ВОСКРЕСЕНЬЕ, 26 ФЕВРАЛЯ 2023 Г.
В Неделю Сыропустную
(архимандрит Георгий Капсанис)
Мы слышали сегодня в Святом Евангелии следующее:
«Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит,
и идеже татие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси…
идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).
Не побуждает ли нас ветхий человек, который имеется внутри каждого из нас,
забыть о сокровище небесном, которое есть Сам Бог, как говорим мы и в молитве?
«Царю Небесный... сокровище благих». Ведь когда у нас нет Небесного сокровища
— чтобы любить Его, чтобы отдавать Ему всего себя без остатка и надеяться на Него
— мы пытаемся держаться за временные и суетные сокровища и возлагать всю свою
надежду на них, и именно в них находить себе утешение и вместе с ними
проживать всю свою жизнь.
Такие сокровища — это не только деньги. Для некоторых, конечно, — это деньги
и большое имущество, которые они используют эгоистично, для личной корысти,
а не для общего блага. Однако «сокровищем» может быть и вообще все временное,
суетное, кажущееся блестящим, — то, чем соблазняется человек, чему он отдает
свое сердце и из-за этого забывает о Боге. Это может быть наука, это может быть
слава от людей, это могут быть плотские удовольствия или все, что приносит
плотское или материальное удовлетворение. А вместо того, чтобы придавать
относительное значение всем этим удовольствиям и использовать их во славу Божию,
человек придает им абсолютное значение, их обожествляет, и это приводит к тому,
что его жизнь превращается в идолопоклонство.
Это то, от чего мы, люди, часто страдаем, и что может происходить на протяжении
всей нашей жизни; и тогда мы проводим свою жизнь, зациклившись на суетном
и земном сокровище. И вполне может случиться так, что наше сердце никогда
не оторвется от мирской суеты и не будет предано Богу. Мы особенно страдаем от этого
в такие эпохи, как наша, которая отличается в высшей степени материалистическим
характером и увлекает нас всех кажущимся внешним блеском вещей к тому, что мы
прилепляемся к ним и забываем своего Создателя и Творца. Так и проходит наша жизнь,
словно не существует вечного сокровища, которое на самом деле достойно того,
чтобы человек отдал ему свое сердце и получил истинное утешение в своей жизни.
Но и для нас — монахов, которые милостью Божией оставили мирское и пришли сюда,
в монастырь, потому что мы возжелали обрести сокровище истинное, — все равно
существует опасность. Конечно, у нас нет опасности, проистекающей из владения
личным имуществом, или других очевидных и грубых искушений, таких как у наших
братьев в миру. Но и здесь не обходится без брани. Всякая монашеская брань
и страсти восстающие на монахов, имеют обычно более тонкий и неуловимый характер
по сравнению с теми, которые борют живущих в миру. Точно так же и здесь те сокровища,
к которым монах может приложить свое сердце и потерять Бога, могут быть весьма тонкими
и невидимыми, и монах может их не различить, не обратить на это внимания; в результате,
он думает, что у него все хорошо, хотя на самом деле это не так. Вот почему нам всем нужно
быть очень внимательными и с великим страхом Божиим просить Господа и нашего старца
помогать нам всякий раз распознавать расположение нашего сердца, чтобы не оказалось,
что, живя в монастыре, мы не отдаем свое сердце, в большей или меньшей степени,
тому истинному сокровищу, ради которого мы оставили мир, но пытаемся утешиться тем,
что не есть Бог, и таким образом теряем Самого Бога.
Когда я слушал эту фразу нашего Господа в Святом Евангелии:
«идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше», мне казалось, что Господь
тем самым как бы указывает нам и на умную молитву. Потому что, когда монах поймет,
по благодати Божией, что его сокровище есть Христос, тогда и сердце его будет стремиться к Нему
и он захочет размышлять с великой любовью о том, что для него дорого, то есть о Христе,
и хранить в своем сердце это сокровище — Христа; он захочет, чтобы его ум был всегда во Христе
и непрестанно «взывал к Нему в сердце»[1], как говорят наши Святые Отцы:
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». А когда ум его уходит оттуда
и сердце не хранит сладчайшего имени Господа Иисуса Христа, то это значит,
что враг нашего спасения похищает наш ум и наше сердце и стремится утешить нас
иными сокровищами, но не сокровищем истинным, которое есть Христос.
Посему, отцы, «со страхом и трепетом свое спасение содевающе» (ср. Флп. 2, 12),
как говорит божественный Апостол, будем просить о даровании нам Божественной благодати,
чтобы в нашей ежедневной монашеской брани нашим сокровищем был только Христос;
чтобы наше сердце стремилось только к сему сокровищу истинному; чтобы его никогда
не обольстил лукавый и чтобы мы никогда не забывали, что наше истинное сокровище — это Христос.
Но и наши братья в миру, несмотря на то, что они должны прилагать множество усилий
и забот о жизненных потребностях, и, конечно, не могут уделять духовному так много времени,
как мы, тем не менее, пусть они тоже стараются, насколько будет в их силах, среди многих
попечений и хлопот, не забывать о небесном сокровище, которое есть Христос,
и не прилепляться к мирскому. Но проходить, если можно сказать, как путники, через все,
что предлагает людям эта временная жизнь, имея в виду, что конечная станция,
окончание их пути и его главная цель заключается не в этом — все это лишь преходящее,
— а в единении с Богом. Пусть именно там вы обрящете окончательное упокоение,
мои возлюбленные братья, с которыми мы собрались сегодня вместе и вместе празднуем
этот святой день, канун Святой и Великой Четыредесятницы. Всегда помните,
что конечной целью всего является Святой Бог
и соединение с Ним во Христе Иисусе, Господе нашем.
[1] См.: «Тебе надлежит терпеливо оставаться в положении сидящего
по следующему замечанию Писания: «В молитве терпите» (Кол. 4, 2).
Не следует быстро вставать по нерадению из-за болезненной печали,
мысленного вопля и непрерывной неподвижности… но, поникши вниз головой
и ум собрав в сердце, если, конечно, оно открыто, призывай на помощь Господа Иисуса».
Прп. Григорий Синаит «О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве...».
Добротолюбие, изд-во «Астра», Ал. и Ев. Пападимитриу, Афины 1076, т. IV, с. 80).
@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.