Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » принцип согласия отцов


принцип согласия отцов

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum)

принцип согласия отцов употребляется
при рассмотрении важных догматических споров.

как отличить подлинное учение отцов, имеющее авторитет,
от частных мнений тех или иных отцов, в том числе и ошибочных?

Для этого существует специальное понятие: consensus patrum, согласие отцов.

В святоотеч. учении принимается та его часть, по к-рой имеется единодушное мнение всех,
либо значит. большинства св. отцов.
По важнейшим вопросам догматич. характера разночтений у отцов нет.
Эти разночтения имеют место в основном по второстепенным вопросам.

Св. Иоанн Дамаскин след. образом поясняет наличие такого согласия:
"Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа Святого".
Поэтому для каждого, кто занимается богословием и пытается утверждать
истинность того или иного богослов. мнения, в качестве подтверждения
необходимо приводить всегда мнение многих отцов, а не мнение какого-то одного отца.

Блаж. Августин говорит: "Кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви".

Если по основным догматич. вопросам можно декларировать
наличие согласия отцов, то по второстепенным вопросам
такого согласия нет и не надо считать, что у св. отцов
можно найти однозначные ответы на любой вопрос догматич. характера.

При́нцип «согла́сия отцо́в» (Consensus patrum)
был сформулирован в V в. прп. Викентием Лиринским:

Как писал преподобный Викентий Лиринский,
чтобы «избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере...
должно оградить веру свою, при помощи Божией, двумя средствами:
во-первых, авторитетом Закона Божественного (Священного Писания),
а во-вторых, Преданием кафолической Церкви...
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том,
чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все»

Источник: Викентий Лиринский, св. († ок. 450 г.). Рассуждение о вере... (434 г.)
/ Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от времен апостольских до наших дней
// Христианское чтение. 1869. № 5. С. 152-160; № 6. С. 161-176; № 10. С. 177-184.

https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lir … ozheniyah/

https://azbyka.ru/audio/tvoreniya-prepo … skogo.html


«Должно сносить суждения только тех отцов,
которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято,
мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе,
или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу:
что только или все они, или большинство их единомысленно принимали,
содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто
по какому предварительному согласию между собою
учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым;
а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый,
исповедник ли и мученик, не согласно со всеми
или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным,
частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого
и всенародного верования; дабы,  оставив древнюю истину вселенского догмата,
по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью
относительно вечного спасения, не последовать нам
новому заблуждению одного человека».

Мудрейший Отец V века преп. Викентий Лиринский,
зная о коварстве древнего змия,
пишет о правиле разделения истины и лжи
в недрах Православной Церкви:

«избежать сетей вновь являющихся еретиков и пребыть в здравой вере... должно оградить веру свою,
при помощи Божией, двумя средствами: во-первых, авторитетом Закона Божественного (Священного Писания),
а во-вторых, Преданием кафолической Церкви...
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том,
чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все»

«…потому-то именно, что существует такое количество изворотов крайне разнообразного заблуждения,
весьма необходимо направлять нить толкования пророков и апостолов по правилу церковного и православного понимания.
В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду,
всегда, все; ибо истинное и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего,
— то, что все вообще объемлет. Но это будет только тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию;
а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по Земному шару Церковь;
а древности — тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими;
а согласию — тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников
и вместе учителей» [1].

1. преп. Викентий ЛиринскийО Священном Предании Церкви.  СПб., 2000. С. 19–20.

ещё этот вопрос неплохо раскрывается в статье:

Теологумены в современном богословии
cвященник Даниил Сысоев
https://azbyka.ru/teologumeny-v-sovremennom-bogoslovii

И почитайте ответы на вопросы 606--613 из книги  "Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников"
святых преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка
(   https://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_I … enikov/606  )
и там найдёте ответ почему так иногда бывает.   У Православной Церкви в отличии от католиков нет учения
о человеческой непогрешимости.  Поэтому и решались воросы догматические на вселенских соборах,
а не единоличным диктаторским приказом от "непогрешимого папы".

Относительно святости следует сказать, что личная святость далеко не всегда обезпечивает
богословскую безупречность суждений того или иного автора. Сам факт канонизации того или иного святого
не означает непременного возведения всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Критерий истинности учения Отцов Церкви сформулировал Афанасий Великий:
«Вот подлинное учение и вот признак истинных учителей, как передали отцы: согласно между собой исповедовать
одно и то же и не входить в споры ни друг с другом, ни со своими отцами…».
При этом согласие Отцов, чтобы быть обязательным для христиан должно касаться пунктов учения,
которые имеют по признанию самих Отцов характер Откровения. По прочим вопросам, даже относящимся
к богословским наукам, их суждения не считаются обязательными.

Также, авторитет Отцов Церкви не всегда распространяется на все их сочинения.
Во всём объёме принимаются лишь те их произведения, которые целиком торжественно были приняты
на вселенских соборах.
Не имеют догматического авторитета сочинения, написанные в состоянии оглашения
(как панегирик Григория Чудотворца Оригену) или в споре с защитниками православия
(например, Феодорит Кирский против Кирилла Александрийского). В этом отношении
особым преимуществом пользуются только Учителя Церкви.

По отношению к тем выдающимся церковным писателям, которые не удостоены Церковью звания Отцов Церкви,
но известны своими высокими качествами, исключительной образованностью, подвижнической жизнью
и пользуются уважением в Церкви употребляется особенно почётный титул Учитель Церкви («великий вселенский учитель»). 
Греческая Церковь знает только трёх великих Вселенских Учителей - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.


протоиерей Олег Стеняев про принцип "Согласия отцов" (Consensus patrum)
https://azbyka.ru/forum/threads/princip … rum.15333/

история и проч.
https://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princ … sus-patrum

0

2

О ПРИНЦИПЕ CONSENSUS PATRUM.


ТРИ ВАЖНЫХ ПОЯСНЕНИЯ ОТ ПРП. ВИКЕНТИЯ ЛИРИНСКОГО

(  источник:   https://vk.com/wall-184478279_54909  )

В современных спорах о богословской значимости критерия согласия отцов
(Consensus Patrum) часто проявляются три заблуждения относительно
этого критерия, которых придерживаются как сторонники, так и противники
этого принципа. Все три заблуждения ясно отвергаются в классическом труде
прп. Викентия Лиринского  «Памятные записки» (лат. Commonitorium).
https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lir … ozheniyah/

1) Многие полагают, что Consensus Patrum предполагает
обязательное согласие ВСЕХ отцов, которые писали на данную тему
(что бывает достаточно редко).
Св. Викентий однако пишет о согласии «решительного большинства»:

«Следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать
только те вероопределения и изъяснения, которых держались все,
ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ПОЧТИ ВСЕ пастыри и учители».
https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lir … =25:1,26:5

«…если бы когда-нибудь часть восстала против целого, новизна против старины,
погрешительное разномыслие ОДНОГО, ИЛИ ВООБЩЕ МЕНЬШИНСТВА,
ПРОТИВ СОГЛАСИЯ ВСЕХ ИЛИ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, РЕШИТЕЛЬНОГО БОЛЬШИНСТВА православных,
то погрешению части они должны предпочесть непогрешимость всеобщности;
при вопросе же о самой всеобщности, благоверие древности предпочесть непотребству новизны;
наконец, при вопросе о самой древности, БЕЗРАССУДСТВУ ОДНОГО, ИЛИ ОГРАНИЧЕННЕЙШЕГО ЧИСЛА ЛИЦ,
ПРЕДПОЧЕСТЬ прежде всего общие определения какого-либо Вселенского Собора, если таковые
на данный предмет есть, – а если их нет, в таком случае, – то, что всего к ним ближе,
то есть взаимно СОГЛАСНЫЕ СУЖДЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА ВЕЛИКИХ УЧИТЕЛЕЙ.
Если будем, при помощи Божией, соблюдать это верно, здравомысленно и старательно,
то без большого труда различим всякие преступные заблуждения появляющихся еретиков.»

https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lir … :8,102:120

2) Некоторые полагают, что по всякому догматически значимому вопросу
- обязательно должен существовать Consensus Patrum.
Прп. Викентий отнюдь не разделял подобного экклесиологического оптимизма.
Он полагал, что прежде всего необходимо выяснить:
существует ли согласие отцов в конкретном спорном вопросе?

«А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос,
что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию?
ТОГДА НАДОБНО ПОСТАРАТЬСЯ РАЗОБРАТЬ И СЛИЧИТЬ МНЕНИЯ ОТЦОВ, живших хотя бы
то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении
с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, И ЕСЛИ ОКАЖЕТСЯ,
что не один, или двое только, но все вместе единогласно* что-либо такое содержали, писали,
преподавали, открыто, часто, неизменно, ТО СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ,
ЧТО И МЫ ТАК ЖЕ ДОЛЖНЫ В ЭТО ВЕРОВАТЬ БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ.»

https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirinskij/o_veroizlozheniyah/#sel=30:1,30:91

___________

* - как показано выше под «единогласием» св. Викентий здесь понимает согласие значительного большинства.

3) Некоторые пытаются применить принцип Consensus Patrum для выяснения естественнонаучных, исторических и иных вопросов, не имеющих догматического значения (одни - для ниспровержения научных авторитетов, другие - чтобы показать ошибочность самого принципа). Прп. Викентий однако оговаривает:

«… мы обязаны с величайшим усердием исследовать согласные суждения древних святых отцов и следовать им НЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ВСЕХ КАКИХ–ЛИБО МАЛОВАЖНЫХ ВОПРОСОВ БОЖЕСТВЕННОГО ЗАКОНА, НО ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ТОЛЬКО КАСАТЕЛЬНО ПРАВИЛА ВЕРЫ.»
https://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lir … 2:5,102:35


Из лекций Сагарды:
«не только не требуется, но и невозможно даже требовать,
чтобы безусловно все отцы, без всякого исключения,
высказали согласное суждение об известном пункте церковного учения,
— могло быть, что не каждый имел повод высказаться по данному вопросу.
Достаточно, чтобы значительное число выдающихся отцов
из различных стран и разных времен засвидетельствовали согласно, твердо и ясно,
как учение Церкви, и чтобы остальные не представили противоположных суждений.»

0

3

Преподобный Никодим Святогорец:

«Нас интересует не то, что сказали или что думали отдельные отцы,
но что говорит Писание, Вселенские соборы и общее мнение отцов.
Ибо точка зрения некоторых еще не составляет догмата в Церкви».

___________________________

Источник: Никодим Святогорец, преподобный.
Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч.
Т. 1: Правила святых апостолов. Екатеринбург, 2019. С. 192
(примеч. 2 к Апост. 5)

Прп. Никодим Святогорец:
«Мудрейший Фотий совершенно верно заметил:
то, что утверждено постановлениями вселенскими и общими, подобает хранить всем.
A то, что изложил в частном порядке кто-либо из отцов или определил Поместный собор
(т. е., если он при этом не был утвержден Вселенским), для соблюдающих
представляет собой благочестивое мнение – но и для тех, кто с этим не согласится,
не представляет опасности»

(Примеч. 3 к I Всел. 13 | Никодим Святогорец, преподобный.
Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч.
Т. 2: Правила Вселенских соборов. Екатеринбург, 2019. С. 51).

...

«Поэтому и Фотий (тит. 1, гл. 2) говорит,
что 3-е постановление 2-го тит. «Новелл» утверждает:
правила семи Соборов и их догматы имеют такую же силу, как Божественное Писание»

(Примеч. 2 к VII Всел. 1 | Никодим Святогорец, прп.
Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.:
пер. с греч. Т. 2: Правила Вселенских соборов. Екатеринбург, 2019. С. 387).


УЧЕНИЕ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДОЛЖНО ПРЕДПОЧИТАТЬ ЧАСТНОМУ ВЕРОВАНИЮ

Как бы какое-либо мнение о вере ни было бы блистательно,
по важности ли автора, по кажущейся ли разумности своей:
частное мнение всегда менее значит, чем учение Вселенской Церкви.
Предпочитать частное вселенскому значит оскорблять здравый смысл
и вводить в жизнь ряд неустройств, как это показал папизм,
вызвавший реформацию.

святитель Филарет Черниговский.
Православное догматическое богословие. Том I.

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Жизнь Церкви » принцип согласия отцов