Отче, как понять, что я прощен?
Прощение: разговор со святым афонским старцем Порфирием Кавсокаливитом.
Отче, как понять, что я прощен?
Каков на практике путь исцеления от наших грехов и страстей?
Как развить в себе любовь к Богу и ближнему?
Мы много слышим и читаем о том, что, в своем стремлении полюбить Бога всем сердцем, мы должны пройти путь от очищения к освещению и божественности. Так учат нас святые отцы и Священное Писание нашей Православной Церкви.
Мы читаем жития святых, откуда можно почерпнуть много полезных и душеспасительных наставлений. Но не менее важны и советы современных святых отцов: святого Порфирия Кавсокаливита, святого Паисия, святого старца Иакова Цаликиса, старца Амвросия из монастыря Дадиу в Амфиклии, старца Иосифа Ватопедского, святого старца Антония Гизаса и многих других.
В этой статье мы хотели бы рассказать о беседе с одним из названных святых отцов, и о том, что тот рассказал о таинстве покаяния.
РАЗГОВОР СО СВЯТЫМ ПОРФИРИЕМ КАВСОКАЛИВИТОМ
Однажды, в 1982 году, к старцу Порфирию пришел паломник, ведомый собственными проблемами и вопросами. Встреча произошла в 1982 году в греческом поселке Милеси, где святой жил в своей хижине, принимая и исповедуя паломников. Между ними произошел следующий разговор (далее со слов рассказчика):
Как только я увидел его, то почувствовал, что нахожусь в присутствии Бога.
— Старче, у меня проблема, — сказал я ему.
— Я знаю, — ответил он и раскрыл мою проблему, которая была связана с моими детскими воспоминаниями и семьей.
Я тогда женился и у нас только что родился ребенок. Зажив своей семьей, я понял, что столкнулся с очень серьезной проблемой, которую совершенно не мог решить своими силами, поскольку она была родом из моего собственного детства.
Святой точно рассказал мне и о проблеме, и о времени, и о возрасте, в котором она произошла.
Испытываемое мной чувство беспомощности после его откровения усилилось, и я спросил:
— Что я должен сделать, чтобы исцелиться?
— Исповедуйся. — был ответ.
— Но ведь я и так исповедуюсь своему духовному наставнику, — ответил я, — и очень часто.
— Того, что ты делаешь, недостаточно, — сказал мне старец. — Исповедь — это не только поход к духовному наставнику для того, чтобы рассказать о своих грехах. Исповедь — это, прежде всего, покаяние. Необходимо раскаяться прежде, чем идти. Разве ты не знаешь о блудном сыне?
Сначала он нашел себя, осознал свой голод и нищету, почувствовал, что потерял любовь отца, захотел вернуться домой с решимостью жить, как живут слуги отца; и воскрес — то есть вернулся с большой готовностью и смирением, уверенный, что отец примет его с любовью.
Тогда отец простил его и одел в лучшие одежды, и дал ему перстень с руки своей, и заколол для него откормленного теленка; то есть исцелил его. Отец простил сына и исцелил.
Вот что ты должен делать: вставай каждое утро и, совершая молитву — читая Священное Писание, либо перебирая четки — рассказывай Христу о своих грехах против Бога и людей, которым ты причинил вред, и проси прощения.
— Как я пойму, что я прощен? — спросил я.
— Разве апостол Павел не говорит, что плод Духа — это Любовь, Радость, Мир, Вера? Если ты чувствуешь их, когда каешься — это значит, что ты получил прощение грехов и жизнь вечную. То есть, ты будешь прощен и почувствуешь Присутствие Бога в себе!
Но нельзя останавливаться на достигнутом. Мы привыкли говорить: "Прости нам прегрешения наши". Но Христос просит нас добавить к этому: "Как и мы прощаем должникам нашим", не так ли?
— Так и есть, — ответил я.
— Да, Он говорит, что, если мы не простим от всего сердца обидевших нас, то и Христос не простит нам. Поэтому сначала нужно покаяться в своих грехах — а затем, получив отпущение и почувствовав мир в своей душе, мы сможем простить и наших ближних.
Это и есть откормленный теленок из притчи — прощение грехов и вечная жизнь, которую блудный сын сначала, покаявшись, получил от отца, а затем поделился ею со своими друзьями — то есть из любви предложил ее тем, кто причинил ему зло, и сделал их в своем сердце из врагов своими друзьями.
Все это согласно со словами святого Симеона Нового Богослова о покаянии, о котором он пишет так:
"После молитвы встань на колени и расскажи Богу о своих грехах, и, если Христос не простит тебе грехи, пусть и я потеряю Спасение!".
Итак, нам надлежит исповедоваться, каяться при совершении утренней молитвы, а также в течение всего дня быть бдительными, чтобы распознать и не допустить нарушения заповедей Христа, которые мы совершаем — сначала желанием, затем мысленно и, наконец, своими действиями. Вот что означает Слово Христа: "Радуйтесь и молитесь".
https://athos.guide/blog/otche-kak-pony … a-proschen