Святитель Николай Сербский (Велимирович) прославленный в лике святых
в 1987 году ( https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serb … iografija/ )
говорил вот такие слова о Святой Руси:
Вы слышали об удивительном психическом явлении, наблюдавшемся
у некоторых лиц, когда они в момент какой-либо смертельной опасности
могли вдруг увидеть и обозреть всю свою жизнь от детства до этого часа опасности.
Я верую, что в дни теперешних смертельных ужасов,
которые давят русский народ, должна была бы хотя немногим русским
явиться пред очами картина всего прошлого их народа, - от крещения в Киеве
до наших дней.Если бы мы попытались вызвать в своей душе и почувствовать тот смертельный ужас,
который ныне царит над Россией, наши глаза открылись быдля созерцания
русского прошлого за последние девять веков. И мы видели бы, что на всем своем
протяжении историческая жизнь русская является классически ясной.
Мы видели бы шесть периодов русской истории от св. Владимира и до сего дня;
и седьмой уже приближается с семью Христовыми таинствами.Первый период, Владимирский, соответствует тайне св. крещения.
Он короток, но необычайно знаменателен, - вследствие переворота
в жизни русского народа, вследствие вступления на новый путь
и устремления к новой определенной цели.Второй период следует за первым и тянется до монгольского ига.
Этот период соответствует тайне миропомазания.
В этот период народ лечился от остатков язычества
и утверждался в религии Креста. Над каждой отдельной русской душой
нужно было совершить то перерождение, которое случилось с Владимиром,
и на каждую душу в отдельности нужно было наложить печать царства небесного.
А миропомазание, как тайна, и означает утверждение в вере печатью дара Духа Святого.Третий период протекал под властью монголов.
Этот период соответствует тайне св. покаяния.
Было необходимо накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народной
суровым ветром рабства, - в России под монголами точно также, как на христианских
Балканах под турками. Замедленную реку жизни нужно было перевести на скат
и ввести в каменистое русло, чтобы она потекла быстрее и чтобы воды ее очистились.
В рабстве народ молчит, погружается в прошлое и кается.
Рабство вполне плодотворно влияло на то, что всегда являлось главной целью
русской истории, целью, которую отчетливо и твердо поставил св. Владимир.
А этой целью было очищение духа от земли и избрание царства небесного.Четвертый период - от свержения монгольского ига и до царя Петра.
Освобождение началось Куликовской битвой, за девять лет раньше Коссовской битвы,
принесшей сербскому народу рабство. Этот блестящий период свободы отвечает святой тайне брака.
Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху.
На русской земле безраздельно царствует Христос. Земля русская украшается
безчисленными святыми и святителями, как небо звездами.
Воодушевление Христом проникает всех и каждого, - начиная от царя и патриарха
и до бездомного и юродивого странника.
Одним словом, - свадебный пир, соединение с Богом!Пятый период - от царя Петра до мировой войны.
Этот период соответствует святой тайне елеосвящения.
В течение этого периода русская интеллигенция разлагается и колеблется.
Она уходит из России с полной сумой народных добродетелей, а возвращается домой
с сумой, наполненной чужими заблуждениями. Появляется шатание.
Между образованными людьми вспыхивают жестокие раздоры и препирательства,
не по мелочным вопросам, но как раз относительно основ жизни,
касательно народной программы св. Владимира.
Все чаще открываются раны, и гной ширится по городам.
Церковь в селе и далее остается украшенной Христовой невестой,
тогда как в городе она является больничной сиделкой,
которая заботливо и скорбно бодрствует над больными.
Число избравших царство земное растет лихорадочным темпом.
Утопленный Перун с своей идольской семьей высовывает голову из Днепра.
Но дух св. Владимира поражает его в голову. Река русской жизни весьма
замедляет свое течение, вследствие чего на ее поверхности накапливаются нечистоты.
Но зато река очень глубока. Ее глубина, это - душа многомиллионного народа.Шестой период - от мировой войны или, лучше сказать, от мученической кончины
Царя-Мученика продолжается до ныне. "Князю мира сего" Бог попустил
захватить власть над святой Русью. Бог допустил, чтобы временно была не Его воля;
но воля грешная, которая отрекается царства небесного и избирает царство земное.
Языческий - до Владимировский дух завладел Россией.
Этот мрачный и злой дух напрягается из всех сил, чтобы реку русской жизни
отвести от солнца Христова и сделать ее подземной.
Но народ русский причащается. Этот период соответствует тайне святого причащения.
Никогда русский народ так искренно не соединялся с возлюбленным ему Христом,
как теперь, когда неверующие плюют в лик Христов.
Никогда для него кровь Христова не была так сладка, как теперь,
когда она является запретной и когда ее так трудно достать.
О, сладчайшая кровь Иисусова, как ты стала несказанно сладка
для тех сынов и дщерей России, кровью и слезами которых
причащается земля русская в эти дни!А завтра настанет седьмой период русской истории.
Он будет соответствовать святой тайне рукоположения.
На многострадальный народ св. Владимира изольется новая благодать Духа Божия.
Русский народ станет священным народом и будет как утренняя звезда между народами,
— "красное солнышко" между племенами земными.[...]
Неся на себе кровь мировой войны, современный мир глубоко погряз в пошлости и вульгарности.
Как таковой, он нуждается не в одном святом, - одного мало, - но в целом освященном, святом народе.
Этот народ должен и в наши дни пройти через Владимировы муки внутренней борьбы,
чтобы царство небесное восторжествовало над земным.
Этот народ должен перетерпеть многие удары и стать через них убеленным от греха,
подобно тому как полотно делается белым вследствие ударов вальком.
Он должен креститься огнем мучений и слез для того, чтобы смягчился, облагородился,
обожествился, усовершенствовался. Мир ждет появления такого народа.Кто же этот ожидаемый народ?
Это - народ, о котором мир ныне не умеет ничего сказать ясного и определенного;
о котором безсвязно, как в бреду лепечут на всех пяти континентах.Это - народ судьбы, который судьба угнетает для того, чтобы из него поручился
наилучший хлеб для духовной трапезы изголодавшегося мира.Русский народ ныне живет, разделенный на мучеников и мучителей.
И одни, и другие безконечно мучаются.
И мы искренно желаем спасения как одним, так и другим.Этим подвигом самоучительства русский народ готовит себя
для своей великой миссии среди человечества; готовит себя к тому,
чтобы громко произнести "новое слово".
То "новое слово" не будет по существу новым.
Оно было в начале русской истории
и явилось чудодейственным на св. князе Владимире.
Им русский народ ожитворяется и к царству небесному прилеплялся
на протяжении девяти веков своей истории.
Это то же самое Слово, которое совершило первое чудо на земле,
когда претворило воду в вино, и первое чудо в России,
когда претворило языческую гнилую воду в духовное вино,
в питье небесное.Своим первым крещением, водою и Духом, за время св. князя Владимира,
Россия спасла христианство. Именно в то время, когда православная вера,
имевшая подпору в святой Византии, - не вследствие своей немощи,
но вследствие немощи людской, - совсем было ослабела: когда с другой стороны
политиканствующая вера Запада - вино, смешанное с водой,
- боролась с князьями этого мира за власть над земным царством,
- христианство было на смертном одре, а истинные христиане
в великой скорби и смущении.Тогда Промысл Божий подвигнул целый континент, целый, до тех пор неизвестный,
муравейник людской на помощь истинной вере. То была Русь святого Владимира.
Ныне, когда с одной стороны сосуды веры христианской, как на Востоке, так и на Западе,
не являются достаточно сильными, чтобы помочь оглохшему и растерявшемуся миру;
когда с другой стороны закоренелое идолопоклонство под разными названиями
подняло свою голову на всех пяти континентах; ныне снова Промысл Божий зовет
Русь св. Владимира в помощь христианству,
а через него и человечеству.Думаю, что эта помощь состоит в том, чтобы на весах ценностей дать перевес той стороне,
которая во имя Сына Божия свободно избрала царство небесное.
Идет время и почти уже пришло, когда крещенная и освященная мученичеством святая Русь
свяжет всех модных идолов, которые ее теперь гнетут,и, подобно св. Владимиру,
выбросит их из земли русской в невозвратную бездну.Идет время и почти уже пришло, когда на Руси будут обновляться
не только святые иконы, как это совершается ныне, но когда целая рать
русских живых святителей, от св. Владимира до св. Серафима
и до последних мучеников во главе с Царем Мучеником,
объявит небу и земле, что весь народ русский обновлен Христом,
в муках рожден наново, наново кровью крещен и, как таковой,
готов помочь целому свету.Идет время, братья мои, и уже на пороге, когда загрязненный и от мук
постаревший лик русского народа засияет как солнце, и озарит всех тех,
которые сидят "во тьме и сени смертной". Тогда все народы на земле
с благодарностью воскликнут:
"Наша Россия, наша мученица, красное солнышко наше", подобно тому
как русский народ непрестанно, а особенно в нынешний день, каждый год,
кличет: "Владимир - красное солнышко!"Блаженны вы, которые в эти дни плачете вместе с Россией,
ибо вы вместе с ней и утешитесь!
Блаженны вы, которые ныне вместе с Россией скорбите,
ибо скоро с ней и возрадуетесь!
Печатается по изданию прихода Св. кн. Владимира, Берлин, начало 1940-х годов