хотя они и вроде бы относятся к событиям
начала XX века…   но судя по тому, что видим…
полагаю, что всё может повториться…

и отчасти уже повторяется…

поэтому слова остаются очень важными
и назидательными

слова эти были сказаны, вероятнее всего
в последние годы жизни старца, скорее всего
в 1912--1913 годах:


Доживем мы до страшных времен,
но благодать Божия покроет нас.

Предсказание старцем Варсонофием
грядущих гонений на христиан в начале ХХ века :

В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа
и посещающих храм Божий подвергают насмешкам и осуждению.
Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится
через 1000 лет; нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые
из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые
останутся верными Христу, Господу нашему.

Надеюсь, что все останетесь Ему верны и не отвергнетесь от Господа своего.

Надо стараться навыкнуть исполнять заповеди Христовы, чтобы не отречься
от Него во время гонений. Страшное будет время антихриста.

Вначале откажут от места всем тем, которые не захотят подписать отречение
от веры Христовой и признать другого Христа. Велико будет искушение тому,
кто живет исключительно службою, ведь его выбросят на улицу, а у него и жена,
и дети еще учатся; если же отрекутся, то оставят на прежних местах.
А между тем, кто отвергнется Христа Бога, того и Он отвергнется.
Затем гонения еще увеличатся и начнут мучить исповедников Христовых.

Впрочем, не надо бояться наступления этого времени, надо страшиться только
нарушать заповеди Господни, и Господь спасет нас по неизреченной Своей милости.

Все эти гонения и мучения повторятся; очень может быть.
Теперь все это возможно.

Да, заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен.
Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались
на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан мучеников.
Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст себя знать.
Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят.
Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен...
Тогда вы скажете: «Да, помню, все это мне говорил Батюшка Варсонофий;
сколько тому уже прошло лет... да вот уже 40 лет».

Все монастыри и имеющие власть христиане будут свергнуты,
и это время не за горами.

Пожалуй, вы доживете до тех времен, когда также вот будут
мучить опять христиан...

Я говорю про мучения, подобные древним. Ведь теперь не секрет
и всем известно, что во время больших беспорядков, в 1905 г.,
в Москве было, что рубили верующих. Почему же не могут быть
и другие виды мучений?

«Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости,
так как век разделен на 12 частей, и девять частей его
и половина десятой части уже прошли» (3 Ездр. 14, 10–11).

Вообще эта книга таинственная. Многие делали вычисления,
и у большинства конец падает на наше время, т.е. 20-е столетие.
И действительно много есть признаков, ну, а вы будете участником
и современником всех этих ужасов. До ужасных времен доживете вы.
А кто может ручаться? Может быть, и я буду жив...

Нужно переносить все насмешки и искушения,
но не изменить Христу,
а сохранить свою веру

Чтобы наследовать жизнь вечную, надо быть праведным.
Но как этого достигнуть?

Верою во Христа и исповеданием Его. Св. Дорофея претерпела
всевозможные мучения, но не отпала от Господа.
И ныне враг воздвигает сильное гонение на последователей Христовых.
Если кто ходит в церковь, говорят – ханжа, – читает священные книги
и соблюдает посты, такого сочтут за невежественного и отсталого
и едва ли не за полусумасшедшего.

«Ну вот, – говорят, – один профессор, ученейший человек, а ходит в церковь
и исполняет все ее постановления». На это возражают:
«Хотя он образованный человек, но не вполне нормальный».
Вот и приговор от людей мира сего! Но не надо слушать людей подобных суждений,
необходимо все претерпеть, перенести все насмешки, но не изменить Христу.
А, к сожалению, есть такие малодушные, как говорят, мягкотелые, которые
не выдерживают, перестают ходить в церковь и молиться и отпадают от Христа.

Оставайтесь, детки, верны нашему Спасителю.

Вот уже немного времени осталось вам жить здесь, а затем разъедетесь вы опять
и отправитесь в мир, в море житейское: «Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...»,
– но, может быть, настанет время, когда вы будете вопиять ко Господу:
«к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве!».
Враг, конечно, не оставит нас в покое. Начнутся осуждение, насмешки.
Как это молодые интеллигентные девушки живут при монастырях,
являются такими отсталыми; усумнятся в чистоте ваших намерений – но не смущайтесь.
Некто сказал: «Если сражаться с каждой лающей собакой, то никогда не дойдешь до места».
И вы не обращайте внимания на нападение врагов, этих лающих псов, которые,
избирая орудиями людей, стремятся повредить вам в деле спасения.
Господь спасет вас.

И вы тоже, детки, когда случится в этом надобность, встаньте на защиту своей веры и Христа.
И, может быть, ваше простое слово произведет не меньшее впечатление,
чем богословские доказательства. Но сами на такие споры не вызывайтесь.
Меня иногда спрашивают:

— Что мне делать? Бываю в гостях, и вот за столом начинаются
кощунственные разговоры о религиозных предметах.
Хозяева одни молчат, другие поддакивают, а то и сами
начинают кощунствовать. Что мне делать?

— Молчать, – отвечаю.

— Но как же молчать, когда вся душа горит?

— А тебя спрашивают?

— Нет.

— Ну, если не спрашивают, то молчи. Другое дело, если спросят,
тогда не скрывай своей веры: «Нет, –ответь, – я с вами не согласна».

Такое заявление обольет их как ушатом холодной воды, но и заставит,
может быть, в душе призадуматься.

Один знакомый мне доктор, потерявший веру, говорил однажды:

— Как верить, когда нынче никто не верит, а если кто и верит,
то должен молчать, так как иначе засмеют.

— Да, действительно, плотские люди смеются над последователями Христовыми,
а другие, боясь насмешек, малодушно молчат и не защищают свою веру.
Но Христос, прозирая именно наш век, вот какие страшные слова произносит
в Св. Евангелии Своем: "Иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем
прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет
во славе Отца Своего со ангелы святыми" (Мк. 8, 38). Вы читали Евангелие?

— Полностью я его не читал, но в гимназии учил катехизис,
в котором встречались тексты из Евангелия, но такого я не помню.

Я раскрыл Евангелие и показал ему.

— А что будет тем, которые стыдятся Христа?

— Читайте дальше: «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный»
(Мф. 25, 46). Мука вечная – какое ужасное состояние, и это, непременно,
исполнится над грешниками.

Призадумался доктор...

Не стыдитесь же, детки, исповедывать Христа, чтобы и Он вас не постыдился.
Страшное время мы переживаем. Прежде открыто гнали Христа.
Говорят, например, христианину:

— Если не откажешься от своих убеждений,
то мы оденем на тебя раскаленные ботинки.

— Нет, не откажусь, несите их.

И он их одевает и претерпевает мучения ради Христа. Правда, нынче не одевают нам
раскаленных ботинок, не кладут обнаженных или в одних рубашках на железные
раскаленные кровати, но теперь гонения другого рода. Исповедующих Христа считают
людьми отсталыми, их осыпают насмешками, сильно действующими на самолюбие,
но надо все это претерпеть, чтобы остаться верными Христу. Такие нападки на веру
затем перейдут в открытое гонение. Не так давно России грозила погибель.
Мятежники хотели взять Москву, и уже привезены были в разобранном виде гильотины
для казни всех тех, которые стоят за самодержавие, а не за республику. Но Господь спас царя
и отечество наше от страшной погибели, а мы здесь сидели и ничего не знали.
Телеграф был прерван, железные дороги забастовали. Мы только молились Господу
о спасении Руси, не зная тех ужасов, которые происходили. Господь еще пощадил нас,
грешных, за святые молитвы всех почивших и подвизающихся святых Своих,
так как Он – беспредельная благость, и всегда внемлет молитвам преподобных Своих.

Теперь как-то особенно стали нападать на монастыри...

Вот сообщают, что в одном монастыре Екатерининской Пустыни, недалеко от Москвы,
в 10 час. утра убили Игумена и его келейника и благополучно ушли.
Да, по теперешнему времени им, пожалуй, еще награду дали бы за ловкость.
Теперь как-то особенно стали нападать на монастыри. Но надо ожидать ужасов.
Теперь стараются уничтожить смертную казнь.

Одна монахиня, уже манатейная, видела сон. Ей явилась Матерь Божия и говорила,
что должно ожидать ужасов. Это было в 1899 г. Через 6 лет она предсказывала
русскую революцию, что и исполнилось. «Да и вообще, – сказала она, – этому тленному миру
недолго существовать: терпение Моего Сына и Господа истощается».
Да, можно и этого ожидать. Еще стоят монастыри как некие крепости.
Когда я, будучи мирским, был за Сергиевой Лаврой в пещерном Черниговском монастыре,
я пожил там дней 6, готовился, исповедовался, насколько было возможно мирянину,
и приобщался. После принятия Св. Таин мне было легко на душе. Передо мною
лежала Псалтирь в русском переводе, я раскрываю и читаю:
«Кто введет меня в укрепленный (огражденный) город...»
(«во град ограждения» по-славянски) (Пс. 59, 11).
Тогда мне думалось: да ведь это (т.е. монастырь этот) и есть укрепленный град.
Потом я посмотрел толкование, и действительно, оказалось, что это так.

В Св. Писании, например, в Апокалипсисе и даже, в Ветхом Завете
встречается слово: «острова». Например, «и острова будут уповать на Бога» (Ис. 42, 4).
Как острова могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри.
А означает весь текст то, что к пришествию антихриста
разве в монастыре еще сохранится вера...

Знаете, на местах, где теперь стоят храмы, монастыри и вообще святыни,
прежде стояли идольские капища и идолы. Часто читал в житии святых так:
«иж идеже бе капище, создана церковь». Значит, так угодно было Богу
для посрамления и смирения гордыни диавола».

Да, да... так это и будет в последние времена. Храмы будут разрушены,
а на месте их устроены синагоги и буддийские храмы и проч.
Это теперь уже и есть во Франции... Монастыри будут в великом притеснении и гонении...
Истинные христиане будут ютиться в маленьких церковочках...
Не дай, Господи, дожить до этого времени. А вы доживете, будете в монастыре,
которые вообще будут в гонении, а потому и в лишении. Я уже буду лежать в земле сырой,
и придет моя деточка на мою могилку и скажет мне: «Милый Батюшка Варсонофий.
Помоги мне, помолись за меня, мне очень тяжело».
Так, моя деточка, так.