Оккультизм и суеверия: Взгляд православного священника
Оккультизм и суеверия: Взгляд православного священника«Почему Церковь не благословляет целителей, ведь они лечат людей без лекарственных препаратов?»; «Почему Церковь выступает против экстрасенсов, ведь они имеют способность видеть будущее, как и православные святые?»; «Почему Церковь против гороскопов, ведь астрологические прогнозы сбываются?»; «Почему Церковь не одобряет заговоры, ведь они помогают?». Эти и подобные им вопросы часто приходится слышать священнослужителям и простым мирянам, верным чадам Православной Церкви, от знакомых, сослуживцев, соседей, родственников и порой даже от самых близких людей. Откуда они возникают, почему такое доверие оккультным наукам и недоверие Церкви Христовой поселяется в умах и сердцах людей?
По благословению епископа Бакинского и Прикаспийского Александра
ВВЕДЕНИЕ
«Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки,и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 23-24).
Современный человек, живущий в эпоху развитых информационных технологий и прогрессивной науки, постоянно совершенствующий свои познания в различных сферах жизни, неминуемо сталкивается с чем-то таким, что не может объяснить ни наука, ни он сам. Это различные проявления духовной стороны нашего бытия, труднообъяснимые и порой даже непостижимые. Пытаясь объяснить их, человек прочитывает массу различной литературы, просматривает множество тематических фильмов, ищет ответ в виртуальном интернет-пространстве. Находя ответ, человек, как губка, впитывает в себя предлагаемую информацию, порой даже не задумываясь о том, кем она предоставлена. Это приводит к тому, что о Боге люди узнают не из Священного Писания, а из оккультного наследия Рерихов и Блаватской. О бытии бесплотных духов – ангелов и демонов узнают не из учения Православной Церкви и творений святых отцов, а из книг и публикаций деятелей оккультных «наук» или сектантских учений. Поэтому и возникает у них целый ряд вопросов к Церкви, которая, как им кажется, застряла где-то в средневековье и проповедует идеологическое мракобесие, пытаясь сдерживать не только научно-технический прогресс, но и попросту открещиваясь от всего того, что может внести «правильные» изменения в ее догматические установления и вероучение.
Вести полемику с такими людьми достаточно тяжело, ведь учение Церкви о Боге, о человеке и его взаимоотношениях со своим Создателем, о сотворении Вселенной часто идут вразрез с «прогрессивными» идеями оккультистов и сектантов. Проглотив оккультную наживку, они плотно сидят на крючке пагубных учений. Еще хуже, когда люди не просто становятся поклонниками этих учений, но и сами становятся практикующими оккультистами. Чтобы разобраться в происхождении оккультных пристрастий многих наших соотечественников, стоит для начала сделать небольшой экскурс в современную историю.
Конец прошлого века принес множество изменений не только в экономическое и политическое состояние государств на территории постсоветского пространства, но и привнес в жизнь многих людей, живущих здесь, различные понятия духовности. Для многих этот период стал временем духовного возрождения, когда люди получили возможность свободно посещать храмы и жить полноценной христианской жизнью, не задумываясь о том, что кто-то может не пустить их в храм. Начали возрождать храмы и святые обители, число священнослужителей и монашествующих с каждым годом растет. В храмах на богослужениях теперь стоят не только люди пожилые, но и молодежь. Возродилась, как птица феникс из пепла, святая православная вера, долгие годы гонимая безбожниками, и народ, десятилетиями живший вдали от Бога, потянулся к Нему.
Но только ли к православию потянулся в тот момент народ? Какой, на самом деле, духовностью наполнились тогда сердца человеческие? Железный занавес рухнул, и через его развалины потянулись к нам хорошо обученные сектантские проповедники различного толка, агрессивные и не очень, вычурно вежливые и назойливые как мухи, доморощенные гуру с их восточной философией, а то и откровенные сатанисты. Со всем этим потянулась к нам и западная культура с ее бесконечными телесериалами, сексуальными революциями и откровенной пропагандой порнографии и бесстыдства, которую нам нагло впихивают через бесконечные ток-шоу и рекламу по телевидению. А нужна ли нам эта «культура»? Зачем нам «культура» тех представителей западного мира, которые восстали против Бога подобно жителям Содома и Гоморры? Разве к этому призывает нас вера православная, в которой жили и умирали многие поколения наших предков? Нет!
Но дьявол – враг спасения, все хитрее и изощреннее расставляет свои сети на узком и тернистом пути к Богу. На фоне всего этого духовного беспредела и бескультурья создаются многочисленные группы откровенно оккультного толка, появляются, как грибы после дождя, маги, колдуны, гадалки, экстрасенсы, биоэнерготерапевты, народные целители и другие «магистры» оккультных наук. На рубеже тысячелетий люди с каким-то неудержимым интересом стали окунаться в непроходимые дебри оккультизма, а порой и откровенного сатанизма. Как ни странно, но многие из них впадают в язычество. И происходит это не с дремучими дикарями и невеждами где-то в непролазных дебрях Амазонки, а с вполне современными и образованными людьми.
Разгул язычества и оккультизма ощущается повсеместно, пропаганда пагубных учений ведется практически через все средства массовой информации. Стоит открыть газету на полосе объявлений и тут же перед глазами предстают потомственные белые и черные маги, гадалки, ворожеи, экстрасенсы, ясновидящие, биоэнерготерапевты, «православные» целители и прочие сомнительные личности. А какой широкий спектр услуг предлагается этими «деятелями»: снятие всевозможных порчей, сглазов, родовых проклятий, привороты и отвороты, возвращение неверных мужей в семью и устранение соперниц, изготовление амулетов на удачу и успех в бизнесе, чистка кармы и энергетических каналов и т.д. и т.п. Всего и не перечислишь. Изобретательные и извращенные умы оккультистов неустанно генерируют новомодную оккультную терминологию.
Появилось множество телепередач, открыто пропагандирующих оккультизм в различных его проявлениях. Транслируются различные ток-шоу, реалити-шоу псевдонаучные программы, на которых оккультизм преподносится зрителю как некая благость для человека, рекламируются и возвеличиваются сомнительные «дары», которыми якобы наделены деятели оккультных наук. Все это выражается в достаточно изощренный метод рекламы оккультизма. То, что демонстрируют оккультисты с экрана, нередко именуется «чудом». Поэтому неудивительно, когда даже неверующие или сомневающиеся люди, втайне все-таки жаждущие чудес, именно так оценивают эти явления. Но иногда и у православных зрителей после просмотра подобных телепередач возникает впечатление, что действия экстрасенсов — дар Божий. Как же заблуждаются эти люди, слепо верящие всему сказанному и увиденному!
Помимо этого издаются оккультные газеты и журналы – «НЛО», «Тайная власть», «Оракул», «Аномалия» и многие другие. Полки книжных магазинов изобилуют книгами, самоучителями, пособиями по магии, колдовству, экстрасенсорике, уфологии. Возникают даже оккультные организации, ассоциации, институты и центры. Всех этих организаций не перечесть, ибо появляются они, как грибы после дождя. Оккультистов же, ведущих частную практику, и вовсе несметное число. Уследить за всем этим невозможно, да и не нужно.
Что же должен знать современный православный христианин, чтобы не стать жертвой оккультистов и не попасть под влияние какого-либо душепагубного учения? В первую очередь, это позиция Православной Церкви по отношению к оккультизму, которая четко определена в Священном Писании и закреплена церковными канонами. Она не требует особых объяснений, когда идет речь о неприкрытом поклонении дьяволу. Но гораздо чаще лукавый преподносит свои пагубные учения под видом некого блага. Поэтому совсем не лишним было бы исследовать некоторые приемы, используемые оккультистами для соблазна множества людей, чтобы во всеоружии противостоять дьяволу и его слугам. В рассмотрении методов обмана и прельщения с позиции православной веры и борьбе с ними и состоит цель данной книги.
ГАРАНТИЯ ОТ ЛУКАВОГО
«Это говорю я для того,чтобы кто-нибудь не прельстил васвкрадчивыми словами»(Кол. 2, 4)
Итак, чем же так привлекают людей оккультисты? Одна из причин, побуждающих человека обратиться к гадалкам и экстрасенсам – это «гарантия» на предлагаемые услуги и обещание скорого исполнения «заказа». Это не удивительно. Современному человеку вполне свойственно осознавать гарантированное качество предлагаемых ему услуг или товаров. Ведь, каждый из нас, приходя в магазин, не возьмет с прилавка просроченный или испорченный продукт. Также и приобретая какую-то бытовую технику, покупатель обязательно спросит, дается ли гарантия качества на предлагаемый товар. Испорченный, бракованный товар, на который нельзя получить гарантию качества, не будет привлекать внимания покупателя, а вызовет лишь подозрение, и как следствие, отказ от приобретения. Все это вполне логично с точки зрения обычного потребителя и не вызывает никакого противоречия.
Но возникает другой вопрос: возможно ли применить подобную потребительскую логику в духовной сфере жизни человека? Однозначно – нет! Вознося молитвы Богу, мы просим сотворить некое благо, подать здравие или нечто иное от Его богатых милостей и щедрот. И Господь дает нам по нашему прошению, если это благопотребно для нашего спасения. Подчеркну, что именно для спасения, а не потому, что мы этого хотим. Господь, как любящий Отец, промышляет о каждом из нас, желает, чтобы каждый достиг Царства Небесного, и всячески помогает нам в этом.
Для того, чтобы понять эту простую истину, достаточно каждому из нас вспомнить свои детские годы. Родители, запрещая что-то, заранее предупреждали нас о скрытой или явной опасности, указывая на последствия непослушания. Приведу самый банальный пример: «не суй пальцы или какие-либо предметы в электрическую розетку». Для взрослого человека понятно, что подобное действие грозит ударом электрического тока, со всеми возможными негативными последствиями, вплоть до смертельного исхода. Но все это совершенно непонятно ребенку, познающему мир и пока еще понятия не имеющему об электричестве. Ребенок просто видит две дырки в стене и ему интересно узнать, что в них находится. Кто-то из детишек все-таки залезает в розетку и получает удар током. Помимо достаточно неприятных физических ощущений ребенок может еще получить наказание от родителей. Но это вовсе не означает, что родители не любят своего ребенка. Как раз наоборот, наказание за непослушание и является проявлением этой любви. Ибо наказывая ребенка, родители тем самым вразумляют его, предостерегают от повторения подобной ошибки. Ребенок же, осознав то, за что он получил наказание и, испытав, как минимум, неприятные физические ощущения, в следующий раз вряд ли полезет в розетку.
Так и Господь, промышляя о каждом из нас, всячески старается направить нас по верному пути, несомненно ведущему в Царствие Небесное. И на этом пути беды и скорби, посещающие нас, зачастую бывают как раз тем самым вразумлением, тем самым перстом Божиим, указывающим нам на наши грехи и путь к исправлению. Болезни, посещающие человека, нередко бывают следствием совершенного греха и одновременно попущением Божиим за этот грех. И вовсе не потому, что Господь хочет смерти человеку, а потому, что Он желает спасения ему. Воистину прав был псалмопевец Давид, сказав: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117, 18). Великое благо для человека, смиренно принимающему беды и скорби, понимающему промысел Божий о нем и уповающему на Господа, вооружиться словами пророка Исаии: «Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь — сила моя» (Ис. 12, 2). Вознося свои молитвы к Богу, он будет смиренно просить его простить грехи и помочь преодолеть болезни и скорби. Тогда, Господь, видя смирение человека и желание исправиться, отвратит гнев Свой и поможет в бедах и скорбях. А человек скажет: «Господи, Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» (Ис. 12, 1).
Итак, приходя в храм или молясь дома, мы просим Господа помочь нам. Но вовсе не обязательно, что немедленно последует ответ на прошение, в один момент разрешатся наши проблемы и иссякнут все неприятности. Ведь только Господь знает, подать ли нам испрашиваемое у Него как благо, или на данный момент нашей жизни это не будет нам на пользу, а может быть, даже принесет вред. Поэтому никаких гарантий тут быть не может. Но некоторые люди этого совершенно не осознают. Им кажется, что если они пришли в храм, купили свечи, пожертвовали некую сумму на нужды храма, и помолились перед святыми образами, то Бог обязательно должен их услышать и помочь. Бог, несомненно, слышит всех. Но вот подаст ли он желаемое человеку, не думающему о своем спасении, а помышляющему только о плотском и материальном? Исполнит ли Он прошение этого «потребителя», не желающего расстаться с грехом, но получить помощь от Бога? Вряд ли.
Бог есть Любовь! Любовь всепрощающая, не знающая границ и преград. И только сам человек возводит стену между собой и Богом, добровольно отказывается от Его любви, все больше и больше погрязая в нераскаянных грехах. А грех, как снежный ком, превращаясь в лавину, несет человека в бездну, имя которой ад. И лишь разрушив эту стену между собой и Богом, принеся покаяние и ответив Господу на Его любовь взаимным чувством, исполняя Его заповеди, человек может надеяться на Божественную помощь и наследовать Жизнь Вечную.
Таково должно быть отношение человека к молитвенному прошению и возможности получения на него помощи Божией. Поэтому, потребительское отношение в этом вопросе совершенно неуместно и невозможно. Как было отмечено, гарантий в скором получении Божией помощи в ответ на прошение быть не может. Их не может дать никто из людей. Ни священник, ни мирянин. Придя в храм Божий, каждый из нас может прибегнуть к церковной молитве, попросить священника отслужить молебен о той нужде, которая имеется, заказать поминание за богослужением. К такой молитве призывает нас ап. Иаков: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но и эта молитва не гарантирует нам то, что в тотчас наступит желаемый результат. Ибо податель всех благ Сам Господь, а не Его служители. Мы же можем лишь горячо просить Бога о помощи и смиренно ожидать Его милости. И Господь, видя нашу веру и смирение, воздаст нам явно.
К сожалению, многие люди не осознают этого. Чаще человек зацикливается на своей беде и начинает роптать на Бога, считая Его премудрое вразумление страшным наказанием. Но при этом не могут объяснить себе причину этого наказания, а лишь ищут причину на стороне, но никак не в себе самом. Причина – неосознанный и нераскаянный грех. Он оседает в душе человека, нанося ему тяжкий духовный вред. Такой человек с легкостью верит в то, что на него наколдовал недоброжелатель или сглазил завистливый сосед, а в итоге с легкостью попадает на удочку оккультистов, предлагающих вмиг избавиться от всех проблем. И дело вовсе не в том, что Бог не помог этому несчастному. Как раз наоборот, Бог вразумлял и очищал его скорбями, ожидая покаяния. Бог помогал ему осознать грех. А ведь за осознанием приходит и покаяние. Человек же, не видя собственных грехов, роптал на Бога и утопал в ином грехе – искал виновника своим бедам. Причем, зачастую находил там, где его нет, но при этом осуждал ближнего или роптал на Господа.