Лев Толстой перед смертью сбежал из под надзора родственников пекущихся о будущем наследстве и пришел к воротам Оптиной Пустыни. Но войти не осмелился. А потом его там родня нашла. Так что сам то он в конце пути хотел... Но...
Там всё сложнее было... он устремился к Оптиной из-за того, что начал видеть демонов вокруг себя...
Софья приехала еще 2 ноября, но ей удалось пробраться к мужу только за час до смерти.
Дверь охранялась своего рода часовыми из окружения писателя.
Они почти никого не пропускали, кроме шести докторов.Так что Варсонофий Оптинский был не единственным, кому не удалось
подступить к писателю в этом доме. Напротив входа в комнату,
где умирал Толстой, находится дверь на улицу. И эта дверь с крючком
никогда в те дни не отпиралась. А Софья Андреевна в это время
ходила под окнами.Похороны Льва Толстого. Это были первые публичные похороны в России,
где покойника не отпевали в храме. Зато несли четыре версты гроб на руках.Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре-монахине
в женский монастырь Шамордино...По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре
следующие ужасы. Последнее время рассказывает граф, мне не дают покоя
ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят.
Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет.
Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне,
а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали
и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком.Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это бесы,
которые почуяв приближение его смерти окружили его, чтобы завладеть его душой.
Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться
в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви.Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался
и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптину.По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр
и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь.Святейшим Синодом граф был отлучен от православной церкви, поэтому
без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно
православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том,
но послали запросы епископу, и граф решил ожидать в монастыре ответ.
Благоприятный ответ для графа пришел, но уже после отъезда графа из обители.
По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала
с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними,
как слышно было в коридоре, произошла ссора.
Дочь кричала: «Зачем ты не сказавши уехал?»,
а отец кричал: «Зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать
свои последние дни в монастыре».
Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар,
то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами.
Через два-три часа дочь, доктор и граф уехали, причем графа до экипажа
вели под руки и он казался очень слабым.
В то время многие высказывали предположение, что доктор дал графу
успокоительное лекарство, но или старческое сердце не выдержало,
или доза была велика, почему граф, до того времени бодрый, по дороге на юг
умер на почтовой станции Астапово.Многие лица, как из Козельска, так и других мест, писали в разные газеты
о всем вышеизложенном, но ни одна газета присланных статей не поместила.
Местное духовенство, несмотря на просьбы друзей, отказывалось служить
панихиды, но из Москвы, как в то время говорили, привозили каких-то
священников, очевидно старообрядцев-беглопоповцев и они служили.
Высшее духовенство старообрядцев-окружников и противоокружников
(в г. Сухиничах) запретило своему духовенству молиться о душе графа.Монахи о кончине людей говорят так.
У великих грешников перед смертью является, так называемое, духовное зрение
и они видят окружающих их нечистых духов, которые ожидают смерти, чтобы
взять душу нечестивца и ввергнуть ее в ад кромешный.
Люди высокоблагочестивые, наоборот, перед смертью видят светлых духов, ангелов.Магистр Богословия Дьяченко в своих четырех обширных томах, так же говорит
о кончине людей, как и монахи. Следовательно, рассказ графа своей сестре об окружении его чудовищами — не галлюцинация, а действительность
и эти чудовища заставили его бежать из дома и искать спасения от них в святой обители.Но так или иначе исполнилось пророчество Иоанна Кронштадского, и смерть Льва Толстого была лютой.
…
но ни в Оптиной, не в Шамордино (где находилась сестра Толстого) его не могли принять... так как он был уже отлучен он Церкви... и для возвращения от него (от Толстого) требовалось публичное покаяние и после него епископ должен был совершить чин присоединения к Церкви... однако публичного раскаяния Толстой не принес... и в таких мучениях и метаниях между домом своим и монастырями застала его смерть...
Это если вкратце... а подробнее было описано у старца Варсонофия Оптинского... он как раз в ту пору был в Оптиной и хлопотал и делал все возможное... даже насчет епископа они договорились... но в итоге Бог попустил такую страшную смерть... в назидание всем.
Подробнее :
https://www.optina.ru/pub/p24/
Там есть и о наиболее вероятной причине:
Разум возобладал над детской верой. Тот же характер ума был и у толстовских героев, ищущих истину путем мысли. На «гордость мысли» как на большой грех указывала князю Андрею Болконскому княжна Марья. В «гордости мысли» и «глупости мысли» упрекал себя Константин Левин.
О самом Толстом старцами Амвросием и Варсонофием сказано было, что он «горд очень». Архимандрит Леонид (Кавелин) после долгой беседы с Толстым в 1879 г. в Троице-Сергиевой Лавре поделился своим впечатлением: «Заражен такою гордыней, какую я редко встречал. Боюсь — кончит нехорошо». Старец Иосиф после памятной для Толстого встречи сказал Марии Николаевне о брате, что«у него слишком гордый ум и что, пока он не перестанет доверяться своему уму, он не вернется к Церкви».
Слова эти воспринимаются теперь как пророческое предостережение.
Услышаны ли они были Толстым?
Помнил ли он о них?
Словно подтверждая слова свят Игнатия:
какой тяжкий грех – ересь. Она – возмущение и восстание твари против Творца, восстание и возмущение ничтожнейшего, ограниченнейшего существа – человека против всесовершенного Бога. Она, – страшно сказать, – суд человека над Богом и осуждение человеком Бога. Она – грех ума, грех духа. Она – хула на Бога, вражда на Бога. Она – плод гордыни, этой причины падения падших ангелов. И последствия падения ею очень схожи с последствиями падения отверженных духов: она омрачает разум, ожесточает сердце, на самое тело разливает яд свой, вводит в душу вечную смерть. «Она не способна к смирению»1. Она соделывает человека вполне чуждым Бога. Она – смертный грех. Как плод гордыни, ересь держит в железных цепях своего пленника, и редкий пленник исторгается из цепей ее. Упорство в ереси есть свойство еретика.
Из жизнеописания старца Варсонофия Оптинского:
Осенью 1910 года произошли события, связанные с «уходом» из Ясной Поляны Льва Толстого и его смертью на железнодорожной станции Астапово. Толстой, признанный русский писатель, автор прекрасных романов, впал, однако, в великое заблуждение465. 22 февраля 1901 года Святейший Синод зафиксировал его отпадение от ненавидимой им Православной Церкви за его хулы на нее, за гордое антихристианское лжеучение, которое усердием близких к нему людей распространилось в России и стало известно в других странах. «Толстовцы» возникали из среды интеллигенции, среди них было много обманутых графом студентов. Гораздо труднее удавалось ересиарху пробиться к сердцам крестьян, но было в числе его последователей несколько и таковых. Ему было уже более восьмидесяти лет, когда бесы в непогоду, в ночную тьму и сырость выгнали его из родного дома, оторвали от семьи. Он забыл даже взять шапку... Куда же направился? На ходу, трясясь в тарантасе от плохой дороги и от холода, он соображал, куда направить бег свой – на Кавказ ли... в глухую какую-нибудь деревню, где его никто не знает, скрыться там... И вдруг решил: еду в Оптину! В обитель, где не раз бывал, беседовал со старцами (но не исправлялся), Оптина пустынь отчего-то притягивала его к себе...
В Летописи скита 28 октября записано: «Прибыл в Оптину пустынь известный писатель граф Лев Толстой. Остановившись в монастырской гостинице, он спросил заведующего ею рясофорного послушника Михаила: “Может быть, вам неприятно, что я приехал к вам? Я Лев Толстой, отлучен от Церкви; приехал поговорить с вашими старцами. Завтра уеду в Шамордино”. Вечером, зайдя к гостиннику, спрашивал, кто настоятель, кто скитоначальник, сколько братства, кто старцы, здоров ли отец Иосиф и принимает ли. На другой день дважды уходил на прогулку, причем его видели у скита, но в скит не заходил, у старцев не был и в 3 часа уехал в Шамордино. О пребывании Толстого в Оптиной было отцом настоятелем донесено преосвященному Калужскому.
О пребывании же графа в Шамордине имеются следующие сведения. Встреча его с сестрою своею, шамординскою монахинею, была очень трогательна: граф со слезами обнял ее; после того они долго беседовали вдвоем. Между прочим граф говорил, что он был в Оптиной, что там хорошо, что с радостью он надел бы подрясник и жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но что он условием бы поставил не принуждать его молиться, чего он не может. На замечание сестры, что и ему бы поставили условием ничего не проповедовать и не учить, граф ответил: “Чему учить? Там надо учиться” – и говорил, что на другой день поедет на ночь в Оптину, чтобы повидать старцев. Про Шамордино отзывался хорошо и говорил, что и здесь затворился бы в своей храмине и готовился бы к смерти. На другой день среди дня снова был у сестры, а к вечеру прибыла неожиданно дочь графа и ночью увезла его с собою»466.
Точнее было так: в Шамордине Толстой захворал. 30-го вечером сюда приехали его дочь Александра Львовна с В.М. Феоктистовым и доктор Душан Маковицкий. Перед рассветом в ту же ночь они увезли графа в Козельск, посадили в поезд и отправились в Москву, но графу стало так плохо, что уже вблизи Москвы им пришлось сойти с поезда на станции Астапово. Начальник станции, лютеранин И.И. Озолин, уступил Толстому и его спутникам несколько комнат в своем доме, находившемся недалеко от платформы. Граф едва дошел до постели... В доме не было ни одной иконы.
«4-го сего месяца, утром, – писал скитской летописец 5 ноября, – получена телеграмма преосвященного Калужского о назначении по распоряжению Синода бывшему скитоначальнику иеромонаху Иосифу ехать на станцию Астапово Рязанско-Уральской железной дороги к заболевшему в пути графу Льву Толстому для предложения ему духовной беседы и религиозного утешения в целях примирения с Церковью. На сие отвечено телеграммою, что отец Иосиф болен и на воздух не выходит, но за послушание ехать решился. При сем настоятелем Оптинским испрашивалось разрешение вследствие затруднения для отца Иосифа ехать по назначению заменить его отцом игуменом Варсонофием. На это последовал ответ епископа Вениамина, что Святейший Синод сие разрешил. Затем отцом настоятелем телеграммою запрошено у преосвященного, достаточно ли в случае раскаяния Толстого присоединить его к Церкви чрез Таинства Покаяния и Святого Причащения, на что получен ответ, что посланное для беседы с Толстым лицо имеет донести преосвященному Калужскому о результате сей беседы, чтобы епископ мог о дальнейшем снестись с Синодом. Вечером 4-го же числа от старца отца Иосифа было телеграммою спрошено у начальника станции Астапово, там ли Толстой, можно ли его застать 5-го числа вечером и если выехать, то куда. На это получен ответ, что семья Толстого просит не выезжать. Однако утром сего числа отец игумен Варсонофий, во исполнение синодального распоряжения, выехал к графу Толстому в Астапово»467.
Незадолго перед этим отец Варсонофий сказал Нилусу: «Великий старец Амвросий говорил той же Марье Николаевне в ответ на скорбь ее о брате: “У Бога милости много: Он, может быть, и твоего брата простит. Но для этого ему нужно покаяться и покаяние свое принести перед целым светом. Как грешил на целый свет, так и каяться перед ним должен”. Но когда говорят о милости Божией люди, то о правосудии Его забывают, а между тем Бог не только милостив, но и правосуден.
Но когда говорят о милости Божией люди, то о правосудии Его забывают, а между тем Бог не только милостив, но и правосуден. Подумайте только: Сына Своего Единородного, возлюбленного Сына Своего, на крестную смерть от руки твари, во исполнение правосудия, отдал! Ведь тайне этой преславной и предивной не только земнородные дивятся, но и все воинство небесное постичь глубины этого правосудия и соединенной с ним любви и милости не может... Но страшно впасть в руце Бога Живаго!»468.
Старец Варсонофий приехал на станцию Астапово с отцом Пантелеимоном, фельдшером монастырской больницы, впоследствии казначеем обители. Толстого увидеть им не пришлось. Александра Львовна, яростная «толстовка», не допустила их. Она выслала записку, где значилось, что Толстой не желает видеть старца, а воля родителя для нее священна... Отец Варсонофий ответил: «Почтительно благодарю Ваше Сиятельство за письмо Ваше, в котором пишете, что воля родителя Вашего и для всей семьи Вашей поставляется на первом плане. Но Вам, графиня, известно, что граф выражал сестре своей, а Вашей тетушке, монахине матери Марии, желание видеть нас и беседовать с нами».
Старец послал телеграмму епископу Калужскому Вениамину: «Граф Толстой скончался сегодня 7 ноября в 6 час. утра... Умер без покаяния. Меня не пригласили». В другой телеграмме он сообщал: «Согласно воле графа тело его будет перевезено завтра в Ясную Поляну и погребено без церковных обрядов в саду».
На станции Астапово было много журналистов, жаждавших новостей... Подошел один к старцу: «Ваше интервью, батюшка!» – «Вот мое интервью, так и напишите: хотя он и Лев был, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана»469.
8 ноября отец Варсонофий с отцом Пантелеимоном возвратились в Оптину...465 Отвергнув все книги Ветхого Завета и Апостольские послания, произвольно толкуя Евангелие, Толстой отверг Пресвятую Троицу, бессеменное зачатие по человечеству Господа нашего Иисуса Христа, девство до рождества и по рождестве Пречистой Богоматери, искупление и все церковные Таинства. Отвергнув, хулил все это в своих сочинениях, отрицал Церковь, государство, считал чувство патриотизма вредным, армию считал ненужной.
Источник:
Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители / Сост. монах Лазарь (Афанасьев).
– М.: Изд-во Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016.– 704 с.