Вверх страницы

Вниз страницы
Форум Православная Дружба риа Катюша

Близ при дверях, у последних времен.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Георгий Капсанис


архимандрит Георгий Капсанис

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

ВОСКРЕСЕНЬЕ, 26 ФЕВРАЛЯ 2023 Г.

В Неделю Сыропустную

(архимандрит Георгий Капсанис)

Мы слышали сегодня в Святом Евангелии следующее:
«Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит,
и идеже татие подкопывают и крадут: скрывайте же себе сокровище на небеси…
идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21).

Не побуждает ли нас ветхий человек, который имеется внутри каждого из нас,
забыть о сокровище небесном, которое есть Сам Бог, как говорим мы и в молитве?
«Царю Небесный... сокровище благих». Ведь когда у нас нет Небесного сокровища
— чтобы любить Его, чтобы отдавать Ему всего себя без остатка и надеяться на Него
— мы пытаемся держаться за временные и суетные сокровища и возлагать всю свою
надежду на них, и именно в них находить себе утешение и вместе с ними
проживать всю свою жизнь.

Такие сокровища — это не только деньги. Для некоторых, конечно, — это деньги
и большое имущество, которые они используют эгоистично, для личной корысти,
а не для общего блага. Однако «сокровищем» может быть и вообще все временное,
суетное, кажущееся блестящим, — то, чем соблазняется человек, чему он отдает
свое сердце и из-за этого забывает о Боге. Это может быть наука, это может быть
слава от людей, это могут быть плотские удовольствия или все, что приносит
плотское или материальное удовлетворение. А вместо того, чтобы придавать
относительное значение всем этим удовольствиям и использовать их во славу Божию,
человек придает им абсолютное значение, их обожествляет, и это приводит к тому,
что его жизнь превращается в идолопоклонство.

Это то, от чего мы, люди, часто страдаем, и что может происходить на протяжении
всей нашей жизни; и тогда мы проводим свою жизнь, зациклившись на суетном
и земном сокровище. И вполне может случиться так, что наше сердце никогда
не оторвется от мирской суеты и не будет предано Богу. Мы особенно страдаем от этого
в такие эпохи, как наша, которая отличается в высшей степени материалистическим
характером и увлекает нас всех кажущимся внешним блеском вещей к тому, что мы
прилепляемся к ним и забываем своего Создателя и Творца. Так и проходит наша жизнь,
словно не существует вечного сокровища, которое на самом деле достойно того,
чтобы человек отдал ему свое сердце и получил истинное утешение в своей жизни.

Но и для нас — монахов, которые милостью Божией оставили мирское и пришли сюда,
в монастырь, потому что мы возжелали обрести сокровище истинное, — все равно
существует опасность. Конечно, у нас нет опасности, проистекающей из владения
личным имуществом, или других очевидных и грубых искушений, таких как у наших
братьев в миру. Но и здесь не обходится без брани. Всякая монашеская брань
и страсти восстающие на монахов, имеют обычно более тонкий и неуловимый характер
по сравнению с теми, которые борют живущих в миру. Точно так же и здесь те сокровища,
к которым монах может приложить свое сердце и потерять Бога, могут быть весьма тонкими
и невидимыми, и монах может их не различить, не обратить на это внимания; в результате,
он думает, что у него все хорошо, хотя на самом деле это не так. Вот почему нам всем нужно
быть очень внимательными и с великим страхом Божиим просить Господа и нашего старца
помогать нам всякий раз распознавать расположение нашего сердца, чтобы не оказалось,
что, живя в монастыре, мы не отдаем свое сердце, в большей или меньшей степени,
тому истинному сокровищу, ради которого мы оставили мир, но пытаемся утешиться тем,
что не есть Бог, и таким образом теряем Самого Бога.

Когда я слушал эту фразу нашего Господа в Святом Евангелии:
«идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше», мне казалось, что Господь
тем самым как бы указывает нам и на умную молитву. Потому что, когда монах поймет,
по благодати Божией, что его сокровище есть Христос, тогда и сердце его будет стремиться к Нему
и он захочет размышлять с великой любовью о том, что для него дорого, то есть о Христе,
и хранить в своем сердце это сокровище — Христа; он захочет, чтобы его ум был всегда во Христе
и непрестанно «взывал к Нему в сердце»[1], как говорят наши Святые Отцы:
«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». А когда ум его уходит оттуда
и сердце не хранит сладчайшего имени Господа Иисуса Христа, то это значит,
что враг нашего спасения похищает наш ум и наше сердце и стремится утешить нас
иными сокровищами, но не сокровищем истинным, которое есть Христос.
Посему, отцы, «со страхом и трепетом свое спасение содевающе» (ср. Флп. 2, 12),
как говорит божественный Апостол, будем просить о даровании нам Божественной благодати,
​​чтобы в нашей ежедневной монашеской брани нашим сокровищем был только Христос;
чтобы наше сердце стремилось только к сему сокровищу истинному; чтобы его никогда
не обольстил лукавый и чтобы мы никогда не забывали, что наше истинное сокровище — это Христос.

Но и наши братья в миру, несмотря на то, что они должны прилагать множество усилий
и забот о жизненных потребностях, и, конечно, не могут уделять духовному так много времени,
как мы, тем не менее, пусть они тоже стараются, насколько будет в их силах, среди многих
попечений и хлопот, не забывать о небесном сокровище, которое есть Христос,
и не прилепляться к мирскому. Но проходить, если можно сказать, как путники, через все,
что предлагает людям эта временная жизнь, имея в виду, что конечная станция,
окончание их пути и его главная цель заключается не в этом — все это лишь преходящее,
— а в единении с Богом. Пусть именно там вы обрящете окончательное упокоение,
мои возлюбленные братья, с которыми мы собрались сегодня вместе и вместе празднуем
этот святой день, канун Святой и Великой Четыредесятницы. Всегда помните,
что конечной целью всего является Святой Бог
и соединение с Ним во Христе Иисусе, Господе нашем.


[1] См.: «Тебе надлежит терпеливо оставаться в положении сидящего
по следующему замечанию Писания: «В молитве терпите» (Кол. 4, 2).
Не следует быстро вставать по нерадению из-за болезненной печали,
мысленного вопля и непрерывной неподвижности… но, поникши вниз головой
и ум собрав в сердце, если, конечно, оно открыто, призывай на помощь Господа Иисуса».
Прп. Григорий Синаит «О том, как безмолвствующему надлежит сидеть при молитве...».
Добротолюбие, изд-во «Астра», Ал. и Ев. Пападимитриу, Афины 1076, т. IV, с. 80).

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

0

2

«Мы должны хранить Православную веру как зеницу ока,
потому что есть опасность потерять ее сегодня
не из-за каких-то иконоборцев, а из-за духа равнодушия к вере
и догматам Церкви».

Архимандрит Георгий Капсанис

В Неделю Торжества Православия

Святой Бог сподобил нас провести первую седмицу Великого поста
и праздновать сегодня святой праздник Православия, восстановление
почитания святых икон. Гонения на православных за то, что они поклонялись
святым иконам, продолжались сто двадцать лет. И императоры, и патриархи,
и прочие официальные лица были на стороне иконоборцев. Однако были
и исповедники — православные, сохранившие веру, заключенные в тюрьмы,
подвергаемые мучениям, предаваемые смерти. Мы чтим этих исповедников веры
сегодня и разделяем ту радость, которую испытала Церковь тогда, в 843 году,
когда, наконец, произошло окончательное восстановление почитания святых икон.

Много боли было в ту пору: храмы пустовали без икон, разрешался только Крест,
больше ничего. Христиане не могли входить в эти храмы, потому что они не были
похожи на православные. С великой болью они смотрели на то, как иконоборцы
сжигали иконы, выбрасывали их и делали много других нечестивых вещей.
Поэтому, когда блаженной царицей Феодорой было восстановлено почитание икон,
весь народ почувствовал огромное облегчение и устроил великий праздник.
Эта радость, которую испытывал тогда народ, отражена и в тексте сегодняшнего
богослужения, которое, если вы заметили, носит славословный, благодарственный,
радостный характер.

Поэтому сегодня, когда мы празднуем победу Православия над иконоборцами
и всеми еретиками, я хотел бы напомнить вам о трех вещах.

Во-первых, мы, православные, имеем великое счастье и благословение Божие,
потому что по благодати Божией мы имеем Православную веру. И мы должны
хранить Православную веру как зеницу ока, потому что есть опасность потерять ее
сегодня не из-за каких-то иконоборцев, а из-за духа равнодушия к вере и догматам Церкви.
Многие люди, даже православные, придерживаются мнения, что неважно,
православный ты или католик, протестант, пятидесятник, буддист или йогин;
они просто считают за благо верить в какого-то бога и для них не имеет
большого значения, являются ли они православными. Однако же, это является неверием.
Православным христианам не подобает иметь этот дух компромисса, смешения, заблуждения.
Есть только один Спаситель, Господь наш Иисус Христос (ср. Деян. 4, 10-12),
и только одна истинная Церковь — наша Православная Церковь.

Второе, на что мы, православные, должны обратить внимание — это то,
что мало просто верить православно и исповедовать догматы Православия,
нужно еще и жить по-православному. Потому что мы можем сказать, что веруем
православно, но наша жизнь может быть при этом далека от Бога.
Вот почему Святые Отцы много раз подчеркивали, что Православие (гр. Ορθοδοξία)
немыслимо без праводеяния (гр. Ορθοπραξία). Поэтому, если нам случится пусть даже
на короткое время нарушить заповеди Божии и отойти от христианской жизни,
мы не должны коснеть во грехе; нужно покаяться и исповедоваться в содеянном,
чтобы снова обрести православную христианскую жизнь.
Эти два понятия дополняют друг друга.

И третье, что мы должны иметь в виду — это то, что мы обязаны приносить
эту Православную веру тем, кому неизвестно о ней и кто далек от Церкви,
будь то наши друзья, наши знакомые или наши родственники.
На нас лежит обязанность рассказать таким нашим братьям, по-доброму
и с рассуждением, что Христос — это истинная жизнь.

Вы слышали сегодня в Святом Евангелии, что Апостол Андрей возвестил
своему брату Петру: «Обретохом Мессию» (Ин. 1, 41), иди и узнаешь его.
Затем апостол Филипп сказал своему другу Нафанаилу: «Прииди и виждь» (Ин. 1, 46),
то есть «иди и увидишь, что мы нашли Христа». Поэтому и мы сегодня можем сказать
своим ближним, а особенно когда мы видим их доброе расположение: «Иди и смотри»,
«Иди и увидишь, что Христос есть истина». И, конечно, мы должны это делать.
во-первых, у себя на родине, по отношению к своим родственникам и знакомым,
то есть мы должны стать чем-то вроде миссионеров в своем близком окружении.
Об этом же говорил в своих проповедях и святой Иоанн Златоуст: то, что вы слышите здесь,
на проповеди в церкви, вы должны рассказать в своих мастерских и в своих домах, чтобы
и другие люди могли получить от этого пользу и познать Христа
(см. Св. Иоанн Златоуст на Книгу Бытия, слово 8, PG 54, 619-620).

Однако и этого недостаточно. Мы обязаны донести нашу Православную веру до народов,
несведущих о Христе, через зарубежные миссии, а также до так называемых «цивилизованных»
народов Европы и Америки. Особенно теперь, когда мы присоединились к Европейскому Союзу,
многие думают, что мы выиграем от этого в финансовом плане, но на самом деле мы,
православные, должны выполнить духовную миссию. Нам нужно подумать о том, как мы можем
рассказать этим людям истину: о нашей вере и о Христе. А ведь многие из них хотят узнать истину
и ищут ее, поэтому если мы им расскажем о ней, они станут православными.
В нашем монастыре, по милости Божией, мы уже крестили около двадцати европейцев
и американцев, которые имели доброе расположение и хотели познать Свет Православия.
Вот те мысли, которыми я был обязан поделиться с вами сегодня. И повторюсь:
во-первых, давайте хранить нашу Православную веру, во-вторых, пусть будет православной
и наша жизнь, и в-третьих, мы все должны стать свидетелями и исповедниками нашей веры,
с молитвой и рассуждением, каждый, где может, и прежде всего — в своем окружении.

Источник: Архимандрит Георгий Капсанис,
Проповеди на праздники Постной Триоди (2006-2014).
Изд-во монастыря Преподобного Григория, Святая Гора Афон, 2022. - с. 74-80.

@Перевод «Трость Скорописца», 2023 г.

http://myrophoros.blogspot.com/2023/03/ … .html#more

0

3

Неверие Фомы было попущено Богом

(архимандрит Георгий Капсанис)

В Неделю о Фоме

(1986)

Неверие Фомы было попущено Богом.
Чтобы все ученики Христовы убедились в том,
что Господь действительно воскрес.
С этой точки зрения, недостаток веры принес некую пользу.
Никакое неверие не бывает хорошим; но поскольку оно
произошло по попущению Божию и способствовало
доказательству того, что Господь действительно воскрес,
в данном случае оно называется «добрым неверием» [1].
Здесь мы снова видим любовь нашего Господа
и великое человеколюбие Его. То человеколюбие,
за которое Он был распят, было явлено вновь.
И теперь Он снова со смирением приносит Себя человеку.
Снова ничего не оставляет Себе.
Соглашается быть осязаемым Своим страдающим
от маловерия учеником, что являет нам еще один пример
великой любви, всепрощения и снисходительности
Спасителя к людям.

Христос относится к Своим ученикам «по икономии», со снисхождением.
Если бы Он проявил строгость, то не дал бы Фоме прикоснуться к Себе.
Ему следовало бы укорить Фому и сказать:
«Для чего ты хочешь Меня потрогать?
Мы вместе уже три года, и ты до сих пор не веришь Мне,
тебе нужны еще доказательства?».
Но вы видите, как Господь снисходит к немощи
Своего ученика и позволяет ему прикоснуться к Себе.

Это показывает также и нам, что мы должны с любовью обходиться
с нашими братьями, быть снисходительными к их падениям и слабостям.
Не закрывать глаза на зло, потому что тогда мы нарушили бы заповеди Божии.
Но относиться с пониманием к немощам ближних и, где нужно, оказывать им
снисхождение. Однако это должно совершаться не во вред немощным братьям,
а являться временной мерой, пока брат, в отношении которого
применяется снисхождение, не «созреет», и тогда мы сможем
требовать от него большего. Это, конечно, в первую очередь
касается тех, кто имеет бóльшую духовную ответственность в братстве.
Однако в любом случае мы все научаемся быть терпеливыми к своим братьям
и относиться к их немощи с пониманием. И это потому, что мы унаследовали
больную человеческую природу. Наша природа — падшая.
Это природа не первого Адама, то есть та, что вышла из рук Божиих,
а природа зараженная и поврежденная грехом до самых потаенных глубин.
И по этой причине до самых глубин своего существования она больна.
Должна прийти благодать Божия, чтобы уврачевать и исцелить ее.

Да благословит же Господь и нас с вами и да потерпит Он наши немощи,
и в то же самое время подаст нам стремление ко Христу,
желание духовной любви, чтобы мы победили свои недостатки,
потрудившись на совесть. Давайте-ка зададим себе вопрос:
«Зачем нам огорчать Господа Бога, Который так добр и так любит людей?».
Живое и ясное ощущение того, что каждый наш грех огорчителен Богу,
заставит нас не только покаяться, но и подвизаться, чтобы одержать победу
над грехом, который, по учению св. Иоанна Златоуста, есть истинное зло,
существующее в міре. Помните, как говорил св. Иоанн Златоуст:
«Ничто не является злом само по себе: ни болезнь, ни смерть, ни бедность.
Потому что они не препятствуют нашему спасению и не отделяют нас от Бога.
Есть только одно зло — грех, потому что он отделяет нас от Бога» [2].

Так давайте же будем просить Господа, молитвами святого славного
апостола Фомы, помочь и нам в борьбе с маловерием и грехом.
Пусть между нами и Святым Богом не будет ничего, что воспрепятствовало бы
Ему посетить нас и поселиться в наших сердцах. Потому что грех — это стена
и преграда, которая отделяет нас и от Бога, и от наших братьев.
А когда мы каемся, когда мы плачем о своих грехах и боремся с ними,
эти стены обрушиваются и мы свободно общаемся и с Богом, и с людьми.
Как пали стены Иерихона, когда Иисус Навин совершил вокруг них
семь шествий [3], точно так же падет и грех, и тогда освободится душа.
Ведь именно это и есть истинная свобода — чтобы человек преодолел
свое греховное состояние. И тогда он действительно станет свободным,
сыном Воскресения, сыном Божиим и наследником Царствия Небесного.
Аминь.

[1] Цветная Триодь, Вел. Вечерня Недели Антипасхи (Ап. Фомы), стихира 4 Вечерни.

[2] Св. Иоанн Златоуст: «Беседа на слова пророка [Исаии]:
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия»,
PG 56 146-152

[3] Кн. Иисуса Навина 6, 12-20.

Источник:
ΑΡΧΙΜΑΝΔΡΙΤΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ, ΚΑΘΗΓΟΥΜΕΝΟΥ ΤΗΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ ΑΓΙΟΥ ΟΡΟΥΣ,
ΟΜΙΛΙΕΣ ΣΕ ΕΟΡΤΕΣ ΤΟΥ ΠΕΝΤΙΚΟΣΤΑΡΙΟΥ ΚΑΙ ΣΕ ΚΥΡΙΑΚΕΣ (ΤΩΝ ΕΤΩΝ 1981-1991),
Δ'. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΙΕΡΑΣ ΜΟΝΗΣ ΟΣΙΟΥ ΓΡΗΓΟΡΙΟΥ, ΑΓΙΟΝ ΟΡΟΣ, 2018, - σ. 59-62.

@Перевод «Трость Скорописца», 2024 г.
https://myrophoros.blogspot.com/2024/05 … st_12.html

+1


Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Слово пастыря » архимандрит Георгий Капсанис