Мы же все — «А, материлась она!»
Если это не оговор, то мне думается, что нужно с большой осторожностью относиться
ко всем словам и предсказаниям этой старицы.
Святые отцы ведь учили, что мат - это анти-молитва...
Близ при дверях, у последних времен. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Юродивые и сквернословие
Мы же все — «А, материлась она!»
Если это не оговор, то мне думается, что нужно с большой осторожностью относиться
ко всем словам и предсказаниям этой старицы.
Святые отцы ведь учили, что мат - это анти-молитва...
прошу не забывать, что старец Иона Одесский
свидетельствовал о блаж.Александре что
она истинная Христа ради юродивая
а что касается матерной ругани, то у юродивых
в том числе у ныне уже прославленного
преп.Гавриила... тоже имело место
Мат не оправдываю, но, видимо, есть разница, как материться...
Юродивые, употребляя мат, могли нас таким образом обличать.
Тем более, что мат - это, видимо, когда маму (и Маму в первую очередь) оскорбляют.
Всё остальное - названия срамных мест или иная лексика - это обсценная ругань. Её, конечно, тоже не нужно употреблять, но юродивые - это особая категория подвижников, это зеркало общества, отражение нас с вами...
Отредактировано Россiянинъ (2025-01-31 17:17:21)
Юродивые, употребляя мат, могли нас таким образом обличать.
Блаженная Мария говорила быстро и много, иногда стихами.
Временами громко ругалась, особенно после 1917 года, да так сильно, что монахини, дабы не слышать, выходили на улицу. Келейница схимонахини Параскевы Дуня как-то спросила ее:
«Мария Ивановна, почему ты ругаешься? Маменька так не ругалась».
«Хорошо ей было блажить при Николае, а поблажи-ка при советской власти» – отвечала старица.
Но потом выяснилось, что в тех местах, где она ругалась, поселились люди, которые сквернословили.
https://vk.com/wall-159787744_219023?w= … 744_219023
https://se-context.ru/mariya-ivanovna-d … edina.html
Мария ивановна дивеевская ругалась матом. Блаженная Мария Дивеевская (Федина)
Отредактировано +++ (2025-01-31 14:46:09)
прошу не забывать, что старец Иона Одесский
свидетельствовал о блаж.Александре что
она истинная Христа ради юродиваяа что касается матерной ругани, то
у юродивых в том числе у ныне уже прославленного преп.Гавриила...
тоже имело место такое ...
Архимандрита Павла (Груздева) даже тогдашний архиепископ ярославский Никодим (Ротов)
вызывал на ковер по доносу по поводу того, что батюшка матом ругается.
Батюшка этого не отрицал. Батюшка действительно на язык был суров.
Отец Павел не канонизирован, но из прославленных святых юродивая Мария Ивановна Дивеевская
сквернословила так, что сестры, которые ухаживали за ней, тем более, келейницы,
не выдерживали ее брани, бежали из кельи, указывая на портрет ее предшественницы,
блаженной Паши Саровской, говорили: «Что же ты, Мария Ивановна, так ругаешься?
Вот маменька-то так не ругалась». На что блаженная Мария говорила:
«Хорошо было маменьке блажить при Николае. Поблажила бы она так при советской власти»....
у одного из архиереев, проповедников Русской Церкви, кажется, у Вениамина (Милова).
Молодым человеком, студентом, он был у Марии Саровской.
Она встретила его страшной бранью, и он в ужасе ретировался.
Прошло два или три десятка лет, и он попал примерно в этих местах в зону,
в лагерь особого назначения. Когда, лежа на нарах, он вдруг среди этого моря брани,
вспомнил эпизод, связанный с Марией юродивой, и однозначно ему сердце подсказало,
что она как будто провидела события трех десятилетий, как будто ему словесно начертала
то пространство, в котором он будет в лагере пребывать.
Однажды священнослужители привезли к старцу (прп. Гавриил Ургебадзе)
мальчика, страдавшего алкоголизмом. Думали, что старец Гавриил наставит его,
прочтет стихи из Псалтыри, притчи из Евангелия, но не тут-то было!
Старец принял всех в своей келье, выслушал, посмотрел на мальчика,
улыбнулся и, достав из-под кровати большую канистру с красным вином,
предложил выпить всем вместе. Предложил с такой убедительностью,
что никто не смог отказаться. Он говорил тосты и благодарил Господа,
Пресвятую Богородицу. Три стакана они выпили спокойно.
А когда он налил в четвертый раз и произнес тост, то, взмахнув руками
в сторону мальчика, толкнул его стакан, и вино из него выплеснулось.
Так повторилось несколько раз. Всем стало стыдно, особенно священнослужителям,
которые рассказали мальчику, что ведут его к великому богоносному старцу
с даром молитвенной помощи и провидения. Но что им оставалось делать?
Они молча сидели и мечтали поскорей выйти из кельи, но батюшка их не отпускал.
Такое было благословение старца, которому все вынуждены были в тот момент
послушаться. Скоро старец встал и начал такими словами ругать всех вокруг,
что находившиеся в его келье священнослужители покраснели от стыда
и потеряли дар речи. Обругав всех последними словами, он вдруг
вскочил на табуретку и начал танцевать и говорить, что сейчас покажет всем «стриптиз».
Этого все уже не выдержали и опрометью выбежали из его кельи в твердой уверенности,
что монах Гавриил – простой сумасшедший!Прошло несколько месяцев.
Старец скончался, а в монастырь пришел тот мальчик со всей своей семьей.
Он… был полностью исцелен от греха пьянства.
Как рассказали его родители и он сам, тогда в келье старец Гавриил
повторял точь-в-точь поступки и слова этого мальчика, когда он находился
в состоянии опьянения. «Мой сын ругал всех нас последними словами,
– вспоминала его мать. – Бывало, в совершенно неадекватном состоянии
от опьянения он запрыгивал на стол и начинал танцевать стриптиз,
настолько он был одержимым и падшим!»Все прослезились, услышав эту историю.
Тогда-то и стало ясно, почему старец вел себя подобным образом в тот вечер!
Он со стороны показал мальчику всю мерзость греха, которым тот был одержим.
Показал, не думая ни о своей собственной репутации, ни о том, что могут о нем сказать
и подумать, – и исцелил! И подобных случаев в жизни старца Гавриила было немало.
За каждым его поступком и словом (даже ругательным!) скрывались большой подвиг
и великая любовь, которой он и сейчас осеняет всех в столь трудные времена!Константин Церцвадзе
можно ли нам брать со старца Гавриила пример
и подражать подобным поступкам?
вот что отвечает на это преп.Исаак Сирин:
Слово 11. О ветхом старце
В другой раз опять пошел я к одному ветхому, прекрасному и добродетельному старцу.
Он весьма любил меня, и был, хотя невежда в слове, но просвещен ведением
и глубок сердцем, и говорил, что внушала ему благодать;
не часто выходил он из своей келлии, разве только к святым службам;
был же внимателен к себе и жил в безмолвии. Некогда сказал я ему:
«Пришел мне, отец, помысл пойти в воскресный день на церковную паперть,
сесть там и рано утром есть, чтобы всякий входящий и выходящий, увидев меня, уничижил».
На сие старец отвечал мне так: «Писано, что всякий, кто делает соблазн мирянам, не узрит света.
А ты никому не известен в этой стороне, жития твоего не знают, будут же говорить,
что иноки с утра едят; особливо же братия здесь новоначальные и немощны в своих помыслах;
многие из них, имея веру к тебе и пользуясь от тебя, как скоро увидят,
что сделал ты это, потерпят вред.Древние отцы делывали так, по причине многих совершенных ими чудотворений
и по причине оказываемой им чести и прославления их имени, и делали это,
чтобы подвергнуть себя бесчестию, скрыть славу жития своего и удалить от себя
причины к гордыне. А тебя что заставляет поступить подобным сему образом?
Не знаешь разве, что всякому житию свой чин и свое время?
Ты не имеешь такого отличного жития и такого имени, а живешь как и прочие братия.
Ты себе не принесешь пользы, а другому повредишь. Притом такое действование полезно не всем,
но одним совершенным и великим, потому что в этом есть разрешение чувств.
Достигшим же только средины и новоначальным оно вредно, потому что таковые
имеют нужду в большей предосторожности и в подчинении чувств.
Старцы уже пережили время осторожности, извлекают пользу, из чего только захотят.
Ибо неопытные купцы в больших оборотах великие причиняют себе убытки,
а в маловажных оборотах скоро идут с успехом вперед. И опять, как сказал я,
всякому делу свой порядок, и всякому роду жизни известное время.
Кто прежде времени начинает, что сверх его меры, тот ничего не приобретает,
а усугубляет только себе вред. Если вожделенно тебе это, с радостью терпи то бесчестие,
которое по Божию смотрению, а не по твоей воле постигает тебя, и не смущайся,
не питай ненависти к тому, кто бесчестит тебя».
нечто подобное о несвоевременном подвижничестве не по своему чину
говорил и преп.Серафим Саровский...
Не советовал батюшка придумывать каких-либо особых подвигов или даже необычных дел.
Тот же посетитель спросил о.Серафима растолковать ему сон:– Я видел кого-то, который приказывал мне выстроить церковь.
Батюшка ответил:
– Это твое собственное желание.
И если Бог избрал тебя на это и потребует нужда, то с Богом.Мы уже видели, как батюшка неодобрительно относился к самочинному подъятию подвига юродства,
когда воротил к семье и торговле одного такого мнимого подвижника, с веригами, босого,
без благословения бросившего свое дело и начавшего бродяжничать.
“Мню, – сказал ему о.Серафим, – что весьма хорошо торговать-то хлебом”.И в другой раз говорил он:
– Из юродивых едва ли один отыщется, чтобы не в прелести находился. И погибали.
Или вспять возвращались. Старцы наши никому юродствовать не позволяли.
При мне один только обнаружил юродство, запел в церкви кошачьим голосом;
старец же Пахомий в ту же минуту приказал юродивого вывести и проводить за монастырские ворота.
Три пути, на которые не должно выходить без особого звания:
путь затворничества, юродства и путь настоятельства.Из Жития самого преподобного известны лишь всего два-три случая,
когда он благословлял на этот подвиг юродства блаженную Пелагею Ивановну Серебренникову
(о ней упомянем далее), Параскеву Семеновну Мелюкову и еще одну монахиню.
Впоследствии в Дивееве подвизалась известная под именем “Паши Саровской” юродивая,
которую в миру звали Ириною; она была крепостною у помещиков Булыгиных Спасского уезда.
Вот и только за целое столетие. Да и те жили в монастырях.
А в миру нужно жить, как живут все, обычно, стараясь спасаться каждый в своем положении.
И мы видели: сколько необыкновенных мирян светилось вокруг о.Серафима,
как маленькие звездочки вокруг великой звезды!
Один из учеников преподобного Серафима Саровского рассказывает
о себе следующее:
"Начитавшись, как святые отцы из любви своей ко Господу Богу возлагали на себя вериги
и власяницы, и я возгорелся желанием, по примеру их, непременно возложить на себя
что-нибудь Господа ради, для умерщвления плоти. Поэтому в течение трех лет
со времени моего поступления в монастырь домогался всеми силами приобрести ч
ерез каких-либо духовных особ желаемые вериги или власяницу.Получив желаемые вещи, я скоро восхитился тщеславною мыслью, которая
неприметно закралась в глубину моего сердца. Я решился, перед тем
как возложить их на себя, идти к отцу Серафиму, чтобы получить от него благословение
на сей подвиг, полагая, что мои желание и ревность будут и ему приятны.
Когда я пришел к его келии и сотворил по обычаю молитву, старец отворил мне дверь и,
благословивши меня очень милостиво, посадил на деревянный отрубок, который
служил ему вместо стула. Потом, заключив дверь, он сел против меня, тихо улыбаясь.
В это самое время я было и хотел испросить его благословение на трудный свой подвиг,
но только что открыл рот, как в ту же минуту старец заградил мои уста своею рукою
и сам, продолжая улыбаться, так начал говорить мне:
"Вот что я скажу тебе: приходят ко мне дивеевские младенцы и просят моего совета
и благословения, одни носить вериги, а другие – власяницу; как ты об этом думаешь,
по дороге ли их дорога-то? Скажи мне".
Я же, как слепец, не понимая тогда, что он говорит это прикровенно обо мне,
и не зная кто такие дивеевские младенцы, отвечал ему: "Я не знаю".
Тогда он с еще большею улыбкою снова повторил: "Да как же ты этого не понимаешь?
Вот я тебе говорю о дивеевских-то младенцах, что они приходят ко мне и просят
моего совета и благословения надеть на себя вериги и власяницы; как ты думаешь об этом? "
Я вторично отвечал ему: "Я, батюшка, не знаю, полезно ли им будет это или нет".
Но вдруг вспомнил, что ведь я и сам пришел к нему за тем же советом и благословением,
и сказал ему: "Батюшка, и я к вам пришел затем, чтобы вы благословили меня носить вериги и власяницу".
И при этом рассказал ему все, как я желал и как достал эти вещи. Старец, выслушав меня,
опять с прежней улыбкой сказал: "Как же ты не понимаешь, ведь я тебе об этом-то и говорю".
Тогда, как будто внезапно, спала слепота моя, и я увидел силу благодати, живущей в нем;
тут я понял ясно, зачем он заградил мои уста в начале беседы и о каких веригах и власянице
потом говорил мне. Между тем пока я, пораженный духовною мудростью старца, безмолствовал,
он вдруг замахнулся на меня правою своею рукою, как бы желая изо всей силы ударить меня,
но не ударил, а только прикоснулся к моему уху и сказал:
"Вот кто тебя таким образом заушит, – это духовная и самая тяжелая верига".
Потом, как бы желая оплевать меня, сказал: "А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза,
– вот это духовная и самая спасительная власяница; только надо носить их с благодарением.
И знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь...
Мы с тобою еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и Закону Божию.
Что же будет в том, что наденем вериги и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется.
...
и опять тот-же преп. старец Гавриил ( Ургебадзе ):
Отец Гавриил часто шутливо спрашивал своего гостя:
— Ты грешный?
И когда на поставленный вопрос получал утвердительный ответ, с радостью говорил ему:
— Значит, ты мой брат. Если мы всем сердцем переживаем нашу греховность, радуйся, ибо с нами — истина.
А греха избегай, ибо в нем господствует смерть, и человека, созданного для славы, омрачает.Подвизайтесь умеренно, по силам и мере, дарованной вам, и вы будете спасены.
Не посягайте на большее, не то в глубине океана плавают акулы, и они съедят вас.
Мудрость в том, чтобы ты знал свою меру и не взваливал на себя больший труд,
но и не выполнял меньший.
Три пути, на которые не должно выходить без особого звания:
путь затворничества, юродства и путь настоятельства.
Настоятельство - имеется в виду духовное? Быть духовником, духовным отцом? Не настоятельство в храме?
он вдруг замахнулся на меня правою своею рукою, как бы желая изо всей силы ударить меня,
но не ударил, а только прикоснулся к моему уху и сказал:
"Вот кто тебя таким образом заушит, – это духовная и самая тяжелая верига".
Потом, как бы желая оплевать меня, сказал: "А если кто-нибудь заплюет тебе таким образом глаза,
– вот это духовная и самая спасительная власяница; только надо носить их с благодарением.
И знай, что эти духовные вериги и власяница выше тех, о которых ты думаешь и которые носить желаешь...
Мы с тобою еще младенцы, и страсти все еще царствуют в нашем теле и противятся воле и Закону Божию.
Что же будет в том, что наденем вериги и власяницу, а будем спать, пить и есть столько, сколько нам хочется.
Мне думается, что это нам всем - новоначальным - совет!
Многие из нас берутся за большие молитвенные правила, хотят кого-то там вымаливать, читая Псалтирь за не-сродников, молитвы по соглашению в определённое время и т.п. А перво-наперво надо научиться Христа ради сносить с благодарностью от ближних несправедливое к нам отношение и обиды! Пока этому не научимся, нечего и за другое браться.
Но и сокрушение сердечное тоже надо на первом этапе иметь. Блаженны нищие духом! Хотя понятие "нищета духа" истолковывается по-разному, но, наверное, это всё только дополняет друг друга...
Что касается помощи усопшим, то тут лучше правильно и по силам творить милостыню. И опять же - не холодно, не на автомате, а с чувством.
Вериги (обычно) юродивые только и носили.
И ещё: если страсти свои не изжил, то любые подвиги будут в тягость.
Настоятельство - имеется в виду духовное? Быть духовником, духовным отцом? Не настоятельство в храме?
имеется в виду в первую очередь настоятельство в монастыре
( то есть чтобы быть игуменом или игуменьей )
Игу́мен (м. р. греч. ἡγούμενος — «руководитель, предводитель, идущий впереди, ведущий»,
от ηγεομαι — «руководить, направлять», ж. р. игу́менья) — духовный сан в Православной церкви,
настоятель (руководитель, начальник) православного монастыря.
но также и любого рода духовное руководство... на которое не следует
вызываться самочинно, как и все святые отцы учат.
нечто подобное о несвоевременном подвижничестве не по своему чину
говорил и преп.Серафим Саровский...
а вот у аввы Исайи ( с комментариями и толкованием архим.Эмилиана Вафидиса )
( в русском переводе еп.Феофана это 8-е слово "Изречения" )
эти слова аввы Исайи хорошо проясняют сказанное у аввы Исаака про хранение чувств:
такое действование полезно не всем, но одним совершенным и великим,
потому что в этом есть разрешение чувств.
Достигшим же только средины и новоначальным оно вредно,
потому что таковые имеют нужду в большей предосторожности и в подчинении чувств.
17. Опять сказал: горе душе, согрешившей после святого крещения!
Такой человек не может в беззаботности быть о себе, находясь под покаянием,
– пал ли он телом (в телесные грехи), или украл, или в какой из прочих грехов поскользнулся,
или о ком на тело взглянул страстно, или съел что тайно, осматриваясь, чтоб не увидел кто,
или когда другой положил свой милотарий, ты полюбопытствовал, что есть в нем,
– ибо поступающий так поносит Иисуса.18. Тогда некто спросил его: неужели так важно это дело, отче?
– И он сказал: как прокопавший стену, и взявший деньги, прельщен врагом,
так (им же прельщен) и этот: ибо кто того победил, тот же победил и этого,
– и в малых вещах побеждаемый побеждается и в великих.19. Если человек сотворит силы великие и исцеления, и возымеет все знание,
пусть и мертвых воскресит, но коль скоро впал он в грех, не может быть в беззаботности о себе,
потому что состоит под покаянием. Также, если он много несет (покаянных) трудов,
но увидев кого-либо во грехе, или в нерадении пребывающим, уничижит его,
– всуе все покаяние его, так как он отринул член Христов, осудив его, а не оставив суда Судие Богу.20. Опять сказал: все мы как во врачебнице находимся, – один болит глазами, другой – рукою,
у того – веред, или другая какая из немощей. Бывает, что иные раны уже залечены,
но если съешь что из вредного, они опять раскрываются. Так бывает и с состоящим в покаянии:
когда он осуждает или уничижает кого, то опять разоряет свое покаяние.
– Из тех, которые лежат во врачебнице в разных болезнях, если один кричит по причине своей боли,
другой кто скажет ли: что кричишь? Не всякий ли о своей болезни помышляет?
Так и если бы боль грехов моих была у меня пред глазами, не стал бы я смотреть на другого грешащего:
подобно как из лежащих во врачебнице у врача, каждый остерегается съесть что могущее развередить рану его.21. Горе душе, не хотящей избегать всякого греха! Много ей скорбей от (врагов) завидующих ей
и идущих против нее. Почему она имеет нужду в великом долготерпении и благодарении за все.
Так, когда народ (Израильский) был в Египте, все пили и ели вдоволь, работая однако ж Фараону, как рабы.
Но когда Господь послал им помощь, т. е. Моисея, чтобы он освободил их от Фараона, тогда подпали они
тяжелым трудам и чувствительным прискорбностям, и Моисей при всех язвах, какие Бог навел на Фараона,
все еще не дерзал с уверенностью говорить об избавлении их от пагубы, пока не пришло время,
и Бог не сказал ему: еще одну язву наведу на Фараона, и ты скажешь ему: отпусти народ,
иначе я поражу первенца твоего. Тогда наконец восприял дерзновение Моисей.
И сказал ему Бог: «глаголи убо отай во уши людем, и да испросит кийждо у соседа, и жена у соседы своея,
сосуды сребряны и златы, и ризы: и возложите на выи чад ваших, – и оберите Египтян» (Исх. 11, 1. 2).
Некоторые из сих вещей употреблены потом на сооружение скинии.22. (После сего авва) сказал: вот что говорят о сем старцы.
Сосуды серебряные, золотые, и ризы суть чувства, работающие врагу: означает же сказанное то,
что если человек не исторгнет их от врага, чтоб они плод приносили Богу, покров упокоения Божия не низойдет на него,
если же исторгнет их от врага и принесет ими плод Богу, то покров Божий приядет на него.
И облак не осенил скинии, пока она в чем-либо недостаточествовала, но когда кончена была совершенно, тогда осенил.
Так было и на храме, устроявшемся после того: пока чего-либо не доставало в нем, не осенил его облак,
когда же был он совсем кончен, и были внесены в него кров и тук всесожжений и Бог обонял воню их,
тогда облак осенил сей дом. То есть, пока не возлюбит человек Бога всею силою своею и всем помышлением своим,
и не прилепится к Нему всем сердцем своим, покров упокоения Божия не придет на него.23. Сказал опять: если ум, прежде чем чувства престанут немоществовать (работать страстям),
захочет взойти на крест, то гнев Божий приходит на него за то, что начал дело выше меры своей,
не уврачевав чувств своих.24. Если миазмы (зловоние страстей) действуют в тебе, и ты сочувствуешь им,
и содействуешь тому, что порождает их, а не печалишься об этом в болезни сердечной,
то это ниже естества Адама.
далее толкование архим. Эмилиана:
Конец же всего — всегда быть обращенным к Богу и молить Его о помощи и милости.
Итак, стремись к свободе от людей и в то же время неотступно проси у Бога милосердия к тебе, — может быть, что-то у тебя получится.
Человек живет в плену. Плен кроется в его воле, то есть человек сам не хочет освободиться. И даже когда он плачет, протестует против своего греха, исповедуется, он делает попытку только получить облегчение, но не по-настоящему примириться с Богом; выжить, а не жить небом. Столь глубоки раны, нанесенные человеку грехом! С какой стороны ни посмотришь на человека, «нет исцеления в плоти его». В его плоти, в его естестве, теле и душе, нет средства исцелиться, потому что нет стремления к истинной свободе от страсти и греха. Человек грешит добровольно. Конечно, в крещении человек получает решительное и полное освобождение от греха, но грехи после крещения вновь его связывают.
И потому авва Исаия говорит следующие страшные слова:
Горе душе, согрешившей после святого крещения! Такой человек не может не иметь попечения о себе, потому что он подлежит покаянию, каков бы ни был его грех: пал ли он телесно, или украл, или погрешил в чем-то вместе с другими, или страстно взглянул на тело, или что-то съел тайно, осматриваясь, чтобы никто не увидел, или, когда другой положил свой милотарий, он полюбопытствовал, что лежит в нем, — ибо поступающий так оскорбляет Иисуса. Тогда некто спросил его: «Неужели это так важно, отче?»
Горе человеку, который после крещения согрешил снова,
потому что в крещении он получил благодать и, значит,
имел силы жить духовной жизнью. То, что он согрешил,
означает, что он согрешил по своему желанию.
А вот некрещеный, как не имеющий благодати, не может не грешить,
хотя бы ему содействовал весь Моисеев закон.
Ведь и закон, данный Израилю для спасения, в конце концов,
привел израильтян к греху. Только благодать принесла безгрешность.
И потому, согрешив и в чем-то малом, не будь беспечен
до последнего вздоха, но всегда пребывай в покаянии.Далее авва Исаия называет несколько грехов, которые человек считает повседневными и ничтожными.
Речь идет не о великих грехах, но о тех, в которые мы впадаем каждый день или которые составляют
всего лишь «одну йоту или одну черту».Пал ли он телесно. Один из грехов — это жить плотски, как будто у человека нет духа,
или впадать в плотские грехи. Люди обыкновенно находятся под их властью.Или украл. С кражей мы тоже сталкиваемся каждый день. Или погрешил в чем-то вместе с другими
— соблазнился и совершил зло по примеру других. Сплетничаешь ты? Сплетничаю и я.
Спишь ты? Сплю и я. Каждый день мы впадаем в подобные грехи. Один другого влечет к падению.Или страстно взглянул на тело. Или посмотрел на чье-то тело и почувствовал движение страсти.
Все, что человек видит, может стать поводом для возбуждения страсти. Не говори: «Я не хотел, но увидел».
Даже если ты не хотел, даже если случайно увидел, проходя мимо, — и тогда ты несешь ответственность
за это и должен покаяться.Или что-то съел тайно, осматриваясь, чтобы никто не увидел. Ты приходишь в архондарик, а гостиничного брата нет.
«Съем-ка я что-нибудь, — говоришь ты себе, — никто меня не видит» — и берешь конфету. Одного этого достаточно.
Ты будешь всегда подлежать покаянию, потому что это показывает, что внутри тебя тот «ров с нечистотами»,
о котором мы говорили, и ты не можешь возвысить свой глас к Богу.Или, когда другой положил свой милотарий, он полюбопытствовал, что лежит в нем.
Кто-то оставил свой милотарий, свою рясу, чтобы куда-то пойти. У всех монахов были одинаковые милотарии,
они ничем не отличались. Ты приходишь и внимательно его рассматриваешь. Но откуда ты знаешь, нет ли в нем того,
что ввергнет тебя в соблазн? Тем более нельзя любопытствовать о ближнем: что с ним происходит, куда он идет,
как живет днем и как ночью.Ибо поступающий так оскорбляет Иисуса. Тогда некто спросил его: «Неужели это так важно, отче?»
«Неужели это так серьезно, отче? Неужели нужно следить за такими мелочами?»И он сказал: «Как подкопавший стену и взявший деньги обманут врагом, так и этот, ибо тот же, кто победил первого, победил и второго, и побеждаемый в малых вещах побеждается и в великих».
У кого-то не получается украсть. Тогда он берет инструмент, делает отверстие, и ему удается взять деньги. Как он до этого додумался? Его обманул сатана. Если он обманут сатаной, то так же попался и ты, когда съел конфету в архондарике. А если ты терпишь поражение в малом, то кто скажет, что ты не будешь постоянно побеждаться и в великом?
И облако не осеняло скинии, пока она была недоделана, но когда она была окончена, тогда осенило. Так было и со строившимся храмом: пока он был недостроен, не осеняло его облако, когда же он был окончен и в него внесли кровь и тук всесожжении и когда Бог обонял их благоухание, тогда облако осенило храм. Иными словами, пока не возлюбит человек Бога всей крепостью своей и всем своим разумением и не прилепится к Нему всем сердцем, покров упокоения Божия не прострется над ним.
Авва отсылает нас к Ветхому Завету. Пока не все еще было сделано в скинии свидетельства, которую строили Моисей и Аарон, на нее не сходило облако славы. Когда же скиния была окончена, произошло явление Божией славы. То же самое было с первым храмом, Соломоновым, а потом и со вторым, Зоровавелевым. Когда постройка была окончена, были принесены кровь и тук всесожжений и когда Бог обонял их благоухание, тогда облако осенило храм.
То же самое происходит и с человеком. Он может быть посвященным, преданным Богу, может быть храмом и скинией Бога, но слава Божия сойдет на него только тогда, когда Бог обоняет запах тука и крови, которые засвидетельствуют о завершенности, о его совершенстве. Пока внутри нас есть какой-то порок и несовершенство, пока идет борьба и созидание нашей скинии, то пусть мы действительно скиния Божия и все, что у нас есть и что нас касается, принадлежит Богу, — но Бог еще не удовлетворен нами настолько, чтобы ниспослать Свое облако, дать нам зрение Своей славы, Он ждет конца, завершения. Если у меня еще есть страсти, грехи, немощи, своеволие, это означает, что моя скиния, мой храм пока не закончен. Я еще не принес тук, то есть всю свою силу, все, что принадлежит мне и чему я радуюсь. Я не принес своего веселия — тук означает веселие, — не пролил перед Богом крови, то есть не отдал всей своей жизни. Я что-то удерживаю внутри себя, пусть даже всего лишь один грех, и поэтому облако не может сойти на меня.
Только когда все будет окончено и человек прилепится к Богу всем разумением и всем сердцем, на него сойдет и его осенит покров упокоения Божия, то есть облако, которое, как покров, осеняло скинию.
Сказал еще:
«Если ум, прежде чем чувства избавятся от недуга, захочет взойти на крест,
то постигнет его гнев Божий за то, что начал дело выше своей меры,
не исцелив чувств».Если чувства человека не избавились от болезни, то есть стремления к земному,
если он не перестал радоваться мирскому, если не отстранился от всего и не изменился так,
чтобы жить только для Бога, если у него еще есть пристрастие и склонность к греху,
то человек должен знать, что он не окончил своей скинии, еще не пришел час приносить тук и кровь,
еще не стало приятным Богу благоухание его фимиама. И потому пусть он не позволяет своему уму
взойти на крест, а если позволит, постигнет его гнев Божий.Но как часто в жизни бывает все наоборот! Чем более человек страстен или грешен,
чем более угождает себе, тем более великие решения он принимает, тем больше подвигов желает
совершить, тем больших видений и достижений просит у Бога.К примеру, у меня множество грехов. Когда я сосредоточусь и на что-то решусь, то начну просить
у Бога великих даров. Моей мечтой будет достичь подвигов, которые совершали святые.
На самом деле, конечно, произойдет прямо противоположное. Чем большие подвиги я решил понести,
тем большими будут мои падения. И поскольку у меня умножатся грехи, то, предстоя Богу, я стану просить,
как проявления Его любви, даров еще больших. Если прежде я просил дара исцелений, то теперь попрошу
дара воскрешения мертвецов. Если просил мира помыслов, то теперь попрошу, чтобы мне иметь мир с самим сатаной.
Чем больше страстей неистовствуют во мне, тем больше возникает у меня требований к Богу
и тем с большим жаром я обещаю Ему, что взойду ради Него на крест.
Это признак человека, который не ощущает своей немощи, болезни.И потому не позволяй своему уму взойти на крест, не стремись ощутить, что ты распят.
Пусть ум твой знает, что ты грешник, и ищет только одного освобождения от греха.Постигнет, его гнев Божий за. то, что начал дело выше своей меры, не исцелив чувств.
Первое, что тебе нужно сделать, — это преуспеть в отречении от своего «я», уврачевать свои чувства,
избавиться от страстей, достичь бесстрастия, и вот тогда уже проси у Бога большего креста,
больших жертв и больших даров, являющих Его присутствие.Если в тебе совершаются осквернения и ты миришься с этим и содействуешь тому, что порождает их,
а не печалишься о них с болью сердца, то это против естества Адама.Итак, обрати внимание, может быть, ты до сих пор оскверняешься телом, душой и умом от помыслов
или воспоминаний и пожеланий, вступаешь с ними в беседу и принимаешь их и даже соглашаешься с ними,
то есть падаешь и, таким образом, нежишься на перине своих страстей и грехов, в то время как обещал
распяться и умереть за Христа.Содействуешь тому, что порождает их. Кроме того, наблюдай за собой, не находишься ли ты
в таких обстоятельствах и таком состоянии, которое ведет тебя к осквернению?
Например, ты знаешь, что когда поспишь подольше, то осквернишься телесно, душевно и духовно,
тебя охватят помыслы, и, однако же, продолжаешь спать. Ты видишь, что когда ешь вне трапезы,
а не в назначенное время, то не можешь молиться, и все-таки продолжаешь так делать.
Знаешь, что разговор с определенным человеком не ведет к добру, приносит помыслы,
однако ты снова с ним сходишься. Таким образом, ты содействуешь тому, чтобы
эти осквернения происходили в твоей душе.А не печалишься об этом с болью сердца. И если ты не скорбишь сердцем и не проливаешь потоки слез,
по меньшей мере так, как мать, потерявшая ребенка, тогда знай, что твои поступки против естества
и, следовательно, ты не можешь взойти в область Духа.Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии
Издание 2017 года
Автор: Архимандрит Емилиан (Вафидис)
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Юродивые и сквернословие