Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Евангельские притчи


Евангельские притчи

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

…притчи имеют то преимущество перед прямым поучением,
что они не только содержат в себе общий Божественный закон,
но демонстрируют его применимость, как в частной, так и
в общественной жизни. Христовы притчи замечательны еще тем,
что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили
своей наглядности и очаровательной красоты. Притчи являются
живыми свидетелями того тесного единства, которое существует
между духовным и физическим миром, между внутренней причиной
и ее проявлением в жизни.

В Евангелиях мы находим более тридцати притч.
Их можно разделить в соответствии с тремя периодами
общественного служения Спасителя. К первой группе относятся притчи,
рассказанные Спасителем вскоре после Нагорной проповеди, в период
между второй и третьей Пасхой Его общественного служения.
В этих начальных притчах говорится об условиях распространения
и укрепления Царства Божия или Церкви среди людей. Сюда относятся
притчи о сеятеле, о плевелах, о невидимо растущем семени, о зерне горчичном,
о драгоценной жемчужине и другие. …

Вторая группа притч рассказана Господом к концу третьего года
Его общественного служения. В этих притчах Господь рассказал
о бесконечном милосердии Божием к кающимся людям и изложил
различные нравственные правила. Сюда относятся притчи о заблудшей овце,
о блудном сыне, о немилосердном должнике, о милосердном самарянине,
о безрассудном богаче, о мудром строителе, о судье неправедном и другие.

В Своих последних притчах (третьего периода), рассказанных незадолго
до крестных страданий, Господь говорит о Благодати Божией
и об ответственности человека перед Богом, а также предсказывает о наказании,
имеющем постичь неверующих евреев, о Своем втором пришествии, о Страшном Суде,
о награде праведным и о вечной жизни. В эту последнюю группу входят притчи
о бесплодной смоковнице, о злых виноградарях, о званных на вечерю, о талантах,
о десяти девах, о работниках, получивших равную плату и другие.

https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mi … e-pritchi/

эти притчи Церковь и напоминает нам в Великий Вторник…

0

2

Великий Вторник: воспоминание притчи о десяти девах.
Будем бодрствовать духовно

«Итак, бодрствуйте...» (Μф. 25, 1–13).

Пыль души. Так называли уныние, это нерадение души о духовной жизни и спасении.
Мало-помалу памятование о спасении погружается в забвение, засыпается прахом земным,
как это произошло со всеми величественными постройками древнего мира.
Нерадение приводит к тому, что человек перестает изучать Священное Писание
и перестает жить по Закону Божию, полностью игнорирует его, забывая все то доброе,
чему душа была научена прежде.

И душа моя, Господи, подобно сломанной колонне, не выдерживающей
веса божественного Строения Святой Твоей Церкви, оказывается погребенной
под толстым слоем уныния как под землей.

Дай мне, Великий Взыскателю душ человеческих,
мотыгу божественного пробуждения, чтобы я мог предложить Тебе
ценный клад своей души.

Убогая, жалкая моя душа!
Ты все еще, как прежде, желаешь жить беспечно и нерадиво,
когда твой Господь переживает борения в Гефсиманском саду?

Погружаешься в сон, убаюканная тщетой мира сего, когда Он бодрствует тебя ради?
Беззаботно смеешься, а Он молится до кровавого пота?

Каким мраком покрыта моя душа!
Беспросветная ночь и не видно ни зги!

Скоро, скоро раздастся трубный пробуждающий глас:
«Вот, Жених идет, выходите навстречу ему».

Ты будешь искать светильник добродетелей.
Но он пуст, в нем не останется масла.
Ты будешь судорожно умолять дать тебе ещё время на покаяние.
Чтобы ты могла совершить дела милосердия и любви.
Но дверь за Женихом закроется, и ты останешься вовне…

Посему: «День он страшный помышляющи, душе моя побди,
вжигающи свещу свою, и маслом просвещающи,
не веси бо когда приидет к тебе глас глаголющии: се Жених.
Блюди убо, душе моя, да не воздремлеши, и пребудеши вне толкущи, яко пять дев;
но бодрено побди, яко да усрящеши Христа милостива,
и даст ти чертог божественыя славы Своея».

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мк. 14, 38).

«Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща:
недостоин же паки, его же обрящет унывающа.
Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши,
и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».

+++

http://myrophoros.blogspot.com/2023/04/ … st_10.html

+1

3

.

Особенное внимание Церковь в этот день - вторник Страстной седмицы
- обращает на притчу о десяти девах
. Мы слышим за богослужениями в эти дни
церковное песнопение «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща».
Главный акцент этой евангельской притчи сосредоточен в словах Христа,
которыми он подытоживает рассказ о девах:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа,
в который приидет Сын Человеческий
»
(Мф. 25:13).

Что же значит бодрствовать для нас?
Ведь большинство из нас и так не спит дни напролет.
Пожалуй, стоит сказать о бодрствовании ума.
Ведь Господь обвиняет дев не в том, что они спали.
Да и девы называются не «спящими» девами, но неразумными.
Притча эта - о бодрствовании ума. ( т.е. о трезвении ) 
О том, что мы склонны к тому, чтобы за реальность воспринимать
собственное воображение, часто - собственные мечты,
собственные (ложные) представления (помыслы) о том,
что происходит вокруг. Собственные устои, может быть, традиции,
собственное суждение о происходящем.
Иначе говоря, неправота этих дев состоит в том,
что они положились не на действительность,
которая реальнее всего прочего, не на скорый приход Жениха,
Который и есть наша жизнь и наша подлинная реальность.
А беспечно положились на свои мечты о том, что всё и так будет хорошо,
что масла в их светильниках хватит. Или, в конце концов, что с ними
кто-то поделится этим маслом.  Или что Жених примет их
в брачный чертог даже с погасшими светильниками.

В настоящее время притча эта особенно актуальна.
Ведь говорит она, в том числе, о личной ответственности каждого из нас.
Никто не может за нас решиться поступить правильно.
Никто не может сделать за нас этически верный выбор.
Никто не может прожить за нас нашу собственную жизнь.


Толкование на притчу о десяти девах

(  Толкование преподобноисповедника Гавриила (Ургебадзе)
     на притчу о десяти девах.  )

любовь есть венец совершенства, единственно любовь и обóжение,
и об этом не говорится даже у высокочтимого Иоанна Синайского
в описанной им «Лествице» добродетелей, да и у позднейших не сказано,
то в этом Промысл Божий, для меня приберег Бог это слово.

Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом
притчи о десяти девах. Пяти юродивым девам в этой притче
не хватает именно любви.
В этом главный смысл и причина, из-за которой они
лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны и угодны
каждое в свое время, это же последнее толкование Господь соблаговолил
приберечь для наших последних времен как самое великое, необходимое
и нужное сегодня как никогда. И даровал эту честь мне грешному, тому,
кто всю свою жизнь провел в подвиге любви к Богу и ближнему и никогда
не щадил себя в этом деле. И что же в этом такого? Ближний мой,
что снискал я благодать у милосердия Божия принять дарование этого слова,
дабы объявить его моим ближним, объявить, что именно любви требует от нас Бог ныне,
и что всеми силами должны мы подвизаться к стяжанию этой добродетели
— любви к Богу и ближнему!»

Отец Гавриил все это поучал с великим смирением, что и бросалось в глаза прежде всего.
Однако удивительным было то, насколько владычным и сильным было в то же время
его слово и суть его повествования. «Вначале, когда Иоанн Златоуст истолковал эту притчу
в плане неимения у юродивых дев добрых дел, то это было от Бога, так было нужно в то время,
ибо Господь тогда требовал от людей добрых дел — подобный подвиг был ему в те времена угоден.

Позже прп. Серафим Саровский вновь, уже по новому объяснил эту притчу,
придав ей новое осмысление, где причиной погибели юродивых дев он называл
недостаток у них благодати Духа Святого. Этим Бог призывал человека к снисканию
и стяжанию благодати Божией или иначе Духа Святого, именно в эту сторону
благословлял Господь направить все свое подвижничество верующим в Него,
то есть основанием и главным смыслом всякого подвига утверждалось
стяжание Духа Святого, благодати Божией. Этого требовал в то время от человека
его Создатель — Бог, и этого и взыскал бы с него по исшествии из мира сего.
Сейчас же, в последнее время, когда из-за умножения беззакония иссякла любовь многих
(см. Мф. 24, 12), человеку как никогда необходимо иметь любовь и надо ему быть мудрым,
дабы не отступиться и не отпасть от нее. Ибо сегодня враг рода человеческого изо всех сил
тщится вырвать из сердец человеческих любовь и постепенным ее умалением охладить их,
а затем и вовсе отлучить от ее живоносного действия. Бог ныне взыскует от нас любви!
Поэтому все наше старание должно быть направлено именно к ее стяжанию в сердцах наших,
что возможно лишь через доброделание. Ибо любовь без дел мертва, она — лишь сказанное
на воздух пустое слово, которое осудит человека на Страшном Суде, так как только
возглашал «любовь» да «любовь», а сам вдалеке отстоял от тех дел, которые должен
иметь человек любящий перед лицом Господа и ближнего своего. Или если даже имел ее,
то не в полную меру своих сил и не прилежал всему, что было возможно, то есть мог и не делал.
Любовь жива, ближний мой, и без добрых дел она умирает. Добрые дела — это благое действо,
которое есть жизненная сила любви. В этом истинная любовь и та единственная сила,
с помощью которой человек сможет устоять перед соблазнами, тяготой и ужасом
последних времен
,
которые посеет в мире Антихрист
и его временное правление»
.

Тут отец Гавриил окончил свое слово.
Мы недолго посидели молча в раздумье, как вдруг снова раздался голос
очередного посетителя: «Молитвами святых отец наших...»

Отец Гавриил словом «Аминь!» подтвердил свое согласие на молитвенную просьбу
посетителя войти в его келью, меня же с улыбающимся взором благословил:
«Ну вот, ближний мой, с миром изыдем».

https://www.gabrielberi.ge/rus/obojenie.htm


Кто сумеет любовь стяжать в нынешние времена,
тот, хоть гоним и ненавидим будет миром, но устоять сможет
.
Находясь с Богом и в Боге, куда как покойней.

Сохранит Господь рабов Своих, не даст им упасть.
Стяжайте любовь. Выше нее ни чего нет,
только она богоуподабливает человека смертного,
дает ему надежду жизни вечной
.

— старец Антоний ( из книги «Беседы и наставления старца Антония» )

Какое согласие!  Какое единомыслие!

Что прежде всего поразило меня в писаниях отцов Православной Церкви?
Это их согласие, согласие чудное, величественное.
… Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса
в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе:
таковы писания отцов. …

— свят. Игнатий Брянчанинов


свят. Николай Сербский ( Велимирович )

Письмо седьмое.

Молодой девушке, которая просит объяснить значение
евангельской притчи о десяти девах

В этой притче говорится о пяти мудрых и пяти неразумных девах,
а подразумеваются пять мудрых и пять неразумных душ человеческих.
Мудрые имели чистые лампады и святой елей, а неразумные – только чистые лампады.
Лампады в этой притче символизируют собой тела, а елей – милость.
По-гречески «милость» произносится «елеос». Отсюда и произошло слово «полиелей»,
что означает «многомилостивый». На праздничной утрени освещение церкви
усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией
к избранному народу и много раз повторяется припев: яко в век милость Его, аллилуиа!
Мудрые девы имели девственное тело с девственной душой, но, кроме того,
и милость великую по отношению к более слабым, к тем, которые еще не освободились
от греха. Неразумные строго блюли целомудрие телесное, но презрительно, немилостиво
относились к более слабым, высокомерно осуждали их и отворачивались от них с презрением.
«Праведницы названы неразумными, – говорил святой Нил Синайский, – потому что,
преуспев в весьма трудном, даже почти невозможном деле – сохранении целомудрия,
они пренебрегли малым и легким». А пренебрегли они милостью, сочувствием, прощением.
Лампада их чиста, но пуста и темна! Когда придет смертный час, тело покроется землей,
и душа тронется в путь к вечной отчизне своей, а светить ей будет и поведет за собой
елей милости. Кто окажется без такого елея, того поглотит тьма. Впереди будут ворота во тьме!
Как пройти эти ужасные ворота? Душа трепещет от страха, замирая от теней призраков,
как в кошмарном сне. Кто ее помилует? Кто протянет хоть лучик света?
Помилует Господь, но только милостивых, потому что сказано: блаженны милостивые,
ибо они помилованы будут. Те, что были милостивы к творениям, будут помилованы Творцом.
Не правда ли, это верно и утешительно? Да, но и страшно – для немилостивых!

По соседству с нами жила одна старая дева. Говорили, что, как была она в юности
«честной девушкой», так и прожила всю свою жизнь. Все это прекрасно, и ее можно было бы
только похвалить, если бы не ее злой язык. Изо дня в день с языка ее срывались
отравленные стрелы в адрес тех, кто живет в браке и грешит. С утра до вечера
она хвалилась своим целомудрием и поносила тех, что казались ей отвратительными.
Один священник в разговоре о ней сказал: «Если не знаете, что такое неразумная дева
из Евангельской притчи, так вот она!» И действительно, неразумность кажется еще больше,
когда человек имеет только одну добродетель, а других не имеет. Так путнику в ночи
тьма кажется еще гуще, когда он смотрит только на свой огонек, а потом вдруг обернется
вправо или влево. Мудрость – не в одной добродетели, а в собрании всех добродетелей.
Сказал Премудрый: мудрость построила себе дом на семи столбах.
Мудра та душа, которая имеет семь добродетелей.

В этой притче есть и более глубокое, духовное значение.
Под пятью неразумными девами подразумеваются пять безмолвных чувств.
Кто живет только тем, что видит и слышит, не контролируя чувства разумом,
тот имеет неразумную душу. Когда смерть надвинет завесу на мир чувств,
такая душа останется в абсолютной тьме. Под пятью мудрыми девами
подразумеваются пять внутренних органов чувств, которые разумно управляют
внешними чувствами и властвуют над ними. Эти внутренние органы чувств
собирают на протяжении всей жизни человека свет, который остается в душе
и светит и тогда, когда смерть опустит занавес.

Однако сможешь ли ты в свою пору понять это?
Со временем, конечно, поймешь.

Мира тебе и здоровья от Господа!

+1

4

воспоминание притчи о десяти девах

Святой преп. Нил Мироточивый говоря о последних временах дает свое истолкование этой притче,  схожее отчасти с тем,  что дает преп. Гавриил (Ургебадзе) :

...Однако, разного рода суть попечения, т. е. не всякое попечение гибельно и не всякая беспопечительность хороша; главное для человека - попечение о спасении своем.
Спасение же человека есть: любовь, кротость, целомудрие, нестяжание, чистота девственная, справедливость, милосердие милостивости, которое есть «елей» спасения человеческого, т. е. приточный евангельский елей дев мудрых.   Праведность* есть сострадательность к человеку;  милостивость бывает двух родов: одна - милостивость, выражаемая щедролюбием, другая - утешение словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного. Если не имеется возможности помочь Несчастному, то да утешают (несчастного) утешительным словом. И за одно утешительное слово, которым утешаете несчастного, удостоитесь того, что и вас утешит Праведный Судия решающими словами Своими на Суде праведном, когда скажет: «Приидите благословеннии Отца Моего: наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира». Если же не будете утешать удрученных утешительными словами, то и сами потом имеете услышать от Праведного Судии безутешные слова: «Идите от Меня проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!» Ибо милостивая любовь освобождает человека от гнева Божия. Любовь делает с человеком то, что он становится кротким и смиренным сердцем. Вражда же делает человека неистовым. Любовь всегда терпит и никогда не причиняет соблазна; злопамятство же всегда нетерпеливо, всегда причиняет соблазн сердцу человека, так что никогда не имеет мира сердце его...


*)  т. е.  духовная высота (праведности) христианина всегда неразлучна с милосердием к ближним.

А вот слова святого преп. Гавриила (Ургебадзе):

... любовь есть венец совершенства, единственно любовь и обóжение, ...

Та же любовь является окончательным и совершенным смыслом притчи о десяти девах. Пяти юродивым девам в этой притче не хватает именно любви. В этом главный смысл и причина, из-за которой они лишились спасения своих душ.

До наших дней высказанные толкования на эту притчу были нужны и угодны каждое в свое время, это же последнее толкование Господь соблаговолил приберечь для наших последних времен как самое великое, необходимое и нужное сегодня как никогда. И даровал эту честь мне грешному, тому, кто всю свою жизнь провел в подвиге любви к Богу и ближнему и никогда не щадил себя в этом деле. И что же в этом такого? Ближний мой, что снискал я благодать у милосердия Божия принять дарование этого слова, дабы объявить его моим ближним, объявить, что именно любви требует от нас Бог ныне, и что всеми силами должны мы подвизаться к стяжанию этой добродетели — любви к Богу и ближнему!» Отец Гавриил все это поучал с великим смирением, что и бросалось в глаза прежде всего. Однако удивительным было то, насколько владычным и сильным было в то же время его слово и суть его повествования. «Вначале, когда Иоанн Златоуст истолковал эту притчу в плане неимения у юродивых дев добрых дел, то это было от Бога, так было нужно в то время, ибо Господь тогда требовал от людей добрых дел — подобный подвиг был ему в те времена угоден.

Позже прп. Серафим Саровский вновь, уже по новому объяснил эту притчу, придав ей новое осмысление, где причиной погибели юродивых дев он называл недостаток у них благодати Духа Святого. Этим Бог призывал человека к снисканию и стяжанию благодати Божией или иначе Духа Святого, именно в эту сторону благословлял Господь направить все свое подвижничество верующим в Него, то есть основанием и главным смыслом всякого подвига утверждалось стяжание Духа Святого, благодати Божией. Этого требовал в то время от человека его Создатель — Бог, и этого и взыскал бы с него по исшествии из мира сего. Сейчас же, в последнее время, когда из-за умножения беззакония иссякла любовь многих (см. Мф. 24, 12), человеку как никогда необходимо иметь любовь и надо ему быть мудрым, дабы не отступиться и не отпасть от нее. Ибо сегодня враг рода человеческого изо всех сил тщится вырвать из сердец человеческих любовь и постепенным ее умалением охладить их, а затем и вовсе отлучить от ее живоносного действия. Бог ныне взыскует от нас любви! Поэтому все наше старание должно быть направлено именно к ее стяжанию в сердцах наших, что возможно лишь через доброделание. Ибо любовь без дел мертва, она — лишь сказанное на воздух пустое слово, которое осудит человека на Страшном Суде, так как только возглашал «любовь» да «любовь», а сам вдалеке отстоял от тех дел, которые должен иметь человек любящий перед лицом Господа и ближнего своего. Или если даже имел ее, то не в полную меру своих сил и не прилежал всему, что было возможно, то есть мог и не делал. Любовь жива, ближний мой, и без добрых дел она умирает. Добрые дела — это благое действо, которое есть жизненная сила любви. В этом истинная любовь и та единственная сила, с помощью которой человек сможет устоять перед соблазнами, тяготой и ужасом последних времен, которые посеет в мире Антихрист и его временное правление».

https://monkgabriel.ge/rus/obojenie.htm

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » Евангельские притчи