Как-то отец Феодосий в очередной раз обратился к владыке Владимиру с прошением
благословить его в поездку на Кавказ. Переживая за слабого здоровьем старца,
архипастырь спросил: Батюшка, а когда же домой? Батюшка, чуть помедлив, неожиданно сказал:
«Домой?! Очень скоро они все возьмут в свои руки, свой храм построят и нас всех отправят домой!»
Эти загадочные слова под¬вижника указывают нам на приближающееся массовое отступление
от Православной веры, от истинного учения Христова. Это отступление было предсказано еще
во времена апостольские, причем оно произойдет и в самой Церкви, и найдутся лукавые служители,
призывающие к нему. Великие святые последнего времени - преподобный Серафим Саровский,
праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Лаврентий Черниговский, афонский старец Паисий
Святогорец подтвердили истинность этого откровения.
Стремление «церковных либералов» к вседозволенности под видом свободы отец Феодосий
воспринимал как бесовское лукавство. Прожив жизнь, полную жертвенного самоограничения,
он знал, что истинная свобода - это свобода от греха, а все остальное - порабощение страстям и демонам.
«Мир сейчас болен», - говорил старец, когда речь заходила о том, что христианам нужно чему-то учиться
у мира и следовать велениям «духа времени». Если батюшка чувствовал в книге «реформаторский»,
еретический либеральный, обновленческий дух, искажение духа и буквы Евангелия, то говорил прямо:
«Эту книгу нужно сжечь!» Если же встречал человека, глубоко проникнувшегося подобными идеями,
то сразу прерывал с ним всякое общение. Он был противником каких бы то ни было нововведений
в богослужении, отступлений от иконописных канонов, замены антифонного пения партесным
сокращений церковных служб и прочих беззаконных компромиссов с мирским духом. Однако он понимал,
что в борьбе с пагубными ново¬введениями христианин не должен терять благодатный дар рассуждения,
чтобы не стать врагом Церкви, не возгордиться, не уйти в раскол. Как-то при батюшке разговор зашел
о движении зилотов среди афонских монахов. Эти святогорцы, возмущенные постоянным сотрудничеством
Константинопольской патриархии с католиками, масонами и прочими еретиками, оказались признавать
над собой власть Константинопольского патриарха, а потом противопоставили себя вообще всем
Православным Церквям, состоящим с ним в литургическом общении. Кто-то спросил тогда старца:
«Зилоты - это хорошо, или плохо?» «И хорошо, и плохо», - ответил батюшка. Признавая за зилотами
похвальное ревнование о чистоте Православия, отец Феодосий указал этими словами на их главное
заблуждение: они вышли из спасительного ковчега Церкви, фактически превратившись в секту.
Батюшка призывал, видя попрание заповедей Божиих и заветов святых отцов в церковных стенах,
не отрекаться самой Церкви, а искать в ней истинных пастырей, стойких в вере и в святых догматах.
По обетованию Божию, такие сокровенные люди будут в Православной Церкви всегда. А служителей,
одержимых тлетворным мирским и экуменическим духом отец Феодосий призывал чураться, по слову
преподобного Лаврентия Черниговского, говорившего о по¬следних временах: «Храмы хоть и откроют,
да ходить в некоторые из них будет нельзя».
Особенное возмущение старца Феодосия вызывали попытки перевести Русскую Православную Церковь
на католический или григорианский календарь - «новый стиль». По его глубокому убеждению, Церковь
ни в коем случае не должна поддаваться уговорам тайных обновленцев и католиков, приводящих якобы
научные аргументы этого перехода. Ведь известно, что Крещенская вода освящается и обретает
благодатную силу только на праздник Богоявления, отмечаемый по православному календарю,
а Благодатный Огонь сходит в Иерусалиме только в преддверии православной Пасхи.
«Неужели этих доказательств недостаточно, - подчеркивал старец, - чтобы даже маловеры поняли,
что установленные Богом через избранные Сосуды - Святых Отцов и Вселенские Соборы - истины — незыблемы,
тем более что они подтверждены многочисленными знамениями?»
Одним из признаков пагубного обновленческого духа отец Феодосий считал желание священников брить бороду.
Он говорил: «Священник должен быть священником, сохранять свою благообразность, а не течь вслед заблуждениям
католическим и протестантским».
Батюшка неустанно обличал ересь экуменизма, согласно которой некая «благодать» присутствует
во всех еретических сообществах, называющих себя «церквами». Он неоднократно говорил, что в этих
так называемых «церквах», объединявших католиков, униатов, автокефалов, раскольников
из Киевского патриархата, не говоря уже о прочих сектантах, отсутствует благодать Божия,
а, следовательно, все их «таинства» являются безблагодатными и не спасительными.
Особенно настойчиво батюшка напоминал об этом тем, кто больше всего нуждался в спасающей
силе Божией благодати - людям, приходившим к нему на «вычитку». Обращаясь к ним, он указывал
на причины их тяжкого повреждения и призывал стоять в Православной вере, неукоснительно
придерживаясь поста в среду и пятницу, ибо род сей изгоняется только молитвой и постом (Мф. 1421).
Отец Феодосий всячески ободрял и молитвенно укреплял тех священников и архиереев, которые
выступали с обличением католичества, униатства и прочих ересей: «Не бойтесь ничего, обличайте,
проповедуйте, Господь все видит. Ничего вам не сделают».
Были случаи, когда батюшке самому приходилось давать отпор противникам Православной веры.
Во время одного из паломничеств на Кавказ отцу Феодосию пришлось вступить в спор о вере с протестантом.
Старец вел дискуссию мягко, стараясь не ожесточить оппонента, а наоборот, открыть его сердце
для принятия истин Православия.