Святой старец Филофей Зервакос как духовный отец и воспитатель душ
8 мая 2023 г.
В нашей Церкви духовными отцами назывались те одаренные люди, которые получали Святого Духа, сначала очистив свое собственное сердце, а затем взяв на себя духовное попечение о душах людей.
Как метко говорит святитель Григорий Богослов:
«Сначала очиститься, потом очистить; быть мудрым и так быть мудрым; родиться светом и быть просвещенным; принадлежать Богу и приводить к Нему других; быть освященным и быть святым, манипулировать руками, советовать совестью». (СТР. 35, 480 B).
Таким харизматичным старцем и духовным отцом оказался святой старец Филофей Зервакос, новый побег святого древа Пароса.
Как истинный носитель Святого Духа, он взял под свое руководство тысячи духовных детей, которые обратились под его освященным камнем.
Парос стал духовным питомником, куда верующие устремлялись, чтобы встретиться со «святым старцем», как они его называли.
Впоследствии, через труды самого святого старца Филофея, мы узнаем и увидим, как он стал духовным отцом и воспитателем душ, но, что еще важнее, как он наставлял и поучал детей, которых дал ему Бог.
Святой Филофей пишет в одном из писем о духовнике и о том,
какими качествами должен руководствоваться духовный отец:
«Больному не полезно знать только о своей болезни и потом не хотеть идти к врачу,
чтобы получить наставления и лекарства.
Так и с грешником.
Ему не пойдет на пользу, если он будет только чувствовать, что он грешник.
Он тоже должен пойти к духовному врачу, исповедать свои грехи и получить соответствующее лекарство.
Прежде чем вы пойдете, моя дорогая, к духовному врачу, я дам вам одно наставление.
Ты должен закрыться в комнате, в тихом месте, и хорошенько подумать о себе и своих грехах,
о том, что ты не сделал из того, что определяет Божья любовь,
как сильно ты любишь и как сильно ты не любишь Бога и людей.
Хорошо бы записать свои грехи, а потом подумать,
кто хороший духовный врач, опытный, мудрый, внимательный,
потому что мы не должны идти к любому духовному врачу, а найти самого лучшего.
Конечно, Божья благодать дарует прощение всем кающимся,
но чтобы принести плоды покаяния, нужен человеческий вклад.
Однако мы должны признать, что, как многие врачи,
неученые, невежественные, небрежные,
многих больных людей раньше времени отправляли на смерть,
так и многие духовники часто губили многих духовно,
одних слишком снисходительно и потворно, других - слишком строго и неосмотрительно.
Поэтому духовник должен быть сведущ в своей духовной науке,
мудр, осмотрителен, опытен, благоразумен и иметь Святого Духа,
чтобы направлять его, как спасать и исцелять души грешников.
Прежде всего, он должен иметь любовь и привязанность к исповедующимся,
как любящая мать к своим детям.
Так повелевает Господь в книге Чисел:
«Возьми народ сей на руки твои, как мать берет на руки кормящего младенца» (Числ. 11:12).
Именно так апостол Павел любил своих духовных детей, как видно из его послания к Фессалоникийцам:
«Мы были нежны и ласковы с вами, как мать, питающая детей своих;
так любили и заботились о вас, что готовы были отдать вам не только Евангелие Божие, но и самую жизнь свою» (1 Фес. 2, 7 - 8).
Сегодня такие духовники - я говорю это потому,
что побывал во многих местах в Греции и за рубежом, - редкость.
Что это - гнев Божий или оставленность, я не знаю.
Поэтому я прошу всех вас поднять руки в мольбе к Всевышнему Богу и попросить
Его послать работников на жатву, ибо жатвы много, а работников найти трудно.
Проповедь - это хорошо и необходимо,
но еще больше нужны добродетельные и осмотрительные духовные работники.
Духовник даст нам наставления и лекарства для защиты и исцеления души,
а также соединит нас, если мы захотим, с Богом.
Впрочем, каждый, кто действительно этого хочет,
может, если ищет и находит хорошего духовника,
и с его помощью найти путь к покаянию и воскресению.
Продолжая, святой старец Филофей наставляет нас,
говоря «Искреннему и чистому покаянию и исповеди грешника
много способствует добрый и опытный духовник.
Его добрые манеры, мужественность лица, отеческая ласка, с которой он принимает грешника,
сладкая речь его поучений, мужество, которое он должен дать робким,
рассказ многим виновным и отчаявшимся, примеры многих покаявшихся и спасшихся,
как, например, Манассии, мытаря, блудницы, блудницы и многих других,
которые через покаяние и исповедание сделались святыми,
как пророк Давид, первоверховные апостолы Петр и Павел, Дева Мария Египетская,
авва Моисей Эфиопский, дева Пелагия и другие;
все это способствует искреннему покаянию и исповеданию грешника.
Эти и другие подобные вещи духовный человек
должен использовать для спасения себя и исповедующихся.
И таким духовным отцам и врачам грешник должен доверить исцеление своей души.
Мы видим мудрость святого старца по Богу,
а также его большую заботу о спасении людей,
его беспокойство и боль за малое количество настоящих пастырей Церкви.
Один духовный отец, знавший святого старца, так отзывается о нем:
«Святой старец Филофей совершал это таинство с большой ответственностью и страхом Божиим.
Его целью всегда было вырвать души у дьявола и принести их Богу.
В своих проповедях он очень регулярно говорил о важности и необходимости этого таинства.
С особым рвением он призывал слушателей прийти к священной исповеди.
Его пламенные слова привели под его камень бесчисленное множество душ.
С большой отеческой лаской и благоразумием он относился к тем,
кто приближался к нему и был ранен стрелами греха.
Он старался как прекрасный врач и управитель душ,
опытный в исцелении душевных ран, используя соответствующие средства в зависимости от случая.
Он стремился очистить совесть кающихся от вины за злые дела.
Он с отеческой заботой относился к различным проблемам, давая правильные указания по их решению.
Когда сердце духовника было открыто, он сеял доброе семя,
чтобы проросли цветы добродетели.
Он всегда стремился учить, так как переживал за совершенствование во Христе вверенных ему Богом душ.
Он стремился убедить людей ненавидеть грех и любить добродетель.
Чтобы сделать наставление более понятным, он также использовал подходящие примеры.
У него была сильная память, и он в увлекательной форме пересказывал поучительные случаи,
особенно из области геронтологии.
Он никогда не торопился, сколько бы обязательств у него ни было.
Иногда исповедь занимала один-два часа.
Его огромная любовь и рвение привести души к Богу
не позволяли ему считаться ни со временем, ни с усталостью.
Долг превыше всего, а потом уже все остальное.
В случае необходимости он без колебаний применял в педагогических целях соответствующие упреки.
Не для того, чтобы наказать, а чтобы исцелить.
Он использовал упреки не как судебные средства спасения,
а как средства лечения греха, который является болезнью души.
Его цель - заставить исповедующегося понять свою ошибку и попросить Бога о милости.
Просветить его разум, исправить его курс, чтобы явились плоды покаяния.
Он не считал целесообразным, чтобы человек принимал Святые Таинства,
не исцелившись предварительно, не сокрушившись и не исправив все совершенные им пороки
Возможно, кто-то посчитает его строгим. Но те, кто знал терапевтический метод отцов нашей Церкви, полностью понимали его ответственное отношение, безоговорочно слушались его и не сразу осознавали благотворные результаты терапевтического лечения, которое они получали. Духовный отец - это тот, кто дружит с Богом и целуется с Богом. Действительно, святой старец явился и благотворителем, и другом Божиим. Он принял в себя благодать и энергию Бога, и Бог воплотился в его добром слуге.
Старец, как духовный отец, действовал свободно и прозорливо.
Он упоминает следующее:
Православная Церковь с древних времен исповедовала снисходительность и экономию.
Василий Великий, написавший очень строгие правила для кающихся,
оставляет духовному отцу свободу выбора и говорит:
обличения следует делать кающимся не без разбора, в течение определенного времени,
а с рассуждением, по расположению души.
Если, например, исповедующийся искренне кается,
подобно блуднику, вору, блуднице и мытарю, вздыхает,
смиренно исповедует свои грехи и просит прощения, духовный наставник,
в соответствии с покаянием, которое он видит,
должен сократить время воздержания от Пресвятого Таинства.
Но если человек исповедуется без покаяния, без благоговения и преданности,
оправдывается различными предлогами и продолжает грешить,
то духовный руководитель должен быть очень осторожен:
не допускать его к Святому Причастию,
потому что таким образом он становится со-ответственным за грехи других людей,
а это все равно что отдать Святой Дух псам и положить жемчуг перед свиньями.
Тогда его ответственность будет очень велика.
Быть снисходительным и экономным следует с осторожностью и там, где это необходимо.
Однако духовник не должен быть слишком строгим.
Он не должен быть резким и изгонять грешников,
но принимать их как любящий отец,с любовью наставлять их
и побуждать к искреннему признанию без страха, стыда или трусости.
Как духовный врач, он должен исцелять их раны.
Но когда он видит, что они не исправляются и упорствуют,
и тогда снова не отсылать их оскорбительно, а мягко сказать им в меру:
«Иди, дитя мое, к милосердию Божию, и раз ты не принимаешь моего совета,
я буду молить Бога просветить тебя.
Молись также, чтобы Бог просветил тебя, чтобы ты познал истину,
если ты действительно раскаиваешься и возвращаешься к Богу».
Духовное отцовство выражается в большой любви и привязанности.
Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что имя отца принадлежит прежде всего Богу.
Святой Симеон Новый Богослов видит Христа в лице духовного отца.
Духовный отец, однако, - это совершенный человек, человек,
сформированный и преображенный во Христе.
Именно поэтому он рожден свыше и способен передать жизнь,
которая есть в нем, и родить духовных детей.
Такой богоносец, исполненный Святого Духа,
был был старец Филофей Паросский.
Далее мы приводим цитаты святого старца,
которые свидетельствуют о его духовном отцовстве и великой любви к своим детям,
чтобы они наследовали вечную жизнь.
-
«Для того чтобы освободиться от войны вечных неблагоприятных врагов,
необходимы великое терпение, осторожность, непрестанная молитва,
горячая вера, искренняя любовь к Богу и ближнему и, наконец, крайнее смирение.
Позаботься, дитя мое, чтобы ты приобрел эти добродетели,
а если у тебя их нет, то с верой проси у Бога подателя благ и даров,
который с радостью даст их тебе».
В другом месте святой старец с болью и слезами пишет:
-
«...Если Богу будет угодно, и я приду,
и смогу вырвать только одну душу из греха,
привести ее к покаянию, от заблуждения к истине,
от зла к добродетели, от тьмы к свету, от диавола к Христу,
то это будет великим делом для меня и моего монастыря,
потому что одна душа стоит больше, чем весь мир...
...Я боюсь, что очень скоро наступит гибель для рода человеческого,
потому что большинство правителей и владык,
духовенства и мирян идут по широкой дороге,
которая ведет к погибели.
Этому они учат и других своим примером...
Пойдем же узким и разбитым путем
и с терпением будем идти в предстоящей нам борьбе,
преклоняясь перед Вождем нашей веры,
считая себя всегда скептиками, чтобы победить Христа...
Крепко держитесь истинной веры и патристических преданий,
а еще крепче держитесь любви Христовой,
чтобы, когда Он придет во славе Своей, мы могли найти покой со всеми Святыми».
Старец, пишущий исповедующемуся священнику, советует ему следующее,
-
«...действительно, зло этого злого века превзошло зло и грехи всех веков,
и каждый духовный человек, имея страх Божий и совесть,
находится в затруднительном положении, как пощадить исповедующихся грешников.
В нынешнем злом поколении духовный человек должен использовать экономию,
ибо если он будет использовать пунктуальность,
то либо никто из исповедующихся, либо немногие будут признаны достойными причащения.
Но от духовного человека требуется величайшая осторожность и разборчивость,
и горячая молитва к Богу и Отцу Небесному,
чтобы Он просветил его, как обращаться с экономией,
и, по словам Божественного Григория, «экономить и не преступать»,
чтобы, если уж принимать, то лучше не исповедовать,
чтобы не услышать «целитель исцели себя сам».
Нынешнее плачевное состояние людей объясняется,
с одной стороны, отсутствием духовных состязателей,
мудрых, проницательных, богобоязненных, благочестивых и ревностных,
а с другой - наличием духовных, лишенных страха Божия и всякой добродетели,
грешников, неверующих, нечестивых, неверующих и развращенных.
Поэтому не остается ничего другого,
кроме как надеяться на милость Всемогущего Бога,
посылающего способных и избранных людей в Его тайный виноградник,
или на грядущий меч, который очистит землю от беззаконий... и это вкратце; спасите от этого поколения зла...»
В своем послании к Галатам апостол Павел говорит христианам:
«Свидетельство мое, которому я буду учить снова, доколе не образуется в вас Христос».
Здесь апостол язычников страдает и мучается,
но его цель - возрождение и становление во Христе его детей.
Так и святой старец пишет ,а точнее, беседует со своими духовными чадами
по ночам и при свечах в полночь, наставляя их в страданиях и молясь за них.
Написанных им писем - несколько тысяч.
В неизданных рукописных тетрадях сохранилось 1800 писем из примерно 5000 написанных им.
https://www.pemptousia.gr/2023/05/o-agi … s-psichon/
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Отредактировано Ярослава (2024-10-11 11:59:18)