08.03.2017 08:43
Папа сможет? Хватит ли у Франциска сил поставить Трампа на колени
Арнольд Шварценеггер, возможно, скоро станет чиновником Госдепа и послом США в Ватикане. Возвращение "железного Арни" в политику станет символом капитуляции президента США.
Эта война была запрограммирована задолго до её начала — и дело здесь вовсе не в том, что конфликт между светской и церковной иерархией никогда и не заканчивался, пишет Владимир Тихомиров в статье для "Лайф".
Достаточно лишь вспомнить бесконечные войны за право земных владык — императоров и королей — самим назначать представителей власти небесной, то есть епископов и аббатов. Сегодня же этот вечный конфликт просто поменял географию — и понтифик Римско-католической церкви ныне противостоит президенту США.
Приход Франциска к власти стал результатом "ватиканской весны" — спецоперации, разработанной в недрах администрации прежнего президента США Барака Обамы при участии Касса Санстейна, одного из самых высокопоставленных чиновников Белого дома.
Подобные обстоятельства накладывают определённые обязательства, так что никто не удивился, когда папа римский обрушился на Трампа с безжалостной критикой — за отношение к мигрантам, к беженцам, за стену с Мексикой и т.д.
После инаугурации Трампа эта критика ничуть не стихла, а напротив, достигла невиданного накала. Не так давно, например, Франциск в интервью испанской El Pais назвал Трампа "лидером популистов всего мира", а потом сравнил "популистов" c Гитлером.
Боевая риторика обеих сторон имеет своё простое объяснение: конфликт Рима и Вашингтона проходит на фоне более масштабного конфликта римского понтифика с группировкой кардиналов-консерваторов. И эта тайная война грозит Франциску куда более серьёзными неприятностями, нежели словесные дипломатические перепалки с президентом США.
Ситуацию усугубляет и то, что самую заметную роль в лагере консерваторов играет американский епископ Рэймонд Берк, которого американские правые и сами бы хотели видеть новым папой.
Кардинал по-американски
Рэймонд Лео Берк был самым младшим из шести братьев Берк, но далеко не самым избалованным. Он родился в июне 1948 года в бедной и очень религиозной семье ирландских католиков Томаса и Мэри Берк, чьи предки когда-то и основали городишко Ричлэнд, что в штате Висконсин. Когда Рэймонду едва исполнилось девять лет, его отец скончался и мать отправила сына учиться в католическую семинарию в соседний город Ла-Кросс — там мальчишку обещали кормить и учить бесплатно. Церковь стала для Рэймонда Берка родным домом.
После окончания семинарии он поступил в Католический университет Америки в Вашингтоне, затем окончил Папский Григорианский университет в Риме, получив степень магистра богословия и гуманитарных наук. В июне 1975 года сам Папа Павел VI в базилике Святого Петра в Ватикане рукоположил его в священники, и тогда же Берк получил своё первое назначение — помощником настоятеля собора Святого Иосифа Обручника в его родном Ла-Кроссе.
Возможно, в России и не слышали о существовании этого города, основанного в середине позапрошлого века французскими миссионерами, но в Римско-католической церкви Ла-Кросс считается одним из надёжных столпов Ватикана на севере США. И, несмотря на всю политику мультикультурализма, Ла-Кросс до сих пор остаётся осколком "старой доброй Америки" — 90% населения города составляют белые. Примерно треть из них — католики, потомки ирландских переселенцев.
В декабре 1994 года Берк снова увиделся с папой римским — на этот раз новый понтифик Иоанн Павел II назначил Берка уже епископом Ла-Кросса.
Епископальную кафедру Рэймонд Берк возглавлял девять лет, и это были весьма непростые годы в его жизни. Многие лесопилки и заводы, что десятилетиями служили фундаментом экономики Ла-Кросса, закрылись, вместо них в городе стали открываться медицинские клиники — по плану нового мэра города, Ла-Кросс должен был стать медицинским центром всего штата. И чем больше становилось в городе врачей и их пациентов, тем большим консерватором становился епископ Берк. Он призывал запретить аборты и гомосексуальные браки, предавал анафеме демократов, называя их "партией грешников и мертвецов" — и это при том, что штат Висконсин до самого избрания Трампа считался вотчиной Демпартии.
В конце концов, его по заслугам оценили в Риме, и в 2003 году он получил новое назначение — Берк стал епископом Сент-Луиса, самой многочисленной католической епархии в США.
Через пять лет он пошёл на повышение уже в Ватикан — Папа Бенедикт XVI назначил Берка членом своего юридического отдела — Папского совета по интерпретации законодательных текстов. Следом он был повышен до префекта Верховного трибунала Апостольской сигнатуры — Берк стал первым в истории не-европейцем, кому папа римский доверил вершить церковный суд по всем вопросам, в том числе и судить европейских кардиналов.
Вскоре он и сам был возведён в кардиналы, став одним из влиятельных людей в Римской курии.
Росту авторитета способствовало и открытие DHI — "Института человеческого достоинства", созданного на деньги американских спонсоров, среди которых был и миллионер Стив Бэннон, лидер "Новых правых", и нынешний старший советник президента Трампа.
"Институт человеческого достоинства" стал своеобразным аналогом Министерства иностранных дел Ватикана для работы с Европарламентом и различными политическими движениями по всему миру.
В принципе, использование таких подставных "институтов" является излюбленной тактикой Святого престола, который демонстративно не занимается ничем, кроме сугубо внутрицерковных дел, и даже Банк Ватикана, контролирующий практически все финансовые потоки Римско-католической церкви, формально является частной компанией, не имеющей никакого отношения к Римской курии.
Кардинала Берка даже называли одним из возможных преемников престарелого папы, как вдруг в 2013 году Бенедикт XVI "добровольно" ушёл в отставку, а новым папой стал Франциск — бывший кардинал Хорхе Марио Бергольо, который стал олицетворением новой Католической церкви — более открытой, демократичной и реформаторской.
Новый папа даже намекнул о готовности изменить позицию Церкви по отношению к абортам и сексуальным меньшинствам. В частности, папа Франциск заявил, что Католическая церковь должна просить гомосексуалистов о прощении за века жестокого обращения с ними:
— Нам, христианам, много о чём следует высказывать свои сожаления, есть много такого, за что нам нужно просить прощения, — сказал папа. — Вопрос состоит в следующем: кто мы такие, чтобы судить, если речь идёт о человеке, у которого есть добрая воля и который обращается к Богу?
Францисканцы против бенедиктинцев
Вскоре началась аппаратная война бенедиктинцев — то есть выдвиженцев Папы Бенедикта XVI — против францисканцев, людей нового папы.
В ноябре 2014 года Рэймонд Берк лишился всех своих постов. Его отправили в почётную отставку: он стал патроном мальтийских рыцарей — то есть Суверенного военного гостеприимного ордена Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты.
Что ж, как говорил в своё время кардинал Чезаре Борджиа, месть — это то блюдо, которое следует подавать холодным. И ответ кардинала Берка прозвучал лишь в ноябре прошлого года, когда он написал открытое письмо Папе Франциску, в котором он фактически обвинил римского понтифика в ереси.
Письмо касалось папского послания Amoris Laetitia ("Радость любви"), в котором понтифик сделал ряд послаблений в особо острых вопросах, касающихся брака и сексуальных отношений вне брака. В частности, говоря о разводе в католической семье, папа призвал священников искать индивидуальный подход к каждому конкретному случаю и учитывать смягчающие обстоятельства.
"Разведённые верующие должны быть более интегрированы в христианские общины, — писал папа, — поскольку никто не может быть приговорён навсегда".
Но там, где либералы увидели революционный отказ Церкви от "устаревших" догм, кардинал Франциск увидел опасную ересь — ведь до сих пор Католическая церковь строила своё отношение к разведённым на основе слов из Евангелия: "Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует". Поэтому прежде люди, женившиеся на разведённых женщинах, у католиков не допускались до Святого причастия.
И кардинал Берк в довольно дипломатических объяснениях потребовал у папы объясниться: дескать, это просто заблуждение, основанное на желании создать себе дешёвую популярность в среде неверующих людей, или же понтифик сознательно подрывает основы Католической церкви?
Кардинала Берка поддержали и другие влиятельные отцы Церкви — открытое письмо папе подписали ещё трое кардиналов, лишившиеся своих постов в ходе "реформ" нового понтифика. Кардинал Карло Каффарра — бывший епископ Болоньи и бывший член Папского совета по делам семьи, который грозился предать анафеме всех чиновников, поддерживавших однополые браки. Кардинал Вальтер Брандмюллер, бывший председатель Папского комитета по историческим наукам. Кардинал Иоахим Майснер — бывший архиепископ Кёльна и старейший кардинал-священник.
Сам Рэймонд Берк заявил в интервью влиятельному католическому изданию The National Catholic Register: если они не дождутся объяснений от папы, то "будут вынуждены инициировать формальный процесс исправления серьёзной богословской ошибки".
В переводе с языка ватиканской дипломатии это означает угрозу импичмента Папе Франциску — благо в долгой и богатой истории Римско-католической церкви можно сыскать немало примеров, как кардиналы "корректировали" неугодных понтификов. Так, первым папой, которого "ушли" в отставку, считается Григорий VII, которого ещё в XI веке кардиналы обвинили в ереси и коррупции и заставили оставить римскую кафедру.
Угрозу "бунта кардиналов" в Ватикане восприняли со всей серьёзностью: даже если кардиналам и не удастся организовать начало процедуры импичмента, бенедиктинцам будет вполне по силам весьма сильно испортить тот образ "нового лидера католического мира", что так усердно создают западные медиа.
И папа ответил кардиналам — но совсем не так, как могли бы рассчитывать почтенные отцы Церкви.
Презервативы как улика
На Walking street в центре Янгона лучше всего приходить в сумерках, когда в каждом доме открываются бары и подпольные бордели для белых туристов. И хотя официально проституции в Мьянме не существует, в Янгоне можно без проблем найти девушек на любой вкус — в центре бара или кабаре обычно располагается подиум, на котором и стоят девушки в купальниках. У каждой на шее висит штук пять-шесть разных ламинированных карточек — это разрешения на работу, медицинские справки, карточки с именем и ценой.
Богатые белые пенсионеры, приезжающие в Мьянму, предпочитают покупать по две-три девочки на пару недель сразу — это и дешевле, и никаких презервативов не надо. Тем более что в Мьянме (или Бирме) со средствами контрацепции очень плохо.
Возможно, именно из-за этого Мьянма с 60-миллионным населением уже много лет входит в число мировых лидеров по уровню и темпам распространения ВИЧ-инфекции. По данным Национального центра по борьбе с ВИЧ, открытого в Янгоне на частные пожертвования, в столице СПИДом больны уже 240 тысяч человек. Половина из них остаётся без лечения, а около 18 тысяч человек ежегодно умирают.
Одним из международных доноров Центра по борьбе с ВИЧ и является Мальтийский орден. Впрочем, волонтёры организации Malteser International обратили своё внимание на ситуацию в Мьянме ещё раньше — в начале 2000-х годов, когда они стали раздавать местным "жрицам любви" презервативы, чтобы научить их беречь себя от заразы.
Причём волонтёры-мальтийцы, работавшие по линии UNAIDS (UNAIDS — это Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИД), своей благотворительности ничуть не стеснялись и пунктуально отмечали количество розданных средств контрацепции в своих отчётах, которые они пересылали в Рим.
Вся статья
http://baltnews.lv/pasaule/20170308/1019161777.html