АРХИЕПИСКОП ФЕОФАН ПОЛТАВСКИЙ
(Василий Дмитриевич Быстров, 1873-1940)
«О, Россия, Россия!.. Как она страшно погрешила перед благостью Господней. Господь. Бог благоволил России дать то, чего ни одному народу на земле не давал. И этот народ оказался таким неблагодарным. Оставил Его, отрекся от Него и потому Господь предал его бесам на мучение. Бесы вселились в души людей и народ России стал одержимым, буквально бесноватым. И все то, что мы слышим ужасного о том, что творилось и творится в России: о всех кощунствах, о воинственном безбожии и богоборстве — все это происходит от одержимости бесами. Но одержимость эта пройдет по неизреченной милости Божией, народ исцелится. Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. Он низринет неверных иерархов Церкви, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из Династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит Апостол Иоанн в Апокалипсисе».
Данное пророчество изложено в книге «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940)», выпущенной Братством Преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния) совместно с Российским отделением Валаамского Общества Америки
по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Авторы: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко, М., 1994
* * *
Иеромонах Серафим (Роуз) ссылается на пророчества Феофана Полтавского в лекции, произнесенной на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года.
"В 1930 году архиепископ Феофан Полтавский суммировал пророчества, полученные им от старцев, способных презирать будущее:
"Вы меня спрашиваете о ближайшем будущем и о грядущих последних временах. Я не говорю об этом от себя, но-то, что мне было открыто Старцами. Приход Антихриста приближается и уже очень близок. Время, разделяющее нас от его пришествия, можно измерить годами, самое большее — десятилетиями. Но перед его приходом Россия должна возродиться, хотя и на короткий срок. И Царь там будет, избранный Самим Господом. И будет он человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. Это то, что о нем нам было открыто. И мы будем ждать исполнения этого откровения. Судя по многим знамениям, оно приближается; разве что из-за грехов наших Господь отменит его и изменит Свое обещанное. Согласно свидетельству слова Божия, и это тоже может случиться". ("The Orthodox Word", 1969, 5, р. 184.)
Данное пророчество перекликается с письмом, полученный Е.Ю. Концевич от Феофана Полтавского:
"Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних Временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается, и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия еще восстановится, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто.
Будем ожидать исполнения открытого. Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог — не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству слова Божия, и это бывает"
(Письмо архиепископа Феофана Е.Ю. Концевич, 1925.V.23)
Источник: Неизвестный Нилус. М.: "Православный паломник", 1995. Т. 2. С. 333-340
Источник: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940)», М., 1994
* * *
Однако, упоминание о том, что Царь будет из рода Романовых по линии матери мы находим еще в книге Фомина С. "Россия перед Вторым Пришествием" в главе "Последний Царь", правда всего лишь в сносках:
"Схимонах Антоний (Чернов), душеприказчик и келейник владыки Феофана (7) (1991): “В последние времена, рассказывал владыка, в России будет монархия. Это вызовет во всем мире враждебную реакцию. Враги поползут на Россию яко прузи (саранча — Сост.). “Разве это война? — вопрошал владыка Феофан. — Вот будет война, когда на Россию весь мир вооружится”. И действительно, антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет (в др. странах — Сост.)”
Сноска (7): Ему же принадлежит следующая запись слов Архиепископа Феофана: “Владыку Феофана спрашивали: “Будет ли последний Русский Царь Романовым?” На что архиепископ от себя уже отвечал: “Он не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых, он восстановит плодородие Сибири...”(Болотин Л. Русь, грядущая навстречу Христу // “Сергиев Посад”. 1993. № 11. С. 7.)
Найти источник "Русь, грядущая навстречу Христу // “Сергиев Посад”. 1993. № 11. С. 7" не смог, и поэтому не могу сказать, откуда православный публицист Болотин Л.Е. взял это пророчество.
* * *
Архиепископ Феофан отошел ко Господу, оставив нам свидетельства о предначертанной Богом судьбе России. Эти свидетельства записали архиепископ Аверкий (Таушев) и схимонах Епифаний (Чернов):
«Времена тихие, спокойные кончились. Впереди горе ждет людей и тяжкие страдания. Прежде всего будет мировая война, как и сказано в Евангелии: ...восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф.24:7). За преумножение беззаконий, за богоотступление, которое Господь нарек мерзость запустения... стоящую на святом месте (Мф.24:15), иными словами, это — Церковь, за грехи, в первую очередь, епископата, а затем и священничества, как и начальствующих лиц в государстве, — за все это Господь попускает... В Церкви бедствия дойдут до того, что верными Богу останутся только два, много — три иерарха.
Я не говорю от себя. А то, что я слышал от Богодухновенных старцев, то и передал... Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. По женской линии он будет из рода Романовых. Россия будет мощным государством, но лишь на «малое время»... А дальше в мире наступит пришествие антихриста, со всеми ужасами конца, описанного в Апокалипсисе...»
Источник: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940)», М., 1994
* * *
Вот что писал хорошо его знавший, его ученик архиепископ Аверкий (Таушев):
«Мы имеем все основания считать Владыку Архиепископа Феофана одним из главнейших и наиболее последовательных и строго-принципиальных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей. Основой ее идеологии, во имя которой она и существует, является строгое безкомпромиссное хранение св. Православной Веры с безусловным отвержением не только явных ересей, но и всякого современного модернизма, вольнодумства и либерализма, подкапывающих нашу св. веру и стремящихся сделать ее "солью обуявшей", и неприятие богоборческой власти, поработившей нашу Родину и старающейся искоренить веру и нравственность христианскую в нашем православном русском народе…».
Владыка был не только «совестью» Помазанника Божия Государя Императора Николая II Александровича, но и «совестью» Русской Православной Церкви.
Святителя Феофана наша страна только-только начинает открывать. Такова была воля Божия, что несколько десятилетий имя владыки оставалось неизвестным даже большинству верных. Его архив, считавшийся утерянным, к счастью, остался цел и помог братству Свято-Германовской пустыни в Платине в Северной Калифорнии, где подвизался о. Герман (Подмошенский), подготовить книгу «Духовник Царской семьи», в которой фигура святителя раскрыта в истинном виде – он был ревнителем православия, бескомпромиссным защитником веры святых отцов, подлинным Отцом церкви Христовой.
Когда то монахом-отшельником Болгарии Симеоном, с которым владыка был знаком, было предсказано, что владыка уже после своей кончины вернется в Россию и тогда в ней произойдут великие чудеса. Не это ли время приходит?
23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова)
прибыли из Франции в Санкт-Петербург для перезахоронения.
* * *
1. В России будет восстановлена монархия. И новый царь, который придёт на землю, будет отличаться железной волей, глубокой верой и великим умом. Благодаря ему начнётся возрождение России, произойдут церковные реформы. До этого же страна будет находиться на краю гибели, но её спасёт военный переворот.
2. Новый царь внесёт большой вклад в возрождение Сибири. Сибирские земли снова станут богатыми, процветающими и плодородными. Более того, Феофан Полтавский утверждал, что все индоевропейские народы происходят из Сибири, но некий катаклизм помешал развитию цивилизации и изменил природу региона. С каждым годом историки и археологи получают всё больше доказательств того, что в древности на территории Урала и Сибири жил народ с развитой культурой.
3. Размеры Российского государства уменьшатся, но Россия не утратит своей мощи. Если вспомнить, что это пророчество сделано во времена советской власти, когда государство было намного больше, станет понятно – слова старца оказались истиной.
4. Возрождение страны будет недолгим, поскольку случится перед концом света. Но конец света – это не полная гибель человечества. На землю вновь придёт Христос, и те люди, которые были чисты сердцем и праведны в своих поступках, обретут глубокую радость. Те же, кто вели пустой и распущенный образ жизни, понесут заслуженное наказание.
* * *
Из писем архиепископа Феофана духовным чадам
Религиозно-нравственное состояние православных стран
Вы жалуетесь на то, что происходит у Вас в Вашей церковной жизни. — Не знаю в подробностях Ваших дел. Но думаю, что не лучше, если не хуже, обстоит дело в религиозно-нравственном отношении и в других православных странах. По крайней мере, с уверенностью могу это сказать и о России подъяремной и о России заграничной. Относительно положения дел церковных там я располагаю огромными материалами: всего около 700 страниц. Не менее важными и огромными материалами располагаю и о жизни церковной здесь. Общий вывод из всех этих материалов получается ужасный. Но, разумеется, есть среди общей тьмы и «останок благодатный», которым и держится еще вера православная и там и здесь. «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. — В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это — попущение Божье. Сущие во Иудее да бежат в горы!» Такими словами некогда характеризовали положение современных им церковных дел великие русские святители — митрополит Филарет Московский и епископ Игнатий (Брянчанинов) лет шестьдесят тому назад. Не с большим ли правом мы можем повторить эти их грозные слова в настоящее время?!
1931.XII.9
Необходимо всем, любящим Истину, наблюдать знамения времен
Нужно всем, любящим истину, не только наблюдать знамения времен, но и делать соответствующие выводы из этих наблюдений.
Относительно церковной жизни в речах Спасителя указано для нас, как на одно из самых поразительных явлений последних времен, на то, что тогда звезды спадут с неба (Мф.24:29). По объяснению Самого Спасителя, «звезды» — это суть Ангелы... церквей, то есть епископы (Апок.1:20). Падение епископов религиозно-нравственное является, таким образом, одним из самых характерных признаков последних времен. Особенно ужасно падение епископов, когда они отпадают от догматов веры или, как выражается Апостол, когда они хотят превратить благовествование Христово (см.: Гал.1:7). Таковым повелевает Апостол изречь «анафема»: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1:9). И медлить здесь не нужно, продолжает он: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит.3:10-11). Иначе, то есть за равнодушие к отступлению от истины, тебя может постигнуть суд Божий: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Апок.3:16).
Тучи на мировом горизонте сгущаются. Приближается суд Божий над народами и лицемерными христианами, начиная с еретических и теплохладных иерархов.
1936.IV.31
О Восьмом Вселенском Соборе
О Восьмом Вселенском Соборе я пока ничего не знаю. Могу сказать только словами св. Феодора Студита: «Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине». Истинно Вселенский Собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих Вселенских Соборов и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора»!..
1930.VI.11
Отношение наше к врагам Божьим и русского народа
Отвечаю на Ваши вопросы. Первый вопрос касается Вашей внутренней жизни: «можно ли иметь отрицательное чувство по отношению к врагам русского народа и Православной Церкви или нужно подавлять в себе это чувство, повторяя слова Божьи: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12:19)?». Иметь отрицательное чувство к врагам Божьим и к врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства не естественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный, а не личный характер, то есть когда мы будем «ненавидеть» врагов Божьих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви и за их бесчеловечное отношение к русским людям. Поэтому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, то за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он Свое отмщение воздаст тогда не только им, но и нам.
1930.II.6
* * *
Из неизвестного источника:
Но ужасы конца будут иметь место во всех странах, кроме воскресшего Российского Царства. Правда, следует понимать, что молитвы на всех богослужениях о "Великом Господине и Отце всея России" применительно к патриарху, который является лишь правящим архиереем города Москвы и, как священнослужитель, никакими господскими (Царскими) полномочиями Богом не наделен, в глазах Правосудного Господа нашего означают только одно: “Господи, услыши нас и истреби Ты нас, как отпавших от православной веры, ибо во главе Твоей земной Церкви мы желаем видеть не Воплощенное Имя Твое, а человеков, присвоивших титулы Твоих Помазанников и мечтающих похитить даже власть Их!” У нас есть все основания надеяться, что такие молитвы к Всеведущему и Правосудному Богу не могут быть ни услышаны, и такие "молитвенники" получат по кривоверию своему.
А потому во исполнение их молитв о собственном истреблении и в России будет литься кровь этих кривоверов, но это будет очистительная кровь для устранения всех расколов и ересей. Мы можем только посоветовать этим "молитвенникам", чтобы их молитвы были быстрее услышаны и скорее исполнилась их просьба, постараться угодить сатане клеветой на Царей-Богопомазанников (например, на благоверных ревнителей утверждения Православия на Земле Русской Императора Петра Великого и Царя Иоанна Васильевича Грозного) и на верных Царских Холопов (например, на Григория (Малюту) Скуратова и Григория Распутина-Нового).
Эти молитвенники о "Великом Господине и Отце" своем очень порадуют также сатану, а значит, приблизят и свое уничтожение, и попытками гонения и шельмованием ныне здравствующих Царских холопов, называя их бездоказательно еретиками.
Этими попытками они себе обеспечат очень тепленькие местечки в глубинах адовых. Итак, "молитвенники" о "Великом Господине и Отце" вашем, дерзайте, но помните: с нами Бог, а не с вами, и потому трепещите как о свой земной участи, так и о посмертном воздаянии за свое кривоверие!
* * *
Некогда, еще до Первой мировой войны старица схимонахиня Евгения говорила владыке Феофану:
— Господь вручает Вам особую миссию!
Многие годы Владыка недоумевал, вспоминая слова те.
А ранее, еще до схимонахини Евгении, родной отец владыки Феофана, иерей Димитрий, давая каждому члену семьи своей благословение, когда подошел к нему младший сын, изрек внушенное ему Богом:
— А у тебя — особенный путь!
И благодатный Старец-пустынник, о котором мы вспоминали уже в самом предисловии к этому повествованию, неоднократно говорил:
— Господь Бог ставит Владыку на великое служение!
И видится нам теперь, что великое служение должно совершиться владыкой Феофаном по смерти его. Владыка Феофан, будучи послушен Господу, призвавшему его на это великое служение, оставил после себя труды по главным современным недугам церковным.
Старец говорил: «Владыку гнали при жизни. Это надо (ему) смирения ради. Но после смерти оценили его высокий ум, его ученые труды и поняли его смирение. Теперь чтут его в России как столпа Церкви. Да, будет прославлено имя его!..»
И еще говорил тот Старец: «Я предрекаю только то, что велит Господь. Господь пошлет его в Россию... В России совершится то, чего никто не ожидает, — чудо Божье превеликое!»
Будем с упованием ожидать исполнения этого дивного предречения Господня, поспешествуемого трудами и молитвами архиепископа Феофана Полтавского, Нового Затворника.
Надеемся, что скоро будет то светлое время, когда Господь сподобит перенести могилу многострадального Святителя Христова в воскрешенную им Православную Россию и одновременно прославит имя его славой вечной.
Не нам, Господи, не нам, по имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей (Пс.113:9).
Источник: Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко «Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874-1940)», М., 1994
* * *
"В последние времена, в России будет монархия. Это вызовет во всем мире враждебную реакцию. Враги поползут на Россию яко прузи (саранча). “Разве это война? — вопрошал владыка Феофан. — Вот будет война, когда на Россию весь мир вооружится".
Данное пророчество изложено в книге «Россия перед Вторым Пришествием» составитель Фомин С. В. глава "Последний Царь" со слов схимонаха Антония (Чернова), душеприказчика и келейника владыки Феофана.
* * *
Из неизвестного источника:
В письме к Сергею Александровичу Нилусу, владыка указывал, что Антихрист появится «недалеко от пределов России».
Отредактировано Россiянинъ (2023-05-05 17:25:38)