Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Исихазм.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Исихазм: Подарок для нашего времени

«Изменения в мире будут сложными, но не менее удивительным будет духовное возрождение многих. И многие молодые люди, кажущиеся невежественными, пробудятся к духовной жизни, подобной той, что была в старину».
ИОАНН ГЕОРГИЙ

.
Авва Арсений [Праджа], один из ближайших учеников Неофита Затворника, оставил своему ученику завещание:

«Сын мой, я оставляю тебе божественный дар исихазма как наследство, как благословение,
переданное от аввы Неофита Затворника,
который был достоин божественного дара мистической практики исихазма.
Я оставляю вам в наследство этот дар как талант.
Будьте осторожны и не зарывайте его, а отдайте в кассу, чтобы он умножился
и приобрел десятикратные проценты,
дабы не погасить мистическое пламя практики исихазма.
Держите свечу исихазма зажженной и не беспокойтесь о том,
что вам кажется, что вы одиноки. Авва Неофит Затворник пророчествовал,
что будут тысячи тех, кто пойдет по мистическому пути исихазма.
Изменения в мире будут сложными,
но не менее удивительным будет духовное возрождение многих.
Мистическая практика исихазма спустится с гор и пещер в сердце городов.
И многие молодые люди, кажущиеся невежественными,
пробудятся к духовной жизни, подобной той, что была в древности.
Это воскресение будет чудесным, именно там, где, как считается, властвует смерть.
Святой Дух покажет вам силу, превосходящую все

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/394/t396878.webp

https://romelders.substack.com/p/hesych … -our-times

Отредактировано Ярослава (2024-09-01 18:32:28)

0

2

Старец Арсений Папачок (ум. 19 июля): о борьбе с молитвой 

ГРИГ ГЕОРГИЙ 20 ИЮЛЯ 2024 Г.

Вопрос: Что делать, если мы не молимся внимательно и рассеиваемся при выполнении работы?

Отец Арсений: Если вы поднимаетесь, значит, вы не потеряны!
Любая беда ничего не значит. Ничего не потеряно, если ваша вера стоит на ногах,
если вы снова поднимаете голову и не позволяете своей душе смириться!
Я не устаю повторять: не теряйтесь!
Если вы видите, что не сделали чего-то, что должны были сделать, это не значит, что вы потеряны.
Вы все еще находитесь в хорошем положении.
Потому что если бы вы не были в хорошем положении, вы бы не заметили, что сделали что-то не так.
Вы уже были в хорошем положении; просто у вас было большое рвение, превосходящее ваши силы - у всех нас оно есть - и вы хотели сделать больше.
Но нет! Вы просто подметаете пол! Молчите и никого не осуждайте.
Если вы не сказали ни о ком ничего плохого, это самое лучшее, что вы сделали в тот день!
Но боритесь!

Вопрос: Что значит для монаха иметь смирение? И как достичь смирения?

Отец Арсений: Прежде всего, это вопрос, на который никто не может ответить.
Все наши святые отцы говорили о смирении в превосходной степени,
потому что мы не можем говорить о нем с полумерами.
Они говорят: «Это значит видеть себя ниже всех других существ».
То есть самым страшным грешником! Да, но червь - тоже существо. И змея.
Должны ли вы видеть себя ниже их?
Вот как: эти существа не сидят сложа руки, они передвигаются
и стремятся существовать, жить, ищут пищу и прочее.
Другими словами, они заботятся о том, чтобы выжить. А вы следите за этим?

Вопрос: Да, а как же духовная жизнь?

Отец Арсений: Да... и что вы за существо, в конце концов?
Смиренный человек никогда не считает себя смиренным!
Но я говорил людям, что речь не идет о смешанном смирении,
как: «Он скромен, но немного гордится этим!»
Мы говорим об истинном смирении, о смиренном смирении!
Я не должен говорить, что я ничтожество.
Я - существо, которое может молиться, значит, я что-то собой представляю!
Но другие лучше меня! Простая арифметика, верно?
Один плюс один - два.
Если вы ошиблись, разделите два на два, и в результате получится один, то есть вы!

Вопрос: Божественной меры можно достичь за один день, с утра до вечера!

Отец Арсений: Без смирения это невозможно!
Не обманывайте себя!
Держитесь ближе к Церкви, ходите на службы и,
конечно, слушайтесь своего духовного отца.
В Патерике сказано, что человек достигает всего, если просит.
Но не банальностями. Может быть, вас что-то озадачило в вашей борьбе.
Нет ни одного христианина и, конечно, ни одного монаха,
который бы не подвергался искушениям во время молитвы.
Дьявол искушает всех. Но не сдавайтесь и не унывайте!

Богу нравится ваша борьба. Он уже знает, чего вы хотите, и вы это получите! Но не сдавайтесь!
Если вы видите искушение и поддаетесь ему, начните все сначала.

Вопрос: Но меня это беспокоит, потому что часто случается, что я засыпаю!

Отец Арсений: Не волнуйтесь! Сохраняйте спокойствие!
Вам все равно удастся что-то сказать.
Это атака дьявола по всем фронтам.
Все христиане, которых я когда-либо встречал - и монахи в том числе, поверьте мне,
- говорили мне, что их ум отвлекается во время молитвы.
У каждого есть искушения. Сатана приходит, потому что ему это совсем не нравится.
Это хороший признак того, что мы делаем что-то, что нравится Богу.
Однако сатане это не нравится. Но начните думать о суетных вещах, и он вас не остановит!
Боритесь непрестанно! Бог нас не подведет.
Мы получаем помощь, но и у дьявола есть сила искушать нас.
И это все. Другой силы у него нет.
Не совершайте ошибку, проклиная его! Не вступайте в диалог с дьяволом.
Вы не разговариваете с дьяволом.
Вы укрываетесь в молитве, потому что он бежит от молитвы, от силы имени Христа.
Говорите: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного» всегда!

Вопрос: Но я произношу молитву «Господи, Иисусе Христе...» один или два раза,
а потом она исчезает из моего сознания.
Я рассказал об этом отцу Клеопе, и он сказал:
«Обрати на это внимание, потому что враг крадет молитву из твоего ума,
но ты должен продолжать ее произносить! Это твоя борьба!»

Отец Арсений: Вы не должны становиться беспокойными.
Сатана любит возбужденное состояние.
И тогда вы не сможете вернуться к нормальной жизни.
Позвольте мне рассказать вам, что такое послушание.
Я прятался в лесу с отцом Клеопой, и начался сильный дождь; мы находились в местности, где было всего несколько деревьев, не очень высоких. Мы стали искать укрытие; я пошел в одну сторону, а отец Клеопа - в другую.
В какой-то момент он позвал меня к себе, примерно в 100 футах от того места,
где я находился; он настаивал. Я подумал, что мое место лучше защищено,
но потом сказал про себя: «Погоди-ка, почему бы мне не послушать отца Клеопу!»
И я побежал туда, где он был.
Мгновенно на дерево, где я укрывался до этого, упала молния. Меня это поразило...
Как важно послушание! Перевод из книги «Старец Арсений говорит с нами, том 2», Episcopia Romanului Press, 1997

Отредактировано Ярослава (2024-09-01 18:58:30)

0

3

Молитва Иисуса: Божье решение для современной жизни
Старец Софьян Богью

ИОАН ГЕОРГИУ

И для этой современной жизни - полной движения - Бог нашел решение.
Он придумал короткую молитву:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!».

Или, если хотите, еще короче:

«Иисус, помилуй меня!».

Два слова [на румынском языке]. Это молитва сердца, молитва, полная силы,
которую можно произнести в любом месте и в любое время в этой беспокойной спешке жизни.
Мы можем произносить ее дома, в дороге, в школе, в магазине, на работе и даже в разговоре с кем-то другим.

Я встречал многих великих практиков сердечной молитвы,
которые, как я знаю наверняка, молились непрестанно.
Это был знаменитый русский духовный отец Иоанн Кулигин из Оптинского монастыря.
Однажды, когда он выступал перед нами, монахами «Горящего куста»,
я положил руку ему на плечо и спросил: «Отец Иоанн, вы сейчас молитесь?».
И хотя он что-то объяснял, он ответил мне: «Да, отец, я молюсь даже сейчас».

Это молитва, которую можно произнести так, как мы говорим, как я говорю сейчас.
Если ее можно произносить хотя бы три раза в день по пятнадцать минут,
то она станет настоящим сокровищем, которое мы всегда носим с собой.
Ее нужно произносить часто, чтобы она проникла в наше сердце.
Здесь, над физическим сердцем, появляется тепло, а затем разум спускается в сердце.
Ум и сердце должны объединиться, потому что часто человек думает одно, а чувствует совсем другое.
Однако если ум объединяется с сердцем, мы больше не чувствуем вражды;
мы становимся людьми, настоящими людьми, людьми, полными добра.

Это и есть то чудо, о котором вы меня спрашиваете,
которое может изменить жизнь современного человека.
Это чудо, потому что тогда Бог дает нам все, что мы просим у Него.
Все, что угодно! Христос обещает нам это:

«Все, чего ни попросите, молясь с верою, получите!»


Потому что Богу ничего от нас не нужно, кроме одного: чтобы мы были людьми.
Людьми, полными Добра, написанного с большой буквы.

И я счастлив, что сегодня встречаю многих людей,
которые практикуют эту молитву сердца.
Я верю, что румыны действительно люди, полные доброты.
Много раз эта доброта - перед лицом жестокой Европы - вредила и нам.
Эти страдания, которые мы пережили перед лицом стольких народов,
возможно, объясняются нашей великой мягкостью и послушанием.
Но Бог еще скажет свое слово о нашей великой мягкости.

Отрывок из интервью, взятого незадолго до упокоения старца в 2002 году:

«Dumnezeu Nu Vrea de la Noi Decât Un Singur Lucru: Sa Fim Oameni,» [Бог хочет от нас только одного: быть человеком] în Duhovnici români contemporani: Părintele Sofian (Bucharest, Editura Bizantină: 2007), p. 171-172.

Отредактировано Ярослава (2024-09-29 23:51:38)

+1

4

Отец Георгий Кальсиу - О благочестивой молитве
28 декабря 2011
(Это часть ретрита, проведенного о. Георгием Кальсиу в Румынии.
- Ноябрь 2006 года - за несколько недель до отшествия ко Господу).

Да будет вечной его память!
Я хотел бы сказать вам несколько слов о благочестивой молитве.
Я не люблю определений, потому что молитва - это, несомненно, дело Божие,
которое возвращается к Богу.
Дух молитвы - это дар, который Святой Дух вкладывает в каждого из нас,
в зависимости от нашего более или менее интенсивного труда, устраняя при этом барьер,
воздвигнутый между Богом и нами.
  В нашей попытке молиться всегда происходит общение
Божественной воли с человеческой. 
И знайте, что без настойчивости и благочестия молитва невозможна.
  Я не пиетист, но хочу сказать,
что без воли Божией мы не смогли бы молиться даже «Отче наш».
Это происходит потому, что, когда мы начинаем молиться,
на нас нападают тысячи демонов.
  Когда я был ребенком, мама водила меня в церковь.
В нашей семье было одиннадцать детей, и когда она вела нас в церковь,
мы жаловались, что у нас болят ноги от стояния и что мы хотим выйти на улицу.
  А мама говорила: «Как дети, вы не понимаете,
но знайте, что боль в ногах - это ваша молитва перед Богом».
  А еще она рассказывала нам такую историю:
«В одной деревне был бар, куда люди, особенно мужчины,
ходили выпивать (потому что в то время женщины в бары не ходили, а сейчас ходят...).
Там люди напивались, ругались и дрались, но во всем заведении был только один демон и,
возможно, самый слабый, который спал на столешнице, потому что у него не было работы.
В той же деревне был дом вдовы, у которой было семеро детей, и все они молились по ночам.
И дом ее был окружен легионом бесов... трудившихся не покладая рук».

  Так знайте же, братья мои, что наши церкви окружены легионами бесов,
усердно стремящихся нас покорить. Ибо где демону совершать свою злую работу
- в диско-баре или на пляже? Там ему нечего делать.
Конечно, злые духи присутствуют и в этих местах, но без особого труда.
  Но в церкви, где проповедуется истинная вера
и мы стараемся практиковать истинную молитву,
бесы окружают нас со всех сторон, нанося удары там, где мы наиболее уязвимы.
  Они искушают вас сомнениями в том,
что ваша молитва напрасна, что у вас есть дела поважнее,
а может быть, и мыслями о том, что Бог не услышит вашу молитву.
Но если вы будете упорствовать, это состояние сомнения исчезнет.
  Когда меня впервые арестовали и я попал в ГУЛАГ, моя вера была слабой.
  Когда я поступил в Медицинскую школу, я кое-что знал о молитве,
а приехав в Бухарест, я стал свидетелем начала движения
под названием «Горящий куст», группы верующих, посвященной молитве,
которую инициировали Санду Тудор [будущий иеромонах Даниил из монастыря Рарау,
впоследствии погибший как мученик в коммунистическом ГУЛАГе Аюд - ред],
отец Д. Стэнилоаэ, о. Б. Гиуш, о. Бабус, [Александр «Кодин»] Миронеску
и другие миряне и священнослужители, занимающиеся молитвой и катехизацией,
говорили о великих опасностях (старцев) пустыни, и я был удивлен,
какие глубокие сокровища скрывает в себе молитва
и насколько мы можем вырасти, чтобы наша молитва стала подлинной.
  Все эти люди, о которых я говорю,
были выдающимися деятелями нашей Церкви,
которые со временем отошли ко Господу, но они оставили после себя сияющий след,
и многие из нас сегодня следуют духу, который эти отцы наставляли нас тогда.
  В их присутствии я многому научился
и со временем стремился углубить свою молитвенную жизнь,
вплоть до 1948 года, когда меня арестовали и отправили в ГУЛАГ,
где я по-настоящему ощутил труд молитвы.
  Я делил тюремную камеру с различными политическими деятелями,
епископами, свяoщенниками и монахами, и тогда я понял, что молитва - это битва, огромное усилие.

  С того момента, как вы садитесь или встаете на колени,
чтобы помолиться, многие демоны атакуют вас,
даже при первых словах молитвы; лукавый наполняет ваш ум множеством мирских мыслей,
всякими неважными вещами.
Даже любопытство узнать время будет занимать ваш ум.
Или интерес узнать, светит ли на улице солнце или пасмурно.
Все эти мысли могут казаться невинными,
но они исчезают от голоса молитвы в нашем сердце.
Старец Порфирий говорит, что эти мысли,
атакующие наш ум во время молитвы, подобны самолетам.
Вы слышите их издалека, как тихий шум, без особого беспокойства,
потом они усиливаются и, пролетая над вашей головой,
ошеломляют вас своим шумом, но потом проходят.
  Но если ты вступишь в разговор с такими мыслями,
- говорит отец Порфирий, - они превратят твое сердце в аэропорт.
  Многие верующие спрашивали меня,
как бороться с человеческими мыслями, которые приходят в голову во время молитвы.

Во-первых, не обращайте на них внимания.
Пусть они проходят мимо. 
Во-вторых, призывайте на помощь Господа и своего ангела-хранителя.
И в-третьих, не открывайте свое сердце для разговора со злыми мыслями.
Потому что демон сильнее нас.

  Затем мы должны молиться с благочестием и смирением.
Читая молитвы к исповеди и Причастию, написанные святителем Иоанном Златоустом,
святым Симеоном Новым Богословом и другими великими святыми нашей Церкви,
которые мы ищем в качестве образцов для своей жизни,
мы видим, как эти отцы исповедуют искушения,
с которыми сталкивались сами, злые мысли, злобу...
объяснения, данные для помощи нам в нашей молитве.
  Вот что говорит святой Симеон Метафраст, цитирую:
«Какого зла я не совершал? Какие грехи я не совершал?
Какой вид нечестия я не представлял в своей душе?
Вы знаете, что в своих поступках я перешел все границы разврата.
Я был горд, высокомерен, презрителен, богохульствовал, сплетничал, безудержно смеялся.
Я был пьян, обжорлив, злобен, завистлив и жаден,
осуждал других, уступал, искал похвалы,
был несправедлив, любостяжателен и поглощен постыдными мыслями»...
  Вот как молился святой Метафраст!
 
Когда я читаю эти молитвы перед исповедью и Святым Причастием,
я задумываюсь о том, как много я согрешил за всю свою жизнь.
Если эти святые были искушаемы, то насколько больше искушаюсь я?
Если эти святые говорили о пустословии, пьянстве, чревоугодии,
зависти и любви к богатству, то насколько мрачнее должны быть мои мысли?

  Но святой Симеон Новый Богослов продолжает:

Ве́си зо́л мно́жество, ве́си и стру́пы моя́,
и я́звы зри́ши моя́, но и ве́ру ве́си, и произволе́ние зри́ши,
и воздыха́ние слы́шиши. Не таи́тся Тебе́, Бо́же мо́й, Тво́рче мо́й,
Изба́вителю мо́й, ниже́ ка́пля сле́зная, ниже́ ка́пли ча́сть не́кая.

.

  И это великое утешение для нас.
Потому что Бог принимает во внимание не только мою молитву, но и мой труд.

  Сатана возмущается, видя, что кто-то молится.
Это объясняет, почему на нас так нападают, когда мы молимся.
Существует целая армия демонов,
которые пытаются внушить нам множество мерзких мыслей.
Они могут казаться не очень вредными, но их достаточно,
чтобы помешать и отделить нас от Бога: мирские мысли, воспоминания,
которые изменяют ваш покой, всякие неважные вещи,
которые заключают наш разум в тюрьму.
  Когда вы подготовите свое сердце
и освободите свой разум от всех повседневных забот
- которые, однако, не могут исчезнуть полностью,
- будьте бдительны, чтобы увидеть, с какой стороны ударит демон.
В этот момент ангел молитвы, наблюдающий за вами, поможет вам «справа»,
а демон ударит «слева».
Демон попытается отвлечь вас от молитвы,
чтобы вы потеряли связь с Богом,
но ангел молитвы вложит в ваше сердце спокойные мысли и поможет вашему разуму
- его рациональной части, чтобы вы могли противостоять всем злым влияниям и совершить чистую молитву.
 
Отец Роман Брага говорит,
что когда вы садитесь молиться, вы должны очистить свой разум от всех образов
и во время молитвы не размышлять,
чтобы Бог мог поместить в ваш опустошенный разум Свой Святой Дух,
наполнив вас Своим присутствием.
Должен признаться, что я пытался следовать этому наставлению
- очистить свой разум от всех образов, от всего,
что связывает меня с этим материальным миром,
но у меня не всегда получалось.
Бывают моменты, когда я могу.....
Бывают моменты, когда я поднимаю себя над этими образами,
но эти моменты длятся недолго из-за моей слабости.
  Поэтому я считаю, что, будучи созданными из плоти и духа,
имея материальное тело и земной разум, мы нуждаемся в практике.
Нам нужно соединить рациональную или образную часть нашего существа с тем,
что мы можем увидеть, например, с иконой.
Особенно икона - это первый шаг, который поможет поднять наш дух.
Хорошо, если перед вами есть икона,
чтобы устремить на нее свое внимание.
Сделать из ее святого образа - святого,
изображенного на ней, связующее звено между вами и Богом.
  Тогда вы сможете размышлять о святой жизни святого,
о чудесах, которые он совершил, о помощи,
которую он оказывал вам в различных обстоятельствах,
и ощущать его присутствие от иконы или его мощей в своей душе.

Таким образом, вы подошли ко второму этапу.
 
Третий этап - когда эти мирские образы больше не действуют в вашем сознании
и все исходит от Бога, Который заполняет пустое пространство
в вашей душе Своим Божественным присутствием.
Если вы молитесь вслух, а во многих случаях мы молимся именно так,
потому что можем лучше сосредоточиться,
не позволяйте себе увлечься созвучием слов или красивыми фразами,
ведь некоторые молитвы действительно очень красивы.
Не соблазняйтесь «эстетикой».
  Я помню, как впервые прочитал акафист Молитве Горящего Куста
[сочиненный Даниэлем Санду Тудором: Acathyst Hymn to the Mother of God, the Burning Bush - Ed],
я мало что понял.
Это звучало так красиво, так богословски,
что у меня осталось только приятное представление.
Однако это было и хорошо, потому что через ее мистическую красоту Бог работал внутри нас.
  Обычно, когда мы молимся без слов, только умом,
между умом и словами возникает разрыв.
Врачи говорят, что когда мы произносим что-то в уме
- например, молитву «Отче наш», - мы делаем это на одном дыхании,
но надгортанник - фонетический орган - работает медленнее.
  Таким образом, между моей мыслью и самой молитвой возникает разрыв.
Поэтому, если вы молитесь в уме и произносите неполные слова,
хорошо бы добиться резонанса между словом и мыслью.
В противном случае образ становится двойным: один раз через мысль,
а затем через надгортанник своим небольшим движением, которое создает инерцию.
Таким образом, вы остаетесь позади и теряете связь между вашей мыслью и словами молитвы.

  Если ваша мысленная концентрация покидает вас во время молитвы,
уводя в тщетные размышления, постарайтесь вернуться к молитве.
Постарайтесь укрепить свое внимание, и ангел молитвы не только подскажет вам,
что вы теряете внимательность, но и наставит вас, когда вы ее потеряли.

  Но если это прерывание во время молитвы войдет в привычку,
то ангел больше не будет вас наставлять.

  Тогда вы будете постоянно терять и приобретать... и продвинетесь очень мало.

  Таким образом, если вы будете внимательно следить за своими мыслями,
умом и сердцем, то ангел напомнит вам, где вы потеряли сладость молитвы.

  Это небольшие упражнения,
которые (помогут вам) вновь соединить ваши мысли с молитвой.
Например, когда вы сгибаете колени, все ваше существо вовлечено в молитву.
Простое соединение ладоней снова вовлечет вас в молитву.
Крестное знамение или другие благочестивые действия помогут вам вернуть плательщика.
Таким образом, с помощью маленьких и неприметных жестов
мы можем привлечь ангела Господня, который поможет нам вернуть молитву,
чтобы мы могли идти вперед.

  Есть люди, которые пытаются заменить все молитвы
молитвой сердца (Иисусовой молитвой).
Я думаю, что эта практика для продвинутых людей.
  Однажды я был в Эссексе (Англия),
где они практиковали Иисусову молитву в церкви по очереди
и часто заменяли этой молитвой службу вечерни.
Там была группа монахов и монахинь,
и каждый из них произносил Иисусову молитву по сто раз...
Это похоже на запись/запись в книге,
предлагаемую Богу, путем подсчета того, сколько раз ты произносишь молитву.
 
Братья мои, я хотел бы сказать следующее:
все молитвы должны начинаться с начальных молитв, тропарей:
Царю Небесный... Святый Боже..., молитва Пресвятой Троице... Отче наш..., Символ веры, 50-й псалом,
затем молитвы Пресвятой Богородице.
  Это основные молитвы.
Без них невозможно добраться до сути,
даже если вы кажетесь продвинутым,
ведь мы не находимся на уровне отцов Святой Горы.
  Вы должны подготовить свое сердце,
прежде чем переходить к более сложным молитвам.
Вы начинаете с первой молитвы, посвященной Святому Духу,
затем Святой Троице, затем третьей - Богу Отцу - и так далее.
Все они имеют определенную цель.
Часто я спрашивал своих молодых семинаристов,
к кому обращена молитва «Царю Небесный»?
И они не знали. Они молились, не зная...
  Ведь лучше начать с вводных молитв, чем продвигаться вперед.
Даже если вы произнесете только эти основные молитвы десять раз,
сто раз, снова и снова,со временем молитва действует в нашем сердце,
восстанавливая его и продвигая к более глубокой молитве.

  Затем можно произносить другие молитвы и Иисусову молитву (молитву сердца).
  Ибо я верю, что молитва сердца, произносимая особенно ночью,
- это дар Святого Духа, действующий в наших сердцах,
и мы должны практиковать ее с глубоким благочестием и смирением.

  Перед тем как меня посадили в тюрьму во второй раз,
я был принят в священство и служил с 1972 по 1978 год.

  В 1978 году меня отстранили от преподавания в семинарии
и от служения Церкви, и я оказался в руках коммунистического режима («Секуритате»),
без какой-либо церковной защиты.
  У меня больше не было ни прихода, ни места,
где я мог бы преподавать, никто не предлагал мне защиты,
ни один епископ не брал на себя ответственность за меня, и я чувствовал себя потерянным.
  Меня снова арестовали и отправили в тюрьму.
  Во время учебы в семинарии я много дней молился со своими студентами.
  Мы собирались по вечерам, читали из Библии и читали молитвы.
Если Бог вдохновлял кого-то из нас на новое слово для объяснения прочитанного библейского текста,
он его произносил, в противном случае мы уходили домой,
размышляя о том, как нам следует поступить в следующий раз. 
И я думал, что действительно знаю молитву...
  Но когда меня забрали в ГУЛАГ, я понял, что не знаю, как молиться.
  Потому что я жил в постоянном страхе, постоянно отвлекаясь.
Когда я хотел помолиться, охранники беспокоили меня или даже били,
чтобы я перестал молиться, и я не мог выйти за пределы этой внутренней битвы,
которую я вел... Я не мог сосредоточиться, чтобы совершить настоящую молитву.
Я не мог молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
Я не мог даже сказать этого...
  Это была война с самим собой...
  Потом я вспомнил, что говорил о молитве святой Максим Исповедник,
и действительно, постепенно я начал подключаться к молитве...
более глубокой молитве; я стремился очистить свой ум от всего дурного,
от всего негативного во мне и от зла, которое меня окружало,
и я продвинулся до точки, где передо мной лежала бездна...
пугающая бездна... и я не знал, что за этим последует.
Броситься в пропасть, как сатана искушал Иисуса,
чтобы Бог послал своих ангелов спасти его? Я испугался и отступил.
  Но случилось так, что Бог послал ангела, который спас меня, и камень не повредил мне ногу...

https://orthodoxword.wordpress.com/cate … ge-calciu/

Отредактировано Ярослава (2024-10-03 18:15:17)

0