Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Старообрядчество

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

.

0

2

Блаженный послушник Иоанн
Соловецкий Патерик, повествующий о совершенном подвижничестве выдающихся отцов — насельников «Старых Соловков», завершается сказанием об удивительном «старце–младенце», который жил на земле целых 78 лет, но собственно насчитывал своей жизни только 38 дней.
Пусть достойным воспоминанием о нем послужит и нижеследующий очерк.


Иоанн Васильевич Сорокин (†  1860) происходил из так называемых государственных крестьян Калужской губернии; однако был рожден и воспитан в старообрядческом расколе, именуемом Белокриницким или Австрийским согласием. Бежав из родного отечества на оккупированные в то время Австрийской империей территории, он большую половину жизни провел за границей, в местечке Белая Криница.
Там, под покровительством австрийских окупационных властей, разместилось крупное объединение российских раскольников–беглецов, противопоставивших себя всему Вселенскому Православию и Российскому самодержавию.
В самой же России всякая деятельность этого объединения была объявлена преступной и каралась законом.
Раскольническая не православная и антироссийская позиция в политическом смысле была выгодна тогдашнему правительству Австрии и поэтому нелегальная «работа» раскольников в Российской империи австрийцами поддерживалась.
Здесь, в Белокриницко–Австрийском согласии, вопреки церковным канонам, Иоанн был пострижен в монашество с именем Ираклий. Позднее, когда он, уже будучи маститым раскольническим деятелем, вероятно нелегально, прибыл на родину для свидания со своими единомышленниками, его арестовали. Хотя Белокриницко–Австрийская община, как участвующая в недружелюбной по отношению к России политике Австрии, и была объявлена вне закона, раскольника Иоанна, искренне заблуждающегося, все же не судили как изменника Родине, а препроводили под строжайший надзор в отдаленный Соловецкий монастырь для увещаний и вразумлений в его заблуждениях.
Десять лет он прожил на Соловецком острове, не проникаясь никакими убеждениями и, по–видимому, желая окончить земную жизнь, упорствуя в своих заблуждениях. Но всеблагой Бог, не хотящий смерти грешника (см. Иез. 33:11), взыскал и этого заблудшего ягненка и привел его во спасительную ограду Своей Святой Церкви.
Долго отказываясь от чтения книг, раскрывающих неправды старообрядческих ересей, он как‑то все же прочел описание путешествия инока Парфения, обратившегося из раскола, и это чтение возбудило в нем некоторое сомнение в истинности своих убеждений. Он начал искренне молиться Богу о своем вразумлении.
«В одно утро, — так рассказывал он сам, — после келейной молитвы, в которой со слезами просил Бога: «Скажи мне Господи путь, воньже пойду…», я уснул и увидел во сне, будто нахожусь в каком‑то великолепном чертоге, и слышу над собою голос:
«Иди в Церковь, потому что вне Церкви спастись нельзя».
Я отвечал: «В Церкви находится много плевел и соблазнов».
Голос говорил: «Что тебе до этого? Ты будешь избраннее пшеницы».
Я еще сказал: «Есть в Австрии Церковь с епископом и священством».
Голос отвечал: «Австрийская Церковь — не Церковь, потому что она отделилась от Восточной церкви, и нет в ней спасения» (1, с. 204).

Этим окончился знаменательный сон, и вот Иван, от самого рождения ни разу не переступавший церковного порога, в навечерие Богоявления Господня пришел во святой храм. Торжественность Великой вечерни и Божественной литургии святителя Василия Великого, величественный обряд освящения воды, с громким многолетствованием императору, Синоду и всем православным христианам, яркое освещение, множество благоговейных священнослужителей и стройное иноческое пение — все это сильно подействовало на душу Иоанна, и поспособствовало тут же утвердиться в мысли, что истинно — именно в Православной Церкви обитает Божественная освящающая благодать, которой ослепленные всякой ложью раскольники напрасно ищут в белокриницкой лжеиерархии.
С этого времени, со слезами раскаиваясь в своих заблуждениях, Иоанн начал ежедневно ходить в церковь и вскоре, весной 1860 года, с разрешения Святейшего Синода, был присоединен к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви с включением в разряд старших послушников и с правом ношения рясы. Новый соловецкий послушник, как и подобает всем новоначальным инокам, отдан был в руководство к опытному в духовной жизни монаху.

Однако и по присоединении к Церкви послушник Иоанн не мог никак оставить привычного у раскольников двоеперстного крестного знаменья.
Слыша об этом напоминания от своего духовного наставника, но с самого раннего сознательного возраста утвержденный в ложных суждениях о христианских перстосложениях, он с искренней верой и упованием начал молить Бога, чтобы Он Сам, Податель жизни и всякого блага, подал и ему извещение об истинности и древности употребляемого в Церкви троеперстия.
И вот, стоя на молитве в одну из ночей, Иоанн явственно услышал голос:
«Верь всему глаголемому тебе: тебе говорят правду» (1, с. 204).
С неизреченной радостью в тоже время он сложил три перста и назнаменовал на себе ими крестное знамение

Теперь он сделался истинным сыном Церкви, и как будто этого и ожидала благодать Божия, потому что через несколько дней блаженный послушник Иоанн почил с миром о Господе. Свершился его переход в вечность 25 мая (старый стиль — Ред.).
Пройдя долгий жизненный путь, он пробыл в числе земных членов Христовой Церкви, соловецкого монашеского братства и в чине послушников всего 38 дней.
В последние минуты жизни, сидевший у его одра его духовный наставник, отец–восприемник, опасаясь, чтобы исконный враг рода человеческого не поколебал веры Иоанна во Святую Церковь, тихо спросил: «Не смущают ли тебя какие‑нибудь помыслы?»; — и услышал ответ: «Нет, батюшка, я спокоен духом и благодарю Бога» (1, с. 205).
Осталось также известным, что Иоанн, пребывая еще в расколе, проводил жизнь девственную, духовно сосредоточенную, полную нелицемерного стремления к Самому Господу Богу и к исполнению Его спасительных заповедей. От других раскольников он отличался особенной кротостью и снисходительностью ко всем, кто не соглашался с какими‑либо его мнениями.
Предлагаемые ему увещания он выслушивал с полным вниманием, за что, искренне стремящийся к Истине, он удостоился познать свои заблуждения и преставиться ко Господу в недрах Православной Церкви.
Во блаженном успении да упокоит Господь душу сего, истинно покаявшегося, Своего раба и сотворит ему вечную память!

Отредактировано Ярослава (2024-02-24 10:47:19)

0

3

"Они говорят, что это у них «древлеотеческие» догматы. Какие это «древлеотеческие»? Они все новы, и древние отцы о них совсем не знали. Вот как дело было: тотчас по Крещении наших праотцев при святом равноапостольном князе Владимире приняты были священные книги от греков в славянском переводе, и когда нужны были кому, тот нанимал переписчиков, и они списывали их. Пока были у нас греки митрополиты, они, зная хорошо и греческий, и славянский языки и строго смотря за переписчиками, тотчас исправляли, если замечали, ошибки. Но когда греки перестали у нас быть митрополитами, русские, не зная греческого языка, не могли замечать ошибок. Так книги начали портиться. Это началось лет за сто пятьдесят до Патриарха Никона, и книги все более и более портились. Один опустил одно «аллилуйа» из трех, а другой не посмел дополнить его – и стали писать «аллилуйа» дважды. Имя Господа – Иисус – писалось «Ис.», а произносилось все же «Иисус». Не зная греческого языка, с которого взято сие слово, начали произносить «Иисус», а потом и всеми буквами писать – «Иисус». Следовало спросить у греков. А они не спросили. Иному вздумалось, что лучше двумя перстами креститься, он и внес это в книги. Так один одну внес в книги ошибку, другой другую; один одну прибавку сделал, другой другую. Как писалось, так печатать потом стали. Хоть печатчикам приказано было исправлять книги, но как они исправляли их по испорченным уже книгам, а больше по своему смышлению, то они еще более ошибок и прибавок наделали. Ко времени Патриарха Никона этих ошибок и прибавок было так много, что и учение истинное стало повреждаться. Заметив сие, Патриарх Никон вошел в совет со всеми Патриархами, и все единодушно Собором велели исправлять книги не по своему смышлению и не по русским книгам, а по древним греческим, которых навезли тогда всех родов великое множество. Когда поправили сим порядком книги, тогда они все стали, как были от начала, со времен Владимира равноапостольного. Все новые прибавки и ошибки выброшены, и поставлено все, как следует быть и как было вначале. Так Патриарх Никон книги священные не поновил, а воротил на старое. Все же новизны отбросил. Вот эти новизны и остались у раскольников и составляют их «древлеотеческие» догматы, как они говорят. Вы же сами посудите: какие это древлеотеческие? «Древлеотеческие»! Им всего будет, если от нас считать, лет двести или триста. И это древние! Древние-то, как Апостолы постановили, содержим мы, а у них всё ново. И они не староверы, а нововеры. "("Сборник слов
и проповедей о православии с предостережениями от погрешений против него/святитель Феофан Затворник")

"Некоторыя из нынешних раскольнических мыслей в первый раз внесены были в Россию еретиком Мартином пришедшим к нам из Армении около половины XII века(1149.г).Но с тех пор,как все лжеучение Мартина представлявшее собою странную смесь армянские и латинства с собственными заблуждениями еретика,было разсмотрено и осуждено Киевских Собором 1157.г,эти первыя раскольническия мысли,чуждыя Русским и принисенныя к ним совне"("История Русского Раскола",с.5, митр.Макарий(Булгаков)
"Еще де и писание еже есть сложено от некоторого раскольника,и скрытаго Еретика Арменския ереси,и напечатася невежеством и неразсудно в Книзе Псалтири со возследованием, и во иных (сиречь о сложении перстом,яко знаменатися повелевает по обычаю еже еретики Армении знаменуются крестом)("Деяния Большого Московского Собора 1666 1667" )

"Четвертый Вселенский Собор был в 451 году, в царствование Маркиана, в городе Халкидоне, при Патриархах Анатолии Цареградском, Ювеналии Иерусалимском и Максиме Антиохийском. Святых Отцов на сем Соборе было 630. Собор был против злочестивого Диоскора, Патриарха Александрийского, и архимандрита Евтихия, которые Господа нашего Иисуса Христа хотя и исповедали единосущным Отцу, но о принятии Им человеческого естества проповедовали нечестивую хулу – т. е. сливали в Нем два естества – Божеское и человеческое – и признавали, что по соединении из них образовалось одно существо, так что и Божеству приписывали страдания и смущения – скорби. Но и то еще говорили, что Господь не одного и того же с нами существа, – что Он якобы принял плоть не из Девической крови образованную, а воплощен был каким-то неизреченным и Божественнейшим образом. За такие мечты святой Собор сей низложил их и предал анафеме; и утвердил, что Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек, в двух естествах, так что естества сии ни разделились на две Ипостаси, или два Сына, ни слились в одно естество.
Еретического исповедания, преданного проклятию на Четвертом Соборе, до сих пор держатся монофизиты (армяне), и тот монофизитский (армянский) толк заключается в раскольническом двоеперстии, в котором указательный перст, стоящий прямо, означает Божество, а согнутый подле указательного – человечество. В этом толке указывается и причина, почему перст, знаменующий человечество Христово, согнут: потому якобы, что Христос человечеством сошел на землю, преклонь Небеса; следовательно, снес с Неба на землю готовое человечество и с готовым человечеством вселился в утробу Девы, а не от кровей Ее девических принял оное. Под таковое монофизитское (армянское) мудрование о двух перстах и о воплощении Христовом подходит и следующее: три перста – первый с двумя последними – слагаются во имя Пресвятой Троицы, в том смысле, что вся Троица якобы во Христе и что воплотилась вся Троица, а не Один из Троицы – Сын Божий. По этому толку монофизиты (армяне) и к Трисвятому пению прибавляют: «Распныйся нас ради (за ны)».
(Святитель Димитрий Ростовский
Вопросы и краткие ответы о вере
и о прочем, необходимом для знания христианина.
Изд. Афонского Русского Пантелеимонова
монастыря. М., 1906.)

Летопись Серафимо-Дивеевской обители":
" Однажды пришли к нему (прп.Серафиму Саровскому)четыре человека из ревнителей старообрядчества, жители села Павлова Горбатовского уезда, спросить о двуперстном сложении, с удостоверением истинности старческого ответа каким-нибудь чудом или знамением. Только что переступили они за порог кельи, не успели еще сказать своих помыслов, как старец подошел к ним, взял первого из них за правую руку, сложил персты в трехперстное сложение по чину Православной Церкви и, таким образом крестя его, держал следующую речь: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов: сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас, ходите в церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божией! "

Отредактировано Игорь Александрович 008 (2024-04-29 21:10:48)

0

4

https://forumupload.ru/uploads/0017/a0/a2/389/t897652.jpg
Из приложения к Псалтири, изданной в 1904 году: «Желающий несомненного древняго свидетеля собственными очами видети, да идет во святую Киево-Печерскую Лавру в пещеры, к святым мощам преподобного Спиридона Просфорника и узрит десницу его, яже якоже в час кончины своея троеперстно сложи ю для крестного знамения, тако сложенною пребывает и до ныне близ седми сот лет».
"Преподобный Илия Муромский, чудотворец Печерский, жил в XII веке. Происходил из Мурома. Подвизался в Киеве. Там, в Антониевой пещере, открыто почивают и его мощи. Св. Илия скончался, сложив персты правой руки для молитвы. Персты сложены таким образом: три первые сложены вместе, а два последние – безымянный и мизинец – пригнуты к ладони. Это – сильное доказательство в пользу трехперстного сложения против раскольников."("Жития всех святых, празднуемых Православной греко-российской Церковью (поименованных в месяцеслове св. Синода и др. месяцесловах) и сказания о всех праздниках Православной Церкви и чудотворных иконах Пресвятой Богородицы"прот.Иоанн.Бухарев.
"В это самое время Господь послал мне помощь Свою: ко мне пришли двое — обращенный из раскола, по имени Авраамий, живший прежде долгое время в стародубских слободах, и послушник Валаамского монастыря Алексей Николаевич. Этот Авраамий (отечества и прозвания его не знаю) сначала сообщил мне ласково и кротко о том, как и он находился в заблуждении раскольническом; потом говорил, как он был на святой горе Афонской, — сколько там мощей и каких именно угодников Божиих, и какие истекают чудотворения от этой святыни, каких подвижников видел там и что слышал от них; а когда заговорил он о Киеве, тогда я спросил его:

— Скажи, любезный приятель, как выгорецкие ответы ссылаются на мощи киевских угодников Божиих, почивающих в пещерах, якобы они имеют сложение двуперстное?

Он мне отвечал:

— Не верь их ложному свидетельству, а поверь тому, что скажу тебе неложно: заклинаю тебя Богом Живым, что они имеют сложение троеперстное, а не двоеперстное.

Я поверил ему и предложил другие сомнения. Когда он разрешил все мои недоумения, мне стало весело и легко, так что никогда не чувствовал я такой радости.("история обращения Кириака из раскола в православие",книга"Святыня под спудом"Сергей Нилус)
История Русского Раскола",c.31-32,митрополит Макарий(Булгаков)
"...в книге Кирилловой в гл.26-о латынских ересех, помещено известное прение греческого философа Константина Панагионт с Азимитом.Здесь между прочим защитник православия укоряет Латынника таким образом:"и почто не согбаеши три персты и крестишися десною рукою,егда полагаеши на челе твоем и не одеваишися оружием Креста Господня,но твориши Крест обоими персты и последи пальцом внешнею страною,
и воображение креста твоего зрит вон,вместо еже им бы одеятися, якоже мы Христиане, а ты совлачишися Животворящего Креста"("История Русского Раскола"с.93-9)

Отредактировано Игорь Александрович 008 (Вчера 15:46:46)

+1

5

Іисꙋ́съ Христо́съ - (греч. Ιησοῦς Χριστός) = Спаситель, Сын Божий – (см. Словарь, стр. 236). Раскольники пишут и произносят имя Спасителя «Исус», а начертание «Иисус», принятое православною церковью, отвергают, как «неправильное» и «новое». Первые расколоучители придавали этой разности в начертании большое значение «прибавочною литерою ижемъ, говорилъ инокъ Аврамiй, отдѣляютъ человѣчество Сына Божiя во инъ составъ отъ божества» (Матер. для ист. раск., т. VII, 270 – 272; ср. т. VI, 31, 155, 267, 187; т. IV, 192; т. III, 166, 224). Нынешние безпоповцы и противоокружники утверждают, что «Исус» есть Сын Божий, а Иисус – «инъ Богъ», антихрист. Окружники же хотя учат, что в обоих начертаниях имени Спасителя разумеется одно и то же лицо Сына Божия и что в начертании Иисус нет никакой ереси, но считают оное «неправильным и древнею российскою церковью неприятным» (Иванов.: «Руков. по ист. и обл. раск.», ч. II, стр. 118). Но такое учение раскольников несправедливо. Во 1-х, начертание Иисус совершенно правильное: а) имя Спасителя, хотя еврейское, но заимствовано нами с греческого языка; поэтому как оно писалось у греков, так должно писаться и у нас. В греческих рукописях и печатных книгах имя Спасителя для краткости часто писалось ᾽Ις (Невоструев: О наименовании Спасителя Иисус, а не Исус. М. 1869, стр. 9; митр. Григ. Ист. древн. хр. цер. 2, 17), но в полном виде оно всегда писалось, равно как и произносилось ᾽Ιησοῦς. Это можно видеть из того, что имена Иисуса Навина, Иисуса сына Сирахова, Иисуса Иоседекова, обыкновенно пишемые не под титлою, в древних греческих Библиях, напр. в Синайском кодексе Библии конца III в., изд. Тишендорфом, и в Ватиканском кодексе IV в., везде писаны ᾽Ιησοῦς (см. свид. из этих кодексов в Вып. Озер. 2, 127-130). В обеих этих рукописях имя Спасителя писано сокращенно ᾽Ις, но есть и полное начертание ᾽Ιησοῦς в Синайском кодексе, т. IV, л. 29, столб. 1: Ιησοῦν ζητῆτε (Иисуса ищете. Вып. Озер. 2, 128), в Ватиканском кодексе, т. V, л. 1, столб. 3: καὶ καλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ ᾽Ιησοῦς (т. е.: и наречеши имя ему Иисус. Там же, стр. 130); б) Древние отцы и учители церкви, напр., Климент александрийский, Кирилл иерусалимский, Епифаний кипрский и др., производили имя «Иисус» от греческого глагола ἰάομαι – исцеляю, ᾽Ιησοῦς - исцеляющий, а от глагола ἰάομαι (будущее - ἰήσομαι) существительное имя будет не ἰσοῦς, а ᾽Ιησοῦς (Невоструев, 12). Во 2-х начертание Иисус – начертание древнее и употребляется русскою церковью со времени принятия христианства. Так: а) в Остромировом евангелии, писанном на пергаменте в 1056 г., хранящемся ныне в Импер. публ. Библ., читаем: «Въ время оно прѣходящу Иiсусу» (л. 68, столб. 2, Мф. 9:27). «И абие приступль къ Иiсусови рече Ему» (л. 161, столб. 1, Мф. 26:49). «И ты бѣ съ Иiсусомъ Галилейскимъ» (л. 180 на об., столб. 2, Мф. 26:69). «Приступльше къ Iисусу ученици Его» (л. 274 об., столб. 2, Лк. 11:1). И потом 557 раз написано сокращенно, но с двумя гласными в начале, а Исус написано только 24 раза; б) в Мстиславовом евангелии, писанном на пергаменте в начале XII ст. и хранящемся в Архангельском соборе в Москве, семь раз написано имя Иисус всеми буквами и более 76 раз с двумя буквами в начале. Такие же начертания имени Спасителя находятся в Юрьевском евангелии (XII в.) и в некоторых других евангелиях XII-XVI вв., Апостолах XIV-XVI вв., в Изборнике Святослава (XI века), нотных стихирарях XII-XVI вв. и многих других старописьменных богослужебных книгах, нотных и не нотных (см. свид. из этих книг в Выпуск. Озерск., 2, 72-113 и в книжке, издан. Братством свят. Петра митроп., стр. 29-102). В старопечатных книгах есть также и не мало мест с начертанием Иисус. Так в Острожской библии, в евангелии от Иоанна, напечатано: «званъ же бысть Іїс и ученицы его на брак» (л. 44 об.); а на самом конце ее слова «Иисус Христа» напечатаны по-славянски сокращенно Іс҃ Хс҃, и тут же на другой половине той же страницы, по-гречески сполна ᾽Ιησοῦ Χριστοῦ. Имя «Исус» православная церковь считает неправильным по своему начертанию и произношению, так как оно не согласно с греческим начертанием и памятниками древней письменности, но признает его за имя того же Господа Иисуса. Это ясно видно: а) из того, что она никогда не считала за нехристиан людей, молящихся с произношением имени Господа «Иисус»; б) из того, что ни одной иконы Спасителя с именем Іс҃ъ православная церковь никогда не отвергала и не отвергает, но пред всеми ими покланяется; в) благословляет печать богослужебные и учительные книги (в единоверческих типографиях) с этим же начертанием; г) наконец, из того, что православные пастыри для благословения слагают персты свои «во образъ толикихъ литеръ Іс-Хс и так благословляют всех во имя Христа Спасителя (См. подробн. у митр. Григ. Истин. древн. христ. церк., 2, 26-27).
Кре́стъ Христо́въ - Крест у римлян был употребляем преимущественно трех видов: употреблялся крест трехконечный, в виде буквы Т (Tertull. Contra Marcion 1, III. c. 220. Diction. Aug. Calmet. sub voce: crux. Corn. alap. comm. in Math. XXVII). Для этого употреблялось прямое дерево – столб, или доска, длиною около 15 футов (более 6 аршин); на самом верху столба, для прибития рук, делалась перекладина футов 7 – 8 длины (более 3 аршин); но такой крест был менее других в употреблении. Большею частью употреблялся крест четвероконечный (Lucian. de iudicio vocalium. Archeol. Ackerman. p. 249). Основанием такого креста также служит прямой столб, но перекладина, соразмерно рукам, прибиваемым к ней, приделывалась ниже верха столба, так что верхний конец столба, по словам свят. муч. Иустина, имел подобие рога (Dialog. cum Triphone p. 318), т. е. конец столба возвышался над перекладиной. На этом, возвышающемся над головою распятого, конце столба прибивалась надпись вины распятого, или титло (Iust. dialog. cum Triphon), т. е. белая дощечка, на которой, черными или красными буквами, писалось имя преступника и преступление. Впрочем дощечка эта не составляла существенной, необходимой части креста, иногда имя и вина распятого провозглашались только, а если преступник был всем известен, то надпись вовсе была не нужна. Наконец третий вид креста, также весьма употребительный, был пятиконечный. Он во всем походил на четвероконечный, кроме того, что в средине прямого столба его приделывалось похожее на рог (ὡς κέρας), как говорит мучен. Иустин (Iust. dialog. cum Triphon.), седалище, или, по выражению археологов, похожий на рог деревянный гвоздь (clavus = гвоздь, palus = кол) (Ann. Politîco-Eccl. Basnagüadan. 33. Т. I, п. XV, CVI. De partibus crucis cont. Archeol. Ackerm. P. 249), на котором сидел распятый (inequitabat, sive insidebat quasi abequitans = сидел, как едущий верхом на лошади (Dictionarium san. Screp. Calmet sub voce: crux). Был и четвертый вид креста в виде буква Х, называемый: crux decussata – «крест на крест»; но он редко употреблялся. Вот краткое, основанное на достоверных свидетельствах, описание видов креста, употреблявшегося у римлян. Никто из древних не говорит, чтобы он был сложнее или многоконечнее. Поэтому уверенность, что животворящее древо креста Господня имело какой-нибудь из эти трех видов креста: трехконечного, четвероконечного и пятиконечного, по всей справедливости должна быть так же несомненна, как несомненно то, что Спаситель распят на кресте, бывшем в употреблении у римлян. Не смотря, однако ж, на это, многие представляют крест Господень в таком виде, в каком вся христианская древность не передает нам ни одного креста. Одни находят в нем подножие, на котором, по их мнению, были пригвождены пречистые ноги Искупителя (Gregor. Turoneus de Glor. Martyr. I. I, cap. 6), другие, (как и наши старообрядцы), сверх того стараются утверждать, что подножие это было косвенное, что правая сторона его была приподнята, а левая наклонена. Но ни ев. Иоанн, ни христианская древность не говорят об этом ни слова. Отцы церкви, при подробном исчислении всех концов креста, вовсе не упоминают о подножии и надписи, а такое молчание о концах подножии и надписи заставляет верить, вопреки мнению чтителей креста осьмиконечного, что крест Спасителя имел вид не осьмиконечный, а который нибудь из трех видов креста: трехконечного, четвероконечного и пятиконечного. Какой же именно? В виду того, что на кресте трехконечном не могла быть прибита надпись, каковая обыкновенно прибивалась на том конце прямого столба, который был выше перекладины и который, следовательно, делал крест четвероконечным (Ackrem. Archeolog. p. 129), нельзя предполагать, что крест Христа был трехконечным. Равным образом, нужно думать, что жестокость иудеев и самих распинателей не доставила Божественному Страдальцу и того малого облегчения, какое прочие распятые могли иметь в седалище, и потому крест Христа не был пятиконечным. При том же учении о четвероконечном кресте есть древнее, постоянное и всеобщее учение церкви. Кроме того о четвероконечном виде креста Господня удостоверяют свидетели безмолвные, - древние, дошедшие до нас памятники. Православная русская церковь имеет несколько таких свидетелей. Особенно замечательны между четвероконечными крестами: так называемый крест Константина Великого, хранящийся в ризнице московского Успенского собора. Он, как говорит предание, принадлежал этому равноапостольному царю; в Россию прислан с Афонской горы в дар царю Феодору Иоанновичу (Описание моск. Успенского собора, в известии о церквах, находящихся в Москве, помещенном в «Памятнике веры»; крест, изображенный в потире Антония римлянина (Розыск, л. 154); кресты на некоторых старинных омофорах и главах церковных (Увет. Дух., л. 129, 122; Пращ. отв. 119), и в особенности крест, которым мы знаменуемся во всех своих молитвословиях, как такой невещественный памятник, древность которого современна началу христиаснкой церкви, а вид, без всякого сомнения, есть вид креста Христова; ибо апостолы и прочие ближайшие преемники их могли ли заповедать верующим знаменаться другим крестом, кроме того, который был точным подобием креста Хритова? (См. подробн. в «Объясн. воскр. и празд. Еванг.», свящ. Г. Дьяченко, т. II).
Полный церковнославянский словарь / протоиерей Григорий Дьяченко

0