Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Евангельские притчи


Евангельские притчи

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

…притчи имеют то преимущество перед прямым поучением,
что они не только содержат в себе общий Божественный закон,
но демонстрируют его применимость, как в частной, так и
в общественной жизни. Христовы притчи замечательны еще тем,
что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили
своей наглядности и очаровательной красоты. Притчи являются
живыми свидетелями того тесного единства, которое существует
между духовным и физическим миром, между внутренней причиной
и ее проявлением в жизни.

В Евангелиях мы находим более тридцати притч.
Их можно разделить в соответствии с тремя периодами
общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи,
рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период
между второй и третьей Пасхой Его общественного служения.
В этих начальных притчах говорится об условиях распространения
и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся
притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном,
о драгоценной жемчужине и другие. …

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года
Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал
о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил
различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце,
о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине,
о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго
до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией
и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании,
имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о Страшном Суде,
о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи
о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах,
о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mi … e-pritchi/

эти притчи Церковь и напоминает нам в Великий Вторник…

0

2

Великий Вторник: воспоминание притчи о десяти девах.
Будем бодрствовать духовно

«Итак, бодрствуйте...» (Μф. 25, 1–13).

Пыль души. Так называли уныние, это нерадение души о духовной жизни и спасении.
Мало-помалу памятование о спасении погружается в забвение, засыпается прахом земным,
как это произошло со всеми величественными постройками древнего мира.
Нерадение приводит к тому, что человек перестает изучать Священное Писание
и перестает жить по Закону Божию, полностью игнорирует его, забывая все то доброе,
чему душа была научена прежде.

И душа моя, Господи, подобно сломанной колонне, не выдерживающей
веса божественного Строения Святой Твоей Церкви, оказывается погребенной
под толстым слоем уныния как под землей.

Дай мне, Великий Взыскателю душ человеческих,
мотыгу божественного пробуждения, чтобы я мог предложить Тебе
ценный клад своей души.

Убогая, жалкая моя душа!
Ты все еще, как прежде, желаешь жить беспечно и нерадиво,
когда твой Господь переживает борения в Гефсиманском саду?

Погружаешься в сон, убаюканная тщетой мира сего, когда Он бодрствует тебя ради?
Беззаботно смеешься, а Он молится до кровавого пота?

Каким мраком покрыта моя душа!
Беспросветная ночь и не видно ни зги!

Скоро, скоро раздастся трубный пробуждающий глас:
«Вот, Жених идет, выходите навстречу ему».

Ты будешь искать светильник добродетелей.
Но он пуст, в нем не останется масла.
Ты будешь судорожно умолять дать тебе ещё время на покаяние.
Чтобы ты могла совершить дела милосердия и любви.
Но дверь за Женихом закроется, и ты останешься вовне…

Посему: «День он страшный помышляющи, душе моя побди,
вжигающи свещу свою, и маслом просвещающи,
не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющии: се Жених.
Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев;
но бодрено побди, яко да усрящеши Христа милостива,
и даст ти чертог божественыя славы Своея».

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14, 38).

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща:
недостоин же паки, его же обрящет унывающа.
Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши,
и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

+++

http://myrophoros.blogspot.com/2023/04/ … st_10.html

+1

3

.

Особенное внимание Церковь в этот день - вторник Страстной седмицы
- обращает на притчу о десяти девах
. Мы слышим за богослужениями в эти дни
церковное песнопение «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща».
Главный акцент этой евангельской притчи сосредоточен в словах Христа,
которыми он подытоживает рассказ о девах:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа,
в который приидет Сын Человеческий
»
(Мф. 25:13).

Что же значит бодрствовать для нас?
Ведь большинство из нас и так не спит дни напролет.
Пожалуй, стоит сказать о бодрствовании ума.
Ведь Господь обвиняет дев не в том, что они спали.
Да и девы называются не «спящими» девами, но неразумными.
Притча эта - о бодрствовании ума. ( т.е. о трезвении ) 
О том, что мы склонны к тому, чтобы за реальность воспринимать
собственное воображение, часто - собственные мечты,
собственные (ложные) представления (помыслы) о том,
что происходит вокруг. Собственные устои, может быть, традиции,
собственное суждение о происходящем.
Иначе говоря, неправота этих дев состоит в том,
что они положились не на действительность,
которая реальнее всего прочего, не на скорый приход Жениха,
Который и есть наша жизнь и наша подлинная реальность.
А беспечно положились на свои мечты о том, что всё и так будет хорошо,
что масла в их светильниках хватит. Или, в конце концов, что с ними
кто-то поделится этим маслом.  Или что Жених примет их
в брачный чертог даже с погасшими светильниками.

В настоящее время притча эта особенно актуальна.
Ведь говорит она, в том числе, о личной ответственности каждого из нас.
Никто не может за нас решиться поступить правильно.
Никто не может сделать за нас этически верный выбор.
Никто не может прожить за нас нашу собственную жизнь.


Толкование на притчу о десяти девах

(  Толкование преподобноисповедника Гавриила (Ургебадзе)
     на притчу о десяти девах.  )

любовь есть венец совершенства, единственно любовь и обóжение,
и об этом не говорится даже у высокочтимого Иоанна Синайского
в описанной им «Лествице» добродетелей, да и у позднейших не сказано,
то в этом Промысл Божий, для меня приберег Бог это слово.

Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом
притчи о десяти девах. Пяти юродивым девам в этой притче
не хватает именно любви.
В этом главный смысл и причина, из-за которой они
лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны и угодны
каждое в свое время, это же последнее толкование Господь соблаговолил
приберечь для наших последних времен как самое великое, необходимое
и нужное сегодня как никогда. И даровал эту честь мне грешному, тому,
кто всю свою жизнь провел в подвиге любви к Богу и ближнему и никогда
не щадил себя в этом деле. И что же в этом такого? Ближний мой,
что снискал я благодать у милосердия Божия принять дарование этого слова,
дабы объявить его моим ближним, объявить, что именно любви требует от нас Бог ныне,
и что всеми силами должны мы подвизаться к стяжанию этой добродетели
— любви к Богу и ближнему!»

Отец Гавриил все это поучал с великим смирением, что и бросалось в глаза прежде всего.
Однако удивительным было то, насколько владычным и сильным было в то же время
его слово и суть его повествования. «Вначале, когда Иоанн Златоуст истолковал эту притчу
в плане неимения у юродивых дев добрых дел, то это было от Бога, так было нужно в то время,
ибо Господь тогда требовал от людей добрых дел — подобный подвиг был ему в те времена угоден.

Позже прп. Серафим Саровский вновь, уже по новому объяснил эту притчу,
придав ей новое осмысление, где причиной погибели юродивых дев он называл
недостаток у них благодати Духа Святого. Этим Бог призывал человека к снисканию
и стяжанию благодати Божией или иначе Духа Святого, именно в эту сторону
благословлял Господь направить все свое подвижничество верующим в Него,
то есть основанием и главным смыслом всякого подвига утверждалось
стяжание Духа Святого, благодати Божией. Этого требовал в то время от человека
его Создатель — Бог, и этого и взыскал бы с него по исшествии из мира сего.
Сейчас же, в последнее время, когда из-за умножения беззакония иссякла любовь многих
(см. Мф. 24, 12), человеку как никогда необходимо иметь любовь и надо ему быть мудрым,
дабы не отступиться и не отпасть от нее. Ибо сегодня враг рода человеческого изо всех сил
тщится вырвать из сердец человеческих любовь и постепенным ее умалением охладить их,
а затем и вовсе отлучить от ее живоносного действия. Бог ныне взыскует от нас любви!
Поэтому все наше старание должно быть направлено именно к ее стяжанию в сердцах наших,
что возможно лишь через доброделание. Ибо любовь без дел мертва, она — лишь сказанное
на воздух пустое слово, которое осудит человека на Страшном Суде, так как только
возглашал «любовь» да «любовь», а сам вдалеке отстоял от тех дел, которые должен
иметь человек любящий перед лицом Господа и ближнего своего. Или если даже имел ее,
то не в полную меру своих сил и не прилежал всему, что было возможно, то есть мог и не делал.
Любовь жива, ближний мой, и без добрых дел она умирает. Добрые дела — это благое действо,
которое есть жизненная сила любви. В этом истинная любовь и та единственная сила,
с помощью которой человек сможет устоять перед соблазнами, тяготой и ужасом
последних времен
,
которые посеет в мире Антихрист
и его временное правление»
.

Тут отец Гавриил окончил свое слово.
Мы недолго посидели молча в раздумье, как вдруг снова раздался голос
очередного посетителя: «Молитвами святых отец наших...»

Отец Гавриил словом «Аминь!» подтвердил свое согласие на молитвенную просьбу
посетителя войти в его келью, меня же с улыбающимся взором благословил:
«Ну вот, ближний мой, с миром изыдем».

https://www.gabrielberi.ge/rus/obojenie.htm


Кто сумеет любовь стяжать в нынешние времена,
тот, хоть гоним и ненавидим будет миром, но устоять сможет
.
Находясь с Богом и в Боге, куда как покойней.

Сохранит Господь рабов Своих, не даст им упасть.
Стяжайте любовь. Выше нее ни чего нет,
только она богоуподабливает человека смертного,
дает ему надежду жизни вечной
.

— старец Антоний ( из книги «Беседы и наставления старца Антония» )

Какое согласие!  Какое единомыслие!

Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви?
Это их согласие, согласие чудное, величественное.
… Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса
в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе:
таковы писания отцов. …

— свят. Игнатий Брянчанинов


свят. Николай Сербский ( Велимирович )

Письмо седьмое.

Молодой девушке, которая просит объяснить значение
евангельской притчи о десяти девах

В этой притче говорится о пяти мудрых и пяти неразумных девах,
а подразумеваются пять мудрых и пять неразумных душ человеческих.
Мудрые имели чистые лампады и святой елей, а неразумные – только чистые лампады.
Лампады в этой притче символизируют собой тела, а елей – милость.
По-гречески «милость» произносится «елеос». Отсюда и произошло слово «полиелей»,
что означает «многомилостивый». На праздничной утрени освещение церкви
усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией
к избранному народу и много раз повторяется припев: яко в век милость Его, аллилуиа!
Мудрые девы имели девственное тело с девственной душой, но, кроме того,
и милость великую по отношению к более слабым, к тем, которые еще не освободились
от греха. Неразумные строго блюли целомудрие телесное, но презрительно, немилостиво
относились к более слабым, высокомерно осуждали их и отворачивались от них с презрением.
«Праведницы названы неразумными, – говорил святой Нил Синайский, – потому что,
преуспев в весьма трудном, даже почти невозможном деле – сохранении целомудрия,
они пренебрегли малым и легким». А пренебрегли они милостью, сочувствием, прощением.
Лампада их чиста, но пуста и темна! Когда придет смертный час, тело покроется землей,
и душа тронется в путь к вечной отчизне своей, а светить ей будет и поведет за собой
елей милости. Кто окажется без такого елея, того поглотит тьма. Впереди будут ворота во тьме!
Как пройти эти ужасные ворота? Душа трепещет от страха, замирая от теней призраков,
как в кошмарном сне. Кто ее помилует? Кто протянет хоть лучик света?
Помилует Господь, но только милостивых, потому что сказано: блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут. Те, что были милостивы к творениям, будут помилованы Творцом.
Не правда ли, это верно и утешительно? Да, но и страшно – для немилостивых!

По соседству с нами жила одна старая дева. Говорили, что, как была она в юности
«честной девушкой», так и прожила всю свою жизнь. Все это прекрасно, и ее можно было бы
только похвалить, если бы не ее злой язык. Изо дня в день с языка ее срывались
отравленные стрелы в адрес тех, кто живет в браке и грешит. С утра до вечера
она хвалилась своим целомудрием и поносила тех, что казались ей отвратительными.
Один священник в разговоре о ней сказал: «Если не знаете, что такое неразумная дева
из Евангельской притчи, так вот она!» И действительно, неразумность кажется еще больше,
когда человек имеет только одну добродетель, а других не имеет. Так путнику в ночи
тьма кажется еще гуще, когда он смотрит только на свой огонек, а потом вдруг обернется
вправо или влево. Мудрость – не в одной добродетели, а в собрании всех добродетелей.
Сказал Премудрый: мудрость построила себе дом на семи столбах.
Мудра та душа, которая имеет семь добродетелей.

В этой притче есть и более глубокое, духовное значение.
Под пятью неразумными девами подразумеваются пять безмолвных чувств.
Кто живет только тем, что видит и слышит, не контролируя чувства разумом,
тот имеет неразумную душу. Когда смерть надвинет завесу на мир чувств,
такая душа останется в абсолютной тьме. Под пятью мудрыми девами
подразумеваются пять внутренних органов чувств, которые разумно управляют
внешними чувствами и властвуют над ними. Эти внутренние органы чувств
собирают на протяжении всей жизни человека свет, который остается в душе
и светит и тогда, когда смерть опустит занавес.

Однако сможешь ли ты в свою пору понять это?
Со временем, конечно, поймешь.

Мира тебе и здоровья от Господа!

+1

4

воспоминание притчи о десяти девах

Святой преп. Нил Мироточивый говоря о последних временах дает свое истолкование этой притче,  схожее отчасти с тем,  что дает преп. Гавриил (Ургебадзе) :

...Однако, разного рода суть попечения, т. е. не всякое попечение гибельно и не всякая беспопечительность хороша; главное для человека - попечение о спасении своем.
Спасение же человека есть: любовь, кротость, целомудрие, нестяжание, чистота девственная, справедливость, милосердие милостивости, которое есть «елей» спасения человеческого, т. е. приточный евангельский елей дев мудрых.   Праведность* есть сострадательность к человеку;  милостивость бывает двух родов: одна - милостивость, выражаемая щедролюбием, другая - утешение словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного. Если не имеется возможности помочь Несчастному, то да утешают (несчастного) утешительным словом. И за одно утешительное слово, которым утешаете несчастного, удостоитесь того, что и вас утешит Праведный Судия решающими словами Своими на Суде праведном, когда скажет: «Приидите благословеннии Отца Моего: наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». Если же не будете утешать удрученных утешительными словами, то и сами потом имеете услышать от Праведного Судии безутешные слова: «Идите от Меня проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!» Ибо милостивая любовь освобождает человека от гнева Божия. Любовь делает с человеком то, что он становится кротким и смиренным сердцем. Вражда же делает человека неистовым. Любовь всегда терпит и никогда не причиняет соблазна; злопамятство же всегда нетерпеливо, всегда причиняет соблазн сердцу человека, так что никогда не имеет мира сердце его...


*)  т. е.  духовная высота (праведности) христианина всегда неразлучна с милосердием к ближним.

А вот слова святого преп. Гавриила (Ургебадзе):

... любовь есть венец совершенства, единственно любовь и обóжение, ...

Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом притчи о десяти девах. Пяти юродивым девам в этой притче не хватает именно любви. В этом главный смысл и причина, из-за которой они лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны и угодны каждое в свое время, это же последнее толкование Господь соблаговолил приберечь для наших последних времен как самое великое, необходимое и нужное сегодня как никогда. И даровал эту честь мне грешному, тому, кто всю свою жизнь провел в подвиге любви к Богу и ближнему и никогда не щадил себя в этом деле. И что же в этом такого? Ближний мой, что снискал я благодать у милосердия Божия принять дарование этого слова, дабы объявить его моим ближним, объявить, что именно любви требует от нас Бог ныне, и что всеми силами должны мы подвизаться к стяжанию этой добродетели — любви к Богу и ближнему!» Отец Гавриил все это поучал с великим смирением, что и бросалось в глаза прежде всего. Однако удивительным было то, насколько владычным и сильным было в то же время его слово и суть его повествования. «Вначале, когда Иоанн Златоуст истолковал эту притчу в плане неимения у юродивых дев добрых дел, то это было от Бога, так было нужно в то время, ибо Господь тогда требовал от людей добрых дел — подобный подвиг был ему в те времена угоден.

Позже прп. Серафим Саровский вновь, уже по новому объяснил эту притчу, придав ей новое осмысление, где причиной погибели юродивых дев он называл недостаток у них благодати Духа Святого. Этим Бог призывал человека к снисканию и стяжанию благодати Божией или иначе Духа Святого, именно в эту сторону благословлял Господь направить все свое подвижничество верующим в Него, то есть основанием и главным смыслом всякого подвига утверждалось стяжание Духа Святого, благодати Божией. Этого требовал в то время от человека его Создатель — Бог, и этого и взыскал бы с него по исшествии из мира сего. Сейчас же, в последнее время, когда из-за умножения беззакония иссякла любовь многих (см. Мф. 24, 12), человеку как никогда необходимо иметь любовь и надо ему быть мудрым, дабы не отступиться и не отпасть от нее. Ибо сегодня враг рода человеческого изо всех сил тщится вырвать из сердец человеческих любовь и постепенным ее умалением охладить их, а затем и вовсе отлучить от ее живоносного действия. Бог ныне взыскует от нас любви! Поэтому все наше старание должно быть направлено именно к ее стяжанию в сердцах наших, что возможно лишь через доброделание. Ибо любовь без дел мертва, она — лишь сказанное на воздух пустое слово, которое осудит человека на Страшном Суде, так как только возглашал «любовь» да «любовь», а сам вдалеке отстоял от тех дел, которые должен иметь человек любящий перед лицом Господа и ближнего своего. Или если даже имел ее, то не в полную меру своих сил и не прилежал всему, что было возможно, то есть мог и не делал. Любовь жива, ближний мой, и без добрых дел она умирает. Добрые дела — это благое действо, которое есть жизненная сила любви. В этом истинная любовь и та единственная сила, с помощью которой человек сможет устоять перед соблазнами, тяготой и ужасом последних времен, которые посеет в мире Антихрист и его временное правление».

https://monkgabriel.ge/rus/obojenie.htm

+1

5

Великолепное толкование «Притчи о неверном управителе»!

«Один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоём, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он ответил: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16: 1–9).

Лопухин А.П.

Притча о неправедном домоправителе находится только у одного евангелиста Луки. Сказана она, несомненно, в тот же день, в который Господь произнес и три предыдущие притчи, но связи с теми притчами эта притча не имеет, так как те произнесены были Христом с отношением к фарисеям, а эта – имеет в виду учеников Христа, т. е. многих Его последователей, которые уже начали служить Ему, оставив служение миру (Тренч, с. 357), – большею частью бывших мытарей и грешников (прот. Буткевич., «Объяснение притчи о неправедном домоправителе». Церковные ведомости, 1911, с. 275).

Один человек. Это был, очевидно, богатый землевладелец, который сам жил в городе, довольно далеко от своего имения, и не мог потому сам навещать его (кого понимать здесь в переносном смысле – об этом будет сказано после изъяснения прямого смысла притчи).

Управителя (οἰκονόμον), т. е. такого управляющего, которому было вверено все заведование имением. Это был не раб (домоправители у евреев нередко выбирались из рабов), а человек свободный, как видно из того, что он по освобождении от обязанностей домоправителя намеревается жить не у своего хозяина, а у других лиц (стихи 3–4).

Донесено было. Стоящее здесь греческое слово διεβλήθη (от διαβάλλω) хотя и не означает, что донос был простой клеветой, как понимает, например, наш славянский перевод, тем не менее дает понять, что он был сделан людьми, относившимися враждебно к домоправителю.

Расточает (ὡς διασκορπίζων – ср. Лк.15:13; Мф. 12:30), т. е. тратит на свою распутную и греховную жизнь, проматывает хозяйское имение.

Архиеп. Лоллий (Юрьевский)

Неправедный управитель. Историко-археологическое изложение притчи.

Эта притча о неправедном Управителе в ряду всех речей Господних занимает особенное положение. Составители не только сказаний о земной жизни Христа Спасителя, но даже специальных толковании Евангелия, обычно стараются обойти ее молча­нием как темную и исключительную по своему содержанию. Враги же церкви Христовой, пытаясь унизить достоинство нашего Божественного Учителя, намеренно выдвигали эту притчу на вид, как в высшей степени неудачную, ни с чем несообразную и даже нравственно несостоятельную.

Сколько несправедливых нареканий доставила эта притча нашему Божественному Учите­лю от ложных мудрецов нашего века! Его обвиняли в наивном непонимании подлинной человеческой жизни, ибо приточный Управитель простовато полагает, что кто-то будет целый век кормить и поить его за то только, что он на несколько рублей уменьшил должникам и без того незначительный долг. Обвиняли Господа нашего и в явном незнании национального характера еврейских богачей: приточный богач, разоряемый своим управителем, да еще похваляющий убытки, нанесенные ему мошенничеством, взят не из жизни, а является плодом неудачной фантазии. Обвиняли Христа и в незнании общественно-государственной жизни: Его управитель и должники даже не подозревают о существовании уголовного суда, который мошенников и воров не поощряет и не милует. Обвиняли Спасителя и в более худшем – в прозрачном одобрении и сочувствии Его обману и мошенничеству. Но странно, что никто из лжеученых борцов против христианства не направил своего внимания вот на какое обстоятельство: когда Спаситель изрек эту свою притчу, никто не обратился к Нему с недоумениями и за каким-либо разъяснением, следовательно, она была всем ясна и понятна. Так как эта притча была произнесена Христом Спасителем одновременно с притчей о Блудном Сыне, то ясно, что Блудный Сын и Неправедный Управитель – ясные и понятные всем во времена Христа Спасителя, стали темными и загадочными впоследствии, когда изменились условия общественно-экономической жизни в Палестине, и современный Христу быт евреев подвергся забвению.

Успехи исторической и археологической наук в новейшее время дают возможность восстановить подлинный смысл и значение столь пререкаемой притчи нашего Спасителя.

Чтобы наглядно представить этот истинный смысл и запечатлеть его в умах и сердцах читателей, мы развернем во всей полноте одну из тех картин древнееврейской жизни, которые дали Христу Спасителю осязательный материал для Его Божественной притчи.

Громоздкий, тяжелой архитектуры, двухэтажный, гранитный, с коринфскими колоннами дом, стоявший у водоема Селах против «царского» сада, был очень хорошо известен почти каждому иерусалимскому еврею. Дом этот принадлежал одному из тех иудейских «князей», которые держали в своих руках почти всю торговлю древнего Востока и в то же время среди своих соотечественников слыли за людей праведных и благочестивых, верных блюстителей закона Моисеева.

В одной из многочисленных комнат этого дома с белоснежными мраморными полами, с роскошной обстановкой, доставлен­ной из Рима, сидел сам владелец его Рехум-бен-Габбай. Перед ним с подобострастным видом стояло два человека, далеко не равного с ним происхождения и состояния. Впрочем, один из них и по одежде, и по манерам производил впечатление человека делового, зажиточного и аккуратного. Это был казначей Рехума, служивший у него уже много лет. Второй, по имени Шимей, был новичок, лишь в первый раз попавший в этот роскошный дом богача.
К нему-то и обратился с речью Рехум: «Мне рекомендовал тебя один из моих друзей, твой бывший владелец, давший тебе свободу».
Новичок низко поклонился. «В одном из моих имений, – продолжал Рехум, – сейчас свободна должность Управителя. Я не хочу отдать эту должность кому-нибудь из своих рабов. Среди них нет сейчас расторопного и опытного человека. Да если бы и нашелся такой, то от моих должников не было бы мне покоя с вечными жалобами на его грубость и нахальство. Поэтому во все свои имения я обычно назначаю управителями не рабов своих, а чужих свободоотпущенников. Если хочешь, то я во внимание к рекомендации моего друга, назначу тебя на свободную должность Управителя в своем Эн-Шемемском имении». Свободоотпущенник выразил полную готовность и, как мог, благодарил за это богача.

«Ты, конечно, знаешь, – сказал Рехум, – что это имение мое неплохое. Там есть и пахотное поле, и фруктовый сад, и большой виноградник, и масляничный сад. Все эти участки отдаются разным лицам в аренду. Каждый арендатор – мой долж­ник, который, по сборе плодов и урожая, должен через Управителя вносить моему казначею определенную годовую плату за пользование тем или иным участком… Итак, ты согласен? Все подробности по делу управления и по вознаграждению тебя сообщит тебе мой казначей». И Рехум сделал рукою знак, что аудиенция кончилась. Оба посетителя вышли.
«Так вот знай, Шимей, – говорил Управителю казначей в своей квартире после получасового объяснения всех обязанностей по должности, – этот арендатор сада масличных деревьев должен доставлять тебе ежегодно 50 батов оливкового масла. Ты должен это масло продавать по иерусалимской цене и деньги представить мне. Арендатор-хлебопашец должен доставлять тебе ежегодно по 80 коросов белой пшеничной муки. Ты муку должен обратить в деньги и представить мне. Таким же образом ты должен поступить и с другими арендаторами. Так как срок аренды теперь кончился, то ты с каждым арендатором должен заключить вновь контракт на несколько лет, лучше всего на шесть – до субботнего года. Все контракты или расписки должны храниться у тебя».
«А какое же мне будет вознаграждение за мой труд?» – спросил новый Управитель. – «Вознаграждение обычное: определенной платы управителям у Рехума нет. Каждый управитель имеет право выторговать себе с арендаторов, сверх причитающегося владельцу, еще несколько мер муки, елея, вина и так далее. А чтобы твое содержание было более верно, ты можешь, как и всякий управляющий, требовать, чтобы твоя доля тех или иных продуктов была вносима в контракты и присоединяема к сумме Рехума».

Получив должные указания и разъяснения, новый Управитель вышел от казначея. «Да, как же! – ворчал он про себя. – Можешь, говорит, выторговать 55 батов. Я – не дурак. Я уже несколько раз осматривал это имение. Там не 55 можно взять, а если 100 батов содрать с арендатора, так и то он в убытке не останется. Да и хлебопашец может дать не 80 коросов, а вдвое больше. Впрочем… нет. Вдвое не даст: у него там работы много. Да и хлеб вообще дает меньше доходов, чем масло или вино. Ну да с него 100 коросов можно взять. Если прежние не дадут, найду новых, а сделаю по-своему».
И стал новый Управитель, вступивши в должность, заключать с арендаторами новые контракты, блюдя не только интересы Рехума, но не забывая и себя. Имение, действительно, было очень хорошее, и все арендаторы получали значительный доход. Правда, вымогательство и поборы нового Управителя тяжелехонькими им приходились. Но что же делать? И прежние Управители тоже не миловали их.
«Намаялся я, будучи рабом, – рассуждал сам с собой Шимей. – Теперь заживу в свое удовольствие. Денег будет у меня немало. У иного купца столько не бывает. Ведь каждый год буду для себя брать 50 батов елея. А это значит 200 ведер, или 8000 рублей серебром. Буду брать в свою пользу 20 коросов муки, а это ведь 400 четвертей, или 4000 рублей. Вот уже ежегодно 12000 рублей серебром есть. А там еще виноградник да фруктовый сад. Ну, чем я тоже не богач? Заживем теперь весело! Найду себе компанию, с кем повеселиться и покутить».

И стал новый Управитель проводить жизнь веселую, разгульную. Все, что ни получит в свою пользу, прокутит вместе со своими приятелями, которых у него стало много. Завелись и приятельницы, которые поглощали все больше денег. Стал он по жизни, словно блудный сын, «изъядый имение свое с любодейцами». Так жил он целых три года.

Хотя владелец имения непосредственно и не вмешивался в хозяйственные дела, да и жил он в Иерусалиме, однако, и до него стали доходить кое-какие слухи о разгульной жизни Управителя. Наконец, к нему поступил от кого-то злостный донос, что Управитель расточает его имение. И Рехум-бен-Габбай решил разгульного Шимея вызвать к себе.
«Что это я слышу о тебе? – строго спросил Рехум своего Управителя, когда тот явился к нему. – Ты ведешь жизнь распутную, мотаешь деньги. Где ты их берешь, Управитель Неправедный? Откуда у тебя такие суммы, что вечно устраиваешь пиры и окружаешь себя любодейцами? Мне рекомендовали тебя как человека степенного и честного. А ты оказался чуть не пьянчужкой и развратником. Вероятно, не свои, а мои деньги прогуливаешь, пропиваешь да проедаешь. Представь мне отчет по имению и убирайся! Я – иудей трезвый, строгий и благочестивый. Пьяниц и мотов я не терплю. Ты более управлять не можешь. Ступай!»

Строгая речь богача, не любившего шутить, очень подействовала на Шимея.
«Прогонит… В этом сомнения нет, что прогонит, – думал он про себя. – Конечно, все, что назначено, я исправно доставлял его казначею. В этом бен-Габбай ко мне не прицепится. А вот за разгульную жизнь он прогонит, обязательно прогонит: трезвый и благочестивый он иудей. Ну, что теперь буду делать? Сколько денег прожито, пропито, проедено! Ни одной драхмы не оставлено на черный день. Все спущено. Ну, куда теперь деваться? Без рекомендации ни к кому не попадешь, а Рехум хорошего отзыва обо мне не даст. Разве наняться в виноградники копать? Так я давно от тяжелого труда отвык. Сил на это уже нет. Пойти милостыню просить? Стыдно перед людьми и приятелями. Кругом везде меня знают».
«Как он меня назвал? – продолжал разговаривать сам с собой злосчастный свободоотпущенник. — Да! «Управитель Неправедный». Как неправедный? В чем? Все, что велено было взыскивать с арендаторов в пользу Рехума, я взыскивал, продавал по дорогой цене и аккуратно представлял казначею. Ни одной драхмы или лепты хозяйской не утаил. Интересы Рехума ни в чем не страдали. Ишь ты: «Управитель Неправедный»!»
Но тут в глубине души его что-то зашевелилось, голос совести вдруг заговорил в нем.

А что как и в самом деле «неправедный»? «Интересы Рехума не страдали». …Как же не страдали? Ведь ты должен был сообщить ему: это – с арендаторов без всякого убытка для них.
Да только ли против Рехума «неправеден» ты был? А арендаторов забыл? Разве по 50 коросов да по 20 батов ты должен-то брать с них? А ты что делал? Люди до пота трудились и день и ночь, а ты их трудовые деньги поглощал, проедал со своими прихлебателями, а вот настоящих тружеников чуть до беды не довел. У одного жена сколько времени была больна; последние деньги прожил, а тебе и горя мало. Тебе вынь да положь! У другого детей куча, да тоже то один, то другой захворает, перебивается кое-как. А ты с ножом к горлу пристал: давай, что обещался контрактом.
«Боже мой, Боже мой, что я делал! – приходя в себя, мучился «Неправедный Управитель» в своем сознании. – Разве так можно жить? Только грешил да вредил себе и людям. Куда теперь деваться? Разве этим приятелям и любодейцам нужен я буду без денег, без должности? Кто возьмет меня, кто приютит?»
Но вдруг его осенила счастливая, благодатная мысль. «Знаю, что сделать, – решительно сказал он себе. – Знаю, кто меня может приютить у себя, когда отставит меня Рехум». И на сердце у него вдруг стало тепло и светло.

Он тотчас послал за арендатором масличного сада. И когда тот явился, спросил у него: «Сколько ты должен ежегодно давать масла по своей расписке на имя владельца?» – «Что же спрашиваешь? Сто батов». – «Вот твой контракт. Бери его, а сейчас садись и давай новую расписку».
Арендатор удивленно посмотрел на Шимея, но сел, со страхом ожидая нового вымогательства. «Теперь пиши 50», — сказал ему Управитель. «Что это значит? – воскликнул арендатор. – А куда же девать остальные 50? Неужели… неужели ты даришь их мне?» – «Да, дарю тебе», – с мягкой улыбкой ответил Шимей. «Но ведь по условию я еще три года буду пользоваться масляничным садом. Значит, ты свой доход отдаешь мне на эти года?» – «Да». – «Но ведь это будет уже 150 батов, все равно что 600 ведер. Ты, значит, даришь мне 24000 рублей?» – «Выходит, так». – «Да благословит тебя Бог Израилев! Благодарю тебя, Шимей! Отныне я – твой слуга, твой раб. Пользуйся мной, я в твоем распоряжении». – «Не забудь меня в моем несчастье», – тихо сказал ему Управитель.
По уходе этого должника, Шимей послал за другим арендатором. «Ты сколько должен каждый год давать по своему контракту муки?» – «Сто коросов». – «Возьми свое обязательство, садись и пиши новое, только не на 100, а на 80 коросов, какие следуют Рехуму, а мне больше не надо ни одного короса. Пусть они пойдут тебе и твоей семье».
И снова от удивленного арендатора посыпались слова искренней благодарности, ибо за три года ему возвращалась мука почти на 12000 рублей.
Так было и с остальными арендаторами.

Раскаявшийся в своей блудной, расточительной жизни «Неправедный Управитель» круто изменил свой образ жизни.
Еще не успел Шимей явиться к хозяину с последним отчетом, как тому казначей и еще кто-то успели доложить о разнесшемся слухе насчет щедрости Эн-Шеменского Управителя и происшедшей с ним перемены.
И удивился строгий, благочестивый Рехум такой самоотверженности своего «Неправедного Управителя». И когда тот явился к нему с отчетом, то не только не устранил его от должности, но даже похвалил его, что он так благочестиво и благоразумно поступил.

«Вы слышали эту притчу? – как бы так говорил Христос. – Она всем вам понятна так же, как и притча о Блудном Сыне. Вы ни в чем не затруднились, слушая ее. Она не возбудила в вас никаких недоумений. Вы не спрашиваете ее объяснения.
Так знайте же, что и всегда «сыны века сего» – неправедные управители, грешные мытари, блудные сыновья и обрекаемые вами на смерть блудницы – бывают благоразумнее вас, «просвещенных» фарисеев. Вы ведь – «сыны света в своем роде». А между тем, вы, видя, не видите и, слыша, не слышите Божественного спасения, так что мытари и блудницы опережают вас на пути в Божие Царство. Ваши души и сердца слишком отягощены сребролюбием и тяготением к жалкому земному богатству, Вы не ищете Царства Божия и правды Его, не стремитесь к Небу, где обитает Отец ваш небесный.
Отриньте же, наконец, от себя это сребролюбие!

Подобно Неправедному Управителю, раздавайте щедро и самоотверженно эту «маммону неправды» всю без остатка беднякам, сиротам и вдовам, и сердца ваши умягчатся, и души ваши окрылятся любовию, и будете иметь искренних друзей и молитвенников за вас, и благодарностью откроют они вам входы в небесные, вечные обители, когда вы скончаетесь, покинув эту землю с ее тленным, суетным богатством.
Что значит это ничтожное, тленное богатство в сравнении с богатством истинным, духовным? Ведь это земное богатство – постороннее для вас, оно – не ваше, оно для вас внешнее. Оно лежит в сундуках, оно хранится в «сосудах».

Есть истинное богатство. Кто приобрел богатство это, тот носит его в самом себе, в глубине души своей. Это духовное, истинное богатство выше всех сокровищ мира. Оно состоит в познании тайн Божиих, в созерцании сокровенных видений, в даре прозорливости и пророчеств, в силе благодатных исцелений и преестественных чудес. Это богатство в полном смысле «ваше»: оно не нуждается ни в ящиках, ни в сосудах.
Но если вы не умеете во благо направить внешнее, «чужое» для вас богатство, если вы жадно трясетесь над золотом и серебром, если вы не способны распорядиться по закону Божественной любви этими земными сокровищами, то кто же доверит вам богатые сокровища неба – те сокровища, которые должны составлять ваше собственное внутреннее богатство? Ведь несправедливый, неверный в ничтожном неверен будет и в обильном. Кто щедр и милосерден, тот и духовные дары способен воспринять в душу свою на благо ближних своих. Верный в ничтожном и малом – верен будет и в великом.
Ваши души отягощены сребролюбием и любостяжанием; вы заглушили в себе все высокое и святое; вы забыли Бога и Его святое учение; вы предались маммоне, вы – рабы его. А никакой слуга не может работать двум господам. Вы не можете одно­временно служить Богу и маммоне.
Вам, сребролюбцы и фарисеи, странными кажутся эти речи. Вы смеетесь над ними? Ваши сердца огрубели, ваши души омер­твели.

А у кого душа еще жива, у кого сердце еще не огрубело, внимайте притче о «Богатом и Лазаре», которую вы сейчас услышите от меня. Она приподнимет перед вами завесу. Она покажет вам судьбу богача, не знавшего истинного употребления земных богатств. «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Отредактировано Белая и пушистая (2024-07-18 14:50:11)

0

6

Старец Гавриил:
Проповедь старца Гавриила, настоятеля церкви Святого Давида Эвбейского, состоялась в церкви Святого Давида 24 октября 2021 года
Величайший враг людей - дьявол.

Он потому, что своей гордостью, своим непослушанием,
своим отступничеством навсегда потерял Бога,
потому что не кается,
потерял Его Царство Божие, поэтому он так ненавидит человека,
что не хочет, чтобы кто-то из нас, людей, заслужил Царство Божие.
Вот почему он назван – самим Богом – человеконенавистником, человекоубийцей, половинчатым человеком.

В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали,
какие страдания выпали на долю этого одержимого юноши, жившего в городе Гадаринском.
Он был связан, как сказано, цепями и наручниками, и он разрывал их, бегал и спал в могилах, в гробах.
Он раздевался догола и бегал по улицам, кричал, пенился и уходил в пустыни, он был ужасом для людей.

Когда проходил Господь наш, Иисус Христос, Бог наш,
бесы – потому ,что этот юноша был одержим многими бесами ,ревели и кричали:
- "Что между Тобою, Иисус, Сын Бога Живого, и нами?
Неужели Ты пришел мучить нас прежде нашего времени?
До Второго пришествия, где мы будем мучиться после него в Бездне?
Оставь нас до тех пор делать свое дело."

Но Бог, любящий человека, всех нас, сжалился над этим несчастным
и воздал по заслугам многочисленным демонам.
Когда он спросил юношу
- Как твое имя?
Тот ответил:
- Легион.
Отцы говорят, что бесов было 5 000.
Но бесы, когда Господь рассудил их, сказали:
- Ладно , у тебя есть сила и ты вытащишь нас из этого человека,
но давай мы пойдем туда, на склон горы, там пасется стадо свиней, пусть мы  пойдем туда, залезем в них.

И Господь разрешил.
Потому что отцы говорят, что пастухи этих свиней были беззаконны,
они были против Закона Моисеева, который запрещал разводить свиней.
А все, что незаконно, против Закона Божьего, не имеет благословения, оно осуждается.

И Господь позволил.
Итак, после того, как Бог допустил, чтобы 5000 бесов вошли в 2000 свиней,
они все побежали и упали в озеро, в море и утонули

Однако этот страждущий, который был грозой всей местности,
примирился, покаялся и оделся, говорит Евангелие.
Он пришел в себя, успокоился и оделся.

А блаженный святой старец Кирилл говорил:
- Интересно, всех нас, обнажающихся летом или в другое время,
носящих большие декольте, супермини или что-либо другое
и обнажающих свои части тела и могущих, искушать  своих ближних..
Кто подстрекает нас?
Бес- говорит он,
- ДЕМОН.
И это ужасно - искушать  ближних, говорят он.

Тот, кто искушает человека, показав свои обнаженные конечности или своим поведением,
должен пойти и привязать, говорят Он, мельничный жернов к своей шее
и упасть в море, чтобы утонуть, а не искушать.
Поэтому ,будьте внимательны, братья мои,

СКРОМНОСТЬ.

Если мы посмотрим на нашу Деву Марию, если мы посмотрим на наших Святых,
то наши Святые отличаются скромностью.
Они не обнажали свои части тела.

Один епископ однажды сказал некой  девушке, у которой были обнажены  живот и прочее:
-

«Дитя мое, некоторые части нашего тела даже солнце не должно видеть."

.
И доказательством того, что мы обнажаемся и это от сатаны, является сегодняшнее Евангелие.
В нем Слово Божье говорит:

Одержимый бесами, после того как бесы были изгнаны,
и был одет, оделся, скрыл наготу свою, устыдился.

Разврат и бесстыдство и искушение, простите,нам это навязывает лукавый...
и иногда  он нам это навязывает, с хорошим расчетом,
чтобы, мол ,соответствовать "божественной моде", что бы нам нравиться,
нравиться нашим мужьям, чтобы мы нравились нашим друзьям.
И поэтому, к сожалению, мы грешим и искушаем..

Пастухи, пасшие свиней, увидев это зрелище, что свиньи потонули,
побежали к своим хозяевам в город, чтобы сообщить о случившемся.
Жители Гадаринского города пришли посмотреть на Того, Кто избавил одержимого бесом и  Которого они устрашились

И вместо того, чтобы сказать Ему ,видя и бесноватых, сидящих у ног Его в мире, с радостью, в безопасности
– вместо того, чтобы сказать Ему:
– Ты Праведник, Благодетель наш, храни нас Бог, ОСТАНЬСЯ С НАМИ..
Что они ему сказали?
- УЙДИ, МЫ ТЕБЯ БОИМСЯ..

И святой старец Кирилл задумался
А разве мы  иногда не уподобляемся жителям Гадаринским?

Разве, когда наши интересы идут вразрез с волей Божией-
мы не забываем Его и не отворачиваемся от Него?

Не вытесняем ли мы Его из своей жизни, чтобы исполнить собственную волю?

Когда мы поступаем неправильно,
когда клевещем,
когда обвиняем,
когда, извините,блудим
прелюбодействуем,
не растлеваем ли мы?
Задумываемся ли мы об этом?
Изгоняем ли мы Бога из своей жизни?
НЕ ИЗГОНЯЕМ ЛИ МЫ ЕГО.?

И когда мы опомнимся, братья мои, давайте встанем на колени и попросим Бога:

Прости меня, Боже,
прости меня, Боже,
я не забыл Тебя,
Тебя , Который избрал меня.

Что Он говорит нам:

Я избрал тебя из всего мира.

Все мы, находящиеся здесь в этот час, все христиане,
были избраны Богом, выделены из мира,
получили эту честь, чтобы выделить нас.

Чтобы сказать Ему.

- Боже, мы не забыли Тебя,
мы не хотели сознательно отойти  ,
противостоять Тебе против Твоей воли,
но по немощи, как говорит святой Паисий.
- От головокружения наших мыслей,
от нашего окружения, как говорит старец Иосиф Ватопедский,
мы были побуждены и согрешили...
Прости нас, не оставляй  нас, не принимай во внимание наш грех,
дай нам время что бы снова прийти к Тебе..

И будьте уверены, что, если мы положим наше покаяние  под епатрахилью Духовника,
То Божьи объятия будут открыты и Он примет нас и восстановит наше прежнее состояние.

Так поступали Святые, они исполняли волю Божию,
они были угодны Богу, и в них было постоянное покаяние.

Этого же мы от всей души желаем и вам.
Заступничеством святого Давида, святого Иакова, святого старца Кирилла,
которые живы, идите путем Божиим, любите Бога.
Любить Бога...
И когда мы любим Бога, мы будем любимы Им;
мы уже Им любимы, Он прежде возлюбил нас;
И говорит ,что" Он придет, чтобы вместе с Отцом и Святым Духом устроить обитель в наших душах, чтобы обитать в нас".
Они живы, вы сами признаете это постоянными свидетельствами.
У меня здесь есть свидетельство,  от Стаматы и Антониса, живущих в Никосии-
Антонис - врач, Стамата - учительница ,
они рассказывается о чуде, которое она пережила недавно,
когда св. Кара нашего святителя Давида посетила Кипр
по приглашению тамошних святых первосвященников.

О чудесах говорить не грех.
Вот и в сегодняшнем евангельском отрывке,
когда одержимый бесом человек почувствовал себя свободным, ощутил безопасность,
мир, здоровье, он умолял Бога забрать его
- Иисус, чтобы я мог пребывать с Тобой.

Что может быть лучше!

И что же ответил ему Иисус?
- Нет, ты пойдешь домой и будешь проповедовать в своем городе
о чудесах Божьих, об этом чуде.

Сам Бог велит нам рассказывать о чудесах.
А если мы не будем их рассказывать,
говорит блаженный святой старец Кирилл,
то камни восстанут и возопиют..и камни, на которые мы наступаем, восстанут и возопиют.
----------

Наша Святая Церковь, которая провозглашает об этих  одержимых,..
знает, зачем она их выставляет?
Чтобы мы всегда имели перед глазами опасность, исходящую от сатаны,
чтобы мы могли принять меры предосторожности и увидеть,
что такое беды и несчастья человека, которым управляют демоны.
Конечно, есть и душевнобольные, и невропаты, и невротики.
Они - одно, а одержимые - другое.
Одержимых нельзя вылечить ни медициной, ни хирургией, ничем,
только благословением нашей Святой Церкви.
И то, что говорит сам Господь:
«Но в молитве и посте».
Простите нас за то, что мы вас утомили.
Заступничеством наших святых и благословением святого старца Кирилла желаем,
чтобы все вы и все мы удостоились Царствия Божия.
Аминь!

полностью проповедь здесь
orthodoxianewsagency.gr

0


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Евангельские притчи