Отец Георгий Кальсиу - О благочестивой молитве
28 декабря 2011
(Это часть ретрита, проведенного о. Георгием Кальсиу в Румынии.
- Ноябрь 2006 года - за несколько недель до отшествия ко Господу).
Да будет вечной его память!
Я хотел бы сказать вам несколько слов о благочестивой молитве.
Я не люблю определений, потому что молитва - это, несомненно, дело Божие,
которое возвращается к Богу.
Дух молитвы - это дар, который Святой Дух вкладывает в каждого из нас,
в зависимости от нашего более или менее интенсивного труда, устраняя при этом барьер,
воздвигнутый между Богом и нами.
В нашей попытке молиться всегда происходит общение
Божественной воли с человеческой.
И знайте, что без настойчивости и благочестия молитва невозможна.
Я не пиетист, но хочу сказать,
что без воли Божией мы не смогли бы молиться даже «Отче наш».
Это происходит потому, что, когда мы начинаем молиться,
на нас нападают тысячи демонов.
Когда я был ребенком, мама водила меня в церковь.
В нашей семье было одиннадцать детей, и когда она вела нас в церковь,
мы жаловались, что у нас болят ноги от стояния и что мы хотим выйти на улицу.
А мама говорила: «Как дети, вы не понимаете,
но знайте, что боль в ногах - это ваша молитва перед Богом».
А еще она рассказывала нам такую историю:
«В одной деревне был бар, куда люди, особенно мужчины,
ходили выпивать (потому что в то время женщины в бары не ходили, а сейчас ходят...).
Там люди напивались, ругались и дрались, но во всем заведении был только один демон и,
возможно, самый слабый, который спал на столешнице, потому что у него не было работы.
В той же деревне был дом вдовы, у которой было семеро детей, и все они молились по ночам.
И дом ее был окружен легионом бесов... трудившихся не покладая рук».
Так знайте же, братья мои, что наши церкви окружены легионами бесов,
усердно стремящихся нас покорить. Ибо где демону совершать свою злую работу
- в диско-баре или на пляже? Там ему нечего делать.
Конечно, злые духи присутствуют и в этих местах, но без особого труда.
Но в церкви, где проповедуется истинная вера
и мы стараемся практиковать истинную молитву,
бесы окружают нас со всех сторон, нанося удары там, где мы наиболее уязвимы.
Они искушают вас сомнениями в том,
что ваша молитва напрасна, что у вас есть дела поважнее,
а может быть, и мыслями о том, что Бог не услышит вашу молитву.
Но если вы будете упорствовать, это состояние сомнения исчезнет.
Когда меня впервые арестовали и я попал в ГУЛАГ, моя вера была слабой.
Когда я поступил в Медицинскую школу, я кое-что знал о молитве,
а приехав в Бухарест, я стал свидетелем начала движения
под названием «Горящий куст», группы верующих, посвященной молитве,
которую инициировали Санду Тудор [будущий иеромонах Даниил из монастыря Рарау,
впоследствии погибший как мученик в коммунистическом ГУЛАГе Аюд - ред],
отец Д. Стэнилоаэ, о. Б. Гиуш, о. Бабус, [Александр «Кодин»] Миронеску
и другие миряне и священнослужители, занимающиеся молитвой и катехизацией,
говорили о великих опасностях (старцев) пустыни, и я был удивлен,
какие глубокие сокровища скрывает в себе молитва
и насколько мы можем вырасти, чтобы наша молитва стала подлинной.
Все эти люди, о которых я говорю,
были выдающимися деятелями нашей Церкви,
которые со временем отошли ко Господу, но они оставили после себя сияющий след,
и многие из нас сегодня следуют духу, который эти отцы наставляли нас тогда.
В их присутствии я многому научился
и со временем стремился углубить свою молитвенную жизнь,
вплоть до 1948 года, когда меня арестовали и отправили в ГУЛАГ,
где я по-настоящему ощутил труд молитвы.
Я делил тюремную камеру с различными политическими деятелями,
епископами, свяoщенниками и монахами, и тогда я понял, что молитва - это битва, огромное усилие.
С того момента, как вы садитесь или встаете на колени,
чтобы помолиться, многие демоны атакуют вас,
даже при первых словах молитвы; лукавый наполняет ваш ум множеством мирских мыслей,
всякими неважными вещами.
Даже любопытство узнать время будет занимать ваш ум.
Или интерес узнать, светит ли на улице солнце или пасмурно.
Все эти мысли могут казаться невинными,
но они исчезают от голоса молитвы в нашем сердце.
Старец Порфирий говорит, что эти мысли,
атакующие наш ум во время молитвы, подобны самолетам.
Вы слышите их издалека, как тихий шум, без особого беспокойства,
потом они усиливаются и, пролетая над вашей головой,
ошеломляют вас своим шумом, но потом проходят.
Но если ты вступишь в разговор с такими мыслями,
- говорит отец Порфирий, - они превратят твое сердце в аэропорт.
Многие верующие спрашивали меня,
как бороться с человеческими мыслями, которые приходят в голову во время молитвы.
Во-первых, не обращайте на них внимания.
Пусть они проходят мимо.
Во-вторых, призывайте на помощь Господа и своего ангела-хранителя.
И в-третьих, не открывайте свое сердце для разговора со злыми мыслями.
Потому что демон сильнее нас.
Затем мы должны молиться с благочестием и смирением.
Читая молитвы к исповеди и Причастию, написанные святителем Иоанном Златоустом,
святым Симеоном Новым Богословом и другими великими святыми нашей Церкви,
которые мы ищем в качестве образцов для своей жизни,
мы видим, как эти отцы исповедуют искушения,
с которыми сталкивались сами, злые мысли, злобу...
объяснения, данные для помощи нам в нашей молитве.
Вот что говорит святой Симеон Метафраст, цитирую:
«Какого зла я не совершал? Какие грехи я не совершал?
Какой вид нечестия я не представлял в своей душе?
Вы знаете, что в своих поступках я перешел все границы разврата.
Я был горд, высокомерен, презрителен, богохульствовал, сплетничал, безудержно смеялся.
Я был пьян, обжорлив, злобен, завистлив и жаден,
осуждал других, уступал, искал похвалы,
был несправедлив, любостяжателен и поглощен постыдными мыслями»...
Вот как молился святой Метафраст!
Когда я читаю эти молитвы перед исповедью и Святым Причастием,
я задумываюсь о том, как много я согрешил за всю свою жизнь.
Если эти святые были искушаемы, то насколько больше искушаюсь я?
Если эти святые говорили о пустословии, пьянстве, чревоугодии,
зависти и любви к богатству, то насколько мрачнее должны быть мои мысли?
Но святой Симеон Новый Богослов продолжает:
Ве́си зо́л мно́жество, ве́си и стру́пы моя́,
и я́звы зри́ши моя́, но и ве́ру ве́си, и произволе́ние зри́ши,
и воздыха́ние слы́шиши. Не таи́тся Тебе́, Бо́же мо́й, Тво́рче мо́й,
Изба́вителю мо́й, ниже́ ка́пля сле́зная, ниже́ ка́пли ча́сть не́кая.
.
И это великое утешение для нас.
Потому что Бог принимает во внимание не только мою молитву, но и мой труд.
Сатана возмущается, видя, что кто-то молится.
Это объясняет, почему на нас так нападают, когда мы молимся.
Существует целая армия демонов,
которые пытаются внушить нам множество мерзких мыслей.
Они могут казаться не очень вредными, но их достаточно,
чтобы помешать и отделить нас от Бога: мирские мысли, воспоминания,
которые изменяют ваш покой, всякие неважные вещи,
которые заключают наш разум в тюрьму.
Когда вы подготовите свое сердце
и освободите свой разум от всех повседневных забот
- которые, однако, не могут исчезнуть полностью,
- будьте бдительны, чтобы увидеть, с какой стороны ударит демон.
В этот момент ангел молитвы, наблюдающий за вами, поможет вам «справа»,
а демон ударит «слева».
Демон попытается отвлечь вас от молитвы,
чтобы вы потеряли связь с Богом,
но ангел молитвы вложит в ваше сердце спокойные мысли и поможет вашему разуму
- его рациональной части, чтобы вы могли противостоять всем злым влияниям и совершить чистую молитву.
Отец Роман Брага говорит,
что когда вы садитесь молиться, вы должны очистить свой разум от всех образов
и во время молитвы не размышлять,
чтобы Бог мог поместить в ваш опустошенный разум Свой Святой Дух,
наполнив вас Своим присутствием.
Должен признаться, что я пытался следовать этому наставлению
- очистить свой разум от всех образов, от всего,
что связывает меня с этим материальным миром,
но у меня не всегда получалось.
Бывают моменты, когда я могу.....
Бывают моменты, когда я поднимаю себя над этими образами,
но эти моменты длятся недолго из-за моей слабости.
Поэтому я считаю, что, будучи созданными из плоти и духа,
имея материальное тело и земной разум, мы нуждаемся в практике.
Нам нужно соединить рациональную или образную часть нашего существа с тем,
что мы можем увидеть, например, с иконой.
Особенно икона - это первый шаг, который поможет поднять наш дух.
Хорошо, если перед вами есть икона,
чтобы устремить на нее свое внимание.
Сделать из ее святого образа - святого,
изображенного на ней, связующее звено между вами и Богом.
Тогда вы сможете размышлять о святой жизни святого,
о чудесах, которые он совершил, о помощи,
которую он оказывал вам в различных обстоятельствах,
и ощущать его присутствие от иконы или его мощей в своей душе.
Таким образом, вы подошли ко второму этапу.
Третий этап - когда эти мирские образы больше не действуют в вашем сознании
и все исходит от Бога, Который заполняет пустое пространство
в вашей душе Своим Божественным присутствием.
Если вы молитесь вслух, а во многих случаях мы молимся именно так,
потому что можем лучше сосредоточиться,
не позволяйте себе увлечься созвучием слов или красивыми фразами,
ведь некоторые молитвы действительно очень красивы.
Не соблазняйтесь «эстетикой».
Я помню, как впервые прочитал акафист Молитве Горящего Куста
[сочиненный Даниэлем Санду Тудором: Acathyst Hymn to the Mother of God, the Burning Bush - Ed],
я мало что понял.
Это звучало так красиво, так богословски,
что у меня осталось только приятное представление.
Однако это было и хорошо, потому что через ее мистическую красоту Бог работал внутри нас.
Обычно, когда мы молимся без слов, только умом,
между умом и словами возникает разрыв.
Врачи говорят, что когда мы произносим что-то в уме
- например, молитву «Отче наш», - мы делаем это на одном дыхании,
но надгортанник - фонетический орган - работает медленнее.
Таким образом, между моей мыслью и самой молитвой возникает разрыв.
Поэтому, если вы молитесь в уме и произносите неполные слова,
хорошо бы добиться резонанса между словом и мыслью.
В противном случае образ становится двойным: один раз через мысль,
а затем через надгортанник своим небольшим движением, которое создает инерцию.
Таким образом, вы остаетесь позади и теряете связь между вашей мыслью и словами молитвы.
Если ваша мысленная концентрация покидает вас во время молитвы,
уводя в тщетные размышления, постарайтесь вернуться к молитве.
Постарайтесь укрепить свое внимание, и ангел молитвы не только подскажет вам,
что вы теряете внимательность, но и наставит вас, когда вы ее потеряли.
Но если это прерывание во время молитвы войдет в привычку,
то ангел больше не будет вас наставлять.
Тогда вы будете постоянно терять и приобретать... и продвинетесь очень мало.
Таким образом, если вы будете внимательно следить за своими мыслями,
умом и сердцем, то ангел напомнит вам, где вы потеряли сладость молитвы.
Это небольшие упражнения,
которые (помогут вам) вновь соединить ваши мысли с молитвой.
Например, когда вы сгибаете колени, все ваше существо вовлечено в молитву.
Простое соединение ладоней снова вовлечет вас в молитву.
Крестное знамение или другие благочестивые действия помогут вам вернуть плательщика.
Таким образом, с помощью маленьких и неприметных жестов
мы можем привлечь ангела Господня, который поможет нам вернуть молитву,
чтобы мы могли идти вперед.
Есть люди, которые пытаются заменить все молитвы
молитвой сердца (Иисусовой молитвой).
Я думаю, что эта практика для продвинутых людей.
Однажды я был в Эссексе (Англия),
где они практиковали Иисусову молитву в церкви по очереди
и часто заменяли этой молитвой службу вечерни.
Там была группа монахов и монахинь,
и каждый из них произносил Иисусову молитву по сто раз...
Это похоже на запись/запись в книге,
предлагаемую Богу, путем подсчета того, сколько раз ты произносишь молитву.
Братья мои, я хотел бы сказать следующее:
все молитвы должны начинаться с начальных молитв, тропарей:
Царю Небесный... Святый Боже..., молитва Пресвятой Троице... Отче наш..., Символ веры, 50-й псалом,
затем молитвы Пресвятой Богородице.
Это основные молитвы.
Без них невозможно добраться до сути,
даже если вы кажетесь продвинутым,
ведь мы не находимся на уровне отцов Святой Горы.
Вы должны подготовить свое сердце,
прежде чем переходить к более сложным молитвам.
Вы начинаете с первой молитвы, посвященной Святому Духу,
затем Святой Троице, затем третьей - Богу Отцу - и так далее.
Все они имеют определенную цель.
Часто я спрашивал своих молодых семинаристов,
к кому обращена молитва «Царю Небесный»?
И они не знали. Они молились, не зная...
Ведь лучше начать с вводных молитв, чем продвигаться вперед.
Даже если вы произнесете только эти основные молитвы десять раз,
сто раз, снова и снова,со временем молитва действует в нашем сердце,
восстанавливая его и продвигая к более глубокой молитве.
Затем можно произносить другие молитвы и Иисусову молитву (молитву сердца).
Ибо я верю, что молитва сердца, произносимая особенно ночью,
- это дар Святого Духа, действующий в наших сердцах,
и мы должны практиковать ее с глубоким благочестием и смирением.
Перед тем как меня посадили в тюрьму во второй раз,
я был принят в священство и служил с 1972 по 1978 год.
В 1978 году меня отстранили от преподавания в семинарии
и от служения Церкви, и я оказался в руках коммунистического режима («Секуритате»),
без какой-либо церковной защиты.
У меня больше не было ни прихода, ни места,
где я мог бы преподавать, никто не предлагал мне защиты,
ни один епископ не брал на себя ответственность за меня, и я чувствовал себя потерянным.
Меня снова арестовали и отправили в тюрьму.
Во время учебы в семинарии я много дней молился со своими студентами.
Мы собирались по вечерам, читали из Библии и читали молитвы.
Если Бог вдохновлял кого-то из нас на новое слово для объяснения прочитанного библейского текста,
он его произносил, в противном случае мы уходили домой,
размышляя о том, как нам следует поступить в следующий раз.
И я думал, что действительно знаю молитву...
Но когда меня забрали в ГУЛАГ, я понял, что не знаю, как молиться.
Потому что я жил в постоянном страхе, постоянно отвлекаясь.
Когда я хотел помолиться, охранники беспокоили меня или даже били,
чтобы я перестал молиться, и я не мог выйти за пределы этой внутренней битвы,
которую я вел... Я не мог сосредоточиться, чтобы совершить настоящую молитву.
Я не мог молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
Я не мог даже сказать этого...
Это была война с самим собой...
Потом я вспомнил, что говорил о молитве святой Максим Исповедник,
и действительно, постепенно я начал подключаться к молитве...
более глубокой молитве; я стремился очистить свой ум от всего дурного,
от всего негативного во мне и от зла, которое меня окружало,
и я продвинулся до точки, где передо мной лежала бездна...
пугающая бездна... и я не знал, что за этим последует.
Броситься в пропасть, как сатана искушал Иисуса,
чтобы Бог послал своих ангелов спасти его? Я испугался и отступил.
Но случилось так, что Бог послал ангела, который спас меня, и камень не повредил мне ногу...
https://orthodoxword.wordpress.com/cate … ge-calciu/
Отредактировано Ярослава (2024-10-03 18:15:17)