в своё время. о.Димитрий Смирнов дискутировал
на эту тему и затронул некоторые совсем уж
крайние случаи… и в очень своеобразной манере…
однако вопрос очень важный и требует прояснения,
и более четкой, основанной на Священном Писании
и святоотеческом предании формулировки
для этого и завел тему…
готового ответа у меня нет, но есть некоторые наброски…
1) идея «всепрощения» и тем более безусловного всепрощения
не имеет ничего общего с православием
( эта идея сильно попахивает продвигаемой служителями
тьмы «толерантностью» ( т.е. безразличием (равнодушием)
ко всякому злу и греху, что совершенно чуждо христианству )
2) прощение предполагает искреннее раскаяние в содеянном
и некие реальные дела по исправлению… без этого
прощение становится не только безсмысленным,
но и в некоторых случаях преступным,
греховным деянием, попустительством греху,
молчаливым поощрением грешащего и таким
образом соучастием в грехе
это в особенности касается грехов против веры
и против благочестия,
поэтому и сказано ( апостолом Павлом в послании к Титу ):
Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся,
зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден
и отцы и учителя нам это так объясняют:
А почему бы нам не вразумить его и в третий,
и в четвертый, и в пятый, и в шестой раз?
Потому, что такой человек не хочет исправляться.
Отвращайся еретика и раскольника после первого и второго вразумления,
- говорит нам апостол Павел. А поскольку человек не хочет исправления,
то даже если ты и кровь за него прольешь и сердце свое вынешь и ему отдашь,
он не изменится. Воля человека очень сильна, сильнее самой силы Божией.
но надо сказать, что это касается не только ереси и раскола,
но и явно нечестивой жизни попирающей всё то, что установлено
Церковью ( в правилах, канонах и т.д. )
И потому у апостола Павла также сказано:
Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа,
удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию,
которое приняли от нас
( 2 Сол. 3:6 )и также:
аще некий брат именуем будет блудник или лихоимец,
или идолослужитель, или пияница, или досадитель,
или хищник. с таковым ниже ясти
(1 Кор. 5, 11).
Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры,
кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них:
таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают,
но своему чреву: иже благими словесы и благословением
прельщают сердца незлобивых.
( Рим. 16:17 )
свят.Феофан это так разъясняет:
Надобно заметить, что в словах: не по преданию, еже прияша от нас,
предание, как очевидно, означает не учение, а порядки жизни,
заведенные Апостолами, и обнимает оно все порядки.Порядки эти приняты христианскими обществами и хранились нерушимо,
под титлом непреложного закона. От непосредственных приемников
сих порядков, лично от Апостолов, они в неизменном виде перешли
к преемникам их. Каковою Церковь вышла из апостольского века,
таковою она образована непосредственно святыми Апостолами.
Учение преподавалось словом и подтверждалось, где нужно, писанием.
Порядки заводились делом, непосредственными распоряжениями,
хоть поминались иногда и в посланиях. В настоящем месте предание
разумеется фактическое, делом введенное в жизнь. Феодорит пишет:
«Предание разумеется не словами, но делами». Другие толковники
под преданием разумеют здесь и пример Апостола, ибо этим
распоряжение Апостола о трудолюбной жизни скорее входило в жизнь
между христианами и приобретало более силы. «Преданием,—говорит
святой Златоуст,—называет Апостол то, что они видели в его поступках».
Экумений так: «Предание, которое я предал вам делами, быв для вас примером».
«Ибо собственно это есть предание», — дополняет Феофилакт.
Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата, безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас
Апостол прописывает здесь общий закон для поддержания христианского благоповедения; на частный случай, о коем будет речь ниже, здесь только легкий делается намек. Апостолы, проповедуя Евангелие, между верующими с самого начала заводили новые христианские порядки жизни, как они должны были себя держать в семействе, в обществе, в церкви, - и от лица Господа дали неотложный закон: кто не будет так жить, от того отлучайтесь. Этим совершался молчаливый суд и отлучение виновных от общества христианского, ибо когда от них отлучались, то они естественно становились отлученными. Отсюда выходит, что по намерениям Господа и святых Апостолов христианские общества все, в целом своем составе, должны быть строгими исполнителями заповедей и непорочными по нравам и что соблюдение такой чистоты есть дело всего общества, будто закон самосохранения.
Повелеваем же. Прежде сказал: надеемся, что вы, что ни повелим вам, и творите, и сотворите. Теперь говорит: повелеваем же вам — вот что. Прямо указывает на предыдущее. Следовательно, то сказано было в видах сего; надежде той делает приложение, или указывает случай оправдать ее.
О имени Господа нашего Иисуса Христа. Имя стоит вместо лица. О имени — то же, что: Самим Христом Господом, или от лица Самого Господа, Его властию, нам данною на устроение Его царства на земле. Как бы так: «Не мы говорим это, но Христос» (Златоуст). «Он узаконяет сие чрез нас» (Феодорит). «Ибо что я говорю, то Он говорит» (Феофилакт). Говорит так Апостол «или в таком смысле: Христос да будет свидетелем, что мы дали вам такую заповедь, или в таком: изрекаемое мною слово не мое, но Его» (Экумений). Всячески изрекаемое повеление есть прямая воля Божия, непреложный закон, которого ни миновать, ни криво толковать нельзя. «Говоря таким образом, Апостол показывает, с каким страхом должно взирать на это повеление» (Златоуст). Вместе видно внушение, что отступление от сего повеления бросит тень на само Евангелие, и как бы на Самого Господа. Почему и строгость такая, чтоб сторонние не могли говорить: вон чему учат, вон какая их вера, вон какой их Христос.
Отлучатися, «отделяться» (Феодорит), «отстраняться, удаляться» (Экумений), «отворачиваться» (Златоуст). Ниже говорит: не примешайтися; но вместе так, чтоб не как врага иметь неисправного, но как брата вразумлять таким к нему отношением (стих 14). Видно, что это больше, нежели только одно отстранение от участия в делах или в образе жизни. И этим могло выражаться внушение: мы вашею дорогою не ходим и вам не советуем, которое могло отрезвляющим образом действовать на неисправного. Видя, что участием не поощряют, а безучастием укоряют его поведение, брат мог приходить в себя и исправляться. Апостол говорит более, именно, чтоб, отлучаясь от брата бесчинного, его отлучали от себя, чтоб он видел себя отчужденным от христианского общества. В этом вся сила исправительной меры, установленной Господом чрез Апостолов; об этом пространную речь святого Златоуста приведем ниже.
Всякаго брата, то есть христианина, и поколику христианин есть. В послании к Коринфянам то же заповедует Апостол не примешатися к разным лицам беспорядочного поведения, но только к лицам, принадлежащим к христианскому обществу, то есть братиям. Ибо, говорит, если б от всех таких отдаляться положить законом, то следовало бы выйти из мира (1Кор. 5:10).
Безчинно ходяща, «то есть живущего» (Златоуст), «такого, который живет без всякого чина, не по законам Божиим» (Экумений). Судя по тому, о каком бесчинии говорится ниже, под бесчинно ходящими здесь разумеются праздношатающиеся, ничего не делающие, удаляющиеся от полезных трудов и только в веселиях и утехах проводящие жизнь. Так понимают все наши богомудрые толковники. Но ничто не мешает разуметь под такими всяких нарушителей чина христианской жизни, вообще таких, которые живут не по преданию, принятому от Апостолов. Апостолы всюду заводили новые чины жизни, нравственно-религиозные, семейные, гражданские, и требовали непреложно их исполнения. Нарушители сих постановлений отступали от чина, оказывались бесчинными, бесчинно ходящими. От всех таких отлучаться и их тем от себя отлучать — был повсюдный апостольский закон, о котором во многих посланиях поминает Апостол. К римлянам пиша, например, заповедует уклоняться от всякого творящаго распри (Рим. 16, 17); в послании же к Коринфянам перечисляет всех такого рода лиц, говоря: ныне же писах вам не примешатися, аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти (1Кор. 5:11). Сколько такой закон был благотворителен тогда и как желать было можно, чтоб он и в наши времена был в силе, об этом пространно пишет святой Златоуст: «Апостол хочет, чтоб мы удалялись от всякого брата, бесчинно ходящего. Быть отлученным от целого общества братии тогда считалось великим бедствием. Поэтому Апостол подвергает всех сему наказанию. Так, в другом месте, именно в послании к Коринфянам, он сказал: с таковым ниже ясти (1Кор. 5:11). А теперь большая часть людей считает это неважным, и все теперь слилось и пришло в расстройство: мы без разбора, как случится, вступаем в общение с прелюбодеями, с блудниками, с лихоимцами. Если надлежало удаляться от того, кто только, вследствие лености, нуждается в пособии других, то тем более от прочих. И, чтобы ты узнал, какой страх внушало отлучение от общения с братиею и какую пользу оно приносило тем, кто благодушно принимал такое наказание, послушай, как тот, который гордился своим грехом, который дошел до последней степени разврата, который совершил блуд, о каковом не упоминают даже язычники, который оставался нечувствительным к своей ране, ибо в этом состоит крайняя степень развращения, как этот (самый человек), который был столько порочным, до того смирился и укротился, что Павел сказал потом о нем: довольно таковому запрещение сие, еже от многих… темже утвердите к нему любовь (2Кор. 2:6, 8). Ибо такой человек был тогда то же, что член, оторванный от остального тела. Причина того, почему тогда это внушало такой страх, была та, что тогда считалось великим благом быть в обществе верующих. Ибо тогда так жили в каждой Церкви, как (живут между собою) люди, обитающие в одном доме, которые подвластны одному отцу и участвуют в одной трапезе. Поэтому такое несчастие составляло для каждого удаление от такой великой любви. А теперь это не кажется чем-либо важным, потому что мы не считаем чем-либо важным и того, когда мы находимся во взаимном общении. Что прежде поставляемо было в ряду наказаний, то ныне, вследствие охлаждения любви, случается между вами не как наказание, мы удаляемся друг от друга из равнодушия. Ибо причину всех зол составляет отсутствие (в нас) любви; оно разрушило и уничтожило все великое и славное в Церкви, именно все то, ради чего должно радоваться».
Надобно заметить, что в словах: не по преданию, еже прияша от нас, предание, как очевидно, означает не учение, а порядки жизни, заведенные Апостолами, и обнимает оно все порядки. Порядки эти приняты христианскими обществами и хранились нерушимо, под титлом непреложного закона. От непосредственных приемников сих порядков, лично от Апостолов, они в неизменном виде перешли к преемникам их. Каковою Церковь вышла из апостольского века, таковою она образована непосредственно святыми Апостолами. Учение преподавалось словом и подтверждалось, где нужно, писанием. Порядки заводились делом, непосредственными распоряжениями, хоть поминались иногда и в посланиях. В настоящем месте предание разумеется фактическое, делом введенное в жизнь. Феодорит пишет: «Предание разумеется не словами, но делами». Другие толковники под преданием разумеют здесь и пример Апостола, ибо этим распоряжение Апостола о трудолюбной жизни скорее входило в жизнь между христианами и приобретало более силы. «Преданием, — говорит святой Златоуст, — называет Апостол то, что они видели в его поступках». Экумений так: «Предание, которое я предал вам делами, быв для вас примером». «Ибо собственно это есть предание», — дополняет Феофилакт. — Напрасно потому мудрость инославных неблаговолительно относится к этому святоотеческому пониманию.
Высказав общий закон, Апостол ведет теперь речь к приложению его у солунян. Прямо бы сказал: отлучаться от бесчинно ходящих есть неотложный закон; у вас есть бесчинные, так отлучайтесь от них. Но Апостол разъясняет наперед виновность этих бесчинников (7-10); затем определенно указывает порок обличаемых бесчинников (11); потом предлагает им исправиться (12). И уже коль скоро не послушают, отлучаться от них (13, 14).
Виновность бесчинников Апостол определил силою побуждений, какие они имели к тому, чтобы быть в чине. Побуждения эти они имели в примере самого Апостола, в том, как он жил и действовал, будучи у них (7-9), и в прямой заповеди, данной им (10). Побуждения из примера Апостолов так разъясняются: вы должны подражать нам; но мы, живя у вас, не бесчинствовали, не тунеядствовали, а день и ночь проводили в труде и подвиге. Следует и вам так действовать.
Послание святого Апостола Павла к солунянам второе,
истолкованное святителем Феофаном.
3) насколько понимаю общее правило такое —
во всех случаях, где явно имеет место нечто
душевредное и творящий сие пребывает
упорно нераскаянным, игнорируя увещания
сделанные в частном порядке, а затем и
через церковное собрание ( «повеждь церкви» )
то с таковым не следует иметь общения и
всячески отделяться и удаляться следует от
такового и не только ради уклонения от соблазнов,
но и также ради того, чтобы сей согрешающий
не подумал, что его молчаливо одобряют.
( пишу пока своими словами, несколько неточно,
но опираясь на святых отцов, как они толкуют
вышеозначенные строки Священного Писания )
и также в Евангелии сказано:
Если же согрешит против тебя брат твой,
пойди и обличи его между тобою и им одним;
если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
если же не послушает, возьми с собою еще одного
или двух, дабы устами двух или трех свидетелей
подтвердилось всякое слово; если же не послушает их,
скажи церкви; а если и церкви не послушает,
то да будет он тебе, как язычник и мытарь
Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его
с глазу-на-глаз (inter te et ipsum solum). Если же он послушает тебя,
то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает,
то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух
или трех свидетелей было твердым (stet) всякое слово.
Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви.
Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь
если исправляемый не захочет послушать и их, тогда нужно сообщить
о нем многим, чтобы они отвращались от него с омерзением, и чтобы тот,
на которого стыд не подействовал спасительно, спасся действием укоризн.
А когда говорится: Да будет он тебе как язычник и мытарь, то показывается,
что человек, под именем верующего делающий дела неверных, заслуживает
большего отвращения, чем открытые язычники. А мытарями [сборщиками
податей] в переносном значении называются те, которые стремятся
к временным выгодам и изыскивают себе доходы обманом,
хитростью, кражей и преступным вероломством.
— блаженный Иероним Стридонский
( Толкование Евангелия от Матфея )
слова про «семдесят крат седмерицею» сказанные Христом
в Евангелии по толкованию свят.Иоанна Златоуста
также подразумевают искреннее раскаяние согрешившего:
Тогда приступль к нему Петр рече:
Господи, колькраты аще согрешит в мя брат мой,
и отпущу ли ему до седмь крат; Глагола ему Иисус:
не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею.
Сего ради уподобися Царствие Небесное человеку царю, иже восхоте
стязатися о словеси с рабы своими. Наченшу же ему стязатися,
приведоша ему единаго должника тмою талант: не имущу же ему
воздати, повеле и господь его продати, и жену его, и чада, и вся,
елика имеяше, и отдати. Пад бо раб той, кланяшеся ему, глаголя:
господи, потерпи на мне, и вся ти воздам. Милосердовав же
господь раба того, прости его и долг отпусти ему…свят.Иоанн Златоуст:
Петр думал, что говорит нечто великое, почему, как бы желая
похвалиться любовью к ближнему, заключил вопрос свой словами:
до седмь крат? Ты повелел, - говорит он Иисусу, - прощать обиды ближнему;
сколько же раз я должен делать это? Если, напр., ближний часто будет погрешать
и, по обличении, всегда будет раскаиваться, - то сколько раз Ты повелишь нам
прощать его? Того, кто не раскаивается и не осуждает себя за грех, Ты повелел,
по троекратном обличении, оставить, сказав: буди тебе якоже язычник и мытарь
(Мф. 18:17), а для раскаивающегося не положил никакого предела,
но велел принимать его.
Итак, нет никакого всепрощения в православии.
Если некто согрешив не просит прощения,
не выражает сожаления, не признает своей вины,
( но хуже того, оправдываети как-бы узаконивает
свой грех ) — то мы не обязаны такового прощать…
более того, если он не желает нас слушать и ему
плевать на мнение свидетелей и церкви — то
таковой мало того что не заслуживает прощения,
но и необходимо должен быть отвергнут
как язычник и мытарь… то есть не следует
с ним общаться, и иметь какие-либо дела
( «ниже да ясти» )
Более того… можно ещё вспомнить написанное
в книге «ПРОСВЕТИТЕЛЬ» преп.Иосифа Волоцкого
и также подтвержденное преп.старцем Паисием
о исповедании и защите веры … так, что и
противление злу силой в некоторых случаях
уместно и похвально.
прошу всех неравнодушных по возможности
внести свою лепту в эту тему и если имеете
соответствующие толкования и поучения
святых отцов, учителей Церкви и богословов
с доброй репутацией, то не стесняйтесь
поделиться ими.