Схиархимандрит Исаия (Иаков Маркович Коровай, 1926-2011)
Из книги Послушник N «Плач о духовной жизни. Схиархимандрит Исаия (Коровай)»
Записки духовных чад схиархимандрита Исаии -
келейника монаха НИКОЛАЯ и р. Б. N. из Белгорода, -
составленные по воспоминаниям батюшки при его жизни с 2000 г. по 2005 г.Еще находясь в Курской Коренной пустыни, батюшка говорил, чтобы не заботились страстно о благолепии, а больше украшали внутреннего человека (заботились о душе), потому что скоро будут ставить печати не только в документах, но и на тело.
------------------------------
Однажды батюшка молился, чтобы Господь открыл ему, когда же будет просвет в России и в Церкви. Наутро получил ответ: «Как апостолу Павлу: довлеет тебе благодать Моя... Вот ты, Исаия, лечишь, и лечи...». Батюшка понял это так: были старцы «народники», которые шли в мир, помогали духовно близким, а были затворники. С того дня о. Исаия стал больше ездить к людям. Он принимал приходящих в Киеве в Покровском женском монастыре, вычитывал больных в Харькове, Белгороде, Нежине, на частных квартирах.
* * *
Постриженица схиархим. Исаии
монахиня ГРИГОРИЯ,
Носовская общинаБатюшка любил, сидя перед печкой, колоть лучины и подбрасывать щепки в огонь. Иногда рассуждал: «Сейчас никого не допросишься о помощи, а когда будет гонение, все побегут сюда. А где я их размещу?»
------------------------------
Батюшка всегда нас успокаивал, когда мы волновались за его здоровье: «Я до 100 лет доживу, еще антихриста буду встречать». Когда умирал, мы плакали: «Батюшка, что же ты нас обманул?»
Моё примечание: А ведь наверняка и не обманул батюшка… Родился он в 1926-м году, преставился в 2011-м, но, как известно, у Бога мёртвых нет. В 2026 году со дня рождения батюшки исполнится ровно 100 лет… Не указание ли это на срок пришествия/воцарения антихриста?..
* * *
Инокиня ИРАИДА, духовное чадо,
постриженица схиархимандрита Исаии,
Носовская общинаА еще батюшка говорил: «Святитель Тихон, Задонский чудотворец, чтобы собрать Русь духовно, организовывал повсеместно скиты для чтения непрестанной молитвы. Я по своей немощи и недостоинству стараюсь по его пути идти. Вот эти скиты и непрестанная молитва Святой Троице, Иисусу Христу и Матери Божией и спасут Святую Русь».
------------------------------
Старец почитал Царя за его духовность и образованность. Летом 2010 г. у него спросили: «Батюшка, а будет Царь в России?» — «Будет Царь, будет Царь», — отвечал. Очень ценил батюшка людей, преклонявшихся перед Царственной особой, которая внесла огромный вклад в развитие духовной и паломнической жизни на Руси, в строительство православных церквей. Много таких людей приезжало к батюшке, и он радушно встречал их, часто благословлял, целовал. Раздавал деньги бедствующим. Даже одному р. Б. N. дал немалую сумму для того, чтобы тот поехал по монастырям и заказал молебны о спасении Руси, о Царственных мучениках и всем Царском роде. Этому человеку было предсказано, что он доживет и будет присутствовать при коронации Царя.
Еще старец прославлял детей Царя. В былые времена, когда батюшка приезжал в скит, нас величая: «Вы — Царские дети!». В Манченках, в скиту, над кроваткой духовника висели фотографии: царевен Ольги, Татианы, Анастасии, Марии, царевича Алексея. Батюшка всегда приговаривал сестрам: «Хочу, чтобы Вы были похожи на этих Царских детей».
------------------------------
Перед выборами 2010 г. спрашивали отца нашего Исаию, кто будет президентом? Батюшка отвечал, что будет президентом Виктор Янукович. Также, это он предсказывал еще 5 лет назад, когда выбрали Виктора Ющенко на пост главы государства. Батюшка сказал при всех чадах: «Все равно, все равно будет Виктор Янукович». Что и сбылось через несколько лет.
* * *
Духовное чадо Р. А.
На одной из проповедей отец Исаия говорил, что дипломы скоро будут не нужны. Своими руками надо уметь зарабатывать деньги, а не сидеть на шее у родителей. Говорил, что в семье у них было 5 детей, их держали в строгости, не баловали. Отец его был печником. И хотя деньги в семье были, за семь лет батюшкиной учебы — ни пары ботинок, ни одной рубашки ему не купили, все донашивал после кого-то. Только после армии купил себе костюм, — и тот украли.
------------------------------
Отец Исаия неоднократно нам твердил, что современное вино имеет химические добавки и для причастия не годится. Для вина должен использоваться чистый виноградный сок без примесей.
* * *
Протоирей ВИКТОР ТАЛЬКО,
благочинный Бородянского района,
настоятель Св. Архангело-Михайловского храма,
пгт. БородянкаВ те годы было немало домыслов в отношении кодов, и батюшка всех предупреждал об опасности их принятия. Переживал о том, что развалился СССР, как и все православные люди, он жалел о разделении Святой Руси, ведь для любого православного человека вся наша земля, где была пролита кровь за веру и отечество, — его родная земля, а батюшка ощущал это с особой силой.
------------------------------
Батюшка был знаком с прп.Лаврентием Черниговским, их встреча, по-видимому, произошла за год до кончины святого, — в 1949 году. Возможно, именно у него отец Исаия брал благословение на жительство в Киево-Печерской Лавре.
------------------------------
К сожалению, и в Киевском Покровском монастыре, где старец на протяжении 7-8 лет наездами окормлял сестер по благословению приютившей его иг.Маргариты (Зюкиной), батюшка был оклеветан и в конце концов был вынужден уйти. Это случилось еще до смерти его духовного брата и друга протоирея Михаила Бойко. Возможно, что на решение настоятельницы повлияла проповедь в кафедральном соборе Митрополита Никодима (Руснака) Харьковского и Богодуховского, которую тот опубликовал в епархиальной газете. В ней владыка выступил с осуждением позиции старца в отношении ИНН. Присовокупив, что он, мол, не принадлежит никакому монастырю, его никто не знает, назвал его «бродящим волком в овечьей шкуре», смущающим Христово стадо. В результате этой истории, из вновь восстановленного Покровского монастыря в Харькове первостроитель и наместник обители иг. Севастиан (Щербаков) уехал вместе с братией в 2003 году в Россию — они все не хотели принимать идентификационные коды.
------------------------------
После Воронежа батюшка вернулся домой, на родину, в пос.Носовку. Так как нерадивые чада сожгли его российский паспорт, считая, что тот с чип-кодом, то возвратился в Украину пешком, пройдя мимо таможни обходным путем. Долгая дорога сильно подорвала здоровье старца.
------------------------------
Батюшка говорил, что придет время, и в России будет царь. Россия выстоит. Он верил в пророчества высокодуховных людей по этому поводу. Будут еще настоящие православные патриоты, которые изменят ситуацию в мире.
------------------------------
О кодах мы впервые услышали от батюшки, об их опасности. Батюшка говорил: весь мир держится только на православной Литургии, где произносится «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея», едва она перестанет совершаться, придет большая погибель, и если совершится новый Вселенский собор, то, конечно, мир потрясется.
* * *
Настоятель храма Св. Иоанна Воина
в пос. Быковня, Киевская обл.,
протоиерей АЛЕКСИЙ СЕРГЕЕВВ середине 90-х годов я приехал в Москву в храм Христа Спасителя. Я видел нынешнего Патриарха только по телевизору, мне очень нравились его проповеди. Тогда я подумал, что надо спросить у него о проблеме кодов, в Украине только начиналось движение их неприятия. Я спросил на счет кодов, и он ответил: «Не смущайтесь, принимайте».
Вдруг какой-то батюшка дергает меня за рясу пади «Ты не того Кирилла спрашиваешь», — и кивает мне на старца Кирилла (Павлова), а он рядом стоит, поручи надевает, облачается:
— Батя, ты откуда?
— С Украины.
— А точнее?
— Точнее — из Умани.
— А... Там ересь жидовствующих взяла вверх. Тебе надо оттуда уезжать.
А я только квартиру получил, обустраиваться начал. К домику пристроил келию. Матушка радовалась: «Мы только из глины вылезли». После службы я опять подошел к о. Кириллу. Тот подтвердил свои слова. Начал я выкручиваться, мол, духовные чада у меня, приход.
— Тебе сделают так, что твои чада подумают, что ты такой же, как и те. Подкинут что-то. Так что давай, уезжай.
Я в растерянности. Такое старец говорит. Опять за коды вспомнил:
— Отец Кирилл, а как с кодами быть?
А что тебе Он сказал? — старец кивнул на митрополита.
— Сказал — брать!
— Да нет, дорогой. Ну что же ты, не понимаешь? Нельзя ведь.
Вернулся я через день в Умань. Рассказываю матушке, та в слезы. Ну, думаю, Господь все видит и слышит, если будет на то воля Его, всем ум ранит, возьму все брошу и уеду.
Прошло время. Как-то заходит во двор человек и рассказывает: «Здесь я родился, провел свое детство!». После знакомства выясняется, что он — нефтяной магнат и предлагает мне переехать поближе к Киеву. Узнав, что у меня появилась возможность приобрести небольшой домик, предлагает безвозмездно деньги. Все это, конечно, я воспринял только за молитвы и как благословение старца.
* * *
Р. Б. ИРИНА, духовное чадо
Только один раз о. Исаия съездил в паломничество на Святую Землю и на Святую Гору Афон и привез оттуда почти чемодан камешков, которые всем раздавал. Однажды, после возвращения с Афона, о. Исаия сказал, что старцы ему там говорили: если хоть три монастыря будут заниматься деланием Иисусовой молитвы, Россия спасется. Потому скиты, которые о. Исаия организовал, становились своего рода маленькими монастырями для делания Иисусовой молитвы. А когда у батюшки спрашивали, какое у него духовное делание, он отвечал, что старается подражать прп. Григорию Паламе.
* * *
Р. Б. ОЛЬГА, духовное чадо
В конце 90-х годов стали присваивать идентификационные номера людям, мы их тоже приняли, не зная и не понимая, что это и для чего присваивают. А когда познакомились с батюшкой, не спрашивая, есть ли у нас эти номерки, он сказал нам с мужем так спокойно, как бы между прочим: «А от номерков надо отказаться». И при второй, и при третьей встрече повторил так же спокойно: «А от номерков надо отказаться». Только после третьего напоминания я стала задумываться, как отказаться от этих номерков-то. И тут, по молитвам батюшки, узнала об одном православном сайте, где были образцы заявлений отказа от индивидуального идентификационного номера. Заявления нужно было написать в Государственную налоговую администрацию Украины и Государственную налоговую инспекцию по месту жительства, а получив оттуда отрицательный ответ, подать на них в суд. Ознакомившись с этой информацией, я испугалась. Приехала к батюшке и говорю (а он смотрит на меня, улыбается и как будто знает, о чем хочу его спросить): «Батюшка, боюсь в суд идти, там же против меня Государственная налоговая администрация Украины». А он с улыбкой отвечает мне вопросом: «Яко с нами Кто?». Говорю: «Бог!». А батюшка сказал так тихо и спокойно: «Так чего ты боишься, если с нами Бог, то кто против нас?» Страх прошел, спокойствие и уверенность от батюшки передались мне, и я больше не боялась ни налоговиков, ни судов. От номерков с Божией помощью, по молитвам батюшки Исаии, отказалась вся моя семья: мама, дочь. Дай, Господи, устоять и не принять также «имя зверя».
------------------------------
В памяти всплывают слова батюшки: «Запасайтесь семенами». Эти слова понятны сейчас, когда семена практически всех культур подверглись генной модификации, и купить обычные семена все сложнее и сложнее.
------------------------------
Отец Исаия почитал Царственных мучеников и свою любовь к ним передавал нам. Батюшка имел мнение, что нельзя переводить Богослужебные тексты с церковно-славянского языка ни на украинский, ни на русский языки, потому что при этом искажается смысл.
* * *
АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА,
духовное чадо, г.БелгородКак-то принесли батюшке книгу «В горах Кавказа», не стал ее читать — полистал только и сказал, что там много напутано. После чего велел бросить в печь.
------------------------------
Не любил городские квартиры: тесно ему там было, душно. Предпочитал останавливаться в частных домах: чтобы можно было во дворе босиком по земле пройтись, свежим воздухом подышать. Никогда не ночевал в комнатах, где находился телевизор.
* * *
Архимандрит НИКОН (Русин),
насельник Киево-Печерской Лавры
с начала ее возрожденияЗа время своей монашеской жизни в «застойные годы», еще при СССР, о. Исаия объездил все 12 монастырей, которые в то время были открыты. Он везде имел своих духовных чад. Кроме Жировицкого женского монастыри, который, как он считал, был подвержен влиянию масонов, так как там 300 лет во времена Унии находилась масонская ложа.
------------------------------
В конце 80-х годов началась «перестройка», были всеобщий хаос, дефицит, обесценивание денег. Молодая братия, и я в их числе, спрашивали о. Исаию:
— Батюшка, к чему это нее приведет? Успокоится ли мир?
— Нет, в ближайшее время спокойствия не будет. На воде плаваем, нет твердой почвы, — отвечал батюшка.
* * *
Протоиерей ЯРОСЛАВ, настоятель храма
во имя святых Царственных мучеников,
Тростянецкий р-н, Сумская обл.Еще мне запомнились слова батюшки, переданные моим духовным отцом: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!». Без веры Православной мы — никто.
* * *
Иерей ВАЛЕРИЙ ЧЕРНИЙ,
Владимирская область, РоссияКиевский протоиерей Михаил Бойко считал, что в наше время епископу спастись очень тяжело, едва ли возможно сохранить верность Христу (он приводил затем некоторые примеры), а священнику еще как-то возможно. Это была его реальная оценка Церкви. Отец Исаия в этом с ним полностью соглашался.
------------------------------
Как-то при очередной встрече о. Исаия сказал очень поразившие и смутившие меня слова: «Знай, что 70 лет для старца — очень критичный возраст, многие впадают в прелесть».
------------------------------
Старцы времен прп. Серафима (Романцова) Глинского говорили: «Когда доживем мы до тех времен, что петь и писать будут вместо «Аллилуиа» — «Аллилуя», то молиться по тем книгам будет нельзя. Это один из знаков приближения времени антихристова».
------------------------------
Отец Михаил, обладавший великой любовью и большой свободой (от этих качеств он богословствовал, как орел парит в высоте), считал простой ошибкой поющих и чтецов неправильное произношение дифтонга. Двойной звук «иа» должен так и произноситься, как пишется. «Если бы ты знал, деточка, до каких высот Устава доходят церковные искажения в жизни!» Мнение же о. Исаии было следующим: «Одно другого не исключает. Если старцы чувствовали, что это произойдет, то падение веры будет колоссальным. Раньше такие ошибки никто из чтецов и певчих не мог допустить».
------------------------------
В одной из бесед, когда я сетовал на постоянные головные боли и невозможность молиться Иисусовой молитвой при скоплении людей, старец посоветовал мне поменьше ходить по магазинам, базарам, толкучкам. Вообще не посещать любые нецерковные собрания, демонстрации, особенно политического характера. Вредно для души непрестанно молящегося находиться и на стадионах, в концертных залах, кинотеатрах, ритуальных языческих местах — там враг особенно активно собирает своих служителей, и демоны огромными полчищами посещают эти сатанинские сборища. Также на многое время уходит молитва после участия в плясках, танцах, языческих обрядах. Детей в школах нужно стараться не приучать к этим действиям. Храм Божий, уединенная келия, места мученической смерти подвижников благочестия и явления святых икон, святые источники — вот где особенно легко идет молитва.
------------------------------
Где-то в середине 80-х отец Исаия говорил такие слова: «Мы уже все в мешке сидим, осталось только петлю затянуть».
------------------------------
После посещения Св. Горы Афон отец Исаия не был м восторге от увиденного. «Эти греки, — все у них напоказ, чисто внешне. Смотрите, мол, батюшка, как мы молимся. Это все у них земное. Никого из достойных учеников Паисия я не видел. Настанет время, когда здесь у нас будет Афон».
------------------------------
В известном предсказании прп. Лаврентия Черниговского о наступлении времени антихристова есть такие слова: «Будут спасаться тремя эшелонами... Старайтесь попасть в первый эшелон... Хоть за колеса цепляйтесь». — «Батюшка, а как попасть в эти эшелоны?» — «А уже билеты на них раскуплены...» Некоторые думают, что речь идет об эшелонах — поездах, и начинают рассуждать, какими же длинными они должны быть и сколько в них вагонов...
Архимандрит Кирилл (Павлов) высказал такую мысль, что все надо понимать иносказательно. Пошли паспорта с кодами, чипами, биометрическими данными, и некоторые люди не принимают их — вот они и составят первый эшелон. Все время идет отсеивание христиан. Уступчивые, «соглашатели», — отсеиваются, а те, кто «цепляется за колеса», имеют надежду сопротивляться антихристу.
Отец Исаия не уступал, и до конца своей жизни в общении с духовными чадами напоминал, что сатана всегда ловит на маленький крючок, на небольшие уступки, мелочи. А потом уже сети расставляет.
Старец благословлял всем (мирским, конечно, людям) иметь, по возможности, хатку, кусочек земли, огорода и в меру сил пытаться своим трудом прокормить себя, семью, близких и быть независимыми от государственной власти антихристовой, коль такая уж случится.
* * *
Схимонахиня ВЕРА (Темникова), г. Почаев
Как-то, зайдя к брату в келию, застаю его с о. Исаией. Я смутилась и хотела выйти, но отец игумен окликнул меня: «Матушка, погодите, я уже собирался уходить» — и забирает какую-то книгу со стола. Брат просит: «Отец, дай и моей Варваре (мое монашеское имя) прочесть». Отец Исаия развернул книгу, отметил пальцем: «Читайте». Это было перепечатанное на машинке издание в самодельном переплете. Брат продолжил дальше: «Вот, смотри, учил я студентов 40 лет, а не знаю, кем они станут». В машинописи прочла: «Настанут времена, и с церковных амвонов будут семинаристы и академисты проповедовать приход антихриста, призывать признать его как владыку мира...» Далее указал новое место: «В каждой обители произойдет война, война между братиями, которые ради сохранения своего крова примут новый стиль. Это отступление может начаться с самого сердца монашества — со святого Афона. Когда сердце будет поражено, все остальные органы — монастыри православные — отомрут моментально...» Я ужаснулась прочитанному, даже не спросила, что это была за книга. Потом брат говорил, что это мне не надо знать: «Спасайся, зная свое дело, главное — устав не нарушай, с тебя за это спросится». А я за 30 лет пробыла на послушании регента в различных храмах, и в Лавре пела, акафист читала у иконы Матери Божией Почаевской и у Преподобного Иова Почаевского.
Когда я посоветовала брату просить помощи после отъезда из Лавры у владыки Агафангела, он отмахнулся: «Есть такая горькая пословица: «Монах злопамятен до гроба, а архиерей — до второго пришествия». Только бы не дожить до времени, когда придется исповедоваться у дерева или у столба...» [Архимандрит Антоний умер в 2003 году.]
* * *
Монахиня МАКРИНА, пос. Гудаута, Абхазия
Когда протоиерей Виссарион Аплиаа посещал архимандрита Кирилла (Павлова), лежащего в больнице, тот долго не приходил в себя, но, едва очнувшись, сказал: «До отъятия головы стоять с Россией, с русскими в Абхазии». С отцом Исаией наш благочинный был знаком в молодости, еще не будучи священником, в чем-то ему помогал.
* * *
Иеромонах НИКОЛАЙ (Ковальчук), кавказский пустынник, Абхазия
Однажды, когда я только начинал служить в соборе, меня вызвал отец Тихон и попросил на время его отъезда пожить и посторожить его хатку. В первую ночь после его отъезда я не успел прийти в опустевший домик, не собрал еще свои вещи. На следующий день в соборе подходит ко мне послушница отца Тихона и говорит: «Слава Богу, батюшка, что вы не пришли вчера ночевать, — вас бы убили. Приходили грабители — двое с автоматом, все в домике перерыли, что позабирали, а что поразбивали. Разбили также голову матушке. Уходя, они пригрозили, что еще вернутся».
Это были пацаны лет по 18-20. Через несколько дней я все же пришел забрать книги и сохранившиеся вещи. Вижу: пол разбит, стены проломлены, — понятно, что искали бандиты что-то. Когда во второй раз пришел уже под вечер, застал соседку, которая в ужасе мне рассказала, что только я поднялся во двор, то спугнул двух грабителей, которые хотели тут же ее, 60-летнюю, насиловать. Действительно, я увидел мелькнувшие спины двух парней. Раба Божия стала меня умолять не оставлять ее здесь одну, а провести в город, к собору. Мы с ней собрались, выходим, а через забор уже выглядывают эти двое. Кричат: «Поп, поп пришел». Один из них был с автоматом. Когда мы уже уходили, те увязались за нами, причем, один из них вымазал чьей-то кровью себе лицо и скакал вокруг нас, как бесноватый: ах вы, иеговисты, ах вы, такие-сякие, и матом нас. Мы, ни слова не говоря, идем дальше. Те, явно провоцируя, чтобы я вступил с ними в перепалку и дал им повод применить оружие, дальше льют ругань. Я только ответил: «Нет, мы не иеговисты, мы православные христиане», — и засунул руку за пазуху к кресту иерейскому. Те сразу отскочили, видно, подумали, что я за оружие хватаюсь. «Ну, ладно, это и хорошо»,— мелькнула мысль. Так я с рукой под пальто и шел всю дорогу. В конце улицы они отцепились. Что-то крикнули по-абхазски и исчезли.
Это серьезное было для нас испытание, могли убить запросто. После этого случая я уже не приходил туда ни разу, только слышал, что спустя неделю домик сожгли. Через какое-то время приезжала духовная дочь отца Тихона, мать Варвара, и была страшно опечалена, затем и брат старца приезжал, ходили они на пепелище, все перерыли — искали что-то. Потом я узнал, что они искали хранившиеся долгие годы, невесть как попавшие к отцу Тихону старинные, оригинальные свитки. Эти свитки — рукописи прп. Серафима Саровского, его пророчества о приближении последнего времени, которые были такие откровенные, что даже после «перестройки» их невозможно было опубликовать. Сначала он хранил их в столе, затем где-то перепрятал. А только уже в России об этом вспомнил, перед отъездом перепрятал на чердаке, под крышей. Там они и сгорели. До конца жизни отца Тихона самой большой его трагедией было то, что он не уберег такую святыню.
* * *
Монахиня N., Свято-Покровский киевский женский монастырь
«Дети, правды на земле не ищите, ее здесь не было, нет, и никогда не будет. Один пришел — Его за правду распяли. Идите туда, где вас ругают, бегите оттуда, где вас хвалят. Там, где вас ругают, — с вас снимают греховную пыль щеточками, а где хвалят, — там обкрадывают вас».
Отредактировано Россiянинъ (2022-02-10 19:53:03)