме вольно избранной Им нищеты
Он пожелал еще другую, почти невольную, так как определяет, чтобы в оной пещере
Ему не было оказано никакого приема и гостеприимства от какого бы то ни было
человека, чтобы отличаться этим от многих остальных своих сродников, которые
также шли в Вифлеем для переписи и были хорошо приготовлены к путешествию,
находясь в удобстве и найдя ночлег в домах, как об этом свидетельствует евангелист
Лука: «Не бе им места во обители» (Лк. 2: 7). И поскольку мiр не только гнушается
нищетой и почитает ее великим для себя позором, но и поучает людей притворяться
богатыми, будучи бедными, то Иисус Христос не стесняется Своей нищеты,
но наоборот ― Он открыто объявляет о ней и призывает ангелов с Небес, а с полей и сел
— пастухов, чтобы они пришли и поклонились Ему в том неустроенном и скудном
положении, в котором Он находится, где троном для Него служили убогие ясли,
а царским двором была беднейшая пещера. О, пребогатейшая нищета,
о высочайшее снисхождение!

Что же скажешь ты теперь, поучаясь в этих истинах? Как ты думаешь, кто из этих двоих,
состоящих в великой вражде друг ко другу, имеет больше власти победить и возобладать тобой
― мiр или Христос, Который победил мiр? Мiр поощряет тебя искать прежде всего благ земных
и внушает тебе считать их за некое великое добро. Христос же Своим примером и учением
увещевает тебя искать прежде всего Царствия Небесного и пренебрегать всеми благами земли,
как брением: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6: 33). А еще Он советует
тебе хотя бы отчасти пребывать в лишении земных благ, подавая милостыню бедным, или же
полностью освободить себя от них, отрекшись от всего в монашеском житии и выкупая себе
этим нетленное сокровище в Раю: «Иди, продаждь имение твое и даждь нищим; и имети имаши
сокровище на небеси» (Мф. 19: 21), и еще: «Всяк от вас, иже не отречется всего своего имения,
не может быти Мой ученик» (Лк. 14: 33). Поэтому тебе, если ты являешься учеником Христа
и человеком благоразумным и рассудительным, следует решиться слушать то, что говорит тебе
Христос, а не то, что нашептывает тебе мiр, и не просто слушать, но и исполнять это на деле,
«не слышателие бо закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся» (Рим. 2: 13).

Это правда, что, если ты мирянин, тебе не вменяется в обязанность подвизаться в полном
нестяжании и нищете. Однако тебе непременно подобает придавать такое малое значение
богатству и деньгам, чтобы даже все сокровища мiра не смогли побудить тебя нарушить
хотя бы одну из заповедей Божиих, и вовсе не прилепляться к ним сердцем; обладать ими
так беспристрастно, будто совсем не имея их, и свободно употреблять и расточать их
направо и налево, как говорит Павел: «Время уже коротко, так что… пользующиеся мiром сим,
как не пользующиеся; ибо проходит образ міра сего» (1 Кор. 7: 29−31).

А главное во всем этом деле ― взыщи совета у пресвятого Младенца Иисуса и устыдись
той жизни, которую ты вел до сих пор, ибо доныне ты так дорожил и любил те богатства,
которые столь презренны Ему, и напротив, так сильно ненавидел и презирал нищету
и скудость, которые столь возлюблены Им. Попроси же у Него прощение за все содеянное
тобой зло, то есть за то, что ты стремился к богатству, земным благам и наслаждению ими.
И попроси Его послать тебе благодати, чтобы, взирая на то, как Он, будучи богат, обнищал
по любви к тебе, так и ты тоже, по любви к Нему, смог обратиться к бедности и обогатиться
от Его божества: «Весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища
богат сый, да вы нищетой Его обогатитеся» (2 Кор. 8: 9). И вдобавок к тому попроси Его
никогда более не позволять тебе увлекаться прелестью мiра, но, имея у себя некое состояние,
или пребывая в нужде по любви ко Господу, ― не пользоваться им для другой какой цели,
но исключительно ради того, чтобы выкупить им для себя богатство вечное, согласно
Писанию: «Богатством своим человек выкупает жизнь свою» (Притч. 13: 8).

   2

Подумай, брат, о том, что родившийся Христос пришел для того, чтобы Своими страданиями
и болью уничтожить безумную любовь к чувственным удовольствиям. Так, плотской человек
не верит в то, что могут существовать какие-либо другие удовольствия кроме тех, которые
воспринимаются внешними чувствами, и поэтому не хранит свои чувства, что свойственно
всякому человеку, наделенному разумом, но позволяет себе увлекаться и прельщаться ими
как некое неразумное животное, и для получения радости необузданно устремляется
к любому беззаконию. Такой человек до конца ищет чувственных наслаждений и считает их
достойными уважения, несмотря на то, что находит их в самых постыдных и нечистых делах.
Но Сын Божий, сострадая такому ослеплению человека, приходит на землю, чтобы победить
и уврачевать эту великую рану. И поэтому, несмотря на то, что Христос имел возможность
появиться на свет сразу в окрепшем, закалившемся и взрослом теле, Он возжелал воплотиться
в нежном теле младенца, более чувствительном к внешним ограничениям и неудобствам,
и, следовательно, пострадать еще сильнее. И после того, как Спаситель претерпел девять
месяцев изнурительного пребывания в темнице девственного материнского чрева,
Господь захотел претерпеть все муки и страдания младенческого естества, став похожим
на не имущего разума.

С самого начала Ему подобало принять такое тело, которые было бы не только
совершеннее тела Адама, но тело бесстрастное, безболезненное, блаженное
и во всем достойное для вселения Его блаженной души[2]. Однако вместо него Он
облекается в тело крайне чувствительное, весьма слабое и нежное, восприимчивое
ко всякой боли и соделанное таким, чтобы со стороны всех чувств быть способным
принимать всякое страдание, по подобию моря, в которое впадают все реки.
Посему Он и сравнивает себя с червем — не только по причине своего бессменного
рождения, какое бывает у червей, но и из-за того, что Его плоть обладала такой
чувствительностью и нежностью, какая свойственна этим животным:
«Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий» (Пс. 21: 7).
Поэтому с первых минут своего рождения через осязание Он ощущает прикосновение
ледяного зимнего воздуха и сырость пещеры, а Своим голосом издаёт жалобный плач,
Своим обонянием вдыхает зловоние от яслей и неразумных животных, Своим зрением
видит мрачную, безобразную и безутешную пещеру, Своим слухом не слышит
ничего другого, кроме пронзительного воя диких животных. И вообще, как только
Иисус появился на свет, самые первые начатки Его жизни связаны с великой нуждой
и лишением всякого удобства, и с всевозможными скорбями и испытаниями, какие
только могло воспринять Его тело в том возрасте.

О, позвольте же мне пойти и припасть к яслями и сказать моему Иисусу: «Какое же это
непостижимое снисхождение, сладчайший мой Иисусе! Ты есть тот самый желанный
всеми народами Мессия, и сразу после Своего рождения погружаешься в такие страдания?
Да, ― отвечает мне Он, ― ибо такова была от начала воля небесного Моего Отца, чтобы
страданиями упразднить плотское вожделение, и сию волю Отчую пришел Я исполнить,
как только родился в мiр, о чем от Моего лица пророчествовал Давид и Апостол:
«Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе
не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду… еже сотворити волю Твою, Боже»
(Пс. 39: 7, Евр. 10: 5−7).

А теперь, возлюбленный, рассуди и реши, кто должен владычествовать над тобой:
Христос или мiр? За кем последовать тебе: за Тем, Кто путем страданий хочет привести
тебя к спасению, или за тем, кто через услаждения направляет тебя к погибели?
Очевидно, что за Первым: «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем
стопам Его» (1 Пет. 2: 21). А если не сделаешь этого, то по необходимости должен признать
одно из двух: что ты либо не христианин, либо что ты не имеешь разума; но в любом
случае жалок ты и несчастен. Хотя мiр настолько слеп, что он не только не ведает истины,
но и не способен познать ее, как говорит сама Истина: «Дух истины, Егоже мiръ не может
прияти, яко не видит Его, ниже знает Его» (Ин. 14: 17). И все же, если ты захочешь довериться
этому слепцу и позволить ему управлять твоей жизнью по его повелениям, которые,
естественно, лживы, ― то нет человека несчастнее тебя! Ибо ты по собственной воле
предаешь себя в руки лютейшего врага, как и Самсон добровольно отдал себя в руки
иноплеменников (ср. Суд. 15: 13), ты становишься явным отступником от Господа,
Который есть твой высочайший Благодетель, желая насытить свои чувства
удовольствиями и предпочитая жизнь изнеженную, легкую и полную наслаждений,
которую так возненавидел Иисус от самого Своего рождения, но которая у людей
несмысленных считается безгрешной и невинной.

Ах, брат, поверишь ли ты когда-нибудь в то, что бесконечная Премудрость Божия
пожелала предать Свое Пресвятое Тело на такие великие страдания не только
при Своем рождестве, но и на протяжении всей Своей земной жизни и смерти,
потому что и тебе тоже необходимо избегать удовольствий и обуздывать свое тело?
И чем поможет тебе такое пустое оправдание, что, дескать, Христос Своими заповедями
не давал повеление удаляться от наслаждений и упокоения чувств и тела, но только
увещевает, говоря: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой,
и по Мне грядет» (Мк. 8: 34). Как можешь ты подвергать своему собственному суду
наставления нетварной Премудрости, измышлять оправдания своим грехам
и стремиться без Бога управлять своей сладострастной жизнью? Знай же, что, если ты
хочешь быть достойным Царствия Небесного, тебе подобает подражать Иисусу Христу,
ибо жизнь, полная наслаждений, нисколько не соответствует страдальческой жизни
Искупителя, Который подал нам пример. И послушай оные страшные определения,
которые громогласно произносит младенец Иисус прямо из яслей: «Горе вам, богатые!
ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете.
Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди
будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6: 24-26).

Что можешь ответить на это ты, который желает проводить жизнь в комфорте и,
к тому же, стремится найти тому оправдания? Ты считаешь, что сказанное Господом
суть пустые слова и что Бог оставит их без исполнения? Выбрось это из головы!
«Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35).

Устыдись, устыдись же всех твоих плотских похотей, и считай себя недостойным
носить имя христианина, ибо своею жизнью и своими делами ты оставил
великое пятно позора на своем звании христианина и столько раз помышлял,
что лучше угождать плоти, чем Богу. Твое поведение стало поводом к тому,
чтобы христианство и всехвальное имя Божие хулилось среди язычников,
как Он Сам сетует, говоря: «Вас ради присно имя Мое хулится во языцех»
(Ис. 52: 5, ср. Рим. 2: 24). Поэтому прими твердое решение отречься сначала
от всех удовольствий, которые явно не являются необходимыми в твоем
положении, а потом с благодарением принять всякий крест и всякую скорбь,
которые пошлет тебе Бог. Добровольно возлюби злострадание, в котором
содержится истинное покаяние, не желая иного повода для него, кроме той любви,
которую Христос явил Своим Рождеством. Возблагодари Господа, Который
по любви к тебе захотел родиться с такими лишениями, и, наконец, попроси Его
послать тебе благодать, чтобы по Его примеру твердо усвоить следующую истину:
нынешняя жизнь есть время для плача и скорбей, а не для смеха и развлечений,
как говорит Екклесиаст: «Время плакать» (Еккл. 3: 4), а вместе с ним и апостол Павел:
«Время уже коротко, так что… радующиеся [должны быть] как не радующиеся…
ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29−31).

   3

Поразмысли о том, что родившись, Христос оружием Своего смирения пришел в мiр,
чтобы умертвить безумную любовь к славе. Так, мiрской человек обычно хочет быть
выше других, чтобы его почитали и прославляли; желает казаться отличным от прочих
людей, повелевать со властью, говорить свысока, пользоваться авторитетом среди других.
И если когда-нибудь он столкнется с соперничеством между его личной славой и славой Божией,
он пренебрегает последней и избирает свою собственную. Все это — нелепые уроки мiра,
которые он дает своим ученикам. От этого пагубного заблуждения Искупитель пришел
исцелить нас с самого начала Своей жизни на земле.

Он мог, будучи еще Младенцем, сразу же приняться за дела, подобающие взрослым,
то есть Он мог сразу после Своего рождения начать произносить слова чисто и внятно;
Он мог начать разговаривать на языках всех народов земли; Он мог окружить Себя
тысячами и миллионами прекрасных светлых ангелов, которые воочию предстояли бы
пред Ним для служения, не только как Богу, но и как человеку. С самых первых мгновений
Своей земной жизни Он мог, не теряя времени, устремиться в мiр и наполнять его
величием Своих чудес, просвещать его блеском Своего учения, наставлять его святостью
Своих примеров и силой Своей проповеди обращать людей к истине.

Всем этим Он мог прославить Свое имя больше чем все честолюбцы, жившие когда-то
на земле, и цари земные, и вельможи, и начальники и все народы с четырех концов
вселенной тронулись бы со своих мест, чтобы прийти в Иерусалим и услышать
небесную премудрость, которую проповедует Младенец, как поступила некогда
царица Савская, которая устремилась из благоденствующей Аравии послушать
мудрость двенадцатилетнего отрока Соломона (ср. 3 Цар. 10: 1). И все бы видели,
как этот Младенец дарует зрение слепым, очищает прокаженных, исправляет хромых,
воскрешает мертвых, исцеляет больных, и совершает прочие ошеломляющие
и восхитительные чудеса, и все бы восхваляли, прославляли и возвеличивали Его.
Но Иисус не захотел такой суетной человеческой славы, нет, но «Себе умалил,
зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек»
(Фил. 2: 7), и после Своего пришествия Он утаивается в одном из самых неизвестных
мест Иудеи, в пристанище для диких животных, скрывает все сокровища Своей
премудрости под облачением бренной плоти и под неразумием никем не известного
и безгласного Младенца, «в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна»
(Кол. 2: 3). Поэтому и пророк Исаия о младенческом неведении этого ребенка сказал
следующие слова: «Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь»
(Ис. 8: 4). И в то время, когда цари земные, разумею Кесаря Августа, через перепись
управляют царствами, дают народам законы и пред всеми кажутся могущественными,
Тот, кто есть Царь царствующих, рождается и живет в совершенной безвестности
и почитается всеми за ничто. О, как непостижимо Твое смирение, Иисусе ― Боже сладчайший
и по существу, и по имени! Оно привело пророка Аввакума почти что к исступлению,
так что он воскликнул: «Господи, разумех дела твоя и ужасохся: посреде двою животну
познан будеши» (Авв. 3: 2). Это же смирение побудило преподобного Исаака сказать
следующие возвышенные слова: «Смиренномудрие есть одеяние Божества.
В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него приобщилось нам в теле нашем…
чтобы тварь не была попалена видением сего»[3].

Причиной падения как ангелов на небе, так и людей на земле явилось ошибочное
разделение вещей на большее и на меньшее, поэтому Ты, Слово Божие, Своим рождением
устраняешь из мiра сей великий соблазн, ведущий его к погибели. И Ты, Который больше
и превыше всего сущего, становясь меньшим и последним во всем, Своим примером
наделяешь равной честью все Свои творения, как великие и горние, так и малые и низшие,
и показываешь нам путь к высочайшему вознесению, которое есть смирение, как
богословствует Твой святой Григорий Солунский: «Чудесным же образом Он устраняет повод
для падений, бывший от начала; повод же этот был: наблюдаемые в существах превосходство
и принижение, и вследствие этого зависть и коварство, а также явная и скрытая враждебность…
Итак, соблаговолив ныне упразднить основание для гордыни, которая губит Его разумную тварь,
Бог совершенно уподобляется ей: и так как по Своему естеству Он равен Самому Себе
и неизменен, то делает, чтобы и тварь была бы по своему естеству равной самой себе
и неизменной. И каким образом совершает это? ― Тем, что Самое от Бога Бог Слово,
неизреченно истощив Себя и снисшед с высоты Своей до последней глубины человеческого
естества, и соединив ее неразрывно с Собою, и смирившись, и обнищав по нашему образу,
сущее долу соделал горним. Лучше же сказать: свел и то и другое во едино, Божество сочетав
с человеческим естеством. Таким образом Он всем показал путь, ведущий к горнему ― смирение,
Самого Себя предложив днесь в пример людям и святым Ангелам»[4].

Ныне же, возлюбленный, можешь ли ты найти большую противоположность между Богом и мiром,
чем эта? Посему кто из этих двух, по справедливости, должен властвовать тобой ― Христос или мiр?
Конечно же Христос. Ибо Христос не прельщает и не прельщается Сам, а мiр не знает ничего другого,
как только прельщать и прельщаться. Подумай, далее, о том, что Христос не удовлетворился лишь тем,
что родился под властью кесаря Августа, но захотел еще появиться на свет в то время, когда
по всей вселенной подчинение кесарю исполнялось на деле: «Бысть же во дни тыя, изыде повеление
от кесаря Августа написати всю вселенную» (Лк. 2: 1), и пожелал нарушить весь привычный
порядок вещей, только чтобы преклониться под игом этого подчинения: «Взыде же и Иосиф от Галилеи,
из града Назарета, во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем… написатися с Мариею
обрученою ему женою, сущею непраздною» (Лк. 2: 4-5). Но тебе, брат, похоже больше нравится
перевернуть все вверх дном и привести весь мiр в смятение, только бы исполнить свою волю,
только бы подчинить всех своему мнению, только бы казаться сильным и прославляться мiром.
Создается впечатление, что всем этим ты говоришь: «Я хочу лучше последовать примеру мiра,
чем примеру Христа, я лучше предпочту славу мiра, чем славу Христа». Но, увы, каким тяжким
покажется тебе это безумное предпочтение, когда во свете Божественного суда ты увидишь
все вещи такими, как они есть на самом деле, а не такими, как они сейчас кажутся тебе,
и когда сей Младенец, которого ты видишь ныне в яслях в бесславии и смирении, придет
как великий Царь с великой силой и славой, чтобы судить весь мiр.

Что ты ответишь на это?

― Да, я должен пренебречь своей честью и смиряться ради Христа, но невежественный мiр
начинает презирать меня и считать за ничто.

― Молодец, правильно ты ответил. Но лучше пусть твоя честь и жизнь останется скрытой от мiра
и будет в пренебрежении, чтобы, когда явится Христос, явился и ты, в почете и в славе:
«Егда [же] Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе» (Кол. 3: 4).
Пусть мiр говорит свое. Что тебе до него? Ты же следуй руководству премудрости Иисуса,
а не безумию мiра, который есть твой личный враг и враг твоего Искупителя
— настолько непримиримый, что, когда Христос во время Своих страданий
молил небесного Отца даже о своих распинателях, Он не захотел просить о мiре:
«Аз о сих молю: не о [всем] мiре молю» (Ин. 17: 9). Поэтому возможно только одно из двух:
если ты друг Иисуса, то ты должен быть врагом мiра; а если, наоборот, ты хочешь стать
другом мiра, то ты непременно будешь врагом Иисуса: «Прелюбодеи и прелюбодейцы!
не знаете ли, что дружба с мiром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом мiру,
тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Тебе неприятно, что мiр презирает и ненавидит тебя?
Неразумный ты человек! Эта ненависть и это презрение служит добрым знаком того,
что ты ученик не мiра, а Христа: «Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы:
якоже от мiра несте, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр» (Ин. 15: 19).

Так начни же, брат, открывать, наконец, глаза ради пользы души своей и прими решение
перестать отныне верить этому мiру, который есть лжец и предатель, как советует тебе
премудрый Сирах: «Не верь врагу твоему вовек» (Сир. 12: 10). Прими твердое решение
всегда поучаться и следовать свету под руководством и на примере Иисуса Христа,
Который из младенческих пелен Своим лепечущим языком громогласно сообщает тебе
оное страшное обличение: «Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще,
и славы, яже от Единаго Бога, не ищете?» (Ин. 5: 44). И поскольку Он претерпел так много
страданий для наставления тебя в истине, попроси Его просветить тебя благодатью,
чтобы ты глубоко осознал и усвоил Его пример и Его учение; чтобы ты, с одной стороны,
любил Его смирение, которое исполнено истинной высоты и славы, а с другой — ненавидел
и отвращался от славы и почестей мiра, которые в действительности суть бесчестие и бесславие.
Не только потому, что они лишают тебя славы истинной, но и потому, что в конце всегда
обращаются в прах и помет, согласно произнесенному Давидом проклятию:
«Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет… и славу мою в персть вселит» (Пс. 7: 5).


[1] Когда Господь взошел на гору и был искушаем дьяволом, то сразился
с этими тремя похотениями падшего человеческого естества.
Вожделение удовольствий Он победил тем, что не захотел претворять камни в хлеба и насытиться,
говоря: «Яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком словеси исходящемъ из уст Божиих»
(Втор. 8: 3); славолюбие Он попрал тем, что не захотел повергнуть себя вниз с высоты храма, чтобы
не прославиться как не получивший никакого увечья, говоря: «Да не искусиши Господа Бога твоего»
(Втор. 6: 16); а сребролюбие тем, что не захотел поклониться дьяволу, который показал Ему
все царствия мiра, сказав: «Господа Бога твоего да убоишися, и Тому единому послужиши» (Втор. 6: 13).
Читай об этом также в 3-й части Поучения: «О жизни Господа, рассматриваемой в целом».

[2] Некоторые богословствующие утверждают, что Телу Господа во время Его земной жизни
не было присуще блаженство, но Тело Его стало таким впоследствии, как это происходило
и у святых, поскольку Он был подвержен естественным страстям и смерти, чтобы через них
возмочь пострадать и исполнить домостроительство нашего спасения. По душе же Он был
блаженным во всем, ибо обладал не только естественным ведением и любомудрием, но и
боговдохновенным и блаженным видением Божественного Лица, благодаря чему Он еще
в этой жизни наслаждался созерцанием Бога, которого святые сподобляются только
после смерти). Поэтому и священный Августин в книге о согласии Евангелистов говорит,
что этим Христос отличался от остальных людей, ибо никому в этой жизни не дано было
видеть Бога, как Ему. Это подтверждают и следующие слова Евангелия: «Бога никтоже
виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» (Ин. 1: 18), и еще:
«И никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси»
(Ин. 3: 13). Из этого явно, что Христос этим блаженным видением пребывал на небесах.
См. также слово на Благовещение святителя Афанасия Александрийского.

[3] Исаак Сирин 2008. С. 283−284.

[4] Свт. Григорий Палама. Слово на Рождество Христово.

Источник:
ΑΓΙΟΣ ΝΙΚΟΔΗΜΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ, ΒΕΝΕΔΙΚΤΟΣ ΙΕΡΟΜΟΝΑΧΟΣ ΑΓΙΟΡΕΙΤΗΣ.
ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΑ ΓΥΜΝΑΣΜΑΤΑ.
Εκδόσεις: ΣΥΝΟΔΙΑ ΣΠΥΡΙΔΩΝΟΣ ΙΕΡΟΜΟΝΑΧΟΥ. Έκδοση: 6η. - σ. 184-195.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

0

3

Поразмысли о том, что родившись, Христос оружием
Своего смирения пришел в мiр,чтобы умертвить безумную любовь к славе.
Так, мiрской человек обычно хочет бытьвыше других, чтобы его почитали
и прославляли; желает казаться отличным от прочихлюдей, повелевать со властью,
говорить свысока, пользоваться авторитетом среди других.

От этого пагубного заблуждения Искупитель пришел
исцелить нас с самого начала Своей жизни на земле.

Гордость – великое препятствие для нашего спасения

преп.Никодим Святогорец

Из всех лихорадок самая опасная та, которую называют «острой»,
потому что она — скрытый, и потому опасный враг нашего здоровья.
Так и из всех страстей, которые являются как бы лихорадками нашей души,
самая опасная — гордость. Ибо она насколько разрушительна, настолько
и скрыта в том, кто болен ею. И очень многие люди не только не обличаются
своей совестью в том, что они горды, но они буквально опьяняются гордостью,
она для них — как какое-то украшение и венок. Потому и возвещает им горе
пророк Исайя: Горе венку гордости пьяных Ефремлян!  (Ис.28:1)

Гордость — безумная похоть, которая, обладая человеком, внушает ему
мысли о том, что он лучше, чем есть на самом деле, и что другие люди думают
о нем то же, что и он. Поэтому гордый не думает ни о ком, только о себе.
Как паук сидит в центре паутины, так и он поставляет себя в центре всего.
И как паук прядет паутину из самого себя, так и гордый, когда думает
или делает что-то, всегда считает себя основой всего.

Слуг он считает за безсловесных животных, их господ — своими слугами,
к своим родственникам он относится так, как будто никогда не знал их,
к своим согражданам — как к бродягам и чужакам. Священное Писание
прекрасно изображает настроение гордого в безумных словах царя
Навуходоносора: это ли не величественный Вавилон, который построил я
в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! (Дан.4:27).
Самодовольство, с каким он делал обзор своего царства, является
характерным для любого гордеца. Такой человек особенно внимателен
к тому, как он одет,— как павлин оправляет свои перья, когда гуляет по Вавилону.

И как Навуходоносор восхищался собой и хотел, чтобы и другие им восхищались,
так и всякий гордец не успокаивается на том, что хвалит сам себя, но хочет,
чтобы и другие восхищались им и почитали его. Если же они не рукоплещут ему,
то он считает их своими врагами. Также и любое свое достоинство и талант
он считает огромным, как нищий, когда ему подадут копейку, считает, что
получил золотой. Гордость Навуходоносора на этом не остановилась, но пошла
еще дальше. Он стал хвалиться не только тем, что было правдой, но и тем,
о чем он знал, что это ложь. Он утверждал, будто именно он выстроил Вавилон,
в то время как в действительности он лишь сделал более высокими его стены
и ничего другого, а сам город был построен другим царем, которого звали Вил.

Так и гордые: они не только хвалятся своими делами, рассказывая о них,
но еще и смешивают их с явной ложью, чтобы прославить себя и чтобы показать,
что они выше других, при этом они доходят до того, что даже свои недостатки
превращают в достоинства. И как безумный Навуходоносор, когда пустословил
о великих деяниях, будто это он совершил их своими силами, так и гордые
— с неразумием, обличающим их, считают, что они сами достигли того хорошего,
что в них есть, а Богу ничего из этого не приписывают. Они, может и не на словах,
но на деле забыли безумные слова Навуходоносора и самонадеянно верят
в свои силы, особенное трудолюбие и усердие.

Неописуемо опустошение, производимое в душе гордостью. Подумай вот о чем:
самое большое зло, какое только есть в мире,— это грех, а самое большое благо
  — Божественная благодать. Гордость же является корнем всякого греха,
она противостоит благодати Божией и доставляет нам величайшее зло.
Она — самый худший из смертных грехов, потому что легко подталкивает человека
к любому из всех остальных. Как змея, если сумеет протиснуть в нору свою голову,
то вслед за ней сможет войти остальное тело, так же и с гордостью — вслед за ней
в человека входит все возможное зло, как говорит Дух Святой через Сираха:
Начало греха — гордость (Сир.10:15).

Не могут в сердце христианина быть вместе и Христос и гордость, когда есть одна,
то обязательно нет Другого, и наоборот. Потому и говорил Господь фарисеям,
что они, ища друг от друга человеческой славы, становятся недостойными,
чтобы уверовать в Него: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете
славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? (Ин.5:44). Из этих слов ты можешь
понять, что как только в душу человека войдет слава, то тут же исчезает вера.
Как трагично, что человек будет вечно мучиться из-за того, что презрел закон Божий
и вместо него возлюбил временную славу.

Вот, брат мой, до чего ты можешь дойти, если будешь руководствоваться гордостью.
Сначала твоя душа наполнится нечистотой и страстями, а затем, как от уст,
переполненных дурной слюной, происходит головокружение, так от совести,
переполненной страстью гордости, станут появляться сомнения в вере,
а особенно в учении о Рае и аде — ты станешь считать их выдумками.

Божественная благодать воюет с гордостью, подумай об этом. И чтобы мы могли
участвовать в этой войне, необходимо, чтобы Господь укреплял нас Своею благодатью.
Он Сам так сказал: Без Меня не можете делать ничего(Ин.15:13). И апостол Павел
говорит: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13).
Отсюда видно, что именно Бог начинает и завершает в нас любое доброе дело.
Человек же не только неспособен закончить его, он не может даже начать что-то
хорошее, если решит обойтись без помощи благодати. Если мы желаем спастись,
то должны любить Бога и добродетель всеми силами нашей души. Не забывай,
брат мой, что гордость препятствует благодати войти в нашу душу, а если она
даже и войдет, тотчас будет изгнана вон.

Если человек, который сперва был богат перед Богом своими добродетелями,
допустит гордости войти в свое сердце, он тотчас становится нищим, подобно
фарисею из евангельской притчи о мытаре и фарисее. Такой гордый человек
бывает подобен голубю, который сидит на солнышке и радуется своей чистоте
и пестрым перьям, но вот, на него внезапно налетает сокол и убивает его.
Так же и тот, кто хвалится своими добродетелями, тотчас бывает похищен
мысленным соколом — диаволом. Поэтому божественные Отцы сказали
такие мудрые слова: «Спастись человеку и легко и трудно, потому что сейчас он,
смиряясь, возносится в Рай, а через минуту — ввергает себя в адские муки
из-за самонадеянности и гордости».

Будь же разумен, брат мой, и с радостью прими совет,
который дает тебе
Дух Святой:   Не превозносись сердцем (Тов.4:13).
Не допускай, чтобы тобою обладала какая-либо гордость
— ни внутренняя, в глубине твоего сердца, ни внешняя — в твоих делах,
потому что она порождает все, что только есть злого в мире,
ибо в гордости — погибель и великое неустройство.
Итак, смирись — и ты можешь уже не бояться падения,
потому что Бог всегда будет рядом с тобой.

из книги:
Поучения преподобного Никодима Святогорца
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svja … ouchenija/

0

4

Слово о Страшном Суде

http://myrophoros.blogspot.com/2023/02/xi.html#more

ПОУЧЕНИЕ XI

О том, насколько великим будет грядущий Судный День:

1. По причине того, кто будет собран на нем.

2. По причине того, что будет исследовано на нем.

3. По причине вынесенных на нем решений.

1
Задумайся, возлюбленный, над тем, что после кончины нынешнего мiра
настанет последний день всемирного и всеобщего Суда, который
в Священном Писании часто именуется великим[1], ибо он будет
исключительно великим по трем причинам:
1) кто будет собран на этот Суд,
2) что будет исследовано на нем, и, наконец,
3) что будет на нем решено.

Итак, оный день будет великим по причине того, какие лица соберутся на нем,
ибо тогда перед оным страшным Судьей предстанут все Ангелы, все бесы и все люди
от Адама вплоть до последнего человека. Представь теперь в своем уме некое
громадное и просторнейшее место, которым будет долина Иосафата, как сказано:
«Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити
вся языки яже окрест» (Иоил. 3, 12), а на воздухе над этим местом вообрази себе
трон из облаков, на котором воссядет Судия Иисус Христос с таким величием
(из-за Своей Божественной природы) и с такой славой (из-за Своего обоженного
человечества), что солнце, луна и звезды небесные померкнут пред Его сиянием:
«Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой» (Иоил. 3, 15). А все бесы,
неверующие и подлежащие осуждению грешники, пораженные Его величием
и устрашенные Его славой, будут принуждены и против воли преклонить колени
и воздать Ему поклонение: «О имени Иисусове всяко колено поклонится
небесных и земных и преисподних» (Фил. 2, 10). Рядом с Ним будет стоять, во-первых,
Его Пренепорочная Матерь, которая воссядет на троне, достойном чести Царицы,
по написанному: «Предста царица одесную Тебе» (Пс. 44, 10), а по другую сторону
будут стоять все ангельские чины и все от века святые и праведники, тела которых
будут иметь такую славу и сияние, что каждый из них, подобно солнцу, мог бы
просвещать всю землю: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их»
(Мф. 13, 43). И Ангелы явятся светлее солнца, чтобы еще больше почтить святых
и еще сильнее устрашить грешников. А в последнюю очередь там предстанут все бесы,
нечестивые и осужденные грешники[2], пришедшие вне себя от страха, дрожащие,
отлученные от благих, которые тоже будут находиться в своих телах, но, о насколько
сильно они будут отличаться от тел праведников! Ибо их тела окажутся зловонными,
грязными, черными, обезображенными, жалкими и чудовищными, так что каждое
из них будет для этих несчастных душ еще одним адом[3].

Ныне же, брат, когда ты размышляешь об этом, как ты думаешь, в каком из этих мест
окажешься ты? Хочешь я сам скажу тебе? Если ты верно сохранишь все то, что пообещал ты
в святом Крещении и отвергнешься мiра, диавола и плоти, тогда без сомнения окажешься там
вместе со всеми праведниками; если станешь подражать тем, кто отрекся от всех вещей мiра,
и, став монахом, будешь подвизаться в хранении данных Владыке Христу обетов и достигнешь
совершенства добродетелей, то окажешься на более высоком месте со всеми святыми.
Но если, напротив, ты сбросишь с себя иго подчинения Богу, которое ты обязан нести,
и будешь жить, нарушая заповеди Его, и умрешь грешником, тогда, конечно, ты в ужасе
окажешься в месте осужденных. О, горе тебе! Ибо ныне ты стремишься отстаивать свою честь
всеми способами и желаешь казаться самым особенным и уважаемым ото всех, тогда же,
когда ты предстанешь вместе с ворами, вместе с убийцами, вместе с блудниками, вместе
с колдунами и вместе со всеми остальными преступниками, какое бесчестие и позор испытаешь ты?
Каким стыдом покроешься ты в тот час, когда увидишь кого-нибудь из твоих бедных слуг
или служанок, или кого-нибудь из жалких бедняков, которых ты привык горделиво прогонять
от себя, облаченных божественной славой, исполненных божественного света, радостных,
ликующих, сидящих на первом месте, и, быть может, требующих от тебя отчета за порочно
проведенную тобой жизнь? А еще больше прибавит тебе стыда, то, что ты увидишь, как ради
перенесенной им здесь малой скорби они в качестве награды приняли вечное Царствие,
а ты, хотя и мог быть сопричислен к ним, если бы проводил жизнь по учению и заповедям
Евангелия, ради временного покоя и удовольствия по своей воле отвратился от такой
великой славы и райского наслаждения. Тогда ты будешь упрашивать горы упасть на тебя
и скрыть тебя, как говорит священное Откровение: «И глаголаша горам и камению: падите на ны
и покрыйте ны от лица Седящаго на престоле и от гнева Агнча: яко прииде день великий гнева Его,
и кто может стати?» (Откр. 6, 16-17). Тогда обители ада, которые так ужасны и страшны, станут
для тебя желанными, чтобы скрыться в них и избежать гнева Господня, говоря вместе с Иовом:
«О, дабы во аде мя сохранил еси, скрыл же мя бы еси, дондеже престанет гнев Твой» (Иов. 14, 13).
Тогда-то ты изменишь свои представления. Тогда-то ты тысячи раз будешь во всеуслышание
называть себя безумным, бесчувственным и глупцом, ибо своими делами ты выступил
против веры. Короче говоря, в то время ты пожелаешь, чтобы тебе совсем не появляться на свет;
и ты будешь искать смерти и захочешь прийти в небытие, но не сможешь получить этого:
«И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть»
(Откр. 9, 6). Вот это, грешный мой брат, должно теперь часто полагать тебе пред твоими очами
и об этом размышлять, стыдиться о том, с таким бесчувствием и слепотой ты провел время,
и просить Владыку Христа запечатлеть эти несомненные истины глубоко в твоем сердце,
чтобы, вспоминая о них, стать способным избежать оного стыда и предстать пред Христом
с дерзновением. «Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих
хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим» (Лк. 21, 36).

2

Подумай, брат, о том, каким великим явится оный день суда из-за того, что будет подвергнуто
на нем испытанию. Тогда все доброе и все злое, что было соделано людьми во все века,
будет исследовано со всей откровенностью. И тогда, все произнесенные от века людьми
слова, и все прошедшие в их уме помыслы, и все соделанные ими дела, — все это проявится
тогда без всякого исключения. Задумайся теперь, брат, над тем, что если, вероятно, нет числа
тем помыслам, которые восходят на ум одного человека всего за один день, как и нет числа
произнесенным за день словам и делам, то как несравненно труднее исчислить все
возникшие у человека в уме помыслы за всю его жизнь, как и все его слова и дела?
Итак, если помыслы, слова и дела одного только человека не имеют числа и неизмеримы
в своем количестве, то насколько более — всех людей в совокупности? И несмотря на это,
все неисчислимое множество помыслов, слов и дел, не только всех людей, но и Ангелов,
и не только Ангелов, но и бесов, ― в одно мгновение станет явным в оный день.
И добрые из них будут подвергнуты суду ради испытания и награды, а лукавые будут
осуждены и наказаны, как говорит Господь: «Всяко слово праздное, еже аще рекут человецы,
воздадят о нем слово в день судный» (Мф. 12, 36), и Павел: «Всем бо явитися нам подобает
пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла»
(2 Кор. 5, 10), и еще: «Прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь,
Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя, и тогда похвала будет
комуждо от Бога» (1 Кор. 4, 5).

И тогда, возлюбленный, какие страдания встретятся тебе, если ты не сохранишь свое звание
христианина, но проведешь свою жизнь во грехах? Что скажешь ты в оный час, когда увидишь
пред собой великое множество соделанных тобой беззаконий, и в этом множестве увидишь
так много грехов, которые вменялись тобою в ничто. Что будет с тобой, когда ты узришь
пред собой, слово в зеркале, все увиденные тобой зрелища, все свои разговоры, все свои
вожделения и все свои помышления, все то время, которое расточил ты на бесполезные общения,
на развлечения, на чтение суетных или вредных книг? Так, Василий Великий говорит:
«Все дела вдруг увидим мы в памяти как бы предстоящими пред нами и появляющимися
пред взором ума, каждое в собственном его образе, как что было сделано или сказано»[4].
Что скажешь ты, когда увидишь все те средства, которые промотал ты на удовольствия
и суету, а не на раздаяние милостыни вдовам и сиротам, бедным и несчастным, в больницы
и богадельни, на издание душеполезных и духовных книг, и на прочие спасительные
и богоугодные дела? Что скажешь ты, когда увидишь все свои излишние одежды,
все свои дома, все свое имущество и все вещи, порочно использованные тобой
на широком пути мiра, а не на узком пути святого Евангелия во благо? Какой ответ дашь ты
тогда Богу за все это, когда ты не способен оправдаться пред Ним всего за один лишь грех,
как говорит Иов: «Да не преречет ко единому словеси Его от тысящи» (Иов. 9, 3).
А между тем, тебе предстоит ответить Богу не только за свои грехи, но и за все
дарованные тебе от Бога благодеяния, которые также предстанут пред тобой,
и при сопоставлении их с твоими грехами, последние окажутся еще более ужасными.

И, кроме того, тебе предстоит дать еще ответ за тот пример, который оставил тебе
Христос Своей жизнью, Своими ранами, Своими страданиями, Своим крестом,
Своей пролитой кровью и Своей смертью, которую вкусил Он. По этой причине
сей великий суд будет происходить в долине Иосафата, то есть рядом с Гефсиманией,
там, где Христос источил кровавый пот ради твоего спасения, молясь в саду рядом
с потоком Кедрон, на другой берег которого Господь пошел в ночь своих Страстей,
и оттуда связанным был приведен на судилище, как повествует евангелист Иоанн:
«И сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград»
(Ин. 18, 1). Устраивает же Господь суд в этом месте потому, чтобы еще сильнее
обличить грешников, показывая им, с одной стороны, как по любви к ним Он
претерпел близ этого места столько страданий, однако люди не получили
от этого пользы, но презрели Его своими грехами; а с другой, чтобы иметь
больше оснований для приговоре над грешниками, имея некоторым образом
в качестве свидетеля то самое место, в котором Он пострадал. По этой причине
там рядом с Ним будет находиться и славно возвышающийся крест, подобно
некоему царскому гербу, чтобы еще издалека показывать одним своим видом,
сколько всего сделал наш Искупитель Иисус Христос, чтобы спасти нас, и сколько,
напротив, делаем мы, пренебрегая этим великим даром и отвращаясь от спасения.

А теперь, брат, как представляется тебе сей великий день Суда?
Погасил ли ты свои счета, за которые имеешь дать ответ на оном точном
и безошибочном испытании? Исправил ли ты все свои грехи одной генеральной исповедью,
удалением от греха и искренним и глубоким покаянием, или у тебя еще есть неразрешенные
и нераскаянные грехи, которые ты не исповедал и не выполнил по ним епитимью?
Подумай хорошенько, ибо если ты исправишь их здесь, они не предстанут на оном
великом Суде и не будут устрашать тебя тогда, ибо Господь не воспомянет их:
«Грехов их не помяну ктому» (Иер. 31, 34). Ну, а если в тебе еще гнездятся
неисправленные грехи, и если ты проявил себя неблагодарным ко всем бесконечным
благодеяниям, которые Бог оказал тебе и которые ты употреблял против твоего Благодетеля,
и если ты посчитал для себя бесполезным пример жизни Иисуса Христа, и Его страдания,
Его кровь, Его крест, Его Таинства, Которые Он оставил тебе и из которых ты не извлек
никакой пользы из-за своей развращенной жизни ― о, горе тебе! О, какой страх и трепет
охватит тогда тебя! Ибо все твои грехи, все проявления твоей неблагодарности
и отречения будут явлены тебе оным праведным Судией пред всеми людьми и Ангелами:
«Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя» (Пс. 49, 21).

Так доколе же, брат, ты будешь обнимать блудницу и лелеять грехи, и кормить этих змей
на своей груди, которые кусают и умерщвляют тебя? Доколе ты сам не умертвишь их
одной лишь искренней исповедью, воздержанием и покаянием? Почему ты откладываешь
время исправления своих грехов? В этот же день, в этот же час, в этот же миг восстань
и иди к своему духовному отцу, чтобы с болью и сокрушенным сердцем исповедаться
и исправить их: «Доколе, о, лениве, лежиши? Когда же от сна востанеши?» (Притч. 6, 9).
Чего ты ждешь? Чего терпишь? Вот пришел уже оный день: «Близ день Господень великий»
(Соф. 1, 14). Что это за проклятый помысел, который притупляет в тебе страх оного дня,
которого так боялись даже самые великие святые? «О, лукаво помышление» (Сир. 37, 3),
говорит премудрый Сирах. Как внимательно считаешься ты с судом человеческим
и не боишься, и не устрашаешься оного страшного Судилища, которое приводит в трепет
даже самих бесов, когда кто-то воспомянет им о нем. Решись же отныне и в дальнейшем
с великим тщанием размышлять о будущем Суде[5], ибо говорю тебе правду:
если во все дни жизни твоей будешь размышлять о нем, вся твоя жизнь покажется тебе
скоротечной и краткой, чтобы обдумать этот столь важный вопрос, по написанному:
«И время тесно есть Иакову» (Иер. 30, 7). Поэтому предстань в уме пред твоим Судией
и со смирением попроси Его быть тебе помощником и Богом милующим, прежде чем
наступит время, когда Он станет Богом отмщения: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений
не обинулся есть» (Пс. 93, 1).

3

Подумай о том, что оный день будет, наконец, великим по причине того, что будет тогда решено, ибо там будет вынесен приговор не о каком-нибудь незначительном наследии или о малом клочке земли, но о некоем добре и о некоем зле, грандиозном по своему величию и бесконечном по своей протяженности во времени. Там будет принято единое решение в осуждение всех грешников и в оправдание всех праведников. Каков же будет этот приговор грешникам? «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 25, 41). Исследуй, грешная душа, слова этого приговора и поразмысли над ними по отдельности. Идите от Мене, говорит Судья, уйдите далеко от Меня, что означает вечные мучения в лишениях и непреодолимое разделение, которое произойдет между Богом и несчастными осужденными людьми. Проклятии. Ах, как ужасно это проклятие, которое содержит в себе все самое плохое и скорбное! Проклятие неизменное, проклятие божественное, проклятие вечное. Во огнь вечный. Этими словами обнаруживается, что вечные мучения будут заключаться не только в лишениях, но и преисполнены разных мук. Говоря здесь об огне, который является самым большим мучением ада, этим Господь совокупно описал и все остальные более легкие виды мучений. Добавляя же «вечный», Он явил этим то, что и другие виды мучений будут нескончаемыми и вечными. О, вечность оной геенны, которая насколько не имеет меры и конца, настолько же страшна и ужасна!

Каково же будет решение праведным? «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра» (Мф. 25, 34). Приидите, приблизьтесь. О, сладчайшие слова, которыми сладчайший Иисус Христос призывает к Себе и в Свои божественные объятия тех, кто сохранил Его заповеди! Благословеннии Отца Моего. О, какое благословение, преисполненное божественной радости, которое содержит в себе всякое благословение, всякое блаженство и счастье! Наследуйте Царствие, уготованное для вас от самого начала мiра. О, радость! О, веселье! О, Царствие, которому нет конца, и которое будет длиться в течение всей бескрайней вечности.

И после этих решений грешники отправятся в вечные мучения, а праведники в жизнь вечную: «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 26, 46). Сие есть великое определение, которое имеет тогда произойти и тут же исполниться на деле без малейшей задержки по времени. Тогда прекратится движение четырех стихий и неба. Грешников покроет вечная ночь, без какой-либо надежды увидеть снова день, а для праведников пребудет вечный день, без страха снова увидеть тьму ночи. Ибо все бедствия мiра, все мучения и все несчастья соберутся совокупно в аду, как собираются все зловония и нечистоты корабля в его трюме. А все творения, очищенные и освобожденные от подчинения и смрада грешников, облегченно вздохнут и насладятся новым счастливым миром, согласно Екклесиасту: «Время всяцей вещи и на всяцем сотворении тамо» (Еккл. 3, 17), и, конечно, по божественному Павлу, сказавшему: «Сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8, 21). И чтобы выразиться одним словом, оный день станет закатом времени, и зарей вечности, и никогда не было, как и не будет большего дня, чем этот. И тогда мы будем иметь еще больше оснований, чтобы повторить то, что говорит Священное Писание о Иисусе Навине, который удерживал солнце: «И не бысть день таковый ниже прежде, ниже последи» (Нав. 10, 14)[6].

Доколе же, брат, ты будешь думать, что все эти вещи, которые исполнятся в оный день, еще находятся где-то далеко и поэтому не устрашаешься? Говорю же тебе, что если и замедлят они, но все же несомненно произойдут; если и замедлят, все же сие есть истина; ибо как истинно то, что один есть Бог, так истинно и то, что наступит Суд в конце времен. Поэтому приблизься, возлюбленный, к этим истинам очами веры, которая далеко отстоящее и невидимое делает близким и зримым: «Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых» (Евр. 11, 1). И отныне во все дни свои не принимай в расчет ничего иного кроме того, что ты встретишь тогда в Судный день, то есть как пребывать в покаянии, как претерпевать искушения, как исполнять заповеди Господни и прочие благие дела. Так именно это и значит быть действительно благоразумным, то есть предузнавать события заблаговременно, до того, как они произойдут, и извлекать из этого пользу: «Иже сохраняет разум, обрящет благая» (Притч. 19, 8). Тем более, что оное испытание и приговор, самое страшное из того, что произойдет в тот последний день, — все это, говорю, недалеко от тебя, но так близко, как близка к тебе смерть, как показали мы в предыдущем поучении о частичных мучениях и как говорит брат Господень Иаков: «Се, Судия пред дверьми стоит» (Иак. 5, 9). Ибо как только ты умрешь, все это сразу встретится тебе.

Так устыдишь же, что столь долгое время ты по своему недомыслию находился в числе безумных, и подивись тому, сколько раз ты дерзал грешить несмотря на то, что ты веришь в единого Бога, Судию и Наказателя грешников. Постарайся еще здесь приобрести себе спутника и друга в лице милостыни к бедным, которая предстанет тогда пред тобой как некий добрый ходатай, чтобы заступиться и избавить тебя от оного страшного приговора. Ибо оный страшный Судия не будет исследовать праведников на предмет того, как они постились, или как сохранили целомудрие, или как совершили другие благие дела по отношению к себе, но только то, как они оказали милость нищим и насытили алчущих, и напоили жаждущих, и одели нагих, и посетили больных и заключенных. Также Он не будет разбирать то, как грешники блудили, прелюбодействовали и совершали другое зло, но то, почему они не помиловали своих бедных братьев. Посему брат Господень Иаков произнес для немилостивых: «Суд бо без милости не сотворшему милости» (Иак. 2, 13). А милостивым Давид говорит: «Благ муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде» (Пс. 111, 5), то есть через свою милостыню он даст в судный день добрый ответ Богу, как толкует Василий Великий.

Попроси же Господа сподобить тебя с помощью Его благодати предстать в оный день не с грешниками и немилостивыми, но с праведниками и милосердными, и услышать из Его уст оное доброе и благословенное решение: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мiра» (Мф. 25, 34).


Источник:
ΓΥΜΝΑΣΜΑΤΑ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΑ.
ΑΓΙΟΥ ΝΙΚΟΔΗΜΟΥ ΤΟΥ ΑΓΙΟΡΕΙΤΟΥ.
ΈΚΔΟΣΙΣ ΕΚΤΗ. ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΒΑΣ. ΡΗΓΟΠΟΥΛΟΥ. ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1971. - σ. 75-83, ΜΕΛΕΤΗ ΙΑ'.


[1] Так его называет пророк Иоиль: «Зане велик день Господень, велик и светел зело» (Иоил. 2, 11), и еще: «Прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному» (Иоил. 2, 31), и пророк Софоний: «Близ день Господень великий» (Соф. 1, 14), и пророк Малахия: «Прежде пришествия дне Господня великаго и просвещеннаго» (Мал. 4, 4).

[2] Так, все нечестивые и неверующие имеют явиться на всеобщий Суд согласно вышеприведенным словам пророка Иоиля, а также по слову Самого Господа: «И изыдут… сотворшии злая в воскрешение суда» (Мф. 5, 28). А то, что говорит Давид: «Не воскреснут нечестивии на суд» (Пс. 1, 5) нужно разумевать так, что они не восстанут к воскресению жизни, как верующие и праведники, а не то, что не восстанут совсем. Некоторые же толкователи, еще подробнее разъясняя этот стих, говорят, что нечестивые и грешники не воскреснут и не престанут на суде и совете, то есть на судилище и совете праведных, что означает, что они не воссядут в одном месте совместно с праведными и не сопричтутся к ним, так как еврейское слово означает не только восстать, но и просто быть/находиться.

[3] О воскресших телах праведников и грешников см. третью часть 32-го Поучения о Воскресении Христовом.

[4] Св. Василий Великий 2009. С. 482 // PG 30, 312.

[5] Так, Василий Великий ублажает тех, кто всегда размышляет об оном страшном дне, ибо это размышление будет удерживать их от всякого греха, и говорит: «Блаженна душа, которая день и ночь не имеет другого попечения, кроме сего одного, как в великий тот день, когда вся тварь предстанет Судии дать отчет в делах своих, и ей, не затрудняясь, отвечать за жизнь свою. Кто имеет у себя перед глазами этот день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешительном Судилище, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия» (Василий Великий 2009. С. 687 // PG 32, 649-652).

[6] Согласно Сираху, повествующему об Иисусе Навине, этот день увеличился вдвое, то есть длился двадцать четыре часа: «Не рукою ли его воспятися солнце, и един день бысть яко два?» (Сир. 46, 5), а также согласно святому Максиму Исповеднику в толковании письма Дионисия Ареопагита к Поликарпу. И еще, несмотря на то, что день, который при Иезекииле по действию чуда стал длиннее (32 часа согласно святому Максиму), тень солнечных часов обратилась вспять на десять степеней (см. 4 Цар. 20, 11). Священное Писание, не упоминает, однако, был ли такой длинный день раньше и будет ли позже, как говорится об этом у Иисуса Навина.

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Преподобный Никодим Святогорец