Аскетика для мирян
избранные материалы…
Перед смертью покаемся
Близ при дверях, у последних времен. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Аскетика для мирян. Школа покаяния.
Аскетика для мирян
избранные материалы…
Перед смертью покаемся
об источнике терпения
( откуда оно берется ):
ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ?
ЧАСТЬ 1
Игумен Никон Афонский
Что такое покаяние? Это великая тайна и сильное лекарство. Покаяние – это такая всемогущая тайна, покаяние может низвести Божию благодать с небес на землю и поднять человека с земли на небо. В Священном Писании есть история, рассказывающая о том, как Господь решил уничтожить город Ниневию. Он послал пророка Иону, который объявил об этом жителям города, и тогда весь народ покаялся.
Они стали поститься, плакать и молиться Богу... все, от царя до последнего подданного. И не только люди, но и животные постились, чтобы Бог сжалился над ними и не уничтожил их. И Он пощадил их. Вот что делает покаяние – оно «побеждает» всемогущего Бога. Немощный человек «побеждает» всемогущего Бога.
Что такое покаяние? Это «бомба», которая сотрясает границы между миром, в котором мы живем, и невидимым миром. Эти границы падают, Царство Божие изливается на землю, и оно начинается прямо здесь, в земной жизни, и все это происходит через покаяние. Вот почему в самом начале Евангелия сказано: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2).
Покаяние обычного, незначительного человека, на которого никто не обращает внимания, воздействует на небо. Сам Господь об этом говорит нам: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15: 7). Ангелы радуются о кающемся грешнике. Вот такой страшной тайной и оружием является покаяние. Вот почему один великий современный богослов говорит, что Церковь – это таинство Покаяния.
Церковь – это таинство Покаяния
В келью, где я сейчас живу, много лет тому назад пришел один мирянин, чтобы стать монахом. Он был одержим нечистым духом, который в него вселился, когда он был в миру. Монахи узнали о его проблеме, поняли, что он хороший и смиренный человек, и поскольку он попросил их оставить его в монастыре, они приняли этого человека. Его постригли в монахи. Однако вы не можете себе представить, что происходило, когда на него нападал нечистый дух. Спустя некоторое время после пострижения бесноватого в монахи, один из монахов отвел его к своему старцу. Когда они вошли в келью старца, инок сказал ему:
– Геронда, помолитесь, чтобы Бог помиловал этого человека, чтобы Господь даровал ему милость, даровал ему покаяние, чтобы он покаялся и спасся!
И тогда произошла ужасающая сцена: монах, в котором находился нечистый дух, поднялся в воздух на полтора метра от пола и принял горизонтальное положение.
– Мы, – рассказали мне монахи, ставшие свидетелями случившегося, – отступили назад. Демон поднял монаха в воздух и ударил его о землю с такой силой, что пол под нашими ногами сотрясся!
Если бы тот инок не был одержим нечистым духом, то превратился бы в лепешку. Он открыл рот, но не пошевелил языком, и в следующую секунду раздался крик:
– Я не буду каяться! Я не раскаиваюсь! Горе мне, если я покаюсь! Пусть Он покается. Пусть Господь раскаивается, пусть Он это сделает! Я не раскаиваюсь!
Как сильно трясся диавол от покаяния! Невозможно, чтобы диавол раскаялся!
Как мы можем приобрести то оружие против диавола, которое заставляет его так трепетать? Как мы можем правильно покаяться, чтобы спастись? Примеры тех, кто покаялся, показывают, как нам это сделать. Например, в притче о блудном сыне мы видим, что когда сын растратил все, что взял у отца, с блудницами и на пиршествах, то он оказался на улице. И тогда он пришел в себя, задумался, осознал, как распутно жил, покаялся и сказал себе:
– Я вернусь домой, подойду к своему отцу, встану перед ним на колени и скажу ему: «Отец, я согрешил против неба и перед тобой! Прими меня в свой дом!» (см.: Лк. 15: 11–32).
То же самое необходимо сделать и нам. Началом нашего покаяния станет принятие нами твердого решения. Решения, которое будет означать, что тот, кто кается, изменит свое мышление и образ жизни, направит свой разум в правильное русло и на деле покажет свои намерение и решимость. Слова – это воздух. Мы должны на деле показать, покаялись мы или нет.
Когда хананеянка, чья дочь была одержима нечистым духом, услышала, что Христос проходит мимо нее, она подбежала к нему, и Господь сказал ей: «Да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15: 28).
Он сразу же исцелил ее дочь, но до исцеления дочери эта женщина бросилась навстречу к Нему, она шла за Иисусом Христом и кричала: «Помилуй меня, Господи, Сын Давидов!» (Мф. 15: 22).
После этого она подошла к Нему, поклонилась и произнесла: «Господи! помоги мне!» (Мф.: 15: 25).
Затем мать-хананеянка с радостью стерпела унижение от того, что ее сравнили с собакой (см.: Мф. 15: 26).
Давайте и мы сделаем то же самое – придем в Церковь и воскликнем:
– Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!
И с радостью вытерпим насмешки и иронию других людей, которые высмеивают нас за нашу веру.
Святой апостол Павел говорит: «Я борюсь за любовь Божию, и мне все равно, что скажут люди», то есть он помогает нам осознать, что если бы он думал о том, чтобы угодить людям, то не был бы христианином, потому что все мы знаем, чтó нравится людям в миру. Если мы хотим понравиться Христу, мы не должны искать признания нашей веры от других людей. В противном случае мы должны знать, что наша вера страдает, и мы не являемся истинными христианами.
Если мы хотим понравиться Христу, мы не должны искать признания нашей веры от других людей
Приведу еще один пример истинного покаяния. Господь дал зрение слепорожденному, но этому действию предшествовала его вера и послушание Христу. Христос не исцелил его, а сказал ему: «Пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9: 7).
Слепой не сказал Ему:
– Исцели меня! Я пришел сюда, чтобы Ты исцелил меня!
Он склонил голову и пошел в купальню Силоам – проявил послушание. Слепорожденный сделал то, что сказал ему Христос, и его послушание вернуло ему зрение и здоровье.
Христос очистил десятерых прокаженных от их болезни, которые перед тем, как Он их исцелил, громко кричали: «Иисус Наставник, помилуй нас» (см.: Лк. 17: 12–14).
Затем, показывая свою веру и послушание, они пошли к священникам и показали свои тела, как им сказал Христос.
Также Закхей, который был невысокого роста, хотел увидеть Христа, когда Тот проходил недалеко от него. Впереди было много людей, и он не мог увидеть Господа. И что же он сделал? В Евангелии говорится, что он захотел увидеть Иисуса. Сначала Закхей хотел увидеть Христа, затем он смирился, думая, что никогда не увидит Его. Закхей был очень богатым человеком, но даже не думал о своем положении. И он, как маленький ребенок, залез на дерево, чтобы увидеть Господа. Это было унижением для него. Христос сказал ему: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19: 5).
Закхей слез с дерева и принял Его в своем доме, где совершил покаянные дела. Он принял Христа в своем доме и сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8).
Только после этих слов Господь сказал ему: «Ныне пришло спасение дому сему…» (Лк. 19: 9).
Закхей сказал, что исправится на деле. Покаяние вводит нас в Царство Божие.
Диавол стремится осквернить, умалить и извратить покаяние. Вот почему есть примеры людей, чье покаяние не принесло им ничего хорошего. Иуда покаялся, открыто исповедал свой грех и даже с дерзостью сказал, какой грех он совершил:
– Я согрешил в том, что предал невинную кровь, – сказал он первосвященникам (см.: Мф. 27: 3–4).
Он покаялся, но где его покаянные дела? Как на деле Иуда показал свое покаяние? Где были его слезы? Где было его намерение попросить прощения у Сына Божия? Христос был еще жив, Он был на Кресте. Почему Иуда не пошел на Лобное место, чтобы попросить у Него прощения? Неужели Христос не простил бы его? Он простил разбойника, которого никогда не видел. Неужели Он не простил бы Своего друга, апостола Иуду, которому дал власть творить чудеса? Но Иудино покаяние было напрасным, потому что в его покаянии не было плода покаяния, он не совершал покаянные дела. Святой апостол Петр тоже отрекся от Христа и плакал горькими слезами, затем всей своей жизнью он показал свое покаяние. Один повесился, а другой был прославлен.
Слово Божие говорит нам: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3: 8). Покажите ваше покаяние на деле, а не на словах, покажите его сейчас, покажите его переменой вашего поведения и вашей жизни, чтобы оно не осталось бесплодным. Начиная сейчас свое покаяние, мы не позволим диаволу запутать или обмануть нас.
Покажите ваше покаяние на деле, а не на словах
– Отпусти народ, – попросил Моисей фараона, – отпусти народ мой вернуться на свою Родину (см.: Исх. 5: 1).
Но фараон ответил ему:
– Потом отпущу тебя и твой народ.
И пока наступило это «потом», фараон ушел в мир иной.
Тот же трагический результат мы видим в притче о десяти девах, которую рассказывает нам Сам Христос. Все они были девами. Все они были добродетельны. Мудрые девицы творили добрые дела, проявляли свою веру и любовь ко Христу, и их светильники были полны елея. Но пять дев не наполнили елеем свои светильники, а отложили это дело на потом и заснули. Поэтому в Священном Писании сказано: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Мы не знаем, когда Христос придет к нам, когда наступит час нашей смерти. Поэтому у нас есть только настоящее время для покаяния. Завтрашний день находится в Божьих руках, и он не принадлежит нам.
В Александрии жила блудница, но один ее родственник-монах пожалел ее и решил спасти. Когда девушка подслушала разговор монаха с содержателем публичного дома, она сказала себе:
– Монахи выходят в Красное море, чтобы ловить рыбу. Возможно, этот монах нашел жемчужину. Наверное, у него есть деньги, чтобы заплатить мне, пусть он придет ко мне.
Когда монах вошел в ее комнату, она была потрясена, потому что увидела своего родственника. Он говорил с ней о покаянии, о крови, пролитой Христом, и блудница начала плакать:
– Есть ли надежда на спасение, отче?
– Есть! Мы уходим отсюда. Собери свои вещи!
Они убежали из публичного дома. Девушка взяла кое-какие свои вещи, надела платок, и они отправились в монастырь, который находился далеко. Они шли очень долго. В какой-то момент увидели людей, идущих им навстречу. Монах сказал юной родственнице:
– Спрячься куда-нибудь, чтобы они не увидели тебя со мной, потому что они подумают плохое обо мне.
Девушка спряталась за ближайшие кусты. Когда люди прошли мимо, монах сказал ей:
– Пойдем, продолжим наш путь!
Но девушка не пошевелилась.
– Пойдем! – снова сказал монах девушке.
Но она стояла неподвижно. Монах подошел к ней, коснулся ее руки, но его родственница была уже мертва. Он посмотрел на ее ноги, они были в крови. Спасаясь, она даже не надела обувь.
Именно так мы и будем каяться. Мы принимаем решение и с этого самого момента начинаем его исполнять на деле. Мы не знаем, что нас ждет завтра, многие люди ложатся вечером спать и утром не просыпаются. Многие заснули вчера и не проснулись сегодня. Поэтому мы будем каяться сегодня. Покаяние – это оружие и лекарство, которое спасает нас и дает нам жизнь. Но будьте осторожны: у всех лекарств есть срок годности, такой же, как и у лекарства, называемого покаянием. Его срок истекает в час нашей смерти. И после этого оно становится бесполезным. Подобно тому, как мы выбрасываем в мусорное ведро просроченные лекарства, так и наше покаяние становится мусором после нашей смерти.
Вот почему в Пятидесятницу, когда мы совершаем вечерню, священник читает прекрасную коленопреклоненную молитву, которая звучит следующим образом: «Прежде чем мы вернемся на землю, дай нам вернуться к Тебе. Прежде чем земля поглотит нас, Боже наш, дай нам вернуться к Тебе...» В другом гимне говорится: «Дай нам путь к покаянию, прежде чем наступит конец...» И святой апостол Павел говорит: «…ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет» (Евр. 3: 7–9).
Покаяние – это оружие и лекарство, которое спасает нас и дает нам жизнь, но его срок истекает в час нашей смерти
Бог ждет, когда мы покаемся, образуемся, но если Господь потеряет Свое терпение, то для нас каяться будет уже слишком поздно. Поэтому не ожесточайте свои сердца и не презирайте терпение, которое Господь проявляет к нам. Ибо если Его терпению придет конец, то мы увидим, что Бог посылает с неба не только дождь, но и огонь, позволяет враждебно настроенным народам вразумлять верующих.
У нас есть помощники на пути к покаянию и в борьбе за него. Христос не оставил нас одних, у нас есть множество людей, которые помогают нам.
Когда я был студентом, у меня не было никакой духовной литературы, которую можно было бы читать. Ничего. Имеющиеся у нас книги были связаны с этикой, то есть о том, как стать нравственным человеком. Как будто если ты этичный, то ты уже хороший христианин, как будто не существует этичных буддистов, этичных мусульман. Христианин тоже является этичным человеком, но это не значит, что нравственный человек непременно является христианином. Мы не знали, что делать и куда обратиться, чтобы себе помочь.
Сейчас у вас много духовных книг, но у диавола никогда не было такого количества оружия для войны с христианами. Сегодня он воюет с христианами через телевидение, Интернет… Но также неоспоримым фактом является и то, что у христианина никогда не было столько оружия для того, чтобы обороняться от диавола и воевать с ним. В наше время нам необходимо было что-то духовное, и мы ходили в кино, чтобы посмотреть какой-то фильм. Теперь у вас есть книги, беседы, христианские телеканалы, фильмы. У вас есть Новый Завет, переведенный на современный язык. Что является нашим оправданием сегодня? Это вопрос желания: если мы хотим, мы можем сделать всё!
Одна бабушка, которая не умела читать, пошла в книжный магазин, чтобы купить книгу.
Продавец спросил ее:
– Бабушка, зачем вы покупаете себе книгу, если не умеете читать?
Она ответила продавцу:
– Я звоню своей внучке и приглашаю ее прийти ко мне в гости, даю ей два евро, и она начинает мне читать. Так от чтения и она, и я извлекаем пользу!
Человеку, который хочет спастись, Божия благодать дает мудрость, как поступить, было бы только у него желание сделать то, что он может сделать. Есть духовные фильмы, например, известный российский фильм «Остров», в котором представлено покаяние человека, убившего своего друга на войне. Покаяние на деле. А еще я вспомнил документальный фильм о великом чуде, которое совершил святой Николай в России в коммунистический период. Это фильмы высокого уровня. А фильмы как книги: за их сюжетом нужно внимательно следить. Кино и книгопечатание не является делом добрым или злым. Добро или зло – это то, что говорит автор, когда пишет книгу или снимает фильм.
Святитель Григорий Богослов говорит, что слово Божие – это ангельский хлеб, оно питает душу человека. Ибо придет час, когда Бог пошлет на землю голод и жажду, и пророк Амос говорит: «...не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» (Ам. 8: 11). Мы захотим слушать слово Божие, но не сможем найти его нигде, потому что оно будет запрещено (см.: Ам. 8: 12). И мы не знаем, наступают ли эти времена или нет.
Слово Божие – это ангельский хлеб, оно питает душу человека
Во-первых, мы должны опираться на духовные книги, на духовную пищу, которая нам предлагается. Во-вторых, мы должны непрестанно молиться, чтобы наше покаяние было здоровым, чтобы Бог послал нам Свою благодать, чтобы мы правильно поступали. Пусть молитва «Господи Иисусе Христе, помилуй нас!» всегда будет в нашем уме. Мы будем произносить эту молитву устами, когда нас никто не слышит, когда мы одни. Когда мы выполняем какую-то работу, мы можем шепотом произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!» Когда мы находимся среди людей, будем мысленно произносить эту молитву.
Однажды я разговаривал с одним человеком, который был постоянен в молитве и достиг того, что молитва вошла в его сердце. Он говорил:
– Я не могу это остановить!
Этот человек работал на общественной службе и рассказал мне следующее:
– Когда я остаюсь один, то шепчу: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!» Когда нахожусь среди коллег, я закрываю рот и произношу эту молитву про себя.
Но однажды, шепча молитву, он забылся и…
– Я обернулся и увидел трех коллег, которые странно и озадаченно смотрели на меня и спрашивали: «Ты что? С ума сошел? Почему ты разговариваешь сам с собой?»
Но он избежал дальнейших объяснений, сказав им в ответ:
– Как тут не сойти с ума? Разве вы не видите, какими налогами нас облагают, как растут цены, не повышают пенсии... Вы правы, мне хочется сойти с ума!
Мы произносим молитву, но недостаточно просто произнести ее, наш разум должен следить за словами и смыслом молитвы, быть сосредоточенным. Вся наша борьба должна быть направлена на то, чтобы наш ум оставался сосредоточенным. Иначе это будет большой победой для диавола. Где я сейчас? Кто со мной разговаривает? Кто-то говорит с нами, и наш ум отвлекается. Мы читаем, и наш ум куда-то «летит», мы смотрим, и наш ум где-то «блуждает», и тогда мы проигрываем духовную битву. Будем же постоянно стремиться сосредотачивать свой ум, и тогда эта молитва, эта всемогущая молитва, молитва Господа Иисуса Христа, поможет нам этого достичь.
Преподобный Максим Исповедник говорит, что если человек не согрешит умом, то он никогда не согрешит и делом. Это факт: какой грех мы ни совершили бы, мы сначала принимаем его в своем уме, соглашаемся совершить его в уме, а затем совершаем грех на деле. И наоборот, поскольку мы молимся, если мы не примем греховную мысль в своем уме и не согласимся совершить грех, то мы никогда не совершим его. Вся война происходит в нашем уме. Там, где наш ум, там должно быть и наше тело. Иначе в конце концов наше тело пойдет туда же, куда пошел наш ум.
6.jpg
Игумен Никон Афонский
Один монах в Иверской святой обители, совершая каждение фимиамом, прошел мимо настоятеля монастыря и не покадил его, а только монахов, стоявших рядом с игуменом. Настоятель разозлился, но в тот момент ничего не сказал ему. Однако, как только закончилась богослужение, он подошел к монаху и спросил его:
– Почему ты прошел мимо меня и не покадил меня фимиамом? Почему ты опозорил меня перед паломниками?
Монах потерял дар речи, но через мгновение спросил своего настоятеля:
– Где ты сидел, геронда? Я тебя не видел.
– Я сидел там, на той стасидии.
– Но та стасидия была пуста, на ней никто не сидел, – смущенно произнес монах.
Во время богослужения ум настоятеля был не на своем месте, и таким образом Господь показал ему, что если ум отсутствует, то наступит момент, когда будет отсутствовать и наше тело. Если наш ум пойдет совершать лукавые дела и увязнет в грехе, то и тело сделает то же самое.
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
«Православие БГ»
Игумен Никон Афонский
8 апреля 2024
https://monastery.ru/authors/igumen-nikon-afonskiy/
Отредактировано Ярослава (2024-07-25 22:51:52)
ЧТО ТАКОЕ ПОКАЯНИЕ?
ЧАСТЬ 2
Игумен Никон Афонский
Часть 1.
Однажды у нас было бдение в честь одного святого. Певец с левой стороны хорошо пел, а с правой – плохо. Канонарх[1] путал их, но их пение продолжалось. Монах, одержимый нечистым духом, о котором я вам уже говорил, тоже был в храме. Он был рассеян, но в какой-то момент задумался, что же он на самом деле делает: молится или зевает по сторонам... Тогда он вышел из храма, взял четки, сел на камень и начал читать Иисусову молитву.
В этот момент демон напал на него, он открыл рот, но язык остался неподвижным, и раздался громкий крик:
– Замолчи! Замолчи! Почему ты произносишь это имя? Почему ты произносишь это имя?
Монах произносил имя Сына Божия.
– Разве я задеваю тебя? Почему ты злишь? Что ты за монах? Почему ты вышел из церкви? Разве ты не слышишь, как другие поют в храме? Иди в церковь и пой, вернись в храм и снова читай кафизмы из Псалтири!
Удивительно слышать, что сам диавол посылает тебя в храм, когда твой ум где-то блуждает! Тело находится в храме, а ум занимается другими делами. Это победа диавола.
Концентрируйте свой ум. Неужели это так трудно и недостижимо? Вот что по этому поводу говорит святой апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). Как Христова благодать укрепляет нас? Священное Писание говорит нам об этом: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5; Иак. 4: 6). Приходит Божия благодать, и мы можем сделать то, чего не смогли бы сделать своими силами.
Как мы можем смирить себя? Это происходит, когда мы совершаем таинство Покаяния, таинство Исповеди. Приходим к священнику и начинаем исповедоваться. Будем же постоянно готовиться к Святому Причастию, ведь Христос говорит: «Я живой хлеб: если будете есть сей хлеб, живы будете. Только тот, кто будет есть от хлеба сего, то есть от Меня, спасется» (Ин. 6: 48–51) Вот насколько важно Святое Причастие!
Приходит Божия благодать, и мы можем сделать то, чего не смогли бы сделать своими силами
Для нас является примером святая, которая причастилась только один раз в своей жизни. Она – одна из величайших святых нашей Церкви. Это преподобная Мария Египетская. Она причастилась один раз, перед смертью, но 40 лет каялась и плакала в пустыне о той жизни, которую вела в Александрии. Вот насколько важно покаяние и вот почему мы никогда не перестанем произносить молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного».
Не отдаляйтесь от своих священников, епископов. Не только они являются Церковью, но и вы являетесь Церковью, все мы являемся Церковью. И они будут помогать вам, а вы будете помогать им... Не отдаляйтесь от своих приходов, от своих духовников. Мы не можем понять, как таинства Исповеди и Причастия спасают нас. Наш разум этого не понимает, но это не означает, что эти таинства не являются бесценным инструментом исцеления.
Когда ты приходишь к врачу, он говорит тебе: «Если ты хочешь выздороветь, то будешь следовать этому лечению и принимать прописанное лекарство». Ты не понимаешь, как действуют прописанные врачом таблетки. Ты принимаешь их, выздоравливаешь и понимаешь, что и врач хороший, и лечение правильное. Мы на деле видим, происходит ли чудо или нет.
Священник призывает тебя исповедоваться, причащаться, и ты на деле видишь, является ли призыв иерея просто словами или эти таинства действительно приносят добрые плоды.
По-другому мы не можем познать нашу веру. Это не сборник теологических и философских знаний. Ты видишь людей, которые собрали в своем уме огромную библиотеку, они эксперты по патрологии, догматике, по всем богословским разделам и темам. Ты спрашиваешь их о чем-то, они ищут в уме ответ и сразу же отвечают на твой вопрос, но сами не знают, как это с ними происходит.
Я вспомнил преподавателя, который рассказывал нам об искушениях преподобного Антония Великого. Однажды на святого напали демоны, которые сильно избили его, едва не убили и оставили лежать полумертвым. Но другой мудрый и известный во всем мире преподаватель говорил, что демоны – это олицетворение страстей. Страсти святого Антония, которых он видел в образе медведей и львов, нападали на него. Это означает, что этот преподаватель никогда не произносил молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного!» и поэтому не мог увидеть, как диавол будет преследовать его. Это означает, что он ни разу не плакал о своих грехах, чтобы увидеть, какую силу и просветление он получит от исповеди, чтобы понять то, что невозможно понять умом.
Мы проживаем эти вещи и знаем, что они истинные, мы проживаем и принимаем их. Наша вера – это не вера логики, поэтому она существует и по сей день. Если бы вера опиралась на логику, то появился бы кто-то более умный и «загнал» бы тебя в угол каким-либо логически убедительным аргументом. Но когда ты видишь, как святой Рафаил, который был убит за веру почти 600 лет назад, и сегодня для тебя совершает чудо, то ты понимаешь, что слова, сказанные Христом, – это правда. Ведь если бы не было Христа, то не было бы и святого, который и сегодня остается живым, для того чтобы явиться тебе, услышать тебя и совершить для тебя чудо. Наша вера – это жизнь.
Исповедуйтесь, и вы увидите плоды Исповеди на деле. Вы помните, что сказал диавол? «Я не покаюсь!» Он не покается. Но мы давайте покаемся! И тогда он не будет знать, куда бежать, мы отрежем ему ноги.
Наша вера – это жизнь
Однажды суровой зимой группа молодых людей пришла ко мне в келью. Я спросил их, кем они работают, и каждый из них начал рассказывать о себе. Среди них был один худой юноша с волосами, похожими на парик.
– А ты? – спросил я его. – Чем ты занимаешься?
И получил от него следующий ответ:
– Я, геронда, был белым магом.
– Что? – в ужасе произнес я и вскочил.
– Нет, батюшка, я занимался не черной, а белой магией!
– Магия есть магия, независимо от того, какого она «цвета» – черная, белая или зеленая!
Затем он объяснил мне, чем он занимался и как встал на Божию стезю. Его друзья начали рассказывать ему о Христе, о Церкви, о таинствах. Однажды они пошли на исповедь и пригласили его тоже исповедаться.
– Зачем мне нужно идти с вами на исповедь? – спросил он.
– Но мы же ходим исповедоваться!
– Разве вас кто-то заставляет это делать? Не ходите!
– Мы – одна компания, поэтому ты пойдешь и исповедуешься!
– Оставьте меня в покое!
– Нет, и ты пойдешь с нами на исповедь! – настаивали друзья.
«Меня привели к одному священнику, святому человеку. Вместе с другими я ждал своей очереди у двери исповедальни. Сразу же мне бросилось в глаза, что около меня были только женщины – около тридцати, я был единственным мужчиной. Я заметил, что многие из них смотрели на меня и о чем-то перешептывались друг с другом, отчего мне стало не по себе», – рассказал мне юноша о дне своей исповеди.
В какой-то момент дверь открылась, и в коридор вошел очень высокий мужчина. Молодой человек был рад, что внимание женщин от него переключилось на мужчину. Но этот почти двухметрового роста человек направился прямо к нему и неожиданно спросил юношу:
– А теперь объясни мне, друг мой, почему ты хочешь со мной поссориться?
Юноша был ошеломлен и смог только пробормотать:
– Вы со мной говорите?
– Да, с тобой. Почему ты хочешь, чтобы мы поссорились?
– Но я вижу Вас в первый раз!
– Хм, в первый раз? Неправда! Мы уже столько лет дружим!
«Я смотрел на него и не знал, кто он? Геронда, я впервые видел его!» – рассказывал мне юноша.
– Нет, Вы перепутали меня с кем-то другим! Я не знаю Вас! – сказал юноша незнакомцу.
– Разве мы не знакомы?! Каждый раз, когда ты звал меня, разве я не приходил к тебе? Когда ты о чем-то просил меня, разве я не выполнял то, о чем ты меня просил? – ответил незнакомец.
Этот почти двухметровый юноша был одержим демоном, и этот демон разговаривал с ним, а бедный юноша никак не мог понять, о чем идет речь.
– Нет, Вы путаете меня с кем-то другим! – настаивал он и начал дрожать.
– Нет! Нет! Ты не виноват. Виноват тот бородатый мужчина, который находится в церкви. Он отнимает тебя у меня! Сейчас я ему покажу! – начал кричать незнакомец и бросился в храм, где исповедовал священник.
Женщины ужаснулись, начали кричать, и произошел большой переполох. Едва его удалось вывести из исповедальни.
Сразу после всей этой суматохи иерей спросил юношу:
– О ком он говорил?
– О тебе, отче! – ответил юноша.
– Заходи, – батюшка пригласил юношу зайти в церковь.
В храме этот юноша рассказал священнику, что сегодня вся его квартира увешана иконами, изображениями святых. Он спит на полу, у него нет кровати, посвящает себя постоянной молитве и стоит на коленях, чтобы духовно спастись. Вот так мы узнали, что диавол боится исповеди и никогда не позволит пойти на исповедь, и мы это увидели реально. И эта реальность существует уже более двух тысяч лет. Те, кто отдал себя на мученическую смерть за Христа, не наивные люди. Они лично пережили этот опыт, они знают об истине из первых рук.
В Пирее жила женщина, одержимая нечистым духом. В это же время в монастыре Логоварда на острове Парос жил святой, очень добрый старец – Филофей (Зервакос). Он, ученик святителя Нектария Эгинского, был красив внешне и прекрасен душой, много рассказывал нам о святом Нектарии. Когда старец Филофей приезжал в Пирею, то пытался изгнать нечистого духа из этой женщины, у которой была близкая, любимая подруга, вдова с детьми.
Однажды, когда старец Филофей исповедовался, вдова решила, что она тоже должна пойти и исповедаться ему. Однако ее подруга, одержимая нечистым духом, сказала вдове:
– Зачем тебе туда ходить? Пусть исповедуются те, кто совершил много грехов! Тебе нечего сказать священнику!
– Нет, нет! Я должна пойти на исповедь!
– Что ты хочешь сказать на исповеди? Пусть идут те, кто увлекает других в грех! Ты же этого не делала!
– Нет, я пойду на исповедь! – решительно сказала вдова своей подруге.
Божия благодать просветила ее, чтобы она не отступала от своего решения.
Божия благодать просветила ее, чтобы она не отступала от своего решения – исповедоваться
Вдова пошла на исповедь, но когда она собиралась войти в исповедальню, ее бесноватая подруга бросилась туда и, впав в истерику, кричала:
– Не входи в исповедальню! Не заходи туда! Не заходи!
Вдове все же удалось войти в исповедальню, старец Филофей закрыл дверь, а тем временем снаружи поднялась невероятная суматоха. Люди, ожидавшие исповеди, едва сдерживали бесноватую женщину, которая кричала:
– Не говори ему ничего! Молчи! Не вздумай ему что-то сказать!
Вдова исповедовалась почти три часа. Оказалось, что она подсыпала яд в кофе своему мужа и отравила его.
Когда она вышла из исповедальни, одержимая нечистым духом женщина набросилась на свою подругу и, угрожая ей, кричала:
– Я разорву тебя на куски!
Мы видим, чего боится диавол. Бесноватая женщина не знала, что сказала священнику ее подруга, но демон в ней знал о совершенном подругой убийстве. Мы понимаем силу исповеди, как она освобождает человека.
Диавол знает, что потеряет тебя, если ты выпьешь лекарство покаяния и батюшка прочитает разрешительную молитву. Поэтому он позволяет тебе делать все, кроме одного – исповедоваться. Потому что исповедь – это смирение.
Есть постыдные вещи, которые ты делаешь и говоришь о них своим друзьям, но не священнику. Ты говоришь о них другим, но не тому, кто носит епитрахиль. Почему? Потому что диавол трепещет перед этой епитрахилью и перед исповедью, которую ты совершишь не перед друзьями, а перед священником. Этого он боится, потому что он знает, что этим ты поразишь его.
Диавол знает, что потеряет тебя, если ты выпьешь лекарство покаяния и батюшка прочитает разрешительную молитву
В Афинах одна семья сильно страдала – их единственный ребенок был парализован. Эта женщина услышала, что в столицу с Афона приехал один старец, и с трудом уговорила своего невоцерковленного мужа пригласить старца домой, чтобы тот прочитал молитву о здравии их ребенка. Когда старец переступил порог их дома, отец пригласил гостя пройти в комнату ребенка, но гость пошел на кухню, сел на стул и сказал родителям:
– Я знаю, что ваш ребенок в комнате, мы попозже пойдем к нему. Но перед этим хочу тебя о чем-то спросить! Скажи мне, когда ты последний раз ходил в церковь?
Вопрос был обращен к отцу, который ничего не ответил и молчал.
– Как давно? – переспросил старец.
– Давно. С тех пор, как бабушка брала меня с собой в храм, – ответил отец.
– Сколько раз в день ты хулишь Христа?
Мужчина снова молчал.
– Скольких людей ты обидел?
Отец продолжал молчать.
– Почему ты отправил своего брата в сумасшедший дом? Для того, чтобы отнять его имущество?
Мужчина не знал, что ответить гостю. Он прекрасно знал, что ни он, ни его жена никогда раньше не встречали этого старца.
Затем старец обратился к женщине:
– Это твой первый мужчина?
– Да, – ответила она.
Но в действительности нынешний супруг не был первым мужчиной в ее жизни. В прошлом у нее были отношения со многими мужчинами. Но гость не хотел поставить женщину в неловкую ситуацию перед ее мужем.
– Хорошо. Сколько времени ты не исповедовалась? – спросил ее старец.
– Много лет. Не помню, когда я в последний раз ходила на исповедь.
– Сколько детей ты выбросила в мусорный ящик, прежде чем у тебя родился этот ребенок?
Мать молчала, но мысль о нескольких сделанных ею абортах ворвалась в ее сознание.
– Четыре?
При этом вопросе женщина замерла: она сделала четыре аборта.
Затем старец спросил:
– Теперь вы понимаете, почему я вам предложил сначала зайти на кухню? Потому что не ваш ребенок парализован, а вы! Проблема в вас! У ребенка чистая душа, а вы – больные! Вы хотите, чтобы он выздоровел?
– Да, мы очень этого хотим! – в один голос воскликнули родители.
– Тогда сначала вы должны выздороветь!
Не ваш ребенок парализован, а вы! Проблема в вас
Старец посоветовал родителям исповедаться у двух конкретных священников.
– Когда вы исповедуете свои грехи с пятилетнего возраста, и священник разрешит вам причаститься, тогда мне позвоните, чтобы я снова приехал. Тогда я приеду и подниму на ноги вашего ребенка, – сказал старец родителям.
После ухода старца они начали плакать и вскоре пошли на исповедь. Когда исповедующий этих родителей иерей услышал их историю, когда он узнал об их драме, то сказал им сквозь слезы:
– Идите и причаститесь, чтобы ваш ребенок скорее выздоровел! Судя по тому, что старец рассказал вам, наверное, его вам послал Сам Бог. Идите!
Батюшка прочитал разрешительную молитву, и в тот же день супруги причастились – в праздник Преображения Господня.
Когда они переступили порог своего дома, думая о том, как быстрее сообщить старцу о выполненном ими поручении и снова пригласить его к себе домой, то замерли от неожиданности. Их любимый ребенок стоял перед дверью! Он уверенно стоял на своих уже здоровых ногах, и от паралича не осталось ни малейшего следа.
Рай будет переполнен грешниками, но покаявшимися и причастившимися грешниками. А ад будет полон не только грешниками, но и добродетельными и нравственными гордецами, такими, как диавол, и такими же жестокосердными, как он. Диавол говорит:
– Я не покаюсь! Пусть Бог покается!
Но что мы поем во время Великого поста? «Открой мне двери покаяния, о Жизнеподатель...»
Я молюсь, чтобы эти двери открылись для всех нас в этой жизни, чтобы мы могли войти через райские двери.
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
«Православие БГ»
[1]Канона́рх – церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор.
Игумен Никон Афонский
10 апреля 2024
Вы здесь » Близ при дверях, у последних времен. » Люди православные » Аскетика для мирян. Школа покаяния.